Не говоря определенно ни об одном из этих видов епитимии, Ипотип. и Диатип. указывают один лишь, но более суровый вид ее – заключение в особое помещение (φοριστιρα) на сухоядение для непокорных и упрямых, причем первый замечает, что «исправление посредством бичей (δι μαστγων, ср. выше, стр. 215 о Нитрийском монастыре IV-V в.), идущее мирянам, справедливо отвергнуто нашими св. отцами» (Ипотип. § 25). При недействительности епитимий прибегали к удалению из монастыря (по Диатип.). Из проступков с особым негодование говорит Диатипосис о краже: «производящие какую бы (с. 467) то ни было покражу вещей обители заслуживают смерть Анании и Сапфиры; но те телесно, а эти душевно наследуют смерть с проклятием» (§ 33). Из внутренней жизни монастыря оба памятника касаются след. сторон. Ищущий поступления в монастырь 2—3 недели должен жить в мон. странноприимнице, знакомясь с порядками, и поучаясь игуменом; после этого «оглашения принимаемый вводился в собрание братий, делал им поклон, а они молились за него (Ип. § 24, Диат. § 11). От монахов требуется полная нестяжательность: нельзя иметь и собственной мебели (Диат. § 30). Наиболее внимания уделяется богослужению. Из служб в Ипотипосисе указываются часы только для литургии в пост: когда трапеза в 9 ч. (­ 3 ч.д.), литургия в 6 (12) ч., в непостные дни в 3 (9) ч. (§ 27); по Диатип. утреня будничная в 7 ч. (1 ч. ночи), воскресная в 6 (12 ч.н.), праздничная в начале 5 (10 ч. § 7). В 40-цу 1-ый час указывается совершать отдельно от утрени на рассвете (Ипот. § 14). Запрещается стоять в церкви с жезлами и даже входить туда с ними, пользоваться при коленопреклонениях скамейками (σκαμνοις Диат. § 13). По Ипот. ежедневно в начале 4 песни канона игумен выходит из хора и садясь принимает братию на исповедь; по Диат. он делает это, когда захочет, и может исповедь поручить другому (Ипот. § 22. Диат § 29). Под неделю Ваий на Господи воззвах переменялись хоры, очевидно на весь год: правый становился левым и наоборот, – конечно в виду большей трудности и большего количества пения на правом хоре (почему об этом сказано в статье «О соразмерности в службах», Ипот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

История    О глубокой древности обычая игумену или кому-либо другому из администрации монастыря предлагать братии несколько раз в неделю, преимущественно в воскресенье, поучение, причем допускалось и обсуждение его (в Иеронимовых «Правилах прп. Пахомия» cathechesis и disputationes) - см. Вступ. гл., 193, 202, 213.    Об оглашении в собственном смысле не упоминают Ипотипосис, Диатипосис, Евергетидский устав, западные Студийские, а только Студийско-Алексиевский и из Иерусалимских в настоящем месте почему-то только древнейшая ркп. - грузинская (см. выше, с. 724), но все под Неделей мытаря и Фоминой кратко.    Старообр. уст.:    «и потом предлагается оглашение Студитово и прочитает игумен сам или избирает единаго от священник или от древних братий, по скончании же чтения глаголют клирицы тропарь гл. 8 «Православию наставниче», конец с пением, глаголет же 2-й лик Слава и ныне, Богородичен, глас тойже: «Иже нас ради рождейся " " . ИНОСЛАВНЫЕ УТРЕНИ    В сравнении с нашей инославные утрени имеют следующие наиболее значительные отличия.     Армянская утреня, состоящая из полунощницы и «рассвета», имеет на 1-й 7 молитв, 5 поучений, 5 отделов Псалтири (их всех 8) и несколько гимнов, на второй 7 молитв, из них одна с коленопреклонением, 3 поучения, из коих одно «увещание к молитве», несколько гимнов и псалмы 112, 5, 114, 141, 53 и 85:17.     Коптская утреня, состоящая из полунощницы и утрени, имеет на первой, кроме наших псалмов 3, 117 и 118, пс. 6, 69, 85, 116, Еванг. Мф. 25 о 10 девах, Лк. 7:36 о немилосердом заимодавце, Лк. 12:32 об ожидании Второго Пришествия, покаянные седальны, похвальные стихи «Радуйся» Богоматери и молитву; на второй имеет в начале 19 псалмов, - кроме наших 62 и 142, еще 1—6, 8, 11—12, 14, 15, 18, 24, 26, 66, 69, 112, Еванг. Ин. 1:1-16, Символ веры, ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы (Вступ. гл., 299—303).     Абиссинская утреня древнего типа почти не имеет псалмов (только несколько псалмических стихов), открывается длинным рядом молитвенных воззваний с перечислением дел творения и промысла, обращений к разным святым, перечислением их подвигов и достоинств Богоматери, имеет два длинных ряда чтений из Нового Завета - 1-й из 9 чтений и 2-й из 4 (о воскресении, свете, бдении, крещении, Втором Пришествии), разделяемых песнями Моисея, трех отроков и Симеона Богоприимца и заключаемых длинными гимнами Пресв. Троице, Христу, святым и перифразом молитвы Господней (с частым аллилуиа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ныне отпущаеши, трисвятое, тропари постные. Но замечательно, что уже и западные студийские уставы, начиная с Криптоферратского, не знают такого типа утрени; так в неделю мытаря Криптоферр. Тип. указывает ишь хвалитные стихиры, а Калабрийская и Сицилийская редакции дают здесь след подробный чин конца утрени: посем хвалитных стихир и Преблагословена «τ Δξα μεγαλως (Слава – велико), трисвятое, тропарь воскресный, затем ектения, прошения (просит. ект.) и остальной и отпуст». Замечательно, что по Милийскому Тип. такой же точно порядок имеет (с. 409) и конец вечерни праздничной: «стихиры стиховны, трисвятое, ектения (т.е. сугубая), прошения (т.е. просит ект.) и прочее и отпуст». Самый термин «славословие великое» употребляется уже Криптоферратским Типиконом, не говоря об Евергетидском. Но Никон Черногорец (XI в.) считает отсутствие великого славословия и отделение стиховных стихир от хвалитных на утрени в самые великие праздники общею особенностью всех Студийских Типиков. Часы и повечерие в Студийских уставах    Едва не самую видную особенность рассматриваемых Типиконов составляет вслед за Ипотипосисом и Диатипосисом и под вилянием устава св. Софии отмена часов в воскресенье и праздники, хотя бы и малые. Студийско-Алексиевский устав испещрен замечанием «порознь часом» (упразднение часов), напр., в сентябре 1-го, 5, 6, 7 и т.д.; западные Типиконы и Евергетидский просто молчат о часах, но Криптоферратский делает шаг к иерусалимской практике, когда напр., в Рождество Богородицы, а след. и в другие праздники, указывает за 1-й час петь после утрени «отпустительный» (тропарь) трижды, а самый час совершать каждому отдельно (καταμνας), 3-й же и 6-й час с блаженными праздника пресвитеры «поют одеваясь» к литии пред литургией. Сицилийский Тип. В Великий пост имеет песненные часы однопсалмные с ектениями великой после псалма:3 малыми на антифонах кафисмы и просительной после тропаря и чтения, – и с молитвами священника. – В отношении повечерия Студийские уставы представляют такое же разнообразие и колебание, как Иерусалимские, и имеют эту службу вообще одинакового типа с последними (почему история этой службы – обща у тех и других – см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   История светильнов свидетельствует нам, что один из самых частых, а, может быть, и самых древних светильнов в Студийском и Евергетидском типиках был «Свят Господь Бог наш». Этот псалмический стих (Пс. 98:9), оставшийся теперь без названия, предваряет собою исполнение воскресного светильна для всех без исключения гласов Октоиха, а иногда и заменяет собою светильны (на неделю Ваий и Великую Субботу). Возможно, что, как предполагает Скабалланович, «Свят Господь Бог» занимает по отношению к светильну такое же место, как «Бог Господь» по отношению к тропарю. Любопытно, что, как и в некоторых (не во всех) типиках древности, так и теперь, этот псалмический стих возглашается не канонархом, не чтецом, а диаконом. Эксапостиларий, как таковые, то есть независимо от своей древнейшей формы «Свят Господь Бог наш», известны уже по Ипотипосису и Диатипосису и прочно заняли свое место. Составление воскресных эксапостилариев приписывается Константину VII Порфирородному (912—959), отец которого, Лев Мудрый, составил евангельские стихиры. Это обеспечило им распространение сперва в Константинополе; их ввели студийские типики, но не все.    Так как воскресные светильны или эксапостиларии представляют собой перифраз прочитанного на утрени одного из одиннадцати воскресных Евангелий, то и число их 11. Они подчиняются не господствующему гласу, а прочитанному Евангелию, почему, когда прочитано третье воскресное Евангелие, то и эксапостиларии тоже 3, независимо от гласа недели.    Остается сказать еще несколько слов о некоторых гимно-графических терминах, как-то: Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочен. Прокимен    Прокимен — προκεμενος, предлежащий, т.е. стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:    «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1 гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Писания, эти – из святоотеческих писаний. Устав этих чтений изложен в 10-й гл. Типикона. По ней, чтениями служат толкования св. Иоанна Златоуста или блж. Феофилакта на Новый Завет (толкования читаются на того евангелиста, из которого бывает на литургии Евангелие), из Симеона Метафраста и Маргарита. Объем чтения не определяется, но если разделить все поименованные там книги между чтениями целого года, то придется на одно чтение около 10 страниц 8-го. Ни в настоящем месте Типикона, ни в 10 гл. не указывается также, на каком месте утрени из какой книги чтение; замечено только о чтении по 1 кафизме, что оно бывает «в Евангелии толковом» и о чтении по 6 песни канона, что тогда читается Пролог. Не указывается также здесь чин чтения; он дается в 35 гл. для трапезы: чтец произносит «предисловие», т. е. имя автора и заголовок книги, а настоятель или чередной священник: «Молитвами егоже чтение» (т. е. «молитвами Святаго N Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас»). В древних рукописях богослужебных чтений после заголовка каждого чтения есть прибавка: «благослови отче», на что и служит ответом возглас священника. История их Уже Лаодикийский Собор пр. 17 предписывает: «не должно на службах соединять псалмы в один ряд, но в промежутке по каждом псалме бывать чтению». Вальсамон говорит, что это предписывается для отдыха. Чтения на утрене в известном описании синайского бдения VII в. – из соборных посланий, чередные. Ипотипосис, Диатипосис и Студийские уставы, упоминая о чтениях на тех же местах утрени, что и ныне, не указывают содержания воскресных чтений. Из инославных чтения особенно развиты на армянском богослужении, где они называются «увещание»; таких «увещаний» бывает даже на часах по 2, а на полунощнице (­ 1-й части утрени) – 5, на утрене в собственном смысле до 3 (Вступ. гл., 299–301). В древних западных уставах также очень были развиты чтения, особенно в Венедиктовом (там же, 310 и д.), где о них замечается: «на вигилиях читаются книги, как Ветхого, так и Нового Завета, и толкования на них, составленные известнейшими православными учителями и вселенскими отцами».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Житие Евфимия 80, 83–84, также написанное Георгием до 1044 г., уже отражает конфликт между византийским агиоритским и древнейшим агиополитским иверским обиходом, 280 и его типикон делает несомненной победу первого. Этот памятник для нас крайне важен, поскольку это древнейшее дошедшее до нас подробное описание литургической жизни на Афоне. Он показывает, что ранняя агиоритская литургия основывалась на студитском обиходе, который во времена составления текста уже был сочетанием савваитского чина («Свете Тихий» на вечерне, палестинская утреня с каноном и т. п.) с чином Великой Церкви. Действительно, как предположил Бертоньер, разбросанный литургический материал в раннем афонском Ипотипосисе и Диатипосисе является столь малозначительным потому, что монахи обращались за нужными текстами к литургическим книгам Великой Церкви. 281 Это в первую очередь относится к Божественной литургии. Только повсеместное введение савваитских элементов в монашеские службы Студиона, а также стремительный рост поэтическою творчества наконец позволяет нам увидеть поэтапное образование сборников изменяемых частей богослужения (октоиха, триоди, пентикостария и минеи), которые обеспечили место для этого нового материала. Соответственно, становятся нужны сложные типиконы, позволяющие регулировать конфликтующее циклы. 282 Жерар Гаритт показал тот же самый сдвиг от агиополитского к агиоритскому обиходу, отраженный в лекционариях иверской традиции. 283 До византинизации агиополитского обихода во II тысячелетии ранние грузинские списки лекционария следовали древней системе богослужебных чтений Иерусалима. Но в первой половине XI в. Георгий перевел на грузинский византийский лекционарий. Один из его списков, созданный на Афоне в 1043 г., сохранился до настоящего времени и известен как Iviron Georg. 60. В том же самом столетии составлен древнейший список грузинской версии Златоустовой литургии Sinai Georg. 89, палестинская монашеская рукопись, показывающая, как быстро византийское влияние захлестнуло грузинские монастыри Святой Земли. 284 Характеристика студитского чина

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

2146 Τυπικον . Βενετ ., 1643, φ . 2. Кекелидзе К., прот . Литург. грузин. памят., 316. 2147 Ркп. Муз. Киев. Дух. Ак. Аа 194, с. 21. Устав старообр., л. 5 об. (10). 2148 Moll с. Der Psalter. Bielef, 1859, I, 43. 2149 Симеон Солунский . О бож. мол., 332 (296). 2150 Breviarium romanum, pars verna, 339—340, 344. 2151 Никольский К., прот . Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб, 191. 2152 Кекелидзе К., прот . Лит. груз. пам., 316. Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 3; 329/384, л. 14; 678/386, л. 5; Муз. Киев. Дух. Ак. Аа 194, с. 21. 2153 Устав старообр., л. 5 об. (10 об.). 2154 2-й и 3-й возгласы полностью в Служебнике на литургии Преждеосвященных Даров, 1-й и на вечерне. 2155 Апостольские Постановления. VIII, 13. 2156 Swainson . The Gr. Lit., 218, 238, 302, 320, 219. 2157 Goar . Ευχολγιον , 2—3. 2158 Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 2 об.; Моск. Синод, б. 381, л. 1 об. 2159 Bona I, card . De divina psalmodia. Col. Agrip., 1667, 614—620. 2160 Григорий Богослов . Сл. на нед. Новую. Дионисий Ареопагит . Об именах божеств., гл. 1. 2161 Иоанн Дамаскин . Точное изложение православн. веры. IV, 23. 2162 Архим. (архиеп.) Модест . О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 28. 2163 Pitra . Juris ecclesiast. hist. et monum. Romae, 1868, II, 209. 2164 Ркп. Моск. Типогр. библ. 285/142/1206, л. 21 об.; Моск. Синод. библ. 330/380, л. 260; 336/388, л. 350. Старообр. уст., л. 5 об. (10 об.). В ркп. библ. Моск. Дух. Акад. 137 раскольн. отд. эти припевы положены на ноты. 2165 Мф. 5:17. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ . Новая скрижаль: в 4 ч. СПб., 1858. ч. I, 14. 2166 Григорий Богослов . Стихотв. 33. Полихроний . На Иова, предисл. Епифаний . О весах и мере. Амфилохий . Ямб к Селевку. Иоанн Дамаскин . Точн. изл. прав. веры. IV, 18. 2167 Карабинов И . Постная Триодь. СПб., 1910, 71. 2168 Παπαδπουλος - Κεραμες Α . " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας . СПб., 1894, 11, 119. . 2169 Ипотипосис, § 5, 17. Диатипосис, § 4. Дмитриевский Α . Τυπικα , 231, 232.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

    Диаковский Е. Последование ночных часов («Чин 12 псалмов»), Киве 1909, 19. С IX века. (продолжение) Повечерие    Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она имела в той и другой отрасли уставов очень сходный, если не тождественный состав. Так Ипотипосис и Диатипосис, различая два вида повечерия (τ πδειπνα): полное (λκληρα) и сокращенное для дней праздничных, второе указывает начинать от «С нами Бог» (Ипотип.) или от «Живый в помощи», т.е. 90-го пс. (Диатип.). Если по уставу Саввиной лавры Синайск. библ. 863 VIII-IX в., то нельзя не заметить, что там и здесь имеется в виду эта служба приблизительно одного и того же с состава. а в этом Часослове повечерие, как мы видели (см. выше, стр. 332), не имеющее еще и этого имени, а называющееся «молитвою в 1-й час ночи», имеет состав, оч. близкий к нынешнему великому повечерию в 1-ой его части, именно: псалмы 4, 12, 26, Слава 30, 90, 6 (ныне 4, 6, 12, 24, 30, 90), С нами Бог, аллилуиа со стихами «Призри и услыши мя Господи»..., «В миру вкупе»... (нынешних к тропарям «Невидимых враг»), затем тропари «Невидимых враг»... или (с. 424) другие сообразно дню, «господи помилуй» 3. «Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе»... (стих или молитва?), – далее рукопись обрывается. Такой же состав, но немного сложнее и ближе к нынешнему имеет повечерие в Студийско-Алксиевском уставе: «6 псалм отпевше, тажь С нами Бог и Бесплотное И верую и Пресвятая Владычице и Отче наш и Господи помилуй 30, таже покланяются триждь..... и паки такожь и на 3-м поклонении рещи: Придете поклонимсь, таже псалм 7 Господи да не яростию. и Святый Боже и Отче нас и Господи помилуй 12 и молитве от попа бывши идут в келия своя». Такая «павечерница» называется «исполнь» (полно, полная) и между прочим поется от понедельника Антипасхи до Вознесения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В римском чине богослужения этот псалом употребляется на воскресных Laudes (Вступит. гл., 315). На песненной вечерне он, должно быть, составлял 2-й антифон, от которого к XV в. остался только припев «Вселенную» (там же, 341), но тогда песненная вечерня имела уже нынешний воскресный прокимен (там же, 342). Студийская и иерусалимская воскресная вечерня имела такой прокимен искони.     (Карабинов И. Евхаристич. мол., 15).    Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 2 об.; Моск. Синод, б. 381, л. 1 об.     Bona I, card. De divina psalmodia. Col. Agrip., 1667, 614—620.     Григорий Богослов. Сл. на нед. Новую. Дионисий Ареопагит. Об именах божеств., гл. 1.     Иоанн Дамаскин. Точное изложение православн. веры. IV, 23.     Архим. (архиеп.) Модест. О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 28.     Pitra. Juris ecclesiast. hist. et monum. Romae, 1868, II, 209.    Ркп. Моск. Типогр. библ. 285/142/1206, л. 21 об.; Моск. Синод. библ. 330/380, л. 260; 336/388, л. 350. Старообр. уст., л. 5 об. (10 об.). В ркп. библ. Моск. Дух. Акад. 137 раскольн. отд. эти припевы положены на ноты.    Мф. 5:17. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб., 1858. ч. I, 14.     Григорий Богослов. Стихотв. 33. Полихроний. На Иова, предисл. Епифаний. О весах и мере. Амфилохий. Ямб к Селевку. Иоанн Дамаскин. Точн. изл. прав. веры. IV, 18.     Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910, 71.     Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1894, 11, 119. .    Ипотипосис, § 5, 17. Диатипосис, § 4. Дмитриевский Α . Τυπικα, 231, 232.     Симеон Солунский. О бож. мол., гл. 332 (296).     Симеон Солунский. О бож. мол., 341 (305); ср. 314 (278), где хвалитные стихиры названы μνωι.     Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 352.     Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 355.    Цитаты – см. с. 105, прим.     Goar. Εχολγιον, 3.     Симеон Солунский. О бож. мол., 332 (296).     Toscani. Ad typ. gr., 52. Дмитриевский Α . Τυπικα, 800, 607.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009