5. Верующие во Христа составили, таким образом, особое религиозное общество, но при этом они не порывали связи и с ветхозаветной церковью. Они продолжали посещать Иерусалимский храм, совершали там молитву в положенные часы и соблюдали ветхозаветные обряды. Разсказывая о том, как сложилась жизнь первых христиан после сошествия Святого Духа, книга Деяний упоминает между прочим, что они «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян.2:46 ). Вслед за этим она повествует о том, как Петр и Иоанн однажды «шли вместе в храм в час молитвы», а именно в девятый ( Деян.3:1 ) 21 . О том, какое значение христиане того времени придавали исполнению обрядового закона Моисеева, свидетельствует возгоревшийся впоследствии спор об обязательности для христиан из язычников этого закона. Большинство христиан из удеев крепко держалось отеческих преданий и горячо стояло за их строгое соблюдение. Известно, что когда ап. Павел в последний раз прибыл в Иерусалим, то Иаков и пресвитеры Иерусалимской церкви, убеждая его дать Иерусалимскому народу несомненное доказательство, что он сам соблюдает закон и не учит иудеев отступать от его предписаний, между прочим сказали ему: «видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» ( Деян.21:20 ). 6. Тем не менее, Церковь Христова с самого начала выделилась из иудейства и составляла особое религиозное общество. Правда, члены ее не носили в то время еще никакого определенного имени; посторонние называли их галилеянами 22 , сами же себя они называли просто братьями, верующими, учениками 23 . Но это новое, еще не получившее наименования религиозное общество объединялось и обособлялось от иудейства прежде всего своей верой. Вместе с иудеями веруя в Бога Авраама, Исаака и Иакова 24 и в обетованного Богом через пророков Мессию 25 , последователи нового учения объявляли, что этот Мессия уже пришел; что это был тот самый Иисус Назарянин, которого иудеи распяли, но которого Бог воскресил из мертвых 26 . Сделавшись, таким образом, начальником нашей жизни и нашим Спасителем 27 , Христос призывает всех к покаянию и на всех обращающихся к нему изливает благодатные дары Святого Духа 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Объяснение. Оправдывает человека не закон Моисеев, который тем не менее не нарушить, а исполнить приходил Иисус Христос: Мф.5:17 ; а вера во Христа: не одна вера, ибо и бесы веруют и трепещут: Иак.2:19 , но вера, соединённая с делами любви христианской: Рим.3:20–28 ; Гал.3:10 . Деян.15:11 . «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они». Объяснение. Благодать Господня даётся человеку христианину не чрез одну веру: Мф.7:21 , но и добрые дела: Иак.2:24 ; чрез познание единого истинного Бога: Ин.17:3 ; соблюдение заповедей: Мф.19:17 и чрез таинства Церкви: Ин.3:5 ; Деян.2:38 ; Ин.6:53–56 . Иак.1:27 . «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира». Объяснение. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показало бы, что вера бездействует, как мёртвая: Иак.2:17–22 ; но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу: Евр.11:6 . Иак.2:25 . «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путём?». Объяснение. Апостол Иаков в 14–26 ст.2 главы раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время даёт понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6 . С другой стороны, не верой только оправдывается человек, но и делами: ст.24; Евр.11:31 ; при всём том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2–6:48 . 1Ин.2:3 . «А что мы познали его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». Объяснение. Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.19:17:7:13:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Деян.8:25 .  Они же, засвиде­тель­ствовав и про­поведав слово Го­с­по­дне, обратно по­шли в Иерусалим и во многих селе­ниях Самарийских про­поведали Евангелие. «Они же», т.е. Апостолы Петр и Иоанн, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне», научив новообращенных самарян еще подробнее Евангельскому чтению и засвидетельствовав и словом, и делом истинность принятой ими веры. Деян.8:26 .  А Филиппу Ангел Го­с­по­день сказал: встань и иди на по­лдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. «Ангел Господень сказал (Филиппу)...» Это было не невидимое внушение Ангела Филиппу, а очевидно, в видимом явлении ему Ангела Божия в Самарии. Тремя чертами Ангел обозначает место, куда надо идти Филиппу: «на полдень», т.е. к югу от Самарии, «на дорогу из Иерусалима в Газу» и именно «на ту, которая пустынна» ( ατη εστν ρημος). «Газа», здесь упоминаемая, – один и древнейший из городов филистимских ( Быт.10:19 ; Нав.15:45 ) к юго-западу от Иерусалима, близ Средиземного моря. Как ныне, так, очевидно, и в то время, из Иерусалима в Газу вело несколько дорог, почему Ангел и обозначает точнее ту, какая нужна Филиппу. Эта «пустынная» дорога, по мнению толкователей, вероятно, та, которая вела через Елевферополь. Деян.8:27 .  Он встал и по­шел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, при­езжав­ший в Иерусалим для по­кло­не­ния, Встретившийся Филиппу на указанном пути человек обозначается дееписателем тремя особенностями: «евнух ефиоплянин», и «вельможа царицы». Первое означает не место только жительства, но именно национальность встретившегося. Он был не природный иудей, живший в Эфиопии, а именно ефиоплянин родом. То обстоятельство, что он путешествовал в Иерусалим для поклонения и читал книгу пророка Исаии (вероятно, в переводе LXX), говорит о том, что он был прозелит, и если был скопец (каковые по закону Моисееву не могли быть принимаемы в общество Иеговы), вероятно, был прозелит врат, а не прозелит правды то есть II, а не I степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Павел, хотя признаваемый невинным, но как требовавший суда у кесаря, в узах отправлен в Рим ( Деян.25:26 ), которого доселе он не видал ( Рим.1:13 ). Во время плавания по Средиземному морю узник апостол был пророком и утешителем для плавающих. По прибытии к острову Кандии он советовал сотнику помедлить у острова. «Я вижу, – говорил он, – что дальнейшее плавание сопряжено будет с затруднениями и с большим бедствием не только для груза и корабля, но и для самой жизни нашей». Но сотник не послушался, и все плывшие подверглись страшному кораблекрушению, так что не оставалось никакой надежды ко спасению. И как бывшие на корабле от страха долго не ели, то Павел, став посреди их, сказал: «Государи мои! Убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому служу, явился мне в сию ночь и сказал: “Не бойся, Павел, се Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (т. е. ради тебя все спасутся)”. Итак, ободритесь. Нам надобно быть выкинутыми на какой-нибудь остров. Потому прошу вас принять пищу; волос с головы не пропадет ни у одного из вас». Сказав сие и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Корабль действительно сел на мель и разбился стремлением волн ( Деян.27 ). В Мальте, куда сошли с разбившегося корабля, когда ап. Павел разводил огонь, ехидна повисла на руке его; но он не потерпел никакого вреда, и язычники говорили об апостоле, что это Бог. На острове апостол чудесно исцелил одержимого горячкою чрез возложение на него руки. Когда сие чудо сделалось известным, то и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. И за то все прибывшие на корабле почтены были великою честью и при отъезде снабжены нужным. Итак, апостол прибыл узником в Рим, в котором жил целых два года и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и невозбранно уча о Господе Иисусе Христе со всею смелостию ( Деян.28 ). Из Рима около 62 года верховный апостол написал Послания: к Филимону, гражданину города Колосс ( Флм.1:9:22 ); к Колоссянам, не видав Церкви их ( Кол.1:4:8–9 ); к Филиппийцам ( Флn. I:7, 4:22 ); к Ефесянам ( Еф.6:20 ) и около 63 года – к Евреям ( Евр.13:23, 24, 10:34 ) на еврейском языке, с которого оно переведено на греческий ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И Дух немедленно воздействовал в Павле, слепоту очей его заменил прозрением, а душе даровал печать благодати, соделал его сосудом и, избранным имя явившегося ему Господа «возвещать пред царями и сынами израилевыми» (15), и бывшего некогда гонителем сотворил проповедником и рабом благим, который «от Иерусалима, даже до Иллирика» исполнил благовествование ( Рим. 15:19 ), огласил учением царственный Рим, до Испании простер ревность проповедания, совершил тысячи подвигов, творил чудеса и знамения. Но о нем достаточно сего. 27. Силою сего Святого Духа и первоверховный Апостол, имеющий ключи небесного царства, Петр, в Лидде, или нынешнем Диосполе, именем Христовым исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воздвиг из мертвых добродетельную Тавифу. Когда же на горнице, быв в ужасе, увидел «небо отверсто» ( Деян. 10:11 ), тогда подобным плащанице сходящим сосудом, полным всякого вида и рода животных, ясно научен ни одного человека, хотя бы то был еллин, не называть скверным или нечистым. И когда искали его посланные Корнилием, явственно услышав от Самого Святого Духа: «Вот три человека ищут тебя, встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их» ( Деян. 10, 19. 20 ). Для очевидного же указания, что и верующие из язычников соделываются причастниками благодати Святого Духа, Писание говорит о Корнилии и о бывших с ним, что когда Петр пришел в Кесарию и стал учить о Христе, «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (44). Почему и пришедшие с Петром от обрезания в удивлении и ужасе говорили, «что дар Святого Духа излился и на язычников» (45). 28. Поскольку же проповедь о Христе начала оказывать действие и в Антиохии, самом знаменитейшем городе Сирии, то споспешником в добром деле послан был отсюда до Антиохии Варнава, «муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» ( Деян.11:24 ). А он, видя многую жатву верующих во Христа, привел с собою в Антиохию из Тарса сподвижника Павла. И поскольку велико стало число собираемых и поучаемых ими в Церкви, то «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (26).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Таково общее состояние души, которая не пытается преодолеть сомнения, а либо заглушает их, либо отворачивается. Вопреки отцу П.А. Флоренскому мне кажется, что нельзя любить истину «всем нутром», когда не знаешь, есть она или нет. Человек, проделывающий над собою ту «операцию» отсечения мысли, о которой говорится в приведенной цитате, тем самым утрачивает и цельность своей души. Как частное явление целого психического процесса, мысль слишком тесно связана со всеми душевными переживаниями. Поэтому, когда раздвоена мысль, двоится и все наше существо; пока не улеглась тревога мысли, и душа верит только наполовину, а то и вовсе не верит, как это было с апостолом Фомою. Если мы любим истину, в особенности, если мы верим в нее, мы должны ради нее не отказываться от вопросов и сомнений ищущей мысли, а доводить их до конца. – Стучите и отверзут вам. Сомнение может быть побеждено только исканием мысли, а отнюдь не отсечением ее. Об этом категорически высказывается апостол Павел. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас ( Деян. 17:26–27 ). О каком искании тут идет речь? Может быть, не о сознательном искании мысли, а о безотчетном искании чувства? Нет, слова апостола прямо исключают такое толкование: ибо, во-первых, вопреки утверждению о. Флоренского, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не есть Бог философов, вся речь апостола, сказанная на собрании афинского ареопага, обращается непосредственно к философам и прямо связывает мысль о Боге с предшествующим движением афинской мысли, искавшей и почитавшей «неведомого Бога». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам ( Деян. 17:23 ). Апостол Павел стоит здесь на точке зрения того вселенского откровения, которое в большей или меньшей степени доступно всем, даже язычникам. Оно завершается во Христе; но уже древние греческие поэты обладают некоторыми его начатками: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы его и род ( Деян. 17:28 ). Но, быть может, обращаясь к поэтам, апостол отталкивает здесь мысль философов? Как раз наоборот, он вызывает ее к новому усилию: он хочет, чтобы неведомый Бог стал для нее ведомым, чтобы Бог, Существом Своим недалекий от каждого из нас, был и узнан как таковой, стал бы близким нашей мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Такое сравнение ясно указывает на то, что этот чужой язык является Божьим судом над народом Израиля, упавшим вместе с неверными Богу пророками и священниками в идолопоклонство. Итак, говорение на языках в 28 главе Книги пророка Исаии есть ни что иное, как знамение суда над израильским народом. В Евангелиях мы находим лишь одно место, где в связи с миссионерским повелением говорение на языках описывается, как одно из знамений, которые будут сопровождать уверовавших. – «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками...» (Map.16:17). В Деяниях Апостолов говорение на языках упомянуто лишь в трех местах: «Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:4 ). «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» ( Деян.10:45–46 ). «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян.19:5–6 ). В новозаветных посланиях мы читаем только в 1Кор.12–14 кое-что о говорении на языках. В 14 главе Павел говорит об этом более подробно, так как плотски настроенные коринфяне расценивали и практиковали говорение на языках как дар особенно привлекательный. Павел тут разъясняет следующее: – пророчествование важнее говорения на языках (ст. 1–6), – говорение на языках имеет только тогда смысл, когда оно имеет истолкование и его понимают слушающие (ст. 7–19), – говорение на языках – это знамение для неверующих (ст. 20–22), – в одном собрании должно говорить на языках по очереди максимум трем человекам, а один должен изъяснять сказанное (ст. 26–27). Говорение на языках – знамение для верующих Ни в одном из мест Библия не учит, что говорение на языках есть знамение или признак того, что кто-либо получил так называемое «крещение Духом». Напротив, Павел подчеркивает очень ясно, что говорение на языках есть знамение для неверующих и, следовательно, лишь тогда имеет смысл, когда присутствуют неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

16:23, 24), - и с особенною предосторожностью; и находясь в таком положении, он около полуночи, когда и самые бодрственные люди спят, пел и славословил Бога. Что может быть тверже этой души? Вспоминал он, что и отроки пели в пещи огненной. Может быть, он думал, что ничего такого сам он не потерпел. Но вот и кстати речь наша привела нас опять к другим узам, к другой темнице. Что мне делать? Хочу молчать, и не могу: нашел другую темницу, гораздо более дивную и поразительную, нежели та. Хочу прервать речь, но она не позволяет этого; не могу перестать, не могу умолчать. Слишком многое приходит мне на ум; не знаю, что сказать прежде, что потом. Прошу, поэтому, не требовать от меня порядка, потому что предметы очень близки между собою. Продолжительны были узы Павла, и потому задержали нас. Но не буду поэтому молчать. Если он в темнице и среди бичеваний не молчал, то как стану я сидеть молча, когда стоит день, и я могу говорить с полным спокойствием? Сообразно ли это со здравым смыслом? Итак, много в разных местах записано чудес Павловых, но не так вожделенны они, как его язвы; и не так в Писаниях радует он, совершая чудеса, как терпя страдания, подвергаясь бичеваниям, будучи влачим, побиваем камнями, - " побили камнями " его, - говорится, - " и вытащили за город " (Деян. 14:19), и еще: избивши его и " дав много ударов, ввергли в темницу " (Деян. 16:23). Какая похвала, какое удовольствие, какая честь, какая слава знать, что заключен в узы ради Христа. Но посмотри на чудо. И потряслась, говорится, темница связанного Павла, и " у всех узы ослабели " (Деян. 16:26). Видишь, как природа уз разрешает узы? " Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя " . Что же Павел? " Возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь " (ст. 27, 28). Видишь ли отсутствие у него тщеславия, гордости, и любвеобилие? Не сказал он: ради нас произошло это, а как один из узников говорит: " ибо все мы здесь " . Если бы он смолчал, и громким голосом не удержал руки стражника, то последний вонзил бы нож в горло; вскричал же он потому, что заключен был во внутреннюю темницу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Я был охвачен великой силой скорби, отсутствие Тита так поразило мою мысль, так осилило и сломило меня, что я принужден был сделать это. Видел ли ты, как много труда нужно, чтобы кротко вынести разлуку с любимым? Какое это тяжелое и горькое дело? Какой требует возвышенной и храброй души? Для любящих недостаточно быть связанным только духом; этого им мало, чтобы утешить их; им нужно еще и телесное присутствие. Если его нет, немалая часть радости отпадает. Хочешь ты узнать, какое сильное оружие - быть кротким, мягким, любезным для того, чтобы привлечь к себе братьев, хотя бы они были неверные? Послушай, что говорит Павел, входя к неверующему судье с тем, чтобы принять от него суд: " почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою " (Деян. 26:2). Он сказал это, не льстя ему, нет, - но желая кротостью расположить его к себе. Отчасти он достиг этого и даже покорил себе судью, - он, считавшийся уже осужденным. Побежденный сам признал эту победу, в присутствии всех, громким голосом говоря: " ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином " . Что же Павел? " Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я " (ст. 28 и 29). Много повсюду свидетельств чудес Павловых, но ничто так не вожделенно, как язвы его. И в Писании он радует меня не столько тогда, когда творит чудеса, сколько тогда, когда терпит страдания, бичевание, насилие, биение камнями. " Побили Павла камнями " , - говорится, - " и вытащили за город " (Деян. 14:19); и еще: избивши его и давши много ударов, ввергли в темницу (Деян. 16:23). Какая радость, какое наслаждение, какая честь, какая слава видеть, что он в узах ради Христа! Но взгляни на то, что достойно удивления: поколебалась, говорится, темница, когда Павел был в узах, и у всех узы ослабели. Видишь ли ты, как разрушаются узы самою природой уз? " Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя " (ст. 27). Что же Павел? Он возгласил громким голосом, говоря: " не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь " (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010