В соответствии с этой концепцией Свящ. истории в Евангелии от Луки и Деяниях св. апостолов наибольшее внимание уделяется христ. проповеди иудеям. Ее содержание, как правило, подчинено единому плану. Началом и основой служит краткая вероучительная формула о страданиях, смерти и воскресении Иисуса. За ней следуют подтверждения в виде личного свидетельства апостола и слов Свящ. Писания, интерпретированных как христологическое пророчество. Завершением служит призыв к обращению. Иначе построены только речь Стефана (Деян 7) и речь ап. Павла в ареопаге (Деян 17. 22-34). Отклонения от этого плана и др. особенности каждой проповеди ситуативно обусловлены. Поводом для проповеди служат хорошо известные слушателям и важные для них обстоятельства. В соответствии с ними выстраивается и обоснование необходимости обращения. Так, проповедник, обращаясь к иудеям, говорит об их отказе принять обещанного пророками Божественного Избранника, Мессию; обращаясь к язычникам, он указывает на их пренебрежение естественным Откровением. При этом в обоих случаях важной мотивировкой остается напоминание о грядущем Божественном Суде, исход к-рого для каждого зависит от его решения принять или отвергнуть призыв проповедника к обращению (Деян 13. 40-41; 17. 31). Тогда как на время земной жизни Иисуса демонические силы лишаются своей обычной власти над миром, эпоха Церкви не знает этой свободы в полной мере. Однако, даже будучи подвержена лишениям и гонениям, Церковь не становится частью этого мира и его истории, но сохраняет возможность существовать и действовать вопреки его законам. Христиане исцеляют именем Иисуса (Деян 3. 6, 16; 4. 10, 30; 19. 13), проповедуют имя Господа Иисуса (Деян 4. 12, 17; 5. 28-30) и терпят гонения во имя Господа Иисуса (Деян 5. 41; 9. 16; 21. 13). Т. о., в Церкви присутствует и действует Сам Господь. Христ. общине дан Дух Святой, поскольку Он всегда пребывает со Христом. Для автора Евангелия от Луки и кн. Деяния св. апостолов присутствие Св. Духа в Церкви есть указание на ее эсхатологическую природу. Этот дар есть факт последних времен, и он уже есть у Церкви, к-рая поэтому сама уже сейчас живет и действует как в «последние дни» (ν τας σχταις μραις - Деян 2. 17). В истории этот дар, однажды данный апостолам, осуществляется и передается Церкви через них и их преемников (ср.: Деян 8. 15-25). Он действует и прямо, без посредства, направляя и исправляя течение исторических событий (Деян 16. 6-40) в соответствии с планом Божественного домостроительства, как это было во времена земной жизни Иисуса. Т. о., силой Духа Святого в Церкви осуществляется Божественный Промысл, что делает ее историю историей спасения.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Вопрос об источниках Д. с. а. ставился в науке неоднократно (см., напр.: Dupont. 1964), но до сих пор однозначного решения не имеет. Причина этого в том, что ап. Лука, следуя традициям античного исторического описания, не давал точных ссылок и тщательно обрабатывал текст для достижения единства языка и стиля, скрывая т. о. границы цитат. Об использовании свидетельств очевидцев говорится в Лк 1. 3. Для событий, описываемых в Д. с. а., одним из таких очевидцев помимо автора (вопрос о «мы-пассажах» требует отдельного рассмотрения) мог быть ап. Филипп (Деян 21. 8; ср.: 8. 5-13; 26-40). Кроме того, исследователи традиционно обособляют материал, относящийся к ап. Петру (3. 1-10; 9. 32-43; 10. 1-11. 18; 12. 3-17), а также делают предположения о некоем «антиохийском источнике» (11. 19-30; 13-14, возможно, 15). Автор Д. с. а. явно опирался и на устное церковное предание, связанное с ближайшими учениками Христовыми, поскольку приводит слова Спасителя, к-рых нет в евангельской традиции (1. 5; 11. 16; 20. 35). Помимо прямых цитат из Свящ. Писания (по LXX) в тексте Д. с. а. содержится масса аллюзий (напр., в речи Стефана - 7. 2-53). Вопрос о том, был ли автор Д. с. а. знаком с Посланиями ап. Павла и если был знаком, то в каком объеме, остается предметом научных споров. Помимо ряда букв. совпадений (такие выражения, как «служить (работать) Господу» в Деян 20. 19 и Рим 12. 11; «совершить течение (поприще)» в Деян 20. 24 и 2 Тим 4. 7; «внимать себе (вникать в себя)» в Деян 20. 28 и 1 Тим 4. 16), к-рые могут свидетельствовать о лит. зависимости, имеются схожие описания эпизодов жизни ап. Павла (см., напр.: 2 Кор 11. 32 и Деян 9. 22-25; Гал 1. 16 и Деян 26. 17-18; Гал 1. 14 и Деян 22. 4). Вопрос о его знакомстве с трудами нецерковных авторов остается открытым (если он не использовал непосредственно сочинения Иосифа Флавия, то вполне мог, когда речь шла о совр. повествованию политике, обращаться к трудам более ранних авторов, напр. Николая Дамасского). Идентифицированы цитаты в Деян 17. 28 из произведения поэта-стоика Арата из Сол ( Arat. Phaenom. 5) и в Деян 26. 14 из «Вакханок» Еврипида ( Eur. Bacch. 794 ss.). Кроме того, автор Д. с. а. демонстрирует знакомство с учением саддукеев и фарисеев, а также греч. философов - эпикурейцев и стоиков. Д. с. а. как исторический источник

http://pravenc.ru/text/171799.html

  Библиографический указатель к VIII гл. Ст. 9-11. Волхвование. Библ. поп. сл. В. Ч. 1874. II, 62-64. Ст. 26-39. Желанная встреча. Душ. Чт. 1881. I. Янв. 39-49. Ст. 27. Кандакия. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 224. Ст. 40. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 272. Начало ересей в Церкви христианской (из Шаффа), Митропольского. Прав. Об. 1861. VI, 451. Фаррара. Самаряне. Симон волхв. Евнух. Жизнь и труды Св. Ап. Павла. Т. I, стр. 156-160. Первые дни христианства. Симон волхв, — легенда о его споре с Ап. Петром. Стр. 160. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь Св. Ап. Петра. Евсевия, Архиеп. Воронежского. Чтения о св. Первоверховном Ап. Петре. О деяниях св. Апостола перед исшествием и по исшествии из Иерусалима. Стр. 147-152. Евсевия, Архиеп. Могилев. Ст. 32-42. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. Ч. 1, стр. 88.  ГЛАВА IX Стих 1-31 Краткое начертание жизни св. Апостола Павла Павел, по происхождению еврей от колена Вениаминова (Фил, 3, 5); Римский гражданин, по праву рождения в Тарсе Киликийском (Деян. 22, 3, 25-28); по закону, или по особливому толку, фарисей (Фил.3, 5), к чему приготовлен воспитанием в Иерусалиме у славного законоучителя Гамалиила (Деян.5, 34); художеством скинотворец (делатель палаток) (Деян. 18, 3); по предопределению, сосуд избран (Деян.9, 15); по духовному служению, проповедник, апостол и учитель языков (1 Тим.2, 7); по смирению, мний апостолов (1 Кор.15, 9); по трудам, паче всех их (1 Кор.15, 10). Вскоре по вознесении Господнем Павел сделался известен как гонитель Церкви Христовой. Во время побиения камением Стефана, он, как участник, стерег одежду побивающих (Деян. 7, 58; 8, 3). В том же духе идя в Дамаск, Павел был ослеплен светом и обращен гласом Христовым с небеси; а в самом Дамаске приял от Анании прозрение и крещение и соделался исповедником (Деян. 9, 1-22). Отселе был в Аравии (Гал.1, 15-17); после чего опять в Дамаске, где испытал первую опасность от иудеев и князя языческого (Деян. 9, 23-25; 2 Кор. 11, 32). По сему случаю придя в Иерусалим, вошел в общение с Петром и Иаковом, братом Господним; но и здесь, раздражив проповедью эллинов, отправился в Кесарию, а потом в Тарс (Деян. 9, 26-30; Гал. 1, 18-21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Тотчас же вслед за этой литургией, как и при Эферии, совершалась другая в храме Воскресения с Евангелием Ин. 20:1–18 . Но затем на рассвете воскресения лекционарии указывают неизвестную IV в. службу в Константиновой базилике и для нее назначают: Деян. 1:1–14 , аллил. Пс. 147:1 : Похвали Иерусалиме Господа; Мк. 16:2–8 . В 9-м ч. дня, как и при Эферии, положена служба на Елеоне (поется один псалом), откуда отправляется процессия с пением псалмов в храм Воскресения, а отсюда вечером на Сион, где читается Ин. 20:19–25 с прокимном Пс. 149:1 : Воспойте Господеви песнь нову. В понедельник Светлой седмицы литургия совершается в Константиновой базилике и чтения на ней Пс. 64:1 (см. выше), Деян. 2:22–41 , аллил. Пс. 147:1 (выше), Лук. 14 (вероятно, как и теперь у армян, 24) Лк. 14:1–12 , во вторник – в мартириуме св. Стефана (в IV в. тоже в Константиновой базилике): Пс. 5:13 : Яко Ты благословиши праведника Господи: Деян. 2:42–3:21 , Пс. 20:1 : Господи, силою Твоею возвеселится: Лк. 24:18–35 , в среду на Сионе (IV в. – на Елеоне): Пс. 147:1 (выше), Деян. 3:22–4:12 , Иак. 1:1–12 , Пс. 64:1 (выше), Лк. 24:36–40 , в четверг – на Елеоне (IV в. – в храме Воскресения): Пс. 98:5 : Возносите Господа Бога нашего: Деян. 4:13–31 , Иак. 1:13–27 , Пс. 14 : Господи, кто обитает: Мф. 5:1–12 (по ассоциации с горой?), в пятницу – пред Голгофой (IV в. на Сионе): Пс. 97:3 : Видеша вси концы: Деян. 4:32–5:11 , Иак. 2:1–13 , Пс. 92 : Господь воцарися: Ин. 21:1–14 , в субботу – в храме Воскресения (IV в. – пред Голгофой): Пс. 66:1 : Боже ущедри ны: Деян. 5:12–33 , Иак. 2:14–26 , Пс. 80:2 : Радуйтеся Богу помощнику нашему: Ин. 21:15–25 . Как видим, Евангелия пасхальной седмицы почти все взяты из повествований о воскресении. Двойные чтения из Апостола (со среды) вполне согласны с древней практикой: обычай брать одновременно чтения из Деяний и посланий и доселе соблюдается почти во всех инославянных восточных церквах. В Фомину неделю на литургии в Константиновой базилике лекционарии назначают: Пс. 64 (выше), Деян. 5:34–6:7 , Иак. 3:1–33, 147:1 , (выше), Ин. 1:1–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: “Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?” ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, “потому что прощены вам грехи ради имени Его” ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). “Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: “Покайтесь (заметим, что не добавил “все”, ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш” ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: “Спасайтесь от рода сего развращенного” ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Ис.29:13 ; Лк.22:37 Ис.53:12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3:3 Ис.40:3; 4:4–6 = Ис. 9:1–2; 8:17 Ис.53:4; 12:17–21 = Ис.42:1–4 ; Ин.1:23 Ис.40:3; 12:38–40 = Ис.53:1; 6:9–10 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8:28,32–33 = Ис.53:7–8; 28:25–27 = Ис.6:9–10 ; Рим. 9:27 Ис.10:22–23; 10:11 Ис.28 :16б; Ис.53:1; 15:12 Ис.11:10 ). Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии, а пророка называли «ветхозаветным евангелистом» за необычайную ясность предсказаний о Мессии-Христе и его духовном Царстве. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 глл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей кн.Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии в полном составе 66 глав считается классическим образом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39, так и в 40–66 главах, многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» [кедош исраэль] (13 раз в 1–39 глл. и 12 раз в 40–66 глл.), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и более свидетельствует о единстве автора, чем о подражании великому Исаие его учеников, как думают критики. 1: Начиная с 3 века до Р.Х. иудеи знали все три части Исаии (1–39; 40–55; 56–66) и приписывали их ему, что видно из Сир.48 гл., И.Флавия (Древности XI,1,2–3), из Нового Завета и отцов Церкви. Это мнение было господствующим вплоть до 20 в. Наиболее древнее и пространное свидетельство мы имеем в кн.Иисуса Сираха, написанной за 180 лет до Р.Х. В ней сначала упоминается исторический отдел кн.Исаии (36–39 глл.) ( Сир. 48:17–25 ), а далее об Исаие говорится, что «он великим духом своим предвидел отдалённое будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное прежде нежели оно исполнилось» ( Сир.48:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

10–11. Как Иудеи, так и язычники не законом Моисея спасаются, но благодатию Христовой ( Ин.1:17 ). 14–15, 28–29. Должно верить беспрекословно решению Церковного Собора, утверждающего постановления свои Божественным Писанием ( Мф.2:4, 5 сл.). 19–20. Обрядовый отечественный закон может иметь ограничение по народам, но не закон совести, как всеобщий закон общежития. 21. Сохранение книг Свящ. Писания в целости, без всякого повреждения, есть дело Промысла Божия о спасении нашем. 26. Кто отвергается самого себя по любви к Господу, тот во всяком случае предает душу свою за Него. 28. Священное Писание написано по внушению Духа Святаго ( 2Пет.1:21 – 2Тим.3:16 ); нам должно оному верить, если понимаем его правильно, и в том уверены. 32. Кто имеет в себе Духа Божия, тот многое может говорить в наставление и утверждение других в вере ( Иак.3:1, 2 сл.). Гл. 16. Ст. 1. Брак Христиан с иноверными, Церковью не возбраняется, только дети должны быть воспитаны по вере отца – Христианина. 3. Для Иудеев будь как Иудей, дабы приобрести Иудеев; для неимеющих закона язычников, будь как язычник – без закона, не будучи впрочем без закона Божия; для слабых будь как слабый ( Мф.9:14–17 сл. – 11:19 сл.), дабы приобрести слабых; для всех будь все, дабы всячески спасти кого-нибудь ( 1Кор.9:20–22 ). 4. Апостольские постановления ( Деян.15:29 ), суть такие определения, которые прямо имеют свое основание в Слове Божием, или же из оного извлечены ( Деян.15:28 ). Апостолы, как распространители Веры Христовой, преимущественно ( Деян.2:2–4 ) пред другими имели в себе Духа Святаго и чувствовали внушения Его ( 1Кор.7:40 ; Ин.14:26 ); посему извлечения их из Писания, как объяснения оного, так верны, как верно Слово Божие: такие мысли Церковь должна несомненно ( 1Кор.7:40 ) принять для себя за уставы, и определить ими другие свои постановления. 5. Если внутренняя церковь облечена во внешнюю и видима, то может иметь и счет; невидимая же церковь известна только Единому Богу. 6–7. Внимай откровениям, которые Бог посылает тебе в видениях ( Деян.16:9 ), для твоего блага, или для славы Своей ( Деян.16:9 ), и умудряйся в них, чтобы не быть противником Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Тогда он написал свое послание к Римлянам. Пред отъездом Апостола Коринфские Иудеи сделали против него восстание. Оно заставило Апостола изменить свое намерение: он поехал не прямо в Сирию, но через Македонию (см. у иеромонаха Григория, стр. 446–447). 460 Спутники Апостола Павла частью были Малоазийцы (Гаий, Тимофей, Тихик и Трофим), частью Македоняне (Сосипатр, Аристарх и Секунд). Некоторые из них сопутствовали Павлу и после, как например Трофим в Иерусалим ( Деян.21:29 ), Аристарх – в Рим ( Деян.27:2 ), а Тимофей почти повсюду. Несмотря на свою разнородность, они все твердо преданы были Апостолу. И он горячо любил их. И очень сочувственно отзывался о них, особенно же о Тимофее ( Рим. 16:21 ). Он не забывал и Тихика ( Еф.6:21 ) и Трофима ( 2Тим.4:20 ) и Сосипатра ( Рим.16:21 ). «По выходе из Ефеса, святой Апостол Павел вместе со своими спутниками отправился по западному побережью Малой Азии, через Лидию и Мизию, по направлению к Македонии» (см. у иеромонаха Григория, стр.428). «Асия представляется пределом, до которого сопровождали Павла через Македонию помянутые семь спутников. В Филиппах Македонских ( Деян.16:12 ) присоединился к Павлу и его спутникам писатель книги Деянии (Лука), остававшийся, вероятно, там ( Деян.16:40 ), почему он и начинает говорить опять «мы», тогда как, со времени отшествия Павла из Филипп, он повествовал о нем в третьем лице ( Деян.17:1 ). Они, т. е. помянутые спутники, пошедши вперед, ожидали нас, т. е. Луку и Павла, в Троаде» (см. у преосвящ. Михаила, стр. 489–490). Достойно замечания, что в некоторых кодексах слов до Асии не имеется (см. у иеромонаха Григория на стр. 449). 461 Прибытие в Троаду спутников Павла и самого его совершилось не одновременно. Апостолы Павел и Лука несколько замедлили в Филиппах, по случаю праздника Пасхи, который именуется еще Еврейским наименованием «дней опресночных». Евреи не вкушали в эти дни квасного хлеба, в воспоминание о том, что в первую Пасху вкушали только опресноки ( Лк.22:1 ). По замечанию преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

прим. к Деян.16:6 ), большой приморский город, производивший обширную торговлю, сделавшийся вскоре главным христианским городом Малой Азии, как Антиохия – Сирии, особенно когда его сделал центром своей деятельности апостол Иоанн Богослов (см. предисл. к Ин.1 ). Посещение апостолом Павлом Эфеса на обратном пути в Иерусалим из второго его путешествия апостольского, о котором упоминается здесь, было первым посещением этого города апостолом язычников. – Вошел в синагогу, по обычаю своему ( Деян.17:2 и парал.), и рассуждал с иудеями: об успехе этой проповеди Павла дееписатель прямо не говорит, но о нем можно судить по тому, что иудеи тамошние просили апостола побыть у них долее, следовательно, Павел был принят ими хорошо и проповедь его имела между ними добрый успех. – Приближающийся праздник: какой именно, не упоминается; большей частью полагают, что это был праздник или Пасхи, или Пятидесятницы. – Нужно непременно: почему именно – не указывается и догадки были бы излишни, тем более, что пребывание это было весьма кратковременное (ст. 22). – К вам же возвращусь: что через несколько времени он и исполнил ( Деян.19:1 ). – Если будет угодно Богу: Иак.4:13–16 . Побывав в Кесарии: так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины (см. прим. к Деян.8:40 и Деян.10:1 ), где апостол высадился на берег после морского плавания из Эфеса, чтобы отсюда идти в Иерусалим. – Приходил в Иерусалим, приветствовал церковь : дееписатель весьма кратко упоминает об этом посещении апостолом Иерусалима, не говорит ни о какой деятельности его там, ни об обращении с иудеями, ни о посещении храма и т.п., говорит только, что он приветствовал тамошнюю Церковь . Вероятно, это пребывание его в Иерусалиме в настоящий раз было весьма кратковременно, и он поспешил уйти оттуда. Что за причина, неизвестно точно. По всей вероятности, тогда уже среди иерусалимских иудеев обнаруживалось сильное раздражение против него, разразившееся сильным возмущением их против него во время следующего посещения им Иерусалима ( Деян.21:27 и т.д.), и Павел, узнав о сем, оставил на сей раз Иерусалим, так как ему нужно было, конечно, по внушению Духа, еще раз предпринять новое путешествие в языческие страны с проповедью о Христе, что он и сделал (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010