«выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» ( 3Цар. 19:11–12 ). Оказалось, что Бог – в этой мягкости и прохладе, в этом легком дуновении ветерка. Так Он показал Илие Свое основополагающее свойство – не грозное всемогущество, а бесконечную любовь. Во время преображения на Фаворе Господь на глазах у учеников беседовал с пророками о Своих грядущих страданиях. В этот момент раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» ( Мк. 9:7 ). Этот голос уже раздавался, когда Господь пришел на Иордан, явившись Иоанну Предтече и крестившимся людям. Сейчас это явление повторилось – перед тем, как Господь должен был войти в Иерусалим, взять на Себя грехи мира и пригвоздить их на кресте. Спускаясь с горы Фаворской, апостолы увидели многолюдную толпу, окруженную книжниками, и среди прочих – отчаявшегося человека, который ожидал Христа, потому что его сын был одержим бесом. Он уже обращался к разным праведникам, но никто не мог ему помочь. И вдруг несчастный отец слышит от Иисуса горькие и жестокие слова: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мк. 9: 19 ). К кому были обращены эти упреки? Что это за «род неверный»? Почему Господь «не может терпеть»? Ведь на самом деле этот человек с верой обращается к Сыну Божию. Но возникает вопрос: а что есть вера? Что мы понимаем под этим словом? Господь говорит удивительные вещи: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк. 9: 23 ). Но могут ли современные люди, даже считающие себя христианами, искренне поверить в это? В таком случае слова: «О, род неверный!» – относятся именно к нам, хотя обращены были в первую очередь к апостолам. Господь упрекал их в том, что они не могли изгнать беса и исцелить больного юношу из-за своего маловерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

«Да святится Имя Твое…» А известно ли нам имя Божие? Оно непознаваемо, потому что непознаваем Сам Господь, а имя – это то, что выражает некое сущностное знание. Бог повелел Адаму нарекать имена животным – не просто дать им клички, как мы сейчас делаем: «Тузик», «Барсик», а определить их истинную сущность, тем самым получив власть над ними. В Апокалипсисе сказано: «Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».( Откр.2:17 ) Человек ведь тоже непознаваем, его только Бог познает. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» ( 1Кор.2:11 ), – спрашивает апостол. Господь наречет спасенных новыми именами, которые до конца выразят их духовную сущность. Имя Божие непознаваемо еще и потому, что оно не называлось и не называется прилюдно. «Яхве» звучит весьма приблизительно, поскольку в этом слове издревле записывались лишь согласные звуки, а гласные были известны только первосвященникам, и имя Божие произносилось ими шепотом в храме лишь раз в году, во время пасхальной жертвы. Мы открываем тайну имени Божия в Новом Завете: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), об этом же читаем и в молитве святого праведного Иоанна Кронштадтского 30 : «Имя Тебе – Любовь …» Вспоминаются строки из Евангелия: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Имя Божие святится в нас, потому что все мы носим на себе это имя. Имя Господа нашего Иисуса Христа состоит из двух частей: Иисус – это человеческое имя, а Христос – Божественное предназначение, Помазанник. В Божественное имя Христа каждый из нас облекается при святом крещении. Когда читается молитва о наречении имени, священник молится о том, чтобы новообращаемый не отрекался от святого имени Христа, которое сейчас получает. Если в нас имя Христово святится, значит, люди в нас видят христиан. Если мы приходим куда-то, а в нас видят бизнесмена, ученого, художника – кого угодно, а христианина не видят, значит, имя Христово в нас не святится. И мы просим, чтобы оно в нас святилось, чтобы люди в нас узнавали учеников Христовых, как узнавали их в первых христианах. Когда во время гонений люди видели, как христиане принимали муки, многие вставали рядом и говорили: и я – христианин, и я хочу идти с вами!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Далее Иисус говорит народу о, казалось бы, самых простых и очевидных вещах. Действительно, что может осквернить человека? У иудеев существовало четкое деление окружающего мира на «чистое» и «нечистое», то есть на скверное и достойное человека. До сих пор остается в силе пространный список «нечистых» животных, которые не могут употребляться в пищу. Если человек все же съест что-то «нечистое», то осквернится. Если прикоснется к чему-то «нечистому», как, например, к женщине, которую исцелил Христос, то и сам станет скверным. Господь вновь разрушает внешнее, сугубо материальное, фарисейское отношение к заповеди. Он говорит: «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мк. 7:15–16 ). Эту истину Он повторил и недоумевавшим ученикам: «неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк. 7: 18–23 ). В пределах Тира и Сидона Господь встречается с женщиной-язычницей. О ней говорится, что она – сирофиникиянка, то есть принадлежала к племени хананеев, исторически враждебному иудеям. В Ветхом Завете описывается, как еврейский народ шел из пустыни в Землю обетованную и непрестанно воевал с народами хананейскими, которые поклонялись Молоху, Ваалу и при совершении своих ритуалов не гнушались даже жертвоприношением собственных детей. Они действительно были нечисты в глазах иудеев, они действительно были отвержены Богом, потому что жили скверно и поклонялись ложным богам. И вот, такая женщина приходит в дом, где находится Христос. Она была намного сквернее той, что в течение двенадцати лет страдала кровотечениями. Но она тоже припадает к Иисусу, потому что у нее горе – ее дочь страдает беснованием. Впрочем, это и неудивительно: если человек живет такой страшной жизнью, бесы врываются в его душу и подчиняют ее себе. Женщина взывает о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Достоевский в свое время очень по-аникейски исповедовал этот догмат: он, когда видел мир, отступающий от Христа, и пытающийся доказать всем, что христианство – это не то, что нужно человечеству, это не то, чем живет прогрессивный дворянин, сказал, что даже если весь мир докажет, что истина не со Христом, я останусь со Христом, потому что мне гораздо лучше со Христом, чем с истиной, которая доказывает другое. Вот настоящее исповедание, которое дает понимания того, что такое наша вера. Святые отцы, когда пытались разобраться, что есть истина, а что есть ложь, исходили из одного: если Христос не истинный Бог, то тогда мы не спасены, то тогда все, что сделал Христос на земле – родился от Пресвятой Девы Марии, воплотился, пошел на крест нашего ради спасения, умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небеса, – тогда все это никакого отношения к нам не имеет. Потому что, если Христос не Бог, Он наши грехи не искупил, и мы так и остались падшим, греховным человечеством, не способным дойти до Бога, потому что Бог это человечество не спас. Только Бог может принять на себя наши грехи. Только Он может, воскреснув, воскресить все человечество – Бог и человек, Богочеловек Иисус Христос. Только в Нем одном наша Церковь черпает истину и жизнь. И посему все догматы, которые утверждались на наших соборах, являются для каждого из нас догматами научающими и животворящими. И пусть никто не думает, что в церковных догматах Церковь закостенела, ограничила свою свободу, что Церковь этими догматами поставила себе пределы в развитии. Именно Церковные догматы для каждого из нас являются тем источником, которым Церковь живет и которым питает всякого, живущего Христом. Аминь. День Святой Троицы, Пятидесятница Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня – праздник Святой Троицы, день, в который Господь послал Святого Духа на святых Своих учеников и Апостолов. Отмечая праздник рождения нашей святой, соборной и апостольской Церкви, мы не просто вспоминаем событие, происшедшее 2000 лет назад, а снова, как Апостолы, собранные в сионской горнице, ожидаем обновления нашей жизни, ее освящения и оживления.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Друзья, на этот вопрос давным-давно ответил человек, для вас куда более авторитетный, чем я. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. (Рим. 2:14,15) Вы, как писал Валерий Панюшкин, в своих действиях сверяетесь с Евангелием – а мы сверяемся со своим сердцем. Глубинные причины человеческих поступков всегда иррациональны. Любовь к жизни, призывающая нас жить вопреки всему, совесть, мужество, солидарность и сострадание – всё это не набор правил или «философий». Это свет и огонь в сердце. Мы придумываем ему свои объяснения, вы – свои; но так ли это важно? Важно то, что он есть. И вот, когда вы лезете в сапогах в чужое сердце, когда пытаетесь давать свои оценки его трепету или требуете, чтобы собеседник «убедительно обосновал» горение своего огня, – не рискуете ли вы затоптать этот огонь, быть может, зажженный и незримо поддерживаемый Тем, Кто «дышит, где хочет»? Над письмом Наталии Холмогоровой размышляют протоиерей Алексий Уминский и писатель Александр Архангельский Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 декабря, 2012 26 февраля, 2013 12 мая, 2014 19 марта, 2021 21 ноября, 2020 16 августа, 2020 24 ноября, 2019 3 марта, 2018 24 февраля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/che-tam-u-ateistov/

Евангелие описывает немало встреч с Господом. С Ним сталкиваются совершенно разные люди: и святые апостолы, и Иуда из Кариота, и понтийский Пилат, и несметное количество книжников и фарисеев. Встретиться с Господом – еще не значит принять Его сердцем, как, например, сделала это самаритянка, которую Церковь почитает как мученицу Фотину 22 . Встреча может оказаться и формальной, причем исключительно по нашей вине. Мы можем пройти мимо Христа, потому что Он нам окажется неинтересен. Самое же горькое то, что приходим мы в этот мир именно для этой Встречи. Никакого другого смысла рождения человека на земле не существует! Встреча с Господом вполне может оказаться и подспудной, прикровенной. Человек встречается со Христом и тогда, когда вопреки религиозной или национальной традиции вдруг по зову сердца поступает по-евангельски. Например, мы читаем: Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф. 10: 42 ). С другой стороны, Ирод мог за секунду радикально измениться, если бы не принял решения об отсечении главы Иоанна Крестителя. Совесть твердила ему об одном, но он уступил зову похоти и потом до конца своих дней мучился из-за этого и боялся, слушая рассказы о Христе, что это Иоанн восстал из мертвых ( Лк. 9: 7 ). Пилат тоже встретился с Господом, и что же произошло? Иисус открывает ему глубочайшие смыслы бытия, а тот, выслушав, как ни в чем не бывало вопрошает: Что есть истина? ( Ин. 18: 38 ) – и, умыв руки, разворачивается и уходит. Что и говорить, страшно следовать призыву Господню, куда проще сделать вид, что в душе нашей ничего не прозвучало. Мог бы остаться глухим к гласу Божию и Авраам, когда Господь повелел ему: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 2: 22 ). Вот только «глухота» Авраама обернулась бы тем, что не стал бы он одним из прообразов страданий Христовых, не произошла бы его встреча с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского Благотворительная просветительская акция «Пасхальная Весть» Для бесплатного распространения Беседы на Евангелие Предисловие Говоря о Евангелии, можно долго рассуждать о том, что это — особая книга, воспитывавшая человечество на протяжении двух последних тысячелетий, что Новый Завет — основа не только европейской, но и всей мировой культуры. Евангелие необходимо знать хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в том культурном пространстве, которое нас окружает, — в литературе, живописи, архитектуре и музыке. Можно охарактеризовать Евангелие как великую книгу, в которой изложены основные постулаты христианства, но мне кажется, что лучше всего воспринимать его как оставленный нам портрет Христа, потому что самое главное, что есть в Новом Завете, самое важное, что есть у христиан, — это Сам Христос, как однажды высказался великий религиозный мыслитель Владимир Соловьев. Конечно же, Евангелие содержит многочисленные наставления, касающиеся того, как мы должны поступать, как мы должны жить, чтобы наследовать Царствие Небесное, но даже все это отходит на второй план. По слову апостола Иоанна Богослова, О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилас ь , и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая бъ ла у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общен и е — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1–4). Евангелисты ставили перед собой важнейшую задачу, стремясь не только донести до нас учение Господа, но и запечатлеть образ Иисуса, потому что Он и Его учение друг от друга неотделимы. И они достигли своей цели: прежде всего мы относимся к Евангелию не как к учебнику жизни, не как к кодексу правил поведения, не как к морально–философскому трактату. Нам эта книга дарует возможность драгоценной встречи с Самим Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2430...

Евхаристия в раннехристианской Церкви Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. 18 октября, 2012 Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии. Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события. В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». 1 Коринф. 13:1 Да, любовь – непростое чувство. По сути, полюбить – это значит потрудиться, прирасти, наполниться. Это чувство, которое не дается нам как данность. Любовь, возникая из маленького источника, потом либо исчезает, либо усиливается, заполняя собой все. Любовь – это очень большой труд, один из самых больших, который встречает человек в своей жизни. Часто, когда люди разрушают свои семьи, уходят от одних к другим и говорят: «Ну, разлюбил, что поделаешь!», хочется спросить их в ответ: «А вы пробовали любить-то? Что вы знаете о любви? Что вы сделали для нее? Для другого человека?» И большое счастье, если в ответ на такой вопрос человек хотя бы задумывается. Глава 5. Священники Священник – это человек, посвятивший себя Богу. Если он всего себя, все свои помыслы, чувства и действия направляет на это служение, его деятельность может называться святым священством. Внешний вид священника выделяет его из толпы, но надо понимать, что, если на клирике в данный момент нет облачения, от этого он не перестает быть священнослужителем. В тюрьмах и лагерях священники не имели облачений и все же совершали таинства. В России до революции священники всегда появлялись на людях в рясе. Сегодня эта традиция сохраняется в Греции, Болгарии и других балканских странах. Там даже считается неприличным покидать дом не в священнической одежде. В России же после многолетних гонений на Церковь появление священника в традиционном облачении, как ни странно, до сих пор порой вызывает нездоровый ажиотаж. Поэтому русские священники, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, часто носят самую обычную одежду: костюмы, брюки, рубашки, свитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010