Возбудило Зилотов против Захарии τ λαν τνδρς μισοπνηρον κα φιλελεθερον, – возможно, что он был даже христианином и о нем быть может упоминается у Мф.23:35 . В общем это судбище напоминает синедрионский суд над Христом, только с тем существенным различием, что роль архиереев и их челяди здесь играют противники архиереев – Зилоты, выродки из фарисеизма, тогда как на самом суде наверно преобладали фарисеи. Своим прежним продолжительным своеволием, неуважением к правосудию и насильничеством архиереи-саддукеи очевидно приучили народ к этому «бесстыдству убийств и осмеянию судилищ и судов, – к издевательству до самого конца над тем, что имело только вид и посмешище судилища, которому власть давалась только в насмешку. За это презрение к правосудию и своеволие с Законом со стороны тогдашнего архиерейства жесточайшую расплату пришлось потерпеть наиболее яркому и типичному представителю Ананова архиерейского рода – Анану младшему, между многими другими насильничествами и неправдами беззаконно умертвившему Иакова праведного, брата Господня (Antiq. XX, 9, 1–2 Евс. Н. Е. II, 23, 1–18 ed. Hein. p. 88 сл.). Анан пал от руки зилотских союзников – идумеян Bell. IV, 5. 2 N. ib. 388–389). Так неправда лжет себе, и сама роет себе могилу. 4090 Ср. о сектах вообще у Иосифа Флавия Antiq. XIII, 5, 9 и 10, 5–6 XIV, 9, 3–4 XVI, 1, 1 XVIII, 1, 2–6 XIX, 7, 4 Vita 2 Bell. II, 8. 2 – 14. В частности, о фарисеях: Ant. XIII, 15, 5; 16, 1–2 XV, 1, 1; 10, 4, XVII, 2, 4 Bell 1, 5, 2; 29, 2 II, 17, 3, – саддукеях: Ant. XX. 9. 1 Bell. IV, 5, 4, – ессеях: XIII, 11, 2, XV. 10, 4 XVII, 13, 3 Bell. II, 20. 4. III, 2, 1, V, 4. 2 (у Филона особые сочинения – об ессеях Quod omuis probus liber sit и ферапевтах De vita contemplativa). В Новом Завете Мф.22:15 сл. 23 сл. и 34 сл. Деян.5:34 , – 23:6 сл., вместе с архиереями и начальником храма, но без фарисеев Деян.4:1 и 5:17. Вероятно саддукеи были солидарны с иродианами ( Мф.22:16 ; Мк.3:6 и 12:13), приверженцами Ирода, врага фарисеев. Есть указания и в древнееврейских памятниках (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

173 Ответ на 108 вопрос Перевод с греческого, изд. 1900 года с разрешения св. Синода. 174 Римл. X:14 — 15. 175 Мф. XX, 25—27. 176 Мф. XVI, 19; XVIII, 17—18; Иоанн. XX, 23 и др. 177 Послание к Коринфянам, гл. XXXVII — XXXVIII стр. 138 русского перевода. 178 1 Корф. 4 — 10, 28 — 30. 179 1 Корф. XII, 12 — 13. 180 1 Корф. XII, 12 — 13. 181 1 Коре. XII, 13. 182 1 Коре. XII, 14 — 20. 183 1 Корф. XII, 26. 184 1 Корф. XII, 15 — 16. 185 1 Корф. XII, 25. 186 Еф. IV:16. 187 Еф. I:23. 188 Еф. I:22. 189 Римл. XII:5. 190 Еф. IV:15 — 16. 191 Еф. IV. 16. 192 Римл. XII, 6 — 8. 193 1 Корф. XII, 18. 194 1 Корф. XII, 28. 195 1 Корф. XII, 17. 196 1 Корф. XII, 29. 197 Слово 3-е о священстве, творения, т. 1 стр. 13 — 14. 198 214 письмо к Халкидонянам, т. 7, стр. 120 русского перевода. 199 В данном случае мы пользуемся обычными терминами католического богословия: de jure divino u de jure humano для обозначения существенного различия Божеских и собственно человеческих учреждений. 200 Мы называем волю Божию о Церкви «внешней основой» для всегдашнего существования в ней особых священнослужителей лишь для того, чтобы отчетливее представить отличие православного учения по этому предмету от протестантских заблуждений, также допускающих необходимость существования в Церкви особых церковнослужителей. Таким образом, термин «внешний» обозначает у нас самодовлеющий источник для существования иерархии помимо воли на то самого общества; но никак не хотим мы определить словом «внешний» самый характер священнослужения в нашей Церкви, так как оно является в действительности удовлетворением глубочайшей внутренней потребности самого общества верующих. 201 Мр. III:13 — 14; VI, 7; Лук. VI:13; Иоанн, XV, 16. 202 Лук. X:I, Этим местом и ограничивается евангельское указание на тех семьдесят учеников, которых церковное предание называет также апостолами и на которых большею частью видит указание в 1 Корф. XV, 7 ст. 203 Мф. XIX:28; Лук. XXII:30. 204 Иоанн. XV, 16, 19. 205 Мрк. XV:16; Мф. XXVIII:19 — 20; X, 1 — 40; Деян. I, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Как сперва очистились мы водою и духом, так после очищаемся слезами и покаянием, если только делаем это не по лицемерию и тщеславию. Плачущая притворно заслуживает даже более осуждения, нежели та, которая прикрашивается румянами и притираньями. Я требую слез, проливаемых не на показ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и в безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога, каковы были слезы Анны: устне ея, сказано, двизастеся, а глас ея не слышашеся (1 Цар. I, 13). Но одни только слезы вопияли громогласнее трубы; за такие слезы и отверз Бог утробу ее, и жесткий камень сделал мягкою нивою.       6. Если и ты плачешь так же, то подражаешь своему Господу. И Он ведь плакал о Лазаре (Иоан. XI, 31), об Иерусалиме (Лук. XIX, 41), и возмутился духом об Иуде (Иоан. XIII, 21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, - почему и ни один из евангелистов не упомянул о том. Также и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян. XX, 31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом ему подобном. Об одной только Сарре говорит Писание (Быт. XVIII, 12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноевом, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. Скажи мне, чему без меры радуешься и смеешься, когда подлежишь такой ответственности, должен некогда предстать на страшный суд и дать строгий отчет во всем, что сделано тобою в жизни? Мы должны дать отчет во всех произвольных и непроизвольных грехах своих: иже бо аще, говорит Господь, отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим (Матф. X, 33). Хотя бы это отречение было невольное, однако же и оно не избежит наказания, и за него отдадим отчет, и за то, что знаем, и чего не знаем: ничтоже бо в себе свем, говорит Павел (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Приводят его в ареопаг, говоря: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое ( Деян. 17: 20 ). Павел перед ареопагом. Речь его. Во вдохновенном, огненном слове он перед лицом всего образованного мира исповедует Бога своего: Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог , сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все ( Деян. 17: 23 – 25 ). Афиняне слушают со вниманием, но относятся легкомысленно ко всему слышанному, о воскресении же мертвых рассуждают насмешливо. Итак Павел вышел из среды их ( Деян. 17: 33 ). Глава XVIII. Павел в Коринфе Акила и Прискилла; с ними Павел занимается ремеслом: деланием палаток. Павел проповедует и еллинам, и иудеям. Иудеи продолжают со злобой хулить всячески учение Христово. Грозное к ним слово Павла: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам ( Деян. 18:6 ). Обращение Криспа, начальника синагоги, и многих других. Иудеи приводят Павла на суд к правителю Галлиону. Галлион не принимают их жалобы, не желая быть судьей в споре, касающемся учения и веры. Видение Павла: Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла ( Деян. 18: 9, 10 ). Павел остается в Коринфе год и шесть месяцев, непрестанно уча слову Божию. Глава XIX. Павел снова в Ефесе В продолжение двух лет он в Ефесе благовествует, творя немало чудес: Бог же творил немало чудес руками Павла ( Деян. 19: 11 ). С такою силою возрастало и возмогало слово Господне ( Деян. 19: 20 ). Утвердив Церковь в Ефесе, апостол Павел решает побывать предварительно в Иерусалиме и потом идти в Рим. Мятеж в Ефесе. Серебряник Димитрий. Апостол Павел покидает Ефес. Глава XX. В Троаде он воскрешает юношу Евтихия В Милите перед тем, как отплыть в Палестину, Павел вызывает из Ефеса пресвитеров Ефесской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

XXX:6). – И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой (Деян. VII:59).    Мы должны любить Бога от всей нашей души: и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами (Втор. VI:5). Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. XXII, 37).    служить Богу от всей нашей души: итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей (Втор. X:12).    искать Бога от всей нашей души: когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь (Его), если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою (Bmop:IV, 29).    Молитесь о спасении вашей души: сохрани душу мою, и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. XXIV:20). – Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя (Пс. LXXXV, 2). – Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою (Пс. XL, 5).    Слово Божие есть орудие для обращения души: слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Ebp:IV, 12). – Посему, отложив всякую нечистоту я остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. I:21).    Надежда на Христа есть якорь души: (которая) для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу (Евр. VI:19).    Тот, кто хранит заповеди хранит свою душу: хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибает (Притч. XIX, 16). – И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою (Иез. XVIII, 27).    Тот, кто захочет спасти свою душу, или свою жизнь, погубит ее: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Беседа XVIII. О первом члене символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержателя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Из предшествующих бесед вы знаете, братие, что мир и человек сотворены Богом. Мы сказали о том, как они были сотворены. Теперь нужно сказать о том, по каким побуждениям, для какой цели сотворен был мир и человек, таковы ли они по сотворении, каковы теперь, и каково назначение, в частности, человека? Побуждением к сотворению мира, как свидетельствует слово Божие, была благость Божия. Бог не имел Сам никакой нужды в мире. Размышляя о сотворении мира, Давид приглашает нас воспевать милости Божии, явленный Им в творении: исповедайтеся Господеви, яко благ: яко во век милость Его... Сотворшему небеса разумом: яко во век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко во век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко во век милость Его. Солнце во область дне: яко во век милость Его. Луну и звезды в область нощи: яко во век милость Его ( Пс.135:1–9 ). Отсюда мы можем видеть, что Бог сотворил мир, а с ним и нас, единственно по своей бесконечной благости и любви. Да это и само собою понятно, потому что, как мы знаем, Бог ни в ком и ни в чем нужды не имеет, а наоборот, все зависит от Него ( Деян.17:25 ). Что касается того, каким был сотворен мир – таким ли, каким видим его теперь, – заметить, – то нужно, что он был не таков, каков теперь. При сотворении все было чисто, прекрасно и безвредно. Моисей, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: и виде Бог яко добро, а в заключение всего говорит: и виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело. Да и понятно само собою, что всемогущий, всеблагой и премудрый Бог не мог создать мир несовершенным, не мог создать ничего недоброго. В сотворении мира преимущественно и проявились эти три свойства Божия: всемогущество, благость и премудрость. Что всемогущество Бога проявилось в сотворении мира, об этом ясно говорит Апостол Павел в следующих словах: «невидимое Его, вечная сила и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений видимы». ( Рим.1:20 ). Да и само собою понятно, что сотворить мир из ничего одним словом могло только всемогущее Существо, а таков и есть единый Бог. – Что в сотворении мира проявилась благость Божия, это также видно из того, что Господь дал всем живым существам все необходимое для их жизни. Эту благость Божию воспевает Давид в следующих словах: «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его... Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию ( Пс.144:15–16 ). Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли хлеб» ( Пс.108:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В НЗ понятие «З.» передается греч. словами κακς, πονηρς и однокоренными с ними. «Дурное» (σαπρν - т. е. гнилое) и потому подлежащее уничтожению дерево отличается от хорошего тем, что его плоды «дурны» (πονηρο), т. е. непригодны (ср.: Мф 7. 17-18). Это же значение слова πονηρς (бесполезный, не приносящий пользы) используется в аллегорическом языке евангельских притчей о «дурных» и «лукавых» (πονηρς) рабах, не сумевших приумножить таланты, данные им их господином (ср.: Мф 18. 32; 25. 26; Лк 19. 22). З.- это также несчастье, беда: «…ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое (τ κακ)» (Лк 16. 25); повседневные трудности: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (κακα)» (Мф 6. 34; ср.: Лк 16. 25); ущерб или вред: «Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда (κακν)» (Деян 28. 5). В кн. Откровение автор, описывая бедствия последних дней, говорит о «жестоких (κακν) и отвратительных (πονηρν) гнойных ранах», к-рые в последние дни станут наказанием для людей, «имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр 16. 2). Христос побеждает антихриста. Гравюра. XVIII в. (ГЛМ) Христос побеждает антихриста. Гравюра. XVIII в. (ГЛМ) В соответствии с раннехрист. эсхатологическими представлениями и современная новозаветным авторам эпоха воспринимается ими как начало последних дней, к-рые должны быть исполнены бедствий и несчастий, и поэтому характеризуется в тех же терминах: в Послании к Ефесянам это «лукавые дни» (πονηρα μραι - Еф 5. 16), предшествующие последнему «дню злому» ( μρα πονηρ - Еф 6. 13); в Послании к Галатам - «настоящий лукавый (πονηρς) век» (Гал 1. 4). Злой (πονηρς) противопоставлен не только доброму (αθς): «...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми...» (Мф 5. 45; ср.: 22. 10), но и праведному (δκαιος): «Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных…» (Мф 13. 49), и тому, кто сознательно не желает обратиться и жить в соответствии с проповедью Христа и апостолов: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим 3. 12-13; ср.: Флп 3. 2). Апостол призывает адресатов своего Послания молиться об избавлении от таких людей: «...молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых (πονηρο) людей, ибо не во всех вера» (2 Фес 3. 1-2). Так охарактеризованы фарисеи, саддукеи и книжники - «род лукавый (γενε πονηρ) и прелюбодейный» (Мф 16. 4; 12. 39); «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф 12. 34).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Что касается текста Священного Писания, то с ним гипотеза Пеера находится в полном противоречии, ссылками на Писание обосновать ее невозможно. В Быт.2:5 , говорится: «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли», и дальше сразу же идет повествование о сотворении Адама. Очевидно, что до Адама людей на земле не было: «Но для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ), значит, опять-таки до сотворения Адама никаких других людей не было. «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 ). Слова из молитвы Товии: «Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий» ( Тов. 8:6 ). «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ( Деян.17:26 ). Таким образом, Священное Писание не дает никаких оснований для гипотез, подобных гипотезе Пеера. Впоследствии, в XVIII в., в эпоху Просвещения, преадамизм сошел с христианской почвы и трансформировался в небогословское учение, которое называется полигенизм. Сущность его заключается в следующем: на земле существует несколько различных человеческих видов, которые отличны друг от друга так же, как отличны друг от друга различные виды животных, имеющие различное происхождение и различных родоначальников. Адептами таких воззрений в XVIII в. были Руссо, Вольтер, Гельвеций и др. Обосновать эту гипотезу пытаются или с помощью естествознания, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т.п.), различие языков, данные палеонтологии и т. д. Однако убедительных аргументов в пользу этого учения нет, наука свидетельствует, что умственные способности у людей всех рас и национальностей при одинаковых условиях жизни практически не отличаются. Анатомия и физиология тоже у всех людей одинаковы. Представители всех рас и национальностей способны вступать в смешанные браки и давать потомство. Психология также не находит существенных различий между представителями различных рас. Например, дар слова, обучаемость иностранным языкам, способность самосовершенствования, базовые нравственные понятия, сходство религиозных преданий не дают основания говорить о различных национальностях, как о различных видах. Не подтверждают истинности полигенизма и данные сравнительного языкознания. Полемика с полигенизмом имеет и нравственное значение, поскольку на основе полигенизма строятся разные античеловечные учения, типа расизма, национал-социализма и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Этим признанием апостол не только отделял себя от той части собрания (саддукейской), которая позволяла себе отрицать некоторые истины закона Моисеева ( Деян.23:8 ), но и увлекал, так сказать на бой другую правомыслящую часть собрания (фарисейскую), указав и наиболее больное место раздора, с которого следовало начать. «За чаяние воскресения мертвых меня судят». Перевод подлинника в данном месте страдает важною неточностью. В греческом тексте это место читается так: περ ελπδος κα αναστσεως νεκρν εγ κρνομαι, точнее русского славянский текст: «о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю». Так как слово «чаяние», упование, надежда имело специальный смысл и относилось к Мессии, Мессианским чаяниям (ср. Лк.2:33 ), то и выражение Павла прежде всего хочет сказать, что он стоит пред судом за Надежду Израиля – Мессию (ср. Деян.26:6 ). Что касается второй половины обвинения – «воскресения мертвых», то здесь подразумевается, конечно, прежде всего христианская вера в воскресение Спасителя, а потом и вообще вера в «воскресение мертвых», по примеру сего уже воскресшего «Первенца мертвых». Как в той, так и другой части обвинения Павел указывает лишь общие соприкосновенные с фарисейским учением стороны, независимо от христианского понимания дела, чем и достигает страстной защиты себя в разгоревшемся на этой почве споре. Бесподобно мудрый и искусный прием! Лучшая и сильнейшая защита! Деян.23:7 .  Когда же он сказал это, про­изошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание раз­делилось. Деян.23:8 .  Ибо саддукеи говорят, что нет воскресе­ния, ни Ангела, ни духа; а фарисеи при­знают и то и другое. «Произошла распря» – из дальнейшего видно ( Деян.23:9 ), что распря сильная и страстная, вполне оправдавшая надежды Павла. «Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа», с учением о которых тесно связано учение о воскресении. Ср. к Мф.3:7 ; подробнее о сектах сообщает Археол. Флав. XVIII, 1, 4; О войне Uyд. II, 8, 11 . Деян.23:9 .  Сделал­ся большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем про­тивиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.12:6 .  Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя во­инами, скован­ный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. «В ту ночь», т.е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра «Петр спал между двумя воинами», прикованный к ним двумя цепями, как полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII, 6, 7; Плин. Ер. X, 65). Деян.12:7 .  И вот, Ангел Го­с­по­день пред­стал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, про­будил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. «Свет осиял темницу» – φς λαμψεν εν τ οιχματι – слав.: «свет возсияя в храмине» – может быть, не во всей темнице, а собственно в том отделении ее, где спал Петр. Сон Петра в такие тревожные минуты был настолько крепок, что лишь толчок мог разбудить его. «Видишь – говорит Златоуст, – Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, как хотели его вывести на смерть, он спал, предав все Богу». Деян.12:8 .  И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. «Опояшься и обуйся». «Для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: «востани вскоре». Это – слова не смущающего, но убеждающего не медлить...» (Златоуст). Деян.12:12 .  И, осмотрев­шись, при­шел к дому Марии, матери Иоан­на, называемого Марком, где многие собрались и молились. «Иоанна, называемого Марком», который потом сопровождал Варнаву и Савла в Антиохию ( Деян.12:25 ). Существует несколько различных преданий об этом Иоанне Марке: по одним он – одно лицо с евангелистом Марком и Марком – племянником Варнавы ( Кол.4:10 ). Другие – отличают его и от св. Марка и племянника Варнавы (Чет.-Мин. 4 янв.). Третьи, отличая от св. Марка, считают племянником Варнавы (Чет.-Мин. 11 июня, житие Ап. Варнавы). Это разногласие, конечно, не может говорить против полной исторической достоверности повествуемого в настоящем месте книги Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010