804 То же самое читаем мы и о погребении епископа Александрии Петра (принял мученическую смерть в 311 г.; память 25 ноября). Верующие сопровождали его к могиле, держа в руках символы победы – пальмовые ветви и зажженные светильники, выражая радость небесной победы песнопениями и каждением ладана. 805 Симеон Солунский учит, что возжигание лампад и свечей символизирует «непрестанный Божественный свет...». «И кадило, ко Богу приносимое, ко умилостивлению есть отлежащему и показание благочестия его и православной жизни, благовоннейшая сущая яко чиста». 806 Святой Златоуст обобщает все сказанное выше следующими словами: «Или ты не видишь, что совершаем мы по отношению к прежде отшедшим? Мы выносим их с пением псалмов и гимнов, знаменуя через то благодарность Господу, надеваем на себя новые одежды, предзнаменуя новую одежду нашего нетления. Возливаем миро и елей, веруя, что миро Крещения сопутствует им, оказывая помощь в пути; провожаем их с фимиамом и восковыми свечами, показывая тем, что они, освободившись от настоящей мрачной жизни, направились к истинному свету; обращаем гроб к востоку, предзнаменуя таковым положением его воскресение тому, кто покоится в нем». 807 Кроме того, с древности существует благочестивый обычай возжигания лампад и свечей и каждения над могилами. Известно, например, что благочестивый христианин, захоронивший тело мученицы Зинаиды († I в.; память 11 октября), до самой своей смерти не изменял правшу «зажигать свечи и кадить над ее всечестными мощами». 808 780 Свт. Иоанн Златоуст . На Еванг. от Иоанна. Беседа 85, 5/ПСТ. Т. 8. С. 581. См. также: Его же. Беседы на псалмы, Псалом 48. Ст. 11/ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 254: «Чем великолепнее он был бы одет, тем обильнейшую доставил бы пищу для червей, тем больше возбудил бы жадность гроборасхитителей и покушения на его несчастное тело. Подлинно, чем больше он украшается, тем больше навлекает на себя оскорбления». 790 Омывание тела покойника является продолжением древнего обычая, известного со времен Гомера (Илиада. XVIII, 340–350, 353; XXIV, 580–582). Христианская Церковь приняла этот обычай. Так, в Новом Завете рассказывается об омовении христианами тела благочестивой ученицы Тавифы, которое затем убрали и положили в горнице ( Деян.9:37 ). В житиях различных святых и в особенности аскетов описывается, каким образом совершалось омовение покойника (о погребальных обычаях в Византии см.: J. Kyriakakis. Byzantine Burial Customs: Care of the Deceased from Death to the Prothesis//The Greek Orthodox Theological Review. Vol. XIX. No. 1. Spring. 1974. Brookline-Mass., USA. P. 45. 798 R. Knopf – G. Krüger. Ausgewähete Martyrerakten. Tübingen, 1929. C. 56. См. также греч. работу К. Спиридакиса о погребальных обычаях византийцев по данным житийной литературы/«Επιστ. »Επετ. Βυζ. Σπουδν. " Αθναι, 1950. Σ. 94. Читать далее Источник: Таинство смерти./Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Как Антиохийский Патриарх Григорий IV зaлoжuл основу русско-сирийской дружбы Лора Герд, Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела всеобщей истории Санкт-Петербургского института истории РАН, доцент кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Некогда процветающий город Римской империи, Антиохия, известен как место, где, согласно Деяниям святых апостолов, христиане впервые обрели свое именование (Деян. 11:26) Спустя три столетия там произносит свои пламенные проповеди Святитель Иоанн Златоуст. После арабского завоевания в VII в. город постепенно приходит в упадок и уступает место Дамаску. Туда и была перенесена патриаршая кафедра. Арабский язык постепенно вытесняет греческий и становится официальным языком богослужения. В XVII столетии Антиохийский патриарх Макарий дважды посещает Москву. С XVIII в. патриарший престол и большинство архиерейских кафедр замещаются греками. Одновременно в Сирии усиливается католическая пропаганда. Французским миссионерам удается привлечь в унию большое число православных арабов; в некоторых городах, например, в Алеппо, они составляли абсолютное большинство христианского населения. Греческие архиереи мало заботились о просвещении арабской паствы, которая в большинстве своем пребывала в бедности и невежестве. Такое положение вещей застал архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший Сирию в конце 1843 г. По поручению русского правительства он совершил поездку по стране, осмотрел и описал основные монастыри и церкви, познакомился с историей и положением Церкви. Его поездка положила начало нового этапа отношений России с Православным Востоком. Со второй четверти XIX в. Российская империя вступила в соревнование великих держав (в первую очередь Франции и Англии) за преобладание на Ближнем Востоке, «Восточный вопрос». В 1840 г. было основано русское консульство в Бейруте, а в 1847 г.—Русская духовная миссия в Иерусалиме. Начальник миссии архимандрит Порфирий написал много записок и представлений, которые легли в основу русской церковной политики в Сирии на протяжении многих десятилетий. Одним из основных тезисов его было стремление поддержать православное арабское население Антиохийского патриархата и дать ему равные возможности с греками.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

III:1—2). Из его речей, сохраненных для нас в Деяниях апостольских, мы видим, что он в синагоге умеет говорить от писания и затронуть национальные чувства и ожидания иудеев; в Афинах, среди язычников и философов, он обращается к естественному богопознанию человека и в нем находит пункты соприкосновения с откровенным учением, им проповедуемым. Другое свойство, отличающее апостола Павла, как общественного учителя, его диалектическая сила, видная в его посланиях и речах и засвидетельствованная священными историками. В Деяниях апостольских постоянно говорится о нем, что он состязался и препирался с людьми, не верующими тому, что он проповедовал (IX, 22—29; XV, 2; XVII, 17—18; XVIII, 4; XIX, 9), Мысль его, заметно, крепка была в спорах и любила разбирать возражения противников, и при этом разлагать их на частности, подмечать их ошибки и слабые стороны, едва уловимые, доводить их до заключений, явно не сообразных с истиной, и идти к предположенной цели путем длинных посылок и выводов, иногда довольно искусственных, как например, при доказательстве истинности воскресения мертвых (1 Кор. XV:12— 28), или при раскрытии учения об оправдании верой (Рим. V:6—21), или при стремлении довести афинян до понятия о Боге, как существе духовном (Деян. XVII:22—29). Природа апостола Павла была богатая, быстрая и стремительная: отсюда у него порывистое течение мыслей, не следующее прямому преднамеренному пути раскрытия предмета; отсюда повороты от одной стороны предмета к другой, усложняющие план его рассуждений; отсюда перестановки слов, затемняющие его речь; отсюда плодовитость его языка. В этом случае он отличается от других апостолов, говорящих обыкновенно прямо и коротко. Есть у св. Иринея лионского замечание об оригинальности стиля апостола Павла. В седьмой главе третьей книги против ересей он указывает не совсем обычную перестановку слов, допускаемую в речи апостолом Павлом, вводившую многих в заблуждение, и свидетельствует, что в ином, не дошедшем до нас, сочинении, он подробнее уяснил этот обычай Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что если новоначальный, по своей неопытности, попадет к ложному старцу и если этот новоначальный сколько-нибудь умен и читает Святых Отцов, то рано или поздно он обязательно поймет, что перед ним лжестарец, и уйдет от него. Чего мы хотим в духовной жизни, того мы и ищем в духовных руководителях. И Господь нам это посылает. Не надо забывать, что нас спасает Господь и Он посылает нам условия для спасения, в том числе духовных отцов. — А почему бывает так, что вокруг человека, несомненно, праведного поднимается ажиотаж, рассказывают про него множество сказок, говорят о таких чудесах, которые вызывают не веру, а наоборот — неверие и смущение? — Я думаю, что дьявол сейчас сменил свою тактику, потому что он совершенствуется во зле, лжи и клевете. Древних подвижников он в основном в глаза нахваливал и распространял о них человеческую славу, а за глаза клеветал на них. В Деяниях апостольских описан случай, когда апостолы при-шли в какое-то место, и бес, который жил в одной отроковице начал кричать: «Это рабы Бога Всевышнего, слушайте их». А поскольку апостолы знали, что от беса никогда ничего хорошего не происходит, они его изгнали. В результате подверглись преследованиям, так как эта отроковица своим прорицанием приносила денежный доход хозяевам, которые теперь его лишились (см. Деян. 16, 16—19). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит, что если бы они не изгнали беса, то было бы еще хуже, еще больше скорбей. Итак, повторю, если раньше дьявол в глаза всячески нахваливал подвижников, а за глаза распространял о них худую молву, то сейчас наоборот: он все время нахваливает подвижников человеческой похвалой за глаза, в результате чего их подлинные подвиги обрастают разными легендами, сказками, и, когда берешь книжку, например, о блаженной Матроне Московской, уже не знаешь, что там правда, а что вымысел. Я очень почитаю эту святую, но ни одного достоверного ее жития мне неизвестно. Часто бывает так: жил человек святой жизни, о нем написана книга, в которой собрано все, что было и чего не было, поскольку тот, кто составлял эту книгу, был недостаточно духовен для того, чтобы отличить подлинное от выдуманного разными экзальтированными почитателями, и в конце концов, читать такую книгу просто не хочется, так как нет веры в написанное. Лучше взять описания «Подвижников благочестия XVIII—XIX веков» или «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского,— там уж точно все подлинно. В результате мы о многих праведниках ничего не знаем и не почитаем их, поскольку для того, чтобы почитать, необходимо знать их настоящую, а не вымышл¬ную жизнь, истинные советы и наставления, которые они давали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

Архив Пн Представители Поместных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с Днем Крещения Руси 28 июля 2020 г. 20:47 28 июля 2020 года представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси приняли участие в праздновании дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, центром которого в Москве стала Патриаршая литургия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . В числе сослуживших Предстоятелю Русской Православной Церкви были митрополит Филиппопольский Нифон ( Антиохийская Православная Церковь ), епископ Моравичский Антоний ( Сербская Православная Церковь ), архимандрит Серафим (Шемятовский) ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). На праздничной трапезе после богослужения прозвучало, в частности, слово митрополита Филиппопольского Нифона, который, обратившись к Святейшему Патриарху Кириллу, подчеркнул: «Прославляя ныне князя Владимира, Крестителя Руси, мы, представители Поместных Церквей при Вашем престоле, поздравляем Вас с этим великим праздником, отмечая с почтением твердое решение народа Киевской Руси вслед за своим князем воплощать в себе слова апостола Павла, который молил, чтобы все сделались такими, как я (Деян. 26:29)». Христианство на Руси приобрело особую духовную силу, укрепило в народе любовь к отечеству, дало миссионеров, которые проповедовали Православие в других странах, обогатило мир святыми, которые ныне предстоят за нас перед Престолом Божиим, констатировал владыка Нифон. «На протяжении веков православная Русь была опорой для других Поместных Церквей, и мы никогда не забудем ее братскую помощь во времена оттоманской агрессии», — засвидетельствовал он, упомянув, в частности, о создании в 1848 году Антиохийского подворья в Москве «для обеспечения нужд Антиохийского Патриархата, который терпел бедствие в XVIII-XIX веках». «И все последующие Синоды, митрополиты и Патриархи Московские поддерживали эту священную миссию помощи нашей Антиохийской Церкви и другим Церквам-Сестрам», — подчеркнул иерарх.

http://patriarchia.ru/db/text/5670254.ht...

Говоря о «пленении царя варваров», Сократ, возможно, имеет в виду также события весны 361 г., когда Юлиану хитростью удалось захватить вождя аламанов Вадомария.    Митра — в иранской мифологии бог солнца. В эллинистическом культе отождествлялся с Зевсом и Гелиосом.    Речь идет об арианском епископе Александрии Георгии Каппадокийском. Мятеж александрийцев произошел в декабре 361 г.    Александра Македонского    Очевидно, по линии матери Юлиана Василины.    Александрийский собор состоялся в первой половине 362 г. На этом соборе ортодоксальных епископов была предпринята попытка компромисса с умеренным арианством. Было предложено отказаться от использования терминов «сущность» и «ипостась», кроме как в полемических целях против савеллианства, чтобы подчеркнуть триединство членов Троицы.    Ириней Лионский ок. 130—202 — один из первых отцов церкви, автор «Пяти книг против ересей». О Клименте Александрийском см. прим. 50 ко Второй книге. Аполлинарий Иерапольский II в. — знаменитый апологет, епископ Иераполя во Фригии. Серапион сер. II в.-ок. 213 — епископ Антиохии, христианский писатель эпохи Северов, обличитель ересей.    Речь идет о совместном труде Евсевия Кесарийского и его учителя Памфила «Апология Оригена», написанном в 308 г. Этот труд не дошел до нас.    Саул — первый царь Израиля, враг Давида, победителя филистимлян и будущего царя 1 Цар. ХХП.    Иаков, сын Исаака, хитростью получив отцовское благословение, предназначавшееся первенцу, бежал от гнева своего старшего брата Исава Быт. XXVII-XXVIII. Моисей, убивший египтянина, скрылся от фараона в земле мадиамской, области к востоку от Красного моря Ucx.II.12—15.    Священник Авимелех дал убегающему от Саула Давиду священные хлеба и меч Голиафа 1 Цap.XXI.    Илия, убивший 850 жрецов Ваала, бежал от гнева израильских царей Ахаава и Иезавели в пустыню Иудейскую III Цар. XIX.    Управляющий царским дворцом Авдий скрыл в пещерах 100 пророков, преследуемых Иезавелью III Цap.XVIII.3—4.    См. Деян. IX.23—25.    Речь идет об одном их крупнейших отцов церкви IV в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В 2006 г. было окончательно доказано, что греч. минускул 2427 с т. н. архаичной редакцией М., который до 27-го изд. НЗ Нестле-Аланда включительно числился среди основных свидетелей текста Евангелия от Марка (благодаря авторитету Э. К. Колуэлла, к-рый обнаружил близость текста минускула с Ватиканским кодексом), является подделкой кон. XIX в. Эта рукопись миниатюрного формата была обнаружена в 1919 г. в собрании афинского коллекционера и торговца древностями И. Аскитопулоса после его смерти. Благодаря применению совр. методов исследования выяснилось, что при изготовлении миниатюр этой рукописи был использован пигмент, к-рый стал производиться только с нач. XVIII в., а сам текст кодекса заимствован из издания греч. НЗ Ф. К. Буттманна (1860), который в свою очередь опирался на публикацию НЗ кард. А. Маи по Ватиканскому кодексу. С т. зр. текстологии наиболее проблемными местами известного ныне текста Евангелия от Марка являются его начало и окончание. Прежде всего вызывает вопрос, следует ли рассматривать первые слова этого Евангелия (Мк 1. 1) как титул всей книги (inscriptio) (ср.: Тов 1. 1; Еккл 1. 1; Притч 1. 1) или как инципит основного текста (ср.: Tac. Hist. I 1), поскольку следующий стих (Мк 1. 2) начинается сравнительным союзом καθς, к-рый не может стоять в начале нового предложения. Слово ρχ можно понять как указание на начало лит. текста, называемого Евангелием (хотя более вероятно, что это слово означает здесь не жанр, а саму Благую весть Иисуса Христа и совершённое Им спасение), как указание на начало исторических событий, связанных с явлением Мессии (ср.: Деян 10. 37), как указание на начало евангельской проповеди (ср.: Флп 4. 14) и как раннехрист. топос (Лк 1. 2; Ин 1. 1; 1 Ин 1. 1). Подобная многозначность ρχ допустима и иногда встречается в античной лит-ре (ср.: Philo. De opif. 1. 3). Однако отсутствие полноценного пролога (проимия), характерного для античной традиции и в том или ином виде присутствующего в др. новозаветных текстах, и начало повествования с цитаты из Свящ. Писания допускают вероятность повреждения первоначального текста. Если стихи Мк 1. 2-3, содержащие ветхозаветные цитаты, являются интерполяцией, первоначальный текст Евангелия мог иметь такой смысл: «Началом Евангелия Иисуса Христа явился Иоанн, крестящий в пустыне…»

http://pravenc.ru/text/2562164.html

200 Ириней Лионский ок. 130—202 — один из первых отцов церкви, автор «Пяти книг против ересей». О Клименте Александрийском см. прим. 50 ко Второй книге. Аполлинарий Иерапольский II в . — знаменитый апологет, епископ Иераполя во Фригии. Серапион сер. II в.-ок. 213 — епископ Антиохии, христианский писатель эпохи Северов, обличитель ересей. 201 Речь идет о совместном труде Евсевия Кесарийского и его учителя Памфила «Апология Оригена», написанном в 308 г. Этот труд не дошел до нас. 202 Саул — первый царь Израиля, враг Давида, победителя филистимлян и будущего царя 1 Цар. ХХП . 203 Иаков, сын Исаака, хитростью получив отцовское благословение, предназначавшееся первенцу, бежал от гнева своего старшего брата Исава Быт. XXVII-XXVIII . Моисей, убивший египтянина, скрылся от фараона в земле мадиамской, области к востоку от Красного моря Ucx.II.12—15 . 204 Священник Авимелех дал убегающему от Саула Давиду священные хлеба и меч Голиафа 1 Цap.XXI . 205 Илия, убивший 850 жрецов Ваала, бежал от гнева израильских царей Ахаава и Иезавели в пустыню Иудейскую III Цар. XIX . 206 Управляющий царским дворцом Авдий скрыл в пещерах 100 пророков, преследуемых Иезавелью III Цap.XVIII.3—4 . 207 См. Деян. IX.23—25. 208 Речь идет об одном их крупнейших отцов церкви IV в. Иларии из Пуатье. Вторая Аквитания — римская провинция в Галлии на берегу Бискайского залива между Луарой и Гаронной. 209 Один из самых антихристианских актов Юлиана, закон 17 июня 362 г., требовал, чтобы лица, желающие заниматься педагогической деятельностью, получали лицензию на преподавание от местных городских советов или от самого императора. В обосновании этого закона говорилось, что ни один христианин, который преподает античных авторов, не может соответствовать предъявленным к педагогам моральным стандартам, ибо он учит тому, во что сам не верит. Следовательно, такой человек должен отказаться или от своей веры, или от преподавательского ремесла. 210 На этот раз Афанасий занимал епископский престол всего несколько месяцев 362 г. В 362—363 гг. до самой смерти Юлиана он скрывался в Александрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

II:20, 27; 2 Кор. I:21 – 22). Для продолжения жизни естественной нужна пища и питие: так и в духовной жизни нужна духовная пища и духовное питие, которые и подаются в причащении (Иоан. VI:48 – 58. Сн. Мф. XXVI:26 – 28). Человек в настоящем поврежденном своем состоянии легко может впадать в разные погрешности, которые не могут не тяготит его совести, и ему нужно прощение в них от Бога: церковь и подает ему это в покаянии (Мф. XVIII, 18; Иоан. XX:22 – 23; 1 Иоан. I:8 – 9). Человек, осужденный на изнурительные труды, при телесной своей немощи легко может подвергаться тяжким болезням и имеет здесь особенную нужду в помощи: церковь в елеосвящении подает ему исцелеше от болезней телесных чрез исцеление от духовных (Иак. V:14 – 15). Как важно для общества и церкви состояние супружества, и как много между тем может предстоять здесь опасностей и искушений! Церковь, торжественно благословляя брак , испрашивает при этом брачущимся особенную благодать и помощь от Бога (Быт. I:27 – 28; II, 23 – 24; Мф. XIX:4 – 6; Ефес. V:22 – 25, 31—32; 1 Тим. IV:3 – 5). Как важно, наконец, для церкви и для всего человечества состояние и служение священства, и как необходима особенная благодать и помощь Божия при великой важности и многотрудности обязанностей! И вот в таинстве священства сообщается и сему состоянию особенная благодать и помощь от Бога (Деян. XX:28; Ефес. IV:11 – 12; Деян. XIV:23; 1 Тим. 14; 2 Тим. I:6. „Прав. испов.», отв. на вопр. 29. „Посл. вост. патр. о прав. вере“, чл. 15. „Простр. хр кат.“, чл. 10, м. Макар. „Руков. к изуч. хр. прав. богосл.», чл. 111. О Таин 1869 г., § 134. Его же „Прав. догм. .бог.“, т. IV и V о Таинст. ц. сн. Филар Черн. „Догм. бог.“, ч. 2. Сн. „Историко-догматич. изслед. “ А. Л. Катанского 1877 г.) 231 Эти тексты необходимо знать наизусть готовящемуся защищать православие пред мнимыми старообрядцами и сектантами. 232 Примеч. Для чего Господь наш И. Христос крестился от Иоанна? Господь пришел креститься на Иордан к Иоанну не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010