2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян 2:27-31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу; 3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38-41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (1:5)  . Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (13:42-52) Проповедь Апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что «многие Иудеи последовали» за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья. В следующую субботу почти весь город собрался слушать «Слово Божие». Дееписатель не передает этой второй речи святого Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пророком Исаией: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа — не все, правда, но те, которые были «предопределены к вечной жизни» — предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, так «как человек состоит из двух частей – души и тела, то Господь дал нам и двоякое очищение, то есть водою и Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие Божие! Водою – чтобы благодатью Духа очистить тело от греха и избавить от тления… Дух подает залог жизни, ибо видимое служит символом невидимого… Оставление грехов дается в Крещении всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предварительного очищения». В день Пятидесятницы ученики Христовы получили в свои сердца, как в драгоценные сосуды, Дары Святого Духа. Так и сейчас православный христианин получает эти благодатные Дары в Таинстве Миропомазания, которое обычно совершают вместе с Таинством Крещения. До обновления Святым Духом апостол Петр не всегда понимал своего Божественного Учителя, прекословил Ему, от страха даже трижды отрекся от Него в страшную ночь после ареста Христа. А после принятия Святого Духа мы видим уже совсем другого Петра. Он пламенеет верностью своему Спасителю. Когда апостол Петр принял Святого Духа, он первым начал проповедовать о Христе Воскресшем. После слов благовестия уверовавший народ обратился к нему с вопросом: «Что нам делать?» Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу€чите дар Святаго Духа… Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян. 2, 38, 41). Как изменился Петр! В нем начала действовать благодать Святого Духа. Но Бог не будет за нас совершать наше спасение. Он готов совершать его только вместе с нами! Для духовного возрастания и принесения добрых плодов нашей веры требуется наш труд и наши волевые усилия. Иисус Христос так сказал об этом: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Апостол Петр полюбил Своего Божественного Учителя горячо и навсегда. Когда Спаситель воскрес, Петр оказался перед проблемой: как теперь, после своего малодушного поступка, он сможет всем сердцем отвечать на любовь Христову? Господь Сам дает ему ответ, троекратно спрашивая: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 16). Что мог ответить Петр? Перед его глазами стояла страшная картина – собственное троекратное отречение. Да, это были ужасные минуты позора. Но тем не менее сердце горело чувством радостной и преданной любви к Господу. Стыд же о прошлом не давал устам исповедовать свою любовь. Что можно было сказать в свое оправдание? Разве что это: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Потому что враг нашего спасения всюду старается всеять разномыслие в души овец Христовых, чтобы оторвать от Пастыря, разогнать и погубить. Даже между теми же Варнавой и Павлом враг вскоре попытался посеять раздор. Они собрались в очередное миссионерское путешествие, и «Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком», но Павел не захотел брать его, потому что однажды Марк самовольно их покинул. «Отсюда произошло огорчение», и пути их разделились ( Деян. 15:36–41 ). Но Господь же сказал о тех, кто предал Ему душу и вошел в Его благословенное стадо: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из рук Моей». И эту кратковременную размолвку Господь обратил к добру, и в результате больше церквей в разных краях были охвачены апостольским попечением. Ну, а кто не совершил таинственного акта предания своей души Христу, тот так и обречен бродить, как овцы, не имеющие пастыря, и бесплодно препираться по всякому поводу; тот так и обречен без конца спрашивать: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо»; тот так и не вразумится, хотя и будет в который раз слышать все тот же ответ: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верить…» Тот, предал душу Господу Иисусу Христу, всегда помнит, что при всех возможных разномыслиях истина все же – одна; что нельзя разойтись, не определив ее; что нельзя двоим пребывать в распре и в то же время в истине; и что быть отлученным от истины, это значит быть отлученным от Христа, Который есть только Истина, но и Жизнь. О Боге и богах Суббота Ин. 10:27–38 Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною». Вообще возможность общения – великая тайна. Существа, возникшие на земле, никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», – говорит Господь. Да, наш Творец дал нас друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Видишь ли душу твердую, ум высокий, дух непоколебимый, который восхищается не венцами только, но утешается и подвигами, радуется не наградам только, но восторгается и трудами, веселится не от воздаяний только, но хвалится и самой борьбой? Не говори мне о Царстве Небесном, о тех нетленных венцах, о наградах, но и самое настоящее, исполненное скорби, трудов и великих страданий, поставь на вид, и я могу доказать, что этим должно хвалиться еще более. Во внешних подвигах борьба доставляет труд, а венцы – удовольствие; но здесь не так, а еще прежде венцов сами подвиги приносят великую радость. Чтобы вы убедились, что это действительно так, вспомните каждого из святых, из каждого поколения, как говорит апостол: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» ( Иак.5:10 ). И тот самый апостол, который сегодня предложил нам этот подвиг и составил настоящее духовное зрелище, т.е. Павел, после того, как он исчислил бесчисленные бедствия каждого из святых, которые неудобно пересказывать теперь, прибавляет: «Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин», и при всем том радуясь ( Евр.11:37–38 ). То же самое можно видеть и тогда, когда апостолы после заключения в темнице и злословий, получив бичевания, были изгоняемы. В самом деле, что говорится о них? «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:41 ). 4. Это было и у нас; если кто хочет знать, о чем я говорю, то пусть припомнит, что случилось во время гонений. Выступила девица нежная и не знавшая брака, имеющая тело нежнее воска; потом, привязанная к дереву со всех сторон, была мучима и терзаема скоблением по бокам и истекала кровью, но как бы невеста, сидящая в брачном чертоге, благодушно переносила совершаемое над нею, для Царства Небесного, получая венцы в самих подвигах. Представь же, каково было – видеть властителя с войсками, изощренными мечами и столь многим оружием, побеждаемого одного девицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Афанасий Великий . Такое суждение о других и Апостол тоже строго запрещает, когда говорит: кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает ( Рим.14:4 ). Суждение же благонамеренное и оценка действий других, основанные на истинном понимании дела и на ревности о славе Божией и пользе ближнего, и сообразное с этим суждением свое собственное действие, конечно, не запрещается; так как оно необходимо вообще в жизни, особенно же в жизни общественной. И Сам Иисус Христос, ( Мф.23 ) и Апостолы, (напр. Деян.5:5, 9 ) и все истинные их последователи (св. отцы на соборах) всегда судили и осуждали, напр., действия, противные вере и благочестию и принимали против всего, по их суждению, злого, известные меры (Мих.). И если бы не было обличителей и наказателей, все пришло бы в расстройство и в церкви, и в гражданских и семейных обществах. Что Господь не запрещает судить всем без исключения, а только тем, которые сами, будучи заражены многими и тяжкими грехами, порицают других и за маловажные проступки, это видно из дальнейших слов Его (ст. 41–42). Отпущайте (прощайте), и отпустят вам (и прощены будете), сказано в соответствие словам: не судите, и не будете судимы, т. е. будьте снисходительны, и Сам Господь, Судия будет милостив к вам. У еванг. Матфея здесь прибавлено ( Мф.7:2 ): каким судом судите, таким будете судимы, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Эти слова были поговоркой у евреев. Здесь разумеется суд как людской, так в особенности Божий. Как мы судим о других, так же точно и другие судят о нас. А Господь осудит нас за то, что мы судили других, самих же себя не исправляли. «Осуждая другого, мы осуждаем не его, а себя самих. Ибо как отпущение грехов первоначально зависит от нас, так и в сем суде мы же полагаем известную меру собственного осуждения», пишет св. Златоуст. Лк.6:38 . дáйте, и дáстся вáм: меру добрý, наткáну и потрясну и преливáющуся дадят на лóно вáше: тóю бо мерою, éюже мерите, возмерится вáм. (давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.) Меру добру (мерою доброю), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Паралипоменон родословие людей ведется от Адама, как родоначальника всех людей ( 1Пар.1–8 ; ср. родословие И. Христа у Лк.3:23–38 ). Товия, в молитве к Богу, исповедует: Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий ( Тов.8:6 ; сн. Прем.10:1 ). В новом завете можно находить как неоднократное подтверждение сказания Моисеева о творческом происхождении рода человеческого самим Господом ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–7 ) и Его Апостолами ( 1Кор.11:8–9; 15:41 ; Еф.5:31 ; 1Тим.2:13–14 и др.), так и новые ясные свидетельства о происхождении всех людей от одного праотца: от одной крови, говорит апостол, Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию ( Деян.17:26 ). Но самым важным подтверждением истины единства человеческого рода в новом завете служит учение о грехе первородном, распространившемся на всех людей чрез посредство телесного происхождения всех от единого: одним человеком, учит апостол, вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). А в учении о всеобщем – для иудеев и еллинов, варваров и скифов ( Рим.10:12 ) значении искупления и оправдания тот же апостол истину единства происхождения всех людей от одного согрешившего и осужденного Адама представляет столь же несомненною, как несомненно то, что оправдание совершается по благодати одного Человека, Иисуса Христа ( Рим.5:15 ); он говорит: как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:18 ). Церковь неизменно исповедовала и исповедует истину о происхождении всех людей от единой первозданной четы, как одну из основных истин христианства. Учение церкви о грехе первородном, о его всеобщности, о смерти, как следствии греха, Адамова, равно о необходимости искупления для всего рода человеческого и всеобъемлющем значении искупительных заслуг И. Христа, – основывается непосредственно на истине происхождения всех от одного праотца и без нее не имело бы точки опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мк.5:37 . И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна брата Иакова. Петр, Иаков и Иоанн. Это были ближайшие и довереннейшие ученики Христовы, которых Он и после не раз удостаивал быть свидетелями особенно великих событий, напр. Своего преображения ( Мф.17:1 ) и др. Мк.5:38 . Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих, и вопиющих громко. У евангелиста Матфея сказано: увидел свирельщиков (сопцы, Мф.9:23 ). На востоке, при оплакивании умерших, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаниями. Мало этого, приглашали, иногда нанимали особых плакальщиков и плакальщиц, для которых дело плача было ремеслом ( Иез.24:17 ; Иер.9:17, 20 ;. Ам.5:16 ); при причитаниях обыкновенно восхваляли качества умершего лица. И все это сопровождалось игрой на каком-либо одном или нескольких музыкальных инструментах, напр., на флейтах или свирелях. Мк.5:39 . И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. Мк.5:40 . И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним, и входит туда, где девица лежала. Не умерла, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как Он делал и в других случаях. напр., при смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими ( Деян.7:60 ; 1Фес.4:13–14 и др.). Смерть они называли сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силой Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. И ругахуся ему (смеялись над Ним), т. е. когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит. Изгна вся (выслал всех), – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Мк.5:41 . И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. Мк.5:42 . И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

12. Ин. 14:12 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. Мк. 11 д.; Мк. 16:17 ; Ин. 4:37, 14:38, 16:1 д.; Деян. 2:41, 5:15 . 13. Ин. 14:13 . И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Ин. 15 д.; Ин. 5:23 . 14. Ин. 14:14 . Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Ин. 16 д.; 1Ин. 5 д. Истинно, истинно говорю и пр.: ответ Филиппу с назиданием и всем ученикам окончен, и с новым уверением – истинно, истинно говорю вам Господь снова возвращается к мысли о близком Своём отшествии к Отцу (с которой начиналась эта речь, – 13:33) и к утешению учеников относительно этого отшествия, дабы не смущалось сердце их (14:1). Он обращает взор их на то, что по отшествии Его от них они не только не останутся бессильными для продолжения Его великого дела – распространения и утверждения Царства Его на земле, но получат необычайные силы для совершения этого дела, и именно потому получат, что Он идёт от них к Отцу. – Верующий в Меня: по связи со ст. 11 и 13, кажется, надобно полагать, что это относится собственно к апостолам – первым продолжателям Его дела на земле, а потом в соответственной вере степени – уже ко всем прочим верующим, и – кажется – вера разумеется в частном смысле – чудодейственная ( 1Кор. 13:2 ). – Дела, которые Я творю: разумеются, как и во всех подобных изречениях, дела необычайные, и в частности чудеса. – И больше сих сотворит: больше – не в смысле многочисленности только, но в смысле величия их и важности. Это говорится в том же смысле, в каком некогда Господь говорил Своим ученикам по случаю удивления их силе слова Его, когда Он проклял смоковницу: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете – поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:21–22 ; см. примеч. к 17 и прим.), так как верующему всё возможно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Входите тесными вратами… (Мф. 7, 13; Лк. 13, 24); Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возми крест свой и следуй за Мною… (Мф. 16, 24); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38); многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Что же это за крест? Отчего же скорби? Ведь нам благовествована радость великая (Лк. 2, 10)? И что значит — отвергнуться себя? — Мы сказали уже, что для того, чтобы удержать в себе Духа, взрастить Его в себе, нужно очищать себя от того, что с Духом несовместимо — от страстей. А они в результате падения настолько срослись с нашей природой, что теперь, чтобы «отделаться» от них, человеку надлежит совершать усилие, да не простое, а максимальной напряженности. Человек как бы рассекает себя надвое, и противится страстям, из которых, как от некоего источника, сочится грех и нечистота, — с болью отрывает от сердца, от себя самого, пристрастия, понуждая себя на делание заповедей Божиих. И это есть настоящее самоотвержение; это тяжелейший крест и самораспятие: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Об этом говорит Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его (Мф. 11,12). Оттого христианское жительство есть — хоть и радостный, но подвиг: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13, 24), ибо в Царство Божие входят усилием (Лк. 16, 16). От этого путь спасения — или, что то же, стяжания Духа — есть, хоть и благое и легкое, но иго и бремя (Мф. 11, 28). Мало того, сей путь небезопасен. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол (а он действует чаще всего не через иное что, а именно возбуждая и укрепляя в человеке страсти) ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил. 2, 12), ибо если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится? (1 Петр. 4, 18). Для жизни с Богом необходимо нам очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010