—267— трех тесно связанных и непосредственно один за другим следовавших моментов в деле привлечения ко Христу учеников Иоанновых, лично совершил только первый и последний, а средний предоставил кому-либо другому; почему он, сам совершив оглашение учеников Иоанновых и затем возложение рук на них, соответствующее таинству миропомазания, уклонился только от совершения крещения? Не естественнее ли думать, что и крещение совершено было им же? В подтверждение своей мысли диспутант указал, во 1-х) на самый текст пятого и шестого стихов XIX-й главы книги Деяний, где относительно крещения учеников Иоанновых нет никакого указания, кто совершал это крещение, тогда как о возложении рук прямо сказано, что оно совершено было Апостолом Павлом, и во 2-х) на то обстоятельство, что Ап. Павел (см. 1Кор.1:14–17 ) вообще крестил сам лично очень редко и немногих, упоминая о таких случаях, как об исключениях. На страницах 345 и 378-й автор переводит глагол διαλεγομαι не одинаково; в одном случае словом «рассуждать», а в другом «беседовать». Представив историческую справку относительно того, как изложены были указанные места священного текста ( Деян.18:19 и 19:8) в первоначальном переводе Петербургской академии и как затем исправлены были покойным митрополитом Филаретом, проф. Корсунский пожелал знать, на каком основании диспутант придерживается именно такого, неодинакового в обоих случаях, перевода одного и того же слова, хотя условия, в каких стоит глагол διαλεγομαι в обоих случаях одинаковы? О. Григорий разъяснил, что основание для этого он находит в свойствах и настроении той среды, с которой в том и другом случае Апостолу приходилось иметь дело. В первом случае, когда Апостол должен был столкнуться с оппозицией, необходимо предполагался оживленный обмен мыслей, для выражения которого более подходит слово «рассуждать», тогда как во втором случае почва для его проповеди в среде слушателей его была уже достаточно подготовлена напр. предшествовавшею дея- —268— тельности Акилы и Прискиллы, а потому можно было уже ограничиться спокойною «беседой».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—126— старается склонить святых лукавый. Железной же дверью назвал он естественную привязанность чувств к чувственному бытию, из власти которых изымает истинно верного, как ангел, сила духовного 1017 ведения. Вопрос XXV Что значит: Хощу 1018 вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть; глава же жене муж; глава же Христу Бог. И 1019 всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою. Всяка же жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо и тожде есть остриженный 1020 . И что ещё значит: Сего ради должна есть жена власть имети на главе ангел ради 1021 . Ответ Нужно знать, что божественный Апостол, сказав, что Христос есть глава всякого мужа, разумел, конечно (δηλοντι πεφνατο), что Христос есть глава мужа верного 1022 (усердного) к деланию божественных заповедей и созерцанию благочестивых догма тов, так что несколько широкое выражение (его) не включает в своё содержание также и неверных мужей. Да и как, в самом деле, быть Христу главою неверующих? Итак, по первому созерцанию (πιβολν) пользуясь —127— возвышенным умозрением, полагаем, что «мужем» является деятельный ум 1023 , имеющий «главою» слово веры 1024 , взирая на которое, как на Христа 1025 , ум устрояет свою жизнь, созидая её в (подвижническом) делании из благодатных плодов (χρισιν) заповедей, не срамляя (при этом) главы своей, т. е. веры, каким-либо из внешних покровов вещества, поскольку ничего не полагает выше веры из вещей временных и тленных 1026 . «Женой» же этого ума, полагаем, является самый навык (ξιν) к (подвижническому) деланию, украшенный и прикрытый многими и разнообразными подвижническими (πρακτικος) помыслами и нравами, и даже более того, имеющий самый ум, как собственную главу, покрытым сплочённой упорядоченностью и благоприличием этих помыслов и нравов. Христос же есть, полагаем, самосущая (τν νυπστατον) Вера, главой Которой явно является Бог, к Коему (и) возводит Слово веры 1027 , являя возводимому Бога, в котором Оно пребывает по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сейчас Россия переживает многолетний многосторонний кризис. У многих возникает во-прос: какие первоочередные задачи сегодня нам нужно решать, чтобы возродить нашу страну? Спасо-Преображенская община обращается к своим членам и ко всем, кто горячо и самоотверженно любит Россию, прислать ответ на следующие вопросы: 1) Что наиболее важное и нужное упущено в указанном докладе на 49 стр., без чего невозможно будет в полноте возродить нашу любимую родину? 2) Чего у нас нет сегодня самого нужного и полезного - чего не хватает России для возрождения крепкой благополучной страны? 3) Что есть у нас вредного, что не дает этому произойти? 4) Что конкретно нужно делать для осуществления высказанных в докладе и нашем отклике предложений? Не претендуя на исчерпывающую полноту ответа, выскажу свои некоторые соображения. 1. Любовь Величайшее «изобретение» Бога Христа состоит в открытии у человека чудотворного понятия любви к Себе - Богу Христу и своим ближним. Это важнейшее свойство в поведении человека доставляет ему самую большую силу и радость в жизни. Поэтому воспитание любви и возрастание в ней является главным направлением формирования и воспитания человека в дея-тельности родителей, семьи, церкви, учебных заведений, армии и других организаций и сооб-ществ людей. 2. Смиренная любовь Особо нам необходимо настойчиво воспитывать и распространять культуру смиренной любви, при которой каждый старается никого не обижать, а еще более старается ни на кого не обижаться, как бы плохо с ним не поступили. 3. Православная вера Православную веру имеют обычно русские люди, а также белорусы, украинцы и другие славянские народы у которых есть горячая любовь к Богу Христу и своим ближним. 4. Семья Создание и сохранение крепких многодетных благополучных семей на основе православной веры, любви и русской культуры. Семьи - это непобедимые крепости России. 5. Высокая культура Обретение православной веры связано с освоением православного образа жизни, старанием и умением жить без греха - без нарушений нравственных заповедей, при которых возникает и изливается сатанинская энергия зла, разрушающая тело, душу и дух человека, жизнь в семье и обществе, и вызывает соответствующие болезни. Поэтому весьма важным является знание своих грехов, умение их распознавать и избегать. Это является одним из главных признаков обретения человеком высокой культуры.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

—78— вая, что он должен познать, как и сам он познан 59 , как не познавший ещё, очевидно, того, что будет (им) познано, и кратко сказать, сказанное Апостолом: егда приидет совершенное, еже от части упразднится 60 кажется мне тожественным со сказанным Богословом: не у явися, что будем 61 . ВОПРОС X Если бояйся не совершися в любви 62 , то, как несть лишения боящимся Его 63 . Если нет лишения, то ясно, что (боящийся) совершен. Итак, как боящийся не совершен? Ответ 64 Прекрасное благочиние божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей 65 направляется к божественному единству, называет 66 боящимися вводимых (в благочестие) и пребывающих ещё в преддверии божественного двора добродетелей; стяжавших же соответственный навык в добродетельных (κατ τν ρετν) помыслах (λγων) и нравах (τρπων) обычно называет преуспевающими; достигших же уже умозрительно самой вершины проявляющейся в добродетелях —79— Истины нарицает совершенными 67 . Итак, ни боящийся Господа, отвратившийся всецело от прежнего жития в тлении страстей и из страха (пред наказанием) предавший всё своё расположение божественным повелениям, не лишён ни одного из благ, приличествующих вводимым (в благочестие), хотя ещё (и) не приобрёл навыка в добродетелях и не сделался причастником «премудрости, глаголемой в совершенных» 68 ; ни преуспевающий также не лишён ни одного из благ, относящихся к его 69 степени, хотя ещё и не приобрёл самого ведения божественных (таин), отличающего совершенных 70 . И ещё. Те, которые мужественно проходят дея тельное любомудрие, как не отрешившие ещё души от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», кои нисколько не лишены, по блаженному Давиду, ничего из того, что потребно для борьбы за истину с противной силой, хотя и имеют ещё недостаток в чистом излиянии в уме таинственных созерцаний, (свойственных) совершенным. Удостоившиеся 71 же уже таинственно созерцательного богословия и сделавшие ум чистым от всякого вещественного мечтания и образом, носящим пол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весть бо о сих царь (26 ст.). Здесь Павел говорит о кресте и о воскресении, так как учение об этом разнеслось по всей вселенной. Говорит же это в доказательство того, что Агриппа все знал; и едва не говорит и прочим присутствовавшим: и вам следовало знать это; потому что таков смысл следующих слов: несть бо во угле сотворено сие. Молил убо бых Бога, и вмале и во мнозе, не токмо тебе... кроме уз сих. Хотя узы за имя Христово и достойны славы; но Павел прибавил эти слова, то есть, кроме уз сих, приноравливаясь к пониманию присутствовавших. - Что говоришь ты, блаженный Павле: кроме уз сих? Какое же и дерзновение у тебя, если ты стыдишься и избегаешь уз? Не везде ли в своих посланиях ты хвалишься узами и называешь самого себя узником? И не везде ли выставляешь нам на вид кандалы вместо диадемы? Итак что же такое случилось, что ты отстраняешь от себя узы? Сам я, говорит он, ни отстраняю их от себя, ни стыжусь их, но говорю так по снисхождению к немощи слушателей; потому что они не могут еще вместить похвалы моей. От Господа же узнал я, что никтоже приложения плата небелена пришивает к ризе ветсе (Лук. 2, 21). Вот почему я так сказал. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 1. И якоже суждено бысть отплыти нам во Италию, предаху Павла же и иныя некия юзники сотнику, именем Иулию, спиры севастийския. 2. Вшедше же в корабль адрамитский, восхотевше плыти во асийская места, отвезохомся, сущу с нами Аристарху македонянину от Солуня. 3. В другий же пристахом в Сидоне: человеколюбие же Иулий Павлови дея, повеле к другом шедшу прилежание улучити. Сущу с нами Аристарху. С пользою присутствует Аристарх и сопутствует Павлу; так как имеет возвестить в Македонии обо всем, что случилось с Павлом. Человеколюбие же Иулий Павлови дея. Да и естественно было вести и поддерживать Павла, угнетенного узами и страхом. Посмотри, как писатель не скрывает и того, что Павел нуждался в попечении о себе. 4. И оттуду отвезшеся приплыхом в Кипр, зане ветри бяху противни. 5. Пучину же, яже противу Киликии и Памфилии, преплывше, приидохом в Миры ликийския. 6. И тамо обрет сотник корабль александрийский пловущь во Италию, всади ны в онь. 7. Во многи же дни косно плавающе, и едва бывше противу Книда, не оставляющу нас ветру, приплыхом под Крит, при Салмоне: 8. Едва же избирающе край, приидохом на место некое нарицаемое доброе пристанище, емуже близ бе град Ласей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1050...

122 Истор. российск. иерархии, (т. IV стр. 331); Жития святых Муравьева (сент. 30-го); Вологод. епарх. ведомости 1871 г. 1–11. 123 Кроме родоначальника второй династии князей ярославских св. Феодора Черного и внук его Василий Давыдович скончался также в схиме. 124 B рукописном житии пр. Иоасафа, а оттуда и в печатных говорится, что князь Андрей был единственным сыном Димитрия Васильевича, что он наслндовал его княжение, был женат лет 10, через год лишился супруги и 12 лет пришел на Каменный. И. И. Савваитов добавляет еще к этому, что князь Андрей женат был у князя Ивана Дея и взял в приданое Кубену (извст. археол. общ. т. 2, стр. 10). Но по родословной книге женат был князь Симеон, а Феодор и Андрей умерли холостыми (Родосл. кн. стр. 58, 149, 232–234. Вологод. губерн. ведом. 1843 г. 1844 26, 1846, 13–14); последний жил всего только 17 лет., 12 в мире и 5 в иночестве, – по свидетельству рукоп. жития Иоасафа. Но и это неверно. Со времени кончины князя Димитрия, убитого татарами в 1429 году, до кончины самого Иоасафа, последовавшей в 1453 году, прошло гораздо более. Если Иоасаф родилсл в том же 1429 году, когда убит его отец, то и в таком случай ему было при кончине 24 года и около 19 лет при пострижении. 125 Рукописное житие называет старца Григорием и выдает его за того, который был архиепископом в Ростове, но это несправедливо, – ибо тот был архиепископом уже с 1395 г., а в 1416 году преставился, когда Андрей еще не родился. 126 В рукоп. житии пр. Иоасафа и у Муравьева князь Борис Ржевский назван дядей, братом отца Иоасафа, но по родословной книге сыновья яросдавского князя Василия Васильевича назывались: Иоанн, Феодор, Симеон, Димитрий – отец Иоасафа и Воин, а Бориса не было. История Ярославля, Троицкого, 1853 года. 127 В рукоп. житии год кончины пр. Иоасафа не означен. В истории росс, иерархии (т. IV, ошибки стр. 11) кончина его показана гл. 1458 г., в Вологод. епарх. вед. (1871 г. в описании Каменного монастыря И. Суворова – от. 1457 г., что будет одно и тоже. так как в одном случае принять год мартовский, в другом сентябрский. Но в житиях святых Муравьева (Сент. стр. 195), Филарета (сент. стр. 44 и 49), в рассказах гр. Толстого (кн. 3, стр. 51), кончина пр. Иоасафа отнесена к 10 сент. 1453 г., как по нашему мнению, я должно быть. Известно из жития пр. Иоасафа, что он скончался в юношеском возрасте, а если отнести кончину его к 1457 году, то ему будет около 30 лет, так как отец его был убит в 1429 г., а Иоасаф родился еще когда он был жив. В 1447 г. Заозерье было отнято у детей князя Димитрия и отдано князьям Можайским. Прибавим к этому пять лет иночества Иосафова, полагая, что он постригся вскоре после отнял вотчин, и опять будет 1453, а не 1457 или 58 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

136. ...Бойся Бога, почитай начальницу и старших, люби всех, моляся непрестанно на всяком месте духом своим – и недалече будешь от Царствия Небесного... 137 . Всех люби о Господе, всем угождай, но все это делай так, чтобы душа твоя была свободна от всего земного, временного и видимого. 138. ...Друг бранит от любви и по любви; а враг хвалит по лести. Люби же, люби неизменно старого друга твоего, хотя бы он и нередко стал наносить раны самолюбию твоему, которое, пользуясь приятною обстановкою твоею, может свить неразоримое гнездышко в сердце твоем. 139. Любящий любимого везде найдет, потому что любовь не ограничивается ни местом, ни расстоянием. Хотя бы ты, любимый мой, переселился на край света, но любовь моя и там бы нашла тебя. 140. Зло надобно преследовать и прекращать, а не скрывать и давать ему простор для усиления. Здесь бойся только одного, чтоб сердце твое движимо было любовью к ближнему, а не злостью и мщением. 141 . Наше дело – всех любить, всем желать добра и за всех молиться – и за все это кто чем хочет, тем тот и платит нам. Кто нам здесь не заплатит или не доплатит – тем лучше, ибо в таком случае мзда наша многа на небесех (ср.: Мф. 5:12) . 142. Полюби всех без разбору, и добрых и злых, решительно всякого человека, и тогда, как водворится в тебе любовь сия, вселится в тебя с нею и Сам Господь... 143 . Блюди впредь себя всяко, да ничем же подашь преткновение совести брата твоего! Лучше от всех и всякое поношение потерпеть, нежели коим словом преогорчишь кого-либо и обезмиришь. 144 . По моему мнению, лучше не за водить дружбы, чем после изменять. Труд 145. Не робей, а будь только внимательна и при помощи Божией станешь понимать предлагаемое тебе учение... В начале учения всегда бывает и у всех непонятие, а потом, чем далее, при внимании и старании открывается и понятие. 146. Но внешнего дела не оставляй при молитвах своих, а меняй их, то дея молитву, то совершая дело какое-либо келейное. Кто был Саровский великий подвижник, отец Серафим? Но и он не оставлял делания обыкновенного, занимаясь то рублением дров, то копанием гряд и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

1. Денница Темную нощь денница светла разсыпает, красным сиянием си день в мир 2379 впровождает, Нудит люди ко делу. Ов в водах глубоких рибствует 2380 , ов в пустынях лов деет широких, Иный что ино творит. Спяй же на день много бедне, раздраноризно поживет убого. 2. Полудень Уже среде небесе солнце бег свой деет, палит нивы, а скоты лучми зело греет. Иже в сени при водах от трудов хладятся, жнеци пищею и сном по трудех крепятся. Так естество отчески строит, еже быти, закон всем пишет вещем нуждный 2381 сохранити. 3. Вечер Як заря 2382 день вещает, так нощь вечер вводит 2383 , в хлевину си скот идет, орач в дом приходит. Рало оставив, хлебом стомах укрепляет, утружденныя силы пищми обновляет. Та же сном сладким плоть си покоит стружденну, сон бо Богом дадеся в покой труду дневну. 4. Нощь Нощь мрачная тму страшну на землю наводит, изветы часто, злобы и поводы родит В готовых на вся злая, что злый ум вмещает. Обаче своя игры, утехи нощь знает, Временем есть полезна. Но мудр сый блюдется тмы нощныя, день любит, да в ней не 2384 преткнется. Дни злии и добрии Дни века сего зли ся нарицают, яко в них многа зла людем бывают. В них огнь, глад и мечь люди погубляет, мор, печаль, беда, болезнь умерщвляет. Вся же грех ради сия озлобляют, блаженни, иже злых делес гонзают. Дни же будуща века, иже в небе. благи и святы звати всем нам требе, Яко ничто же зло тамо бывает, но вся благая в себе заключает. Всяко же тии 2388 оны имут жити, иже зде тщатся блази в делех быти. Потщимся убо благо содевати, да бы благия дни нам восприяти, Или един день, но той безконечный. радостный, сладкий, светлый, святый, вечный. Десница и шуйца Разбойник, иже страну десную держаше, егда с распятым Христом на кресте висяше, Десная из уст своих славеса 2389 вещал есть; за то прощен, десная от Христа приял есть. Ибо Христос Бог ему сие слово рече: Днесь будеши со Мною в рай, человече. Иже паки на шуйце разбойник висяше. шуия в мире дея, шуия вещаше, За то шуия страны жребий получил есть. на вечную погибель Христос й судил есть:

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРИТЧ 31 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Моя словеса рекошася от Бога, царево пророчество, егоже наказа мати его: 2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? 2 что, чадо, (соблюдеши,) что речение Божие? первородне, тебе глаголю, сыне: что, чадо моего чрева? что, чадо моих молитв? 3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. 3 Не даждь женам твоего богатства и твоего ума и жития в последний совет. 4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, 4 С советом все твори, с советом пий вино: сильнии гневливи суть, вина да не пиют, 5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. 5 да напившеся не забудут мудрости и право судити немощным не возмогут. 6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; 6 Дадите сикера сущым в печалех и вино пити сущым в болезнех, 7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. 7 да забудут убожества и болезней не воспомянут ктому. 8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. 8 Сыне, отверзай уста твоя слову Божию и суди вся здраво: 9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. 9 отверзай уста твоя и суди праведно, разсуждай же убога и немощна. 10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 10 Жену доблю кто обрящет, дражайши есть камения многоценнаго таковая: 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 11 дерзает на ню сердце мужа ея: таковая добрых корыстей не лишится: 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. 12 делает бо мужу своему благая во все житие: 13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. 13 обретши волну и лен, сотвори благопотребное рукама своима. 14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. 14 Бысть яко корабль куплю дея, издалеча собирает себе богатство:

http://drevo-info.ru/articles/9431.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех, 2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 2 якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе: 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 3 изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. 4 да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение. 5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. 5 Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисаветь. 6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. 6 Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна. 7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. 7 И не бе има чада, понеже Елисаветь бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста. 8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 8 Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 9 по обычаю священничества ключися ему покадити вшедшу в церковь Господню: 10 а всё множество народа молилось вне во время каждения, - 10 и все множество людий бе молитву дея вне, в год фимиама: 11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. 11 явися же ему Ангел Господень, стоя о десную олтаря кадилнаго: 12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. 12 и смутися Захариа видев, и страх нападе нань.

http://drevo-info.ru/articles/6751.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010