Прот. Алексий Уминский: Но вообще-то время такого нашего собственного ожидания – когда мы сами чего-то такого ждали – проходит. Ощущение, что мир, который вокруг нас существует, он ждет от Церкви чего-то очень важного. Есть такое важное ожидание чего-то от Церкви. Потому что мы думаем и нам кажется, что нас должны увидеть, как мы служим Литургию, какие у нас прекрасные догматы, как мы занимаемся социальной помощью. Во многом мы живем своей жизнью и эта жизнь – она прекрасна. Потому что когда человек попал в Церковь и ощутил пребывание в общине, в которой Живой Бог, то на многие вещи, которые других могут покоробить, он по-другому смотрит, потому что он знает главное, он этим живет. Человек, который пришел в Церковь – из Церкви никогда не уйдет, потому что как можно уйти от Христа? Прот. Дмитрий Смирнов: То есть либо забыл свою первую любовь, либо был в некоей иллюзии.. Прот. Алексий Уминский: …Пришел в клуб по интересам, а эти интересы перестали существовать. Прот. Дмитрий Смирнов: Или его обидели… Прот. Алексий Уминский: На самом деле, многие люди за это время претерпели многие крахи, представляя себе Церковь либо идеологией серьезной массивной, другие – клубом по интересам, национально-патриотическим, боевым отрядом. Прот. Дмитрий Смирнов: Хотя и это.. Прот. Алексий Уминский: …может существовать, потому что ведь Церковь у нас без фэйс-контроля, слава Богу! Прот. Дмитрий Смирнов: Ну в общем да, какой там фэйс? В моем приходе 35 национальностей Прот. Алексий Уминский: Я тоже насчитал, приходит где-то более 20, хотя приход у меня гораздо меньше, чем Ваш. Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, а потом приход у меня в нескольких храмах – есть такая специфика – община одна. Прот. Алексий Уминский: Более того, я посмотрел, что в моем приходе люди совершенно разных культур, разного уровня образования, разных политических взглядов. Кто-то с белой ленточкой ходит, а кто-то – монархист. И они совершенно спокойно сидят за одним столом в трапезной, друг другу помогают, звонят друг другу, если надо, из одной Чаши причащаются и почему-то это их не делает врагами.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Новая церковная эпоха? Прот. Дмитрий Смирнов: Первый вопрос, который я бы хотел обратить к Вам: не чувствуете ли Вы, что начинается какая-то новая эпоха? Я не буду говорить о каких-то глобальных процессах, мировой политике, хотя это тоже как-то влияет, потому что люди это ощущают… Или о жизни нашего государства, потому что нужно очень хорошо понимать, какие реформы происходят и происходят ли они – мы практически об этом ничего не знаем. Это от народа скрыто и является «terra incognita». А вот изнутри Церкви? Прот. Алексий Уминский: Да, отец Дмитрий, я все время об этом задумываюсь, потому что я всегда в ретроспективе смотрел на начало эпох в прошлом. И в 90-е годы я думал: как начнется новое тысячелетие, как начнется новое столетие… потому что наша литература, наша культура, а кроме них и политика, и общество всегда с этими изломами сильно менялась. И, честно говоря, я с трепетом и с некоторым страхом ожидал начало нового тысячелетия. Но ничего серьезного я не ощутил, потому что был занят важными серьезными делами — нам всем дали храмы восстанавливать, с людьми общаться наконец-то по-человечески.. Прот. Дмитрий Смирнов: Да, не оглядываясь… Прот. Алексий Уминский: И тут в какой-то момент — я это не заметил, а сейчас понимаю, что произошли такие сдвиги… в том числе колоссальные сдвиги в общественном сознании. В церковном восприятии мира очень многое изменилось. В понимании нас самих… И, с одной стороны они очень тревожные, эти знаки, сигналы… Прот. Дмитрий Смирнов: Но на меня это действует еще и отрезвляюще.. Прот. Алексий Уминский: Вот, я хотел сказать, что это тревога и кто-то может этого сильно бояться. Наверное, эти страхи и фобии людей могут загонять в какие-то подземелья пензенские и тому подобное; кого-то сделать агрессивными, потому что человек в состоянии страхи и ужаса к стене прижимается с набыченным лицом и со сжатыми кулаками. Для кого-то это момент осмысления и возможности что-то понять. Мне кажется, что это как у Тютчева – в его «минуты роковые». Прот. Дмитрий Смирнов: И все-таки, девяностые годы, все десятые можно назвать эпохой вдохновленного строительства, потому что у нас на приходе многое удалось сделать: некоторые храмы воссозданы, некоторые даже построены заново; ведется серьезная обширная деятельность по работе с детьми. Но я всегда знал, что не может так долго продолжаться. Сейчас наступает какое-то новое качество: и немые вопросы я просто слышу кожей, многие люди просто ждут. Я не знаю с чем это связанно, потому что часто можно услышать разговоры об ответственности, о том, что самим надо соображать и т.д. Надо-то надо, но совершенно понятно, что это не все могут и смогут.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Алексий Уминский: Мне кажется это сужением понятия общества. Все-таки общество – это, как я думаю, в том числе и мы – церковное общество – себя тоже можем так называть… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, церковное общество – это понятно. Это — воцерковленный народ. Прот. Алексий Уминский: А обществом можно назвать, на мой взгляд, народ – более или мене рефлексирующий. Прот. Дмитрий Смирнов: А, вот это уже понятно. Спасибо. Я на полном серьезе… И та, рефлектсрующая часть нашего народа все время задает вопрос Церкви с некоторой претензией. Вот даже интересно, на Русском Народном Соборе выступил Гозман. Его спросили: что бы он ждал от Церкви? Он человек общества, он не член церковного общества. Я думаю, он ждет, чтобы от главной церковной общины ТОЙ СТРАНЫ, где он живет. Там много наивного, непонимание наших реалий, но неважно. Прот. Алексий Уминский: Но там есть некоторые вещи вполне актуально высказанные, между прочим. Прот. Дмитрий Смирнов: Безусловно, это звучало очень продуманно. Я абсолютно не в претензии к ним. Но идет такой же вопрос и о церковной общественности. И я ощущаю, и многие люди замерли в ожидании, многие даже обращаются.. А что делать? А как реагировать? Прот. Алексий Уминский: На самом деле, главный вопрос, который сейчас стоит, он стоит и для тех, которые называются церковным обществом и для тех, кто относит себя к гражданскому обществу: что такое Церковь? Мы для себя внутри понимаем, что Церковь – это апостольская преемственность, что Церковь — это жизнь Духа Святого в Таинстве, что Церковь – это иерархия, что Церковь – это жизнь во Христе, что Церковь – это исполнение евангельских Заповедей, что Церковь – это служение и т.д. И мы понимаем, что Церковь – это прежде всего Евхаристия и общение со Христом. Прот. Дмитрий Смирнов: И еще есть традиции. Прот. Алексий Уминский: Ну, можно много еще говорить. Я просто говорю, что это все наши внутренние знания, которые людям, которые вне Церкви, недоступны для понимания. Поэтому вопрос «что такое Церковь?» стоит все равно, он довольно актуален, внутри нашего общества обсуждаем. Мы говорим о том, как надо причащаться, как надо готовиться к Таинствам, что такое духовничество, что такое лжестарчество, что такое фундаментализм, что такое сектанство внутри Церкви и т.д. Еще очень много проблем, но они неинтересны этому миру совершенно, потому что мир. Потому что мир сегодня по-другому ставит вопрос: что такое Церковь не для вас – внутри Церкви, а ля нас – вне Церкви. Мне так кажется. Потому что Церковь сегодня имеет очень большие амбиции своего влияния на это общество. И вот эти амбиции Церкви – влиять на общество и вопрос общества с запросом: «что такое Церковь?» Это такое серьезное недопонимание друг друга. Мне кажется, это проблема. Нас выставляют, как два жупел друг против друга, чтобы войти в некую ситуацию борьбы и противостояния. И это сегодня проблема.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Дмитрий Смирнов: Да, недавно одна девочка… я ее помню, когда еще питалась грудью матери. У мамы 9 детей, ей уже сейчас 16, она такая грустная, мама ее привела.. Подростковый кризис. Но мы, в конце концов, выяснили, что она анархистка. Я ей говорю: замечательно, я тоже, тебе кто больше Кропоткин или Бакунин нравятся? Она говорит: Кропоткин. Ну замечательно, общий язык нашли. Я ей даже дал мобильный телефон.. Прот. Алексий Уминский: Надо сказать, что Кропоткин действительно симпатичней. Прот. Дмитрий Смирнов: Да, пожалуй, хотя у моего двоюродного деда, который дожил до 90 с лишним лет, портрет Бакунина висел над столом. Ну, в какой-то семье у нас такая линия была анархическая. Я как-то очень хорошо чувствую, что есть в анархизме, чем он может привлекать людей. И мне тоже греет душу, что мы россияне, живя в империи всегда немножко от этого устаем – от излишней опеки, излишнего вмешательства государства, поэтому хочется в какую-то меру быть анархистом. Отчасти это тоже характер формирует. Получается, в приходе вырастает анархист. Хотя папа военный, самая дисциплинированная казалось бы должна быть часть, а вот как получилось… А может быть в виде протеста против семейной такой регламентированности и так далее… Я бы хотел вернуться вот к чему. Я хотел бы от такой группы, я не думаю, что она большая, которая называет себя обществом… Общество? Прот. Алексий Уминский: Ну, мы все с вами… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, тут как-то сложно: если мы все, то кто же тогда народ тогда? Прот. Алексий Уминский: Народ – это тоже общество, это одно из названий общества. Прот. Дмитрий Смирнов: Проспо одно из названий? Прот. Алексий Уминский: Мне кажется, да. Прот. Дмитрий Смирнов: А почему тогда люди не говорят «мы народ», а говорят «мы в обществе»? Я недавно одному голландскому журналисту: непонятно, что вкладывают в это слово.. А он говорит: раньше, сто лет назад это называли «публикой». Прот. Алексий Уминский: Публика — это другое. Публика – это те, кто ходит на спектакли Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, нет, это сейчас. А тогда публика – публика, деятельность которой направлена на обсуждение какой-то критики…

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Алексий Уминский: Абсолютно верно. И вот мне кажется, что сегодня мы находимся в той самой ситуации, когда мы действительно исполняя заповедь Божью и мы видим нашу страну погибающей, и людей, которые живут в совершенно скотском состоянии. Становится все ужасней и ужасней ситуация в которой живут люди и какими они становятся. Церковь не может на это смотреть спокойно и пытается любыми способами каким-то образом что-то такое там. А вот запрос на другое немножечко, понимаете. Когда, конечно, мы по-настоящему пока свидетельствовать об этом не можем, то тогда вот это противоречие возникает. И нас легко поймать за руку Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, хорошо, поймали за руку. Да мы весьма несовершенны. С другой стороны разве вы не видите наши потуги? Прот. Алексий Уминский: Не видят, не видят. Прот. Дмитрий Смирнов: Вот храм Троицы в Хохлах: продавлена крыша, он был весь обшарпан. теперь один ремонт, второй ремонт и превращается в жемчужину, как это и есть на самом деле, барокко. Это какой-то восхитительный уникальный московский стиль, близкого Подмосковья. Это же ясно, то что восстанавливается таким образом в таком виде. Это же очевидное благо, оче видное. Да, вот мы такие сякие, мы попы и т.д. Вот результат того, что когда нас не было, здесь были руины, было какое-то казенное учреждение. Теперь люди здесь отогревают свои души. Если вы не верите, можете у них спросить. Они тоже плохие, они тоже с попами дружат, они там крестными ходами ходят, неизвестно чем занимаются. Над ними можно посмеяться, потому что они как-то одеты по-другому немножко и прочее. Прот. Алексий Уминский: Отец Димитрий, все правильно. Прот. Дмитрий Смирнов: Вот это тоже непонятно. Прот. Алексий Уминский: Когда человек живет в каком-нибудь карельском городочке, ну, назовем, его Сегежа предположим, такой есть карельский городок. Прот. Дмитрий Смирнов: Любите Карелию? Прот. Алексий Уминский: Да, очень люблю. Прот. Дмитрий Смирнов: Самое красивое место на земле. Прот. Алексий Уминский: И вот основное место работы у всех этих жителей это семь зон, которые этот миленький городочек, Беломорканал уже рядом. И предприятие, на котором люди получают зарплату 3500 – 5000 рублей и они смотрят, как восстанавливается мой храм. У них могут быть совсем другие мысли по этому поводу. И я думаю, что, скорее всего, будут другими. Потому что они живут в других реалиях. И они ждут сегодня часто от церкви не того, как я восстанавливаю свой собственный храм для того, чтобы жить своей внутри церковной жизнью, а как церковь сегодня способна защитить интересы простого человека. Как церковь сегодня способна власти достаточно жестко сказать на то, что происходят безобразия по отношению к своему собственному народу. И мне кажется, что сегодня часть проблем, и часть вот этого напряжения оно заключается в этом.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Дмитрий Смирнов: С другой стороны, может быть, есть люди, заточенные на борьбу. Но мы же жили 20 лет спокойно. Прот. Алексий Уминский: Это так кажется, потому что мы занимались внутренним делом и у нас не было возможности про явления таких желаний, амбиций. Прот. Дмитрий Смирнов: Христос нам заповедовал благоустроить этот мир, даже если он этому сопротивляется. Прот. Алексий Уминский: Без сомнения. Отец, Дмитрий, тут вопрос о том, в чем ядро нашего Благовестия? Вот, на одном из уроков в нашей школе православной, я задаю вопрос нашим старшеклассникам – детям воцерковленным, из очень хороших православных семей, которые родились уже в Православии – Вы сейчас уже 11 класс, в мир пойдете и т.д. Это вопрос о Церкви, мы говорим о Литургии, Евхаристии: — дети, Церковь есть Любовь? Вот если мы скажем: Бог есть Любовь. Кто-то будет говорить о несчастье, но тем не менее, все Евангелие – это «Бог есть Любовь»… Прот. Алексий Уминский: Когда мы задаем вопрос: «Церковь и Христос они тождественны друг другу?»- мы говорим: «Ну, конечно же, конечно, же, потому что церковь это тело Христово. Как сказал прп.Иустин Попович: «Наша церковь это господь наш Иисус Христос, это Богочеловеческий организм, это мы и Христос. Мы говорим: «Бог есть любовь». Можем ли мы с таким же основанием утверждать, что церковь есть любовь? Вот вопрос. И дети молчат, молчат, молчат, молчат, молчат. И вдруг одна девочка, замечательная девочка Галя Величко говорит: «Батюшка, церковь задумана как любовь Прот. Дмитрий Смирнов: Я бы сказал, что это школа любви. Прот. Алексий Уминский: Правильно, но и мы ее пока в своих амбициях проявляем внутри самих себя. Мы учимся, конечно. Это школа любви, в которой мы учимся сейчас с большим трудом, с огромными обидами друг на друга, с огромным неприятием друг к другу в том числе. Прот. Дмитрий Смирнов: Потому что мы же советские люди, мы оторваны от традиций Прот. Алексий Уминский: Но у этого мира запрос всегда будет, батюшка, запрос на любовь у любого человека. Прот. Дмитрий Смирнов: это понятно, люди скучают только по любви, больше не почему. Даже вот почему некоторые люди так любят бескорыстно деньги. Это как детское воровство. Когда ребенок недоласкан, он начинает воровать с 9лет. А потом покупает на это пряники и раздает окружающим. Это то же самое.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Да, недавно одна девочка пришла, я ее помню, когда еще питалась грудью матери. Выяснили, что она анархистка. Я ей говорю: замечательно, я тоже, тебе кто больше Кропоткин или Бакунин нравятся? Она говорит: Кропоткин. Ну замечательно, общий язык нашли. Я ей даже дал мобильный телефон.. В студии телеканала «Спас» протоиерей Димитрий Смирнов беседует с протоиереем Алексием Уминским. Видео — блог прот. Димитрия Смирнова Протоиерей Дмитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В студии телеканала «Спас» мы начинаем новый проект… Он не совсем новый, потому что он был уже опробован на мультиблоге, но мы надеемся, что в этом новом формате он будет успешнее всех предыдущих. Называется он «Диалог под часами» и первый гость у нас сегодня — отец Алексий Уминский, здравствуйте, отец Алексий! Протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, отец Дмитрий! Прот. Дмитрий Смирнов: … которого большинство из Вас, дорогие братья и сестры должны знать, потому что он является телеведущим одной из замечательнейших программ нашего телевидения – это «Православная энциклопедия», благодаря которой мы можем перелетать на разные континенты, знакомиться с памятниками архитектуры и со священниками, жизнями разных общин, святыми и так далее… Программа, несмотря на небольшой по времени формат, очень насыщенна, за что мы очень благодарны отцу Алексию. Прот. Алексий Уминский: И Вам отец Дмитрий, как частому гостю нашей программы. Прот. Дмитрий Смирнов: Да, в этом смысле у нас получился «Долг платежом красен», и я благодарю Вас за то, что Вы откликнулись, потому что я давно хотел Вас пригласить на диалог под часами, но при такой занятости трудно было выбрать время. Но теперь, когда появилась такая возможность, я чрезвычайно рад, что мы можем спокойно поговорить и не спеша, потому что главная идеология этой программы – чтобы поговорить не спеша о том, о сем, что нам кажется должно представлять общий интерес для тех людей, которые являются зрителями нашего канала. Прот. Алексий Уминский: Я тоже рад, что сегодня нашел время и пришел к Вам на программу.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Алексий Уминский: А это вследствие того, что разрушился человек как ценность, естественно. Прот. Дмитрий Смирнов: И человек, потеря образа Божия… И тогда уже получается, вот, понятно, что полемика возникает из общества. Церковь защищает семью, а общество выступает против закона, который ограждает детей против пропаганды… Не хочется в этой студии произносить это слово… Прот. Алексий Уминский: и этих слов я тоже не хотел… Прот. Дмитрий Смирнов: … не хочется, да. Но вот как здесь быть? Прот. Алексий Уминский: Нам самим очень важно, отец Дмитрий, сегодня научиться то же самое внутри церкви – вот эту проблему для себя человечности… Потому что и у нас, к сожалению, само понимание ценности человечности оказалось подавлено в нашем церковном сознании. И от нас тоже, внутри церковного общества, сегодня человек не очень-то ценен, к сожалению. И, вот, прежде всего, вот мне кажется… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, мы тоже не с Луны упали… Прот. Алексий Уминский: Не с Луны упали, мы… Прот. Дмитрий Смирнов: Хотя время… Прот. Алексий Уминский: Правильно, Вы спросили меня… Прот. Дмитрий Смирнов: Да… Прот. Алексий Уминский: Вы спросили меня. У нас есть возможность, мы знаем истину. Мы знаем истину, мы можем к ней приблизиться, и вернуть для себя вот это понятие о человеке как о величайшей ценности, мне кажется. И все начинается! Прот. Дмитрий Смирнов: Давайте на сегодня этим закончим. Прот. Алексий Уминский: Отлично, отлично. Прот. Дмитрий Смирнов: Я ожидал, вот… но не думал, что это будет такое удовольствие, отец Алексей. Прот. Алексий Уминский: Спасибо. Прот. Дмитрий Смирнов: Большое Вам спасибо. Всего доброго, дорогие братья и сестры. Я надеюсь, что вам было не менее интересно, чем мне, общаться с моим нынешним собеседником. До свиданья! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Алексий Уминский: Отец Димитрий, Вы в этот момент как раз поступили по второму плану действий, т.е. Вы вывесили то, что не сработало тихим и медленным путем. И это тоже путь, как оказалось. Прот. Дмитрий Смирнов: Разумеется, и Вы знаете, из всех жителей возражал только один, представляете? Причем он живет в целой остановке на метро от этого места. Он просто узнал из прессы и прислал письмо, что он не очень этим доволен. А так остальные все, в основном, народ он даже не замечает. Прот. Алексий Уминский: Отец Димитрий, я вот в этом смысле вот чем обеспокоен: то, что Вы говорите я принимаю абсолютно, на 100% понимаю, что действительно, конечно же, зароненное семя оно даст свои плоды. С другой стороны, Вы понимаете, есть такой момент, вот я говорю, что у нас есть такое мимикрическое сознание. Мы привыкли все время менять. Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, мы советские люди, это вошло в нашу ментальность. Прот. Алексий Уминский: Ужас, и вот это меня большего всего пугает, потому что когда советского человека… Прот. Дмитрий Смирнов: Мы должны выдавливать из себя совка, но это тоже процесс. Прот. Алексий Уминский: Процесс, когда у нас существует целая группа православных сталинистов. Вот может быть православный сталинист? Прот. Дмитрий Смирнов: Вот понимаете, а может быть пьеса «В ожиданни Годо?» Прот. Алексий Уминский: Извините, это абсурд и абсурдная пьеса! Прот. Дмитрий Смирнов: Абсурд и это абсурд, но абсурд это и есть реалии нашей жизни Прот. Алексий Уминский: Должны подобные абсурдные реалии нашей жизни называться своими именами? Или мы смотрим «у нас есть немножечко православных сталинистов, немножечко православных крестоносцев», немножко людей, которые обзывают себя с точки зрения православия… это что — Церковь или абсурд? Это вопрос не мною заданный. Это вопрос, который задает нам сегодня мир. Прот. Дмитрий Смирнов: А онкологическое заболевание это абсурд биологического организма. Прот. Алексий Уминский: Но оно называется заболеванием. Прот. Дмитрий Смирнов: Хорошо, значит, речь идет только о терминах.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Прот. Дмитрий Смирнов: От имени Церкви может выступать какой-то священник. Нести полную ахинею. Прот. Алексий Уминский: Совершенно верно. Но тем не менее… Прот. Дмитрий Смирнов: Иногда оккультную. Прот. Алексий Уминский: В том числе, да. Я, кстати, видел потрясающие пассажи одного священника из Архангельский епархии (Владыка специально показывал просто специально газеточку), где он рассказывает о традициях празднования Пасхи. О том, что на Пасху обязательно надо качаться на качелях, чтобы больше денег накачать (смеется). И там еще чего-то, там много другого, вполне безобидного. Там никого… Прот. Дмитрий Смирнов: Вот видите, другое дело! Прот. Алексий Уминский: Никого колами не… (смеется) Прот. Дмитрий Смирнов: Вот видите, то рубить… Нарубить, а теперь так, как они, покачаться. Качать… Прот. Алексий Уминский: Вот эту ситуацию этот архиерей – замечательный, правящий – взял под свой контроль и батюшка этот там, случаем, не будет говорить таких вещей. Ему указано на несовместимость сана, слов священника и подобного. Прот. Дмитрий Смирнов: Нет, ну, слава Богу, и, конечно, архиерей и епископы — как правило, они с этим борются. О том, что достаточно, — ну, понятно, что нет, и такое явление… такого рода явления продолжают… Но тут вот еще что, ну, как бы, мне не нравится изнутри: ну, Церковь не выступает против репертуара и режиссуры театров, например. Кроме каких-то там… ну, когда зрители уже кидают помидоры. Прот. Алексий Уминский: Но эта тема для зрителей, прежде всего, конечно. Прот. Дмитрий Смирнов: А зрители… У нас, понимаете, как это: до сих пор большинство людей как мы с Вами, определенная часть этого общества… Но, я знаю очень хорошо и близко одну писательницу. Она все время стоит в позе обучения патриарха, епископата, Церкви. Хотя, приходит на исповедь, исповедуется. Вот как это? Прот. Алексий Уминский: А вот так же, как… Прот. Дмитрий Смирнов: Вот это странно… Прот. Алексий Уминский: Как «В ожидании Годо», отец Дмитрий. Вот есть «В ожидании Годо» с одной стороны, а есть – с другой. Люди-то, они и там, и там примерно одинаковые. Вопрос только в том, что мы внутри нашего общества не всегда имеем возможность такого перевоспитания или… Плохое слово – перевоспитание. Того, чтобы люди как-то почувствовали в Церкви, что, в общем, главный – Христос. Не их идеи, не их какие-то амбиции, политические, либеральные, взгляды на мир… Или их какая-то любовь одеваться в красивые, прекрасные одежды, ходить с хоругвями, понимаете, а Христос! И вот это проблема, большая, для всех, между прочим, поэтому не надо удивляться.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010