Парекклисион Рождества св. Иоанна Предтечи (Продромуди), примыкающий с востока к апсиде кафоликона, считается древнейшей монастырской церковью, основанной еп. Иоанникием. Это небольшой одноапсидный храм, перекрытый цилиндрическим сводом. Сохранились росписи алтарной части, юж. стены и неск. фрагментов в верхней части зап. стены. Часть фресок была утрачена, когда в юж. стене растесали 2 оконных проема. В ходе реставрационных работ (1992) выяснилось, что традиц. датировка росписей 1535 г. неверна и речь идет только о поновлении в этом году фресок на средства архонта Фомы Калкоса. И. Джорджевич и Е. Кирьякудис датируют эти фрески 1358-1364 гг. и атрибутируют их мастерам, расписавшим парекклисион свт. Николая Чудотворца и участвовавшим во 2-й фазе создания росписей внутреннего экзонартекса в И. П. м. А. Страти предлагает датировку 60-70-ми гг. XIV в. и указывает на их сходство с фресками парекклисиона св. Архангелов монастыря Хиландар . Фрески расположены в средней и нижней зонах юж. стены (в средней зоне - изображения в медальонах 3 отроков Вавилонских, святых Трифона, Космы и Пантелеимона, в нижней - «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», обращенный к благословляющему с небес Христу, образы ап. Петра, прор. Захарии и прп. Антония Великого), в диаконнике и апсиде («Служба св. отцов»). К декорации 1535 г. относятся образ Божией Матери «Влахернитиссы» в конхе апсиды, изображения в жертвеннике, сцены «Благовещение», «Преображение Господне» и «Целование Богородицы и прав. Елисаветы». В более позднее время была выполнена композиция «Успение Богородицы» в верхней части зап. стены. Иконы Христа Вседержителя, Божией Матери «Одигитрия» и св. Иоанна Предтечи (1776) из иконостаса парекклисиона были переданы в 1988 г. Максимом (Ксидасом), митр. Серрским и Нигритским, в Церковный музей г. Серес. Кафоликон План кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи 1.Алтарь 2. Наос 3. Нартекс (месониктион) 4. Внутренний 5. Внешний экзонартекс 6. Макринарикон 7. Ризница 8-9. Парекклисионы свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Иоанна-ктитора 10. Лестничная клетка колокольни

http://pravenc.ru/text/577916.html

ВМА считает датой своего основания 2 марта 1844 год, когда князь Александр Карагеоргиевич приказал организовать 1-ю центральную военную больницу. В последующие десятилетия в Сербии появлялось все больше высококлассных специалистов в области медицины, получивших образование в лучших европейский центрах. Особо выделяется имя доктора Владана Джорджевича, которого считают основоположником хирургии в Сербии. В 1909 году было построено новое здание военной больницы, превратившее ее в самое современное медицинское учреждение на Балканах. В больнице насчитывалось 400 койко-мест, была своя лаборатория и самая современная для того времени аппаратура. Особо стимулировало развитие хирургии начало двух Балканских войн, а затем и Первой мировой, по окончании которой врачи из этой больницы приняли участие в формировании Медицинского факультета в Белграде. По мере своего развития больница получило название Главной военной больницы Королевства Югославия, а с 1950 года стало называться Военно-медицинской академией (ВМА). ВМА – это крупнейшее военно-медицинское учреждение, которое занимается не только лечением. Здесь активно ведутся научные исследования, проводятся курсы усовершенствования специалистов и аспирантов. С 1 января 2008 года по решению правительства Сербии ВМА была функционально интегрирована в систему общественного здравоохранения. ВМА имеет в своем составе 27 клиник и 17 институтов, Диагностический центр поликлиники, Центр контроля отравления, Травматический центр, Центр скорой медицинской помощи и другие. Сейчас в ВМА 1200 больничных мест. На обучении в академии постоянно находятся 400 врачей – специалистов во всех областях медицины. Его Святейшество Патриарх Сербский Павел сам уже два года лечится в ВМА, и настрой сотрудников этого медицинского учреждения по отношению к Церкви очень положительный. Они с большой любовью относятся к Православию и решили открыть домовую церковь. Спрашивали благословения у Святейшего Патриарха и митрополита Амфилохия, который благословил, чтобы этот храм был посвящен святому архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому). Известно, что почитание святого сейчас уже широко распространено за границами канонической территории Русской Православной Церкви. Его иконы и частицы мощей можно, например, встретить во многих местах в Греции. И вот по милости Божией святыня, связанная с его именем, появилась и на сербской земле.

http://pravoslavie.ru/30880.html

Тогда я встретилась с Натальей Коцев – руководителем белградского отделения Фонда Единства Православных народов. Она, со своей стороны, участвовала в организации поездок сербских детей из Косово и Метохии в Россию. Наталья – русская, в Сербии живет уже около 30 лет. Интеллигентная, изящная, тактичная женщина с широким кругом контактов и в светской, и в церковной среде. По её приглашению я впервые посетила Сербию. Сразу же нашла там много друзей и полюбила эту страну раз и навсегда. Контакты с фондом и лично с Натальей продолжаются и по сей день. - Кто еще оказывает помощь проекту, ведь он  достаточно широк и не ограничивается каким-то одним направлением? - Не могу не рассказать о Драгане Неделькович, вместе с которой мы организовывали в 2013 году в Долгопрудном концерт, посвященный свт. Николаю Сербскому, собирали помощь на строительство храма Николая Сербского в Белграде, проехали по русской земле маршрутом Дмитрия Донского - от Сергиева Посада до поля Куликова, где собрали святую землю наших предков. Драгана живет в Белграде, работает в школьной администрации, а жизнь свою она посвятила распространению духовных произведений Святителя Николая Сербского (Велимировича), которого называют Сербским Златоустом. Она организует благотворительные и просветительские концерты, в которых участвует и сама, читая духовные поучения владыки Николая, исполняя его песни. После приезда в Россию Драгана вышла замуж, родила дочку, которую назвала Николией в честь святителя Николая, и написала книгу «Небесный колокол над Сербией», где описывает, как владыка Николай и его духовное наследие оказали влияние на её жизнь, на жизнь её друзей. Книга еще не вышла в свет, но мы все желаем, чтобы это осуществилось. А наши друзья в Белграде - Анджя Элез, Миро Станишич, Стоянка Обрадович – как могут, помогают благому делу.      Желько Джурович – молодой человек из Кралево, представитель движения «Косовский фронт» в Сербии. Именно вместе с Желько мы побывали на Косовом поле. Это случилось 28 июня 2014 года на Видовдан, то есть в тот день, когда празднуется годовщина Косовской битвы. Здесь, у памятника на Газиместане, мы встретились с друзьями, которые приезжали к нам в Россию из Косово, здесь собрали святую землю предков. Желько любезно познакомил меня с настоятелем и сотрудниками Духовного центра владыки Николая (Велимировича) в Кралево. Нас связывает не просто крепкая дружба, но и взаимная молитвенная помощь. Мне представилась исключительная возможность ночевать в духовном центре в комнате, где в тридцатые годы жил святитель Николай, в то время - владыка Жичский и Охридский. Здесь, в Кралево, я нашла добрых друзей, которых не могу не назвать: Горица Белойца и её семья, Лола Джорджевич, Боян Милькович, Павле Тодорович, Мария Топалович, Душан Вуёшевич.

http://pravoslavie.ru/86658.html

Подробнее об этом – Протоиерей Стева Димитриевич,”Паломничества», Белград 1933, стр.43,45,54,52, 45; Вл. Розов,”Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», Мысль, кн.28, св. 5 и 6, стр. 337 (Розов, помимо других фактов, подчеркивает, что игумен Лавры, серб Гаврило, не имея денег, чтобы откупиться от нападок фанатичных арабских племен, покидает Лавру в 1602 году, а сербские монахи, опять же из-за долгов, передали Иерусалимскому патриарху Теофилу (1636–40), задушбину царя Милутина, монастырь Св. Архангелов. Ср. также Т. Джорджевич,”Сербские святыни в Палестине», Вестник СПЦ, 1946 г. 10,11,12, стр. 252–255. П. Сырку «Очерки из истории литературных сношений Болгар и Сербов в 14–17 вв», Санкт-Петербург 1901, стр. CCXCVIII-IX;140) 9 Общие данные и литература о Синаитах в Сербии – Вл. Розов,”Синайцы в Сербии в 14 веке», Byzantinoslavica I, Praha, 1929, стр. 16–20. Л. Павлович,”Культы лиц у сербов и македонцев»,Смедерево 1965, стр. 195–202. Д.Богданович,”История древней сербской литературы», СКЗ, 1980, стр. 202–203. В. Маркович , «православное монашество и монастыри в средневековой Сербии», С.Карловцы, 1920, стр. 126–129. В. Розов «Сербы в Палестине и на Синае», Труды 4 съезда русск. акад. орг. I 1928/9. Ср. Архим. Леонид,”Из истории югославянского монашества», Москва 1871. Второй международный симпозиум «Ученики и последователи Евтимия Тырновского, Вел. Трново, 1976. Х. Воинович,”Синаиты», Браничевский Вестник. 10 М.Дж. Миличевич «Литературная Сербия», кн. 2, стр. 787, Миличевич, согласно народному преданию упоминает следующих «семь Синаитов» – Романа из мон. Св. Романа, одного безымянного из мон. Святой Петки, Ромила из Раваницы, Григория из Горняка, одного из Витовницы, одного из Тумане и одного за Дунаем из Базъяша. Он приводит и другое предание, которое говорито том, что Св. Роман имел брата Нестора, воздвигнувшего церковь на левом берегу Моравы, посвященную Св.Нестору. И. В.Маркович приводит ту же семерку. См. «Православное монашество и монастыри», стр. 126–128. 11 Розов (цит.соч.,стр.16) с правом говорит, что изменения в душе народа, которые произошли под влиянием синаитско-святогорского движения, способствовали ослабению влияния Запада на сербскую культуру того времени, но, как утверждает Василий Маркович («Православное монашество», стр.128), не на ослабление связей с Западом. 12 Такое библейско-синаитское понимание нации существовало на Балканах вплоть до начала 19 века. С начала 19 века начинает преобладать, под влиянием Французской революции, языческое понимание нации – на место единства в вере и Христе, вводится биологическое единство нации по крови и языку. С тех пор становится главным, по словам владыки Николая, – ”кровь и язык, как и у быков главное – кровь да рев " (Ср. Вл.Николай, Собрание сочинений 5, стр. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В зоне присутствия английского контингента KFOR в Приштине албанские террористы сначала попытались поджечь храм в июне 1999 г. 1 августа 1999 года, в час ночи, сработали два взрывных устройства из четырех установленных. Здание храма серьезно повреждено. 40. Храм святого пророка Илии ( в селе Смач возле г.Призрен) Церковь св. Илии в селе Смач в призренском поле, 10 км севернее от г. Призрен, построена в 1994 году на средства Живко Джорджевича. Автор проекта Милослав Лукич. После прихода немецкого контингента KFOR албанские экстремисты подожгли, разрушили и взорвали интерьер храма в июле 1999 года. При этом не все взрызные устройства сработали. 41. Храм свт.Василия Великого ( в селе Горня Србица, г.Призрен) Церковь свт.Василия Великого в селе Горня Србица, возле Призрена, была построена в 1863 году, на южном холме, между восьмью вековыми дубами, на развалинах старой церкви. Церковь однонефная. Здесь находилось собрание икон и икниг XVII- XIX веков. Албанские экстремисты сожгли, а затем полностью разрушили храм в конце июня 1999 г. после прихода немецкого контингента KFOR. 42. Храм св.Параскевы Пятницы (в деревне Заскок, г.Урошевац) Однокупольный храм св.Параскевы Пятницы в деревне Заскок в южной части Косовской котловины, 3 км югозападнее от г.Урошевац, построен из белого кирпича и камня. В деревне в 1936 г. и в 1970-1973 гг. обнаружены остатки средневековой церкви и некрополи X-XIV вв., каменная икона XIV в. и многое другое. Албанские экстремисты заминировали и разрушили храм в начале июля 1999г., несмотря на присутствие американского контингента KFOR. 43.Храм свт.Николая (в деревне Гатне, г.Урошевац) Храм свт.Николая в деревне Гатне, в южной части Косова поля, в 6 км южнее от Урошеца, к востоку от Горня Махалы, построен на старом фундаменте в 1984 году. Албанские экстремисты ограбили церковь, а затем разрушили и взорвали в июле 1999г., после прихода американского контингента KFOR. 44. Храм Пресвятой Богородицы (в Горне Неродимле) Церковь Пресвятой Богородицы находилась в долине под селом Горне Неродимле на невысоком холме Главица. Построена в 1925 году на остатках старой церкви с тем же названием. В 1982 году албанцы ворвались в храм и осквернили реликвии.

http://pravoslavie.ru/40101.html

Джорджевич. " Ты не серб, если ты не православный! В этом видится угроза православного сообщества " , – замечает он. Для объединения народа и необходима церковь, но это вызывает страх непонимания другой стороны и раскол общества. После политических аспектов речь об образовании продолжила Д. Шпехар. Она продемонстрировала самое компактное выступление: 12 страниц своего доклада она уместила в 12 предложений. Д. Шпехар выделила несколько целей религиозного предмета: воспитательную, социальную, педагогическую, психологическую, моральную. " Веронаука " нужна детям и их родителям " , – утверждает она. 10 заповедей, по её мнению, созданы, чтобы сделать лучше мир. " Они учат, что Бог, – это творец, а мы часть его творения " . В завершении мероприятия эстафета была передана от сербских гостей к четырем молодым российским исследователям. Первой выступила магистрант Института управления И. Помельникова с темой: " Источники формирования информационной компетентности современного россиянина в вопросах религии " . Информационная компетентность – это качество человека, направленное на переработку информации и генерирование знаний. Так, значимым источником для усвоения религиозных знаний сегодня являются СМИ. Однако из городского населения 30% получили знания о религии от бабушек и дедушек, а 18 % сельского населения – от родителей. З. Гарцуева представила свои исследования на примере протестантов г. Саратова. Основной задачей церкви по итогам опросов стала гуманитарная помощь и пожертвования. После её выступления на тему " Практики социального служения в оценках прихожан " , аудиторию заинтересовала, какое же население посещает церковь евангельских христиан " Для всех народов " . По мнению докладчицы, это представители следующих нардов: русские, таджики, немцы, армяне. В основном это народ из Средней Азии, преимущественно русские. Затем с восхищением говорила о деятельности " Святого Белогорья " магистрант Социально-теологического факультета Кристина Кузьминова. Она пришла к выводу, что молодежное братство – это авангард построения солидарного общества в регионе, к чему нужно стремиться.

http://religare.ru/2_107569.html

Патриарх Сербский Ириней и председатель Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата посетили международный детский лагерь «Школа дружбы» 15 июля 2013 г. 11:26 13 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней и председатель Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата епископ Выборгский и Приозерский Игнатий посетили международный православный детский лагерь «Школа дружбы» в сербском национальном парке на горе Тара. С 6 июля в лагере отдыхают 20 детей из России, направленные в Сербию от Синодального отдела по делам молодежи по приглашению общественной организации «Наша Сербия». В состав российской группы вошли юные члены общероссийской детско-юношеской организации «Братство православных следопытов» и учащиеся московской православной гимназии имени апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Одной из главных целей лагеря в Таре является развитие межправославных связей в сфере молодежного сотрудничества. Программа отдыха детей в лагере «Школа дружбы» насыщена и разнообразна, дети занимаются творчеством и спортом, ездят на экскурсии, посещают православные монастыри. В процессе взаимного общения дети могут многое узнать о жизни братских православных народов. Вместе со Святейшим Патриархом Иринеем и епископом Игнатием с юными участниками лагеря «Школа дружбы» встретились председатель Правительства Сербии Ивица Дачич, президент Сербии Милорад Додик, председатель организации «Наша Сербия» Младжан Джорджевич, председатель Всероссийского православного молодежного движения и «Братства православных следопытов» протоиерей Сергий Шастин. Дети с радостью встретили высоких гостей, были пропеты сербский и русский гимны. Гостям были представлены детские кружки, а потом были показаны сербские народные песни и русские народные танцы. Святейший Патриарх Ириней благословил детей и пожелал им создавать вечную дружбу, так как Россия — это мать, к которой Сербия всегда тянулась. Епископ Игнатий, обращаясь к участникам лагеря, подчеркнул единство русского и сербского народов исповеданием единой православной веры и необходимость продолжения сотрудничества. Сербский премьер-министр Ивица Дачич отметил, что Правительство Сербии всегда будет поддерживать проект «Школы дружбы», так как он является одним из наилучших способов укрепления и углубления связей братских православных культур и держав. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3101150.ht...

В Калуге прошел международный форум «Братская Сербия: история и современность» Белград, 17 ноября 2006 г . С 11 по 13 ноября 2006 года в Калуге прошел международный форум «Братская Сербия: история и современность». Данное мероприятие было организовано Калужским православным молодежным движением по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и епископа Рашко-Призренского Артемия. В работе форума приняли участие представители Московского Патриархата и Сербской Православной Церкви, исследователи из России, Украины, Сербии и Черногории. Мероприятия открылись приветственным словом архиепископа Людиновского Георгия, викария Калужской епархии, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . С приветствием выступили также заместитель губернатора Калужской области Е.Л. Кениг, президент группы компаний «Андреевский флаг» А.В. Мельник, временный поверенный в делах Посольства Сербиии в России Е.Куряк, а также доктор филологических наук И.Антанасиевич, рассказавшая о фальсификациях, к которым прибегали представители западных СМИ в вопросах, касающихся количества жертв среди косовского населения. Во второй день форума были выслушаны доклады, подготовленные участниками форума. Первый заместитель председателя исследовательского фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» А.С. Мельков прочитал доклад на тему «Святитель Савва Сербский». Председатель Общества русско-сербской дружбы И.М. Числов рассказал о значении для Православия трудов святителя Николая (Велемировича), о трудностях, с которыми сталкиваются переводчики его сочинений на русский язык. Доклад монахини Ксении (Абашкиной) был посвящен истории сербской иконописи. Игумен Петр (Улемек), настоятель монастыря Джорджеви Ступови (Сербия) рассказал собравшимся о современном положении Сербской Православной Церкви в Косове и Метохии. Собравшимся был представлен фильм о страданиях сербов в одном из косовских сел. Калужский исследователь М. Чуканов рассказал в своем докладе о национальной концепции коммунистического правительства Югославии по национальному вопросу.

http://pravoslavie.ru/19434.html

Святейший Патриарх Сербский Ириней совершил Божественную литургию на Подворье Русской Православной Церкви в Белграде Белград, 1 января 2010 г. 31 января 2010 года, в канун первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил в Свято-Троицком храме Подворья Русской Церкви в Белграде Божественную литургию и благодарственный молебен, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС . На богослужении, за которым Святейшему Патриарху Иринею сослужили клирики сербской столицы и настоятель Подворья протоиерей Виталий Тарасьев, присутствовали Посол России в Белграде А.В.Конузин, посол Беларуси в Белграде С.Н.Чечук, советник Президента Сербии М.Джорджевич, Апостольский нунций в Белграде архиепископ Орландо Антонини. После богослужения протоиерей Виталий Тарасьев обратился к Предстоятелю Сербской Церкви со словами приветствия и благодарности за приношение Бескровной Жертвы в храме Подворья, за молитвы о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле и его пастве. Настоятель Подворья выразил уверенность, что духовные связи Русской и Сербской Православных Церквей-Сестер будут углубляться и расширяться. Протоиерей Виталий Тарасьев преподнес Святейшему Патриарху Сербскому Иринею на молитвенную память о первом богослужении в храме Подворья серебряную панагию, изготовленную российскими мастерами. Он также пожелал Предстоятелю Сербской Церкви помощи Божией в его служении молитвенным ходатайством преподобного Симеона Мироточивого – основателя Сербского государства, святителя Саввы – первого архиепископа Сербского, и великомученика Лазаря Косовского. В ответном слове Святейший Патриарх Сербский Ириней поблагодарил отца Виталия за теплое приветствие, выразив радость, что в этот день он совершил Божественную литургию в русском храме в честь Святой Троицы. Его Святейшество напомнил об исторических и духовных связях Сербии и России и той роли, которую сыграла Россия в судьбе Сербской Православной Церкви и братского сербского народа. «Сербы чувствуют любовь и расположение Святейшего Патриарха Кирилла так же, как чувствовали любовь приснопамятного Патриарха Алексия, который неоднократно посещал Сербию и самую многострадальную ее часть – Косово и Метохию, даря людям надежду», – подчеркнул Святейший Патриарх Ириней. Он пожелал Патриарху Кириллу здравия и долгих лет жизни для осуществления возложенной на него миссии «на радость не только его пастве, но и всему христианскому миру».

http://pravoslavie.ru/33824.html

(Кроме денег, монастырского имущества и припасов, немцы забрали две драгоценные вещи: письмо Св. Василия и золотую ложечку, из которой веками причащали английских королей во время коронования. 1 мая Острог был вновь ограблен немецкими солдатами, а 4 мая итальянцами.) Из Сараево сербский патриарх был переведён в Белград, где с 1 по 5 мая 1941г. провёл в тюрьме бывшего окружного суда на Александровой улице. После немцы перевели его в монастырь Раковицу, а затем в монастырь Войловицу в Панчево, где содержали вместе со святителем Жичским Николаем (Велимировичем) под сильной стражей. В тюрьме патриарх и жичский епископ отвергли все предложения нацистов о " сотрудничестве " . В середине сентября 1944г. Гавриил (Дожич) и Николай (Велимирович) переведены в зловещий лагерь Дахау. Потом их переводили из лагеря в лагерь, держали запертыми в подвале одной венской гостиницы во время самой страшной союзнической бомбардировки Вены. Свободу патриарх встретил 8 мая 1945г. в местечке Кицбил, в Тироле. Патриарх Гавриил не мог сразу после освобождения вернуться в отечество, власть в котором захватили богоборцы-коммунисты. Только 14 ноября 1946г. он смог вернуться в новую Югославию. Вне своей страны остались епископ Жичский Свт. Николай (Велимирович) и епископ Далматинский Ириней (Джорджевич). Сразу по возвращению сербский патриарх столкнулся с ужасающем положением Сербской Церкви и её верных чад, которое им создали титовцы. Патриарх пытался сделать все, что было в его силах, чтобы облегчить тяжелое состояние своей паствы при режиме Иосифа Броза. Об этом свидетельствуют его потрясающие письма югославскому диктатору. Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) умер 7 мая 1950г. в Белграде и похоронен в Белградском соборе. Библиография: 1. о. Велибор Джомич " Мучеништво Српског Nampujapxa " , Кральево, 1997г. 2. Александар Стаматовин " Кратка ucmopuja мumponoлuje Црногорско-приморске (1219-1999) " , Цетинье, 1999г., с.52-53, 61-62, 64. 3. Календар Српске Православне Nampujaшuje " Црква " . Београд, 1996г., с.42.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010