Совсем недавно произошла такая история со взяткой. Затеял человек доброе дело – построить храм: решил реально помочь людям, дать им рабочие места, а значит, зарплату и стабильность их семьям. Формальности в оформлении строительства обещали быть долгими, и пока шла обычная бумажная волокита, не дожидаясь официального разрешения, успели построить. Понятно, что благословения духовника не было получено, а торопыжка чудом остался зрячим – при строительстве отлетевший с фрезы кусок попал в глазницу – спасла пара миллиметров. Сейчас ему нужно разобрать незаконную постройку, да ещё грозит суд и штраф. Вывод из этого казуса был сделан интересный – надо было «дать на лапу» ещё тогда, перед началом стройки, а сейчас и подавно надо. Мои возражения о промысле Божьем, о необходимости послушания духовнику и Богу вызвали у строителя изумление – ведь дело благое, сиречь богоугодное. Самое печальное, что этим строителем был служитель Церкви. Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного туза – деньги – и хрясь! – «Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), бита!». Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое – освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную страшного: «и огонь пожрёт шатры мздоимства» (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.

http://pravoslavie.ru/37147.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ирод Антипа Ирод Антипа, второй сын ⇒ Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом ⇒ Архелаем , сводным братом ⇒ Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии ( Деян. 13:1 ). После смерти Ирода Великого (4 г. до Р.Х.) три брата поделили царство, как было завещано отцом и утверждено имп. Августом. И.А. получил при этом Галилею и Перею – область на вост. берегу Иордана. Укрепив галилейский город Сепфорис, он сделал его своей столицей. И.А. восстановил погран. крепость Беф-Харан и назвал ее Ливиадой – в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду – в соответствии с именем жены нового имп. Затем И.А. основал на берегу Геннисаретского озера город, назвав его в честь Тиберия Тивериадой. Это был чисто эллинистич. город. В НЗ И.А. фигурирует как Ирод-тетрах (четвертовластник; Мф. 14:1 ; Лк. 3:1 ); именуется он также царем (т.е. властителем) в принятом в то время значении этого слова ( Мф. 14:9 ; Мк. 6:14.22–27 ). В доме сводного брата Филиппа (не путать с четвертовластником Филиппом, который одноврем. с ним пришел к власти), И.А. встретил свою золовку и племянницу ⇒ Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, И.А. изгнал свою первую жену, дочь араб. царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против И.А. и нанес ему тяжелое поражение в погран. войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона ( Лев. 18:16 ; Лев. 20:21 ). После этого И.А. приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расп. к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Он боялся Иоанна, но вместе с тем и почитал его ( Лк 3 и след.; Мк. 6:17–20 ). Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира И.А., восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу. Однако, сдержав обещание, И.А. потерял покой. Когда И.А. сообщили о чудесах, которые творил Иисус, он в испуге решил, что это воскресший Иоанн Креститель ( Мф 14 и след.; Мк. 6:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.21:8-14 Ев.- Ин.14:27-15:7 прп.: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. святителю Митрофану, патриарху Константинопольскому Кондак святителю Митрофану, патриарху Константинопольскому, глас 2 Веру Христову ясно ты проповедал еси/и, сию соблюдая,/во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,//Христу моляся непрестанно о всех нас. Ин кондак святителю Митрофану, патриарху Константинопольскому , глас 4 От младенства явился еси честен сосуд,/святитель быв избран Богу, Емуже с веселием взывал еси://равен еси, Христе, Отцу и Духу. преподобному Мефодию, игумену Пешношскому Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, глас 8 Божественною любовию от юности распалаемь,/вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа Единаго возлюбил еси,/и, сего ради в пустыню вселився,/в ней обитель сотворил еси,/и, собрав инок множество,/приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение,//и душам нашим велию милость. Кондак преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, глас 4 Послушания добрый рачитель быв,/безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,/Богомудре Мефодие преподобне,/чудес дар от Нея приял еси./Темже исцеляеши с верою приходящих недуги,/утоляеши скорби//и молишися непрестанно о всех нас. Молитва 2-я преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

Архив Пн Святейший Патриарх Алексий совершил наречение архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Московской епархии 22 марта 2008 г. 15:45 22 марта в Патриаршей резиденции в московском Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил наречение архимандрита Никодима (Чибисова), клирика Зачатьевского женского монастыря города Москвы, во епископа Шатурского, викария Московской епархии . Наречение совершено в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года . Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир , архиепископ Истринский Арсений , епископы Дмитровский Александр , Бронницкий Амвросий , Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх . Слово архимандрита Никодима (Чибисова) при наречении во епископа Шатурского, викария Московской епархии Ваше Святейшество, Святейший Владыко и отец! Богомудрые архипастыри, святители Христовы! Во исполнение определения Вашего Святейшества и Священного Синода ныне предстою я, недостойный, в ожидании того часа, когда через возложение ваших святительских рук мне предстоит воспринять Божественную благодать епископского служения. Глубокое волнение и страх охватывают меня в эти незабываемые минуты. Чувства своего недостоинства, своей немощи, большой ответственности перед Богом и Святой Церковью волнуют и смущают мое сердце. Сознаю высоту сана, к которому призываюсь, трудность пути, на который должен вступить, всю страшную ответственность обязанности «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Ведь одно дело видеть, как несут подвиг архиерейского служения носители этого сана, другое — самому взять на себя этот крест. Одно дело рассуждать об архиерействе, другое — быть архиереем. Если каждый христианин призывается быть солью земли (Мф. 5:13) и светом миру (Мф. 5:14) , то тем более таковым должен быть епископ. Если каждый христианин призван к стяжанию Духа Святого, то тем более духоносным должен быть епископ. Если каждый христианин призывается к совершенству и святости жизни, то тем более к совершенству и святости должен стремиться епископ.

http://patriarchia.ru/db/text/384282.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Евр.11:17-23,27-31 Ев.- Мк.9:42-10:1 за вторник: Лит.: Ап.- Евр.12:25-26,13:22-25 Ев.- Мк.10:2-12 ап.: Лит.: Ап.- Деян.12:1-11 Ев.- Ин.21:15-25 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. святому апостолу Петру Тропарь святому апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси,/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне./Имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами//даруй нам велию милость. Кондак святому апостолу Петру, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим,/и того верою целуем вериги,//прегрешений разрешение приемлюще. Молитва святому апостолу Петру О, святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас убогих, в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Ин кондак святому апостолу Петру, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.5:33-6:9 Ев.- Лк.9:7-11 ап. от 70-ти: Лит.: Ап.- Деян.8:26-39 Ев.- Лк.10:1-21 Собора: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. апостолу от 70-ти Филиппу, одному из семи диаконов Тропарь апостолу от 70-ти Филиппу, одному из семи диаконов, глас 3 Апостоле святый Филиппе,/моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу от 70-ти Филиппу, одному из семи диаконов, глас 4 Языков ловец пречудный и учеников Христовых собеседник,/апостолов предизбранный,/Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/покрывает от обстояний того хвалящия./Тем согласно зовем ему://спасай вся молитвами твоими, апостоле. преподобному Феофану, епископу Никийскому, творцу канонов Тропарь преподобному Феофану, епископу Никийскому, творцу канонов, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение,/Феофане премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобному Феофану, епископу Никийскому, творцу канонов, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОСОБЕННОСТИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых 27 января 2015 Часть первая 1. Свидетельство Священного Писания о мучениках и мученичестве. Библейско-богословский аспект Традиционно принято считать, что мученик – это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Но если быть более точным, то слово мученик (μαρτυς) переводится с греческого как «свидетель». Такой перевод по-другому ставит акцент на понимании личности и подвига мученика. Поэтому правильнее говорить не о свидетельстве Священного Писания о мучениках и мученичестве, а об учении Священного Писания о свидетелях и свидетельстве. Священное Писание большое значение придает свидетелям и свидетельству. Свидетели из людей привлекаются для подтверждения определенных фактов (Иер. 32:10, 12; Руф. 4: 9–11; Ис. 8:2; Деян. 10:39). К сожалению, встречаются и лжесвидетели, о них говорится с осуждением, например: · Исх. 20, 16: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; · Исх. 23, 1: Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды; · Пс. 30, 19: Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем; · Притч. 12, 22: Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему; · Притч. 19, 5 и 9: Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется... Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет; · Притч. 25, 18: Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего; · Ис. 59, 3: руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду; · Иер. 9, 3–6: Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь; 

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " Страшный суд " Эркюль Рамаззани Кто кого и за что будет судить на Страшном суде? 3 мин., 10.03.2024 В притче о Страшном суде главным критерием оправдания или осуждения людей выступает любовь к ближнему или ее отсутствие, которые выражаются в конкретных делах и поступках. То, что вы сделали людям, то сделали Мне, говорит Господь. Как же будет проходить Страшный суд, для кого он действительно страшен и может ли любящий Бог быть одновременно грозным Судьей? Давайте разбираться. В Евангелии суд Божий, на котором определится судьба всех людей в вечности, нигде не называется Страшным. В евангельской притче Иисус Христос просто описывает обстоятельства суда и не дает ему никакого определения. Апостол Павел, обращаясь к этой теме, пишет о судилище Христовом , суде Христовом , дне гнева и откровения праведного суда от Бога и употребляет прилагательное страшный (ужасный) лишь применительно к ожиданию суда теми, кто, будучи христианином, произвольно грешит (Евр 10:26–27). В Ветхом Завете Страшный суд упоминается как день Господень . При этом в Книге пророка Иоиля день Господень назван великим и страшным (Иоил 2:31), а в новозаветной книге Деяния святых апостолов — великим и славным (Деян 2:20). Для первых христиан Второе Пришествие Христа и связанное с этим событием окончательное определение участи людей в новой реальности не вызывали чувство страха. Раннехристианская эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека) была проникнута радостным и в чем-то даже нетерпеливым ожиданием скорого конца света. Это предощущение нового явления Спасителя во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк 9:26) прорывается в апостольских посланиях: Господь близко , — пишет апостол Павел филиппийцам (Флп 4:5); Ей, гряди, Господи, Иисусе , — завершает свой Апокалипсис, книгу о конце времен, апостол Иоанн Богослов (Откр 22:20). Для христиан последние времена начались с момента боговоплощения. И это ощущение Церковь пронесла через всю свою историю. «Кто не знает, что мы живем в последнее время?» — писал преподобный Варсонофий Великий в VI веке. Это очень правильное ощущение. Оно побуждает человека не расслабляться, хранить духовную трезвость, стремиться сохранять связь с Богом.

http://foma.ru/kto-kogo-i-za-chto-budet-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Савватию (Загребельному), епископу Тарскому и Тюкалинскому 21 июля 2012 г. 15:30 21 июля 2012 года за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Савватия (Загребельного) во епископа Тарского и Тюкалинского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Савватия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Савватий! Ныне, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, за Божественной литургией совершилась твоя личная Пятидесятница: наитием Духа Утешителя, таинодейственно благодатью снисшедшего на тебя через возложение рук архиерейских, ты был сопричтен к лику апостольских преемников, дабы пасти Церковь Господа, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Тебе предстоит войти в труды «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2), соделаться, по слову апостола, всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (см. 1 Кор. 9:22). Со страхом и трепетом приемлешь ты сей жребий, осознавая с одной стороны тяжесть и ответственность предлежащего тебе подвига, а с другой — свою человеческую слабость и греховность. Да не смущается сердце твое и да не устрашается  (см. Ин. 14:27). Верь, что Господь наш Иисус Христос, Своим Промыслом воздвигший тебя на высшую иерархическую ступень, благопоспешествует тебе в трудах на ниве Церкви Его, подавая крепость и разумение, силы и терпение для несения епископского креста. Дабы не расточить дар, живущий в тебе с возложением рук священства (см. 1 Тим. 4:14), никогда не ослабевай в усердии (см. Рим. 12:11). Возноси молитвы ко Спасителю, проповедуй Евангелие Царства, совершай служение любви и милосердия — непрестанно пламеней духом (см. Рим. 12:11), стараясь «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины»  (2 Тим. 2:15). Изволением Господним и решением Священноначалия тебе определено стать первым архиереем новообразованной Тарской епархии, входящей в состав Омской митрополии. Нужды и чаяния паствы этого региона знакомы тебе не понаслышке, ведь именно здесь ты принес монашеские обеты и положил доброе начало пастырскому служению. Ныне же ты призываешься к более активному церковному строительству: тебе предстоит развивать, катехизаторскую, миссионерскую, социальную работу, заботиться о подготовке достойных кандидатов в клир, совершенствовать систему религиозного образования, вести диалог со светскими властями, со средствами массовой информации и вооруженными силами. Совершай сие в плодотворном взаимодействии с Преосвященным Владыкой Владимиром, митрополитом Омским, прибегай к его помощи и мудрому братскому совету, стараясь, по слову апостола, «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2357233.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕЙ [греч. ερες], то же что священник ; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония ). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры . В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ερες употреблялось и по отношению к епископам ( Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами. Изначально словом ερες называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ ( Септуагинте) ερες соответствует евр.   (  ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ερες το Δις» передается как «жрец Зевса». И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ερωσνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он - и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ ( Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген ( Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

http://pravenc.ru/text/293609.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010