Разделы портала «Азбука веры» Агапа (греч. γπη; агапе, агапа). Греческое слово γπη обозначает любовь — главную христианскую добродетель; также  Αγπη употребляется как женское имя (в частности, имя одной из трех христианских мучениц) и как имя Бога в богословской литературе (Бог есть любовь= θες γπη στν ( 1Ин.4:8 )) Агапа. Фреска из катакомб Петра и Марцеллина. IV век. В литургической и исторической литературе термин «Агапа» обозначает общую трапезу христиан первых веков, которая также называлась «вечерей любви». Это название по отношению к трапезе впервые встречается в Послании апостола Иуды: Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (ν τας γπαις μν); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя (1:12). Распространено мнение, что агапы возникли как подражание практике совместных трапез, которая была отличительной чертой общественного служения Иисуса Христа. Также агапы устраивались христианами в воспоминание Тайной Вечери , на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Достаточно часто до середины II века в состав агапы входила Евхаристия; на этом раннем этапе в писаниях мужей апостольских термины «агапа» и «Евхаристия» употребляются как синонимы. Подтверждение этому видим уже в Новом Завете. В книге Деяний неоднократно говорится о трапезах первых христиан, во время которых совершалась Евхаристия ( Деян.2:42, 46; 20:7 ). Хорошо известно описание агапы, которое приводит апостол Павел в 1Кор.1:20-34 . Считается, что эта «вечеря любви» начиналась Причащением Телом Христовым, после чего следовало вкушение обычной пищи, в конце причащались Кровью Христовой. Такой порядок соответствует описанию Тайной вечери у евангелиста Луки ( Лк.21:17-20 ); также интересно, что следы такой практики  имеются в памятнике III века «Апостольское предание», в котором описана крещальная литургия и сказано, что новокрещеные после Причащения Тела Христова вкушают воду, молоко и мед и только после этого подходят к чаше с вином – Кровью Христовой (см. сщмч. Ипполит Римский . Апостольское предание )

http://azbyka.ru/agapa

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Герасиму, епископу Владикавказскому и Аланскому 14 октября 2021 г. 17:42 14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Герасима (Шевцова) во епископа Владикавказского и Аланского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Герасима на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Герасим! Благоволением Великого Архиерея Христа, через возложение рук окружающих тебя святителей, возведен ты ныне на высшую степень священнического достоинства и призван к дальнейшему своему служению в Церкви Божией в сане епископа. Святой Дух — источник всякой премудрости, благодати апостолов, подвигов мучеников и предведения пророков (как учит нас антифон 2-го гласа на утрени), ниспослал тебе Свои щедрые и обильные дары. Велика эта благодать Животворящего Духа Божия, велики и обещания, которые ты сегодня пред лицем многих свидетелей, а лучше сказать, пред лицем всей Церкви принес в словах архиерейской присяги. Древний обычай Церкви, в традиции которой молитва и священнодействие неразрывно связаны с поучением, повелевает мне как Предстоятелю преподать тебе отеческое наставление. Внемли этим словам и постарайся запечатлеть в своем сердце то, что для тебя окажется самым важным и полезным. Прежде всего помни о том, что призванием и долгом каждого епископа являются священнодействие, то есть совершение Божественной Евхаристии и Божественных служб, учительство и управление. Вот эти три самых важных служения — священнодействие, учительство и управление. Тебе предстоит быть для верующих примером усердного и пламенеющего духом (Рим. 12:11) служителя Бога, как учит апостол Павел. Ходи благоговейно пред Господом нашим, смиренно осознавай свою немощь, живи просто и чисто, люби Творца всей душою и всем помышлением твоим . Следуя совету священномученика Игнатия Богоносца, вместе с вверенной тебе паствой старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога (Послание к Ефесянам, 13), дабы все, причащающиеся от единого Хлеба и Чаши, соединялись друг ко другу (Литургия свт. Василия Великого) и имели одно сердце и одну душу (Деян. 4:32).

http://patriarchia.ru/db/text/5852780.ht...

«И они постоянно пребывали в учении апостолов…» (+ВИДЕО) Курс лекций о пастырстве. Встреча 4-я Протоиерей Геннадий Фаст 4-я встреча из курса лекций протоиерея Геннадия Фаста о пастырстве посвящена Апостольской Церкви – той Церкви, которую мы с вами знаем, в которой мы живем. Как современному священнику «пребывать в учении апостолов» (Деян. 2: 42)? Почему благовестие – это священнодействие? Как готовиться к проповеди? Каковы ее роль и место в ходе богослужения? Как сделать так, чтобы проповедь не стала «антрактом» в богослужении? Отец Геннадий отвечает на эти и другие вопросы, делится своим проповедническим опытом и дает ценные практические советы, которые могут помочь священнику при подготовке к проповеди. Церковь – это Учитель и ученики Здравствуйте, отцы и братия. Мы продолжаем наши с вами встречи, размышления. В прошлые разы мы говорили о древнем священстве (патриархальном служении, левитстве), о Христе – Великом Архиерее. А сегодня наконец переходим к жизни Церкви – той, которую мы с вами знаем. Немеркнущим и всегдашним образцом Церкви, конечно, будет Церковь Апостольская. Поэтому за основу наших дальнейших размышлений мы возьмем слова об этой только-только народившейся в Иерусалиме Церкви: «И они (первые ученики, новообращенные. – Авт. ) постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Здесь отмечены четыре стороны жизни первоапостольской Иерусалимской Церкви и, даст Бог, в течение четырех наших встреч мы с вами обсудим каждую из этих сторон. А как зовутся те, кто последовал за Ним? – Ученики. Именно этим словом, а не каким-то другим Учение апостолов. Общения. Преломление хлеба. Молитвы. «Пребывание в учении апостолов» – это тема наших сегодняшних размышлений. Еще ранее формируется первая община. Об этом мы читаем в Евангелии. Ее Лидер, ее Основатель, ее Наставник именуется Учителем. Это основное обращение. К Нему обращаются: «Равви», «Раввуни», «Учителю». А как зовутся те, кто последовал за Ним? Ученики. Именно этим словом, а не каким-то другим. Могли бы же как-то иначе быть названы: последователи или еще как-то. Но нет. Ученики. Итак, изначально Церковь – это Учитель и ученики.

http://pravoslavie.ru/144894.html

Мы продолжаем публикацию лекций библеиста и богослова протоиерея Геннадия Фаста. Даная встреча посвящена разбору второй части фразы: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Что подразумевается под «пребыванием в общении»? И как оно реализуется в жизни современной Церкви?    Фото: pskov-eparhia.ru      «Я соберу вас вместе…» Приветствую вас, всечестные братья. Мы с вами приступили к разговору об Апостольской Церкви на основании следующих слов: И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). В прошлый раз мы с вами беседовали о «пребывании в учении апостолов». Сегодня речь пойдет о втором – о «пребывании в общении». Эти четыре столпа очень важны и очень легко применяются к нашей сегодняшней церковной и приходской практике, поэтому тема эта – не отвлеченная, а достаточно нам близкая. Итак, «пребывание в общении». Слово «Церковь» (греч. «экклесия»), как известно, переводится на русский язык как «собрание», а если еще точнее – «сходка». Некий экклесиаст говорит, проповедует, и вокруг него образуется экклесия, собираются люди. «Что-что? О чем он говорит? Что там происходит?» – и образуется некое собрание. Господь Иисус Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…» (Мф. 16: 18–19) Что значит создать Церковь? Это значит – собрать разъединенных Эти слова всем хорошо известны. А теперь приведем интересный перифраз – некий смысловой перевод на русский язык. Христос говорит: «Я создам Церковь». Слово «создам» – оно такое архитектурно-строительное. А если обратить внимание, что речь идет о собрании, тогда эти слова Господа можно перефразировать так: «Я соберу вас вместе». Ведь что значит – создать Церковь? Это значит – собрать разъединенных. «Я соберу вас вместе», – вот что Он нам обещал и что сделал. В Послании к евреям апостол Павел призывает: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10: 25).

http://pravoslavie.ru/145444.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 3 июня 2024 г. (21 мая ст.ст.) Седмица 5-я по Пасхе Глас 4, Поста нет Попразднство Преполовения . Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). равноапп. царя Константина (337) и матери его, св. царицы Елены (327) . блгвв. кнн. Константина (Ярослава Святославича) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев . Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998) . прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504) . Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерская (1524) . иконы Богородицы Владимирская (Заоникиевская) (1588) . иконы Богородицы Владимирская (Красногорская, Черногорская) (1603) . иконы Богородицы Владимирская (Оранская) (1634) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Лит.: Ап.- Деян.12:12-17 Ев.- Ин.8:42-51 равноапп.: Лит.: Ап.- Деян.26:1-5,12-20 Ев.- Ин.10:1-9 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о, пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих,//и спасет души наша, яко Милосерд. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

Это седьмая встреча с протоиереем Геннадием Фастом в рамках курсов о пастырстве, проводимых Псковской епархией, и одновременно четвертая (завершающая) беседа об Апостольской Церкви. Она посвящена «непрестанному пребыванию в молитве» (см.: Деян. 2: 42). Как вовлечь народ в молитву? Что важнее: соблюдение чина или сохранение молитвенного настроя? Как избежать пастырского выгорания и формального вычитывания молитв? На каком языке служить, чтобы приходящие в храм понимали смысл текстов и песнопений? Чем молитва общая отличается от молитвы келейной? Как внешние формы (например, поклоны) соотносятся с внутренним настроем и содержанием? Тема молитвы – одна из самых важных и сложных в жизни Церкви. На многие вопросы нет однозначных ответов. Протоиерей Геннадий делится своим опытом, а также предлагает слушателям вступить в диалог и поделиться своим видением. Церковь как молитвенная община Сегодня четвертая, завершающая беседа по Апостольской Церкви. Напомню цитату, от которой мы отталкиваемся: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Вот четыре столпа, четыре грани жизни Апостольской Церкви. «И они пребывали… в молитвах» – это тема наших с вами сегодняшних размышлений. Но лично для меня это немножко неблагодарная задача. Я не дерзаю мыслить себя учителем молитвы. Ученики вопрошали Господа: «Научи нас молиться». Пусть это будет встреча, в которой мы с вами поговорим о том, как нам пребывать в молитвах. Я не учитель молитвы, нет. Мы лишь поразмышляем о пребывании Церкви в молитвах. С одной стороны, это вроде бы совершенно очевидная вещь: храм – это дом молитвы. Это всем известно, всем понятно. Люди в храм ходят молиться. Когда-то нас называли богомолами. И тем не менее тут есть много моментов, о которых нам с вами полезно сегодня вместе поразмышлять. Мы говорили о Церкви как об училище благочестия, евхаристической общине. А теперь поговорим о Церкви или приходе как о молитвенной общине. Что в храме молятся, это всем понятно. А насчет молитвенной общины – уже не так очевидно.

http://pravoslavie.ru/145857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА И МАРИЯ Праведные Марфа и Мария. Икона. 1909 г. Худож. М. В. Нестеров (Покровский собор Марфо-Мариинской обители) Праведные Марфа и Мария. Икона. 1909 г. Худож. М. В. Нестеров (Покровский собор Марфо-Мариинской обители) [Греч. Μρθα κα Μαρα; лат.: Martha et Maria], праведные, сестры прав. Лазаря из Вифании, ученицы Господа Иисуса Христа (пам. в Жен-мироносиц Неделю ; пам. греч. 4 июня; пам. зап. 29 июля). В Евангелиях В Евангелиях сестры представлены через отсылки друг к другу (Лк 10. 38-39; Ин 11. 1). По всей видимости, они были достаточно известны как читателям Евангелий, так и членам раннехрист. общины, и не было необходимости идентифицировать их, указывая на их брата Лазаря ( Бокэм. 2015. С. 266-267). Очевидно, Марфа была старшей в семье: в Лк 10. 38 говорится о доме М. (букв.: πεδξατο ατν - «владела им»), она упоминается раньше сестры (так же, как и в Ин 11. 19, 12. 2-3). Скорее всего М. и М. относились к числу состоятельных женщин, которые поддерживали своими средствами раннехрист. общину. Их дом был поблизости от Иерусалима, и они могли дать приют Спасителю и Его ученикам. Сестры стали любимыми ученицами Господа (Ин 11. 5). Впервые о пребывании Спасителя в доме сестер говорится в Лк 10. 38-42, где их история помещена между притчей о добром самарянине (Лк 10. 25-37) и молитвой Господней (Лк 11. 1-4), что позволяет рассматривать этот текст как рассказ, обладающий учительным характером ( Witherington. 1987. P. 100). Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос после беседы с апостолами от 70 пришел в некое селение, где Марфа, у к-рой была сестра по имени Мария, приняла Его в своем доме. В синодальном переводе Лк 10. 40 сказано, что Марфа заботилась о «большом угощении» (περ πολλν διακοναν - букв.: «большом служении»; ср. в Вульгате: frequens ministerium). Глагол «служить» (διακονεν) в этом стихе, исходя из контекста его употребления и однокоренных слов в тексте евангелиста Луки (см., напр.: Лк 4. 39; 17. 8; 22. 27; Деян 6. 1-2), означает различную домашнюю работу, включая приготовление еды и устроение трапез ( Nolland. 2002. P. 603). Марфа, заботясь об угощении для Господа, пожаловалась, что сестра оставила ее одну служить, а сама села у ног Иисуса. Господь в ответ мягко укоряет хозяйку дома, говоря ей: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк 10. 42).

http://pravenc.ru/text/2562512.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 9 января 2024 г. (27 декабря ст.ст.) Седмица 32-я по Пятидесятнице Глас 6, Поста нет Попразднство Рождества Христова . ап. от 70-ти первомч. и архидиакона Стефана (34) . прп. Феодора Начертаннаго, исп. (ок. 840). прп. Вонифатия Феофановскаго, Киевскаго, игумена (1871). свт. Феодора I, архиепископа Константинопольскаго (ок. 686). сщмч. Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского (1919). мц. Антонины Брянских (1937). Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Иак.3:1-10 Ев.- Мк.11:11-23 ап. от 70-ти: Лит.: Ап.- Деян.6:8-7:5,47-60 Ев.- Мф.21:33-42 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. первомученику и архидиакону Стефану Тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 4 Царским венцем венчася/твой верх от страданий,/яже претерпел еси по Христе Бозе,/мучеников первострадальче Стефане,/ты бо, иудейское обличивый неистовство,/видел еси твоего Спаса одесную Отца://Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 3 Апостолом совсельник/и страстотерпцем первострадалец,/Христов служитель, прехвальне Стефане,/первее бо совершив мучения течение,/безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./Темже яко апостола и страдальца верховнаго/чтуще тя, молим:/моли Христа Бога//даровати нам велию милость. Ин тропарь первомученику и архидиакону Стефану, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Жизнь первых христиан Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли в храм на молитву в девятом часу, по нашему – в третьем часу дня (час смерти Господа нашего Иисуса Христа). При дверях храма, называемых Красными, сидел нищий, хромой от рождения. Он, протянув к апостолам руку, просил у них милостыни. Апостол Петр сказал ему: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», и, взяв его за правую руку, поднял. У хромого тотчас укрепились ступни и колена, он начал ходить и вошел вместе с апостолами в храм. Множество народа в изумлении от этого великого чуда сбежалось в притвор, называемый Соломоновым, где были апостолы. Здесь апостол Петр произнес вторую проповедь о воскресшем Господе. Многие из слушавших апостола уверовали; и было число таковых около пяти тысяч человек. Многие и великие чудеса, которые совершались Господом через апостолов и обилие даров Духа Святого, которые подавались через них, все это возбуждало в верующих благоговейный страх и, вместе, радость и веселие. Они старались во всем исполнять заповеди Христовы и жить святой и чистой жизнью. Верующие ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в воскресные дни (начальные дни недели – воскресенье) собирались по домам для преломления хлеба, т. е. для Святого Причащения. Все они были соединены великою любовью, так что у них были как бы одно сердце и одна душа. Многие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся. Всегда и за все верующие благодарили Бога. За свою любовь и добрые дела они приобретали уважение и любовь со стороны народа, и число верующих ежедневно умножалось. Со временем, все верующие в Господа Иисуса Христа стали называться христианами , а учение и жизнь по вере Христовой – христианством . ПРИМЕЧАНИЕ: См. в кн. Деяний Свв. Апостолов ( Деян.2:42–47 ; Деян.3–4 ; Деян.11:26 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Святой апостол Матфий Аудио Предполагают, что святой Матфий, имя которого означает «дар Господень», происходил из знатной вифлеемской семьи. Он был среди учеников, следовавших за Спасителем с момента Его крещения до Его спасительных страданий. После Вознесения апостолы вернулись в Иерусалим и собрались в горнице, пребывая единым сердцем в песнопениях и молитве в ожидании Святого Духа. Их было примерно 120 человек: Божия Матерь, одиннадцать апостолов, братья 1 Господа, Его первые ученики, а также женщины, следовавшие за Ним до гробницы. В эти дни Петр поднялся посреди собрания и объявил, что поскольку Иуда исключен из их среды и получил наказание за предательство, нужно, чтобы другой ученик занял его место и стал вместе с ними ближайшим свидетелем Воскресения. Тогда поставили Иосифа Варсаву, называемого Иустом, и Матфия. Поскольку их сочли одинаково достойными, апостолы обратились к Богу с такой молитвой: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда» (Деян. 1: 24–25). Бросили жребий – и по Промыслу был избран Матфий для пополнения числа двенадцати апостолов, символизирующего совершенство. После Пятидесятницы он пошел проповедовать покаяние и обуздание страстей через соблюдение евангельских заповедей сначала в Палестине, а затем, вероятно, в Эфиопии. Там он и претерпел мученичество 2 . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 22 августа 2012 г. 1 Имеются в виду сыновья Иосифа Обручника от первого брака. 2 По другим древним свидетельствам, его убили в Палестине иудеи, побив камнями, как врага Закона. Одно время распространялись апокрифические писания еретического характера под названием «Евангелие Матфия», «Предание Матфия» и «Тайные беседы Иисуса с Матфием». скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 22 августа 2023, 07:57 Святый апостоле Христов Матфий моли Бога о супруге моём Павле и о мне грешной рабе Божией Ирине! Слава Богу за всё! Р.Б. Наталья 22 августа 2021, 15:41 Св. Апостол Матфий, моли Бога о пьющ. Олеге и о взаимопонимании между Алексием и Натальей Галина 20 августа 2019, 23:01 Святый апостол Матфей, моли Бога о нас р.б.Сергии и р.б.Галине! Юрий 22 августа 2018, 15:57 Святый Апостоле Христов Матфее моли Бога за нас. Вадим 23 августа 2017, 11:42 Святый апостоле Матфие моли Бога оспасении души рабы Божьей Наталии mila toll 22 августа 2015, 07:14 Апостоле Божий Матфие святий моли Милостиваго Господа нашего Иисуса Христа спасти души наша Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010