Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/155304.html

26–27. Начальники и судьи ( Деян.7:27 ) и всякий ближний ( Деян.7:26 ) должны примирять ссорящихся, хотя бы и не знали, кто из обижающих друг друга более имеет причины жаловаться ( Мф.5:9 ). 27. Обидчик не любит мириться; он никого не поставляет над собою начальником, и не слушается судии. 28. Кто держит злую собаку за хвост, когда она лает; тот бойся, чтобы не укусила: кто вразумляет обидчика, тот не останется без обвинения от него ( Притч.26:17 ). 29–29. Язык – огонь; он воспаляет весь круг жизни нашей ( Иак.3:6 ): убегай злого языка. 30. В пустыне горы Синая явился Ангел Господень в терновом кусте, пылающем огнем: на горе Голгофе, явился Сын Божий ( Ин.19:17 ) в терноном венце ( Мф.27:29 ), пылающем огнем любви ( Лк.12:49, 50 , Лк.22:15 ). 34. Грешная земля – Египет; здесь страдание и стенание под грехом ( Рим.7:24 ). Грех – Египетская работа; по внешнему человеку мы находим в нем удовольствие ( Деян.7:39 ), но внутренний наш человек желает избавления от него ( Рим.7:24 ). 35. Кого мы отвергаем, того самого Сам Бог посылает иногда быть нашим начальником. И так всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; а существующие власти от Бога учреждены ( Рим.13:1 ). 36–37. Сорок лет жил Моисей, делая чудеса и знамения в земле Египетской, и на Чермном море, и в пустыне: вся жизнь И. Христа исполнена была чудесами ( Ин.21:25 ). Это тот Моисей, которого восставил Господь Бог из братьев Его ( Ин.1:11 ; Евр.2:12, 14, 17 ) Пророком ( Лк.7:16 ), и Пророком Всевышним ( Ин.1:48–49 ). 39. Можно быть Египтянином (идолопоклонником Деян.7:40 ), не быв в Египте; и Содомлянином, не быв в Содоме: сердце – место, в сердце – город ( Лк.17:32 ). 39–42. Кто, познав Бога, не прославляет Его как Бога, и не благодарит; того Бог предает суетным умствованиям, и омрачению сердца ( Рим.1:21 ). 41. Последствие от причины, и представляется как причина: от пищи и пития – веселятся. Пища – веселие ( Деян.14:17 ). Едущие и пьющие – веселятся ( 1Кор.10:7 ); и те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения ( 1Кор.10:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов...», пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение. Деян.17:19 .  И, взяв его, при­вели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое уче­ние, про­поведуемое тобою? «Взяв его, привели» – не насильственно, а очевидно, с согласия Павла, принявшего их приглашение. «Ареопаг» – место собрания и заседания Верховного Совета греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Это учреждение сохранило свое значение, хотя и не во всем, и после подчинения Греции Риму. Верховный Совет этот состоял из лучших и знаменитейших граждан. Место собрания – Марсов холм, примыкавший к большой площади ( Деян.17:17 ), было удобно тем, что Павла могло слышать все множество народа с прилегающей площади. Сюда и привели его – не для суда над ним, а из желания выслушать подробнее сущность его учения, ввиду его новизны, до которой афиняне были вообще очень большие охотники ( Деян.17:21 ). «И говорили, можем ли мы знать?». Тонкая ирония, сдобренная афинскою вежливостью, предполагающая ничтожество нового учения пред афинскою мудростью. Эта же ирония звучит и в дальнейшем выражении: «что-то странное ты влагаешь в уши наши». Деян.17:21 .  Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не про­водили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Пристрастие к новостям у афинян показывало их неустойчивость и отсутствие глубокой и серьезной потребности узнать истину. «Город их был город пустословов» (Златоуст). Деян.17:22 .  И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особен­но набожны. Речь Павла в Ареопаге к афинянам представляет высокий образец апостольской мудрости и красноречия и применения им всегдашнего своего правила – быть для язычников, как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия ( 1Кор.9:19–22 ). Осторожными, в высшей степени тонкими и сдержанными выражениями обходит он все, что могло раздражать языческую гордость этих представителей мировой мудрости, с замечательною находчивостью отыскав точку соприкосновения своего учения с этою мудростью в жертвеннике «неведомому Богу», давшую ему столь блестящее начало для блестящей речи, сила духа которой нашла достойнейшее и внешнее выражение, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова. Постепенно, от более простого к более сложному, с неопровержимою последовательностью раскрывает он систему христианского учения, проповедуя: 1) о Боге едином, Творце мира и человечества ( Деян.17:22–26 ), 2) о цели и законах жизни людей ( Деян.17:27–29 ), делающих столь естественным и учение об искуплении и будущем суде ( Деян.17:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.21:25 .  А об уверовав­ших язычниках мы писали, по­ложив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвен­ного, от крови, от удавле­нины и от блуда. «А об уверовавших язычниках мы писали». Напоминается письмо с определением апостольского собора – для уверения, что это постановление непоколебимо сохраняет свою силу, и что совет, предлагаемый Павлу, есть лишь дело мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощной совести братии из иудеев. «Как мы заповедали им (христианам из язычников) это, хотя проповедуем иудеям, так и ты, хотя проповедуешь язычникам, поступай здесь согласно с нами. Не бойся!» (Злат., Феофил.). Деян.21:26 .  Тогда Павел, взяв тех мужей и очистив­шись с ними, в следу­ю­щий день вошел в храм и объявил окончание дней очище­ния, когда должно быть при­несено за каждого из них при­ноше­ние. «Объявил», т. е. священникам – об окончании дней обета, чтобы они совершили установленные обряды. «Павел же, смотри, послушался их и сделал все (предложенное) и не медлит, но, показывая свое послушание на деле, тотчас берет тех, с которыми намеревался совершить очищение, – так пламенно он разделял эту предусмотрительность!» (Златоуст). Деян.21:27 .  Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, воз­мутили весь народ и наложили на него руки, «Семь дней оканчивались», – семь дней обета еще не закончились, и Павел не успел, как видно, совершить предположенного очищения, неожиданно предупрежденный бурным возмущением против него иудеев, увидавших и узнавших его в храме. Возмущение произвели или начали, «Асийские Иудеи», т. е. жившие в Проконсульской Азии (см. Деян.16 и д.), и именно в Ефесе и его окрестностях (ср. Деян.21:29 ). Это были не христиане из иудеев, а неверующие иудеи, от которых он столько терпел всюду на местах своей проповеди, преследуемый ими по пятам ( Деян.19:9 ; 1Кор.16:9 ; ср. Деян.14 и др.). Деян.21:28 .  крича: мужи Израиль­ские, по­могите! этот человек всех по­всюду учит про­тив народа и закона и места сего; при­том и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.9:25 .  Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. «Ученики же...», т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене», т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор.11:32 . Деян.9:26 .  Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник. «Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενμενος δ ο Σαλος... – точнее слав.: «пришед же Савл..». Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола ( Гал.1:18 ), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – Деян.9:23 ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения ( Гал.1:18–24 ). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества ( Деян.4:36–37 ), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня). Деян.9:27 .  Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса. «Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел ( Гал.1:19 ). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( Деян.9:32 и д., Деян.10 , Деян.12:17 ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.27:5 . И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. «Бросив сребренники»: не взятые первосвященниками и книжниками (ст. Мф.27:4 ) деньги Иуды бросил, думая, быть может, успокоить мучения совести, бросив цену крови, но – напрасно. – «В храме»: вероятно, в той части храмовых построек (ср. прим. к Мф.21:12 ), где бывали собрания первосвященников и старейшин народных. – «Удавился»: Апостол Петр, говоря о смерти Иуды, выражается так: «когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» ( Деян.1:18 ). Вероятно, он повесился, а потом почему-либо упал с той высоты, на которой висел, и последовало то, о чем говорит Апостол Петр. Мф.27:6 . Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. «Не позволительно» и пр.: вероятно, враги Иисуса Христа основывались в этом случае на законе Втор.23:18 ; так как другого подобного закона нет, и в этом случае обнаруживается крайне злое чувство их в отношении к Господу Иисусу, как обнаружилось оно и в цене, данной ими Иуде за предательство Господа (ср. прим. к Мф.26:15 ). – «В сокровищницу церковную» (корвану): «корваною называлась кружка, в которую полагали приносимое в дар Богу» (Феофил.). Таких кружек было несколько, и они помещались в разных местах двора так называемого женщин, при храме (см. прим. к Мф.21:12 ). В них клались как добровольные приношения народа в храме, так и полусикль, требовавшийся по закону от всякого иудея в пользу храма. – «Цена крови»: или жизни человеческой. Поразительно это стремление исполнить менее важный закон, нарушив важнейший – не осуждать невинных! Как точно относится к ним слово Господа – Мф.23:23 ! Мф.27:7–8 . Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. «Сделав совещание»: «не просто делают свое дело, а сделав совещание; все клонится к тому, дабы никто не остался неповинным в сем беззаконии, дабы все были виновны» (Злат.). – «Купили землю горшечника»: Апостол Петр говорит, что сам Иуда приобрел землю неправедною мздою ( Деян.1:18 ). В Писании, как и у светских писателей, нередко представляется, что человек сделал известное дело, тогда как он был только орудием или случаем к этому делу ( Деян.2:23 ; Ин.19:1 ; Мф.27:59–60 ). Выражение Апостола Петра значит, что на деньги Иудины приобретена была земля. – Для «погребения странников»: иудеев, собиравшихся в великом множестве из всех стран мира на праздники, а равно и прозелитов. – «Землею крови» (Акелдама – Деян.1:19 ) «до сего дня»: «название места громче трубы возвещает всем о гнусном убийстве... Если бы они положили (сребренники) в корвану, дело не обнаружилось бы так повсеместно; купив же землю, они сделали все гласным и для будущих родов» (3лат., ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Деян.5:19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: Деян.5:20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.     «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы…» — чем сильнее становится преследование новоустрояющейся Церкви, тем явственнее чудесная помощь Божья гонимым. По повелению Ангела, Апостолы сейчас же по освобождении их из темницы, безбоязненно начинают проповедовать открыто в храме. Замечательная смелость и мужество, которые ничем объяснить нельзя, как только укреплявшей естественные силы Апостолов благодатью Святого Духа, делавшей их безбоязненными. Деян.5:26. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.    Тогда Апостолы были приведены на суд в синедрион, но, как подчеркивает Дееписатель, «не с нуждою», то есть без принуждения, из опасения, чтобы народ не вступился за них и не вышло бы побоища: столь велико, следовательно, было сочувствие народа Апостолам. Деян.5:27. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: Деян.5:28. не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.     «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» — допрос начинается формальным обвинением первосвященника. Характерно, что об освобождении Апостолов из темницы — ни слова. Очевидно судьи догадывались о чуде, но намеренно игнорировали его.     «Хотите навести на нас кровь Того Человека» — желаете представить нас достойными кары Божьей за пролитую кровь человека того, как невинно-убитого. Они словно забыли, как сами кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). В словах первосвященника как будто слышен голос упрекающей совести, сознание собственной действительной виновности или, по крайней мере, тяжелое томительное чувство ложного положения представителей народных в отношении ко всему этому делу. Деян.5:29. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.     «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» — опять Петр от лица всех Апостолов говорит то же самое, что было сказано и в первый раз на предшествующем заседании синедриона; только еще сильнее и решительнее: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» и далее с силой свидетельствует о Божестве Христовом, почти в тех же самых выражениях, что и раньше, подчеркивая виновность иудеев в убиении посланного к ним Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

23 и д.), – Отошел в Антиохию Сирскую (см. прим. к Деян.11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.). Отправился: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла. – Проходил страну Галатийскую и Фригию: см. прим. к Деян.16:6 . – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян.14:21–22 и Деян.16:6 ). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавой христианские общества (гл. 13–14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Аполлос Александрианин (24–28) 24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. 26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень. 27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим. 28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27), – Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний ) был Иудей из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010