Вопрос: В каких источниках можно узнать, где находился Иисус Христос в возрасте от 18 до 30 лет? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Все древние и позднейшие христианские экзегеты едины во мнении, что весь период от возвращения из Египта (Мф.2:23) до начало общественного служения (Лк.3:23) Иисус Христос прожил в Назарете. Указания на это имеются в святом Евангелии: «И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16). Жители Назарета хорошо помнили Его: «и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:22); «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк.6:3). Последний приведенный стих содержит еще одно важное свидетельство – Иисус назван плотником. Этому ремеслу Он мог обучиться не в Тибете, а у отчима св. Иосифа, для которого плотницкое дело было профессией (Мф.13:55). Спаситель не родился в Назарете, но провел там большую часть Своей земной жизни, поэтому его называли: пророк из Назарета (Мф.21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22). Это же было указано на Его кресте (Ин.19:19). Легенда о пребывании Иисуса в возрасте с 13 до 29 лет в Тибете впервые появилась в книге Н.Нотовича в Париже в 1894 году. Выдающийся ученый-востоковед Макс  Мюллер в том же году доказал, что опубликованный Нотовичем текст, подделка. Летом 1895 г. профессор Дж.Дуглас посетил тибетский монастырь в Ладакхе, о котором писал Нотович, и не нашел там ни никаких следов посещения его русским путешественником. О «манускриптах» там тоже ничего не было слышно. Дж.Дуглас, как и М.Мюллер, пришел к выводу, что публикация Нотовича – фальшивка.   Нужно иметь полное отсутствие самых элементарных представлений о библейской жизни, чтобы поверить в эту выдумку. В ней явственно проступают штампы сознания расцерковленного интеллигента конца 19-го – начала 20 века. Тринадцатилетний отрок, воспитанный на Законе и пророках, никогда ни в какой  страну, живущую идолопоклонством, не поедет. То, что для европейца, отпавшего от великой христианской традиции, представляется духовной экзотикой и особой мудростью, для библейского религиозного сознания является не более, как нечестие, о различных видах которого много написано в Пятикнижии Моисея, псалмах и пророческих книгах. Евреи иногда селились вне Палестины, однако всегда целыми семьями и только в тех городах, где были еврейские общины с синагогами. Как правило, это были страны Средиземноморья. Закон Моисея требовал полного послушания детей родителям. Невозможно, чтобы отрок тайно ушел из дома. Сами благочестивые родители Иисуса на такой уход никогда бы не согласились. Совершенно определенно написано о двенадцатилетнем отроке: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк.2:51).

http://pravoslavie.ru/6355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВЫ [греч. παρθνοι; лат. virgines], один из чинов ранней Церкви. Основанием для появления в Церкви Д. являются слова Господа Иисуса Христа о скопцах «для Царства Небесного» (Мф 19. 12; ср. со словами ап. Павла, к-рый советует предпочесть девство, хотя и пишет, что «относительно девства» он не имеет «повеления Господня»: 1 Кор 7. 25-29, 36-39). Впервые Д. (а именно дочери ап. Филиппа, к-рых св. Поликрат называл в числе «великих светил веры» - Euseb. Hist. eccl. III 31. 3, 5; V 24. 2) упоминаются в Деян 21. 9. О многочисленности христианок, сохранявших девство на протяжении всей жизни, сообщают ранние отцы Церкви и христ. писатели II-III вв. ( Ign. Ep. ad Polyc. 5. 2; Polycarp. Ad Phil. 5. 3; Iust. Martyr. I Apol. 15. 7; Athenag. Legat. pro christian. 33; Tertull. Apol. adv. gent. 9. 19; Orig. Contr. Cels. 8. 48). У нек-рых авторов Д. отождествляются с вдовицами церковными ( Ign. Ep. ad Smyrn. 13. 1). Главным отличием Д. от монахинь последующих эпох было то, что они продолжали жить в своих семьях; в III-V вв., возможно, Д. могли также состоять в аскетических общинах при городских храмах, участвуя тем самым в организации богослужения и церковной жизни в миру,- монашествующие же уходили от мирской жизни (в лит-ре нередко между членами таких общин и монахами ставится знак равенства, что неверно). Одной из задач, стоявших перед Д., было преодоление сопротивления семьи и мирского окружения их христ. вере (по словам свт. Амвросия Медиоланского, «та, которая победила дом, победила век» - Ambros. Mediol. De virginib. 1. 12. 64). Д. должны были выходить из дома крайне редко и только в сопровождении матерей ( Ambros. Mediol. Exhort. virg. 71; De virginit. 3. 3. 9). Они воздерживались от того, чтобы носить украшения, дорогие одежды, присутствовать на брачных пирах, посещать бани и т. д. ( Cypr. Carth. De habitu virginum. 19). Начиная с Тертуллиана, Д. называются «невестами Христовыми (или Божиими)», принадлежащими к семье ангелов ( Tertull. De resurr. 61. 6; De orat. 22. 9; Ad uxor. 1. 4; De virg. veland. 16. 4). Поэтому в 19-м прав. Анкирского Собора (314) на нарушивших обет девства возлагается епитимия второбрачных. В гражданском законодательстве Римской империи и после принятия христианства в качестве гос. религии сохранялась античная норма (первоначально относившаяся к весталкам), предписывающая подвергать смертной казни тех, кто осквернили жен. достоинство или женились на посвященной Д.

http://pravenc.ru/text/171555.html

О постах Пост был установлен еще в ветхом завете и подтвержден в новом: Господь наш Иисус Христос Сам постился в пустыне 40 дней (Искушение Иисуса Христа в пустыне, §75), учил о посте ( Мф.6:16–18 ) и важности поста, который вместе с молитвой дает силу изгонять бесов ( Мф.17:21 ) исцеление глухонемого мальчика (§ 81). Постились апостолы ( Деян.13:2; 14:23 ) и все святые. Пост установлен для того, чтобы дать возможность человеку воздержанием от пищи ослабить плоть свою, тело, с его страстями и, таким образом, дать власти над ним духу. Постясь, мы должны сокрушаться о грехах, горевать о них. Человеку, когда он, в горе, не до пищи, и он ослабляя постом греховные страсти тела может лучше углубиться в себя, подобно распутному сыну, который почувствовал раскаяние под влиянием неимения пищи (Притча о распутном сыне, § 108). Но пост телесный действителен только тогда, когда он соединяется с постом духовным, т. е. на самом деле с воздержанием от всякого зла, гнева, со строгим соблюдением заповедей Божиих, с молитвой и добрыми делами. Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным принадлежат: а) день предшествующий празднику Крещения Господня, для достойного приготовления к нему; б) день Воздвижения Креста Господня (Воздвижение святого Креста Господня, §149); в) память крестных страданий Спасителя; г) день усекновения главы Иоанна Предтечи (Усекновение главы Иоанна Предтечи, § 78), из благоговения к памяти этого великого святого и постника; кроме того, на каждой неделе: д) среда в память предания Спасителя Иудой (Предательство Иуды, §120) и е) пятница в память страданий и смерти Иисуса Христа (Распятие и смерть Иисуса Христа,§127). Многодневных постов четыре: а) Апостольский (Петров), в память святых апостолов, постившихся перед отправлением на всемирную проповедь Евангелия. Он начинается через неделю после Троицина дня и продолжается до дня памяти святых, апостолов Петра и Павла – 29-го июня (12-го июля); б) Богородичный (Успенский), от 1-го (14-го) до 15-го (28-го) августа, для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери (Успение Божией Матери, §135); в) Рождественский или Филиппов, от 15-го ноября (28-го ноября) (после дня памяти апостола Филиппа) до 25-го декабря (7-го января), для приготовления к празднику Рождества Христова (Рождество Христово, §68); г) Великий, или святая четыредесятница, в подражание сорокадневному посту Господню. Он бывает перед Пасхой (Воскресение Христово, § 129). За ним следует пост страстной недели в память страданий Господних. Вербное воскресенье и суббота пред ним служат переходными днями от одного поста к другому, и пост в эти дни не отменяется. На страстной неделе в пятницу, во время утрени читаются двенадцать евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа; во время вечерни выносится на ризницы на средину церкви изображение Христе лежащего в гробе, то есть плащаница в воспоминание смерти Иисуса Христа; а на утрени в субботу плащаница обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Родина — место, страна, где родился человек и к судьбе которой ощущает свою сопричастность. Слово «родина» произошло от слова «род», обозначающего группу людей, которых объединяет кровное родство. Что такое малая родина? Понятие «малая родина» может иметь различные значения, например: 1) место рождения отдельного человека (край, район, город, село, поселок, деревня, хутор и т. п; например, малая родина святого праведного Иоанна Кронштадтского – село Сура в Пинежском районе Архангельской губернии); 2) территория региона, обособленная в силу некоторых причин от большой родины или просто от остальной территории страны; 3) страна по отношению к тому человеку, который родился в другой стране, населенная, однако же, представителями того же этноса, к которому принадлежит этот человек, для которых она является родиной (например, этнические украинцы Канады могут считать своей малой родиной Украину); 4) родина далеких предков по отношению к их далеким потомкам. Что такое духовная родина? Духовная родина всех христиан – не земной, но «вышний», «горний» Иерусалим ( Гал.4:26 ). Как христианину следует относиться к земной родине? Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Иисус Христос , не имел земного пристанища ( Мф.8:20 ) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин.4:21 ). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ). В определенной мере Иисус проявлял лояльность в отношении Римской империи ( Мф.22:16-21 ). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он – «Еврей от Евреев» ( Флп.3:4-5 ), а по гражданству – римлянин ( Деян.22:25-29 ).

http://azbyka.ru/rodina

Разделы портала «Азбука веры» Суббота – (древнеевр. « покой ») – последний день  седмицы (недели), согласно православно-церковному календарю . В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота – в воспоминание творения Богом мира ( Исх.20:9-11 ) (в седьмой день Бог  почил  от дел творения) и избавления Израиля от египетского рабства ( Втор.5:15 ). В израильском обществе суббота была днем отдыха для всех категорий людей и домашних животных ( Исх.23:12 ). В условиях Нового Завета Бога с человеком, с апостольских времён, из всех дней недели (седмицы) особо был выделен тот, который, согласно седмичному календарному циклу, следовал за субботой. В грекоязычной христианской среде он получил название «κυριακ μρα» (кириаки имера – день Господень). Разумеется, данное название было связано с особо воспоминаемым в этот день событием – Воскресением Господа Иисуса Христа. Русское название этого дня седмицы, «воскресенье», напрямую указывает на данное событие. Соответственно, именно этот день седмицы, а не суббота, был выделен Церковью как особенный день. При императоре Константине Великом он стал официальным днем отдыха в Римской империи для судей, горожан и ремесленников. Между тем, заметим, что первоначально в среде христиан из иудеев продолжало практиковаться соблюдение требований ветхозаветного обрядового закона, включая заповедь о соблюдении субботы. Однако со временем эта практика была прекращена. Так, уже  на апостольском соборе в Иерусалиме мнение ревнителей ветхозаветного закона о необходимости соблюдения его обрядовых предписаний было отвергнуто ( Деян.15:28-29 ). Заметим, что апостол Павел обличал такого рода ревнителей из числа христиан, пытавшихся настаивать на соблюдении субботы ( Кол.2:16-17 ; ср.: Гал.4:9-10 ). О самом факте и причинах наделения  значимостью особого дня именно воскресенья, вместо субботы, говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» : «Мы, христиане, вместо субботы празднуем день воскресный, по той причине, что в этот день Воскресением Иисуса Христа Господа нашего совершилось обновление всего мира, и освобождение рода человеческого от рабства диавольского. Во весь этот день мы должны оставить все свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы, всякого рода, не должны в этот день заниматься работой, но должны делать Богоугодные дела, и молитвами прославлять Бога» ( Ч.3, вопрос 60 ).

http://azbyka.ru/subbota

Скачать epub pdf 22. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Тайны нашего спасения «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?.. Паси овец Моих» ( Ин. 21:17 ). У многих из нас, братия и сестры, могли возникать вопросы, почему из всех апостолов первоверховными называются только двое, причём один из них не был даже учеником Христовым? Особые качества, очевидно, этих двух выделили их в первоверховные апостолы. Но каковы же эти качества? Этими качествами явились их пламенная любовь и преданность Богу и своему апостольскому служению. Любовь и преданность Богу апостол Пётр проявил ещё в дни земной жизни Спасителя. Он один из первых оставил святого Иоанна Крестителя и последовал за Христом. Один из первых он исповедовал Его Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ). Он так любил Христа, что всегда готов был быть с Ним. Так он дважды бросался в море, чтобы только быть около Христа, переживать непосредственное общение с Ним ( Мф. 14:28–29 , Ин. 21:7 ). И Христос отвечал ему ответной любовью и особо приближал его к Себе наряду с Иоанном и Иаковом. Он брал его на гору Фавор, где преобразился, в Гефсиманский сад, где в страшных внутренних борениях молился Небесному Отцу. Это его Христос назвал камнем, на котором Он создаст Церковь Свою и дарует ему (Петру) ключи Царства Небесного ( Мф. 16:17–19 ). И, однако, братия и сестры, пока Христос был на земле и непосредственно общался с апостолами, они, в том числе и Пётр, ещё не брали целиком Христа в свою душу, не готовы были жертвенно служить Ему. Этим объясняется, что апостол Пётр в критическую минуту даже отрёкся от Христа ( Ин. 18:18 ), а в момент смерти Его апостолы впали в уныние и готовы были покинуть Его и рассеяться ( Мк. 14:50 ). Отношение к Христу резко изменилось в их психологии (душе), когда Христос по воскресению являлся им, открывая тайны Царствия Божия ( Лк. 24:46 ), а по вознесению послал им Утешителя, наставившего их на всякую истину и возвестившего будущее ( Ин. 16:13 ), а главное – сообщившего им дары Святого Духа. Только с этого момента, со дня Пятидесятницы апостолы взяли Христа, – Божию силу и премудрость, – в своё сердце, слились с Ним и тем обрели в себе дар благовестия, пророчества, языков, чудотворений, величайшей жертвенности и мужества. Только с этого момента апостол Пётр всецело нашёл себя во Христе и стал камнем для созидания Царства Христова ( Мф. 16:18 ) и проникся жертвенной любовью, к Христу, и Его пастве ( Ин. 21:17 ). С этого момента он и стал первоверховным, т. е. стал руководителем (вместе с апостолами Иоанном и Иаковом) апостольской группы и Христовой Церкви. Это мы видели из его поведения в день сошествия Святого Духа, когда он разъяснил народу смысл сошествия Святого Духа и крестил около трёх тысяч уверовавших во Христа ( Деян. 2:41 ). Это событие явилось первым камнем, положенным в здание организующейся с этого момента Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Братья и сестры, сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора. На нем была опровергнута ересь иконоборчества. Однако, будучи изгнана из ограды истинной Церкви, эта ересь впоследствии свила себе гнездо в различных внешних сообществах, члены которых нередко спрашивают нас: почему у вас иконы в храмах? Это идолопоклонство, вы нарушаете заповедь: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» ( Исх 20:2–5 ). Они не обращают внимания на то, что сама заповедь является запретом делать изображения иных богов – которых язычники нередко изображали в виде животных, птиц и т.д. Но иконы – не идолы, поскольку не изображают никаких «других богов». А о том, что иконы не только допустимы, но и необходимы свидетельствует та же книга Исход, в которой Господь говорит Моисею: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки» скинии завета ( Исх. 25:17–21 ). Эти иконы херувимов были не только над ковчегом завета, но и на стенах храма Соломонова ( 3Цар. 6:27–29 ), и даже в видении небесного храма, какое было пророку Иезекиилю ( Иез. 41:20, 25 ). Современные иконоборцы думают, что в Иерусалимском храме были такие же голые стены, как и в их молитвенных домах, но на самом деле стены храма были покрыты изображениями херувимов. И именно в этот храм приходил Христос и называл его «Дом Отца Моего» ( Ин. 2:16 ). Именно в этом храме ежедневно собиралась новозаветная Церковь после Пятидесятницы ( Деян. 2:46 ). Так что это не они нас, а мы их вправе спрашивать: почему у вас нет икон, как это описывается в Писании? В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением ( 1Пет. 3:19 ). А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Формирование седмичного богослужебного круга Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу Твоему ( Исх. 20:8–10 ). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В то же время суббота – это день, который Господь благословил... и освятил ( Исх.20:11 ). В субботу совершается священное собрание ( Лев. 23:3 ); в этот день в жертву Господу приносятся всесожжения (см.: Чис. 28:9 ) и хлебы предложения (см.: Лев. 24:8 ). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания. В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4:16 ), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий – господин и субботы ( Мк. 2:28 ). Ученики Христа после Его вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако основным днем христианского богослужения, днем совершения Евхаристии, становится первый день недели, «день солнца». После того как христиане окончательно отошли от Иерусалимского храма и в особенности после того, как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл. Постановления Апостольского Собора (см.: Деян. 15:6–29 ) фактически узаконили отмену ветхозаветных предписаний о субботе. Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения», чему соответствует и перенос центра богослужебной жизни с субботы на первый день недели, который стали называть «днем Господним». Нередко этот день называли «восьмым днем» – как прообраз вечности:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Сионская горница – помещение, где Господь Иисус Христос, незадолго до Своих Крестных страданий и смерти, совершил пасхальную трапезу с учениками; Тайную вечерю , во время которой было установлено Таинство Евхаристии. Какие события произошли в Сионской горнице? Согласно Священному Писанию, в Сионской горнице была совершена Тайная Вечеря, на которой Иисус Христос умыл ноги двенадцати апостолам ( Ин.13:4-11 ) и установил Таинство Евхаристии ( Мф.26:26-29 ). Предполагается (утверждается со ссылкой на древнее предание), что в этой горнице Спаситель общался с апостолами после Своего Воскресения ( Мк.16:14 ; Лк.24:36 ; Ин.20: 19-23 ; Ин.20: 26-28 ), что здесь состоялось избрание Матфия в число двенадцати апостолов ( Деян.1:15-26 ); схождение Святого Духа на Его последователей (учеников) в день Пятидесятницы ( Деян.2:1-4 ); Некоторые допускают, что здесь же, около 50 года, состоялся первый Собор Церкви – Апостольский Собор ( Деян.15:1-29 ). В какой части города находилась Сионская горница? Место расположения древней Сионской горницы определяют на вершине горы Сион. Утверждается, что в IV в. здесь была возведена Сионская Церковь (церковь св. Сиона), которая была разрушена персами в 614 г., после чего вновь отстроена патриархом Модестом и разрушена мусульманами в 966 г. Известное ныне помещение Сионской горницы возвели францисканцы в XIV веке в готическом стиле, это второй этаж здания (как считается, по аналогии с первоначальной Сионской горницей), на первом этаже сегодня находится синагога с предполагаемой гробницей святого царя и пророка Давида. Что представляла собой Сионская горница? Полагают, что Сионская горница представляла собой комнату на верхнем этаже дома, которая находилась непосредственно под плоской крышей. Она имела большую площадь и была удалена от шума улицы (что делало ее очень удобной для собраний учеников Иисуса Христа). Кому принадлежала Сионская горница? В Священном Писании не говорится, кому из жителей города принадлежал дом, где находилась Сионская горница, но некоторые исследователи считают, что его хозяин был близок к ученикам Христовым и, возможно, сам был последователем Иисуса. Доступна ли сейчас для посещения Сионская горница?

http://azbyka.ru/sionskaja-gornica

Роль и задачи Православия в Объединенной Европе (версия для печати)/Православие.Ru Роль и задачи Православия в Объединенной Европе Православие.Ru , 26 января 2004 г. (Речь, произнесенная Архиепископом Христодулом в Ареопаге 29 июня 2000 года) Архиепископ Христодул «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20, 28). Каждое мгновение Истории, также как и каждое мгновение жизни человека, имеет свою ценность и свою особенность. Однако бывают мгновения драматические, мгновения судьбоносные, мгновения, когда, как говорит наш народ, «небеса отверзаются», потому что в эти мгновения совершаются великие и исторические события всемирной истории, совершаются, воистину, тайны жизни. Именно таким было то мгновение, когда Дух Святой воспрепятствовал Апостолу Павлу, человеку, который был избран «чтобы возвещать имя» Иисуса Христа «перед народами и царями» (Деян. 9, 15), продолжать свою проповедь в Азии и послал его в Троаду, к воротам в Европу. Прибытие Апостола Павла в греческую Македонию не было случайным совпадением или простым случаем. То особое видение, которое он удостоился увидеть, и приглашение молодого македонца, который его умолял: «приди в Македонию, помоги нам», было заповедью Божией, чтобы он прошел во врата и перешел на другую сторону, на греческую, европейскую землю. Это было то видение, которое явило новую реальность, видение, которое до сего дня определяет нашу судьбу, видение, которое изменило развитие христианства и дало новую силу и миссию греческому духу. Таким образом, впервые, 1950 лет тому назад, присутствие Апостола Павла на европейской территории предначертало то значение, которое будет иметь христианская вера для Европы и ее культуры и, вместе с тем, определило те масштабы и рамки, которые примет на нашем старом континенте христианская проповедь. Апостол Христов прибыл в Элладу и остановился сначала в Самофракии, в месте, где тогда еще языческий, эллинский дух совершал служение идолам. Это было не случайно, поскольку, как только Апостол прибыл в Филиппы, первым его деянием было изгнание из служанки «духа прорицательного» (Деян. 16, 16), которого она имела, т.е. он упразднил силу некоей гадалки. Таким чудотворным вмешательством Иисус тогда впервые явил новую роль эллинизма, его новое призвание. Отныне, согласно изречению Дельфийского оракула, в Греции «прекрасный дворец разрушен, и Аполлон не имеет более ни святилища и вещего лавра, ни говорящего источника, и умолкла журчащая вода». Аполлонов змей упраздняется, Дельфийский оракул молчит, а эллинизм служит Слову Божию. Сегодня, в начале третьего тысячелетия этот эллинизм и это Слово в виде Православия, призываются подтвердить свое присутствие в Объединенной Европе, свидетельствуя, что Православие играет свою роль и имеет свои задачи в нашем европейском бытии. Это и будет предметом нашей сегодняшней беседы в этом знаменитом и историческом месте – Ареопаге.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010