Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ( Кекелидзе К. , прот. История древнегруз. литературы. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 226, 575-576). Древнейшие рукописи Г. М. Т. датируются XI в.: Ath. Iber. 30 (список, сделанный непосредственно с автографа прп. Георгия); Sinait. Iber. 4 и 61; Hieros. Iber. 24 и 25; Кекел. A-97, A-193, H-2211. Существует множество списков устава XII-XVI вв. Рус. перевод Г. М. Т. был выполнен и опубликован прот. Корнелием Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 228-313, 483-506). Содержащиеся в типиконе синаксарные жития были напечатаны полностью в составе Церковного календаря Грузии (Тбилиси, 2003. С. 9-279) сотрудником Ин-та рукописей М. Долакидзе. Оригинальные груз. тексты синаксарных житий с учетом позднейших пополнений были изданы Е. Габидзашвили (Памятники древнегруз. житийной литературы. Т. 4. Тбилиси, 1968). Источники Основным источником, использованным при создании Г. М. Т., был упоминаемый в тексте Великий Синаксарь. Этот утраченный ныне памятник скорее всего представлял собой афонскую редакцию первоначального студийского Синаксаря (также ныне утраченного), т. е. устава богослужения на каждый день года ( Пентковский. Типикон. С. 121-154). При составлении месяцесловной части (календаря и синаксарных житий) прп. Георгий пользовался Типиконом Великой ц. и Синаксарем К-польской Церкви (житийным) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Дисциплинарная часть создана прп. Георгием на основе студийского «Ипотипосиса» и «Диатипосиса» прп. Афанасия Афонского (Там же. С. 486-487). Созданию Г. М. Т. предшествовал Малый Синаксарь, переведенный с греческого прп. Евфимием Афонским ( Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский Канонарь. Тбилиси, 1912. Прил.: Фрагм. «Краткого Синаксаря св. Евфимия Афонского». С. 297-310), к-рый также следует рассматривать как один из источников. Состав

http://pravenc.ru/text/Георгия ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОТИПОСИС [греч. Υποτπωσις], визант. монастырский устав, содержащий краткое изложение отдельных литургических и дисциплинарных обычаев студийского происхождения. И. был составлен не ранее сер. и не позднее кон. IX в. на основании богослужебных нормативных текстов студийской традиции, в т. ч. Студийского Синаксаря и студийских «Глав о распределении пищи». И. состоит из 2 частей: 1) отдельных правил, связанных с особенностями совершения богослужения в период службы по Триоди; 2) правил, регламентирующих внешний обиход студийских монахов (поведение, трапезу, одеяния). В рукописях сохранились 2 редакции И.: краткая, входящая гл. обр. в состав южноитальянских списков «Малого катехизиса» прп. Феодора Студита, предназначавшегося для литургического употребления (чтения) (изд.: Mai. NPB. T. 5. P. 111-125 паг.] (=PG. 99. Col. 1704-1720)), и более поздняя пространная, сохранившаяся в составе афонских списков Иерусалимского устава (изд.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 224-238). Тем не менее И. не мог полноценно регулировать богослужение и иноческую жизнь как в Студийском, так и в к.-л. ином мон-ре. В 3-й четв. IX в. И. был использован при составлении Диатипосиса прп. Афанасия Афонского , во 2-й части к-рого имеются пространные заимствования из краткой редакции И., что служило указанием на принадлежность основанного прп. Афанасием мон-ря к студийской традиции. Фрагменты И. входят в состав Пандект прп. Никона Черногорца (Слово LVII) и нек-рых греч. и слав. литургических книг (напр., Орбельской Триоди ). Лит.: Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885. С. 96-99; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XII-XXXI; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 776-785; Stoudios: Rule of the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople/Transl. Th. Miller//Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Transl. of the Surviving Founders " Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000. Vol. 1. P. 84-119. (DOS; 35). А. М. Пентковский Рубрики: Ключевые слова: АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/text/Студийский ...

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Вернувшись на Афон, А. А. продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др. афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий , отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного. А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели , ученик А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил Устав лавры (τυπικν, διαθκη, κανονικν). Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А. распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал «Завещание» (Διατπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия ), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Согласно любой из известных ныне редакций Студийского устава, «Б. м.» - неотъемлемый атрибут воскресной службы и стихословится в субботу вечером. Связь «Б. м.» с воскресной службой проявляется в ранних студийских памятниках - «Ипотипосисе» (IX в.), «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского (до 1000) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. По этим Типиконам в неделю Антипасхи вечером указано пение «Б. м.», т. к. воскресная служба переносилась на понедельник (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XXIII, 228-229, 247; Пентковский. Типикон. С. 261). Т. о., рядовая Псалтирь начиналась вечером в воскресенье, а на саму Антипасху кафизм не было. В более поздних памятниках подобная практика не встречается. Кроме воскресной службы студийские и иерусалимские Типиконы указывают петь «Б. м.» также и на вечерне под большие праздники, вероятно, для того, чтобы уподобить праздничную службу воскресной; «Б. м.» заменяет собой стихословие вечерней кафизмы (18-й или рядовой). «Диатипосис» прп. Афанасия Афонского предписывает петь «Б. м.» на вечернях под Господские праздники, в дни памяти Иоанна Предтечи, апостолов и др. почитаемых святых, «в которые имеем отдых от трудов» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 247-248). В Студийско-Алексиевском Типиконе «Б. м.» полагается накануне Господских (за исключением Рождества, Богоявления и Пасхи) и Богородичных праздников, дней памяти Иоанна Предтечи (его Зачатия, Рождества, Усекновения главы) и таких святых, как ап. Иоанн Богослов, бессребреники Косма и Дамиан ( Пентковский. Типикон. С. 233-367, 404). По Георгия Мтацминдели Типикону XI в. (груз. версия афонской редакции Студийского устава), «Б. м.» также поется и на воскресной службе, и накануне Господских и Богородичных праздников, и в честь святых (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230, 232, 248, 306 и др.). В к-польском Евергетидском посл. трети XI в. и южноитал. Типиконах заметна тенденция отмечать праздничные вечерни не заменой вечерней кафизмы на «Б. м.», а полной отменой и того и др. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-499; Arranz. Typicon. P. 12-185). В Мессинском Типиконе 1131 г. на Рождество Богородицы и на Воздвижение (8 и 14 сент.) назначена 1-я «слава» «Б. м.» (Arranz. Typicon. P. 18, 23), хотя на др. праздники стихословие полностью отменяется. Этот (Ibid. P. 4) и Николо-Казолянский Типиконы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 798) предписывают отмену «Б. м.» даже в субботу вечером, если на воскресенье приходится Господский праздник, а при совпадении с воскресеньем праздников Благовещения и Успения Пресв. Богородицы Мессинский Типикон - пение только 1-й «славы» 1-й кафизмы (Arranz. Typicon. P. 133, 181).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

  Тем не менее, новый император поддержал то, что было ему близко... А именно: пожертвования денег и получения за них народного признания... Да и было бы странным, если бы царь поддержал отшельников - нестяжателей... Напротив, новый император не скупился, он не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы.     Чтобы разобраться в разногласиях между Афанасием  и старцами Афона, император формально отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийской обител в Цареграде. В результате расследования, проведенного Евфимием, естественно, потому и посланным, что он никогда не противоречил воле императора, было донесено то, что хотел услышать царь.       Но нужно было узаконить решение царя, так, во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972).   С этого момента Афон перестал существоать как кусочек Царства Небесного, где все было общее. Теперь нужно было все поделить... Не смотря ни на что, Афон был поделен между монастырями... и эта тенднеция стала впоследствии определять жизнь монашеского государства...    В конце концов, это убило отшельничество как род жизни. Монастыри с 2000 года забетонировали все источники воды и жизнь в неприступных местах стала невозможной...   Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об Афанасии распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия.   В конце своей жизни преподоный отец наш Афанасий  написал «Завещание» (ιατπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках Афанасия, богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни Афанасия  неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т. ч. свою трагическую кончину.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Доксастарии – славники. Йотация – в одном из значений: расшифровка. Ипотипосис (Начертание устройства Студийского монастыря) – сочинение, приписываемое св. Феодору. Из данного труда, а также из Диатипосиса, который атрибутируется прп. Афанасию Афонскому , можно почерпнуть сведения об устройстве, в том числе богослужебно-уставном, Студийского монастыря. Календы (лат. kalendae, calendae) – в римском календаре название первого дня каждого месяца. Кекрагарии – стихиры на «Господи воззвах». Кодификация (лат. codificatio, от codex – собрание законов, facio – делаю) – упорядочивание, систематизация. Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение определенного объекта, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие; музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. Компаративный (лат. comparatius – сравнительный) – сравнительный. Литания (лат. litania, от греч. lite – молитва , просьба) – молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литургия часов (лат. liturgia horarum) – в Римско-Католической Церкви общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением мессы); книга, содержащая эти чинопоследования. Локальный (лат. locus, localis – место, места) – местный, не выходящий за определенные пределы. Менологий (греч. menos – месяц, logos – слово) – календарь святых. Миссал (лат. missale – относящийся к мессе) – богослужебная книга Римско-Католической Церкви, содержащая тексты для совершения мессы. Мистерия (лат. misterium – служба) – в одном из значений: связанный с религией жанр европейского средневекового театра. Ноктюрн (ноктюрна) (лат. nox, noctis – ночь, ночи) – часть католической службы, исполнявшаяся на рассвете. Октава (лат. octava – восьмая) – празднование в течение восьми дней в Римско-Католической Церкви. Паннихис (греч. pannihis – всенощное бдение) – торжественная служба накануне праздников, а также на первой седмице Великого Поста и Страстной седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первоначальной редакции студийской службы Антипасхи, зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников, «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского кон. X в. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., воскресная служба переносится на понедельник практически полностью, что выражается в пении воскресных стихир на Господи воззвах, отпустительного тропаря, седальнов, степенных антифонов, утреннего прокимна, «Всякое дыхание», канона, песнопения «Свят Господь Бог наш», хвалитных и стиховных стихир утрени 1-го гласа; в чтении 1-го воскресного утреннего евангелия; стихословии «Блажен муж» (всей кафизмы) на вечерне и кафизмы на утрене. В связи с этим на Антипасху поется служба только праздника с отменой всех кафизм (в т. ч. не поется и «Блажен муж») и евангелия, канон утрени начинается сразу после тропаря на Бог Господь (Студийско-Алексиевский Типикон указывает петь «Воскресение Христово видевше» и Пс. 50, обычно предваряющие канон, после 6-й песни и кондака; «Диатипосис» отмечает, что евангелие – неизвестно какое – читается в конце утрени, и это положение противоречит 2 др. Типиконам). В Студийско-Алексиевском Типиконе (до XV в. был основным Типиконом на Руси) к воскресной службе в понедельник добавляются пенсопения Антипасхи. Такому порядку службы в целом соответствует Орбельская Триодь, но на утрене Антипасхи перед каноном есть воскресное евангелие. В более позднем константинопольском студийском Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в., послужившем образцом для многих других, на понедельник переносятся только часть воскресных песнопений: стихиры на Господи воззвах, стиховные стихиры вечерни, отпустительный тропарь, ипакои, канон, хвалитные и стиховные стихиры утрени, которые поются вместе с песнопениями Антипасхи; в сам праздник Антипасхи поются воскресные степенны антифоны, утренний прокимен, «Всякое дыхание»; читается воскресное утреннее евангелие; стихословятся обычные кафизмы (в т. ч. «Блажен муж») и полиелей; утреня оканчивается великим славословием.

http://pravoslavie.ru/37420.html

лит-ре принято считать 2-ю часть «Диатипосиса» отдельным произведением, к-рое зап. ученые называют «Ипотипосисом» и обычно датируют временем основания Лавры (ср.: Byzantine Monastic Foundation Documents. Р. 205-231, 271-280), однако это мнение противоречит рукописной традиции (ср.: Дмитриевский. Т. 1. С. 238-256). 2-я часть Афанасиева «Диатипосиса» является переработкой студийского «Ипотипосиса» (IX в.; существуют 2 его весьма различные редакции), древнейшей известной записи Студийского устава, и весьма близка к нему (особенно ко 2-й, поздней редакции), но имеет ряд принципиальных отличий, отмечаемых ниже при сравнении ранней и афонской редакций Студийского устава. Эти тексты (студийский и Афанасиев) очень кратки, единственная подробно описанная в них служба - утреня 1-го дня Пасхи, с к-рой они и начинаются; далее следуют краткие сведения об особенностях служб в период Пятидесятницы, ряд отдельных указаний о богослужении в период года вне Великого поста и Пятидесятницы, об особенностях служб Великим постом и на Страстной седмице. Затем приводятся правила о пощении (о количестве и качестве пищи в разные дни года; в студийском «Ипотипосисе» они помещены перед указаниями о богослужении в Великий пост); краткие указания о празднике Благовещения и об особых днях Великого поста; предписания о монастырских работах, об одежде монахов; неск. частных указаний (различных в студийском и афонском текстах). В качестве богослужебного устава в то время на А., видно, использовался несохранившийся «Студийский синаксарь» (см. ниже). Прп. Афанасий Афонский. Рисунок на бумаге. XVI в. (мон-рь Симонопетра) Прп. Афанасий Афонский. Рисунок на бумаге. XVI в. (мон-рь Симонопетра) Основные источники по истории афонского устава в XI в. следует искать в груз. рукописях. XI век - время литургической реформы в Грузинской Церкви, заключавшейся в замене старой практики, основанной на древнем иерусалимском богослужении , новой, основанной на к-польском визант. обряде . Вытеснение в Грузинской Церкви иерусалимской литургии ап.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего основателя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.). Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973-975), а также т. н. Завещание - Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 102-140); мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31). В Житии прп. Петра (кон. X - нач. XI в.) говорится, что, поскольку Христос даровал А. Своей Матери, др. женщинам нет места на нем ( Lake. 1909. Р. 25; см. Talbot. 1994. P. 67-68). «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) Среди др. крупных обителей на А. пользовался известностью Ватопедский мон-рь, основанный, по наиболее достоверным сведениям, в 70-х гг. X в. (ранний период истории этой обители мало изучен, уцелевшие после пожаров документы относятся к XIV в.). Также в X в. были основаны мон-ри Ксиропотам, Зограф и Фессалоникийца во имя св. Пантелеимона, позднее переданный рус. монахам. К тому же столетию относят основание прп. Павлом Ксиропотамским мон-ря, получившего впосл. его имя (возобновлен в XIV в. сербами). В кон. X или нач. XI в. был основан мон-рь прп. Ксенофонта (древнейший документ из его архивов датируется 1010). Основание Дохиарского мон-ря предание приписывает имп. Никифору III Вотаниату (1078-1081), однако известна подпись игумена этой обители, датируемая до 1030 г. В XI в. были основаны мон-ри Эсфигмен, Каракал и Кастамонит, а также мон-ри Филофея и Симонопетра (мн.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010