В архитектуре XVI-XVIII вв. особое место занимали сооружения малой формы, в частности колокольни (Анчисхати в Тбилиси и нек-рые др. образцы). Особо следует упомянуть колокольню Ниноцминда (Кахети; XVI в.) с ее стройными пропорциями и составленным из ромбов и крестов рисунком фасадов, близким к художественным традициям ислам. искусства Ирана. В XIX в., когда Грузия стала частью Российской империи, расширилось гражданское строительство. Новые церкви сохраняли традиц. формы, но их художественный облик стал менее выразителен. Во 2-й пол. XIX-XX в. почти на всей территории Грузии появились греч. строительные артели, работавшие быстро и интенсивно, возводившие как зальные, так и крестово-купольные церкви. Они далеки от груз. традиций и являются воспроизведением образцов европ. архитектуры с использованием элементов гражданских сооружений (широкие проемы, архитектурные элементы классицизма и др.), в городах появились храмы, построенные по рус. образцам. После революции 1917 г. развитие церковного строительства прервалось почти на целое столетие. Однако в этот период была заложена основа научного изучения и реставрации древних груз. памятников, что являлось единственным средством их сохранения. На рубеже XX и XXI вв. началось интенсивное строительство церквей, художественный облик к-рых основан на повторении традиционных, хотя и неск. видоизмененных образцов. В ряде случаев имеют место и иконографические нарушения. Лит.: Такаишвили Е. С. Христ. памятники: Экскурсия 1902 г. М., 1909. (МАК; 12); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Изд. и пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911; Чубинашвили Г. Н. Пути груз. архитектуры. Тбилиси, 1936; он же. История груз. искусства. Тбилиси, 1936 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; он же. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959; он же. Архитектура Грузии//Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966. Т. 3. С. 300-375; он же. Вопросы истории искусства. Тбилиси, 1970; он же.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Что же касается древнейшей грузинской храмовой архитектуры, то тип ее базилик был весьма сроден армянским зданиям. Однако и в ней наблюдается тот же процесс перехода базилик к иным формам выражения. Вначале базиликальная композиция храмов Грузии была в плане строго выдержанным продольным прямоугольником с выступающей вперед апсидой и возвышающимся средним нефом 14 . Особенностью данного типа являлось отсутствие притвора на западе (нартекса). Его заменял ряд открытых портиков с северной стороны, заканчивавшихся апсидой в восточной их части. В них, по-видимому, помещались оглашенные, впереди же в небольшом помещении приготовлялись просфоры для проскомидии 15 . Впереди, с южной стороны, примыкал к алтарю баптистерий с восточной и южной апсидой, от которого также шли портики к западной стене храма. Устройство портиков следует рассматривать в связи с архитектурой Армении, Малой Азии и Сирии. Впоследствии апсиды не всегда выступают за пределы восточной стены, вследствие чего храм получает форму прямоугольника, но со стенами, иногда имеющими тройные выступы со всех сторон. Имеют место базилики, у которых продольные нефы отделены друг от друга глухими стенами со смежными проходами между ними (так называемые трехцерковные базилики). С конца VI в. получают распространение крестово-купольные храмы, вписанные в четырехугольник, подобно замечательному храму в Джвари, особенностью которого является устройство стен с тройными выступами и прекрасное соотношение архитектурных масс между собой с соответствием внутреннего вида наружному. Строгий, четкий силуэт храма весьма характерен для сложившегося грузинского храмового зодчества. Встречаются храмы крестообразные не только в плане, но и в наружном их выражении (храм в Давели-Гаваи). Следует отметить весьма большие барабаны, часто имеющие восьмигранную форму, заканчивающиеся такими же гранеными наружными куполами. Грузинская храмовая архитектура имеет свой национальный путь развития, не зависимый от Византии. Однако для обеих культур характерна общность в развитии центрально-купольной композиции храмов, имеющих началом базилики с купольным завершением.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

Н. Ломоури Св. Евстафий Мцхетский. Роспись ц. Эртацминда. XVII в. Иран не довольствовался вассальным положением закавк. стран и превращал их в провинции. По сведениям Прокопия Кесарийского, Кавад I решил силой обратить иверов в маздеизм и повелел царю Гургену (506-523), «чтобы они исполняли все обряды персидские... не хоронили бы в земле мертвые тела, но бросали бы их на съедение птицам и псам» ( Procop. Bella. I 12). Гурген вел переговоры о поддержке с визант. имп. Юстином, но, когда грузины в 523 г. восстали, из Византии прибыл только небольшой отряд, Гурген не вступил с иранцами в бой и бежал в Эгриси, отразившую натиск Ирана. Царская власть в Картли была упразднена, и Картли управлял марзпан, к-рого окружали «картлийские мтавары» (местная знать): католикос, мамасахлиси и питиахш (Ibid. II 208). В 571/2 г. в Картли и Армении было поднято восстание, к-рое поддержал визант. имп. Юстин II (565-578), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 80-х гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иран. шах Ормизд IV (579-590) признал Гургена (571-586) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная 7-м годом правления Ормизда IV, на к-рой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда ( Пахомов. Монеты Грузии. 1970. С. 18; Капанадзе. Груз. нумизматика. 1950. С. 36). Положение преемника Гургена Степаноза (586/90-602/3) было уже более независимым: Степаноз получил от визант. императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нем на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведен выдающийся памятник искусства - храм Джвари . К VI в. относится мученичество 9 Колайских мучеников (с. Кола в Тао, Юж. Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении 7 дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского , перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582-591), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства

http://pravenc.ru/text/638558.html

Сухум. После победы на р. Ингури турки завладели Абхазией и Мегрелией. В тылу у турок в Мегрелии партизанское движение возглавила кнг. Екатерина Дадиани. Однако, когда в нояб. пал Карс, Омер-паша был вынужден в февр. 1856 г. уйти из Зап. Грузии. Несмотря на поражение России в Крымской войне, территория Зап. Грузии благодаря успехам на Кавказском фронте осталась в составе России. Военные операции, проводившиеся в Мегрелии, ухудшили положение населения, особенно крестьян. Осенью 1856 г. начавшиеся в с. Салхино крестьянские волнения, к-рые возглавил Уту Тодуа, постепенно охватили неск. десятков деревень. К ним присоединились крестьяне с. Джвари во главе с кузнецом Уту Микавой, а затем повстанцы К. Тодуа. Кнг. Екатерина Дадиани предприняла неск. попыток договориться с крестьянами, после чего обратилась за помощью к российским властям. Кутаисский губ. Н. П. Колюбакин ввел в Мегрелию войска и вступил в переговоры с предводителем восстания, к-рый потребовал прекратить повышение налогов, ввести законное правление, запретить издевательство над крестьянами и др. Власти, обещавшие выполнить эти требования, ничего не сделали, и в июне волнения вспыхнули с новой силой. В авг.-нояб. порядок был восстановлен с помощью военной силы, 41 предводителя мятежников отправили в ссылку. Реформы 60-70-х гг. XIX в. 13 окт. 1864 г. российский имп. Александр II подписал указ об отмене в Тифлисской губ. крепостного права. В Кутаисской губ. (Имерети, Гурия, Рача) реформа была проведена 13 окт. 1865 г., в Мегрелии - 1 дек. 1866 г., в Абхазии - 8 нояб. 1870 г., в Сванети - 8 окт. 1871 г. Реформа предоставляла крестьянам право на личную свободу и владение собственным имуществом; земля оставалась у помещиков, крестьяне могли выкупать у них земельные наделы. До выкупа земли они считались временными должниками, после - собственниками. Всего в Г. от крепостной зависимости было освобождено более 75,5 тыс. дворов. В 1865 г. в Г. была введена новая система сельского управления - сельский сход. Исполнительную власть представлял староста, избираемый сходом и утверждаемый губернатором.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Однако само сообщение фиксирует не только факт закладки реликвии в конструкции храма, но и обычай, восходящий по меньшей мере к VII в. и предполагающий хранение реликвии, учитывая ее чудодейственную силу, в специальной форме, сосуде, реликварии, содержащемся в особо отведенном для него месте, доступном для прихожан. Если речь в сообщении Драсханакертци на самом деле шла о Звартноце, то резонно предположение С. X. Мнацаканяна о хранении реликвии в центральной постройке, от которой на месте сохранилась лишь подземная часть. Размещение святыни внутри храма, позволяющее обозревать ее во время литургии, сходно с обычаем включения мемориальных крестов в пространство строящегося храма 257 . Обычай этот, имевший древние корни, но, видимо, устоявшийся именно к середине VII в. (Звартноц, Джвари во Мцхете), свидетельствует о произошедших в это время каких-то литургических изменениях. По предложенной мной реконструкции, алтарное пространство Звартноца включает эту круглую ямку, над которой предложено поместить другой элемент храма – круглый объект, сохранившийся в ситуации его вторичного использования на новом алтарном возвышении в качестве амвона. Восстанавливаемая таким образом полуподземная постройка могла перекрываться и служить как местом хранении главной реликвии, так и алтарным престолом 258 . Эта центральная постройка, оформленная аркатурой на 12 колоннах, напоминает часовню Св. Гроба в Ротонде Воскресения. Примечательно, что сам Звартноц, отразивший представления строителей о Небесном Иерусалиме и воплотивший в себе образ Ротонды Воскресения над Гробом Господним 259 , своей объемной композицией и декором напоминает богато украшенный реликварий. Декоративная аркатура на его внешней стене, аналогичная убранству римских и раннехристианских саркофагов, получила распространение в армянских храмах именно с этого времени. Отсутствие мощей под центральной постройкой в Звартноце (что показали археологические разыскания), как и невозможность помещения в ней какого-либо саркофага, позволяют предполагать былое присутствие там сосуда-реликвария с мощами, как и сообщает Драсханакертци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

241 До недавнего времени прямоугольная форма алтарной апсиды считалась одной из характерных форм раннесредневековой архитектуры Армении (Якобсон А. Л. Из истории армянского средневекового зодчества. Храм X в. в Бюракане//ИФЖ. 1971, 2, с. 123; Мнацаканян С. С. Композиция...//ИФЖ. Ереван, 1976. 4, с. 220; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955, с. 67 (на арм. яз.); Григорян В. Малые центричные памятники Армении раннего средневековья. Ереван, 1982, с. 43–44 (на арм. яз.); Hasratian М. L’architecture des églises Arméniennes avec un sanctuaire rectangulaire à I’intérieur//Bazmavep. Venise – St. Lazzare, 1982. 1–2, p. 182–183). Однако примеры, служившие основанием такого суждения – церкви Арагюха и Сарнахпюра, – датированы не корректно. Так, при анализе первой церкви учитывалось только обрамление входа, имеющее раннесредневековый характер, но при этом не обращалось внимания на принадлежность стен эпохе позднего средневековья. Прямоугольная апсида Сарнахпюра – результат грубой перестройки конца XIX – начала XX в.: см. Казарян А. Замечания о раннесредневековых малых центрально-купольных церквах//Научн. конф., поев. 90-летию со дня рождения академика Рубена Заряна. Ереван, 14–17 сентября 1999 г. Тез. докл. Ереван, 1999, с. 23–25 (на арм. яз.). Все остальные подобные образцы в Армении восходят ко времени не ранее рубежа IX– X вв. (приведены в: Hasratian М. L’architecture... 1982). 242 Другим отражением новых форм литургии, связанной с поминовением мучеников в самом храме, явилась рельефная декорация купола храма Рипсиме, для богослужения в котором его строитель, католикос Комитас, сочинил гимн «Девы, посвятившие себя...» (Налбандян Г. А., Казарян А. Ю. О первоначальном посвящении и символике декоративного убранства храма Св. Рипсиме//Архитектура и градостроительство южных городов. Ереван, 1991, с. 64–73). 245 Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948, с. 5 и др.; последняя датировка: Казарян А. Ю. Храм VII в. в Мастаре и его место в зодчестве Закавказья и Византии//Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999, с. 123, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Марсагишвили Зедазенская крепость сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси. Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107. Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь//Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени//Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара//Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

яз.); Хаханашвили А. Груз. рукописи Британского Музея//Моамбе (Вестник)/Гос. музей Грузии им. С. Н. Джанашиа. 1905. Кн. 8. Отд. 2. С. 2 (на груз. яз.); Мацулевич Л. О росписи ц. в сел. Зарзма//Тр. 2-го Всерос. съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912 гг. Пг., 1914. Т. 1. С. 100-101. Таб. I-V; Айналов Д. В. Византийская живопись XIV ст.//Зап. Классич. отд-ния РАО. Пг., 1917. Вып. 9. С. 208-211; Peeters P. Histories monastiques Géorgiennes//AnBoll. 1917-1919. T. 36/37. P. 159-168, 217; Гордеев Д. Отчет о поездке в Ахалцихский у. в 1917 г.: Росписи в Чуле, Сапаре и Зарзме//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 68-67; он же. Из эпиграфических мат-лов Зарзмы: К объяснению надписи Иване, сына Сулы//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). Тифлис, 1924. Кн. 2. С. 107-112; Таранущенко С. Предварительный отчет о командировке в Зарзму, Чуле и Сапару//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 96-98; Какабадзе С.. Об ист. лицах в Зарзмийской росписи//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). 1924. Вып. 1. С. 239-242 (на груз. яз.); Толмачевская Н. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 22-23; Чубинашвили Г. Н. К вопросу о характере груз. чеканного искусства, зародившегося на рубеже X и XI вв.//Ars georgica. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 65-90 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 182-184; он же. Груз. чеканное искусство: (Исслед. по истории груз. средневек. искусства). Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 29-33, 133-137; Джанашия. Труды. 1952. Т. 2. С. 392; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 324-339 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе, XIII-XVI вв. Тбилиси, 1955. С. 93-112, 128-129, 135-137 (на груз. яз.); он же. Зарзма. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); он же. Мастера древнегруз. искусства. Тбилиси, 1967. С. 107 (на груз. яз.); он же. Архитектурные памятники Самцхе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 489-499 (на груз. яз.); Богверадзе А. К дате жития Серапиона Зарзмели//Мацне. 1964. С. 50-69 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Вопросы текста и языка жития//Филол.

http://pravenc.ru/text/182627.html

По пути заехали в универмаг. Я очень сопротивлялась, потому что знала, что он будет покупать подарки, но Шура настоял — ему очень хотелось показать, что в Тбилиси все есть и все в изобилии. Навстречу нам идет полный здоровенный грузин. Они здороваются, Шурик представляет его как директора универмага с оборотом во столько-то миллионов… «Очень приятно», — говорю я. Спрашивает: «Что вы хотите купить?» «Ничего» — отвечаю я. «Нет, это невозможно! Вы должны что-то увезти из этого универмага». Я согласилась на пластинку Нани Брегвадзе. Шура распоряжается: «Все пластинки Нани Брегвадзе, по две. Одну Марине, одну Гале». О том, чтобы мне платить, я даже и подумать не могу. Оскорбить грузина нельзя! Шура достает кошелек, директор универмага его резко останавливает и говорит: «Плачу я». Я сопротивляюсь: «Позвольте, ведь вы нас даже не знаете. Я не разрешу вам платить за нас. Это несправедливо!» «Грузинское гостеприимство» — был его ответ. И так везде. Вечером — ресторан. Шурик сказал, чтобы мы отдохнули и оделись «по-вечернему». Мы исполнили его желание. И не зря: ресторан был великолепен! К сожалению, я не запомнила его названия. Знаю, что он традиционно грузинский. Атмосфера и декор заведения нас приятно поразили. Стены украшены медной чеканкой — как мне помнится, вся стена была сделана из меди! Женщины в богатых национальных костюмах плыли по сцене, как лебеди. Их плавные танцы сменялись лихой лезгинкой. На столе по заказу нашего друга стоят красные розы, мы пьем шампанское, закусываем икрой. Истинное удовольствие! В антракте играет оркестр, для нас заказан вальс. В центре зала только одна танцующая пара — мы. Я и не знала, что Шура прекрасно танцует. Он, зная мое увлечение искусством, сразу предупредил: «С богемой я не имею ничего общего. Мой мир — бизнес». А тут такой приятный сюрприз. Этот вечер был прекрасным! Официальных тостов, с которыми мы столкнулись в последующие дни, не было, все происходило естественно и красиво. На следующий день Шура повез нас на гору Джвари. Ехали по дорогам среди гор и холмов, любовались полями и извилистой речкой. Вид с горы потрясающий! Достигли древнего храма. В моем дневнике написано:

http://azbyka.ru/fiction/semejnaya-istor...

В главах, написанных для сб. «Очерки истории Грузии», и в соч. «Абхазы и Абхазия» рассмотрены вопросы, связанные с политикой эгрис-абх. царей IX-X вв., направленной на церковное объединение Зап. и Вост. Грузии; с обретением независимости от К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; с церковным воссоединением Церквей Зап. и Вост. Грузии и с формированием единой структуры ГПЦ. Л. установила, что церковное объединение Грузии предшествовало политическому. Л. принадлежит критический перевод на рус. язык памятников груз. исторической письменности, включенных в свод «Картлис Цховреба» : это «Матиане Картлиса» (Летопись Картли) и «История и повествование о Багратионах» Сумбата Давитис-дзе. Также Л.- соавтор сборника «Цари Грузии» (2000), соавтор 2-томного учебника для вузов «История Грузии» (2006. Т. 1; 2008. Т. 2). Л.- заслуженный деятель наук Грузии (1975); лауреат мн. национальных премий, награждена гос. и церковными орденами (в т. ч. орденом Чести, 1997; орденом св. Георгия, 2011); она - почетный гражданин г. Тбилиси (1988), имеет титул «Мать Грузии» (2011). Изд.: Матиане Картлиса/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1976; То же [Летопись Картли]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 139-180; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1979; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-302. Соч.: Политическое объединение феод. Грузии, IX-X вв. Тб., 1963 (на груз. яз.); Грузинская раннефеод. ист. лит-ра. Тб., 1966 (на груз. яз.); Эпоха Руставели. Тб., 1966 (на груз. яз.); К вопросу о надписях храма Джвари в Мцхета//Мацне (Вестник)/АН Грузии. Тб., 1968. Вып. 4(43). С. 190-200; История Грузии XI - нач. XIII вв. Тб., 1974; Картли во 2-й пол. V в. Тб., 1979 (на груз. яз.); Что такое «Картлис Цховреба». Тб., 1989 (на груз. яз.); Возникновение груз. феод. княжеств//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2. С. 372-506 (на груз. яз.); Эгрис-Абхазское царство//Там же. С. 416-445 (на груз. яз.); Абхазы и Абхазия. Тб., 1989, 20122 (на груз., рус., англ. языках); Тбилиси, IV - нач. XII вв.: Ист. очерк. Тб., 1991; Царь Баграт III. Тб., 2002 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110732.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010