Далее ясно видно из Богодуховенного повествования, что Апостолы не с тем приходили в Самарию, чтобы необычайными явлениями Духа способствовать распространению Христианства. Самаряне были уже крещены во имя Христово ( Деян.8:12 ), уже веровали в истину Христову; а потому не имели необходимой нужды в явлениях Духа, способствующих к распространению истины Христовой. Подобное надобно сказать и об Ефесских учениках Иоанновых. Если же так будем мы понимать повествование Дееписателя о крещенных Самарянах и учениках Иоанновых, что им сообщено действие Духа Святого, которое в глубине сердец их произвело перемену новую, возрастило веру и любовь их, а для того, чтобы сие внутреннее действие было, так сказать, осязаемо для них, обнаружилось и в необычайных явлениях Духа Святого: то такое разумение слов Дееписателя будет вполне согласно и с обстоятельствами первых учеников Христовых, и со словами Дееписателя. Не забудем самого нужного в сем случае: необычайные дары Св. Духа в Писании отличаются особенными наименованиями: они называются то явлениями Духа (φανερωσες Πνυματος), то разделениями дарований (διαιρεσες χαρσματων) ( 1Кор.12:4, 7, 31 ). Но совсем не то и не так говорится в Писании, когда говорится о действии Св. Духа, совершающемся в верующих вслед за крещением. – Мы это ясно видели в тех местах Писания, которые рассмотрены нами. То же видим и в других изречениях Писания. Духу Святому, который сообщается верующим после крещения, ясно усвояется непосредственное действие на душу человека; плоды действия Его на душу: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22,23 ); действию Его приписывается усовершенствование человека в жизни благодатной ( Рим.5:5, 8:15 . Гал.5:22 ). И поскольку с понятием о действии неразлучно понятие о силе; где есть действие, там необходимо есть и сила: то благодатные действия Св. Духа в душах верующих называются силою ( Лук.24:49 ). Поскольку же сия сила открывается в душах верующих не по заслугам, или достоинствам их, но собственно по любви и заслугам Искупителя: то она называется в писании благодатию ( Рим.3:24 , Ефес.2:8, 4:7 ), а всего чаще даром ( Деян.2:38 , Евр.6:4 ), и, как действие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления «ради нас». Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею – значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа ( Деян. 5:14 ; Деян. 8:37 ; Деян. 11:17 ; Деян. 13:38 ; Деян. 16:31 ). Верить в Него – значит получить прощение грехов ( Деян. 10:43 ), обрести спасение ( Деян. 15:11 ; Деян. 16:31 ), очистить сердце ( Деян. 15:9 ). Пребывать в В. ( Деян. 14:22 ), утверждаться в ней ( Деян. 16 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею ( Деян. 6:5 ; Деян. 11:24 ) – такова цель каждого христианина; 4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА: а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. для Павла – это В. в Бога ( Рим. 4:24 ), в Евангелие ( Рим. 10 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа ( Гал. 2:16 ). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета: Евангелие есть «сила Божия к спасению всякому верующему» ( Рим. 1:16 ). Но он всегда подразумевает В. в том деянии, которое Бог совершил во Христе; б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения – она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был «мертвым по преступлениям и грехам своим» ( Еф. 2:1 ). Его «члены» становятся «орудиями праведности», тогда как раньше они были «орудиями неправды» ( Рим. 6:13 ). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол. 3:17 ); если раньше он жил для себя, то теперь – для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни ина тварь какая не могла ослабить в сердце Павла пламенной любви к Богу, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:35:38–39 ). Свое обращение к Иисусу Христу и звание апостола Савл запечатлел принятием нового имени Павла, которое как в сокровищнице скрывает память высоких христианских добродетелей, подвигов н могущественного учения апостола языков. «Когда услышу об ап. Павле, – говорит св. Златоуст, – то представляю себе, как он был в скорбях, в теснотах, в побоях, в темницах, в глубине (морской) день и ночь ( 2Кор.11:23–28 ); как он был восхищен на третье небо, слышал в раю неизреченные слова ( 2Кор.12:2–4 ); представляю себе это избранное орудие, невестоводителя Христова, который желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев своих ( Рим.9:3 ). Ряд подвигов святого при воспомпнании его имени открывается уму внимательных, точно как будто какая золотая цепь» 873 . На чудесно избранный сосуд Господа ( Деян.9:15 ) – св. Ап. Павла – благодать Св. Духа изливалась многократно и чрезвычайно. После присоединения своего к Церкви Христовой он имел премногая видения и откровения ( 2Кор.12:1:7 ). В деле апостольского служения он совершал все свои путешествия по влечению Св. Духа ( Деян.22:17–21, 20:22–23 ; Гал.2:2 ). Дух Святой так осенял и управлял всеми силами ума и воли ап. Павла, что иногда возбранял и не допускал апостола до исполнения таких намерений, кои он ясно и определительно предположил и уже готовился исполнить ( Деян.16:6–7 ). Избранный быть свидетелем Господа пред всеми человеками ( Деян.22:15 ), Павел совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам ( Гал.2:7–8 ). «Церквам Христовым в Иудее, – пишет ап. Павел, – я лично не был известен, а только слышали они, что бывший некогда гонителем их ныне проповедует веру, которую прежде старался истреблять, и прославляли за меня Бога» ( Гал.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни погода, ни опасность, ни меч, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная тварь какая могла ослабить в сердце Павла пламенную любовь к Богу, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:35,38–39 ). Своё обращение к Иисусу Христу и звание Апостола Савл запечатлел принятием нового имени Павла, которое как в сокровищнице скрывает память высоких христианских добродетелей, подвигов и могущественного учения Апостола языков: «когда услышу об Апостоле Павле, говорит св. Златоуст, то представляю себе, как он был в скорбях, в теснотах, в побоях, в темницах, в глубине (морской) день и ночь ( 2Кор.11:23–28 ), как он был восхищен на третье небо, слышал в раю неизреченные слова (XIII, 2–4); представляю себе это избранное орудие, невестоводителя Христова, который желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев своих ( Рим.9:3 ). «Ряд подвигов святого при воспоминании его имени открывается уму внимательных, точно как-будто какая золотая цепь». На чудесно-избранный сосуд Господа ( Деян.9:15 ) – св. Апостола Павла благодать Св. Духа изливалась многократно и чрезвычайно. После присоединения своего к Церкви Христовой, он имел премногае видения и откровения ( 2Кор.12:1,7 ). В деле Апостольского служения он совершил все свои путешествия по влечению Св. Духа ( Деян.22:17–21,20:22–23 ; Гал.2:2 ). Дух Святой так осенял и управлял всеми силами ума и воли Апостола Павла, что иногда возбранял и не допускал Апостола до исполнения таких намерений, кои он ясно определительно предположил и уже готовился исполнить ( Деян.16:6–7 ). Избранный быть свидетелем Господа перед всеми человеками ( Деян.22:15 ), Павел совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия Иудеям и особенно язычникам ( Гал.2:7–8 ). «Церквам Христовым во Иудее, пишет Апостол Павел, я лично не был известен, а только слышали оне, что бывший некогда гонителем их ныне проповедует веру, которую прежде старался истреблять, и прославляли за меня Бога» ( Гал.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

От греха первородного, от вечной погибели избавляет только христианское крещение, как видно из следующих мест Слова Божия: Деян.2:38 ; Деян.22:16 ; Ин.3:5 ; Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; Тит.3:5 ; 1Пет.3:21 Таинство крещения сообщает благодатные дары: Рим.5:5 ; Гал.3:26 Оно делает наследниками вечных благ и чадами Божиими: Гал.3:26 ; Рим.8:16 ; 1Кор.12:13 Если же после крещения остаются еще для человека некоторые последствия греха, как то: страдания, болезни, смерть, то это для того, чтобы человек из этих последствий греха научился еще более ненавидеть грех и отвращался бы от него, а через борьбу и страдания уподоблялся бы страдавшему Иисусу Христу и приобретал бы себе более и более заслуги в другой жизни. Было бы совершенно несообразно, если бы человек, за грехи которого Иисус Христос страдал и умер на кресте, жил бы беспечально и без страданий. Хотя заповедь о крещении дана собственно Апостолам, которые свои права передали своим преемникам – епископам и пресвитерам, однако православная христианская Церковь , в крайних случаях, позволяла и позволяет совершать крещение мирянам – мужчинам и даже женщинам. Основание для этого, конечно, можно видеть в опасении, чтобы человек не умер без крещения, потому что Иисус Христос сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Поэтому именно Церковь совершает крещение и над младенцами. Таинство миропомазания при Апостолах совершалось над крещенными через возложение Апостольских рук. Что возложение Апостольских рук было отличное от крещения таинство, это видно из книги Деяний Св. Апостолов 8:14–16, где рассказывается о том, что Апостолы Петр и Инн были отправлены другими Апостолами в Самарию, чтобы возложить свои руки на крещенных дьяконом Филиппом и преподать им дары Св. Духа. Когда именно установлено это таинство Иисусом Христом трудно сказать, по всей вероятности тогда, когда Иисус Христос говорил Своим ученикам о ниспослании Святого Духа ( Лк.24:49 ; Ин.14:16 ; Деян.1:8 ) и обещал ниспослать Святого Духа не только Апостолам, но и всем верующим в Него ( Ин.7:38 ; Деян.2:38 ). Апостолы, получивши Святого Духа в день Пятидесятницы, преподавали Его всем верующим через возложение своих рук. Так говорит и Святой Апостол Павел ( Евр.6:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

О почитании св. Ангелов О храмах О святых мощах Деян.8:2 . Каждый усопший христианин всегда предается земле, для прославления же износятся св. мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволить изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами; как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления, явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27; 13:35 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 . О таинствах крещения и миропомазания Деян.8:5–17 . Здесь повествуется о крещении Самарян диаконом Филиппом: Деян.6:5 , который, однако, не «сообщил им Святаго Духа, что довершили апостолы Петр и Иоанн: ст. 14–17. В этой же главе, ст. 38–39, рассказывается о крещении Филиппом эфиоплянина, последовавшего за благовестием о Христе (ст. 35). Филипп и эфиоплянин (оба) сошли в воду, – отсюда прямое доказательство необходимости водного крещения и сообщения Св. Духа не чрез возложение рук, а чрез миропомазание: 2Кор.1:21–22 . О вознаграждении за требы священнослужителей О таинстве покаяния Деян.8:21–22 . В этих словах видно только обличение Симона Волхва в грехе, кощунственно думавшего, что «власть» преподавать людям благодать Св. Духа можно купить за деньги; видно также и указание на необходимость для Симона молитвы и покаяния пред Богом, для прощения его дерзкого греха. А как должен был Симон получить это прощение – непосредственно от Самого Бога или чрез исповедь пред св. Апостолами, об этом не говорится ни слова. Но просьба Симона к Апостолам (ст. 24) помолиться за него, предполагает именно посредничество. О крещении Об обращении ап. Павла Деян.9:4–6 . Обращение ап. Павла нельзя объяснить естественным образом, ибо он отправился в Дамаск, дыша угрозами и убийством на учеников Господних: ст. 1, а это не есть признак человека, начинающего приходить в раскаяние. Тем не менее, апостол Павел неоднократно поставляет явление ему Иисуса Христа на ряду с действительным явлением Его прочим Апостолам: 1Кор.9:1; 15:8 Гал.1:1–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Это последнее обстоятельство случилось во 2-й год царствования Калигулы, или 38-й год по Рождестве Христовом. Таким образом обращение Савла и пребывание его в Дамаске должно было случиться в 38-м году по Рождестве Христовом. Все же события, описанные в первых восьми главах Деяний, должны были произойти в течение 4-х лет между 34-м и 38-м годами по Рождестве Христовом. б) Другим важным событием в книге Деяний является собор святых апостол. Писатель Деяний вовсе не означает времени этого события; но в этом случае нам помогает опять замечание апостола Павла, что он по своём обращении через 14 лет был опять в Иерусалиме с Варнавой, и виделся с Иаковом, Кифой и Иоанном, и в это свидание настаивал на освобождении язычников от ига Моисеева ( Гал.2:1–3 ). Для такой же именно цели и те же лица, Павел и Варнава, приходили в Иерусалим на собор апостольский ( Деян.15:2 ). В другое время они не могли вместе прийти, потому что вслед за сим ( Деян.15:39,40 ) между Павлом и Варнавой произошло разделение. Итак собор апостолов должен был произойти не позже 52 года. События, описанные в 9–15 главах должны были происходить между 38-м и 52-м годами по Рождестве Христове. Из них можно отметить: голод при Императоре Клавдии ( Деян.11:28 ) и смерть Ирода Агриппы ( Деян.12:23 ). По свидетельству Иосифа Флавия, голод начался после смерти Ирода Агриппы, при римском правителе Иудеи, Куспии Фаде. Ирод же Агриппа правил Иудеей 7 лет. Из них последние 4 года при Императоре Клавдии. Соображая то, что Агриппа умер вскоре после праздника пасхи в 44-м году, перед которой он убил Иакова Зеведеева и хотел убить апостола Петра, и что перед этой же пасхой явились в Иерусалим с приношением антиохийских христиан, по случаю предсказаний о голоде, апостол Павел и Варнава: мы можем полагать начало голода при Клавдии не далее 44-го года. Немного раньше, в 43-м году, верующие стали называться христианами. в) Наконец, для определения времени прибытия апостола Павла в Рим нужно принять в соображение следующие указания. Апостол Павел был заключён под стражу при римском правителе Феликсе и пробыл два года под стражей. На место Феликса поступил Порций Фест ( Деян.24:27 ), который и отправил Павла в Рим на суд Кесаря. Сам же Феликс истребован был в Рим и приговорён к казни. Феликс сменён в 61-м году по Рождестве Христовом в 7-й год правления Нерона. В этом же году, зимой, Павел был отправлен в Рим и прибыл туда в начале 62 года; 62 и 63-й годы он находился под стражей, и в этом году могла быть написана книга Деяинй апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Как невозможно во имя свободы личности позволить играть с бритвою двухлетним детям, так же невозможно во имя «веротерпимости» допустить пропаганду всякого религиозного заблуждения; не допускали этого и апостолы: Деян. 13:8 . «А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.» Деян. 13:9 . «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,» Деян. 13:10 . «сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» Деян. 13:11 . «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма.» Основывающимся в вопросе о свободе пропаганды лжеучений на словах Гамалиила: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» ( Деян. 5:38 ), следовало бы знать, что знаменитейший раввин Гамалиил, у ног которого поучался и ап. Павел, высказал свой вышеприведенный совет Синедриону не о каких-либо лжеучителях, а об истинных апостолах Христовых Петре, Иоанне и других ( Деян. 5:29 ). Почему такой совет был высказан? Да потому, что весь Иерусалим и вся Иудея были уже свидетелями величайших чудес и знамений, сотворенных от Бог: «руками Апостолов» ( Деян. 5:12 ). Не подтверждают, а скорее изобличают их неправоту и другие места Свящ. Писания, выставляемые за вероисповедное безразличие, так, например: О свободе христианской: Ин. 8:32–34 . «И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делаюший грех, есть раб греха.» Объяснение. «Познаете истину», т. е. Христа ( Ин. 14:6 ), «и истина сделает вас свободными» от рабства греху ( Рим. 6:17 ), хотя полной свободы от греха на земле не достигается ( Рим. 7:18–24 ). Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении ( 2Пет. 2:18–19 ), а свобода евангельская ( Гал. 5:13 ; 1Пет. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

б) оправдание и усыновление: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность ( Быт.15:6 ). Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Ради Спасителя Иисуса возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий ( Деян.13:38–39 ). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Все вы сыны Божии, по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ); в) дар Святого Духа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева истекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин.7:38,39 ). Когда начал Я говорить, сошел на них [язычников] Дух Святый, как и на нас в начале. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? ( Деян.11:15,17 ); г) доступ к Богу: Чрез Господа верою получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией ( Рим.5:2 ). В Господе мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него ( Еф.3:12 ); д) духовная жизнь: Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу в плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:19–20 ); е) спасение: Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк.16:16 ). Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится ( Ин.3:14–18 ). Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Верою вашею достигаете спасения душ ( 1Петр.1:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместе с предметами научного образования он изучил здесь, по иудейскому обычаю 74 , и ремесло скинотворца – σηνοποις 75 . Человек с пламенным сильным духом, если увлекается чем-нибудь, то увлекается всею своею душою, – и Савл всею душою был фарисей. Только в строгости законной он искал своего оправдания, и упорно ограждая себя от всех влияний антифарисейских верований, он с лютою ненавистью преследовал христиан, как скоро открывал их где-нибудь. Торжествуя ( Деян. 8, 1 . ср. 7:57) при смерти мученика Стефана ( Деян. 7 ), облеченный высшим полномочием, Савл тщательно в Иерусалиме отыскивал христиан, заключал их в темницы, и когда убивали их, подавал на то свой голос ( Деян. 8, 3. 26:10 ). Дыша угрозами и убийством на учеников Господа ( Деян. 9:1 ), он приготовился и вне Палестины, прежде всего в Дамаске, делать то же, что и в Иерусалиме. Но на этом пути в Дамаск, внутренно перерожденный внезапным явлением и словом прославленного Христа, Савл из слепого бессердечного фарисея соделался богопросвещенным Апостолом, из жестокого гонителя самым совершенным и могущественным орудием распространения Евангелия. Не приписывая себе ничего, что могло бы привести к такому обращению, он впоследствии с полной уверенностью мог прославлять это, как дело совершенно незаслуженного им милосердия Христа Бога, Который его, первого из грешников, внезапно постиг, просветил и обновил всемогущею силою Своею ( Деян. 9, 1 и д. 22, 5 и д. 26, 10 и д. Гал. 1, 16 . 1Тим. 1, 12 и д.) 76 . Чудесное призвание Савла к апостольскому служению, поставившее его по обращении наряду с прочими Апостолами, как Апостола языков ( Деян. 9, 15. 22, 17 и дал. 21. Гал. 1:16 ), было непосредственным действием Господа. После своего крещения в Дамаске ( Деян. 9:17 ) Павел оставался в этом городе, проповедуя Евангелие ( Деян. 9:20 ); потом удалился в пределы соседней Аравии, откуда снова возвратился в Дамаск ( Гал. 1:17 ). Из Дамаска, на короткое впрочем время, он в первый раз предпринял путешествие в Иерусалим ( Деян. 9, 26 ; Гал. 1, 17. 18 , по последнему месту три года спустя по своем обращении, следовательно в 38 или 39 году), где Кипрянин Варнава по Деян. 4, 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010