По разлучении души с телом, тотчас же тело почившего омывают, как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности. Основанием благочестивого обычая омывать тела умерших служит для христиан пример Спасителя, пречистое тело Которого 4 , по снятии со креста, было омыто и пример христиан времен апостольских ( Деян.9:37 ст.). Потом почившего одевают в новую белую одежду или в одежду звания и должности. Чистые белые одежды, в которые облечен усопший, знаменуют то, что он приготовился предстать суду Божию и желает остаться на этом суде чистым, убеленным пречистой кровью закланного за нас Агнца Божия, желает быть причисленным к тому народу многому, его же изчести никтоже может, от всякого языка и колена и людей и племен, стоящему пред престолом и пред Агнцем, облеченному в ризы белы, как видел это тайнозритель Иоанн Богослов (Апокалипс. VII 9 ст.). В одежду звания или должности облекают почившего во свидетельство веры нашей в воскресение мертвых и будущий суд, на котором каждый из нас даст Богу ответ в том, как пребывал в звании, в которое призван был. В новую одежду облекали в самой глубокой древности (ев. Лук.23:53 ). Одежда эта состояла из сорочки (плащаницы), которую связывали повязками, как пеленают младенцев и из головной повязки, покрывавшей не только лицо, но и всю верхнюю часть тела 5 . Но был в древности обычай облекать почившего и в одежду их звания и должности; так, например император Константин Великий погребен был в багрянице и диадеме 6 . Омытое и облаченное тело, или по требнику «мощи» умершего полагаются во гроб, который предварительно окропляется извнутри и со-вне святой водою, в ознаменование того, что это домовище, в котором тело усопшего будет покоиться до второго пришествия Христова, освящено благодатью Христовой и служит достойным вместилищем того, кто веровал в Господа Иисуса и любил Его всем сердцем. Относительно древности обычая полагать умерших в гробы такого вида и устройства, какие они имеют у нас в настоящее время, т. е. вид ящиков четвероугольной, продолговатой формы, закрываемых сверху крышкой, нужно заметить, что он явился не ранее IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Апостол и Евангелие различаются как две части новозаветного писания 6, 11. Ариане – еретики, отрицающие божество Сына Божия I. 1. в. 37, – не только близки к нечестию иудеев, но и превышают их тем, —324— что те распяли Христа по плоти, а эти неистовствуют против самой неизреченной природы Слова 4, 6. а. Арианин – еретик: обличается его еретичество и нечестие 8, 19, – христоборный зверь, – приводятся его слова и опровергаются 8, 28. д. 294 дал. –10, 30. б. –10, 33, –12, 27–28. Арий – еретик, его иудейское нечестие, – его последователи, отрицающие божество Сына Божия I. 1. в. 28–29. Архипастырь – Христос 16, 15–17. Архиереи вместе с фарисеями были главными врагами Христа 7, 32. б др., – один из архиереев бил Ап. Павла ( Деян.23:2 ) 15, 22, – архиереи заслуживают осуждения как губители не только своих душ, но и подвластного им народа 19, 15. б ср. Анна и Каиафа. Аскетизм без любви – ничто 13, 35. Ассириане 7, 30. 192. Ахав царь израильский: история его и его потомства, долготерпение Божие к нему 9, 2–3. 408–410. Б Батт или Ватт (Βττος) – Кирфнский царь заика, отсюда: Βαττολογεν, Βατταρζειν – заикаться, картавить, многословить, болтать, βτταλος – насмешливое прозвище Демосфена за недостаток его речи. Евр. и , корень очевидно звукоподражательный 8, 39. Багряница, в которую облечен был Христос, есть символ будущего царства Христова над всем миром 19, 1–3. Бессмертие и нетление: Христос, как Жизнь по природе, чрез Свою животворную Плоть, скрывает в нас жизнь и влагает бессмертие, как бы некое семя, всецело уничтожающее в нас тление, подобно тому как огонь сохраняют в искре, на которую насыпают много мякины. 6, 54. Беседу о предметах высоких и важных не должно вести мимоходом 1, 39. а. Бич, коим Господь изгнал из храма торговцев и скот означает наказание, подобающее рабам, не принявшим Сына, даровавшего людям свободу 2, 15. а, – или служит образом отвержения иудеев 2, 14. б. Благо. Первоисточник всякого блага и добродетели есть Верховная Сущность, из Коей они изливаются в нас, как созданных по образу Её 6, 38–39. 14. Совершеннейшее во всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещаемом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, каким образом он благодатью Божией становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как может человек в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира. И тогда на основании православной антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапостольства, возникает миссиология, богословие миссии. Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос, – образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения. Этому образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по двое и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления ( Лк. 10:1–9 ). В Евангелии Иисусом Христом даны совершенные образы и доброго самарянина ( Лк.10:25–37 ), и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы свои ( Ин. 10:1–16 ). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 19 ). Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей ( Деян. 2 ), и здесь же, в Сионской горнице, явлено миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святого раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. В этот же период сложились основные принципы миссионерства. • Проповедь благой евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим. • Проповедник – только сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему они и спрашивали своего Учителя: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). Вера в близость парусии красной нитью проходит через послания апостольские. Ап. Иаков призывает своих читателей к долготерпению, потому что «приближается пришествие Господне» (τι παρουσα το κυρου γγικεν) и убеждает их не судить друг друга, ибо «вот, Судия стоит у дверей» ( Иак.5:7–9 ). Также и ап. Пётр, призывая христиан к терпению в страданиях и бодрствованию в молитвах, говорит: «но близок уже всему конец» (πντων δ τ τλος γγικεν 1Пет.4:7 ), потому что скоро должен начаться суд ( 1Пет.4:17, 18 , ср. ст. 13), Господь «готов уже ныне судить живых и мёртвых» ( 1Пет.4:5 ). Ожидание близкой парусии Господней сообщило своеобразный характер нравственному учению (этике) св. ап. Павла. В виду «сокращённости» или «краткости времени», оставшегося до пришествия Господня и конца этого мира, Апостол убеждает коринфских христиан прекратить все земные отношения: «Сие же говорю, братие, ибо время сокращено есть. Поэтому и имеющие жён, – да будут как не имеющие: и плачущие да будут как не плачущие: и радующиеся как не радующиеся; и покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся, ибо преходит образ мира сего» ( 1Кор.7:29–31 ). С другой стороны, такие выражения Апостола, как: «День приблизился» ( Рим.13:12 ) или: «Господь близ» ( Фил.4:5 ), могли быть истолкованы верующими, при общем сильном эсхатологическом возбуждении, как указания на близость второго пришествия Господня, хотя эти слова в устах ап. Павла обозначают духовное присутствие Христа в сердцах верующих, отмечают наличность в них благодатных даров Св. Духа. В послании к Евреям Апостол приглашает своих читателей к усилению своего подвига – и «толико паче, елико видите приближающийся день (судный)» ( Евр.10:25 ), и несколько ниже, призывая читателей к терпению, цитирует из пр. Аввакума ( Авв.2:3 ): «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит» ( Евр.10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Как далеко ушел от богословского понимания общеупотребительный смысл слова “миссия”, и каков его общепринятый смысл в современном русском языке? Согласно толковому словарю Ушакова основные значения следующие: поручение, задание; предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль кого- или чего-либо; постоянное дипломатическое представительство; представители одного государства, посылаемые в другое государство со специальной целью. Лишь пятое значение в словаре имеет церковный смысл – миссионерская организация. Таким образом, богословское, церковное понятие вошло в современный литературный язык со значением высокого служения. Мы, православные, глубоко убеждены, что Церковь в современном обществе, как и всегда прежде, на протяжении уже почти двух тысячелетий, имеет чрезвычайное миссионерское предназначение, которое не сводится только лишь к тому, чтобы способствовать обращению в христианство не христиан. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром. Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос. Этому Образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по два и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления ( Лк.10:1–9 ). Им даны и совершенные образы доброго самарянина ( Лк.25:37 ) и доброго пастыря, полагающего душу свою за своих овец ( Ин.10:1–16 ). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19 ). Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей ( Деян.2 ). И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святаго раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссионерства :

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Но Бог не умолк. Слова Иисуса о непрощаемой вовеки хуле на Духа Божия свидетельствуют об обратном: Дух Божий снова открывает Бога, Он действует здесь и сейчас в Иисусе. Поэтому речь здесь идет не о конкретном нравственном поступке человека, а о грехе против откровения Божия. Не подлежит прощению лишь отвержение прощения (Мф. 11, 20-24; Деян. 2, 38). Так раввинистическая казуистика разбивается о Евангелие. Награда? Точно так же Иисус пресекает и присущую иудаизму идею заслуг. Насколько развита была эта идея среди иудеев, указывают слова Иоанна Предтечи, с которыми он встретил идущих к нему креститься фарисеев и саддукеев: «Порождения ехиднины (букв. „змеиное отродье“)! И не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму“» (Мф. 3, 7, 9). Иисус учит совершенно обратному: перед Богом у человека не может быть и вообще не существует никаких заслуг (см. Лк. 17, 10)! Абсолютная новизна этого утверждения особо выделяется на общем фоне общепринятой этики древнего иудаизма. Главным для нее было представление о том, что движущей силой поступков является надежда на награду от Бога. Суть нравственного поведения — это накапливание заслуг, приобретаемых по причине исполнения заповедей и добровольных добрых дел. Именно здесь вскрывает себя основной нерв фарисейского иудаизма — это религия воздаяния по делам. Иисус тоже говорит о награде и говорит об этом часто. И если мы сопоставим образы, задействованные в этих высказываниях, может сложиться впечатление даже о некоей преемственности с образами фарисейского иудаизма. Например, тот же образ сокровищ на небе (Мф. 6, 20), степени награды («великая», Мф. 5, 12), наличие почетных мест справа и слева от Иисуса (Мк. 10, 40). Но впечатление это обманчиво: известно, что религиозный язык отличается консервативностью, и именно в полемике отталкиваются от языка своего противника. Иисус опирается на присущую Его времени манеру говорить, используя образы той эпохи, но помещает их в совершенно иную смысловую атмосферу. Ярким примером тому служит высказывание Иисуса (Мф. 6, 1 слл.) о милостыне, имеющее ярко выраженную полемическую окраску: подав ее, сразу забудь об этом, только тогда ты получишь награду от Отца. Ученики Иисуса должны просто забывать содеянное ими добро. Та же мысль присутствует и в притче о последнем Суде (Мф. 25, 37-40), где оправданные удивлены упоминанием о делах милосердия, благодаря которым они обрели спасение.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

После крещения Иисус Христос пошел в пустыню и там сорок дней и сорок ночей ничего не ел и был искушаем сатаною; три раза приступал сатана ко Христу с искушением, и три раза Христос препобедил искушение и отразил искусителя (см.: Мф.4:1–11 ). Ради нас Христос постился, ради нас испытывал сатанинское искушение. Наш прародитель Адам согрешил невоздержанием, вкусивши запрещенного плода; а Христос искупил грех его сорокадневным постом. Адам был искушаем сатаною и не устоял против искушения; за него Христос, Сын Божий, подвергся искушению чрез того же сатану и победил искусителя. И нам Христос показал на Себе образ того, что кто хочет работать Господу, тот также будет подвергаться искушению. Но как Христос победил искусителя, так и мы, подражая Ему, когда постигнут нас искушения, будем побеждать их при помощи Божией, Божественною силою, Словом Божиим и молитвою. В память сорокадневного поста Христова установлен великий пост пред Пасхою, называемый четыредесятницей. Возвратившись из пустыни, Господь Иисус Христос начал проповедовать Евангелие о том, что приблизилось Царство Божие ( Мф.4:17 ). И ходил Господь из града в град по всем селениям, всех учил, всем добро творил. И стал приходить к Нему народ и повсюду ходить за ним. Одни приходили к Нему, чтобы слышать Его учение, другие, чтобы исцелиться от болезней своих. Иисус Христос учил, что путь на небо тесен (см.: Мф.7:14 ): многими скорбями нужно входить в царство небесное (ср.: Деян.14:22 ); а широкий путь ведет в погибель ( Мф.7:13 ). В царство небесное войдут те, кто кается и плачет о грехах, – смиренные духом, кроткие, милостивые (см.: Мф.5:3–10 ), кто желает угождения Богу, как голодный – хлеба, кто прощает обиды, кто не желает другому того, чего себе не желает. – Но трудно войти в Царствие Божие богатым ( Мф.19:23 ), немилостивым; горе пресыщенным – они взалчут и возжаждут; горе смеющимся ныне, они восплачут и возрыдают ( Лк.6:25 ). Лучше потерять глаз, лишиться руки или ноги, чтобы не согрешить и войти в царство небесное, чем согрешившему с глазами, с руками и ногами быть вверженну в геенну огненную, где червь... не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43–48 ), Иисус Христос учил, что больше всех заповедей есть та, чтобы любить Бога больше всего и любить всякого человека, как себя самого ( Мф.22:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение)   Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Неделя св. Пятидесятницы (Деян 2:1–11; Ин 7:37–52; 8:12). Совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет 1:2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19–20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки». Понедельник (Еф 5:9–19; Мф 18:10–20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва, Отче!» Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Русский перевод: Моими помыслами впав в руки разбойников, стал я пленником умом и люто уязвленным, всю мою душу изранив, и с тех пор лежу обнаженным от добродетелей на жизненном пути. Священник же, увидев меня, неизлечимо больного от ран, возгнушавшись, не обратил ко мне взор; потом и левит, увидев меня и не стерпев растлевающую душу болезнь, прошел мимо. Ты же, Христе Боже, благоволивший придти не от Самарии, но от Марии воплотиться, человеколюбием Твоим подай мне исцеление, изливая на меня великую Твою милость! (стихира на «Господи, воззвах» в среду вечера 5-й седмицы) Но разве дух законничества и мертвой буквы так уж исчез за последующие две тысячи лет христианства? « Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев , — говорил Христос самарянке у колодца Иаковлева. — Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе » (Ин. 4, 22-23). Ищет… но не всегда находит: нивы побелели, но « жатвы много, а делателей мало » (Мф. 9, 37), причем по-прежнему мало, и вряд ли больше стало. И если те, кого Он избрал, кого « поставил блюстителями, пасти Церковь…, которую Он приобрел Себе Кровию Своею » (Деян. 20, 28), оказываются не на высоте и подпадают под влияние духа «века сего» и духа законничества, Бог открывается и действует в мире уже не только и не столько через Своих основных избранников, сколько помимо них. И это касалось не только ветхозаветного Израиля, но происходит всю нашу христианскую историю. Божественная истина не может быть отделима от Божьей любви и ее практического земного воплощения. Поэтому когда утверждают, что «Православие хранит истину», «Церковь знает истину», то тут, вслед за Понтием Пилатом, задавшим вопрос «Что есть истина?», поневоле нужно договориться о термине. Если истина в духовном значении не «ЧТО» (не безличный абстрактный набор теорий, утверждений и идей), а «КТО» (то есть личностная, живая, динамичная в общении и явленная во Христе как воплощенном Слове), тогда основная истина Евангелия нам открыта не в теоретических постулатах, а в практическом действии. Не столько нам открыто, как мыслить и рассуждать, сколько как действовать и жить.

http://pravmir.ru/primer-miloserdnogo-sa...

Ряд восстаний, поднимавшихся иудеями во имя ложно понятой мессианской идеи, начался ещё во время Ирода великого, когда произвёл смуту Езекия, отец Иуды Галилеянина 3 . По смерти Ирода, вся Иудея, как сообщает И. Флавий, была наполнена разбоями, и каждая волна мятежников провозглашала себе особенных царей 4 . В основе этого брожения, без сомнения, лежали мессианские мечты. По крайней мере, Иуда Галилеянин, два раза поднимавший восстание и имевший «самые дерзновенные замыслы» (И. Флавий), был не простой революционер, а человек проникнутый теократическими стремлениями. Возмущение Иуды Галилеянина, как известно, впоследствии ставилось в параллель с движением, произведённым проповедью Иисуса Христа ( Деян.5:37 ). Сам Господь Иисус, Христос, предвидел выступление лжемессий и предупредил о них своих учеников. «Восстанут», говорил Он, «лжехристы и лжеепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных... Итак, если скажут вам: вот Он в пустыне, не выходите; вот Он в потаенных комнатах, не верьте» ( Мф.24:24–26 ; ср. Лк.18:22 ). И действительно, в течение сорокалетнего периода, протекшего от основания Церкви до разрушения Иерусалима, явился целый ряд ложных пророков, быстро сходивших со сцены, но успевавших, тем не менее, вызывать народное брожение. Так, в правление Кусния Фада возникло движение иудеев под предводительством Февды, который выдавал себя за пророка и увёл толпы народа к Иордану, чтобы совершить здесь чудесный переход через реку 5 . В правление Феликса, «прелестники и обманщики», выдавая себя за вдохновенных от Бога людей, уводили легковерных в пустыню, чтобы показать там знамения скорого освобождения 6 . Около того же времени один египтянин, выдававший себя за пророка, привлёк на свою сторону до 30000 иудеев, и повел эту толпу на гору Елеонскую, обещаясь показать, как по его слову падут стены Иерусалима 7 . Народное движение, приведшее к войне с Римлянами в 70 г., также возникло главным образом на почве ложных мессианских чаяний. «Что особенно возбуждало (иудеев) предпринять эту войну», говорит И. Флавий, «так это содержащееся в их священных книгах неясное предсказание, будто около этого времени один из их соотечественников будет правителем всей обитаемой земли. Это предсказание, по мнению иудеев, относилось главным образом к ним, и многие из мудрых мужей были введены в заблуждение» 8 . Надежда на внезапное явление Мессии для спасения не покидала народа, несмотря на очевидно неблагоприятный исход войны. Руководители восстания сами заботились о поддержании этих надежд и с этою целью посылали в толпу ложных пророков, возвещавших о скорой помощи Божией. Даже в самый день сожжения храма один ложный пророк уверял всех, что Бог повелел народу войти в храм, чтобы увидеть там знамение спасения 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010