3) Ин.4:21–24 . «Иисус говорит ей (Самарянке): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» . Приведенное свидетельство имеет в виду не храмы, а только места, на которых строят храмы. Дело в том, что Самаряне хотели построить храм на горе Гаразин, а Иудеи возбраняли это, доказывая, что храму можно быть только в Иерусалиме. При этом Иудеи опирались на древний закон, который за поведывал покланяться Богу только на том месте, какое изберет Господь ( Втор.12:11 ). Разумеется, этот ветхозаветный закон с наступлением Нового Завета должен был потерять свое значение. Вот почему Спаситель и говорит Самарянке, что теперь с наступлением Нового Завета вопрос о месте, на котором можно строить храм, не имеет смысла; теперь «и не на горе (только) сей и не в Иерусалиме (только) » будете покланяться Отцу, а значит, везде, где захотите, на всяком месте. Почему? Да потому, что Бог есть дух, Он везде, на всяком месте, следовательно, на всяком месте можно обращаться с молитвою к Богу, иначе говоря, на всяком месте можно строить храм. Тем не менее град Иерусалим, именно со времени совершившихся здесь Христовых страданий, является для христиан высшею святынею, почему и в Святом Евангелии он именуется Святым градом ( Мф.27:53 ). Далее сектанты говорят, будто храмы бесполезны еще и потому, что Господь якобы не имеет там Своего присутствия. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Св. Писания. 4) Деян.7:48–50 . «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо – престол Мой, и земли – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего»? Приведенные слова были сказаны Святым архидиаконом Стефаном из пророка Исаии, который не только не отрицал значения храма Божия, по считал его местом постоянного пребывания Божия ( Ис.6:1; 66:6 ) и предсказал Славу храма новозаветного в Иерусалиме ( Ис.2:3 ). О святом же Стефане, как о противнике храма, говорили, ложные свидетели ( Деян.6:13 ), которые и уподобляются сектантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В западной библеистике вокруг этого места Писания развернулась большая дискуссия, в основном из-за 4-го стиха. Было предложено несколько вариантов перевода и толкования. По одному из них, вселенная нема и не является откровением. По другому толкованию, хотя природа и содержит общее откровение, но из-за греха это откровение невозможно принять и понять. Третье толкование говорит о том, что в природе не существует общего откровения, но те, кто уже познал Бога, видит Его в творении с помощью особого откровения. Однако наиболее верен следующий вариант: «Нет языка и нет наречия, на которых это послание не было бы слышно». Этот перевод подчёркивает, что объективное общее Откровение существует, но не представлено письменным или устным языком. Напротив, оно выражено на языке природы, который превосходит любой человеческий язык, оно распространилось до края земли и доступно человечеству 52 . Иов восклицает: «спроси у скота – и научит тебя, у птицы небесной – и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12:7–9 ). Священное Писание Нового Завета так же свидетельствует об универсальности общего Откровения. Св. ап. Павел говорит об обращении «к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» ( Деян.14:15–17 ). Он объяснял греческим философам: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» ( Деян.17:24–25 ). Этим он учит, что Бог есть Творец и Правитель вселенной, самодостаточный источник жизни и податель благ, разумная Личность, планирующая Свою деятельность, участвующая в жизни мира и являющаяся источником и основой человеческого бытия 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

– Выражение указывает не на естественное только мужественное спокойствие Стефана или торжествующее одушевление, но на необычайную сверхъестественную светлость его лица, выражавшую нечто ангелоподобное. Если и прежде Стефан исполнен был Духа Св. и благодати (ст. 8), то в эту решительную и торжественную минуту он, без сомнения, удостоился особенного озарения от Духа Св., от которого преобразился даже внешний вид его, став ангелоподобным. Если даже при естественном особенном воодушевлении в особенно великие минуты жизни изменяется, просветляется, одухотворяется внешний вид человека, то преимущественно это должно быть при особенном наитии Духа Св. на человека, и потому нет ничего неестественного в том, что сами враги Стефана в эту минуту поражены были (почему и замечает о сем дееписатель) ангелоподобной светлостью лица его (ср. Злат. и Феофил). Глава 7 Речь архидиакона Стефана (1–53) 1. Тогда сказал первосвященник: так ли это? 2. Но он сказал: мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3. И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда, как присутствовавшие в синедрионе, вероятно не без удивления, видя ангелоподобную светлость в лице Стефана, молчали, первосвященник – председатель собрания, прерывая это молчание, требует от обвиняемого ответа на то, в чем его обвиняют. – Так ли это: говорил ли ты то, о чем говорят свидетели ( Деян.6:11 ; Деян.6:13–14 ), признаешь ли справедливость того, в чем тебя обвиняют, или нет? Но он сказал: вместо прямого ответа на вопрос первосвященника, Стефан произнес перед синедрионом длинную речь, в которой сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключение сказал несколько изобличительных слов против неправедных судей Стефана. Как относится эта речь к защите Стефана от обвинений, возведенных на него? Стефана обвиняли в произнесении хульных слов на Моисея и на Бога и в том, что, по его словам, Иисус Назорей разрушит храм и отменит закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

( Деян.1:1-12 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?». 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью. 8 Но когда на вас сойдет Дух Святой, тогда вы примете Его силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли». 9 И сказав это, Он был поднят, а они смотрели на Него. И облако подхватило Его, унося Его прочь от глаз их. 10 И они продолжали взирать на небо, куда Он ушел. И смотри! – Два человека в белых одеждах предстали перед ними 11 и сказали: «Мужи Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, каким Он на ваших глазах ушел на небо». 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, которая называется Масличной и находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых Апостолов Евангелиста Луки. Только этот Евангелист сообщает нам о Вознесении, причем дважды: в своем Евангелии ( Лк.24:50-53 ) и в Книге Деяний ( Деян.1:9-11 ). В последнем случае всего в трех стихах! Но они для Евангелиста имели очень большое значение. Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего Воскресения являлся Своим ученикам, почему этот уход празднуется как великое и радостное событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» ( Лк.24:52 ). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, в религиозном сознании оно было и остается сферой Божественного.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

ж) пребывание ап. Павла на острове Мелит. Реакция туземцев на чудесное избавление апостола от смерти свидетельствует о чисто языческом восприятии подобных чудес. К тому же в тексте оригинала (28:4) вместо не вполне естественно звучащего в устах язычников выражения «суд Божий» употреблено имя Дике – греческой богини справедливости. Исцеление ап. Павлом отца Публия и других обитателей острова 3) встреча апостола христианами в Путеоле, а затем и в Риме свидетельствует о существовании в Италии уже в то время значительных христианских общин, по-видимому, обязанных своим возникновением деятельности ряда неизвестных нам раннехристианских проповедников. Послание ап. Павла к римлянам свидетельствует об этом же, так как написано оно было во время третьего миссионерского путешествия, еще до первого посещения апостолом столицы империи и) беседа ап. Павла с римскими иудеями. Неверие иудеев ап. Павел обличает словами пророка Исаии, указывающими на сознательный, богоборческий характер этого неверия к) свидетельство о проповеди ап. Павла в Риме. На фоне неверия большинства иудеев особенно значимым является сообщение Дееписателя об успешной проповеди язычникам в течение всего срока пребывания ап. Павла в Риме. Таким образом, исполняется слово Христово в Деян. 1:8 . «будете Мне свидетелями... до края землия» Стихи для узнавания Деян. 2:15 – 17а они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть... 4:11 – 12 Он есть камень, пренебреженный вами зиждушими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 7:51 – 53 Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Искупительной жертвой Иисуса Христа небесные обители открылись для душ усопших праведников: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22,23 ). Таким образом, мы получили возможность почитать и изображать и Бога Сына, и ангелов, и святых и праведных, чьи души водворены Господом в небесные чертоги, так как Бог возвысил… славу всех святых Своих ( Пс.148:14 ) и повелел: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). И Православная Церковь, судя по христианской жизни и смерти человека, определяет его святым, полагая веру его достойной подражания, поминает его память в установленный день и создаёт его иконографическое изображение. Причём, «икона изображает не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Потому что самый смысл иконы в том, чтобы показать нам наследников нетления, наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни» (11). Церковь обращает к святым свои молитвы, потому что они ходатайствуют перед Богом о живых людях: Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их… ( Вар.3:4 ). 8. Святые апостолы, как первые ученики и последователи Иисуса Христа, всегда ходили в храм Иерусалимский, где находились священные изображения, для молитвы: и возвратились в Иерусалим с великой радостью, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лук.24:52-53 ). Апостол Павел свидетельствует о себе, что он неоднократно ходил в храм Иерусалимский для поклонения Богу: когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме… ( Деян.22:17 ), ты можешь узнать, что не более двадцати дней тому, как я пришёл в Иерусалим для поклонения ( Деян.24:11 ). Он призывает христиан: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Какой дом сожиждется Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие“ ( Деян.7:49–50 ). Иначе говоря, Бог Сам по Себе не нуждается в храмах, даже таких, как храм, устроенный Ему Давидом и Соломоном. В том же смысле были сказаны вышеприведённые слова и Павлом в городе Афинах. Здесь жили язычники, которые думали, что всех богов можно заставить жить в их городе и быть к ним милостивыми, если построить всем им храмы. Для этой последней цели они построили храм или алтарь даже „неведомому Богу“. Апостол, похваля их благочестие, разъясняет им, что они о Боге думают неправильно, если полагают, что Бог, нуждаясь в храме, будет обитать там, где Ему построят Его. Нет, говорит апостол, „Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и всё“ ( Деян.17:24–25 ). – Зачем же православные устраивают храмы, если Богу они не нужны? – возразил Кандыба. – Я сказал: Соломон – мудрейший из людей прекрасно знал, что Бог Сам по Себе не нуждается в храмах, что не только храм, но даже небо и небо небес не вмещают Его, однако построил храм имени Божию и молил Бога да будут очи и уши Его отверсты в храме сём день и ночь, дабы принимать молитвы людей с верой прибегающих к Нему ( 3Цар.8:13–53 ). И Господь услышал молитву Соломона и сказал ему: „Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни“ ( 3Цар.9:9 ). С такими же мыслями и чувствами и мы обращаемся к Богу, когда строим свои храмы, и верим, что Господь также услышит нас, как услышал Он царя Соломона, и ниспошлёт нам свои милости. – Но зачем рукотворенные храмы, если мир есть храм Божий: разве вы не читали об этом в Писании? – Читать-то я читал, но Писание нужно принимать и понимать с рассуждением. Вы вот сказали, что мы, люди согласно Писанию, составляем храм Божий. А если мы, люди, – храм Божий, то как же вы ещё говорите, что храм Божий – весь мир?.. – Одно другому не мешает: мир одно, а мы, люди, – другое... – Вот это правда!, Но сюда ещё нужно, присоединить и третье: это – руками людей создаваемые храмы Божии. Мир есть храм Божий, ибо его весь наполняет Бог, по словам Писания ( 3Цар.8:27 ; ср. Иер.23:24 ). Верующий человек есть храм Божий, потому что в нём живёт Дух Божий, как говорит св. апостол ( 1Кор.3:16 ). Рукотворенный храм есть храм Божий, потому что в нём обитает Бог, как мы уже видели из св. Писания, и существование одного из этих храмов не исключаем существования двух других. Теперь посмотрим, справедлива ли высказанная вами мысль, что православные несправедливо называют храм Божий Церковью, и что Церковью можно назвать только собрание верующих. Что Церковь есть собрание истинно-верующих, это правда, но и здание, где собираются истинно-верующие для совершения молитвы, также можно назвать церковью. – Вы мне от Писания докажите это, – возразил Кандыба.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Например , – говорит Катехизис, – в 53-й главе книги Пророка Исайи (которая глава вся есть изображение страждущего Мессии) многими подробными чертами изображено страдание и смерть Иисуса Христа, как то : Той язвен бысть (изъязвлен был) за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его (ранами Его) мы исцелехом« ( Ис. 53:5 ). Еще укажем: Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь ( Ис. 53:7–8 ). В этой же главе говорится и о погребении Иисуса Христа: Ему назначили гроб с злодеями (разумеются распятые со Христом два разбойника и вообще умиравшие на крестах и тут же погребавшиеся преступники), но Он погребен у богатого (Иосифом Аримафейским), потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его ( Ис. 53:9 ). " О воскресении Христовом , – читаем далее в Катехизисе, – Апостол Петр приводит слова Псалма 15 : яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления» ( Деян. 2:27 ). Св. Апостол Петр приводил и объяснял эти слова Давида народу, собравшемуся в день Пятидесятницы на шум, бывший при сошествии Святого Духа на Апостолов и изумлявшемуся сему событию. Мужи братия!, – возглашал первоверховный Апостол недоумевавшему собранию, приведя им слова Давида, – да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престола Его, он (Давид) провидя сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления ( Деян. 2:29–31 ). Есть места в Ветхом Завете, которые говорят даже о том, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. " Так , – учит Катехизис, – пророческий образ сего представлен в пророке Ионе : и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи» ( Иона, 2:1 ). Прообраз сей отнес к Себе Сам Иисус Христос: род лукавый, отвечал он книжникам и фарисеям, ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Еще ранее пророк Осия предсказывал об Иисусе Христе: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним (Осии, 6:2) 190 . Здесь говорится, что мы воскреснем в третий день, очевидно в смысле сопоставления с тридневным воскресением нашего Искупителя 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Не заботьтесь о душе вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ( Мф.6:25 ). 48 . Против души, находящейся в узах чревоугодия, которая думает, что путь [человеческой] жизни сопровождается телесными удовольствиями и лакомствами: Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:14 ). Из Евангелия от Луки 49 . Против помысла, который препятствует нам отдать нуждающимся, что-либо из нашей пищи или одежды под предлогом: «Тогда этих вещей не хватит ни нам, ни им» или «Есть кто-то слабее или более нуждающийся, чем этот человек, и мы должны отдать тому, а не этому, потому что этот ленив и желает есть и быть одетым, не работая»: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Из Деяний 50 . Против души, которая любит и желает собирать пищу и одежду для себя одной: Все же уверовавшие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ( Деян.2:44–45 ). 51 . Против души, которая изнемогает в скорбях, происходящих от недостатка хлеба и воды [говори]: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Апостол: Из Послания к Римлянам 52 . Против помыслов, убеждающих нас проявлять небольшую заботу о нашей плоти в еде и питье: Попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим.13:14 ). 53 . Против помыслов, побуждающих нас утешиться небольшим удовольствием от вкушения овощей: Немощный ест овощи ( Рим.14:2 ). Из Первого послания к Коринфянам 54 . Против помысла, который в сезон сбора урожая возбуждает в нас желание есть от этих плодов: Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного ( 1Кор.9:25 ). Из Второго послания к Коринфянам 55 . Против помыслов, возникающих в нас вследствие тяжелых лишений и постепенно ослабляющих крепость души: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Кор.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

О погребении у богатого. Казалось бы, что это незначительная деталь по сравнению со всем остальным. Насколько существеннее, что Господь был погребен с не перебитыми голенями. Но это было замечено с древнейших времен. У Исаии говорится в той же 53й главе: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53:9 ). Вот такая странная деталь: Он погребен у богатого. И как бы невзначай Евангелист Матфей упоминает: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса» ( Мф. 27:57 ), и отдал Ему гроб для погребения по еврейскому обычаю. Зачем было писать, что Иосиф – богатый человек? О Воскресении, 15й псалом Давида: «ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ). В Четвероевангелии не цитируются слова Давида. В Деяниях в первой главе по Пятидесятнице ап. Петр упоминает это ( Деян. 2:25 ). Об этом месте повторно говорит ап. Павел, прийдя в Антиохию Писидийскую, в речи в синагоге, говоря о воскресении, цитирует этот стих ( Деян. 13:35 ). Итак, с древнейших времен было замечено мессианское значение этого стиха. Наконец, о Вознесении, 67й псалом Давида ( Пс. 67:19 ). Формально вы должны знать, что говорится о победе царя Давида, непонятно в какой войне, о некоей победе в некоей войне. «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» ( Пс. 67:19 ). Прямой этой цитаты у Евангелистов нет, просто упоминается Вознесение, как восшествие на высоту, а ап. Павел сближает этот стих с Вознесением Господнем: «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4:7-10 ). На этом краткий и поверхностный экскурс в параллельные с Ветхим Заветом места завершаем и переходим к следующей теме.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010