Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. 16, 18; 1889. 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. 23-24; 1890. 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. 789. С. 2-3; 790. С. 3; 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. 1. С. 13-14; 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др. Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖВАРИ ВАЗИСА Джвари вазиса [груз. - крест из виноградной лозы], крест св. равноап. Нины, символ Грузинской Православной Церкви. Имеет форму вытянутого по вертикали креста, перевязанного волосами, с более короткими, опущенными боковыми сторонами. См. в ст. Нина . Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/171825.html

Изображение иконы Христианские реликвии #11283 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Христианские реликвии #11283 Эта страничка относится к разделу   Христианские реликвии Скачать или распечатать изображение 11283.jpg 440x586, 0.26 MPix, 88 Kb. 3.7x5cm @ 300DPI (5.6x7.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (314) , (31) . в этом году (за прошлые годы с 2010-07-05) Происхождение изображения: Загружено 2010-07-05, анонимно. Описание: ДЖВАРИ ВАЗИСА- лозовый Крест, с Которым св. равноапостольная Нина проповедовала веру Христову в Грузии. Находится в Сионском Успенском патриаршем соборе, между иконостасом и северными вратами. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Христианские реликвии " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-11283

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Христианские реликвии Описания иконы В этом разделе записей пока нет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Часть от шипа тернового венца Спасителя, частичка гвоздя, которым был распят Иисус Христос, частицы креста Господня и частицы мощей Св. Георгия Победоносца. Файл 11274.jpg:   Размер: 900x600, 0.54 MPix, 80 Kb. Дата: 2010-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (473) , (39) . Описание: ДЖВАРИ ВАЗИСА- лозовый Крест, с Которым св. равноапостольная Нина проповедовала веру Христову в Грузии. Находится в Сионском Успенском патриаршем соборе, между иконостасом и северными вратами. Файл 11283.jpg:   Размер: 440x586, 0.26 MPix, 88 Kb. Дата: 2010-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (314) , (31) . Описание: Одеяние Пресвятой Богородицы. Хранится в доме- музее князей Дадиани (Зугдиди, Мингрелия,Грузия),раз в году , переносится на поклонение во Влахернский Богородичный храм, находящийся рядом с музеем. Файл 11291.jpg:   Размер: 224x283, 0.06 MPix, 12 Kb. Дата: 2010-07-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (429) , (37) . Описание: Камень, принесённый св. Давидом Гареджийским из окрестностей Иерусалима (святой отец отправился в Иерусалим, однако не счёл себя достойным ступать на землю, где ходил Господь, и вернулся, поклонившись городу издали) Файл 11430.jpg:   Размер: 320x228, 0.07 MPix, 28 Kb. Дата: 2010-08-04, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (186) , (30) .

http://pravicon.com/icon-453

В ноябре 1932 г. отец Григорий побывал в Польше, где в Кракове прочитал лекцию для студентов Ягеллонского университета на тему " Духовная и материальная культура Грузии " . Используя представившийся случай, он изучил старые грузинские рукописи в Библиотеке Чарторыйских и составил их первый каталог и описание. В 1933 г. прочитал несколько лекций в Парижской Сорбонне и в Дублине. Еще в 1931 г. на приходе в Париже отец Григорий начал выпускать научный ежегодник " Дзвари вазиса " ( " Крест из виноградной лозы " ). С того самого времени вплоть до начала Второй мировой войны он продолжал заботиться о приходе, считая это важнейшим делом своей жизни. До 1933 г. он проводил здесь большую часть своего времени, подъяв на себя труды священника единственного грузинского прихода во всей Европе. В знак признания заслуг отца Григория в области науки и организации религиозной жизни грузинской эмиграции в Западной Европе, Константинопольский Патриархат 5 января 1934 г. возвел его в сан архимандрита. ПРИЕЗД В ПОЛЬШУ Отец Григорий Перадзе со студентми Мечтой жизни о. Григория была работа в богословском учебном заведении. Она исполнилась в 1933 г.: митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий пригласил его в Варшаву в качестве заместителя профессора патрологии и заместителя руководителя семинарии по этому же предмету на отделение Православного богословия Варшавского университета. Он гарантировал ему также возможность продолжения пастырского окормления прихода св. Нины и юрисдикционную независимость от Польской Автокефальной Православной Церкви. Первую лекцию на тему " Понятие о патрологии, ее цели и методы в православном богословии " священник прочитал 7 декабря 1933 г. Это был переломный год в жизни о. Григория. С этого времени и до своей смерти исполнял он священнические обязанности в нижней церкви собора св. Марии Магдалины в Варшаве. 8 мая 1934 г. митрополит Дионисий наградил его митрой. Многое говорит о том, что если бы события развивались иначе, о. Григорий может быть и занял бы, как планировал митрополит Дионисий, почетное место среди иерархии православной Церкви в Польше.

http://pravoslavie.ru/40942.html

С. 39-52; Гамкрелидзе А. Древние памятники груз. письменности//Дзеглис мегобари. 1967. 10/11. С. 20 (на груз. яз.); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед. и коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968. С. 66, 75, 89, 122, 176-180 (на груз. яз.); Лордкипанидзе М. Д. К вопросу о надписи храма Джвари в Мцхета. Тбилиси, 1968; Лордкипанидзе М. Д. , Закарая П. П. Замечания по поводу одной книги//Лит. Грузия. Тбилиси, 1968. 20 дек. 51. С. 3-4 (на груз. яз.); Мурадян П. М. Арм. надпись храма Джвари//Известия: Обществ. науки/АН АрмССР. Ереван, 1968. 2. С. 55-80; он же. Арм. эпиграфика Грузии: Картли, Кахети. Ереван, 1985. С. 17-37; Аладашвили Н. А. Тема «Воздвижения Креста» в груз. искусстве//Дзеглис мегобари. 1969. 17. С. 8 (на груз. яз.); она же. Монументальная скульптура Грузии: Фигурные рельефы V-XI вв. М., 1977. С. 30-40; она же. Скульптура в древней Грузии//Советское искусство. 1978. 7. С. 95-96; Майсурадзе З. К реставрации Мцхетского Джвари//Дзеглис мегобари. 1969. 18. С. 5-8 (на груз. яз.); Барнавели С. К вопросам разработки средневек. груз. рельефов//Там же. 1976. 40. С. 33-34 (на груз. яз.); Афанасьев К. Пропорции Джвари. Тбилиси, 1977; Mepisaschwili R. , Zinzadze W. Die Kunst des alten Georgien. Zürich; Fr./M., 1977; idem. Georgien: Kirchen und Wehrbauten. Wienheim, 1986; Alpago-Novello A. , Beridze V. ets. Art and Architecture in Medieval Georgia. Louvain-La-Neuve, 1980. Р. 391. Pl. 22, 23, 24, 308c, 420-428; Джанберидзе Н. Ш. , Мачабели К. Г. Тбилиси. Мцхета. М., 1981; Цицишвили И. Н. Джвари. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); он же. История груз. искусства. Тбилиси, 1995. С. 57-59 (на груз. яз.); Телиа Л. Джвари. Тбилиси, 1988 (на груз. яз.); Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 248-253 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. В. Символика и тема светского портрета в груз. средневек. скульптуре//Ars Georgica. 1991. 10. С. 81-83; Джанберидзе Н. Ш. , Цицишвили И. Н. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 51-67; Velmans T. , Alpago-Novello A.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Тифлис, 1900. С. 17-21; Tschubinaschwili G. Untersuchungen zur Geschichte der georgischen Baukunst. Bd. I. H. 1//Die Kirche des heiligen Kreuzes von Mzcheta. Tiflis, 1921; Джавахишвили И. А. Новооткрытые древнегруз. рукописи и их значение для науки//Сообщ. Тбилисского ун-та. Тифлис, 1922/1923. Вып. 2. С. 324-336 (на груз. яз.); он же. Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1962. Т. 3/4. С. 5-12 (на груз. яз.); он же. Введение в груз. письменность, или Палеография//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 155-163 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 87, 94, 108-109, 115, 142-149 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; idem. I monumenti del tipo di Gvari. Mil., 1974; он же. Двани, храмы Грузии типа Croix Libre, или «писанного в прямоугольник креста» в VI и VII вв.//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978; Чхиквадзе М. А. Архитектура Джвари. М., 1940; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. Тбилиси, 1944. С. 164-174 (на груз. яз.); он же. То же. М., 1950. Т. 1. С. 113-114, 127-128; Северов Н. П. , Чубинашвили Г. Н. Мцхета. М., 1946. С. 31-40; Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 171-172. Ил. 6-8; Беридзе В. В. Архитектура Грузии. М., 1948. С. 22-27; он же. Джвари. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); он же. Груз. архитектура раннехрист. времени, IV-VII вв. Тбилиси, 1974. С. 25-31; Абуладзе И. В. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тбилиси, 1949. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Замечания по поводу ст. П. М. Мурадяна «Армянская надпись храма Джвари»//Мацне. 1968. 4. С. 171-189 (на груз. яз.); Андгуладзе Н. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Djobadze W. The Sculptures on the Eastern Facade of the Holy Cross of Mtskheta//OrChr. 1960. Bd. 44. Р. 112-135; 1961. Bd. 45. Р. 70-77; Гвердцители Р. Мцхета. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Закарая П. П. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1966; он же. Памятники Вост. Грузии. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Оформление порталов и рельефы на фасадах были выполнены одновременно с возведением церкви. Тимпан юж. входа украшен удлиненным процветшим крестом; схожий крест меньших размеров высечен над входом в юж. придел обходной галереи. Зап. (главный) вход фланкирован подчеркнуто объемными парными полуколоннами и декорирован орнаментальным рельефом, изображающим виноградную лозу, высеченную под углом 45°. Тщательность обработки указывает на связь О. с закавказскими памятниками 30-40-х гг. VII в. (Мрен, Мастара, Джвари). Уникальность облику храма придают крупные рельефные вставки над оконными бровками южного, восточного и северного фасадов. Они композиционно связаны. На рельефе вост. фасада, напоминающем процветший крест, изображена полуфигура Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие с арм. текстом (Ин 1. 1), правой рукой Он указывает на текст; вокруг - симметричные пальмовые ветви. Голова и плечи утрачены, отчетливо читается очертание нимба. Одеяние моделировано мелкими графичными складками, схематично отмечающими контуры тела. Справа и слева от полуциркульного обрамления входа расположены полуфигуры ангелов. Изначально композицию замыкал арочный козырек, напоминавший тот, что украшал храм в Джвари и впосл. был сбит. На несохранившемся рельефе юж. фасада просматриваются лишь очертания фигуры в рост, в к-рой ряд исследователей склонны видеть изображение Богоматери. Однако более вероятно, что здесь был представлен апостол, парный лучше сохранившемуся на сев. фасаде (различимы нимб, кодекс, свисающий плат). Т. о., на фасадах О. изображен своеобразный триптих (аналогичный принцип использован в Джвари) - Спаситель и апостолы Петр и Павел, который представляет сцену «Даяние Закона» (Traditio Legis), известную в раннесредневек. скульптуре и стенописи Армении и Грузии (Мрен, Аруч, Цроми). Фигуры апостолов дополнены изображениями летящих ангелов (юж. фасад) и детализированных виноградных лоз (сев. фасад). В нише крещальни имеется рельеф «Богоматерь с Младенцем», названный С. Тер-Нерсесяном каменной иконой. Стилистическая общность с др. рельефами позволила Г. Овсепяну и Г. Шахкяну предположить, что изначально этот рельеф размещался над бровкой зап. фасада. Пропорции фигур, характер трактовки складок, крыльев, листьев винограда близки к закавказским памятникам VII в.- храмам Мрен и Джвари в Мцхете.

http://pravenc.ru/text/2578197.html

Основанием для отнесения церкви в Д. к «типу Джвари» (сходство планов отметил еще Павлинов) служили следующие черты: купольное центрическое здание с большим крестом в плане и изолированными помещениями между его углами, схожесть угловых помещений в храме в Д. с планом Джвари . Впрочем, это сопоставление даже для его сторонников не являлось непререкаемым аргументом. Так, Меписашвили позднее отказалась от него ( Меписашвили. 1983), Э. Нойбауэр ( Neubauer. 1978), М. К. Хотелашвили и А. Л. Якобсон ( Хотелашвили, Якобсон. 1984), В. А. Леквинадзе ( Леквинадзе. 1985) критиковали эту концепцию и справедливо указали на существенные отличия храма в Д. от Джвари, выраженные в отсутствии черт тетраконха, в наличии прямоугольного внешнего абриса, нартекса и 3 апсид, визант. кладки из плинфы, в отсутствии скульптурной декорации и применении амфор в конструкции купола, в низких пропорциях здания и купола. К этому можно добавить устройство купола на ребрах без подпружных арок, множество крупных окон и широкий нартекс с 3 (если центральный существовал изначально) проходами в наос. Не могут считаться признаком груз. происхождения церкви и арочки-перемычки между апсидами: если они поздние (см. выше), то свидетельствуют лишь о груз. влиянии на одном из этапов существования храма. Т. о., невозможно принять датировку храма VIII в., опирающуюся на эволюцию груз. зодчества. Основную архитектурную проблему храма в Д. сформулировали Меписашвили ( Меписашвили. 1983), Хотелашвили и Якобсон ( Хотелашвили, Якобсон. 1984): большой купол покоится не на опорах, а непосредственно на стенах ротонды. Данный прием не позволяет отнести храм к визант. церквам типа вписанного креста VIII-IX вв., таким как Атик-Мустафа-паша-джами в К-поле, и датировать его IX в. ( Neubauer. 1978). Актуальная для визант. архитектуры V-VI вв. проблема совмещения круга купола с крестом рукавов и прямоугольником стен решалась в Д. своеобразно, но с т. зр. классической ранневизант. архитектуры решение ее имело существенный недостаток: в местах примыкания рукавов к ротонде арки отклонялись от вертикали, приобретая слишком сложную (в т. ч. и для создания их мраморного обрамления) курватуру. Единственная аналогия такой конструкции обнаружена на др. окраине визант. мира - это ц. Сан-Сальваторе в Рометте близ Мессины, на о-ве Сицилия (кон. IX - нач. Х в. (?); Nicklies. 1994). Сходным образом решено центральное пространство церкви мон-ря Патлейна близ Велики-Преслава в Болгарии (кон. Х - 1-я пол. XI в.; Хотелашвили, Якобсон. 1984. С. 202). Различия в устройстве угловых компартиментов и вост. частей этих 3 храмов не позволяют утверждать, что они копируют один образец.

http://pravenc.ru/text/180407.html

Арх. Гавриил представляет Спасителю ктитора Адарнерсе и его сына. Рельеф на вост. фасаде Большого храма Джвари Арх. Гавриил представляет Спасителю ктитора Адарнерсе и его сына. Рельеф на вост. фасаде Большого храма Джвари Рельефы на вост. фасаде Д. представляют единую композицию, связанную содержанием и художественным решением. Ее смысловым и композиционным центром является фронтальная фигура Спасителя, которой подчинены остальные. Жестикуляция боковых фигур - ангелов и ктиторов - направлена к Спасителю; ангелы-покровители как бы представляют ктиторов Спасителю. Еще один объединяющий элемент иконографии - изображение парящего ангела с трубой в руках, что, вероятно, указывает на общую идею - моление ктиторов о предстательстве за них Христа в час Второго пришествия ( Николаишвили. 1997. С. 8). Т. о., тема величия Христа, как правило являющаяся программной композицией декора алтарного пространства, в Д. была вынесена на фасад вост. апсиды. 3-частная композиция вызывает прямую ассоциацию с формой триптиха. Возможно, автор был вдохновлен структурой триптиха, переработав образец, сообразуясь с художественными принципами монументального искусства и формами экстерьера храма. Аналогов у ктиторской композиции, являющейся, очевидно, плодом независимых творческих исканий груз. скульптора, не имеется. По общему замыслу рельефы перекликаются, напр., с мозаикой в конхе в ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547), где изображенному в центре Христу архангелы представляют св. Виталия и еп. Екклесия ( Djobadze. 1960. P. 160, 161). На юж. фасаде храма, на центральной грани выступа апсиды над окном, помещено еще одно изображение Кобул-Степаноза, коленопреклоненного перед небесным покровителем архидиак. Стефаном; в надписи сказано: «Святой Стефан, помилуй Кобул-Степаноза» (КГН. Т. 1. С. 164-165. Рис. 83. Табл. 55). Одежды правителя в сравнении с одеждой др. персонажей обильнее драпированы и украшены. В центре того же фасада, на юж. грани купола над окном, был расположен небольшого размера рельеф (впосл. перемещен вправо) с изображением светского лица. Красноватую плиту почти полностью заполняет коленопреклоненная, изображенная в профиль фигура молящегося мужчины, выполненная в отличие от др. изображений в сравнительно низком рельефе. Предполагают, что это изображение зодчего ( Чубинашвили. 1948. С. 148).

http://pravenc.ru/text/171823.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010