Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге? Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября, 2014 Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября Церковь чтит память святого Дионисия Ареопагита. Его имя записано не где-нибудь, а в Библии (Деян. 17: 34). «Прозвище» подчеркивает его высокое положение в обществе. Дионисий был из числа избранных граждан, из афинского ареопага. Диакон Павел Сержантов Святой Дионисий обратился в христианство под влиянием апостола Павла. Вспомним апостольскую проповедь, которая затронула сердце и ум Ареопагита. Святой Павел обращается к афинской знати: «Осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь… мы… не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17: 23-29). Апостол возвестил о Боге, который выше всех богов. Ему всеми силами служит Павел, но не потому что Бог остро нуждается в чем-то. Нет, Бог самодостаточен. Он создал Павла и всех людей не для Своих нужд. Он выше всего того, что мы можем представить, выше всех золотых идолов, Он даже недоступен человеческой мысли. Бог выше всего, но Ему есть дело до нас. Дионисий принял апостольскую весть о неведомом Боге, о Христе и воскресении. С тех пор прошли века, и в Церкви стали широко распространяться книги, надписанные святым именем Дионисия Ареопагита. В книгах находились богословские рассуждения о Боге. В духе той самой проповеди апостола Павла. Выписка из книг Я долго выбирал, что именно предложить из Ареопагитского корпуса. Долго, поскольку язык этих старинных книг исключительно старинный, великоторжественный, со многими риторическими украшениями. Немногие читатели выдерживают этот непростой стиль, дочитывают книги до конца. Сегодня мы чуть-чуть заглянем в одну из книг, ощутим ее стиль. И, я надеюсь, почувствуем за ее словами ответ на проповедь великого Павла.

http://pravmir.ru/areopagitskoe-bogoslov...

О реальности другого Я могу хвалить атеиста за его добрые поступки — но для этого я должен признавать существование объективного добра и зла 29 сентября, 2015 Я могу хвалить атеиста за его добрые поступки — но для этого я должен признавать существование объективного добра и зла Диалог о вере, неверии и отношении верующих людей к атеистам, начатый на страницах «Правмира» Натальей Холмогоровой, продолжает Сергей Худиев. Сергей Худиев Недавняя статья Натальи Холмогоровой «Че там у атеистов?» очень важна как пример благожелательного диалога. Она поднимает ряд вопросов,  которые стоит рассмотреть подробнее. Да, бывает, что верующие полагают атеистов людьми ущербными в моральном отношении. Это очень легко — считать другого человека ущербным. Но предположение, что неверующие — непременно аморальные люди, просто противоречит Писанию. Существует всеобщая благодать, простирающаяся на весь человеческий род, которая является источником всего добра, истины и красоты в мире. Апостол Павел (процитированный Натальей) об этом и говорит, но то же утверждают и другие места Писания. «Мною [премудростью Божией] цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прит.8:15,16) Священное Писание неоднократно говорит о людях, которые не принадлежали к народу Божию, но поступки которых заслуживают одобрения — например, египтянки-повивальные бабки,  саботировавшие приказ фараона убивать новорожденных еврейских мальчиков (Исх.1:15-21), языческий царь Кир, оказавший благодеяния народу Божиему (Ис.45:1-5), причем о царе Кире прямо сказано: «Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня» (Ис.45:5). В Новом Завете Писание отмечает римского сотника Юлия, который поступал с Апостолом Павлом человеколюбиво (Деян.27:3), и жителей острова Мелит, куда Павла и его спутников выбросило кораблекрушение: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас» (Деян.28:2). В склонности видеть вне общины верных сплошной ад есть нечто сектантское — тем более, что очень скоро те же люди начинают видеть тот же ад и в Церкви. Полагать, что неверующие — непременно дурные и аморальные люди — значит противоречить и Писанию, и здравому смыслу.

http://pravmir.ru/o-realnosti-drugogo/

12 июля (29 июня по ст. стилю) празднуется день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла . Предлагаем филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника. Икона Апостолов Петра и Павла Неотъемлемой частью жизни Православной Церкви является богослужение, складывавшееся на протяжении многих столетий. Литургический опыт позволяет соприкоснуться с вечностью — не просто вспомнить о какой-то истории, произошедшей в давние времена, но стать ее свидетелем и даже участником. Довольно точно об этом сказал подвижник минувшего века, священномученик Сергий (Мечев): «Святая Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях» . Во многом это делают возможным гимнографические тексты, включающие в себя основные богословские, сотериологические (связанные со спасением человека) идеи вспоминаемого события или праздника. При этом особо почитаемыми в богослужебном годовом круге являются не только описанные в Евангелии и сохраненные Преданием важнейшие моменты из жизни Спасителя или Божией Матери, но и память некоторых святых. Дни, когда совершается их память, называются великими праздниками. Именно с таким особым почтением Православная Церковь отнеслась к двум апостолам — Петру и Павлу. Само совершение памяти этих двух апостолов в один день является примечательным. Рыбак Петр практически с самых первых дней проповеди Христа следовал за Ним и внимал Его учению. Был свидетелем многих важных моментов земной жизни Иисуса: Преображения (см.: Мф. 17: 1-6; Мк. 9: 1-8; Лк. 9: 28-36), моления в Гефсиманском саду (Мф. 26; 36-46; Мк. 14: 33-42). Именно он впервые исповедовал Его как Сына Божия: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 16: 16). Павел же первоначально был убежденным гонителем христиан, хорошо образованным, учеником широко уважаемого в иудейской среде законоучителя Гамалиила (см.: Деян. 22: 3), жителем Рима. Но, несмотря на это, к апостольскому служению его призывает Иисус уже после Своего Вознесения на небо. И, как отмечают исследователи, его именование апостолом «вполне согласуется с общими принципами апостольства» , поскольку «к нему в полной мере относятся слова Христа: “Не вы Меня избрали, а Я вас” (Ин. 15: 16)» .

http://pravoslavie.ru/140436.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви встретился со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем 29 января 2019 г. 19:16 29 января 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем Сербской Православной Церкви . Святейшего Патриарха Сербского Иринея сопровождали епископ Бачский Ириней, настоятель Подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний , викарий Святейшего Патриарха Сербского, ключарь собора святителя Саввы в Белграде епископ Ремезьянский Стефан, викарий Бачской епархии епископ Мохачский Исихий, секретарь Бачской епархии протоиерей Владан Симич, личный секретарь Патриарха Сербского Иринея Деян Накич. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий , епископ Острогожский и Россошанский Андрей , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев. Его Святейшество сердечно приветствовал Святейшего Патриарха Иринея, который прибыл в Москву на торжества, посвященные 10-летию Предстоятельского служения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Владыка также особо подчеркнул, что в нынешнем году Сербская Православная Церковь отмечает 800-летнюю годовщину автокефальности, а в 2020 году — 100-летие восстановления Патриаршества. «Эти выдающиеся даты знаменуют собой почтенную древность церковных институций, которые сформировались на сербской земле. В связи с приближающимся юбилеем мы, в том числе обсудим и дальнейшие совместные усилия по благоукрашению собора в честь основателя Сербской Православной Церкви, святителя Саввы», — сказал Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5362551.ht...

В Германии отпраздновали память сщмч. Илариона Троицкого Лер, 29 декабря 2018 г. 28 декабря, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией и архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей совершили Божественную Литургию в храме во имя священномученика Илариона в г. Лере (Нижняя Саксония), расположенном на границе с Голландией. Преосвященным архипастырям сослужили и.о. настоятеля храма иеромонах Серафим (Станхардт), протоиерей Александр Берташ (Бремен), протоиерей Олег Никифоров (Бремен, РПЦЗ), протодиакон Виталий Садаков, диакон Иоанн Вельдмейер, клирик Свято-Никольского собора г. Амстердама, диакон Адриан Роодвутс (Гаагская епархия). Богослужение совершалось на славянском, немецком и голландском языках. По окончании Литургии было совершено славление святителю Илариону. Затем архиепископ Тихон произнес проповедь об исповедническом и мученическом подвиге священномученика Илариона: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Жизнь Церкви Христовой от времен апостольских и до наших дней, братия и сестры, наполнена примерами святости и благочестия. И во времена гонений на христиан первых веков, и после них, когда в ограду церковную вторглись лжеучители не щадящие паствы (Деян. 20, 29), разного рода еретики и раскольники, пытавшиеся изнутри поколебать Церковь, и в годы воинствующего безбожия и всякого рода страданий верных даже до смерти (Флп. 2, 8), как то было в минувшем XX веке в нашем Отечестве, Господь утверждал верных в непреложной истине, что никакие силы ада не одолеют Церковь (ср. Мф. 16, 18). В удостоверение этого Он посылал в годину испытаний духовно сильных людей, словом и примером подвига которых утверждалась вера, укреплялись слабые, падшие обращались к покаянию, Церковь как бы восставала из небытия, Истина светила ярче, чем прежде. К числу угодников Божиих, утверждавших святостью своей жизни веру в людях, относится священномученик Иларион, архиепископ Верейский, небесный покровитель этого храма.

http://pravoslavie.ru/118315.html

Зияющий город 29.06.2015 07:26:45 Сергей Львович Худиев Верховный Суд США большинством в один голос — 5 против 4 — узаконил «однополые браки» для всех 50-ти штатов этой страны. Представители власти и большого бизнеса приняли это решение с восторгом. Президент Обама сказал, что «победила любовь!», Белый Дом окрасил себя в цвета радужного флага, представители крупнейших компаний сделали свои логотипы радужными. Госсекретарь Джон Керри США заявил, что «Решение суда посылает ясный сигнал во все части света: никакой закон, основанный на дискриминации, не устоит перед волной справедливости». Не вся, однако, Америка ликует. Американские православные твердо засвидетельствовали свою верность Писанию и Преданию. Как заявил , например, Михаил, Архиепископ Нью-Йоркский, «Независимо от давления со со стороны окружающей культуры,  или решений высшего суда страны, неизменное учение Церкви отражает правило брака, открытое нам Господом, запечатленное в Писании, и подтвержденное мудростью и примером святых. Поскольку «А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16), независимо от того, что правительство или общество может сказать, нам «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29)» Средне-Американская епархия РПЦЗ выступила с заявлением , в котором, в частности, говорится: «Следует четко понимать, что Церковь не признает однополые браки ни при каких обстоятельствах, не признает их равными традиционным бракам и не будет благословлять такие браки» Подобную же позицию выразили американские католики и традиционные протестанты. Как говорится в заявлении Конференции Католических Епископов США, «Независимо от того, что незначительным большинством, провозгласил Верховный Суд в этот момент истории, природа человека и брака остается неизменной... глубоко аморально и несправедливо для правительство объявлять, что два лица одного пола могут составить брак» Один из известных протестантских лидеров страны, Фрэнклин Грэм, сын знаменитого проповедника Билли Грэма, сказал, что «Брак был создан Тем, кто создал мужчину и женщину — всемогущим Богом — и Его установления не могут быть пересмотрены никаким человеческим судом... я надеюсь, что Бог пощадит Америку». Национальная Ассоциация Евангеликов выступила с заявлением , в котором, в частности, говорится: «Ничто в этом судебном решении не меняет истины в отношении брака. Изменено только юридическое определение брака, которое теперь расходится с ортодоксальной библейской верой, которая провозглашалась столетиями и сегодня принята почти двумя миллиардами людей во всех странах мира. В своей роли морального учителя, закон теперь сбивает американцев с толку относительно истинной природы брака». Известный христианский философ Уильям Лейн Крейг заметил, что «Америка пересекла водораздел в своей культурной и моральной деградации».

http://radonezh.ru/analytics/ziyayuschy-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману (Корневу), епископу Рубцовскому 29 сентября 2013 г. 16:44 29 сентября 2013 года, за Божественной литургией в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Романа (Корнева) во епископа Рубцовского, викария Барнаульской епархии . По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Романа на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Роман! Ныне силой, действием и наитием Утешителя Духа чрез возложение на твою главу святительских рук ты поставлен на высокое служение Церкви Христовой, получив благодать апостольства, дабы во имя Господа нашего «проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). По долгу Предстоятеля согласно древней традиции надлежит мне обратиться к тебе со словом назидания. Выслушай же преподаваемое наставление со вниманием, слагая его в сердце своем. Архипастырство сопряжено с огромной ответственностью перед Богом, Церковью и людьми. Отныне ты должен жить не своей жизнью, но жизнью пасомых, сопереживая их радостям и печалям и тем являя образ истинного епископа-душепопечителя. Облеченный архиерейским саном, призван ты быть для пасомых светильником разума, учителем истины, образом кротости и незлобия. Изволением Синода твое служение будет проходить в родном для тебя Алтайском крае. Здесь, со тщанием трудясь на различных поприщах, ты получил не только духовное образование, принял монашеские обеты, но и прошел школу послушания. За эти годы ты приобрел ценный жизненный, пастырский и административный опыт, который, надеюсь, будет помогать тебе и в предстоящем архипастырском делании. Ты призываешься быть помощником Преосвященному епископу Барнаульскому Сергию, который надеется видеть в тебе ревностного соработника и верного благоустроителя церковного. Всегда подвизайся подвигом добрым, будь тверд, непоколебим, преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (см. 1 Кор. 15:58). Во всех вопросах епархиальной жизни пребывай в единомыслии со своим старшим собратом, разделяя бремя его попечений о Винограднике Господнем, дабы совокупными усилиями осуществлять высокую и спасительную миссию свидетельства современникам о Воплотившемся Сыне Божием.

http://patriarchia.ru/db/text/3266988.ht...

11-12 марта в Софии Священный Синод Болгарской Православной Церкви проводит межправославное совещание по обсуждению решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 16 декабря 2008 года. 5 марта 2009 г. Приветствуя и поздравляя Вас от лица Священного Синода Московского Патриархата в знаменательный для Православной Церкви в Америке день интронизации ее нового Предстоятеля, воздаем благодарение Премудрому Главе и Устроителю Церкви Божией: Благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе! (стихира воскресной утрени). 22 января 2009 г. В Свято-Никольском соборе Вашингтона 29 декабря состоялась интронизация Митрополита Американского и Канадского Ионы. 22 января 2009 г. В Париже, при храме Трех Святителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, 11 ноября состоялся обучающий семинар «Галльские схолии», целью которого стала подготовка руководителей социальных проектов епархии. Антон Одайский 20 ноября 2008 г. Японская Автономная Православная Церковь ведет свою историю с 1861 года. Сегодня в Японии 68 православных приходов. Мы рассказываем о жизни одного из них, прихода в городе Нагоя, расположенного в двухмиллионном административном центре одной из самых экономически развитых префектур на западе Японии. Галина Бесстремянная 12 ноября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, посетил 10 октября Южную Осетию. 23 октября 2008 г. По благодати Божией мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, собрались с 10 по 11 октября 2008 года на Фанаре по приглашению и под председательством первого среди нас, Вселенского Патриарха Варфоломея, по случаю провозглашения этого года Годом апостола языков Павла. С братской любовью мы обсудили вопросы, беспокоящие Православную Церковь. Приняв участие в праздничных мероприятиях по этому случаю, мы совершили совместно Божественную Евхаристию во всечестном Патриаршем храме Вселенского Престола сегодня, 12 октября 2008 года, в Неделю святых отцов VII Вселенского Собора в Никее. В эти дни мы укрепились истиной даров Божественного промысла апостолу языков, благодаря которым он явился превосходным «избранным сосудом» (Деян. 9, 15) Божиим и ярким примером апостольского служения телу Церкви.

http://e-vestnik.ru/world/page/14/

7-го числа Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Креститель Иоанн Предтеча В следующий день после праздника Крещения Господа Церковь прославляет св. славного Его Предтечу и Крестителя. Ибо достойно почтить празднеством того, который послужил таинству Божественного Крещения и Богоявления, возложив десницу свою на главу Владычню и погрузил Господа в водах Иордана, а по крещении Спасителя всенародно исповедал Его Сыном Божьим и на другой день после сего паки узрев Его и указуя на Него, возвестил ученикам своим: се Агнец Божий ( Ин.1:34–36 ). Итак в наутрие праздника Крещения Господня Церковь собирается для празднования Крестителю, называя это празднование собором Предтечи, т. е. собранием верующих в храме на славословие Божие, в честь и похвалу великого Иоанна Предтечи и Крестителя. Православная Церковь совершает Собор в честь Предтечи с древних времён. В IV веке на день этого Собора можно находить указание в поучении Иоанна Златоустог о, произнесённом в похвалу Крестителя. В этом поучении святитель говорит: «прославим Крестителя. Но увенчаем ли его по усердию? Ибо не восстал в рождённых жёнами более Иоанна Крестителя, по слову Самого Господа». В день Собора Церковь прославляет Иоанна, как пророков честнейшего, «яко и в струях сподобился крестити Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющего грех мира и подающего нам велию милость». Церковь призывает Предтечу, да молит он Владыку Христа, чтобы нам по смерти своей быть в Церкви торжествующих, во храме нерукотворном, вечном, на небеси, и там слышать глас Святых и им сопраздновать Богоявление вечное, в небесной славе и блаженстве. В Апостоле на литургии в день Собора в честь Предтечи Церковь упоминает о крещении Иоанновом: Иоанн крести крещением покаяния, людем глоголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса ( Деян.16:1–8 ); в Евангелии – об исповедании Иисуса Христа от Иоанна Агнцем Божьим, Который вземлет на Себя грехи мира, Который первее Иоанна был, и о свидетельстве Иоанна, что он видел Духа сходяща, яко голубя с небесе, и пребысть на Нем. Той есть Крестяй Духом Святым: Сей есть Сын Божий ( Ин.1:29–34 ). Перенесение Десные руки Крестителя из Антиохии в Константинополь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Αρχεο Митрополит Хабаровский Игнатий: «Архиерейский Собор откликнулся на те сомнения и тревоги, которые волнуют церковных людей» 10 Φεβρουαρου 2013 τος 17:16 Об итогах Архиерейского Собора, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года в Москве, порталу «Православие и мир» рассказал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий . — Владыка, какое особое значение Архиерейского Собора этого года для всей Церкви и Вашей митрополии Вы отмечаете? — Каждый Собор — это ответ Церкви на те вызовы, которые предлагает ей время, мир и история. А то и князь мира сего. И каждый из них имеет свою значимость и особенности. Соборы формулировали богооткровенные истины и канонические правила повседневной жизни, утверждали концепции, точно определяющие сложную палитру взаимоотношений Церкви с обществом, и конкретные рекомендации внутрицерковного служения. Они по-разному были организованы, по-разному протекали. Минувший Архиерейский Собор — не исключение. Он тоже имел особенности, и главные из них, на мой взгляд, три: актуальность, очень высокий уровень организации и подготовки, соборное единство в любви. Мы не принимали концепций и не одобряли учений, но занимались вопросами канонического устроения текущей церковной жизни: определили процедуру избрания Патриарха, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили создание митрополий и новых епархий. Внесли соответствующие поправки в Устав. Архиерейский Собор откликнулся на те сомнения и тревоги, которые волнуют церковных людей, и нас, дальневосточников, в том числе. Это учет и обработка персональных данных. В соответствующем документе Церковь призывает государство не применять таких технологий, которые могут помешать нам свободно исповедовать Христа. Христиане не могут поддерживать те постановления и законы, которые несовместимы с христианским образом жизни. «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Это угрозы, связанные с ювенальной юстицией. Необходимо защищать детей от насилия, жестокости и разврата и, если в семье такое происходит, государство должно реагировать. Реагировать, но не устанавливать диктат: ребенок должен воспитываться в семье, поэтому семью нужно укреплять, а не держать в страхе, что в любой момент ребенка могут отнять.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4528089...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010