Piccola bestia. — В произведениях Достоевского образ паука выступал символом зла и порока. 500 …в мое время в Семипалатинске, ровно пятнадцать лет до Флоренции…— По окончании срока каторжных работ Достоевский был направлен в Семипалатинск в Седьмой Сибирский линейный батальон, где начал службу рядовым в марте 1854 г. 501 Лет семь тому назад — я заснул лучше. — Описываемое происшествие случилось в 1869 г. 502 …все в Европе сейчас же как будто перестают понимать друг друга, как при Вавилонской башне…— Согласно библейскому мифу, после потопа люди вознамерились построить в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню, которая достигла бы небес. Бог, разгневанный их дерзостью, «смешал язык их» и рассеял их по всей земле. Недостроенный город был назван Вавилоном; Библия, отражая народную этимологию, возводит это название к древнееврейскому глаголу «балал» — смешивать (Бытие, гл. 11, ст. 1–9). 503 И вот виконт Биконсфильд — начинена Россия. — Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, происходил из еврейской семьи, принявшей англиканство. 12 августа 1876 г. (н. ст.) было объявлено о пожаловании ему королевой титула графа Биконсфилда. В сообщении об этом «Нового времени» (1876. 5 авг.), а также в некоторых статьях и корреспонденциях других русских газет он назывался виконтом Биконсфилдом. Позднее было напечатано разъяснение (Голос. 1876. 13 авг.) о том, что Дизраэли возведен «в звание виконта и графа Соединенного Королевства под именем, наименованием и титулами виконта Юзн-дея-Юэнденского в графстве Векингемском и графа (earl) Биконсфильдского, в названном графстве». Достоевский, очевидно, намеренно использовал титул «виконт», сочтя, по-видимому, что, будучи фонетически «звучным», в сочетании со столь же звучной и, как говорится ниже в «Дневнике писателя», «альбомной» фамилией Биконсфилд, он лучше всего подходит для создания саркастического эффекта. В речи на банкете Центрального общества скотоводства и земледелия 20 (8) сентября 1876 г. Дизраэли утверждал, что весною был обеспечен мир «на основаниях, которые могут быть одобрены всяким благоразумным и добрым человеком», но что все «разумные» планы были разрушены действиями «тайных обществ», которые «объявили войну Турции через посредство сербов» (Речь Дизраэли, лорда Биконсфильда//Новое время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

1550 г.) И сего ради благочестивый царь Иустиян со святыми отцы на пятом Соборе 165 святым духом просвещены о сих всех страшную и велелепную заповедь возгласиша до скончания миру тому непреступну быти. Сице написаша. Великаго нашего града и со пресвятыми твоими архиепископы 165 се пологание писанием предаваемь обидевшая святыя церкви. Иже бо кто явится неистовствуя на святыя Божия Церкви и на священныя их власти даное Господеви в наследие вечных благ и на память последняго рода, обидящих властию тем и даемое беззаконно отимает: села и винограды. Аще ли кто в сану преобидети начнет или сосуды восхищати церковныя и оправдания, или привлачащая насилием епископа или попа, или диякона, и всякого просто рещи священнаго ли монастырем даное граблением и насилием дея, и отимая от них все даное, даемое Христови, аще кто изобрящется се творя и бесчиние велие мяты и святыми Церквами Божиими, четверицею да вдасть паки въспять церковное. Аще ли и саном гордящейся негодовати начнут нашего повеления истинным правилом не покоряющеся святых отец, в каковом сану ни буди князь или воевода, воеводства чюж, или воин, воинства чюж. И паки аще велиим негодованием начнут негодовати, забывше вышняго страха и оболкшеся во безстудие, повелевает наша власть тех огнем сожещи домы же их святым церквам вдати, их же обидеша. Аще ли и сами тии венец носящии тоя же вины последовати начнут, надеющеся богатства и благородств, а истоваго не радяще, не отдавающе яже обидеша святыя Церкви, или монастыри, преже реченною виною да повини будут. По святых же правилех да будут прокляти в сий век и в будущий. Заповеди благочестиваго царя Мануила Комнина (1143–1180) греческого на обидящях святыя Церкви. Царь же сей Комнин тако узаконив и писания предав нерушима. Пряхождаху же мнозии от строителей церковных, жалующеся на наместники, како обидети хотят церковная стяжания и пошлины. Царь уэаконн написа, глаголя понеже и се ко ушима нашего царства достиже от жалобник церковных, иже повсюду, идеже аще суть церковная стяжания и пошлины, изообид мы от наместников моих или от судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

317 The travels of Macarius, patriarch of Antioch, written by his attendant archdeacon, Paul of Aleppo. London 1829. I. 198. 319 Manass. Vers. 5290–5308. Характеристику Василия Македонянина, как воинственного государя можем заимствовать из хронографа Конст. Манассии, тем более что эта характеристика вошла и в русскую никон. летопись. «Самодержец Василий, – повествует Манассия», – сообразил, что Фортуна ромеев увы! уже упала на колени, и подвержена опасности попасться врагам в пасть, или – лучше сказать находится при последнем издыхании. Рассудил Василий, что нужно восприять царскую мудрость, чтобы спасти отечество полумертвое и почти готовое к погребению. Отсюда тяжкие труды, и заботы, и беспокойства, и латы на груди и доспехи железные, и воины кровавые, и попечение постоянное, и жизнь в палатках, и шлемы, и копья, и очи бессонные, и ресницы недремлющие. И таким образом царь поправил дела ромеев и морщинистую старуху фортуну снова превратил в бойкую и красивую девушку. Узнали тогда варвары, что зверь, который прежде спал, проснулся и бодро идет против врогов и все испугавшись разбежались по ущельям, – и снова поднялся высоко жезл ромеев». По русскому не совсем точному переводу Никоновской летописи последнии слова читаются так: «познаша Василиа варвари зверя, присно не спящего, храбро встаяющего на обидяща его и вси встрепетавшеся отбегоша в раздолиа». П. Собр. р. лет. IX, 12. 322 Оно было два раза издано: в первый раз в 7170 т. е. в 1662 году (оглавление книг С. Медведева 31) и в другой раз 1718 г. и имелось в числе книг царевны Натальи Алексеевны (Солов. VI, 318). 328 Τριρης, – легкое трехвесельное судно. Δρμον, – бегун, – род морского рака, маленькая лодка. 329 Προτοβεστιριος – сан церковный или придворный: начальник вестиариев т. е. хранителей церковной ризницы или царских одежд. См. Glossarium Du Cange. 330 Φαρος – маяк. В Воскрес. летописи это слово толкуется так: «стражница, в нейже огнь влагаем на просвещение в нощи: се на устьи понта стражу дея, зане ту часто разбойничество и на страны нагнания. «Карамзин ист. гос. росс. I прим. 343.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Но всё же бей Алжира остался таким же вредным, заносчивым и надменным по отношению к любому, встретившемуся на его пути, христианину. В 1827 году он ударил французского консула по лицу мухобойкой из-за спора о французском долге за поставку алжирской пшеницы во Францию. Этот недипломатичный жест вызвал большой дипломатический шум во Франции. Дей, сообщил султану в Стамбуле, своему сюзерену, что французский консул оскорбил ислам и честь султана, «защитника мира.» Он велел французскому посланнику убираться домой и открыл огонь по кораблю, который вез дипломата обратно во Францию. Оскорбления незаметно перешли в войну, и крупное столкновение в Северной Африке произошло в июне 1830 года, когда французский флот под командованием адмирала Дюпера, 20 лет назад сражавшегося и победившего англичан в прибрежных водах Маврикия в битве при Гранд-Порте, вошел в воды гавани Алжира во главе конвоя, из военных и десантных кораблей, привезших 37 тысяч солдат. Три недели спустя победоносные французы погрузили дея, его гарем, детей и евнухов на борт французского фрегата и доставили в Неаполь, где те начали новую жизнь среди мандариновых рощ южной Италии, в то время как французская армия завоевывала Алжир на долгие 132 года. «В историях завоеваний не было более унизительной записи, чем это жалкое присоединение Алжира», – писал Стэнли Лейн-Пул в своей «Истории берберских корсаров», хотя и признал, что на ранних этапах «завоевание отличалось умеренностью и гуманностью, оказавших бесконечную честь французскому оружию.» Но имелись ли умеренность и гуманность, когда, однажды, генерал Пелисье завалив пятьсот берберов и арабов в пещере, включая женщин и детей, удушил всех дымом? Для мусульман героем войны стал мятежник Абд эль-Кадир, прибывший в Алжир из Египта в возрасте двадцати четырех лет и ставший вождём повстанцев. Война, где участвовали десятки тысяч французов, продлилась до 1847 года, когда, наконец, Абд эль-Кадир сдался при условии, что ему позволят перебраться в какую-нибудь мусульманскую страну. Вместо этого его заключили в тюрьму на пять лет, а затем, всё-таки, разрешили поселиться в Дамаске, где, уже будучи стариком, он спас многих местных христиан от резни мусульман во время восстания 1860 года. После Алжира французы захватили и Тунис 1880-х годах.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Совершенныи ум никогда не питает надежд на результаты своих усилии , он уповает всегда только на помощь Божию . Если этот ум избирает эгоистические цели , они могут увести его далеко от Спасения . Тогда все его силы и способности растрачиваются зря . Духовное лекарство для такого ума — безстрастие и в нем он преуспевает в совершенстве , когда обращается к Богу . Этому уму не требуется много сна , так как молитва для него служит источником новых сил . Когда он засыпает , то не видит никаких снов . Если спит обычныи человек , он впадает в безсознательное состояние сновидении , но тот , кто объединил сердце и ум с благодатью , сохраняет состояние бодрствования даже тогда , когда его ум и тело засыпают . Совершенныи ум приходит к созерцанию путем отречения от своеи деятельности , от нескончаемого безостановочного мышления , наидя недвижимую опору и Спасение в деятельности и мудрости Святого Духа . Есть для ума особые духовные ценности , которые нечем заменить — это Бог и Любовь , и здоровыи цельныи ум избирает их безошибочно . Чем больше устоичивость ума в созерцании , тем дальше он от ошибок в духовнои практике . Для цельного ума — вся жизнь целиком есть молитва и созерцание . Всецелое отречение и неутомимое усердие — это суть молитвенных усилии , ибо без них обожение невозможно стяжать даже за сотни лет . Когда ум оставляет всякую мысленную активность , он непоколебимо зрит чистое Божество , как Оно есть , созерцая его прямо и непосредственно . Незапятнанная чистота , совершенство и безграничная Любовь Божественного бытия , хотя и переживается умом прямо и непосредственно , тем не менее , это созерцание превосходит все возможности обоженого ума охватить это Божественное светоносное пространство утверждениями или отрицаниями . Поэтому созерцающии ум благоговеино умолкает при виде непостижимои славы Божества , приходя в совершенное смирение и забвение самого себя . Цельныи и целомудренныи ум приходит к концу жизни налегке , свободныи от бремени вещеи и многочисленных привязанностеи . Как птица стремительно возносится в синеву небес , так он свободно входит в Царство Небесное . Чтобы открывать горизонт за горизонтом , нужно уметь не оглядываться назад , и это своиственно совершенному уму в большои степени . Во Святом Духе ум не имеет ничего , к чему бы он мог привязаться , предпочитая полностью пребывать во Святои Троице . Поэтому тот , кто стремится уподобиться Христу , должен полностью отсечь всякую деятельность ума , как недостоиную находиться в присутствии Божием . Состояние благодатного безмолвия , или немышления — это наивысшая форма дея - тельности Святого Духа .

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=3...

—602— дея которыми человек может поставить себя в правильные отношения к миру». 2239 К такому пониманию истины я пришел, размышляя о том её определении, которое Герберт Чербери (1581–1646) дает в своем трактате De veritate. Истину Герберт определяет, как известным образом обусловленное согласие между нашею познающею способностью и познаваемым предметом. Мне подсказался вывод: согласие должно выражаться в нашем отношении к миру, т. е. в нашем образе действий. И весь трактат Герберта направлял к такому практическому пониманию истины». 2240 Практическое понимание истины не есть что-либо новое. Но старый идеализм различал истины вечные и временные. Новый прагматизм как будто не хочет знать этого различия. Но это совершенно напрасно. Искание истины предполагает собою веру в существование вечной истины. Джемс говорит, что истина творится, созидается. Пусть так! Но как творится? У Джемса развивается принцип улучшения мира. Но теория улучшения предполагает собою теорию готового идеала. У Джемса он уже и есть. Он говорит об абсолютной истине. Идеал истины оказывается не искомым, а данным, т. е. вечным. Мир не реализировал истины, он реализирует её постепенно, он прибавляет новое и новое к данной действительности, но за всем тем он реализирует уже данную идею и при помощи данных или подаваемых свыше сил. Кто же дал этот идеал и средства для его достижения? Конечно, его не мог дать бог Джемса, о котором американский философ говорит, что он есть primus inter pares по отношению к людям. Такой бог не есть Бог. Бог Джемса есть бог развивающийся, но абсолютный идеал, поставленный изначала как конечная цель, мог быть поставлен только Тем, что изначала было абсолютно и совершенно, только тем Богом, которого признает теизм, против которого делает неоднократные выпады Джемс. Теория возможности улучшения мира посредством деятельности свободных существ сама в себе заключает —603— веру в целесообразность мира. Джемс отвергает то положение, по которому настоящий мир есть совершенный, но принимает, что этот мир заключает в себе возможность совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

на то, что теория предсуществования души осуждена вселенским собором. Если пятый собор и осудил это учение, он имел в виду лишь ту его форму, в какой оно высказано Оригеном. Между гем оно может бьпь развито в крайне различных видоизменениях. Так, Лейбниц, виднейший представитель персоналистической метафизики, развил следующее учение о предсуществовании и восхождении души от животности к человечности. Согласно Лейбницу, весь мир состоит из субстанциальных дея-— телей, которых он называет монадами; одни из монад суть потенциальные, а другие — действительные личности. О человеческой душе, т. е. монаде, стоящей во главе человеческого организма, он говорит, что каждая из них существует «от начала вещей»; но до рождения человека они существуют «только, как ощущающие (sensitives) или животные души, наделенные перцепциею и чувством и не обладающие разумом; они оставались в этом состоянии вплоть до рождения человека, которому разум и должен принадлежать, и тогда получили разум либо потому, что существует естественный способ поднять ощущающую душу на степень разумной души (что мне трудно понять), либо потому, что Бог дает разум такой душе посредством особого воздействия или (если угодно) посредством своего рода транскреации» (дополнительного творения). «Это объяснение, по–видимому, устраняет затруднения, представляющиеся здесь в философии или в богословии, так как трудная проблема возникновения форм» (т. е. монад, как субстанций) «снимается совсем, и более соответствует Божественной справедливости дать душе, уже испорченной физически или животно грехом Адама, новое совершенство, т. е. разум, чем поместить разумную душу путем творения или как-либо иначе в тело, где она должна быть испорчена морально». В третьей части своей «Теодицеи» Лейбниц говорит, что предсуществующая чувственная душа получает разум в момент зачатия человека благодаря особому акту Бога или благодаря изначала существующему предрасположению и что до этого момента органическое тело ее испытывает много изменений " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Стало быть, скажут, женщинам суждено всегда оставаться на низшей степени образования? Напротив. Такое-то настроение, на которое указали мы теперь, и возвышает нравственное их достоинство; им-то и достигается прямая цель их бытия. Дух Святый так характеризует жену-домохозяйку: жену доблю кто обрящет, дражайши есть камения многоценнаго таковая: дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится, делает бо мужу своему благая во все житие; обретши волну и лен, сотвори благопотребное рукама своима. Бысть яко корабль куплю дея издалеча собирает себе богатство; и востает из нощи, и даде брашма дому, и дела рабыням. Узревши село купи, от плодов же рук своих насади стяжание. Препоясавши крепко чресла своя, утвердит мышцы своя на дело, и вкуси, яко добро есть делати, и не угасает светильник ея всю нощь. Лакти своя простирает на полезная, руце же свои утверждает на вретено, и руце свои отверзает убогому, длань же простре нищу. Не печется о сущих в дому муж ея, егда где замедлит: ecu бо у нея одеяни суть. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния. Славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины жительми земли. Уста своя отверзе внимательно и законно и чин заповеда языку своему (Притч. 31, 10-23, 25). Какая здесь в лице жены раскрывается полнота семейных добродетелей! Какая многозаботливая любовь к мужу и неутомимая усидчивость в занятиях женских! Какое благоразумное распоряжение хозяйством и неусыпное попечение о семейных до последней рабы! Какая любвеобильная благотворительность к бедным, и строгая притом внимательность к самой себе! Из уст ее не исходит ни одно нескромное слово! Не видно в ней ни тщеславия, ни пристрастия к украшению и нарядам, и ниже тени самоугодия. Ложнаго угождения и суетныя доброты женския несть в ней. Вот эти-то качества надлежало бы иметь в виду при воспитании девиц, а не ученость. Многие женщины, гоняясь за внешним просвещением, остались .навсегда потерянными для необходимых трудов, домашних занятий и семейных радостей. Выходя замуж, они не могут облегчать своим сочувствием тяжких забот своих супругов; делаясь хозяйками, они не умеют распоряжаться домом; становясь матерями, они не любят попечений, соединенных с обязанностями матери.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2029...

Во II b. появилась ересь Маркиона, где проводилось резкое различие между Ветхим и Новым Заветом и утверждалось, будто эти два Завета ведут свое начало от разных богов. Согласно маркионитам, Новый Завет содержит в себе новое учение, противоположное учению ветхозаветному и отменяющее его. Учение Маркиона немедленно встретило сильный отпор со стороны церковных писателей. В полемике против Маркиона богословы подробно раскрывали, что Новый Завет не отменяет Ветхого; наоборот, весь Новый Завет уже предсказан в Ветхом. Сщмч. Ириней Лионский писал: Пророки знали Новый Завет и возвещали его (Против ересей. IV. 9. 3) 69 . Читайте внимательнее данное нам апостолами Евангелие и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся дея-тельность, всё учение и всё страдание Господа нашего предсказано ими (Против ересей. IV. 34. 1) 70 . Из этих слов можно сделать вывод, что в смысле учения Новый Завет по существу не дает ничего нового 71 . О том новом, что принес Христос, так говорит свщмч.  Ириней Лионский : Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес всё новое тем, что принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека (Против ересей. IV. 34. 1) 72 . Поскольку всё Писание вдохновлено одним и тем же Духом и всё оно есть Слово Божие, существует фундаментальное единство и гармония между его разными частями. Это единство называется «гармония Писания», или «аналогия Писания» (analogia Scripturae). Из этого следует, что разные части Библии согласуются между собой. Таким образом, одна часть Писания объясняет другую, становясь ключом для понимания родственных отрывков. С одной стороны, более поздние библейские писатели пишут с учетом того, что было написано до них, и часто – опираясь на это более раннее Откровение. Внимательное прочтение более позднего отрывка может выявить отголоски или аллюзии на ранние писания, что становится ключом для понимания этих поздних частей Писания. С другой стороны, более ранние отрывки могут быть не до конца поняты до тех пор, пока не будут рассмотрены в свете более позднего Откровения. Это особенно верно в отношении прообразов и пророчеств (см. Мф. 12:6,42,43 ; 1Пет. 1:10–12 ). Таким образом, более поздние тексты проливают свет на более ранние, и наоборот 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В этом смысле сатанизм это «религия с черного хода». Они и не отрицают бытия Божия но при этом, упорно хотят служить только дьяволу; Признавая святость Библий, они ищут в Заповедях Божиих повод для греха. Одна женщина, рассказывала мне, что неожиданно для нее, ее дочь сатанистка вдруг стала активно изучать Библию , что то выписывая поспешно с блокнот. Мать, которая было обрадовалась, спросила дочь: «Ты хочешь стать христианкой?» Сатанистка ответила: «Нет. Просто у меня нет нашей сатанисткой библий и мне посоветовали читать христианскую Библию и делать все наоборот. В то что Бог есть верит каждый сатанист, верят в существования Творца и язычники, оккультисты, маги и экстрасенсы. Но они именно верят в Его бытие. Но есть другая вера, вера не в Бога, а вера Богу. Некогда апостол Павел среди бушующего моря, на корабле который был близок к затоплению, исповедовал эту Веру. Он, сказал » Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Дея.27:25). Верить Богу, это непросто признавать факт Его присутствия в этом мире, это прежде всего соглашаться, со всяческой покорностью со всеми повелениями Творца, стремиться исполнять весь Его Святой Закон, содержа в чистоте веру Божию ( Мк.11:23 ). «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак.3:11 ) Современный сатанизм иногда пытается прикрыться, таким понятием как магизм. При этом сатанисты прикрываются такими надуманными понятиями как: «белая магия», «целебная магия» и т. д. Некоторые замаскированные сатанисты- " целители» обвешивают свой «молельни-лечебницы» иконами и крестами, пытаются ссылаться на Писание, выхватывая текст из контекста. Очень распространенным явлением среди подобных дельцов от оккультного целительства – утверждать что они имеют «благословение», если ни от патриарха, так от одного из афонских старцев. Чаще в этих случаях они называют имена покойных святителей и духовников. В Священном Писаний говориться что есть левиафан прямо бегущий и есть левиафан змей изгибающийся ( Ис.27,1 ). Иногда зло выступает открыто, не скрывая своего дьявольского оскала. А иногда, лукавый скрывается за некой двоящейся личиной и тогда бывает трудно распознать замаскированные разновидности сатанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010