Несмотря на нелегкую судьбу, монастырь продолжал оставаться центром всей местной общественной жизни. Под его сводами проводились собрания и советы, задумывались восстания, а в 1857 году здесь было принято решение об объединении Васоевичского княжества с независимой Черногорией. В разное время настоятелями монастыря были видные духовные лидеры, история сохранила имена, как минимум, девяти таких митрополитов и епископов. Некоторые из них, такие как митрополит Паисий, пали мученической смертью, с которого в 1648 году турки заживо содрали кожу. После разрушений начала XX века монастырь почти полностью прекратил свое существование, предпринимались попытки восстановить его, но они не увенчались успехом. Современное состояние [ править править код ] Возрождение епархии произошло в 2002 году по решению Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, первым архиереем возрожденной епархии стал епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович) . Кроме центра епархии, в Джурджеви Ступови также размещается действующий мужской монастырь. Главный храм монастыря, церковь Святого Георгия — это однонефное здание с главным входом на западе и полукруглой апсидой на восточной стороне. Он выполнен в типичном архитектурном стиле XI-XII веков. Церковь с притвором была построена в первой половине XIII века. Сам монастырский комплекс был построен чуть позже в три стадии, о чем свидетельствуют различия в кладке камня. Фрески монастыря представляют собой высокую культурную ценность, они были выполнены одаренными дечанскими и которскими мастерами того времени, фрески в притворе, возможно, принадлежат кисти известного мастера Страхини из Будимля. К сожалению, многие из них были повреждены во время многочисленных осад от пуль и артиллерийских снарядов. Но даже несмотря на это, часть фресок неплохо сохранилась и по сей день. Окрестности монастыря славятся не только своей природной красотой, но и многочисленными культурными и историческими памятниками. Святыни [ править править код ] В реликварии монастыря Джурджеви Ступови хранятся нетленные мощи неизвестного святого.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Храм святого Георгия является выдающимся ярким памятником рашского стиля в архитектуре XII века, синтезировавшего романский и византийский стили. При его строительстве был использован ряд новаторских решений — башни у главного входа, боковые вестибюли, купол эллиптической формы, неправильная форма алтарной части и центрального зала церкви, ставшие основополагающими для сербской архитектуры. Монастырь Джурджеви-Ступови стоит на холме, с которого открывается красивейшая панорама города Нови-Пазар. Современное состояние [ править править код ] Возрождение монастыря началось в начале 2000-х годов. Строительство жилых помещений, планомерная реконструкция комплекса и возобновление монашеской жизни практически ознаменовали начало нового периода в истории монастыря спустя немногим более трехсот лет. Монастырский комплекс состоит из церкви св. вмч. Георгия, трапезной, келейного корпуса (построен в 2002 г.) и монастырских помещений. Внутри монастыря расположен музей, где выставлены археологические находки и фрагменты разрушенных сооружений, обнаруженные на монастырской территории. Монастырь Джурджеви-Ступови является мужским монастырем и принадлежит Рашско-Призренской епархии Сербской православной церкви. Поблизости от монастыря находится археологический заповедник Стари-Рас объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, который представляет собой остатки средневекового города с сохранившейся здесь Петровой церковью . Посмотреть фотографии монастырского комплекса , внутреннего убранства церкви , фресковые росписи главного храма ( нартекса и нефа ), а также часовни-усыпальницы короля Драгутина: фрески «Сербские средневековые соборы» , «Неманичи и Святая Троица» , «Сербские средневековые правители» , фрески северной и восточной стены часовни , фото из алтаря, различные орнаменты и другие снимки . Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Ежегодно на праздник св. вмч. Георгия в монастыре проводятся торжественные культурные мероприятия. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Перед началом Балканской войны архим. Даниил (Радулович) подарил мон-рю 20 рала земли и построил братский корпус. В 1912 г. обитель вновь пострадала от пожара. Во время первой мировой войны австро-венг. армия разместила в стенах мон-ря конюшню, потом столовую и казарму. После войны мон-рь был обновлен, в 1925 г., при игум. Иосифе (Лекиче), смонтирован новый иконостас, а в 1927 г. игум. Иосиф пожертвовал мон-рю колокол. После второй мировой войны Д. с. был упразднен. Келейные корпуса не сохранились. В 70-х гг. ХХ в. церковь реставрировалась, черепичная крыша была заменена цинковой. В мае 2001 г. в Д. с. была восстановлена кафедра Будимлянско-Никшичской епархии и возобновлен мон-рь. 4 мая 2002 г. здесь был возведен на кафедру еп. Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). В наст. время при мон-ре проживают 115 изгнанников из Косова и Метохии. Архитектура Церковь возведена из серого известняка и красного камня. Наос храма - зальное сооружение, состоящее из подкупольного квадрата, небольших, поперечно растянутых компартиментов с запада и востока, перекрытых цилиндрическими сводами, и полуциркульной апсиды. Центральное пространство перекрыто куполом на 8-гранном барабане и имеет ниши в боковых стенах. Внутренний нартекс, иногда датируемый 20-30-ми гг. XIII в., был фланкирован с запада 2 башнями-колокольнями (столпами), что также характерно для храмов Сербии 2-й пол. XII в., таких как в монастыре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, в Куршумльском мон-ре . Позднее башни были перестроены, между ними возвели высокую колокольню. Купол церкви в Д. с., а также установка колокольни на продольной оси храма повторяют элементы архитектуры кафоликона мон-ря Жича (ок. 1220) и, возможно, были перестроены под его влиянием вскоре после учреждения в Д. с. кафедры. Наос и внутренний нартекс ранее разделяла стена, разрушенная, вероятно, в кон. XVII-XVIII в. при постройке внешнего нартекса. Снаружи нартекс имеет вид 3-нефной базилики, не соответствующий внутреннему виду прямоугольника. На его зап. фасаде находится мраморный рельеф «Поклонение Кресту» с поврежденной ктиторской надписью с именем Првослава, перенесенный сюда из древней части храма.

http://pravenc.ru/text/171881.html

8 дек. 1939 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал викарным еп. Будимлянским Иоанникия (Липоваца , с 1941 митр. Черногорско-Приморский). В 1947 г. Будимлянская епархия была восстановлена как самостоятельная с кафедрой в Биело-Поле, архиереем был избран еп. Макарий (Джорджевич) , после перевода к-рого на Сремскую кафедру епархия вошла в состав Черногорско-Приморской и Дабро-Босанской митрополий. 3 июня 1999 г. во епископа Будимлянского викария Черногорско-Приморской епархии был хиротонисан Иоанникий (Мичович). Монастыри В помяннике мон-ря Шудикова XVII в. упоминаются «106 благочестивых монахинь» из окрестных мест: Будимли, Годуши, Биело-Поля, Николяца, Прошчене и др. В наст. время в Б.-Н. е. действуют мон-ри: Джурджеви Ступови - духовный центр епархии, Майсторовина (см. ст. Биело-Польские церкви ), Жупа , мон-рь во имя св. ап. Луки близ Никшича, Пива , мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (церковь 1573-1586), Добриловина, жен. мон-рь ок. с. Мойковац во имя вмч. Георгия (известен с XVI в., реставрирован в 1989), Косиерево, муж. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (церковь 1-й пол. XIV в. заново возведена в 1933). В обители с 1884 по 1914 г. хранились мощи свт. Арсения I , в наст. время - стопа ап. Луки. К возрождающимся мон-рям Б.-Н. е. относятся Николяц, Волявац и Подврх (см. ст. Биело-Польские церкви ). С 1998 г. восстанавливается мон-рь Шудикова близ Будимли с ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм (известен с XVI в., разрушен турками в 1738). В его скриптории были написаны Свято-Троицкий сборник, Морачская Кормчая и др. памятники, в иконописной школе работал серб. мастер свящ. Страхиня . Жен. мон-рь Биела во имя вмч. Георгия близ Шавника, по преданию, был основан в XI в. как задужбина князей Иоанна-Владимира и Вуловича, но впервые упоминается в источниках под 1656 г. В 1702 г. был сожжен турками, обновлен в 1887 г., пришел в запустение во время второй мировой войны. Жен. мон-рь Подмалинско с ц. во имя арх. Михаила, основанный, по преданию, кор. Урошем I в 1252 г., восстановлен в 1998 г. Муж. мон-рь Заградже в Шчепан-Поле (1-я пол. XV в.) с ц. во имя св. Иоанна Крестителя, где похоронен его основатель герц. Стефан Вукчич. Жен. мон-рь Калудра с ц. во имя ап. Луки (XV в.) близ Беране восстановлен в 2000-2001 гг. Мон-рь Блишкова с ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы упоминается в источниках с 1516 г. по нач. XVII в. В с. Заостре на р. Лим при ц. во имя св. Петки, в к-рой частично сохранилась живопись XVII в., возрождается мон-рь Урошевица, основанный, по преданию, в эпоху Неманичей, но не упоминающийся в источниках. Недалеко от Биело-Поля расположен мон-рь Црнча с ц. во имя Иоанна Крестителя (XII-XIII вв.).

http://pravenc.ru/text/153571.html

Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

Храм возведен в моравском стиле и в плане представляет прямоугольник, вписанный в крест, с 3 полукружными апсидами. Над наосом возвышается 8-гранный купол, который опирается на 4 столба, облицованные мрамором. Внешние стены оштукатурены и побелены. От богатой декоративной пластики сохранились фрагменты. Неск. мастеров разного уровня к 1387 г. (см.: М. Портрети Стефана и Лазара у Hoboj Павлици на 1973. Бр. 8. С. 110-112; Джурич. Византийские фрески. 2000) завершили роспись храма. Двум наиболее одаренным мастерам, расписавшим певницы и зап. травею, удалось передать пластику движений участников сцен. Один из художников сбивал штукатурку с ликами и кистями уже написанных фигур, заполнял эти участки раствором лучшего качества и вновь писал эти детали, чтобы добиться более тонких индивидуальных образов. Особенно выделяются ктиторские портреты братьев Мусич: юноши в ярких одеяниях представлены как сильные молодые люди с разными характерами - Стефан выглядит энергичным и решительным, а Лазарь - мягким и подчеркнуто благородным ( Джурич. 2000. С. 283). Близ П. находится частично разрушенная ц. апостолов Петра и Павла (Стара-Павлица), возведение к-рой, судя по архитектурным особенностям, относится ко 2-й пол. XII в. Впервые этот храм как метох с 3 приходами под горой Копаоник упоминается в повелье великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.), выданной мон-рю Студеница ок. 1196 г. С 1363 г. Стара-Павлица находилась на землях челника Мусы. Возведение рядом с ней новой церкви и отсутствие ее упоминаний о ней в поздних источниках позволяет предположить, что церковь могла прийти в запустение еще до османского завоевания этих земель. В ХХ в., после строительства туннеля в холме под храмом, здание было укреплено бетонными балками. В 2004 г. впервые за много веков в храме была отслужена литургия. Храм является 3-нефной базиликой с 3 апсидами, купол опирается на столбы, возведен из камня и кирпича. Сохранившиеся фрагменты росписи (на столбах и подкупольных арках) по манере исполнения близки к фрескам мон-ря Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар.

http://pravenc.ru/text/2578604.html

- Не могу целиком согласиться с Вами, в том смысле, что именно я это сделал. Бог посылал оных, коих избирал. А я был лишь тем, кто принимал с любовью всё, что повелевал Господь. Сколько было в моих силах, направлял братию на правый чин монашеской жизни. Всё устраивалось по Промыслу Божию, а события, последовавшие в 1998-1999 гг. и позже, которые стали судными для нашего народа в Косове и Метохии, лишь это подтвердили. Конечно, большинство монашества и монастырей в Косове стали своего рода духовными центрами, стожарами, которых народ наш «держался», в которые веровал. И несмотря на все нестроения, ужасы, гонения, страдания, люди оставались на наших древних землях. В этом отношении роль монашества неоценима! А Господь сподобил косовское монашество ревности, стойкости и многочисленности. Црна Река была словно улей, который постепенно роился. И как в улье матки создают новые семьи, так и умножавшиеся братия Михайло-Архангельского монастыря на Чёрной реке пополнили все обители в Косове и Метохии, многие же возродили или основали совсем новые. Монахов было более двухсот. Пять монастырей - женские, остальные - мужские. В некоторых поначалу жили по одному-два инока, а где-то и ни одного не было! Ревностию и любовью смогли мы возродить обители и умножить число насельников. Например, в монастыре Високи Дечани, в то время, когда я стал епископом, их было четверо, а в Црной Реке - 17. Тогда мы, во-первых, обновили, омолодили братство монастыря Високи Дечани, перевели из Црной Реки девятерых монахов. И будто горная речка забурлила. Многие обители просто вернулись к жизни - Кончул, Баньска, так же и Джурджеви Ступови. Отстроен монастырь Девине Воде, Улие, Тушимлье, возрождён монастырь Драганац, где не было насельников, и т. д. То было время расцвета монашества и иноческой жизни в святой земле Косова и Метохии. Некоторые монахи, в зависимости от обстоятельств, перемещались в другие епархии или даже на другие континенты. Сейчас наши постриженики живут в Европе, Австралии, Африке, в Северной Америке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

В 1960 г. начались работы по реставрации Д. с. под рук. архитекторов Д. Милошевича и Й. Нешковича. К 1962 г. остатки построек были очищены от земли и завалов. Стены центральной части церкви и купол были обновлены. Возле мон-ря был устроен лапидарий, в к-ром поместили найденные фрагменты построек. Неск. фрагментов удалось соединить, т. о., почти полностью был собран зап. портал, где обнаружилась надпись об окончании возведения обители. Живопись Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. Св. Троица. Роспись Драгутиновой капеллы мон-ря Джурджеви ступови. 1282-1283 гг. От фресок, выполненных ок. 1175 г., в центральной части храма фрагментарно сохранились поясные изображения святителей, отдельные фигуры пророков и евангелистов, свидетельствующие о близости росписи церкви к лучшим образцам росписи в визант. искусстве того периода. Живопись 1282-1283 гг. близка к росписям мон-рей Сопочани , Арилье и Градац . В припрате церкви, на зап. стене, над входом в наос, находится монументальное изображение вмч. Георгия на белом коне и по сторонам 4 сцены из его Жития. В сев.-вост. углу расположены ктиторские портреты Стефана Немани и Драгутина. В Драгутиновой капелле в нижней зоне, представлена процессия династии Неманичей: к восседающему на престоле Христу подходят Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, кор. Стефан Урош I с женой Еленой, кор. Драгутин с моделью храма в руках, кор. Милутин и его жена Елена. В сводах капеллы изображены 4 сцены из серб. истории: Стефан Неманя передает престол сыну Стефану; венчание на царство кор. Стефана Уроша, опередившего в престолонаследии старшего брата Владислава; архиерейское благословение кор. Драгутина, отнявшего престол у отца; кор. Драгутин передает престол брату Милутину. С 1964 г. в капелле проводилась консервация сохранившихся фресок, часть фресок перенесена в Народный музей в Белграде. О состоянии фресок в период между двумя мировыми войнами, в т. ч. о погибших во время второй мировой войны, можно составить представление благодаря фотографиям и описаниям Н. Л. Окунева.

http://pravenc.ru/text/171883.html

Симон монах )) и с матерью в ктиторской композиции. В 1282 г. изображение М. было помещено в росписях на зап. стене малой капеллы (часовни) кор. Драгутина в мон-ре Джурджеви Ступови (в сцене передачи ему верховной власти на соборе в Дежеве и в ктиторской композиции): в обоих случаях братья изображены подчеркнуто равноправными, в одинаковых венцах и облачениях. К росписям капеллы близки по времени и изображения Драгутина, М. и их матери Елены на иконах апостолов Петра и Павла и свт. Николая Мирликийского, вложенных последней соответственно в собор ап. Петра в Риме (ныне в Музеях Ватикана) и в базилику в Бари (не сохр., известна по описаниям, см.: Б. и Св. Никола у Бapujy//ЗРВИ. 2007. 44. С. 275-294). На печатях М. изображен сидящим на престоле, облаченным в саккос с лором и увенчанным стеммой, в правой руке держит скипетр с крестом ( С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994. С. 106). Также фигура М. начиная с 10-х гг. XIV в. постоянно присутствует в композиции «Лоза Неманина», к созданию и распространению к-рой, по мнению искусствоведов, он имел непосредственное отношение. Новый этап в развитии иконографии М., оказавший влияние на все его позднейшие изображения, представляют 2 барочные гравюры в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5 об., 7). В 1-м случае М. назван «кралем сербским», а во 2-м - «мироточцем иже в Софии», без титула. М. изображен в обоих случаях фронтально в рост (на фоне колонны и пышных складок занавеса), в нимбе, с крестом в правой руке и со скипетром в левой на 1-й гравюре и со скипетром в левой и с крестом и пальмовой ветвью в правой - на 2-й, увенчанный куполообразным венцом, облаченный в роскошную далматику с лором, поверх к-рой надет длинный плащ с оплечьем; борода, сужающаяся на конце, во 2-м случае заметно короче. Рус. изображения М. XVI-XVIII вв. на миниатюрах, фресках и в лицевых иконописных подлинниках свидетельствуют о незнании местными мастерами его серб. иконографии. Толковые иконописные подлинники предписывают изображать его «как царя Давида», иногда отмечая сходство с ап.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

стене в нартексе. Кроме того, в М. впервые в серб. средневек. живописи представлены т. н. портреты представителей династии Неманичей: в наосе - кор. Владислав, ктитор храма, с моделью церкви в руках, к-рого Божия Матерь подводит ко Христу, восседающему на престоле; в нартексе - свт. Савва Сербский и его отец св. Симеон Неманя, Савва Освященный, кор. Стефан Первовенчанный с сыновьями Радославом и Владиславом. Представители правящего дома изображены в молитвенном обращении к святым Савве и Симеону Немане, фигуры которых в свою очередь развернуты ко Христу (фигура утрачена; находилась на зап. стене над входом),- мн. портреты являются прижизненными, поэтому, как предполагается, передают портретное сходство. В росписи нартекса кор. Владислав снова представлен с моделью храма в руках. На противоположной юж. стене помещены образы равноап. имп. Константина Великого и неизвестного императора, предположительно Иоанна III Дуки Ватаца. Позднее изображение представителей династии Неманичей трансформируется в генеалогическое древо (лозу) правящей серб. династии (с кон. XIII - нач. XIV в.; присутствует в росписи ц. Пресв. Богородицы и Радославовой капеллы в мон-ре Студеница (ок. 1235), ц. Пресв. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265), ц. Благовещения в мон-ре Градац (ок. 1275), в Драгутиновой капелле в мон-ре Джурджеви Ступови (1282-1283), ц. св. Ахиллия в Арилье (ок. 1295), ц. Пресв. Богородицы Левишки (1310-1313). В экзонартексе помещена развернутая композиция «Страшный Суд», занимающая все пространство - свод и 4 стены (уникальный случай для серб. живописи). Лит. основой для этого изображения стало «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» прп. Ефрема Сирина. Большая часть композиции сохранилась, за исключением полностью утраченной группы праведников на сев. стене. К необычным художественным особенностям живописи М. относится имитация мастерами, расписавшими наос храма и создавшими композицию «Страшный Суд», мозаичной кладки. Росписи в алтарной части сделаны на темно-синем фоне, без подражания мозаике.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

   001    002    003    004   005     006    007    008