Дух Святой ведет. Он наставляет. Он напоминает. Он свидетельствует. Он – Утешитель. Разве это свойство безликой силы? Нет. г) О Духе Святом говорит и 16-я глава Евангелия от Иоанна: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16, 7–15 ). Дух Святой, посланный от Отца Сыном, приходит как обличитель мира. Главный грех людей в мире  – неверие во Христа. Святой Дух свидетельствует о правде, т. е. об оправдании, которое дается нам через Кровь Господню. «… Я иду к Отцу», – говорит Господь. Святой Дух свидетельствует и о суде – что князь мира осужден. Он свидетель всех этих трех вещей: греха мира, оправдания, которое Бог дает через Сына Своего, и осуждения Сатаны. Далее Христос говорит, что «наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Радар не может слышать, радар не может наставлять, радар не может от кого-то брать и что-то возвещать. Все это – лл признаки личности. 7) Следующий текст – 2-я главы Деяний святых апостолов: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Дея. 2, 3–4). Дух «дает им провещать», они исполняют волю Духа Святого. Часто на этот текст (первую часть 4-го стиха) ссылаются Свидетели Иеговы, это один из ключевых текстов в их вероучении. По мнению иеговистов, если Дух «исполняет», то Он не может быть Личностью : наполнять может некая безликая сила, но не Личность. Но это утверждение не имеет под собой никакого основания, достаточно вспомнить слова Книги пророка Иеремии, где Бог говорит так: «Разве Я – Бог [только] вблизи, говорит Господь [Иегова], а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь [Иегова]. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь [Иегова]» ( Иер. 23, 23–24 ). Так, в еврейском подлиннике «Иегова» наполняет небо и землю. Тогда надо сказать, что Иегова не личность, а сила? Ведь глагол «наполняю» относится и к Иегове, и к Святому Духу. Наполнение означает только то, что Дух Святой нематериален, как нематериален и Иегова. Но чем Он наполняет? Он наполняет Своей силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

1Кор.11:4 .  Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. «Всяк муж, молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою». Коринфяне и на сие отваживались безразлично, ибо по эллинскому обычаю и волосы отращивали, и с покрытыми головами молились Богу. 1Кор.11:5 .  И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 1Кор.11:6 .  Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. «Всяка же жена, молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней. Аще бо не покрывается жена, да стрижется: аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрывается». Обычаем растить волосы Апостол достаточно доказал, что жене прилично покрываться. 1Кор.11:7 .  Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. «Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый. Жена же слава мужу есть». Человек есть образ Божий не по телу и не по душе, но по одному праву начальства. Посему так как ему вверено начальство над всем, что на земле, то и называется образом Божиим. А жена, состоя под властию мужа, «слава мужу есть» и как бы образ образа. Ибо хотя и она начальствует над другими, но повелено ей быть в подчинении у мужа. Потом и иным образом доказывает сие Апостол. 1Кор.11:8 .  Ибо не муж от жены, но жена от мужа. 1Кор.11:9 .  И не муж создан для жены, но жена для мужа. «Несть бо муж от жены, но жена от мужа». Посему мужи имеют первенство и по порядку создания. «Ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради». И сего достаточно в доказательство, что муж достоин верховной власти, потому что не он приведен в бытие на потребность жене, а она – на потребность мужу. 1Кор.11:10 .  Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. «Сего ради должна есть жена власть имети на главе Ангел ради». Покрывало Апостол назвал «властию», как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, прикрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказано: «Не сам он, но Ангел его есть» ( Деян. 12, 15 ). И Господь говорит: «Блюдите, да не презрите единаго малых сих», верующих в Меня: аминь «бо глаголю вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего Небеснаго» ( Мф. 18, 10 ). Поскольку же Апостол сказанным давал мужам сильный повод к превозношению, то по необходимости присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

4:7, 8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На рождение святого Иоанна пророка, Предтечи и Крестителя БЛАГОВРЕМЕНЕН день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали евангелиста Луку, открывшего нам сегодня душеполезную врачебницу. Евангелист Лука был врачом и по искусству; но тогда он (был) целитель тел, а теперь попечитель о делах; он заменил искусство искусством, и принял на себя вместо одного попечения другое. Итак, что же Лука, прекрасный врач? Вы сейчас слышали его слова: « по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн » ( по обычаю священничества случися ему покадити, и вошел в храм Божий Захария: и все множество людей бе молитву дея вне, в год фимиама. И вот ангел Господень явился ему, стоя одесную олтаря кадильнаго: и смутися Захария видев, и страх нападе нань. Рече же к нему ангел: не бойся Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и вот жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн ) (Лк. 1:9–13). О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына; искал прощения грехов, и получил обещание от бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился; человек он был нрава рабского, хотя и облечен был священным достоинством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5 . Согласно «Учению 12-ти апостолов» апостолы, пророки и учители обычно не были прикреплены к одной местной церкви, как епископы-пресвитеры и диаконы. Апостол или пророк, остававшийся более двух дней в местной церкви, являются по «Учению» лжепророками 149 . Апостольские писания подобного требования не знают. Согласно основному характеру своей деятельности апостол являлся странствующим благовестником. Поэтому естественно он большую часть своей жизни проводил в странствии. Тем не менее, нигде в апостольских писаниях мы не находим указаний, что он не мог остаться в той или иной церкви продолжительное время. Согласно церковному преданию, возникшему очень рано, апостолы оставались в Иерусалиме после Пятидесятницы 12 лет 150 . Правильна или нет эта цифра, не имеет значения, т.к. несомненным является продолжительное пребывание апостолов в Иерусалиме. Ап. Павел никогда не ограничивал никаким сроком свое пребывание в местных церквах. Его апостольское служение заключалось не только в основании местных церквей: оно распространялось и на существующие церкви. Что касается пророков, то странствующий характер их дея-тельности также не подчеркивается нарочито в апостольских писаниях. Первое послание к Коринфянам явно предполагает, что пророки имеют постоянное пребывание в местной церкви 151 . Еще с большей уверенностью мы можем заключить, что учители, главным образом, исполняли свое служение в пределах местной церкви. С другой стороны постоянное пребывание епископов-пресвитеров в одной определенной местной церкви, в которой они были поставлены, не исключало для апостольского и после-апостольского времени возможности исполнения ими какой либо временной миссии в другой или в других церквах. «Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями» ( Деян. 15,22 ). Несомненно, что термин «andraj hyoumenouj en toij adelfoij» указывает, что Иуда и Сила принадлежали к числу пресвитеров Иерусалимской церкви 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  Среда .(Де. 23, 1–11; Ио. 16, 15–23). Господь говорит святым апостолам пред стараниями: “ вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня”. Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, — и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: “ вы восплачете”, говорил Он, “ и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет”. Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает, куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться пред тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?   Четверг. (Дея. 25, 13–19; Ио. 16, 23–33). “Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам”, сказал Господь и еще с подтверждением: “истинно, истинно говорю вам”. Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о сем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два — и бросает, да и говорит потом: “не слышит Бог”. Нет, прося чего-либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердого судию докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и притом просят не день, не два, а месяцы и годы; зато и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27,1 ). Библия не делает различия между «белым» и «черным» оккультизмом. Но в то же время говорится в Писании о трех основных видах колдовства, как разновидности ритуального сатанизма: гадатели и прорицатели; волшебники и чародеи; некроманты (вызыватели мертвых) Во всех случаях гадатели, прорицатели, волшебники, чародеи и вызыватели мертвых являлись преступниками против Закона Божия и в некоторых случаях заслуживали и смертной казни. Но самое страшное наказание для колдунов ожидает их в Вечности. В Книге Откровения сказано: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Отк. 22, 14–15 ). Для чародеев и равно для прибегающих к их демоническим услугам будет закрыт доступ к древу жизни и граду святых. Запятнавшие себя подобным языческим, бесовским человекоубийством нуждаются в истинном раскаянии. В Книге Деяния Святых Апостолов говорится о проповеди апостола Павла в Ефесе, где ко Христу обратилось и множество чародеев, последователей зла. Эти люди сотворили достойный плод покаяния. Сказано: «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Дея. 19, 19–20). Оккультные, сатанинские и колдовские книги совершенно необходимо предавать огню. Их нельзя продать, или передать другим. Уничтожение в огне, с одной стороны, напоминает нам о вечной участи для нераскаявшихся сатанистов, чародеев и оккультистов, с другой – спасает других людей от пагубного влияния этих книг. В Библии есть разные символы существовавших и существующих форм правления. Для современной реальности наших дней угадываются следующие символы-знаки: апокалиптический знак

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27,1 ). Библия не делает различия между «белым» и «черным» оккультизмом. Но в то же время говориться в Писании о трех основных видах колдовства, как разновидности ритуального сатанизма: -гадатели и прорицатели; -волшебники и чародей; -некроманты (вызыватели мертвых) Во всех случаях: гадатели, прорицатели, волшебники, чародей и вызыватели мертвых являлись преступниками против Закона Божия и в некоторых случаях заслуживали и смертной казни. Но самое страшное наказание для колдунов ожидает их в Вечности. В Книги Откровения сказано: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Отк.22:14–15 ). Для чародеев и равно для прибегающих к их демоническим услугам будет закрыт доступ к древу жизни и граду святых. Запятнавшие себя подобным языческим, бесовским человекоубийством нуждаются в истинном раскаянии. В Книги Деяния Святых Апостолов говориться о проповеди апостола Павла в Ефесе, где ко Христу обратилось и множество чародеев, последователей зла. Эти люди сотворили достойный плод покаяния, сказано: «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Дея.19:19–20). Оккультные, сатанинские и колдовские книги совершенно необходимо предавать огню. Их нельзя продать, или передать другим. Уничтожение в огне с одной стороны напоминает нам о вечной участи для нераскаявшихся сатанистов, чародеев и оккультистов, с другой спасает других людей от пагубного влияния этих книг. В Библии есть разные символы существовавших и существующих форм правления. Для современной реальности наших дней угадываются следующие символы- знаки: апоколептический знак- коммунистической идеологий: «зверь багряный» ( Отк.17:3 ); -фашизма (как крайней формы национализма): «дракон»; -знак демократической формы управления: «лжепророк» ( Откр. 16, 13; 19,20; 20, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? “Это пророк”, — ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: “воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник”. Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: “грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”. Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает, откуда отверзший очи слепому. “Это и удивительно”, говорит им здравая логика веры, “что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего”. Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться пред силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры и изгнала ее вон… Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.   Понедельник . (Дея.17, 1–15; Ио. 11, 47–57). “Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это, вишь, нейдет. И в решении обе учености сошлись. Иудейская решила: “лучше, чтобы один человек умер”, а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти ни при чем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

во всем [чтобы] не... в тягость мне быть вам,.. я старался и постараюсь. 2Кор.11:10 . Подлинно, есть истина Христова во мне, которая не изменяется, поскольку сия... похвала моя до настоящего дня не будет уничтожена не в нашем только городе; но во всех странах Ахаии. 2Кор.11:11 . Поступая ...так, неужели не люблю вас, как Македонян, поскольку (пусть даже и) принял (вспомоществование) от них? 2Кор.11:12 . Но это сделал я и буду делать до конца, чтобы... отсечь повод у тех, кои под такими предлогами хотят подвергнуть порицанию и очернить нас, дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались такими же , как и мы, у которых есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно, 2Кор.11:13 . – ибо таковые лжеапостолы суть и дея тели коварные, преобразующиеся в апостолов Христовых. 2Кор.11:14–15 . Как и сатана различно преобразовался в Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе " ( Мф.4:5–6 , Лк.4:9–10 , Пс.90:11–12 ), – так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесяти двух апостолов, коих конец в самом конце будет по делам их, здесь соделанными. 2Кор.11:16 . Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто... меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похвалы. Если не так, то... хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. Ведь и (сам) я знаю, что то, 2Кор.11:17 . что говорю [скажу], конечно, не говорю [скажу] в Господе 34 , но как... в неразумии, в этом именно месте похвалы [апостола]. 2Кор.11:18 . поскольку многие пришли к вам, и были приняты 35 некоторые из нас. 2Кор.11:19–20 . Если сами вы благо разумны, снисходите вашей мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, как они выставляют самих себя у вас, – так и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поедают вас. Хотя ничего не берут от вас, как и некоторые из тех, и однако всячески обирают вас. Некоторые и превозносятся над вами, как бы начальники, и

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

От таких односторонних, – чтобы не сказать более, – воззрений на свободу слова, как Отрадно обратиться к истинному учению о ней слова Божия и Церкви! Какой завет получили Апостолы от Иисуса Христа, пославшего их на проповедь Евангелия Царствия Божия? Безбоязненно проповедовать его пред всем миром, пред царями и владыками. Что встретили они при первых опытах этой проповеди по вознесении Господа от властей иудейских? Повеление молчать об имени Иисуса, сопровождаемое побоями (Дея. 5, 28, 40). Что встретили они в мире языческом? Гонения, истязания и все роды смерти. Ничто, однако, и нигде не остановило их от проповеди. И вот Ап. Павел, когда Евангелие распространилось уже в трех частях света, находясь в темнице, с торжеством победы, пишет ученику своему Тимофею: „за благовествование я страдаю даже до уз, как злодей, но для слова Божия нет уз“ ( 2Тим. 2, 9 ). Вот свобода слова! Итак, она состоит в совершенном пониманий истины, в убеждении, что она сильна силою Божиею, в бесстрашном возвещении ее пред всем миром в виду насмешек, порицания, глумления, преследований, истязаний и опасности смерти. Господь обещал Апостолам, что в минуты опасности от врагов истины дано будет им что говорить, так как за них будет говорить сам Дух Святый ( Мар. 13, 11 ); а Ап. Павел поясняет: „где Дух Господень, там свобода“ ( 2Кор. 3,17 ). История христианства полна свидетельствами об этом свободном проповедании истины людьми высокого духа, непреклонной воли и несокрушимых убеждений. Прекрасный пример этой свободы слова мы находим в Евангельском повествовании об исцелении Господом слепорожденного. Это был простой нищий. Синедрион, встревоженный слухом о новом чуде, совершенном Иисусом, призвал прозревшего слепца к допросу. Озлобленные фарисеи заставляют его неоднократно повторять рассказ об обстоятельствах его исцеления, – он выражает удивление их недоверию. Его принуждают назвать благодетеля его грешником; он отвечает: „грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». На повторяемые фарисеями вопросы: „что Он сделал с тобою?» Он отвечает: „что еще хотите слышать? Или вы хотите сделаться Его учениками?«- Но когда фарисеи с укоризною сказали ему: „ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог , сего же не знаем, откуда Он,»- с каким светлым настроением духа, с каким бесстрашием он отвечал судьям готовым отлучить его от Церкви: „Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010