Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Похоронили Мелитона Кантарию в Грузии, в родном селе Джвари — там же ему установлен памятник. Оба сына знаменитого младшего сержанта на данный момент умерли, дочь эмигрировала в Грецию, но в 2012 году получила российский паспорт. Большинство внуков Мелитона Варламовича имеют гражданство РФ и живут в России. “Всё пошло прахом, за что я воевал, — печально сказал мне Кантария в нашей первой и последней беседе. — Я грузин, но моя страна — СССР. Сейчас кажется — мы отдельно будем жить лучше. Ничего подобного, помяни моё слово”. Да уж, как в воду глядел. Георгий Зотов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Богатыри- не мы! Сбылись Надежды Гитлера (СНГ)... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард После тяжких сборов девочку из Чебоксар вылечили в Израиле В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2021/12/15/sssr_u...

Западная - не ранее 2-й четв. VI в., т. н. Уваровская - на рубеже VI-VII вв., Восточная - не ранее сер. VII в. ( Айбабин и др. 2003. С. 48-51), что свидетельствует об устойчивости традиций и постепенном проникновении новых композиционных идей в нек-рые провинции, в т. ч. такие важные для христ. мира, как Палестина, где базилики строились и в эпоху правления имп. Юстиниана (церкви в Хорват-Берахоте близ Вифлеема, в Реховоте, в пустыне Негев). В Крыму в ранневизант. время существовали и базилики с алтарным трифолием 7 в Херсонесе), а также простые купольные постройки типа свободного креста. Триконх близ Уваровской базилики и большой тетраконх в Херсонесе (диаметр купола более 10 м) имеют редкую особенность: стыки рукавов обозначают круглую, а не квадратную основу подкупольного пространства. Подобная форма характерна для храма с. Дранда (VII в.) в Абхазии ( Хрушкова. 2003), к-рый представляет собой редчайший пример купольной постройки постюстиниановского периода, имевшей приземистые пропорции; в его композиции сочетаются ротонда (ребристый купол над центральным пространством) и крестообразная структура пространства, образованная сводчатыми прямоугольными рукавами (восточный завершен апсидой), вписанная в квадрат внешнего объема; 4 угла занимают изолированные помещения - круглые купольные на западе, квадратные сводчатые, с апсидиолями на востоке. Как и в ц. Осиос Давид в Фессалонике, композиция ц. в с. Дранда вместе с одновременно с ней построенными церквами в Армении и Грузии ( Аван , Рипсиме , Джвари ) предвосхищает появление средневизант. типа церкви с вписанной в прямоугольник крестово-купольной структурой и пониженными угловыми частями, напр. храмы Успения в Скрипу (873-874, Беотия, Греция) и в Патлейне у Преслава (907?, Болгария). Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Чертеж фасада с аксонометрией ц. Звартноц в Армении. 642 - 662 гг. Реконструкция Пространственные особенности юстиниановских храмов отразились в архитектуре стран Закавказья, особенно после победоносной войны имп.

http://pravenc.ru/text/383977.html

  Лично у меня существует предположение, что Гавази строился по типу круглых храмов Кавказской Албании. Георгафически он находится так близко к этой Албании, что определённое влияние вполне могло быть. Например, стоит обратить внимание на Мамрухский храм (Азерб.) IV века или храм в селе Лекит (Азерб.) VI века.    Тетраконхи такого типа  Грузии не прижились. Вскоре появились тетраконхи по типа Аванского собора (Джвари, Атени и тд.) и дальше строили в основном именно их. Много лет спустя появился однотипный храм Кветера, который вполне мог быть подражанием Гавази или Ниноцминде.   Совсем поздно, около XIX века, храм был отштукатурен с внешней стороны и стал белым, совершенно не похожим на свой пятый век. Впоследствии штукатурку сбили.  Сейчас храм находится в северной части посёлка Ахалсопели, и расположен так хитро, что для подхода к нему надо немного покрутиться по посёлку. Вокруг храма полянка, несколько деревьев, ограда и родник. Рядом с храмом установлен храм со схемой и информацией на трех языках, включая русский. Ну и разумеется, здесь сложены квеври в больших количествах.    Вход в храм расположен с западной стороны, и по нему удается разобраться в сторонах света - поскольку галерея мешает понять, как именно он ориентирован. Западные и южные апсиды храма скрыты этой галереей, и только две остальные можно потрогать руками. Внутреннее пространство храма очень невелико, фресок здесь нет, стены не штукатуренные. Алтарная преграда совсем небольшая, как и у всех тетраконхов. Особенно интересны внутренние формы апсид - это так называемая лепестковая форма, очень редкая для Грузии. Если случится оказаться в этом храме, попробуйте почувствовать, насколько он старый. Он строился примерно в те годы, когда родился Мухаммед. Карл Великий родился и умер, а храм уже стоял на этом месте. Он пережил арабский халифат, сельджуков и монгольские государства. Политическая история России еще не началась, а он уже стоял. Ну и попробуйте ощутить, как сама идея этого храма уходит корнями куда-то в неизвестные нам исторические дали. Мы не знаем, с чего его копировали и о чем думали его строители. И не узнаем уже никогда. Это фрагмент истории грузинской архитектуры, объяснить который уже не удастся. 

http://sobory.ru/article/?object=38350

На тимпане юж. портала размещена композиция «Вознесение креста». Подобное расположение рельефных изображений ярко выделяет вертикальную ось фасада храма. В верхней части зап. и вост. ниш на юж. стене находились 3-фигурные композиции с изображениями, очевидно, исторических персонажей, предстоящих в коленопреклоненном молении Спасителю; из-за плохой сохранности о них можно судить по описаниям Г. Чубинашвили (Там же. С. 147-148), в нач. XX в. еще были различимы фрагменты сопроводительных надписей на асомтаврули. Одна из фигур (в зап. нише) - женщина, к-рая подносит под благословение Христу отрока (Там же. С. 147). Ктиторы одеты так же, как высшая знать и др. исторические персонажи на рельефах. Рельефы Д. отличаются по стилю. Изображения Христа, ангелов и святых в основном пропорциональны, движения и позы переданы свободно. В образе Христа подчеркнуты репрезентативность и величие. Направление складок одеяний парящих ангелов соответствует движению фигур и выявляет объемные формы тела. Пластичность фигур передана в традициях поздней античности. Вместе с тем в оригинальных композиционных решениях и в декоративно-линейном осмыслении рисунка проявляются местные художественные приемы. В фигурах ктиторов объемы тел переданы более обобщенно, пропорции нарушены: они имеют небольшие ступни и увеличенные кисти рук, подчеркивающие молитвенный жест (протянутые к Господу руки ктиторов опущены). По сохранившимся деталям (крупный нос и четко очерченные губы на лике Христа, большой, овальной формы глаз у Адарнерсе) можно судить, что черты лица у каждого из них были резкие, крупные, придававшие строгость облику. В разработке деталей отмечается декоративная стилизация, имеющая параллели в вост., в частности в сасанидском, искусстве. Различается профессиональный уровень резчиков. Так, ктиторская композиция на вост. фасаде и сцена «Вознесение креста» на юж. фасаде исполнены с большим мастерством, нежели, напр., рельеф с изображением Кобул-Степаноза. З. Схиртладзе, А. Шаншиашвили Ист.: Лапидарные надписи//КГН. Т. 1. С. 157-171 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/171823.html

В плане храма Д. рукава креста с 4 сторон заканчиваются апсидами, а между рукавами размещены близкие к квадрату 4 пастофория, вход в к-рые осуществляется через небольшие ниши (3/4 круга) на стыках рукавов креста. Зап. и вост. апсиды имеют вимы. Полусферический купол храма опирается на стены рукавов и на уступы межрукавных ниш креста посредством тромпов, расположенных в 3 яруса. Подобное усложнение обычного тетраконха увеличило размеры храма (длина Д. ок. 22,3 м, ширина ок. 19 м, высота внутри ок. 22 м), а изолированные межрукавные помещения приобрели разные функции. Вост. пастофории служили жертвенником и диаконником. Надпись над входом в юго-зап. пастофорий сообщает, что он предназначался для женщин (на что указывает и отдельный вход с юга). Сев.-зап., очевидно, был отведен для светских правителей или духовенства. Расположение зап. части храма непосредственно над обрывом обусловило расположение входов по короткой оси («север-юг»). Благодаря идеальному сочетанию пропорций внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое - от пола до купола, в скуфье к-рого - изображение большого рельефного креста (сохр. фрагменты, датируется не ранее XI-XII вв.). Непосредственно под ним располагался 8-гранный пьедестал (сохр. фрагменты) с чудотворным крестом. В организации внутреннего пространства храма особая роль отведена системе освещения, интенсивностью к-рого обозначены основные и второстепенные элементы интерьера. Подкупольное пространство освещается 4 окнами, алтарная апсида - 3, тогда как в зап. и юж. апсидах расположено по окну, а в сев.- только дверной проем. Пастофории имеют по окну, ниши, соединяющиеся с основным пространством, не имеют независимого источника освещения. Предполагается, что в конхе апсиды была мозаика, аналогичная по иконографии мозаике Малого храма ( Чубинашвили. 1948. С. 41, 90; Skhirtladze. 1997. Р. 170-171), но следов ее не осталось. Во внешнем облике храма подчеркнута крестообразность: 3-гранные апсиды рукавов креста не только выступают за линию стен пастофориев, что выявлено разделяющими пастофории и апсиды глубокими нишами, но и значительно выше их. Скаты кровель над пастофориями следуют направлению скатов кровель над вимами, чем акцентирована продольная ось «восток-запад». Купол имеет 8-скатную кровлю криволинейных очертаний, система тромпов под ним оформлена снаружи 8-гранным барабаном.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Лит.: Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Т. 4. Табл. VII-VIII; Айналов Д. В. Нек-рые христ. памятники Кавказа//Археол. известия и заметки. М., 1895. Т. 3. Вып. 7-8. С. 233-243; он же. То же. М., 1895. С. 7; Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 31, 32. Рис. 7. Табл. 37; он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 187; Panofsky E. Dürer " s St. Eustace//Record of the Art Museum. Princeton (N. Y.), 1950. Vol. 9. N 1. P. 8. Fig. 5; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 2. 126; LCI. Bd. 6. Sp. 194-199; Гомелаури И. Г. Архитектура Эртацминдского храма//XVIII науч. сессия Ин-та истории груз. искусства. Тбилиси, 1962. С. 12-13 (на рус. и груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 62-69. Рис. 2, 3; Шервашидзе Л. А. Цкелари (Ацкар)//Мат-лы по археологии Абхазии. Тбилиси, 1967. С. 45-46. Рис. 3-4; он же. Средневек. монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980. С. 202-205; Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athènes, 1982. P. 74-81; Coumoussi A. Une representation rare de la vision de St. Eustache dans une église greque du XIII siècle//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. P. 51-60. Fig. 1; Velmans T. L " église de Zenobani et le thème de la Vision de St. Eustache en Géorgie//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. Р. 19-49. Fig. 12-18; Golden Light: Masterpieces of the Art of the Icon. Ghent, 1988. P. 156. Fig. 136; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 8. С. 94-121; Connor С. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton (N. Y.), 1991. P. 15; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 15, 23, 31, 37, 86, 113, 187, 219; Thierry N. Le culte de Cerf en Anatolie et la Vision de St. Eusmache//Monuments et memoires. P., 1991. Vol. 72. P. 33-100; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Сат. 79, 80. P. 133-134; Мачабели К. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998. С. 78-87; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображением Е. П.//Рос. Арх. 2000. 4. С. 160-168; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. 109; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 199-206; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции полит. истории. Махачкала, 2004.

http://pravenc.ru/text/187479.html

В процессе реставрационных работ 50-60-х гг. XIX века были выровнены части западной стены, разошедшейся в разные стороны; восстановлены и ремонтировали арки и своды как нижнего, так и верхнего этажей; коридор в южном своде был полностью восстановлен по типу северного; части, ранее закрытые землей, полностью раскрыты. Восточные боковые камеры. Восточные боковые выступы сооружения образованы равномерно, как дополнительные алтари, которые были доступны как снаружи здания, так и изнутри. В восточной стене обоих помещений устроено по одной алтарной нише с окном и по две прямоугольных в плане со сводчатым верхом. Арка алтарных ниш опирается на капители со слабым профилем выкружки. Алтарное окно юго-восточной камеры внизу заложено. Помимо алтарного, каждое помещение имеет еще одно окно, круглое в боковой стене. Свод помещений оформлен различно: в северо-восточном крестовый свод, перекрывающий квадрат, с дополнительными соответствующими удлиненной площади помещения арками; в юго-восточном средний квадрат перекрытия расположен между двумя боковыми арками и имеет четыре угловых тромпа и звездчатый свод из восьми распалубок. Кладка камней великолепно выполнена и полностью сохранилась; что касается фасадов, они сильно повреждены. Цвет камня, как бы покрытого паутиной, в помещениях темнее, чем на фасадах. Мозаика (VII в.). Конха апсиды была украшена большим мозаичным полотном, остатки которого были тщательно исследованы Я. И. Смирновым. Им было установлено, что цромская мозаика представляла некогда окаймленное широкой полосой лиственного орнамента изображение Христа, стоящего на драгоценном злато-серебряном с камнями подножии, с поднятой благословляющей десницей и развернутой хартией с надписью в левой руке, а также двух апостолов в позе Дейсиса. По низу мозаика имела трехстрочную грузинскую надпись, уцелевшую в небольшом фрагменте. Надпись на свитке Христа состояла из 12 строк, из которых к 1916 году сохранились полностью семь верхних, а от остальных пяти были видны части справа. В 1930 году были сфотографированы уцелевшие шесть строк, а в 1932 году уцелевшие фрагменты (вторая, третья и четвертая) были сняты и перенесены в Музей искусств Грузии в Тбилиси. Текст представляет собой несколько соединенных отрывков из Евангелия от Иоанна (8:12; 11:25) : «Аз есмь свет, аз есмь жизнь, аз есмь воскресение; верующий в меня, аще и умрет, оживет». Начертание буквы «Б», головка которой закрыта в кружок, аналогична древнейшим лапидарным надписям в Болнисском Сиони и Джвари, что И. А. Джавахишвили разъяснил, как определенный этап исторического развития письменности.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Джвари — образец логического осмысления функционально-художественных задач, единства и гармонии архитектурных форм. Простота и четкость планового решения, повышенное внутреннее пространство при небольших наружных габаритах, строгие, соответствующие внутреннему решению фасады и, наконец, удивительная связь с окружающей природой делают этот храм одним из лучших образцов мировой архитектуры раннего средневековья. Храмы типа Джвари известны лишь в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества. Н. Джанберидзе, К. Мачабели. «Тбилиси, Мцхета». М., «Искусство», 1981. Стр. 209-216. Джвари (храм Креста, VI век) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели). Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари. В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

http://sobory.ru/article/?object=04594

Выходя из храма, мы увидели большую каменную купель. Археологи датируют ее IV веком, временем «первого Светицховели». И до сих пор в этой купели крестят! Много еще хотелось сказать о древней Мцхете, но пока остановлюсь. Джвари В повествовании я нарушила порядок паломничества, потому что в первую очередь хотелось сказать о главных святынях Грузии. На самом деле, прежде чем спуститься в Мцхету, мы (как это делают все паломники) побывали в знаменитом храме на скале, ставшем символом Грузии, — в Джвари, в храме Креста. Здесь молилась святая Нина, глядя на Мцхету, готовящуюся к жертвоприношениям. И по ее молитвам пали идолы. В тот день, когда мы были в Джвари, был такой ветер, который, если бы еще чуть-чуть сильнее подул, точно смог бы опрокинуть идола, — в соседней Кахетии в этот день срывало крыши с домов и случилось наводнение. Даже в самом храме ветер так завывал, попадая в щели древней кладки, что казалось, это злые силы неистовствуют, не в силах приблизиться ко кресту. Посредине храма стоит высокий каменный постамент, по преданию, на нем поставила свой первый крест для поклонения (потом подобные кресты были установлены по всем границам древней Иверии) просветительница народа — святая Нина. Крест возвышался над всей округой. Так же как и сейчас, проезжая в разных направлениях по разным частям Грузии, мы везде видели на самых высоких местах осеняющие окрестные поля, горы и жилища кресты. Храм Джвари был построен в VI веке. Душа поет, когда глаза впитывают в себя его совершенные формы. Вспоминается выражение «симфония в камне». Храм как будто вырастает из скалы, человек продолжает дело Творца этого мира. Монастырь Джвари действующий, но монахи живут в новом комплексе под горой, из-за наплыва туристов и паломников в храме они появляются только во время богослужений, которые совершаются в ночное время. Подгорой стоит памятник М. Ю. Лермонтову в знак того, что он запечатлел Джвари в поэме «Мцыри». А мне подумалось, что это место больше подходит для событий другой его поэмы — «Демон», в которой «дух отрицанья, дух сомненья» искушал юную монахиню. Трудно, наверное, тут подвизаться — на месте, открытом всем ветрам.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010