Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Евр.11:17-23,27-31 Ев.- Мк.9:42-10:1 за вторник: Лит.: Ап.- Евр.12:25-26,13:22-25 Ев.- Мк.10:2-12 ап.: Лит.: Ап.- Деян.12:1-11 Ев.- Ин.21:15-25 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. святому апостолу Петру Тропарь святому апостолу Петру, глас 4 Рима не оставль, к нам пришел еси,/честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне./Имже верою покланяющеся, молимся:/твоими к Богу молитвами//даруй нам велию милость. Кондак святому апостолу Петру, глас 2 Верховнаго и перваго апостолов,/истины Божественнаго ученика,/Петра великаго восхвалим,/и того верою целуем вериги,//прегрешений разрешение приемлюще. Молитва святому апостолу Петру О, святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас убогих, в тине греховней погрязших и волнами житейскаго моря обуреваемых: подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления во страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, проливати слезы покаяния, да плачем горько о деяниих наших в веце сем. И аще твоя слезы, в покаяние излиянныя, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, со дерзновением апостольским, прощения во гресе ежечаснаго. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в оньже имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвержи вопля нашего и стенания к тебе, но заступи нас пред Христом, твоим Учителем, да непрестанно славим Его милосердие к нам, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Ин кондак святому апостолу Петру, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Рим.2:28-3,18 Ев.- Мф.6:31-34,7:9-11 мчч.: Лит.: Ап.- Деян.12:1-11 Ев.- Ин.15:17-16:2 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. мученику Леонтию Триполийскому Тропарь мученику Леонтию Триполийскому, глас 4 Мученик Твой, Господи, Леонтий,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак мученику Леонтию Триполийскому, глас 3 Мучителей посрамил еси лукавая коварства/и еллинов обличил еси безбожное служение,/возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/Богомудре мучениче./Сего ради твою память почитаем любовию,//премудре Леонтие. преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах Тропарь преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3 Всечестный канонарше Леонтие,/правилоначальный бывый в церкви/и в правиле иночестем возсиявший светло,/моли Христа Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1 Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/уподобился воистинну Ангелом,/поющим Бога на Небеси,/ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,//поминай ны, любовию хвалящих тя. священноисповеднику Виктору (Островидову), епископу Глазовскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Разделы портала «Азбука веры» Общение — взаимные отношения между людьми, связывающие их между собой узами любви, (либо) дружбы, (либо) товарищества, (либо) партнерства и т. п. Посредством общения и в общении достигается усвоение человека Богу , то есть спасение : «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом … Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:3, 6–7 ), «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Но есть общение и во зле – в грехе, в падшем духе. Так Библия говорит о «совете нечестивых», о «теле блудницы», о «сборище сатанинском». «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему» ( Сир.13:1–2 ). Состоянию общения противопоставляется состояние не-общения, разрыва связи духовных существ между собой. Резко и бескомпромиссно обозначается граница: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6:14 ), «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым» ( Сир.13:21 ), «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» ( Притч.3:32 ). Многообразны формы общения соединенных во Христе братий: «…наслажусь общением с вами» ( Рим.15:24 ), «…подали мне и Варнаве руку общения» ( Гал.2:9 ). Это есть «общение духа» ( Фил.2:1 ), «общение веры» ( Флм.1:6 ). Апостол Павел наставляет: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). Словарь Стронга под 2842 дает такое разъяснение этому слову: (koinvnia) – «(взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние, пожертвование». Блаженный Феофилакт Болгарский толкует эти слова апостола: «Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет «общительностью»… Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный – и щедр, так как он знает, каких удостоится благ» 1 .

http://azbyka.ru/obshhenie

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иакову (Тисленко), епископу Нарьян-Марскому и Мезенскому 25 февраля 2012 г. 13:54 25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Иакова на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Иаков! Ныне наитием Святого Духа чрез возложение архипастырских рук при произнесении слов тайносовершительной молитвы ты сопричислен сонму епископов Церкви Бога живаго , которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Премудрым промыслом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа ты приведен сегодня под своды Богоявленского кафедрального собора, где, соделавшись преемником апостолов, восприял Божественную благодать — огонь, который, по свидетельству святителя Игнатия Кавказского, угашает огонь греховный и «сообщает уму истину, а сердцу чудное спокойствие, чудную хладность ко всему земному, обилие кротости, смирения, благости» (Письма к мирянам, письмо 42). Облаченный в архиерейскую мантию, ты по обычаю, освященному церковной традицией, ожидаешь сейчас от меня напутственного наставления, дабы руководиться им и быть делателем непостыдным, право правящим слово истины (см. 2 Тим. 2:15). «Епископ должен быть учителен» (1 Тим. 3:2), — заповедует апостол Павел. Храни в чистоте православное исповедание и стремись понятно и убедительно доносить слово Божие до сознания каждого человека, дабы вера в сердцах людей укреплялась и приносила духовный плод добродетелей — плод Царства Небесного. Тебе предстоит возвещать о Боге, сотворившем мир и все, что в нем (см. Деян. 17:24), проповедуя не только с церковного амвона. Сегодня, чтобы голос Церкви был для всех доступным, необходимо использовать средства массовой информации, которые стали для людей привычными и общеупотребительными.

http://patriarchia.ru/db/text/2035373.ht...

30-е Святого Апостола Иакова Зеведеева, одного из 12-ти В лике святых Апостолов православная Церковь прославляет трёх Иаковов – Иакова Зеведеева, Иакова Алфеева и Иакова Малого. В отличие от Иакова Алфеева и Иакова Малого, Иаков Зеведеев, призванный в апостольство ранее их, бывший в числе трёх избраннейших учеников Христовых, прежде всех их увенчанный венцом мученическим и может быть по старшинству своего возраста, называется также Большим. Он есть сын рыбаря Зеведея и Соломии, – родной брат Апостола Иоанна Богослова ( Мк.3:17 ). В звание Апостольства он призван от ловитвы рыб, вместе с братом своим Иоанном ( Мф.4:21–22 ). Как Симону, за твёрдое исповедание веры, Господь Сердцеведец дал имя Пётр (Мф, 16:13–19); так Иакову Зеведееву Господь преднарёк имя Воанергес, т. е. сын громов ( Мк.3:11 ), в предзнаменование, как говорят св. Григорий Богослов и Златоуст, громогласной его проповеди Евангелия и, может быть, вообще – великой ревности его, какой он имел отличаться в звании Апостола Христова ( Лк.9:54 ). Вместе с Петром и Иоанном Иаков Зеведеев был свидетелем воскрешения дочери Иаировой, Преображения Господня и таинственной молитвы Его в саду Гефсиманском. Апостол Иаков Зеведеев первый из 12 Апостолов умер за Своего Божественного Учителя. Ирод Агриппа I, царь Иудейский, воздвигший гонение на Церковь Христову, обезглавил его в Иерусалиме спустя около 42 лет по Р. X. ( Деян.12:2 ). По сказанию Евсевия, некто Иосия, приведший невинного Апостола в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, твёрдым его исповеданием так тронут был, что самого себя объявил христианином. Итак, подсудимый и доносчик оба ведены были на мучение. Дорогою последний просил прощения у Апостола. Апостол ответствовал: мир тебе, и поцеловал его. Оба были обезглавлены. Мощи св. Апостола Иакова, если верить западным писателям, перенесены в Испанию и положены в Галиции – в Компостелле. При нашествиях Сарацын Апостол Иаков неоднократно являл Испанским христианам свою помощь; посему они почитают Иакова Зеведеева преимущественно своим Апостолом. Святой новомученицы Аргиры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В прошлый раз мы с вами рассмотрели диаконское прошение о святом храме и о тех, кто входит в него с верой, благоговением и страхом Божиим. А сегодня рассмотрим следующее прошение: «О архиепископе нашем (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся» . Иными словами, «давайте обратимся ко Господу с мольбой о нашем архиепископе, о почтенных священниках, о диаконах нашей Церкви, обо всем клире и народе». Почему так важно, даже необходимо и обязательно, молиться о епископе за каждой литургией? Прежде всего, это важно по священно-каноническим причинам. Ведь как раз возношение имени правящего архиерея свидетельствует о том, что в этом храме совершаются истинные таинства. Мы знаем, что первым совершителем Божественной Евхаристии был Господь наш Иисус Христос. В горнице во время Тайной Вечери Он совершил первую Евхаристию и дал нам заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), совершайте это для того, чтобы помнить обо Мне. С того времени для Церкви главнейшим воспоминанием о Христе стала Божественная Евхаристия, причастники которой приобщаются таинству спасения, жизни вечной. Преемниками Христа стали святые апостолы. Вначале именно они были совершителями Евхаристии, о чем мы читаем в Деяниях (ср. Деян. 2, 42). Апостолы собирали верующих, наставляли их в вере, молились и совершали таинство Евхаристии, после чего все причащались Тела и Крови Господней. Число христиан неуклонно росло, апостолы физически не могли быть повсюду, поэтому для совершения Евхаристии они рукоположили епископов и пресвитеров. В первые годы Церкви Христовой Евхаристию совершали одни епископы, пресвитеры были их помощниками. Со временем епископы дали благословение совершать это таинство и пресвитерам. До сих пор никакой иерей не имеет права совершать Евхаристию или любое другое священнодействие без благословения правящего архиерея. Как видите, прямое апостольское преемство православных епископов составляет одну из существенных сторон истинной Церкви.

http://pravoslavie.ru/146962.html

Великий Четверг. О причащении Святых Христовых Таин 28.03.2013 08:42:05 Протоиерей Александр Шаргунов Поздравляем всех с принятием святых животворящих страшных бессмертных и небесных Христовых Таин! Сегодня вся Церковь православная — Сионская горница, где мы вместе со святыми апостолами, со всеми святыми участвуем в этом таинстве жертвенной пасхальной любви Христовой, когда «Он, возлюбив сущих с Ним, возлюбил их до конца» (Ин. 13, 1). Сегодня великая радость у Церкви, у всех нас. И сегодня не должно быть уныния никакого ни у кого, потому что мы вкусили и увидели, как благ Господь. И мы увидели снова, что Его любовь, Его крепость — это одно и то же. И всё возможно Богу, и всё возможно нам, если с нами Бог, если мы соединены с Ним столь теснейшим и таинственнейшим образом. Великая радость сегодня у Церкви нашей. И нам дано узнать, прикоснуться к этой жизни нетленной, для которой создан каждый человек, и узнать, что такое Божественная литургия, которая дается нам каждый день. Мы в течение всего года на каждой неделе совершаем память Великой Среды и Великой Пятницы, оттого что столь значительны эти события. Может быть, Церкви стоило совершать евхаристическую память Великого Четверга в течение всего года на каждой неделе. Но Церковь Святая с древности совершает это таинство, прежде всего, в день Господень, как говорит нам Писание, т.е., в день воспоминания о Страшном Суде в чаянии Второго Пришествия Господа со славою на землю (Деян. 2, 20). И день Господень, когда Он воскрес и когда Он явил нам эту новую жизнь. И каждый день совершается Божественная литургия, кроме нескольких дней Великим постом, для того, чтобы мы узнали, что этот день Господень всегда нам дан, и все дни являются днем Господним. И чтобы мы узнали, что мы призваны к такому общению с Господом, какое было всегда в Церкви, начиная с апостольских времен, с Тайной Вечери и во все века — и в десятом, и в четырнадцатом, и в девятнадцатом, и в минувшем двадцатом веке. Как это было у преподобного Сергия, когда, по свидетельству его ученика Симона, сподобившегося быть зрителем этого события во время Божественной литургии в Троицком монастыре, теперешней Троице-Сергиевой Лавре, Божественный огонь касался Предложения, окружал престол в алтаре. И когда было причащение, то видел этот ученик его, как огонь небесный сошел в потир, и преподобный причащался этого небесного огня.

http://radonezh.ru/analytics/veliky-chet...

Евхаристия в раннехристианских апокрифах Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». 19 декабря, 2013 Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Иерей Михаил Желтов. Фото: mpda.ru Значение регулярных встреч для совершения Евхаристии как изначальной христианской практики, образующей центр церковной жизни, невозможно оспорить. Уже в 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этой практике, как о ключевом установлении: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор 11. 23). Поэтому и для библеистики, и для догматики, и для литургики имеет большое значение реконструкция того, как именно Евхаристия совершалась первыми христианами. К сожалению, раннехристианские данные о практике совершения Евхаристии и ее интепретациях весьма немногочисленны. К ним относятся несколько упоминаний в книгах Нового Завета, в «Дидахе», а также буквально у части ранних авторов. Тем ценнее оказывается свидетельство раннехристианской апокрифической литературы на эту тему. Среди новозаветных апокрифов доникейского времени Евхаристия не упоминается в апокрифических Евангелиях (за исключением сугубо гностических композиций, о чем будет сказано ниже) и посланиях, но занимает заметное место в апокрифических Деяниях. Вероятно, это связано с тем, что Евхаристия понималась, прежде всего, как ядро церковного праксиса (ср. самоназвание Деяний: Praxeis), а не как элемент керигмы. Евхаристия описывается или упоминается в четырех из пяти «больших» (и одновременно древнейших: II–III вв.) апокрифических Деяний апостолов: в «Деяниях [Иуды] Фомы», «Деяниях Иоанна», «Деяниях Павла [и Феклы]» и «Деяниях Петра»; исключение составляют только «Деяния Андрея». Во всех четырех апокрифах рассказ о совершаемой тем или иным апостолом Евхаристии обязательно сопровождается упоминанием того, что он «преломил хлеб». Верность именно такой терминологии для описания евхаристического священнодействия можно объяснить тем, что авторы апокрифов стремятся подражать каноническим Деяниям апостолов (ср. Деян 2. 42, 46–47; 20. 7–12). Деяния Фомы

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О Причащении на Пасху и Светлую седмицу Автор: Протоиерей Валентин Уляхин . Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху , на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов. Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост . Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы? Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

http://zavet.ru/a/rss_1334556778.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Опорные моменты в нашей жизни 16.03.2017 400 Время на чтение 5 минут Основные моменты по пальцам пересчитать можно. Если одного опорного момента у нас не достает, это печально. Наше положение становится шатким. Если двух недостает, это чревато катастрофой, рано или поздно. Теперь определим конкретнее, о чем речь. Да о том, как в Святом граде две тысячи лет назад чудесным образом пришло долгожданное обновление жизни, появилась христианская Церковь. После Пасхи апостолы приняли дары Святого Духа и обратили ко Христу тысячи людей. Новая полнота духовной радости была дарована всем этим людям. Как же они жили? «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Приведенные слова Писания проясняют нам, на что именно опирается полноценная христианская жизнь. Перечислим еще раз основные опорные моменты нашей жизни. Учение Апостолов Поначалу в Иерусалиме Апостолы учили людей в личных беседах. Шли годы, время апостольского служения подошло к концу, почти все Апостолы стали мучениками. Перед их уходом в вечность учение было записано и составило главную нашу книгу - Новый Завет. Сейчас мы не слышим живого голоса первоверховного Петра на наших улицах. Мы теперь пребываем в учении Апостолов, если постоянно читаем Новый Завет и стараемся жить по нему. Почти каждый день в церкви за службой звучит отрывок из Евангелия и послания Апостолов. Священники с амвона толкуют эти отрывки. Причем в духовных школах будущих священников учат, чтобы в храме толкования были, прежде всего, святоотеческие, а не свои собственные, пусть даже свои толкования кажутся весьма резонными и чрезвычайно интересными. Почему так? Святые Отцы стали достойными преемниками Апостолов. Едва ли не самый ранний святоотеческий текст называется не как-нибудь, а «Учение Апостолов» («Дидахи»). Вдумаемся в этот факт. Святые Отцы у нас почитаются за то, что они правильно объясняют людям учение Апостолов, своим убедительным словом и живым примером. Поэтому православные христиане знакомятся с учением Апостолов именно в святоотеческой интерпретации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010