Рейтинг: 9.2 Голосов: 588 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Л. 14 октября 2022, 16:36 Спаси Господи! Очень необходимая, важная, редкая информация, интереснейшая статья о благоговении перед Святыней. Всех с Праздником!!! Наталия 31 марта 2019, 11:54 Святая Сидония моли Бога о нас, чтобы нам приехать в Грузию, помолиться, причаститься святых Христовых Таин! Здоровья и благополучия доченьке, моим сродникам и близким! Сподобил меня грешную радости супружества и материнства!))) Помолись о нас грешных. Наталия 26 января 2019, 21:21 Святая Сидония! Благодарю, что сохранила меня в пути. Наталия 1 мая 2018, 19:07 Святая Сидония! Помоги мне приехать к Тебе, поклониться Святому Хитону Господню, чтобы поклониться Ему и попросить о здоровье и благополучии моём и моих сродников! О даровании мне радости супружества и материнства. римма 14 октября 2016, 13:42 Святая Сидония, убереги моих детей и внучку от всего злого, веди их путем праведным, помоги им в работе и учебе, не остави их своим покровительством. Рамаз Акакиевич Логуа 26 апреля 2016, 13:54 Z в конце апреля текущего года я был в гостьях у своих родных в Тбилиси. я не был в Грузии давно, судьба закинула меня в Самарскую область РФ с 2002 года живу там и занимаюсь научно -педагогической деятельностью в вузах региона . сам доктор экономических наук, профессори даже академик ряда академии наук РФ. во время пребивания в ТБилиси я посетил самые святые места каждого грузина, разумеется я посетил также древнюю столицу грузии МЦХЕТУ, приклонил свои колени к святым могилам НИНО и славных грузинских царей в Светицховели, покидая территорию монастырья ДЖВАРИ- моё внимание привлек стон святой Нины со стороны джварского озерца которая якобы умоляла о спасении здоровья озера, она тяжело больна и угосает, мелеет и потихоньку изчезает, я внимательно всмотрелся в это чудо озеро и убедился, что она действительно больна, требует исцеления от каких -то не известных для меня болезней, . я тутже стал искать контакты с природоохранными стрктурами республики но ни ккому не смог достучаться , направил свою письмо просбу к президенту республики Маргвелашвили, чтобы он привлек внимание экологов к проблемме этого уникального озера, которая тыячилетия созавала экосреду для этого святого места для всей страны, в письме к президенту я выисказал готовность со своей стороны принять участие по финансированию исследований проблем этого уникального озёра. кто это прочтёт-прошу всех достучаться до компетентных людей по дпанному вопроссу спасения больного озерца у ДЖВАРИ. профессор - Рамаз Логуа из САмары, родом из Самурзакано - абхазия, г.Гали.

http://pravoslavie.ru/74312.html

Аспида повышена. Сохранились в поврежденном виде и позднейшего времени нижние каменные плиты алтарной преграды, а также фрагменты круглых белых мраморных колонн, составляющих, очевидно, части аркатуры прежней алтарной преграды. Восточный рукав. Кладка камней в конхе алтаря выполнена мастерски и осталась почти нетронутой. Замковый камень имеет ту же форму, что и в Джвари. Хорошо сохранилась и кладка свода в восточном рукаве. Помещение алтаря позднее, видимо, было выдвинуто на запад до середины бокового арочного проема, и таким образом было создано пространство бемы. Полукруглая в плане ниша с конхой обрисована четкими линиями и доходит до самого пола – ее арка опиралась на импосты. Сохранившийся престол алтаря (может быть, первоначальный) сделан из монолита и имеет кубическую форму с угловыми лопатками по трем сторонам. Вдоль закругления стены идут в два уступа узкие сидения. Кладка камней крестового свода дает рисунок линий, аналогичный Джвари: каждая четверть сложена в ребре из проходящих в обе стороны камней. Боковые рукава креста менее глубоки, чем восточный. На восток и запад они хорошо связаны арками с частями помещения за подкупольными столпами. Эти части сохранились хорошо и без исправлений до линии цилиндрического свода. Только главный свод южного рукава был возобновлен легким пористым камнем и неравномерной неправильной кладкой. Свод северного рукава состоит в средней части из литого бутобетона, смешанного с булыжником, как и в сводах Мартвили, что позволяет отнести его ко времени основания. Западный рукав храма соответствует глубине восточного, к его пространству примыкают на средней высоте хоры, он связан арками с прилегающими частями здания во всех направлениях. Часть под хорами отделена стеной с дверью от западного рукава. Хоры охватывают западный рукав с трех сторон, образуя один средний отрезок и два боковых, которые доходят до западных подкупольных устоев. Каждая часть хор имеет цилиндрический свод. Средние хоры освещаются большим западным окном, боковые – небольшими удлиненными окнами в западной стене и круглыми окнами в северной и южной стенах. В средней части хор видны небольшие прямоугольные отверстия (ходы), расположенные на высоте примерно трех метров над уровнем пола хор и ведущие в крытый сводом коридор с нишами в стене. Эти ходы служили как камеры хранения для нужд церкви, а также в качестве облегчения стен в этих местах в западной части при широком западном фасаде.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Н. Т.-М. Комплекс Д. стоит на вершине отвесной скалы, виден со всех сторон. Эффект слияния с ландшафтом усиливают желтоватый, красно-коричневый и розоватый оттенки тесаных квадров песчаника, из к-рых построены храмы. Малый храм Д. имел крестообразное центральное пространство, вписанное в прямоугольник внешних стен. Центральный квадрат храма был перекрыт крестовым сводом, над храмом возвышалась 2-скатная кровля. Характерными чертами были притворы сев. и юж. входов со спаренными 3/4-ными колоннами (сохр. на юж. стороне), капители к-рых богато украшены резьбой. В алтаре находится фрагмент престола. В зап. стене была устроена ниша для трона настоятеля мон-ря с изображением процветшего креста. Под сооружением была расположена крипта. Храм основательно перестроен, в VII в. юж. портик стал частью ведущего в большой храм перехода, в VIII-IX вв. сев. портик был превращен в придел. Конха алтаря церкви была украшена мозаикой, в к-рой использовали золотистую смальту и покрашенные в различные цвета камни; оставшиеся фрагменты не позволяют судить о сюжете, сохранявшиеся до 40-х гг. XX в. остатки дают основание предположить, что мозаикой была украшена только конха алтаря ( Tschubinaschwili. 1921. Р. 17-19; он же. 1948. С. 12; Skhirtladze. 1997. Р. 170); фактура поверхностей камней конхи была специально обработана для укрепления грунта мозаики ( Амиранашвили. 1957. С. 21). Большой храм Джвари. Аксонометрия и план Необходимость создания особого архитектурного пространства храма была обусловлена его назначением быть своеобразным ковчегом над чудотворным крестом. Храм относится к характерной для стран христ. Кавказа разновидности тетраконха, к т. н. вписанному тетраконху, который является результатом архитектурных исканий в V-VI вв. Ранние образцы тетраконха - ц. Св. Креста в Манглиси (V в.), храм в Гавази (VI в.) - следуют простому плану с крестообразно расположенными экседрами и куполом, опирающимся на квадрат, образовавшийся стенами рукавов креста. В соборе Ниноцминда (VI в.) за счет появления экседр между рукавами креста наблюдается последующее усложнение и увеличение пространства этого типа храма: купол храма опирается не только на их стены, но и на уступы межрукавных помещений. В храме Д. сделан следующий шаг в указанном направлении, приведший к возникновению т. н. типа Мцхетского Д., вписанного тетраконха.

http://pravenc.ru/text/171823.html

420. Хрушкова Л.Г. Христианская и церковная археология//Введение в историю Церкви. Ч. 1: Обзор источников по общей истории Церкви 1 Под ред. В.В. Симонова. M., 2012. Гл. 1–6, Глоссарий. 421. Хускивадзе Л. Грузинские эмали. Тб., 1981. 422. Чистотинова С.Л. Федор Иванович Шмит. M., 1994. 423. Чубинашвили Г.Н. Памятники типа Джвари: Исследование по истории грузинского искусства/Памятники обмерил с натуры и исполнил Н.П. Северов. Тб., 1948. 424. Чубинашвили Г.Н. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в восточной провинции Грузии в IV–XVIII вв. Т. 1–2. Тб., 1956, 1959. 425. Чубинашвили Н. Хандиси (проблема рельефа на примере одной группы грузинских стел последней четверти V века, VI и первой половины VII века). Тб., 1972. 426. Чукова Т. Алтарь древнерусского храма конца X – первой трети XIII в.: Основные архитектурные элементы по археологическим данным. СПб., 2004. 427. Шевякова Т.С. Монументальная живопись раннего средневековья Грузии. Тб., 1983. 428. Шевырев С. Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных в Москву П.И. Севастьяновым. M., 1859. 429. Шервашидзе Л.А. Средневековая монументальная живопись в Абхазии. Тб., 1980. 430. Шмерлинг P.O. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тб., 1961. 431. Этингоф O.E. Византийские иконы VI – первой половины XIII века в России. M., 2005. 432. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес: вв. M.; Л., 1950. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. Т. 17). 433. Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес: очерки истории материальной культуры. M.; Л., 1959. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. Т. 63). 434. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983. 435. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. вв.: Византия, Греция, Южнославянские страны, Русь, Закавказье. Л., 1987. 436. Яшаева Т., Денисова Е., Гинькут Н., Залесская В., Журавлев Д. Наследие византийского Херсона. Севастополь; Остин, 2011. 1682 G. Gli studi di archeologia cristiana dalle origini alia metà del secolo XIX. Bologna, 1968. O Бовини: Farioli Campanati г. Bovini G.//Personenlexikon zur Christlichen Archäologie: Forscher und Persönlichkeiten vorn 16. bis 21. Jahrhundert/Hrsg. S. Heid, M. Dennert. Bd. I. Regensburg, 2012. S. 201–203 (далее издание обозначается как PChA).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3021       Раппопорт П.А. Памяти А.Л. Якобсона//Сов. археология. 1985. 3. С. 317–318; Каковкин А.Я. А.Л. Якобсон (1906–1984)//Виз. временник. 1986. Т. 46. С. 282–285 (список работ: с. 283–285). 3022       Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес: вв. M.; Л., 1950. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 17); Он же. Раннесредневековый Херсонес: очерки истории материальной культуры. M.; Л., 1959. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 63); Он же. Средневековый Крым: Очерки истории и истории материальной культуры. M.; Л., 1964. 3023       Беляев С.А. Базилики Херсонеса (итоги, проблемы и задачи их изучения)//Виз. временник. 1989. Т. 50. С. 171–181; Хрушкова Л.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения)//Там же. 2004. Т. 63. С. 167–194; Khrushkova L. Krim (Chersonesus Taurica)//Reallexikon für Antike und Christentum. 2007. Bd. XXII. Sp. 114–116. 3025       Яшаева Т.Ю. Византийская археология Херсонеса Таврического//Наследие византийского Херсона. Севастополь; Остин, 2011. С. 43–57. 3026       Кутайсов В.А. Жизнь, отданная Крыму//Брега Тавриды. 2000. Вып. 2. С. 260–267; Khrushkova L. Dombrovskij Bd. I. S. 431. 3027       Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. К., 1966; Он же. Очерки о древностях Крыма. К., 1969; Он же. Крепость в Горзувитах. Симферополь, 1972. 3028       Домбровский О.И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, В.А. Кутайсова. Познань, 2004. 3029       Беридзе В.В. Г.Н. Чубинашвили – зачинатель истории грузинского искусства//Чубинашвили Г.Н. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. тр. М., 1990. С. 7–15 (список работ: с. 161–164). 3030       Чубинашвили Г.Н. Болнисский Сион (исследование по истории грузинской архитектуры). Тб., 1940. (Изв. Ин-та языка, истории и материальной культуры им. Н.Я. Марра. Т. 9); Он же. Памятники типа Джвари: Исследование по истории грузинского искусства/Памятники обмерил с натуры и исполнил Н.П. Северов. Тб., 1948; Он же. Пещерные монастыри Давид Гареджи. Тб., 1948; Он же. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в восточной провинции Грузии в IV–XVIII вв. Т. 1–2. Тб., 1956, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Т. 1); Сборник законов груз. царя Вахтанга VI/Сост.: Д. З. Бакрадзе. Тифлис, 1887; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. Тифлис, 1890; Павлинов А. Христианские памятники Кавказа: Мартвильский мон-рь//МАК. 1893. Т. 3. С. 46-57; Марушко М. Из области народной фантазии и быта (Тифлисской и Кутаисской губерний)//СМОМПК. 1894. Вып. 18. С. 228-410; Такаишвили Е. С. Из археол. путешествия в Мегрелию//Древняя Грузия. Тифлис, 1913/1914. Т. 3. С. 1-241 (на груз. яз.); Картлис Цховреба: Список царицы Анны/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1942 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: В. Силогава и др. (на груз. яз.); Сулхан-Саба Орбелиани. Грузинский словарь. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматиею и словарем// Он же. Избр. соч. Тб., 1994; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.). Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Гордеев Д. П. К стилистической характеристике Мартвильской росписи//Haykobi записки Hayk.-дocлiдчoï катедри icmopiï укр. культури. Х., 1927. 6. С. 357-364; Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Чубинашвили Г. Памятники типа Джвари. Тб., 1948; он же. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Берадзе Т. Один вопрос из ист. географии Мегрелии//Сборник ист. географии Грузии. Тб., 1964. Т. 2. С. 115-130 (на груз. яз.); он же. Из ист. географии Одиши//Сб. ист. географии Грузии. Тб., 1967. Т.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

Лит.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. T. 1. P. 318; Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 2/3. P. 11. Pl. XXXI. Rapports 4-12; Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6; он же. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Толстой И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1891. [Вып. 4]: Христ. древности Крыма, Кавказа и Киева. С. 67. Рис. 59-60; Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; она же. Христианские памятники//МАК. 1894. Вып. 4; Павлинов А. М. Дранда//МАК. 1893. Вып. 3. С. 8-13; Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам России и Афону. Н. Новг., 1907. С. 779-780; Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Mepisashvili R., Tsintsadze V. Die Kunst des alten Georgiens. Lpz., 1977; Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.)//Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978. S. 70-79; Рчеулишвили Л. Д. Некоторые аспекты груз. архитектуры Черноморского побережья//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 27; Цинцадзе В. Дранда: Предварительные результаты науч. исслед. памятника…//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). 1979. 50. С. 35-42, 71 (на груз. яз.); Alpago-Novello A., Beridze V., Lafontaine-Dosogne J. Art and Architecture in Medieval Georgia. Louvaine-la-Neuve, 1980; Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 515-535; Хотелашвили М. К., Якобсон А. Л. Визант. храм в селе Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Вып. 45. С. 192-206; Леквинадзе В. А. О Драндском храме//Кавказ и Византия. Ереван, 1985. Т. 5. С. 211; Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.); Nicklies C. E. The Church of the Cuba near Castiglione di Sicilia and Its Cultural Context//Muqarnas. Leiden, 1994. Vol. 11. P. 12-30; Хрушкова Л. Г. Раннехрист. памятники Вост. Причерноморья. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/180407.html

92 Горичева Татьяна. Взыскание погибших.//Логос. Брюссель-Москва, # 41-44. 1984. С. 80. 93 Алфеева В. Джвари.//Новый мир, 1989, # 7. С. 15. 94 Сент-Экзюпери А. де. Военные записки. М., 1986. С. 192. 95 Может быть, поэтому, кстати, существует давно замеченная связь между творчеством и аскетикой (даже чисто мирской): «Секс ни к чему не ведет. Он не безнравствен, он бесплоден. Им можно заниматься, пока не захочешь творить. Но совершенствоваться может лишь личность целомудренная». А.Камю. Записные книжки.//Камю А. Творчество и свобода. М., Радуга. 1990. С. 58. 96 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. С. 260. 97 Св. Феофан Затворник. Письма. Вып. 2. М., 1898. С. 168. 98 Св. Феофан Затворник. Письма. Вып. 1. М., 1898. С. 20. 99 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. С. 176. 100 Неологизм св. Феофана, выражающий проникновение страсти в сердце человека, все большую и большую подчиненность человека овладевающей им страсти. 101 Достоевский Ф.М. Бесы. ПСС. С. 209. 102 Шестов Л. Умозрение и откровение. П., 1964. С. 146. 103 Митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 103. 104 Там же. 105 Тростников В. Н. Письма о болезни и исцелении.//Русское возрождение, # 18, 1982. С. 101. 106 Лосев А.Ф. Диалектика мифа.//Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 104. 107 Напомним: по мысли К.Поппера, научная теория должна предлагать не только пути своей верификации (подтверждения и проверки), но и своей фальсификации, то есть опровержения. Она должна предусмотреть и указать, при каких условиях теория согласится считать себя ложной. Иными словами, выдвигая теорию, я должен объяснить, что, если декларируемый мною фактор не проявит себя в ходе специально построенной определенным образом проверки, гипотеза должна быть снята. 108 Шестов Л.И. На весах Иова. С. 146. 109 Письма иг. Никона.//Вестник РХД, #152. С. 237 110 Вскоре после моего поступления в семинарию в Лавру приехал мой знакомый батюшка, который, собственно, был первым священником, благословившим меня на поступление в духовную школу. Во время беседы он мне дал весьма полезный совет. «Понимаешь, — сказал он, — самое разрушительное искушение в жизни семинариста — это осуждение. Не осуждай своих одноклассников, преподавателей, монахов… Ты же теперь человек богословски грамотный. Ты знаешь, кто показывает нам грехи ближних и старается искусить нас. Так вот, как только он высунется из-за левого плеча и начнет тебе показывать: «Во-он, смотри, что Иван делает», — ты обернись к нему самому и скажи: «А твое какое дело?!»

http://pravmir.ru/o-vere-i-znanii/

Кафоликон представлял собой здание огромного размера (ок. 21×21 м), Чубинашвили отмечал, что «главной задачей зодчего было - создать по форме и величию новое внутреннее пространство. Эту задачу он безусловно решил. Вопрос о законченном внешнем виде для него не существовал. Поэтому внешний вид его здания не то чтобы продиктован внешними формами, а полностью подчиняется им» ( Он же. 1936. Т. 1. С. 70). По мнению ученого, внешне храм представляет собой массив, состоящий из 8 соединенных полукружий, с возвышенным куполом в центре. Стены храма выстроены из квадр грубо тесанного зеленоватого камня, внутренняя часть - из ломаного камня, залитого раствором. Арки и своды выложены из распространенного в Кахети пористого известкового туфа. Снаружи тем же материалом отделаны верхние части стен - результат позднего ремонта ( Беридзе. 1974. С. 102). Свет поступал через окна барабана, алтарной апсиды (3 окна) и др. апсид (по одному). Входы в храме были во всех апсидах, кроме алтарной. Угловые помещения получали освещение только из храма и входных дверей. В одной из угловых комнат, возможно, находилась купель. Позднее в помещениях, прилегающих к алтарю, входы были заделаны. Главный зап. вход имел портик, украшенный специальными колоннами, который по форме походил на портики мцхетского Джвари. Колокольня. XVI в. Колокольня (высота ок. 17 м) представляет собой один из лучших образцов кирпичной архитектуры XVI-XVIII вв. Три нижних этажа создают единый квадратный башенный массив, 4-й этаж, где устроена звонница,- это 8-столбовая сквозная беседка. В каждом из 3 нижних этажей находится по сводчатой комнате со стрельчатыми окнами, нишами и каминами. Лестница расположена в толще стены. Композиция фасадов хорошо продумана, разработана расположенными в определенной симметрии стрельчатыми арками, ромбами, крестами, выведенными кирпичной кладкой (стрельчатая арка в прямоугольной рамке - характерный мотив того времени, к-рый стереотипно повторяется во всех кирпичных памятниках). Колокольня Н.- одна из наиболее высоких в Грузии ( Чубинашвили. 1959. С. 497-500; Беридзе. 1974. С. 103). Архиерейский дворец

http://pravenc.ru/text/2577675.html

— Юрий Михайлович, Ваш отец - белорус, мать - украинка, а кем Вы ощущаете себя? — До шести лет я русского языка почти не слышал. Только на пластинках. Дедушка и бабушка говорили на мове. В школе же учился уже русской, и овладение русской речью далось удивительно легко. Родным своим языком, которым я живу и на котором я пишу, считаю русский. Ощущаю себя русским писателем. — Как возникло желание заняться литературным трудом? - Я стал писать стишки еще в школьное время. А уже когда поступил на русское отделение филфака МГУ, стал ходил в ЛИТО. Было их два - одно вел П.Антокольский, второе Н.Старшинов. Я посещал и то, и другое, стал печататься. Окончив в 1962 году университет, на некоторое время увлекся журналистикой. Потом эти годы казалась мне потерянными понапрасну. Хотя журналистские навыки - умение быстро мобилизоваться, быстро писать - пригодились. - Что же повлияло на выбор писательского пути? — Может быть, сочувственное внимание к моим ранним пробам пера со стороны друзей. Или общее для той поры романтически-преувеличенное представление о том, что литература способна самым решительным образом повлиять на всеобщую перемену жизни к лучшему. Или те редкие минуты особой радости, когда осознаешь, что вроде бы удалось чисто и ясно самовыразиться, закрепить в слове какое-то движение души, до той поры зыбкое, невнятное, томившее неопределенностью. — Кто для Вас литературные авторитеты, кого можете назвать своими учителями? — Говорить о «литературных авторитетах» нужно было бы очень долго, чтобы никого не обойти благодарной памятью. Я учился у многих и до сих пор стараюсь учиться. Среди них не обязательно писатели. Например, Н. И. Либан, который на первом курсе филфака привил мне любовь к Древней Руси, её художественному слову. Или В. Н. Турбин, который «по дороге» на межвузовские лермонтоведческие конференции устраивал нам встречи то с иконами Пскова, то с Киевской Софией, то с грузинским монастырём Джвари. Книги Астафьева, Белова, Валентина Распутина помогли мне лучше понять трагедию, пережитую в ХХ веке русской деревней. При всём том я развивался, как мне кажется, достаточно самостоятельно, и писать биографические книги, исторические очерки, путевые заметки или романы меня не учил никто.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010