Наконец, необходимо рассмотреть отношение Ветхого Завета к Завету Новому. Если мы назовём Ветхий Завет формой или силуэтом, тогда Новый предстанет в качестве исполнения формы или сущностью силуэта. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ; ср. Лк.22:37, 24:44 ; Ин.17:4 ; Деян.1:16, 7:17 ). Другими словами, Ветхий Завет через точные наброски обнажает нам жизнь Мессии, Его дело, Его «портрет». «Что пророки изрекли чрез столь великий ряд Писаний, истинно духовный (христианин) объяснит, к какой особенной черте распоряжения Господа относится каждое из изречений и вместе покажет весь состав дела Сына Божия, всегда зная Одного и Того же Бога и всегда познавая то же Слово Божие, хотя Оно ныне только открылось нам…» 27 . Ветхий Завет христоцентричен: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Поэтому-то священномученик Ириней Лионский и советует внимательней читать как Евангелие, так и Писания пророков, поскольку там «вы найдете, что вся деятельность, всё учение и всё страдание Господа нашего предсказано ими» 28 . Такое прочтение Нового Завета (через Ветхий) является, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова , одним из важнейших условий для правильного его разумения 29 . Ветхий Завет, в свою очередь, открывает свои смыслы, когда прочитывается через Новый. Христос — средоточие Писания, высвобождает его от наложенного на него покрывала (см. 2Кор.3:13-16 ). Таким образом, как говорит Сугерий (XII в.), «что Моисей скрывает, учение Христа вскрывает» 30 . Подобное высказывание мы находим и на статуе апостола Павла в церкви святого Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Апостола раскрывает: зёрна, данные на Синае, благодаря Апостолу стали мукою» 31 . Если говорить о соотношении обоих Заветов между собой, то они будут связаны как рука и душа, как деятельность, побуждаемая сердцем, самим сердцем. «Учения закона и пророков дают законы руке, а Евангелие — душе. Они исправляют и направляют деятельность, а Евангелие — сердце. Они подобны учителю-грамматику, а Евангелие — высокому философу», — таким видит это соотношение преподобный Исидор Пелусиот 32 . Два Завета через взаимосвязи укоренены друг в друге, оба вплетены в историю человечества. Однако ни один из них не является целью как таковой для другого: Ветхий Завет — чтобы достичь и претвориться в Новый, а Новый — чтобы стать исполнением Ветхого, так же, как человечество не для того родилось, чтобы о нём была написана история. Оба Завета имеют одну общую цель, одно средоточие, один центр. Об этом прекрасно сказал знаменитый ученый Блез Паскаль: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» 33 . А средоточие обоих — Христос.

http://azbyka.ru/zachem-chitat-vetxij-za...

Но известно, что грех – исторического происхождения и подлежал упразднению по реализации обетования. Поэтому для закона имеется точный предел бытия в «пришествии семени, к которому относилось обетование» по своему исполнению. Это – нечто позднейшее и при том такое, чем закон аннулируется по уничтожению обусловливающего греха. Тогда незыблемо, что обетованное семя есть Христос ( Гал.3:16 ) при Котором «прейде сень законная». IV Таковы границы для бытия и действия закона. Лишь в них он обладает временной и ограниченной важностью, причем его исторические достоинства неоспоримы. Закон, будучи откровением воли Божией, был опубликован в этом достоинстве с характером юридически-принудительного постановления, обязательного к неуклонному исполнению (δυαταγες). Это его свойство обеспечивалось и посредничеством Ангелов, на присутствие которых указывали все чудные знамения при Синае (ср. Пс.106:4 ) как греческие переводчики LXX свидетельство о них усматривали во Втор.33:2 , читая: κ δεζυον ατο γγελοι μετ» ατον (по славянски: «Господь от Синаи прииде и явися от Сиира нам и приспе от горы Фарани, и прииде со тмами святых, одесную Его Ангели с Ним»). Это верование свойственно и иудейству (судя по Иосифу Флавию, Филону, Книге Юбилеев) и первохристианству, где еще архидиакон Стефан обличал жестоковыйных иудеев ( Деян.7:53 ), что они приняли закон «устроением ангельским» (ιδ διαταγς αγγελουν), и – не сохранили. Такое участие бесплотных небесных духов, христианский первомученик считал символом славы закона, как и послание к Евреям ( Евр.2:2 ) принимает его за верную поруку твердости ветхозаветного слова, преступление и ослушание коего влекли за собой праведное воздаяние. С другой стороны и последним посредником Синайского закона был Моисей, ибо Господь вручил скрижали завета вождю Израильскому ( Исх.31:15 ), который и принес их народу в своих руках ( Исх.32:15 ). Посему фактически закон был дан «рукой Моисея» ( Лев.26:46 ), а это был великий пророк, отмеченный особым благоволением Божиим в сиянии лица его ( 2Кор.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Бога нельзя изображать на иконе, говорят протестанты, потому что Его не видел никто никогда ( Ин.1:18 ). По духовной природе Бога, конечно, никто не видел и не может видеть, но нисходя к ограниченности человеческой, к немощи нашего духовного зрения, Бог являлся миру в многочисленных, разнообразных и видимых телесными очами откровениях: Он присутствовал в ветхозаветном ковчеге, видимом образе невидимого Бога, возводящем мысль иудеев к Первообразу (поэтому пророк Моисей, обращаясь к ковчегу, называл его Господом: «восстань, Господи...», «возвратись, Господи...»), праотцу Аврааму Господь явился в образе трех странников ( Быт.18 ); пророку Даниилу – как «Ветхий днями» ( Дан.7:9 ); являлся Он видимым образом и Иакову ( Быт.32:24–29 ), Моисею ( Исх.33:19–23 ), Исаию ( Ис.6:1–5 ), Михею ( 3Цар.22:19 ), Амосу ( Ам.9:1 ), то есть избранным мужам, патриархам и пророкам. В Ветхом Завете не было изображений Самого Бога и праведных людей, в Новом Завете Бог явил не только избранным, но и всем людям Свое Лицо в Сыне Своем, Богочеловеке Иисусе Христе. Апостол Иоанн пишет: «Бога никто не видел никогда», но он тут же добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Христос говорит апостолу Филиппу: «сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Христос, – пишет апостол Павел, – «есть образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ); апостол Иоанн пишет в своем Послании о Слове жизни: «что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 ). На иконах изображается не духовное Существо Бога, что изобразить невозможно, а видимое плотскими очами. В образе трех Ангелов изображается Святая Троица: Бог Отец – в образе Старца, ветхого днями, каким Его лицезрел пророк Даниил; Бог Сын, так же как Божия Матерь и Святые, изображаются такими, какими они были в Своей земной жизни; Святый Дух – в виде голубя ( Лк.3:21–22 ) или огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Иначе говоря, на иконах красками запечатлено то, что буквами записано в Священном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

28. Не все ученики Христовы могли быть свидетелями воскресения Его, но только те, которым предназначено быть ( Деян.1:2–3 ) свидетелями, и которые способны свидетельствовать о истине безбоязненно ( Деян.4:19–20 ). Гл. 17. Ст 4. Кто чувствует сладость духовного соединения с Богом – Светом ( 1Ин.1:5 ), тот не знает, как и выразить свои чувствования ( Лк.9:33 ). Сладко свет, и благо очима зрети солнце! Еккл.11:7 . 14–17. Много Бог делает нам добра, много терпит нас; но мы не перестаем грешить по неверию нашему; при всем том Он столько благ, что принимает нас всякий раз, как скоро мы обращаемся к Нему ( Иез.18:21–23 ). 14–15· В день скорби нашей, когда душа отрекается·от утешения, мы прибегаем к Богу, и напасти наши научают нас усердной молитве ( Пс.76:3 ). 15 и 17. Неверие есть самая опасная ( Лк.9:39 сл.) болезнь души, происходящая в нас по действию диавола ( Прем.2:24 ): кто подвержен сей болезни, тот из одной опасности переходит в другую противоположную, и как-бы бросается то в огонь, то в воду. 17. Неверный – ожесточенный; он не доверяет благости и силе Божией, если не увидит знамений и чудес ( Ин.4:48 ). Пагубно для нас неверие! Оскорбительно ( Ин.21:17 сл.) для Бога неверие! 20. В ком вера подобна зерну горчичному ( Мк.4:31 ), которое хотя меньше всех семян, но когда посеется и вырастет, бывает больше всех произрастений, и становится деревом ( Мф.13:32 ): тот если скажет горе – «перейди отсюда туда», то она перейдет, и ничего не будет такому невозможного ( Мк.9:23 ). 21. Молитва , пост и твердая ( 1Пет.5:9 ) вера ( Мф.17:20 ) в Бога имеют силу Божию, и обессиливают диавола, лишая его всякой власти над человеком ( 1Ин.2:13 ,– 2Кор.4:10 ; Еф.6:16 ). 24, 27. На построение, на украшение храма и другие церковные потребности мы должны жертвовать по примеру Иисуса Христа, кто сколько может ( 2Кор.9:7 ), – без различия звания, духовного или светского ( Мф.17:26–27 ). Гл. 18. Ст. 3. Покаяние и смирение суть первые руководители наши в царствие небесное ( Лк.18:13–14 ). Покаяние есть приближение к Богу, и как бы обращение к Нему лицом (а не хребтом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Еф.2:7, 1:7 ). Сва сила апостолства у благодати, и сва сила свих светих апостола скупа и сваког посебно (ср. Деян.4:33, 14:26, 15:40 ; Гал.1:15–16, 2:9 ). Сва вера у благодати и по благодати (ср. Деян.13:43, 18:27, 20:32 ; 1Кор.1:4 ; 2Кор.1:12 ; Еф.4:7 ); вером се улази у ову благодат ( Рим.5:2 ); бива Господа Исуса Христа» ( Деян.15:11 ). Благодат сила, сила апостолства, а има и Господ Христос (ср. Рим.1:5, 15:15 ; 1Кор.3:10 ). Богочовечанска благодат по свему божанска, и зато у свему од свакога греха посебно и од свих грехова укупно. И та «благодат изобилно се изли на многе човека Исуса Христа» ( Рим.5:15 ): богочовечанским подвигом Господ Христос изли ту благодат на род У благодати сила смрт и све смртно и бесмртност и живот вечни кроз Исуса Христа Господа нашег ( Рим.5:21 ). Када свети апостол Павле да себе, апостолство, и силу и свога апостолства, он «По благодати што ( 1Кор.15:10 ). Служба апостолства «служба благодати ( Еф.3:2 ; ср. 3:7–8). црквама «благодат од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа», свети апостол Павле им у исто време жели и «мир од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа». Какав то мир? То мир када престане рат са Богом и Господом Христом. А са Богом, чиме? Гресима. Грех човеково према Богу, и рат са Богом. Но у исто време, грех човека самог према себи самом, и рат са самим собом. Рат човеку донео, и увек доноси, смрт, «грех сазревши смрт» ( Иак.1:15 ). Тако се човеково према Богу изврнуло у човеково самоубиство. Али и грех и смрт иза себе творца свог – грех пореклом и суштином од зато што греши од почетка» ( 1Ин.3:8 ). Грех изум и творевина а кроз грех и смрт. Отуда свети апостол Павле, Галатима «мир од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа», уствари им жели победу над грехом, и од греха, смрти и А ту победу, а то само греха, смрти и – Господ Христос. И тиме ствара мир човека према Богу: човек живи у миру са Богом кроз побожан и свет живот. Сав извршен Богочовеком Христом, се у победи над грехом, и и у том од тог троструког ропства. Црква Христова у свету, као Богочовечанско тело Христово, и има у себи те вечне божанске силе Богочовекове, и их вернима да у себи сваки грех , сваку смрт, сваког злодуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

и Матф. 1, 18–20. 21 , – III, 29–30 ср. Матф. 12, 39–41 ,–16, 4 и Лук. 11, 29– 32 ,-III, 38 ср. Матф. 3, 7 и парал. αγαπητο в нек. Арм. Матф. 3, 17 и пар. 2Петр. 1, 17 ), – Иоанна (III, 32 по Ефр. и Арм. ср. Иоан. 6, 53 – 59. 63 и 1 Иоан, 6–8, – III, 24 ср. Иоан. 5, 29 , μονογενο ς? по нек. Арм. ср. Иоан. 1, 14. 18 ,–3, 16. 18,– 1Иоан. 4, 9 ), – Деяния (II, 1–2 по Ефр. и Арм. предполагает Деян. 16, 12 и дал. ср. 18, 5 и 20, 1–6, – и имя Симона в 1, 1 ср. Деян. 8, 9 дал.), – послания Ап. Павла: к Римлянам (III, 5 ср. Римл. 1, 3 ), Коринфянам 1-е и 2-е (III, 24–28 ср. 1Кор. 15 главу, – самая мысль о составлении третьего и подложного послания Апостола к Коринфянам, как и Коринфян к Апостолу, могла возникнуть из 1Кор. 7, 1 и Кор. 5, 9, причем Македонский город Филиппы избран в виду того, что по 2Кор. 7, 5–9, 5 и каноническия послания к Коринфянам Апостол писал из Македонии, причем город Филиппы мог быть избран в виду Деян. 16, 12  и сл. и 1 Фессал. 2, 3), – Галатам (III, 2 ср. Гал. 1, 6 ,-III, 4 ср. Гал. 6, 17 ), – Ефесянам (III, 1 ср. Ефес. 1, 1 ,– Филим. 1 и 2,-III, 37 ср. Еф. 2, 12 ), – Филиппийцам (II, 3 по тексту св. Ефрема и Армянскому, ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 34 – 35 ср. Филипп. 3, 8. 11), – Фессалоникийцам (II, 1 ср. 1 Фессал. 2, 3, – III, 33 ср. 1 Фессал. 1, 16, -III, 24. 36–37 ср. 2 Фессал. 1, 5 дал.), – Колоссянам (1, 15 и III, 19 ср. Колосс. 2, 18), Тимофею (III, 5. 13–16 ср. 1Тим. 1, 16 и 2, 5. 5 – III, 36 ср. 1Тим. 1, 20 и 2Тим. 2, 17 , – III, 11 ср. 2Тим. 2, 26 , – III, 5. 34. 35 ср. 2Тим. 2, 8–9 , πρωτοτκου в нек. Арм. Римл. 8, 29 , – Кол. 1, 15. 18 ,– Евр. 1, 5 и Апок. 1, 5 ) и др. см. в примечаниях к тексту апокрифа 157 . 15)  Апокрифист выдает свой подлог: а) вышеуказанными буквальными заимствованиями из Новозаветных Писаний, – б) неестественным в устах Коринфян апостольского века „город Коринфян“, в тексте св. Ефрема и Армянском, вместо исправленного и более естественного „ церковь “ Латинского текста. Поэтому нельзя признать основательным, хотя на поверхностный взгляд и естественное, предположение, что в апокрифе этом мы имеем одно из тех подложных посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

в сред. 8. по Пятд. всем надетс и всем престрадаеть, а Ноябра. 1. всемь уповаеть все предолвае ( πομνει). Можно заметить ещё в частности: Список 46. не редко представляет древние чтения, не сохранившиеся в прочих: Гал. 1:14 . (нед. 20 по Пятд.) пае многъ прмъ моихъ ( συνηλικιτας); 2Тим. 2:3 . (суб. 1. поста) ко добръ хвъ ( στρατιτης – воин); Евр. 12:2 . (Февр. 16.) възирающе на поконьника вр ( ρχηγν), как и в сп. 45.; Кол. 1:18 . (нед. 28. по Пятд.) же сть и поконъ ( ρχ); Евр. 1:12 . (Дек. 24 в навечерие Рожд. Христ.) и ко дло съвьеши ( περιβλαιον), но нед. 2 поста: ко оджю. Список 47, более употребляющий Русские обороты речи, а) любит слова: старейшина, Жидове, предлог: деля, как и некоторые пергам. списки Евангелия. Вместо архиерей здесь обыкновенно пишется: старейшина жреческий. 1Пет. 5:4 . (четв. 32. нед. по Пятд.) и вльшос старишин пастхомъ ( το ρχιποιμνος); ρχ переводится: старишинство Еф. 6:12 . (нед. 27. по Пятд.), Кол. 1:16 . (нед. 28. по Пятд.); ες ουδααν 2Кор. 1:16 . (пят. 9. по Пятд.) – в жидовьскю. б) Вытесняет Греч. слова, переводя оные Славянскими: Деян. 1:13 . (понед. св. нед.) симонъ ревнитель ( ζηλωτς); Иак. 3:6 . (втор. 31. по Пятд.) и пала езеромъ гньномъ ( π τς γεννης); 2Кор. 6:15 . (сред. 11 по Пятд.) кое ли х бе спостат ( τς δ συμφνησς Χριστ πρς Βελαρ); 2Тим. 2:17 . (суб. 33.) слова и. акы и кроторъ (сп. 45 и 46. анъгрена – γγγραινα). в) Не редко представляет свободный перевод: кроме вышеприведённых мест см. еще Иак. 1:2 . (сред. 30 нед.) егда впадетъ въ стропотныи исксъ, 17. сход оца свтиломъ ( τν φτων); 1 Кор. 7:1. 2. (вторн. 6. по Пятд.) добро члк не прикасатис кожо свою жен да има ( καλν νθρπ γυναικς μ πτεσθαι· δι δο τς πορνεας καστος...). В месяцесловах в сп. 45 и 46. вместе с Римскими названиями месяцев пишутся и древние Славянские, те же самые, какие были показаны в пергам. списке Евангелия 20. Месяцесловы во всех списках полные; опущены только в сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Стих 18. « κληρονομα» тο, чем обладают: поместье, наследственные владения. В теократически историческом смысле Ветхого Завета это название относится к земле Ханаанской и ее отдельным частям (Второз. 4:21; Иис. Нав. 13:23 ). В Новом Завете представление о «κληρονομα» возвышается до идеи Мессианского царства ( Мф.5:5 ), его совершенного блаженства и величия ( 1Кор.6:9 ; Гал.5:21 ; Еф.5:5 ; Деян.20:32 ). «Κεχρισται " , т. е. «даровал наследие» (Vulg.) «Χαρζεσθαι τιν τι» – см. Рим.8:32 ; 1Kop.2:12; Филип. 1:29; 2:9 . Деян.27:24 . Те, которые (Caspari in d. Strassb. Beitr. 1854. p. 206) согласно употреблению классиков фразу: »τ δ βραμ δι’ παγγελας κεχρισται Θες " хотят переводить в страдат. залоге («Аврааму чрез обетование дарован Бог, т. е. будто Сам Бог является наследием) поступают вопреки новозаветному употреблению, напр., 2Кор.2:10 . К тому же такой перевод противен воззрению Нового Завета, по которому κληρονομα происходит от Бога ( Рим.8:17 ), а не Сам Бог . Κληρονομα – это вечная жизнь (ст. 21; Тит.3:7 ; Мф.19:29 ), мессианское царство (5:21; 1 Kop.6:9; 15:50; Иак.2:5 ) и его блаженство ( Рим.1:14 ) и господство ( Рим.4:13 ; Мф.5:5 ; 2Тим. 2:12 ). Сам Бог наследием (κληρονομα) называется только в Ветхом Завете, напр. Псал. 15:5 . Стих 19. Чтение text, recept и Лахмана – προσετθη вместо τθη (Лейпц. греко-лат. изд. 1832 г.) более правильно, ибо оно прекрасно объясняет мысль данного стиха. Предлог »πρς« очень наглядно выражает понятие о законе как о прибавке к обетованию, как о чем-то постороннем. Подобное выражение о законе находится в послании к Римлянам: «παρεισλθε» – 5 гл. 20 ст. Выражение: «ρχις ο λθ…« – вводное предложение, необходимо вытекающее по ходу доказательств. Оно дает мысль о мимоидущем значении закона: закон дан только до пришествия Христа. »διαταγες δι’ γγλων«. В подлинном тексте о присутствии ангелов при даровании закона не говорится ничего. Но место Второзакония 33 гл. 2 ст. 70 перевели словами: «κ δεξιν ατο γγελοι μετ’ ατο».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Кто причащается Тела и Крови Христовых: « Ядыи Мою плоть и пияи Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем » ( Ин.6:56 ). « Ядыи Мою плоть и пияи Мою кровь имать живот вечныи » ( Ин.6:54 ), «… сие творите в Мое воспоминание » ( Лк.21:19 ). До самого Пришествия Христова, по слову Апостола Павла: « елижды бо аще ясте (всякии раз, когда вы едите) Хлеб сеи, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (доколе Он придет)» ( 1Кор.11:26 ) О Покаянии « Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя » ( Мк.1:4-5 ). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: « Елика аще свяжете (что вы свяжете) на земли, будут связана на Небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех » ( Мф.18:18 ). По Воскресении же Своем деиствительно дал им эту власть, когда сказал: « Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» ( Ин.20:22-23 ). От кающегося требуются сокрушение о грехах: « Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, тои жив будет в них ( Иез.33:19 ). О Сем (то есть о Иисусе Христе) вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (в Него)» ( Деян.10:43 ). О Священстве Священство есть Таинство: « Тако нас да непщует человек (каждыи должен разуметь нас), яко слуг Христовых и строителеи (домостроителеи) Таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). Внимаите убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святыи постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую он приобрёл себе) кровию Своею » ( Деян.20:28 ). О епископскои власти Апостол Павел пишет Титу: « Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры » ( Тит.1:5 ). И Тимофею: « Руки скоро не возлагаи ни на когоже » ( 1Тим.5:22 ). О Браке То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла: « оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своеи, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Таина сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » ( Еф.5:31-32 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

И после, как будто он вовсе не знал закона Божия, захотел лучше привести стих языческого поэта, нежели изречение Моисея или Христа, говоря: «как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» " ( Деян.17:28 ). Итак, когда он стал убеждать их свидетельствами их же, которых они не могли отвергнуть, то подтверждая ложным истинное, прибавил: «итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Там же, ( Деян.17:29 ). А немощным он был для немощных тогда, когда по снисхождению, а не по повелению, позволил вместе быть тем, которые не могли воздерживаться ( 1Кор.7:5–6 ); или когда, питая коринфян молоком, а не твердой пищею, по словам его, был он у них в немощи, и страхе, и трепете великом ( 1Кор.3:2 ). А всем был для всех, чтобы всех спасти, тогда, когда говорит: «кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» ( Рим.14:3 ); «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор.7:38 ). И в другом месте говорит: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ). И таким образом он исполнил то, что заповедовал коринфянам: «не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор.10:32–33 ). Без сомнения, бесполезно было обрезывать Тимофея, стричь голову, совершать иудейское очищение, ходить босиком, приносить законные жертвы, но он все это сделал, заботясь о спасении их; потому что он не искал своей пользы, но пользы многих, чтобы спаслись. Хотя это сделано для Бога, однако не чуждо притворства. Ибо кто законом Христовым умер для закона (Моисеева), чтобы жить для Бога ( Гал.2:19 ); кто правду законную, в которой безупречно пребывал, почел тщетою, и все почитал за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:7–8 ), тот не мог с искренним расположением сердца совершать дел закона (Моисеева); нельзя верить, чтобы тот, кто сказал: «если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником» ( Гал.2:18 ), стал делать то, что сам осуждал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010