Фрески в притворе имеют особое значение в том числе и как работы известных сербских мастеров: попа Страхини из Будимля и художника, прозванного кир Косма. Согласно надписи над одним из окон северной стены, роспись притвора началась также при игумене Симеоне в 1604 году. Особое место среди фресок притвора занимает акафист Пресвятой Богородице в 24 сценах, на которых написаны и стихи акафиста. Особенно важно то, что стихи написаны в сербско-славянской редакции. Страхиня расписал две верхние зоны, куда входят часть акафиста (от 1-го икоса до 8-го кондака), большая часть Вселенских Соборов (от III до VII), несколько сцен из Деяний апостольских, иллюстрация Притчи о милостивом самарянине и некоторые из медальонов со святыми. Кир Косма (в некоторых источниках известен и как Йован), продолживший начатое своим предшественником, по сути закончил роспись тех же сюжетов. Помимо этого он написал и изображения сербских святых: святого Симеона Мироточивого, святителя Саввы и святого Стефана Дечанского. Особенно выделяется композиция, на которой святой Савва снимает знаки своего княжеского достоинства и преподносит Евангелие Богородице. Творчество кир Космы получило наивысшую оценку. В свои иконы и фрески он сумел вдохнуть жизнь и красоту и палитрой нежных светлых красок ознаменовать последний всплеск сербского и византийского искусства XVI–XVII веков. – Отец Никифор, расскажите немного о сегодняшнем дне обители. Мы знаем, что ежегодно на Успение Пресвятой Богородицы в Пиве бывает большой праздник. – По благословению епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия летом 2004 года мы, двое монахов, перешли из монастыря святого Георгия (Джурджеви Ступови) в Беранах в Пиву и заменили прежнее монашеское братство. С того момента регулярные богослужения стали главным в жизни пивских монахов, влияние монастыря расширилось, а также постепенно были обновлены и оборудованы монастырские здания. Праздник Успения Пресвятой Богородицы – самый торжественный день в обители. В этот день в монастыре собирается большое число священства и монашества, а в монастырский храм стекается более тысячи паломников из Пивы, Никшича, Гацко, Сараево, Фочи и других городов. После Божественной литургии, которую совершает архиерей, всегда проводится «Духовная академия» с богатой культурной программой, в которой, помимо епископа Иоанникия, принимают участие знаменитые сербские писатели, поэты и народные гусляры. Народное гуляние продолжается до позднего вечера.

http://pravoslavie.ru/41599.html

-Что Вы, как монах и игумен монастыря Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии? Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании, «сила Божия в немощи свершается», или, как говорил святой апостол Павел, «когда я слаб, тогда я силен». По глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот исторический момент, судобоносный для определения будущего статуса и существования этого сербского края по отношению к государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и неслыханной для современных исторических обстоятельств, в которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии монашества в одной епархии. Тот, Кто невидимо и для нас непостижимо управляет движением не только отдельных людей, но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии возрастал и расцветал цвет Церкви и народа – его монашество. Человеческий фактор, который позволил, или точнее сказать, был открыт для такого разлива божеской милости, мы видим в лице Его Преосвященства Епископа Рашко-Призренского Артемия. Он – тот маяк и магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды. Как игумен, наполнивший запустелый монастырь Црна Река, он затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри, большинство из которых были населены, в основном, одним–двумя старыми монахами или монахинями, или закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать лет своего архипастырства он восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара... И вновь основанные – Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка... Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже существующих и действующих монастырях, он разлился, начав затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них дыхание истинной и вечной жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. Сохранились сведения, что в 1630 г. при черногорском митрополите Рувиме обитель была обновлена. Адрес: Маински пут бб, 85310 Будва, Черногория Проезд: до Будвы, немногим севернее старого квартала Телефон: +382 33 459 084 , +382 69 412 542 Электронная почта: manastirmaine@gmail.com Подробнее... Монастырь Савина [ править править код ] Монастырь Савина является одним из старейших сербских монастырей. Эта обитель расположена на берегу красивейшей Которской бухты у города Герцег-Нови в Черногории. Свое название монастырь получил по имени св. Саввы — первого архиепископа Сербского, который в начале XIII в. построил здесь небольшую церковь на фундаменте более старого храма 1030 г. Монастырь имеет давние связи с Россией, в которую савинские монахи часто ездили за помощью. В 1806-1807 годах, когда черногорцы с помощью эскадры Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск, на кладбище Савина монастыря хоронили погибших русских моряков и солдат. Позже здесь нашли последний приют русские эмигранты. В 1903-1904 в монастыре часто бывал свт. Николай Сербский (Велимирович), бывший в то время преподавателем Закона Божиего в Герцег-Нови. Адрес: Манастирска 21, Херцег Нови 85340, Черногория Проезд: Монастырь находится в восточной части города Херцег-Нови рядом с селением Мельине на берегу Херцегновского залива. Добраться до монастыря из Херцег-Нови можно на такси или собственном автомобиле, или дойти до него пешком (он расположен в 2 км восточнее Герцег-Нови). Телефон: +382 31 345 300 Электронная почта: manastirsavina@gmail.com Подробнее... Монастырь Джурджеви-Ступови [ править править код ] Монастырь святого великомученика Георгия, также известный как Джурджеви Ступови — это главный центр Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь основал в 1213 году правитель Будимля — жупан Стефан Первослав, племянник Стефана Немани, в качестве места своего будущего захоронения (что и произошло в 1244 году). Для постройки монастыря выбрали участок вблизи подземного источника на берегу реки Лим, которое называлось «Ступови» — «Урочище», от чего позже и произошло нынешнее название монастыря Джурджеви Ступови или «Урочище Святого Георгия».

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Незадолго до своей кончины, в глубокой старости, Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви святителя Николая в Скадаре – в храме, который она сама построила и украсила. Упокоение и посмертное почитание Святая отошла ко Господу 8 февраля 1314 года во дворце в Брняцах и была похоронена в своей задужбине – монастыре Градац. На погребении святой Елены присутствовали ее сын король Милутин, архиепископ Печский Савва III, епископ Баньский Даниил, епископ Рашский Павел и вельможи, посланные ее сыном Драгутином. Сам он приехал позже, как и обе снохи Елены – Кателина и Симонида, украсившие гроб святой покрывалами, расшитыми золотом. С почившей пришли проститься многочисленные нищие и обездоленные, заступницей которых она была. Огромная любовь к Елене со стороны сербского народа, безусловно, была вызвана ее искренней заботой, делами милосердия и любви. Архиепископ Даниил II, лично знавший святую, составил со временем ее жизнеописание. Он же сообщает, что спустя три года после преставления произошло обретение мощей святой Елены. Это случилось около 1317 года. Обретение мощей связано с чудесным свидетельством, о котором был извещен епископ Рашский Павел, которого Елена при жизни любила как родного отца. Святая явилась одному старцу монаху в монастыре Градац. Игумен монастыря сразу же известил об этом владыку Павла. После совершения всенощного бдения в присутствии собора духовенства могила святой была открыта и обретены ее мощи, которые «лежали, как в росе, целыми и нетленными». Мощи были помещены в ковчег и положены перед иконостасом в храме монастыря Градац. Место упокоения святой Елены. Монастырь Градац      Сохранилось много редакций биографии святой Елены. Ее житие часто совмещается с житиями ее сыновей – Милутина и Драгутина. Отдельная служба святой Елене не была составлена, и она поминается в службе, посвященной ее сыну святому королю Милутину. Изображение святой на фресках и иконах с двумя сыновьями появилось очень рано. Так, одна икона находится в церкви святителя Николая в Бари, а другая – в церкви святого Петра в Риме. Святая Елена изображена на фресках в монастырях Джурджеви Ступови, Сопочанах, Грачанице и Градиште, храме святого Ахилия в Арилье.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Но в Косово и Метохии останется и будет существовать Церковь Божия. За прошедшие века она пережила многих завоевателей и прокураторов, переживет и сегодня. Полномочия и бытие Церкви Божией в Косово и Метохии измеряются веками, и в будущем также станут измеряться веками. И тогда будет восстанавливаться все то, что разрушено, как и сегодня обновляются монастыри Баньска, Джурджеви Ступови, Святых Архангелов... Но без Договоров и Соглашений УНМИК. И наконец, г-н Рикер, Вы должны знать, что на территории государства Сербия, в Косово и Метохии, нельзя проводить работы и заключать подобные Соглашения без одобрения Сербской Церкви и сербского государства. Право собственника, создателя и хранителя культурного наследия соблюдается и в Вашем государстве, почему же Вы пытаетесь оспорить его здесь, на территории государства Сербия? В свете какой исторической перспективы это следует рассматривать, г-н Рикер? Кем Вы нас представляете, подписывая Соглашение, касающееся нашего имущества и культурных ценностей, но не считая необходимым нас об этом уведомить? А мы вынуждены узнавать обо всем из газет, а от Вас лично — только спустя 2,5 месяца в случайном разговоре и при этом еще и при попытке обмана? Мое желание по восстановлению уничтоженного и оскверненного сербского культурного наследия непоколебимо и недвусмысленно. Кто бы более от меня, епископа Рашко-Призренского, желал возродить 150 разрушенных церквей и монастырей? Разве можно помыслить, что разрушение и уничтожение стольких святынь принесло бо´льшую боль какому-нибудь иностранцу, а не мне и нашим верующим? Мы все стараемся сделать все возможное для того, чтобы восстановление началось как можно быстрее. Подтверждением тому служит проводящееся под нашим руководством обновление многих монастырей в Рашко-Призренской епархии, веками находившихся в запустении (Баньска, Светых Архангелов, Джурджеви Ступови...). Тем самым мы хотим подчеркнуть, что любая помощь нашим усилиям и нашему участию в этом направлении нужна и будет принята с благодарностью, но при условии соблюдения прав собственника, создателя и хранителя культурного достояния, дошедшего до нас через века сербской истории. И еще. Вы, вероятно, не привыкли к такому искреннему и открытому способу коммуникации. Но, что поделать. Таков язык истины.

http://patriarchia.ru/db/text/292963.htm...

В 1999 г. в мон-ре была возобновлена монашеская жизнь. В 2002 г. построен новый братский корпус. Ежегодно, в день памяти вмч. Георгия, в мон-ре проводятся торжественные культурные мероприятия. Архитектура В плане комплекс Д. с. имеет форму удлиненного овала, обусловленную рельефом местности. Церковь и постройки окружали массивные стены толщиной ок. метра. Объемно-пространственное решение церкви Д. с. следует визант. традиции. Это бесстолпный однокупольный храм с 3-апсидным алтарем, нартексом и открытыми портиками с севера и юга. Неправильная форма высокого барабана, близкая к кубической форме, и фланкирующие нартекс 2 высокие башни («ступови», от к-рых храм и получил название) характерны для романской архитектуры. К ее признакам относится также кладка из квадров грубо отесанного камня и декор в виде плоских лизен и ползучих ломбардских аркатур. Архитектуре храма Д. с. близка по стилю архитектура ц. Петра и Павла в Биело-Поле (кон. XII в.; см. ст. Биело-Польские церкви ), но есть и отличие: в Д. с. подчеркнута крестообразность и отсутствуют портики. В меньшей степени различаются Д. с. и ц. св. Николая в Куршумлии (60-е гг. XII в.; в целом храм в визант. стиле, но имеет 2 башни с запада - см. Куршумльский мон-рь ). Поиски византийско-романского синтеза в архитектуре Д. с. и др. серб. памятников 2-й пол. XII в. подготовили создание храма в мон-ре Студеница (ок. 1196), ставшего образцом для последующих построек т. н. рашской школы. В кон. XVII в., во время австро-тур. войн, обитель была частично разрушена, в нач. XVIII в. камни ее построек использовали для возведения тур. крепости в Нови-Пазаре. В 1722 г. по просьбе патриарха Печского Моисея (Райовича) разборка мон-ря была остановлена. В 1912 г., во время Балканской войны, и в 1941 г., после начала второй мировой войны, камень монастырских сооружений вновь использовался для строительства укреплений. Были разобраны юж. стена церкви с частью купола и часть припраты с башнями. После окончания второй мировой войны только капелла Драгутина имела крышу. Из древних построек сохранились цистерна с колодцем и часть стен, развалины др. построек были засыпаны землей.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: " Корнетского владыки " . Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют " могилой Корнетского владыки " . После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить. Вскоре Св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ. На Афоне Св. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращению его в Печ, патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше. Вернувшись в родные края, Святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами Святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

выделил в художественной жизни Македонии и Сербии XII-XV вв. отдельные направления, проследил линии их происхождения, создал 1-ю научную схему эволюции средневек. искусства Балканского региона. Посвятил монографии ц. вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви Ступови (1927), мон-рю Давидовица (1928), ц. Св. Софии в Охриде (1930), ц. Вознесения в Милешеве (1937-1938), ц. Св. Троицы в Сопочани (1929), ц. св. Ахиллия в Арилье (1936). Соч.: Вновь открытая роспись ц. св. Федора Стратилата в Новгороде//ИИАК. 1911. Вып. 39. С. 88-101; О груз.-греч. рукописи с миниатюрами//ХВ. 1912. Т. 1. Вып. 1. С. 43-44; Город Ани//Старые годы. СПб., 1912. 10. С. 3-16; Крещальня Софийского собора в Киеве//ЗОРСА. 1915. Т. 10. С. 113-137; Храм Св. Софии в К-поле. Пг., 1915; Сербские средневек. стенописи//Slavia. Praha, 1923. T. 2. N 2/3. P. 371-399; Нек-рые черты вост. влияний в средневек. искусстве юж. славян//Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 229-251; «Столпы св. Георгия»: Развалины храма XII в. ок. Нового Базара//SK. 1927. Т. 1. С. 205-245; La découverte des anciennes fresques du monastère de Nérèz//Slavia. 1927. T. 6. N 2/3. P. 603-609; Архитектура Пскова и нек-рые ее особенности//Conférence des historiens des etats de l " Europe orientale et du monde s1ave. Varsovie, 1928. Pt. 2. P. 147-156; Monumenta artis Serbicae. Pragae, 1928-1932. 4 vol.; Алтарная преграда XII в. в Нерезе//SK. 1929. Т. 3. С. 5-21; Состав росписи храма в Сопочанах//Bsl. 1929. Т. 1. P. 119-144; Портреты королей-ктиторов в сербской живописи//Ibid. 1930. T. 2. P. 74-96; Fragments des peintures de l " église Sainte-Sophie d " Ochride//Mélanges Ch. Diehl. P., 1930. Pt. 2. P. 117-131; Les peintures de l " église de Nérèzi et leur date//Actes du IIIe Congrès intern. d " études byzantines. Athenes, 1932. P. 247-248; Výzkum Caihradu: К-поль и вопрос об исслед. его древностей//Bsl. 1935/1936. T. 6. P. 343-345; Арилье: Памятник серб. искусства XIII в.//SK. 1936. T. 8. С. 221-255; Милешево: Памятник серб. искусства XIII в.//Bsl.

http://pravenc.ru/text/2578271.html

— Говорят, что якобы «столица черногорской православной церкви» переместится в Цетинский монастырь, а центры ее «епархий» будут располагаться в монастырях Острог и Джурджевы ступови (Георгиевы стопы). Сторонники ЧПЦ открыто претендуют на имущество Сербской Православной Церкви ? Еще в день провозглашения независимости Черногории Мираш Дедеич (стал дьяконом в 1988 году на 50-м году жизни, лишен сана во Вселенской Патриархии актом Синода от 9 апреля 1997 года, a 12 ноября 1998 года отлучен от Церкви и предан анафеме; 6 января 1997 г. избран «митрополитом» «черногорской православной церкви», после пострига принял имя Михайло — Ред.) заявил, что при поддержке власти «черногорская церковь присвоит себе 750 церквей и монастырей», все, которые были построены до 1920 года, когда, по его словам, «черногорская православная церковь лишилась автокефальности». Уже известны случаи, когда церкви брались силой. Как часто подобное происходит? — В наше смутное время существует немало людей, желающих присвоить чужое имущество. То, что это новообразованное религиозное объединение претендует на имущество многовекового устройства Церкви, в очередной раз показывает нам, с какими людьми в действительности мы имеем дело. Но что поражает — так это тот факт, что среди власть имущих людей, призванных уважать и хранить правду, права человека и права на имущество, — среди них есть те, кто поддерживают, иногда даже официально, подобное воровство и претензии на имя, достоинство и права той, которая древнее самого государства! — В предложенную новую Конституцию Черногории переходит положение о том, что «Православная Церковь, Исламское религиозное объединение, Римско-католическая церковь и другие религиозные объединения отделены от государства». Православная Церковь — универсальная, вселенская, но если в условиях, которые сложились в Черногории, не упомянуть полное название Поместной Церкви, о которой в этом положении идет речь (в данном случае Сербской Православной Церкви), то это у многих может вызвать сомнение, что речь идет о «черногорской православной церкви»?

http://patriarchia.ru/db/text/199046.htm...

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

   001    002    003   004     005    006    007    008