31 „Чтобы показать, что не самовластно, что это всем изволися, что они пишут это с рассуждением, он (Лука) сказал: избранныя от нас мужи“ (Иоанн Злат, на Деяния Ап. 15:25–26). 32 „Послушай, как иногда и апостолы привлекали к участию в своих решениях подчиненных. Так, когда они поставляли семь диаконов, то сообщили об этом прежде народу. Когда Петр избирал Матфия, то предложил о том всем тогда с ним бывшим и мужа и женам. И это потому, что здесь (в церкви) нет ни высокомерия начальствующих, на раболепства подчиненных, а есть власть духовная, которая находит себе более всего приобретение в том, чтобы принимать больше трудов и заботы о вас, а не в том, чтобы искать больше почестей“ (Иоанн Злат.·на 2Кор.8:24 ). 33 Старое протестантское воззрение, повторяемое иногда и до сих, пор, склонно было представлять первоначальный строй церкви демократическим в чисто государственном смысле этого слова. В настоящее время с общим почти признанием „энтуазистического элемента“ в первохристианстве, это воззрение считается устаревшим. Cp. Dobschütz, Probleme, S. 64. 34 Cp. послание Варнавы 8 гл.: „их двенадцать для означения колен израилевых, которых также двенадцать“. 35 Ап. Павел усвояет верующим χισμα διαρσεως πνευμτων ( 1Кор.12:10 ), то есть дар распознавания духов, дар оценивать и судить о духах и о том, что говорится по вдохновению. Замечательно, что говоря об упреке, с которым верующие обратились к ап. Петру, дееписатель употребляет то же понятие διαρνεσϑαι ( Деян.11:2 ). 37 Cp. Seyerlen Eutstehung des Episcopats, S. 99; Reville, Les origines de l’épiscopat, p. 53; Monnier, La notion de l’apostolat. p. 167. 38 „Они не смели отдавать в руки апостолов, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего“. (Иоанн Злат, на Деяние Ап. 4:37). 39 Эти факты опровергают мнение многих, которые видят все существенное содержание апостолата лишь в служении слову, считая все остальное, организацию общин, материальные заботы, управление общиной, – совершенно несовместимым с апостольским служением и даже противоречащим ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

(втор. 4 по Пятд.) тмъ пребираюс (чит. препираюся) х ( πποισμαι ν Κυρ); 1Кор. 15:32 . (втор. 9. по Пятд.) аще убо по члк зври преданъ бы въ ефесъ, по 96. ( θηριομχησα); Гал. 3:1 . (вторн. 14 по Пятд.) кто выи възревнова истин ( βσκανε). Слово φσις переводится вещь, Гал. 4:8 . (пят. 14. но Пятд.), – и потому читается: 2Пет. 1:4 . (пят. 32 нед.) бдете причастьници вещи, Еф. 2:3 . (понед. 16 по Пятд.) и бхомъ чада гнв то же Иак. 3:7 . (вторн. 31 по Пятд.); σμφερον и часто οκονομα переводится строй, 1Кор. 7:35 . (пят. 6 по Пятд.), 10:33. (четв. 7. по Пятд.), Еф. 1:10 . (пят. 15 по Пятд.), 3:9. (сред. 16 по Пятд.); συμφρει 2Кор. 8:10 . (понед. 12) – строитс; προθυμα – предмышление или помышление 2Кор. 8:11. 12 . (понед. 12 по Пятд.), Рим. 1:15 . (вторн. 8. по Пасхе); κανς – постижный, καντης – постижение 2Кор. 3:5. 6 . (сред. 10 по Пятд.), 2Тим. 2:2 . (суб. 1 поста); φθερω – рассыпаю 1Кор. 15:33 . (вторн. 9 по Пятд.), Еф. 4:22 . (пят. 16 по Пятд.). Следующие места имеют два перевода: 1Пет. 5:5 . (четв. 32 по Пятд.) гтжете. с ма украсите ( τν ταπεινοφροσνην γκομβσασθε); 2Пет. 2:10 . (сред. 33 по Пятд.) дерзи плазиви ( τολ μηρο); 1Кор. 7:25 . (четв. 6 нед.) у нота же и двахъ ( περ τν παρθνων). Списки сравниваемые между собою представляют новые исправления текста а) по другим чтениям Греческого подлинника. Деян. 15:10 . (пят. 5. по Пасхе) списки 45 и 46. го же ни ци. наши възмогоша понести, сп. 47. его же ни ци наши ни мы не возмогохомъ понести: такая перестановка находится и в Греч. рукописях; Деян. 17:25 . (вторн. 6 по Пасхе) сп. 45 и 47 самъ да всемъ жить. и по всем, сп. 46. и всьска: у Шольца вм. κα τ πντα очень во многих списках чит. κατ πντα; Иак. 5:12 . (Июл. 20.) сп. 45 и 46 да бдеть сло в ваше. и. юи, сп. 47 бди же вамъ еже еи, е; сп. 45 и 47. да не въ лицемрьство впадете, 46. да въ осждение не въпадете: у Шольца в перовом случае нек. списки вм. τω δ μν τ имеют τω δ λγος μν, во втором вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   Итак, ни­что не разделяет Отца и Сына и Святого Духа, — никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, — так как Он сотворил века; прежде веков Дух Святый. Никогда не разделяется природа, никогда не разде­ляется сила. Внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святый. Знаю, что я уже доказывал это; но говорить одно и тоже «для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Фил.3:1). Царствует Отец, — согласно словам: «Бог наш царь во век» (Пс.73:12). Царствует Сын, — так как «даст Ему, — говорится, — Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки» (Лк.1:32—33). Царствует Дух Святый, — так как Исаия сказал: и царя «Господа» Саваофа «видел я» очами своими, «сидящего на престоле высоком и превознесенном... И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите» и т. д. (Ис.6:1, 9), а апостол толкует слова пророка в приложении к Святому Духу. Исаия сказал: «видел я» царя «Господа» Саваофа, «сказал Он» мне: «пойди и скажи этому народу»; Павел, прилагая слова: «царя Господа Саваофа» к Святому Духу, говорил беседуя в Риме с иудеями: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите» и так далее (Деян.28:25—26). Исаия говорил: царя Саваофа «видел, и сказал Он: пойди и скажи этому народу»; а Павел в своих словах усвоил власть Святому Духу, и Царь и Господь Саваоф есть, следовательно, Дух Святый, ска­завший Исаии: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» и т. д. И: «сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите». Господь — Отец, Господь — Сын, потому что говорится: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1); Господь Дух Святый, потому что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Итак, ничто не разделяет Отца и Сына и Святого Духа, – никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, – так как Он сотворил века; прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила. Внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой. Знаю, что я уже доказывал это; но говорить одно и то же «для меня не тягостно, а для вас назидательно» ( Флп.3:1 ). Царствует Отец, – согласно словам: «Бог наш царь во век» ( Пс.73:12 ). Царствует Сын, – так как «даст Ему, – говорится, – Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки» ( Лк.1:32–33 ). Царствует Дух Святой, – так как Исаия сказал: «И Царя Господа Саваофа видел я очами своими, сидящего на престоле высоком и превознесенном... И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» и т.д. ( Ис.6:1, 9 ), а апостол толкует слова пророка в приложении к Святому Духу. Исаия сказал: " Видел я царя Господа Саваофа, сказал Он мне: «пойди и скажи этому народу»; Павел, прилагая слова: «царя Господа Саваофа» к Святому Духу, говорил, беседуя в Риме с иудеями: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» и так далее ( Деян.28:25–26 ). Исаия говорил: «Царя Саваофа видел, и сказал Он: пойди и скажи этому народу»; а Павел в своих словах усвоил власть Святому Духу, и Царь и Господь Саваоф есть, следовательно, Дух Святой, сказавший Исаии: «Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» и т.д. И: «Сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите». Господь – Отец, Господь – Сын, потому что говорится: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ); Господь – Дух Святой, потому что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Деян.20:31 .   Посему бодр­с­т­ву­йте, памятуя, что я три года день и ночь непрестан­но со слезами учил каждого из вас. «Бодрствуйте…», – то же, что  «внимайте» ( Деян.20:28). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ. «Три года» – круглое общее число вместо определенного: собственно  «три месяца» в синагоге ( Деян.19:8) да  «два года» в училище Тиранна ( Деян.19:10). «Со слезами…» ( Деян.20:19). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Златоуст). Деян.20:32 .   И ныне пред­аю вас, братия, Богу и слову бла­го­дати Его, могущему назидать  вас  более и дать вам наследие со всеми освящен­ными. «Предаю вас Богу» ( Деян.14:23)  «и слову благодати Его», ( Деян.20– заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда. «Со всеми освященными» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном ( Мф.13:43). Деян.20:33 .   Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не по­желал: Деян.20:34 .   сами знаете, что нуждам мо­им и  нуждам  быв­ших при мне по­служили руки мои сии. Деян.20:35 .   Во всем по­ка­за­л я вам, что, так трудясь, надобно поддержи­вать слабых и памято­вать слова Го­с­по­да Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блажен­нее да­вать, нежели при­нимать». В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же. Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только  не брал ничего самого необходимого от других, но и  не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих ( Деян.18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии ( 1Кор.9 и д.,; 2Кор.11и д.; 2Кор.12и д.; 2Сол.3и д.). «Поддерживать слабых» – собственно  «немощных» –  ασθενοντων под коими в данном случае разумеются  немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание ( Мф.10 и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования ( 1Кор.9:7–11, 13–14 и парал.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Я полагаю, что, возможно, этими цельными и беспорочными камнями были святые апостолы, своим согласием и единодушием вместе образуя один жертвенник. Так, «единодушно пребывая в молитве» ( Деян.1:14 ) и в едином порыве отверзая уста свои, они, как сказано, произносили: «Ты, Господи, Сердцеведец всех» ( Деян.1:24 ). Поэтому те, которые могут единодушно молиться в один голос и одним духом, возможно, достойны того, чтобы надлежало им всем вместе устроить жертвенник, на котором Иисус приносил бы жертвы Отцу. Так постараемся поступать так, чтобы мы единодушно «говорили одно» ( 1Кор.1:10 ), «ничего не делали по любопрению или по тщеславию» ( Фил.2:3 ), но «соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ), и тогда, возможно, и мы соделаемся камнями, годными для жертвенника. Ибо Господь наш Иисус не оставляет нас, и хотя мы посвящаем себя молитве, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). Таким образом, если Дух помогает нашим молитвам и возносит их к Отцу, Богу всяческих, с воздыханиями для нас невыразимыми, то, разумеется, Он требует от нас и тщательно устроенный жертвенник. 3 . Но жертвенник еще полностью не завершен, и, хотя он сложен «из камней цельных», и хотя «железо» и «стрелы лукавого» не коснулись их, им все еще чего-то не достает, нечто такого, что добавляет Иисус ко всем им. Так чего же? Сказано: «Написал Иисус там на камнях Второзаконие – список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Он написал так, как в то время мог написать сын Навина, – начертав закон на камнях жертвенника, и тем в меру своих сил представил образ; посмотрим теперь, как написал Второзаконие наш Иисус «на живых» и «цельных камнях». Второзаконие есть, как следует из названия, второй закон. И потому, если хочешь увидеть, как после того, как первый закон утратил силу, Иисус написал второй, послушай, что Сам Он говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, уже убийца» ( Мф.5:21–22 ); и еще: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ); и «еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33–34 ). Вот пред тобой Второзаконие, написанное Иисусом «на живых» и «цельных камнях», «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца; не чернилами, но Духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас 69 . Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям 70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его. Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41 ). Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32 ). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ). И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32 ). Толкование У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010