Лк.24:44 . речé же им: сия сýть словесá, яже глагóлах к вáм ещé сый с вáми, яко подобáет скончáтися всем написанным в закóне Моисéове и прорóцех и псалмех о мне. (И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.) Сия суть словеса и пр. Явившись Апостолам и уверив их в том, что Он Сам, воскресший из мертвых, а не дух, или тень, Господь Иисус Христос начал говорить им как бы так: «вот теперь вы видели и видите на самом деле исполнение того, о чем Я говорил (яже глаголах) вам прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я еще был (сый) с вами неразлучно, а не так, как теперь – являясь только по временам.» Здесь Господь указывает на Свои собственные предсказания о Своих страданиях, смерти и воскресении во исполнение предречений древних пророков, о чем Он нередко говорил им (68, 34 и в др. мест.). В законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. У евреев Свящ. книги разделялись на 3 разряда: 1-й, называемый Законом, это – 5 книг их законодателя Моисея; 2-й, называемый Проками, это – почти все прочие книги, кроме псалтири; и 3-й, псалмы (псалтирь), царепророка Давида так как в них весьма много пророчеств о Иисусе Христе. Так Господь Сам сказал, что весь Ветхий Завет наполнен пророчествами о Нем. Лк.24:45 . Тогдá отвéрзе им ýм разумети писáния (Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.) Прежде, когда говорил Господь Апостолам на основании ветхозаветных Писаний о Своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (сл. 18:34 и др. мест.), – не понимали этих Писаний, теперь же Он озарил их ум к сему уразумению. А затем, когда Господь в продолжении 40 дней, до Своего вознесения на небо, являлся Апостолам и учил их истинам царствия Божия ( Деян.1:3 ); то, несомненно, что Он помогал этому разумению и Своим собственным разъяснением и наставлением. И теперь во время этого же самого явления, еще Он указывает им, что так было написано – предсказано заранее, и что так Ему надлежало пострадать и проч. (ст. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но всё больше входит в обиход тип либеральный – постоянно занятый бизнесом. Всё более уходит в забытье тип христианский, творящий дела любви. В экономической, то есть телесной, физической жизни, искажённой грехопадением человека, любовь не способна проявляться во всей полноте, потому что в этом случае она погубит рыночные отношения. Пример этому мы видим в Деяниях апостолов: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:44-46). Но Бог положил конец такому первобытному христианскому коммунизму, потому что на этом свете он невозможен, в конечном итоге он становится тягостным и неудобным. Недостаток проявленной любви может быть компенсирован только крестными страданиями сораспинающегося Христу человека. В социальной же и экономической жизни христиане обречены на поиск разумной меры любви, как уже было отмечено, «опыт осуществления этой мечты должен привести к парадоксу — к новой мечте о несовершенном социальном строе, в котором будет допущена некоторая свобода зла как условие свободы добра» . 5. Корень имущественный: либерализм и его главный порок – эффект Матфея. Либерализм предоставил законную возможность бесконечно богатеть, а значит, иметь неограниченную власть, ведь у тех, у кого есть возможности, всегда есть и власть, а возможности есть у тех, у кого есть имущество. Богатый пользуется властью для сохранения и преумножения своего богатства, но не из любви к ближнему и не во благо ближнего. Это аксиома, о которой сам Бог сказал так: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). «Русский купец старого режима, который наживался нечистыми путями и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал в светлые минуты o другой жизни, например, o странничестве или монашестве» . Современный либерал этого греха не ощущает, не чувствует, что деньги должны зарабатываться адекватным трудом, он считает, что деньги можно «делать», а это всегда нечестно, ведь он отнимает у кого-то его насущный хлеб, а значит и духовное развитие.

http://bogoslov.ru/article/5467188

– «ограничение мира»? Разве не ясно Господь указывает на участие диавола в грехопадении наших прародителей словами «от начала»? Разве не ясно указывает Он же и на падение ангела, ставшего потом диаволом, когда говорит, что последний «не устоял в истине» ( Иоан 8:44 )? Г. Дурново до такой степени здесь, как и в весьма и весьма многих других случаях искажает яснейший текст слова Божия в угоду своим тенденциям, что превзойти его было бы кому-либо воистину невозможно. Но его выдумки и извращения до такой степени в то же время очевидны, что, право, не нуждались бы и в изобличении... Но, тем не менее, отметить хотя существенное считаем все же необходимым для некоторых, по крайней мере, читателей... Далее, если Бог, по г. Дурново., какое-то непонятное и абстрактное Совершенство, – если Лицами в Боге являются лишь Его свойства..., то уже отсюда ясно, что о какой-либо божественной благодатной помощи, о которой учит христианство , как о посылаемой свыше христианам, поддерживающей их, помогающей им, руководящей ими..., говорить было бы более, чем странно. Г. Дурново и заявляет категорически, «что никакой помощи свыше человек не может и не должен ждать в течение своей жизни» (стр. 53). Для него, следовательно, никакого особого значения не имеют слова Господни: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Иоан 14:16 ). «Утешитель..., Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14:26) (ср. Деян., 2:1–4) (чит. подробности в цитир. труде о. Η.П.Малиновского: 3-й т., Серг. Посад, 1909 г.). Г. Дурново переделывает ясную речь Господа по-своему, как он делает это обычно и в других случаях, не стесняясь и не смущаясь нисколько. Слова: «Утешитель же, Дух Святый» (14:26 ст. цитир. Гл. Иоан.) δ παρα κλητος τ Πνεμα τ γιον... г. Дурново переводит: «но то внутреннее духовное удовлетворение» и т. д. (продолжать выдержки из его нелепого и произвольнейшего перевода не только бесполезно, но и противно). Христианство, затем, проповедует, что праведники «наследуют Царство, уготованное от создания мира.» ( Матф. 25:34 ), а грешники будут ввержены «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (25:41), – что последние, т.е., грешники, «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (25:46), – одни – в рай, другие – в ад (подробности см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Псалом 109 Мессия – Христос есть Царь и Первосвященник, имеющий победить мир. Псалом Давиду. 1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Боговдохновенный пророк Давид говорит о Христе – Спаситель. По откровению св. Духа, Христос есть Господь, имеющий победить всех своих врагов. Пророк говорит: «Сказал Господь Господу моему», – Господь первый, по-еврейски, Иегова, сказал Господу другому, по-еврейски, Адонаи. – " Седи одесную Мене», – это есть тоже, что, восседая на престоле по правую сторону царя, быть ему соправителем; следовательно, Господь – Адонаи должен царствовать вместе с Богом. – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». По обычаю древности, побежденные, приближаясь к победителям, должны были повергаться ниц пред ними, в знак полной покорности, а победители – в знаке полного покорения побежденных, становились ногою на голову их; те, таким образом, служили им некоторое время как бы подножием (I. Нав.10:24 ). Посему – положить врагов в подножие ног, значит совершенно их покорить. Кто сей Господь – Адонаи? Это – Христос. Однажды, когда собрались ко Иисусу Христу саддукеи и фарисеи и предлагали Ему различные трудные вопросы, не имея веры в божественное достоинство Его лица, то «Иисус, обратившись к фарисеям, спросил: что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему книжники: Давидов. Говорите им Иисус: как же Давиде, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.24:34,41–46 ; Мк.12:34–37 ; Лк.20:40–44 ). Очевидно, по пророчеству Давида, Христос есть Сын Божий, а потому и Господь самого Давида. Это решительно утверждает и Ап. Павел. В своем послании к Евреям, Ап. Павел, свидетельствуя о божестве Иисуса Христа, и о превосходстве Его, как Единородного Сына Божия, над Ангелами, между прочим, говорит: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:4, 13–14 ). – Что Христос, во исполнение сего пророчества Давида, восшел на небеса и возседит одесную Бога Отца, о семь свидетельствует Ев. Марк, говоря: «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол Петр, обратившись к собравшимся сюда Иудеям и другим «благоговейным людям», так свидетельствовал о Христе: «Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай, весь дом (народ) Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли. Слышав это, они умилились», замечает Дееписатель ( Деян.2:34–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Символ веры утверждает, что Господь воскрес " в третий день по Писанию " . Смысл этого последнего выражения много богаче, нежели может показаться на первый взгляд. Это двойная ссылка на Ветхий Завет (термин " Писание " относится здесь к Ветхому Завету). Это прямая апелляция к пророческому свидетельству из книги Ионы. Господь наш говорит о " знамении Ионы " как о прообразе своего погребения и восстания (Мф. 12, 39-40 и 16, 4; Лк. 11, 29-32). Иным образом, обращаясь ко всему Ветхому Завету, воскресший Христос раскрывает Писание Эммаусским путникам: " О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании " (Лк. 24, 25-27). Апостолам говорит Господь: " Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день... " (Лк. 24, 44-46). Отметим, что, когда евреи говорили " Закон " , " Пророки " и " Псалмы " , это обозначало всю совокупность Писаний соответственно тройному делению еврейской Библии. В первоначальной христианской катехизации ссылки на ветхозаветные свидетельства о Воскресении Иисуса Христа имели чрезвычайно важное значение. Мы можем легко в этом убедиться, если прочтем обращение апостола Петра к толпе в день Пятидесятницы (Деян. 2, 14-36, в особенности же 25-35). 6-й член. И восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца. Провозглашая спасительное дело Господа нашего, после члена о трехдневном Его Воскресении, Символ веры говорит о том, что Он вознесся и воссел " одесную Отца " . Этим заканчивается ряд членов Символа, относящихся к земному служению Христа. Период Воплощения, или, вернее, пребывание Христа воплотившегося на земле, завершается Вознесением. Однако с последующей эпохой, эпохой Церкви, которая завершится Вторым и славным Пришествием Господа, земное служение Христа тесно связано. Связь этих двух периодов двояким образом выделена в Священном Писании. Прежде всего, внешним образом, самой литературной его композицией: святой евангелист Лука заканчивает свое Евангелие повествованием о Вознесении и начинает книгу Деяний с более подробного изложения того же события. В аспекте же внутреннем Новый Завет передает нам слова Спасителя, которые подчеркивают, что Его восхождение на небо отнюдь не означает ухода. На последних сказанных Христом словах, уже приведенных здесь, зиждется спокойная уверенность Церкви в непрестанном попечении о ней Спасителя (Мф. 28, 20). Отклик на эти слова мы слышим в кондаке службы Вознесения восточного обряда: " Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучайся, но пребывая неотступен, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Царь Иудейский Давид, когда пророк Нафан обличил его в грехе и объявил волю Божью о смерти зачатого во грехе от него дитяти, молился долго и постился, проливал слезы, повергаясь на землю пред Богом, умоляя Его об избавлении от смерти родившегося своего сына. Но когда услышал он, что этот сын его умер, тотчас же успокоился: переменил одежду скорбную на праздничную, пошел в дом Божий и поклонился Богу (2 Царств 12:14-23). Христос Богочеловек, по совершении в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предав Себя в волю Отца Небесного, спокойно сказал ученикам Своим, отягощенным сном: " встаньте пойдем: вот приблизился предающий Меня " (Матф. 26:44-46). И так часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божье. Илий, священник Иудейский, когда ему сказал Самуил о том, какую казнь Бог определил дому Илиину и его детям, смиренно сказав: " Он - Господь, что Ему угодно, то да сотворит " (1 Царст. 3:18), как бы выразился так: " неприятно для меня твое объявление суда Божьего, о Самуил, но так как мне известно, что это - воля Божья, то охотно принимаю твои слова и познаю в них волю Божью. Я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим, по приговору суда Божьего, которому никто противиться не имеет права Да сотворит Господь все то, что всесвятейшей Его воле угодно: мы - рабы, Он - Господь; мы преступны во многом; Его дело исправлять наши грехопадения праведным наказанием. " Когда апостол Павел шел в Иерусалим через Кесарию, и Кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что он в Иерусалиме будет иметь много неприятностей и скорби от Иудеев, хотели отговорить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение Павел отвечал: " что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса; когда же мы (Кесарийские христиане) не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня " (Деян. 21:13-14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: " воля Господня да будет. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Эта фраза не отрицает того, что Дух уже представлен в мире, — Он уже с Вами пребывает, но в Вас будет только после исполнения дела Сына, открывающего дверь Пятидесятнице — грядущему излиянию Духа Святого новым образом для обитания в уврачеванном человеческом естестве. Златоуст изъясняет выражение мир не видит Его как указание на иной образ явления Духа в мире, отличный от Христа, — Слова, ставшего плотью. Так же толкует эти слова преподобный Ефрем Сирин. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26). Из-за Ин 14:26 невозможно понимать рпеата просто как Божественную силу или более широко Бог. Он предстает перед нами как отличная Божественная Личность. Утешитель именуется здесь Духом Святым. Употребление ветхозаветного термина есть уточнение: Утешитель, о Котором Господь говорит, есть Тот же, Кто известен как Дух Святой. Пошлет Отец во имя Мое — нис­посылание Утешителя мыслится как дело Отца, совершаемое ради Сына. Указание на то, что Дух Святой будет учить последователей Христа, мы видим и у апостола Луки (Лк 12:12), и у апостола Павла (1 Кор 2:13). Налицо понимание научения как специфического действия Духа Святого. В этой связи Ледд предполагает, что древнееврейское слово хйм„оЕ (‘посредник’, также ‘учитель’), встречающееся в Иов 33:23, писаниях Кумрана и арамейском таргуме на Иова, лучше всего выражает роль в Прощальной беседе, и, следовательно, имеется некоторый фон еврейской мысли относительно объединения роли защиты и научения. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин 15:26–27). Как уже было сказано, греческое слово рпеата среднего рода, но Дух упоминается в мужском роде (как Он), местоимение ™ke‹noj в 15:26 является мужским, несмотря на стоящее после него рпеата. “Рядом с формами будущего времени, в которых выражены предыдущие места о Утешителе и которые относятся к Его чаемому пришествию, стоит настоящее время для выражения до­временного и вневременного отношения Его к Отцу: Который от Отца исходит” 44 . “Буквальный смысл глагола ™kporeЪemai ‘от­правляется в путь, выходит из единого обиталища’ подчеркивает именно единство источника или причины исхождения” 45 . Златоуст толкует: “от Моего значит от Моего знания; пошлю Его значит: предуготовлю вас к принятию Его” 46 . Связь свидетельства Апостолов со схождением Духа Святого мы видим также в словах Господа, сохраненных у апостола Луки (Деян 1:8).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петр еще проповедовал, когда «Дух Святой излился на язычников» ( Деян. 10:44 ). Слушателями, на которых излился Дух Святой, были Корнилий, его родственники и близкие друзья (10:24). На других христиан, которые пришли вместе с Петром из Иоппы, Святой Дух излит не был. 2. Параллели между Деян. 2 и Деян. 10 Опыт «говорения языками» в Кесарии весьма важен. В нем просматриваются отчетливые параллели с опытом первых последователей Иисуса в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Мы их перечисляем ниже: 1 . Обе группы состояли из верующих 42 . 2 . Святой Дух «излился» (epepsen) 43 на обе группы неожиданно. 3 . Проявление Святого Духа в обеих группах произошло в среде слушателей, «ибо слышали их говорящими языками» (10:46). 4 . Обе группы говорили о Боге и Его делах. 5 . В обоих случаях используется выражение «говорили языками». 6 . Обе группы пережили нечто, о чем услышали (akouo) другие. 7 . В обеих группах люди пережили нечто новое, исходящее от Святого Духа, чего с ними прежде никогда не случалось, хотя, безусловно, Святой Дух работал над ними и прежде. 8 . Обе группы находились в центральных городах, в которых проживали люди с различным языковым потенциалом. Выражение «говорить языками» (lalounton glossais) из 10:46 несомненно идентифицируется с иными языками Пятидесятницы через слова «как и мы» (hos kai hemeis) в 10:47. Эта связь исключительно важна для того, чтобы отождествлять опыт домашних Корнилия ( Деян. 10 ) с опытом дня Пятидесятницы. В Деян. 2:11  слушавшие сказали, что они «слышали» их «нашими языками говорящих о великих делах Божьих». Эта фраза эквивалентна последующей: «слышали их говорящими языками и величающими Бога» ( Деян. 10:46 ) в Кесарии. Взаимосвязь здесь в том, что а) в обоих опытах было «услышано» нечто особенное и 6) услышанное касалось достигнутого Богом в Иисусе Христе. В обеих группах верующие получили дар «говорения» иностранными языками в стратегически важных городах, Иерусалиме и Кесарии соответственно. Иерусалим был известным иудейским городом, в котором проживали этнические меньшинства, говорящие на иностранных языках и диалектах. В дни годовых праздников в Иерусалиме собирались люди всей еврейской диаспоры, со всего цивилизованного Мира тех времен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

I. О том и спору нет, что когда св. апостолы возлагали на крещенных руки, то крещенные получали чудесные дарования ( Деян. 19:2–6 ), необходимые в их время для утверждения юной Веры 386 и расширения пределов новой Церкви 387 . Но столь же неоспоримо и то, что обыкновенный во дни св. апостолов дар языков и пророчества был тогда достоянием не всех крещенных ( Рим. 12:6 . 1Кор. 12:29, 30 ): между тем низводить Св. Духа чрез возложение рук св. апостолы почитали необходимым на всякого крещенного ( Деян. 8:17. 19:6 . сн. Евр. 6:2 ) во исполнение бывшего о том пророчества ( Деян. 2:17, 18 . сн. Иоил. 2:28–32 ); а это совершенно излишне, если бы они имели в виду преподавать чрез сие дары Духа Божия только чрезвычайные. И положительно известно, что когда св. апостолы возлагали на крещенных руки, то сообщали им не одни чудесные дары Св. Духа, но и дары освящения; ибо а) именем Св. Духа, которого получали все крещенные чрез возложение рук, обозначается в свящ. Писании сам Дух Божий с обилием благодати Его ( Ин. 14:16, 17 . Рим. 8:9 ), а дары Его чудесные, сообщаемые некоторым из крещенных, обозначаются там, как действия Его ( 1Кор. 12:7–11 ); б) говоря о Духе сем, св. апостолы ясно отличают Его от даров Его чудесных, когда свидетельствуют, что вследствие возложения их рук крещенные получали Св. Духа, глаголаху же языки и пророчествоваху ( Деян. 19:6 ), и поставляют сообщение Его таким образом наряду с крещением, покаянием и другими предметами, относящимися ко спасению нашему ( Евр. 6:1–6 ). Нет нужды, что сообщение укрепляющей благодати Св. Духа крещенным обозначено у св. апостола пришествием. α) Выражение «приходить» (επιπιπτειν, supercadere, irruere, illabi) не всегда означает в свящ. Писании пришествие сильное, стремительное, порывистое, но нередко употребляется в нем и для обозначения сошествия спокойного, тихого ( Деян. 10:44, 45 ) 388 . Знаем β) и то, что сообщение Св. Духа крещенным было и временным, требовавшимся нуждами первенствующей Церкви 389 , след. имело потом престать с прекращением этих нужд, но вместе с тем и всегдашним, бывавшим по нуждам самых крещенных, как людей ( Деян. 8:14–17. 10:44–46. 11:15–18 ), след. имело остаться в Церкви навсегда. Посему св. апостол совершенно прилично обозначил сообщение Св. Духа крещенным чрез возложение рук пришествием Его на них, выражающим сообщение и дара знамений и освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010