Как ни велик в ученом мире авторитет Гарнака, но видеть в οινωνα 42 ст. указание на агапы нет никаких оснований. Действительно, если οινωνα – агапы с их характерною особенностью – добровольными приношениями, а непосредственно следующее выражение « λσι το ρτου» («пребывали в общении и преломлении хлеба») «означает собою одинаково как евхаристию, так и агапы, и во всяком случае не дает права говорить об отдельном самостоятельном существовании того или иного института первенствующей церкви», даже прямо указывает на «общественные трапезы, – агапы в их связи с евхаристией», то в результате получается нечто невероятное: по какой-то непонятной причине св. Лука дважды без перерыва говорит об одном и том же институте. Повторение тем более странно и неуместно, что « λσι το ρτου – обнаружение οινωνα». Она предполагается «преломлением хлеба». Для чего же говорить о ней отдельно? Полная невозможность понимания οινωνα в смысле соединенных с евхаристией агап доказывается 4446 ст. той же 2 гл. кн. Деяний. При прямом, неподлежащем оспариванию, указании на евхаристию и общественные трапезы ст. 46: «и преломляя хлеб по домам, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (ср. стр. 14, пр. 1-е), отдельное упоминание о οινωνα, – отсутствие частной собственности, в ст. 44–45 несомненный признак того, что по отношению к ним она составляла особый самостоятельный акт. Без относительно к евхаристии рассматривается также οινωνα в Деян. 4:32–37 . Напрасно и авторская ссылка на параллели, будто бы подтверждающая то положение, что агапы были выражением οινωνα, выливавшейся в форму устройства общих трапез благотворительности. Деян. 2:44–47 и Деян.4:32 говорят о том общении, которое сказывалось в отсутствии частной собственности и сообразном с нуждами каждого распределении достояния ( Деян.4:34–35 ), а 1Кор. 10:16–19 – об объединении верующих, являвшемся результатом внушения единого евхаристического хлеба, – тела Христова. Единение, общение обусловливалось не тем, что этот хлеб принесен от лица всех верующих, приобретен на их общие средства, а тем, что он – тело одного и того же Христа. «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:14 , ср. Рим. 7:5 ). Приводимые автором в доказательство своего взгляда места говорят о совершенно разнородных, несравнимых явлениях. «Κλσι το ρτου» – обнаружение не οινωνα Деян. 2:42, 44–47, 4:32 , а единение верующих во Христа через вкушение единого евхаристического хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что на основании внимательного исследования Божественного Писания, предания святых отцов и древних церковных писателей к лику святых семидесяти апостолов могут быть причислены следующие: 1) Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, о котором упоминает и апостол Павел ( Гал. 1:18–19 ), 2) евангелист Марк, бывший впоследствии епископом Александрийским, о котором упоминает апостол Петр ( 1Пет. 5:13 ), 3) евангелист Лука, писатель и Деяний апостольских, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 4:14 ), 4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, спутешествовавший евангелисту Луке в Эммаус ( Лк. 24:35 ), 5) Симеон, сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, 6) Варнава, бывший спутником апостола Павла, а затем епископом в Медиолане (Деян. Ап. 4:36; Гал. 2:1 ), 7) Иуст, сын Иосифа обручника, сожребник Матфиев ( Деян. 1:23 ; Кол. 4:2 ), 8) Фаддей, крестивший Авгаря, князя Едесского (Церковная история Евсевия), 9) Анания, крестивший апостола Павла в Дамаске, 10) архидиакон Стефан первомученик ( Деян. 7:59 ), 11) диакон Филипп, крестивший Симона волхва и каженика Кандакийского, 12) диакон Прохор, первый епископ Никомидийский, 13) диакон Никанор ( Деян. 6 ), 14) Тимон, 15) Пармен, тоже из числа семи первых диаконов, 16) Тимофей, епископ Ефесский, к которому апостол Павел писал два послания, 17) Тит и 18) Филимон, к которым так же писал послания апостол Павел, 19) Онисим, упоминаемый в послании к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 6:12–13 ), 21) Архип, епископ Колосский ( Кол. 4:17 ), 22) Сила, епископ Коринфский ( Деян. 15:40–41 ), 23) Силуан, епископ Фессалоникийский ( 1Петр. 5:12 ; 2Кор. 1:19 ), 24) Крискент, епископ Галатийский ( 2Тим. 4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян. 18:8 ), 26) Епенет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руф, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Ермий, о который упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (16:13–14), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян. 21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сомпатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Тогда Петр, недоступный теперь никакому колебанию в ревностной вере, силою любви своей ко Христу искупивший минуты малодушного отречения от Него, выйдя вперед с прочими одиннадцатью апостолами, начал громким голосом с непреклонной твердостью, неустрашимо говорить перед народом. Опровергнув упрек в нетрезвости убедительным доказательством, что «теперь только третий час дня» (девятый час утра — первый час молитвы иудеев) (Деян. 2, 15), когда и нетрезвые воздерживаются от вина, он стал объяснять, что событие это не что иное, как предреченное пророком Иоилем обильное излияние Святаго Духа на всякую плоть. И не на некоторых только избранных посланников Божиих, как было в Ветхом Завете, но на всех, даже самых незнатных и неизвестных людей (см. Иоил. 2, 28–29). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32). Такое излияние Духа Святого совершилось теперь через Иисуса Назорея, Мессию. Вы предали Его, продолжал Петр, «и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2, 23). «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Быв вознесен же на небо и приняв от Отца обетование Святаго Духа, Иисус излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 32–33). Когда же многие из народа, умилившись сердцем при словах Петра, спросили его, что делать им, то Петр стал убеждать их покаяться в грехах своих, уверовать во Христа, чтобы и им получить дар Духа Святаго, и произвел такое сильное впечатление на слушателей, что в тот же день около трех тысяч человек из них обратились ко Христу. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов. И каждый день пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме». (Деян. 2, 42, 46–47, 44–45, 43)

http://pravoslavie.ru/3174.html

Священники должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто ( Иез.44:23 ; Лев.10:10 ). Приношения угодны были Богу; Он принимал их; почему и говорит о них так: «хлеб Мой» – ( Иез.44:7 ), «трапеза Моя» – ( Иез.44:16 ), «Моё серебро и Моё золото» ( Мал.2:8 ) – и т.д. О постановлениях Божиих, относящихся отдельно к каждому предмету, принадлежащему храму, читаем: а) О елее ( Исх.27:20 ); б) О лампадах ( Исх.25:37:40:25 ); в) О светильниках ( Исх.25:31:40:24 ); г) О курении фимиамом ( Исх.30:1:7–8:34–36:40:26–27 ); д) О кадильнице ( Лев.16:12–13 ); е) О ладане ( Ис.60:6 ; Сир.24:1–2:18 ); ж) О церковной кружке ( 4Цар.12:9 ); з) О церковной земле ( Иез.45:1:4, 48:10–11 ); и) О хлебном приношении ( Исх.25:30 ; Лев.2:1–2:6 ). Все эти постановления не временные, а вечные ( Лев.23:14 ; Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ; Иез.46:14 ). Что приношения в храм должны быть и в Новом Завете, это видно из пророчеств Исаии: Ис.2:2–3:56:4–7:18:7 ; Иез.20:39–41 ; Иер.17:26 ; Соф.3:9–10 ; Мал.1:11 и др. Из примера и слов Самого Иисуса Христа также видно основание для приношения на храм: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут подати или пошлины? с сынов своих, или с посторонних? Пётр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и открыв у ней рот, найдёшь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф.17:24–27 ). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять ( Мф.23:23 ). Из примера женщины: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу, увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела ( Лк.21:1–4 ). Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:6–7 ). Из примера апостола Павла и первых христиан: После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения ( Деян.24:17 ). Из слов апостола: Я получил всё, и избыточествую, я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву благоугодную Богу ( Флп.4:18 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании приношений на храм Мф.2:11 . «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

I. Пролог: Посвящение Иисуса на служение (1,1–13) А. Свидетельство Иоанна об Иисусе (1,1–8) Б. Крещение Иисуса и свидетельство Отца (1,9–11) В. Искушение Иисуса (1,12.13) II. Общественное служение Иисуса в Галилее (1,14 – 6,44) А. Прибытие в Галилею (1,14.15) Б. Призвание первых учеников (1,16–20) В. Изгнание бесов и исцеления в Капернауме (1,21–34) Г. Служение по всей Галилее (1,35–45) Д. Исцеление в Капернауме (2,1–12) Е. Призвание Левия (2,13–17) Ж. Споры с религиозными авторитетами (2,18 – 3,12) З. Призвание двенадцати (3,13–19) И. Споры в Капернауме (3,20–35) К. Притчи о Царстве Божием (4,1–34) Л. Путешествие в Десятиградие (4,35 – 5,20) М. Возвращение в Галилею (5,21 – 6,6) Н. Миссия двенадцати в Галилее (6,7–30) О. Насыщение пяти тысяч человек в Галилее (6,31–44) III. Служение в языческих областях (6,45 – 9,32) А. Посещение Геннисаретской области (6,45 – 7,23) Б. Служение в области Тира и Сидона и в Десятиградии (7,24 – 8,9) В. Служение в области Кесарии Филипповой (8,10 – 9,32) IV. Возвращение в Капернаум – завершение служения в Галилее (9,33–50) V. Заключительное путешествие в Иудею и Иерусалим (10,1–52) А. Поучения по пути в Иерусалим (10,1–45) Б. Исцеление в Иерихоне (10,46–52) VI. Страдания Иисуса (11,1 – 15,47) А. Торжественный вход в Иерусалим (11,1–11) Б. Очищение храма (11,12–25) В. Споры во дворе храма (11,27 – 12,44) Г. Пророчества на Масличной горе (13,1–37) Д. Помазание в Вифании (14,1–11) Е. Пасхальная трапеза в Иерусалиме (14,12–31) Ж. Арест, осуждение, смерть и погребение Иисуса в Иерусалиме (14,32 – 15,47) VII. Явления Иисуса в Иерусалиме после Его воскресения (гл. 16) Глава 1 1 Начало. В отличие от Евангелий от Матфея и Луки, Евангелие от Марка не содержит повествования о рождении Иисуса. «Началом» (ср. Быт. 1,1 ; Ин. 1,1 ) здесь выступает служение Иоанна Крестителя (ср. Деян. 1,22 ) и ветхозаветные пророчества о приходе Иоанна. Евангелия. В переводе с греч.: «благая весть». Иисуса Христа. «Иисус» греческая форма еврейского имени Иешуа, означающего «спаситель» ( Мф. 1,21 ). «Христос» греческий перевод еврейского слова «машиах» «помазанный».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Протестанты утверждают, что первые христиане не нуждались в храмах, а «молились, преломляя по домам хлеб»... ( Деян.2:6 ). Протестанты приводят здесь только вторую половину стиха. Процитируем его полностью: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб; принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Отсюда явствует, что молились христиане в храме, но Таинство Причащения совершать там они не могли: им бы не позволили неверовавшие во Христа иудеи, поэтому преломляли хлеб, т.е. причащались они по домам. Когда начались гонения от иудеев, христианам приходилось выбирать для молитв и Богослужения особые места. Сначала это были комнаты верхнего этажа частных домов – «горницы». В такой горнице Господь установил Таинство Причащения, когда на Тайной вечере претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Эти горницы апостолы строго различали от обыкновенных жилищ, придавая им значение дома Божия: «слышу, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор.11:18–22 ). «Жены ваши в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома и мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). «Это – заповеди Господни», – прибавляет апостол ( 1Кор. 14,37 ). Сам Господь, следовательно, заповедал различать храм и обычный дом. Господь, напоминая иудеям слова пророка Исаии, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ). Мог ли Он так сказать об обыкновенном доме, где живут люди? Разумеется нет. Он говорил о Доме Божием, о храме, и не только ветхозаветном; христиане начали строить свои храмы сразу после того, как прекратились гонения. Такие храмы существуют ныне и будут существовать до скончания века. Протестанты считают, что, предсказав разрушение Иерусалимского храма, Христос вообще отверг храм: «Видишь сии великие здания; Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Храм в Иерусалиме был разрушен потому, что народ иудейский «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ), то есть не принял Спасителя и распял Его. Но это не значит, что Богом отвергнуты вообще все храмы, что они должны быть разрушены и новые не должны создаваться. Христос повторил слова пророка: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Храм же Иерусалимский был домом молитвы только для народа еврейского. Божии храмы будут у христиан до кончины мира, до того времени, когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол имеет в виду здесь не «духовный» храм, а рукотворенный – в греческом тексте употреблено слово, которое в Священном Писании всегда означает здание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Мы все крещаемся этим совершенным Крещением водою и Духом, без которого спастись никто не может. А что Христос крещает огнем, это сказано потому, что Он излил Духа Святого на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2: 1–4), как говорит Сам Господь: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 5). Шестое крещение, которое равномерно христианскому Крещению водою и Духом, – это крещение покаянием и слезами, то есть посредством Святой Исповеди, на которой нам отпускаются все грехи. Седьмым и самым совершенным является крещение кровью и мученичеством за правую веру, которым Сам Христос крестился на Кресте вместо нас. Оно досточестно и достоблаженно, потому что уже никогда не пятнается скверной греха и одно может заменить собой все остальные. Восьмое и последнее крещение – это вечный огонь после всеобщего Суда. Это крещение не спасительно, но, с одной стороны, истребляет зло и грех, а с другой, наказывает, не прекращаясь . Возлюбленные верующие! После того, как мы описали восемь видов крещения, хорошо будет подробней поговорить о важности православного Крещения. Самое совершенное крещение, очищающее наши грехи, – это Крещение христианское, то есть Крещение водою и Духом, которое мы принимаем сразу же после рождения. По учению Господа нашего Иисуса Христа, у кого нет этого Крещения, тот не может войти в Царство Небесное (Ин. 3: 5). Дадим же несколько пояснений касательно Таинства Крещения для всеобщего разумения. Кто может крещать? Право крещать есть только у епископов и священников (46–50 Апостольские правила). В случае крайней необходимости, чтобы младенец не умер некрещеным, крестить может и диакон, и простой монах, и мирянин – мужчина или женщина, – и даже родители ребенка. Как же совершается Крещение мирянами, когда ребенок находится в смертельной опасности? Погружением младенца троекратно в чистую воду и произнесением священной формулы Крещения: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь» (44–45 правила святого Никифора). Если крещаемый останется жив, священник дополнит службу Крещения по обычному чину, но только после погружения и дальше; то есть помазывает его святым миром, вычитывая последование до конца.

http://pravoslavie.ru/158250.html

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 311; Архив МП. Послужной список; Архив УФСБ РФ по Москве и Моск. обл. Д. 11013; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-33186; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-51948. Соч.: О именуемом «Феодоритовом слове»//Братское слово. 1894. 14. С. 264-292; К вопросу о разработке священно-ист. мат-ла для жизнеописания св. ап. Павла//БВ. 1899. Т. 3. 12. С. 547-557; Проконсул Сергий Павел и волхв Вариисус (Деян. XIII. 6-12)//ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 2. С. 499-519, 649-668; Речь при погребении заслуженного проф. Московского ун-та, заслуженного профессора и почетного члена МДА В. О. Ключевского, сказанная 15 мая 1911 г. пред песнопением «со святыми упокой»//БВ. 1911. Т. 2. С. 16-19; Человечество Христа Спасителя и Его значение в нашей духовной жизни. Серг. П., 1913; К биографии В. О. Ключевского: (Ключевский до ун-та)//Голос минувшего. 1913. 5. С. 158-173; О «русском» агрономе с церковной кафедры: [Произнесено в храме Московского сельскохозяйственного ин-та 16 сент. 1913 г.]. Серг. П., 1913; [Делицын П. С.]//У Троицы в академии. М., 1914. С. 74-75. Примеч.; Прошлое и будущее: [Речь пред молебном в день 50-летия Высшего сельскохозяйственного ин-та в Петровско-Разумовском (21 нояб. 1915 г.), произнесенная в храме ин-та, в присутствии профессоров и студентов]. Серг. П., 1916. Лит.: Моск. ЦВед. 1905. 29. С. 309; Бутовский полигон. Вып. 1. С. 40; Акты свт. Тихона. С. 319; Мартиролог «Бутово». С. 23; Голубцов С. А., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 170, 241; он же. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 7, 37, 39, 41, 46-47, 120, 122-123, 127, 133, 139, 143-145, 155-156; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 33-38; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 222; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 52-58; Февр. С. 65-71; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 109, 118, 120, 156, 169, 180, 209, 246; 2-я сессия. С. 42, 44, 57, 166, 203, 485, 506; 3-я сессия. С. 103-105, 120, 151, 158, 167, 310, 363, 397; Русская Голгофа: Бутово: Месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 12, 54, 75, 160; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 52-58; Февр. С. 65-71.

http://pravenc.ru/text/Артоболевского.ht...

В новозаветных текстах понятию «посланничество» принадлежит особая роль, глагол «П.» здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына ( Мф. 21:33–46 ; Мк. 12:1–12 ; Лк. 20:9–19 ); ученики, которых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы ⇒ «апостолами», т.е. ⇒ «посланниками»: 1) ПОДГОТОВКА. Бог направляет посланников, которые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Лк. 1:26 ) и свидетельствуют о Нем (Иоанн Креститель, Ин. 1:6 ); 2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК. Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории ( Гал. 4:4 ), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки ( Лк. 4:18–21 ). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог ( Деян. 3:20 ). Словом «посылать» характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом ( Ин. 8:42 ). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса ( Ин. 7:29 ), и деяния Иисуса свидетельствуют о том, что Его послал Отец ( Ин. 5:36 ). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его ( Ин. 5:30 ); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал ( Ин. 7:16 ; Ин. 14:24 ). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой ( Ин. 3:34 ), а Его суд истинен ( Ин. 8:16 ). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог ( Ин. 12:44 ). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную ( Ин. 5:24 ). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Ин. 17:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010