Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Но никто не будет так неразумен и бессмыслен, чтобы сказать это. Мы находим и многое другое в словах и действиях Павла, что кажется тяжелым; но это в особенности и показывает кротость его. Так, когда он предает сатане коринфского блудника, то делает это из великой любви и доброго расположения, как видно из второго послания. Когда он угрожает иудеям и говорит: «Приближается на них гнев до конца» ( 1Фес.2:16 ), то делает это не потому, будто был исполнен гнева, – ты ведь слышишь, как он непрестанно молится за них, – но потому, что желал устрашить их и сделать благоразумнейшими. Но, скажут, он оскорбил первосвященника, сказав: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная» ( Деян.23:3 ). Мы знаем, что некоторые в оправдание этого говорят, что эти слова были пророчеством; я не осуждаю говорящих это, потому что действительно это исполнилось и так умер первосвященник. Если же какой-нибудь упорнейший противник станет противоречить и, разбирая дело с излишней точностью, возразит: если это было пророчество, то для чего (Павел) извинялся, говоря, «я не знал..., что он первосвященник» ( Деян.23:5 ), – то мы скажем: для того, чтобы других вразумить и научить обращаться с начальниками почтительно, как поступал и Христос. Он, высказав о книжниках и фарисеях много такого, что говорилось и не говорилось о них, замечает: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, ...делайте» ( Мф.23:2–3 ). Так точно и Павел здесь сохранил и достоинство (первосвященника), и вместе предсказал будущее. Если же он отверг Иоанна ( Деян.15:38 ), то и это сделал достойно своего попечения о проповеди. Кто принял такое служение, тот не должен быть ни медленным, ни беспечным, а мужественным и твердым, не должен и касаться этого прекрасного дела, если он не намерен тысячекратно подвергать свою жизнь смерти и опасностям, как и Сам говорит Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). А кто не имеет такого расположения, тот губит и многих других, и гораздо полезнее было бы ему оставаться в покое с самим собой, нежели выставляться на вид и принимать бремя, превосходящее его силы; иначе он погубит и себя, и вверенных ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город» ( Деян.14:20 ). Видишь ли его ревность? Видишь ли горячее и пламен­ное усердие? Он вошел опять в тот же самый город, и от­сюда делается явным, что если он (потом) и удалился, то потому, что хотел сеять слово (в других местах) и что не нужно было раздражать ярость их. Это не менее чудес про­славляло их и еще более радовало. Нигде не говорится, чтобы они возвратились, радуясь о том, что сотворили знамения, но – что удостоились принять бесчестие за имя Его. Этому научились они от Христа, Который сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются» ( Лк.10:20 ). Истинная и чистая радость – потерпеть что-либо за Христа. Потом они посетили все те города, в ко­торых подвергались опасностям. «А на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:20–22 ). 2. Так они говорили, так убеждали. «Утверждая, – гово­рит (писатель), – души учеников». Таким образом они были утвер­ждаемы и еще более присоединялись. Предсказывали им (стра­дания), чтобы те не соблазнились, так как следовало одному и тому же быть не только с апостолами, но и с учениками, чтобы они тотчас же с самого начала познали и силу пропо­веди, и то, что и им надлежит страдать, и чтобы стояли мужественно, не удивляясь только знамениям, но еще более (укре­пляясь) против искушений. Потому и сам он сказал: «таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите» ( Флп.1:30 ). Гонения следовали за гонениями, повсюду были брани, преследования, побивание камнями: каково утешение? Как они убе­ждали, в самом начале беседуя о страданиях? Но вот и дру­гое утешение. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.14:23 ). Видишь ли ревность Павла? «Помолились, – говорит, – с постом и предали их Господу». Вот рукоположение с по­стом; опять пост, очищение душ наших. «Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию» ( Деян.14:24–25 ). Чтобы ученики не пали духом от­того, что принятые за богов претерпевают такие страдания, – они пришли к ним и беседовали. И заметь: наперед отхо­дят в Дервию, чтобы дать им успокоиться от ярости; а по­том опять в Листру, Иконию и Антиохию, уступая им, когда они были раздражены, и опять обращаясь к ним, когда они успокоились. Видишь ли, как они не все совершали бла­годатию, но иное и собственным тщанием?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Деян.21:22 .  Итак что же? Верно соберет­ся народ; ибо услы­шат, что ты при­шел. Деян.21:23 .  Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Деян.21:24 .  Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слы­шан­ное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты про­должаешь соблюдать закон. Зная это, в случае нужды, двоякое отношение Павла к закону, Иаков и пресвитеры и предлагают ему вновь дать уверения пред лицом всего народа в своем уважении к закону – через совершение над собою обряда «очищения», с установленными на сей случай обычаями, что Павел охотно исполнил, нисколько не вопреки своим убеждениям. «Есть у нас» – в нашей среде, среди христиан из иудеев. «Имеющие на себе обет» – из дальнейшего (острижение главы) видно, что это был обет добровольного назорейства ( Чис.6 ; ср. Деян.18:18 ). Обыкновенно он давался на 30 дней, но срок его мог быть уменьшен и до семи дней. Сущность обета – воздержание от вина и всего, что приготовляется из винограда; внешнее выражение – неострижение волос до окончания дней обета. Все это вполне сообразно с христианским духом и христианскою жизнью, при вере в Иисуса Христа. «Взяв их, очистись с ними». Прими участие вместе с ними в установленных законом обрядах очищения, состоявших в омовении, молитве и особом приношении ( Ин.11:55 ), совершаемых иудеями пред большими праздниками. Не ясно, должен ли был Павел прежде этого принять на себя хотя однодневный обет назорейства, или имелось ввиду просто дать свидетельство о ревностном почтении к закону – принятием на себя издержек за бедных назореев, что было вполне достаточно для такового засвидетельствования, по мнению иудеев (Флав. Археол. XIX, 6, 1; О войне Uyд. II, 15, 1 ). «Чтобы остригли себе голову» – в знак окончания обета волоса остригались и сжигались в жертвенном огне ( Чис.6:13–20 ). «Продолжаешь соблюдать закон». Этим вовсе не дается совета лицемерной исполнительности всех предписаний Моисеева закона. Достаточно хотя малого участия в исполнении его малой части, насколько требовало опровержение клеветы, будто Павел учит отступничеству и унижает весь закон Моисеев. Дух христианской свободы не нарушался добровольным исполнением не противных ему предписаний прежнего Богодарованного закона, пока это было нужно из снисхождения к немощным и для их спасения ( 1Кор.9:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Ап. Варнава именует воскресный день » осьмым« (посл. Ап. Варн. 15 гл.). Также учит и Св. Василий Великий , называя «день воскресения» днем осьмым (прав. 19) недели и проводить его в «мире» Божием, а не в суетных, житейских делах. «Мир» или покой не только для Христа, но и »вам», т. е. всем христианам в первый день недели. По вознесении Своем на небо Христос снова от имени Бога-Отца запечатлел святость первого дня недели. Апостолы, по вознесении Христа, должны были остаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силою Св. Духа, Которого Христос обещал послать на них от Отца Своего ( Лк.24:49 ; Деян.1:4 ). На вопрос учеников о времени этого события Христос отвечал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый»... ( Деян.1:6–8 ). И вот это сошествие Св. Духа на Апостолов, давшее им силу быть проповедниками Христа по всей земле ( Деян.1:8 ), случилось в день Пятидесятницы ( Деян.2:1 ), которая в тот год праздновалась в первый день недели. Итак, первый день недели и есть то время, которое Сам Бог Отец избрал и которое освятил ниспосланием Св. Духа на Апостолов и других христиан. – А по-вашему, Пятидесятница, когда Св. Дух сошел на учеников Христа, приходилась в субботу, – заметил, обращаясь ко мне, Петр. – Ведь Пасха в тот год была в субботу и, если со дня субботы отсчитать пятьдесят дней, то и Пятидесятница была в субботу. – Ошибаешься, Петр. То правда, что Пасха в тот год пришлась в субботу ( Ин.19:14–31 ). Но дни Пятидесятницы исчисляются по закону не от первого дня Пасхи, а от второго, как сказано: «отсчитайте себе от первого дня после праздника... семь полных недель»... ( Лев.23:15 ). Следовательно, счет пятидесятницы в год воскресения Христова должно вести с первого дня недели, потому что праздник Пасхи был в тот год в субботу. А тогда «семь полных недель» кончатся в субботу, и 50-й день, или Пятидесятница падет, именно, на первый день недели. Итак, все примеры, приведенные мною из жизни Иисуса Христа, ясно и неопровержимо свидетельствуют о том, что христиане должны свято хранить, и праздновать первый день недели, как день воскресения или покоя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

И отсюда также следует, что все люди, по своему естеству подвержены нравственной нечистоте, потому что она служит для них препятствием для вступления в Царство Христово. Причем эта скверна греха распространяется на человека через биологическое рождение, и все люди до крещения, по словам Апостола Павла, были «…по природе чадами гнева…» ( Еф. 2:3 ). Серьезным аргументом против крещения детей, с точки зрения многих сектантов, является неспособность младенцев к исповедыванию своих грехов. При этом используются тексты Священного Писания, говорящие о необходимости покаяния для взрослых людей, приступающих к Крещению: «Явился Иоанн крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов … и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:4,5 = Мф. 3:2,6 ). «Покайтеся и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ). Из этих мест, конечно, совершенно ясно, что взрослому человеку перед Крещением необходимо покаяться, изменить свою жизнь. Но к детям это не относится. Кроме того в Новом Завете существует упоминание о возможности крещения за неспособных к покаянию: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» ( 1Кор. 15:29 ) 346 Ясно, что усопшие покаяться уже не в состоянии, но в первохристианских общинах видимо за них крестились. Из Священного Писания Нового Завета нам известно, что Апостолы крестили целые семейства: «…одна женщина из города Фиатир, именем Лидия… крестилась она и домашние ее…» ( Деян. 16:14–15 ); темничный страж «…крестился сам и все домашние его» ( Деян. 16:23 ). Апостол Павел крестил «Стефанов дом» ( 1Кор. 1:16 ). Петр повелел принять крещение домашним сотника Корнилия ( Деян. 10:24,48 ). Из приведенных текстов нельзя сделать вывод, что в этих случаях приступали к Таинству только взрослые члены семьи и рабы. Кроме того, в Библии описаны события, в которых используется слово «дом», означающее семейство с детьми: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним» ( Быт. 35:2 ). А из предыдущих глав ( Быт. 33–34 ) мы знаем, что детей в доме Иакова к тому времени хватало. «…душ дома Иаковлева. Перешедших в Египет, семьдесят пять» ( Быт. 46:27 ). Среди них Патриарх привел «сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих…» ( Быт.46:7 ). Подобных мест, при анализе которых можно сделать вывод о наличии в составе «дома» детей и младенцев, в Священном Писании существует большое количество.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Петр – в Кесарии у сотника Корнилия; он проповедует ему о воскресении Того, Кто был повешен на древе ( Деян. 10,40 ). Он пишет соборное послание некоторым церквам и начинает его прославлением Бога, за что же? «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Пет. 1, 3 ). И дальше тот же апостол указывает на это воскресение как на основание веры и надежды христиан: «Бог воскресил Иисуса из мертвых... чтобы вы имели веру и упование на Бога» (Пет. 1, 21). Начальники синагоги в Антиохии Писидийской приглашают ап. Павла говорить к народу: он проповедует, что его Учитель был распят, снят с древа и положен во гроб, но что «Бог воскресил Его из мертвых» ( Деян. 13, 30 ). Чем тот же Павел вызвал насмешки афинян, слушавших его спокойно до тех пор, пока он говорил только о бытии Бога? Проповедью о воскресении Христовом ( Деян. 17, 31–32 ). Чем он дал повод римскому правителю Фесту считать себя сумасшедшим? Тем, что он говорил царю Агриппе о воскресении Христа ( Деян. 26,23–24 ). И когда он пишет церквам, то нет почти ни одного послания, в котором он не упоминал бы об этом факте. В послании к римлянам он утверждает, что Иисус открылся Сыном Божиим именно чрез Свое воскресение. Три обстоятельства особенно достойны внимания в послании к коринфянам: во-первых, то, что смерть и воскресение Христа указываются как существенная часть проповеди евангельской; во-вторых, то, что апостол не учит о воскресении, но напоминает своим читателям, что это воскресение есть основной пункт веры, который им был проповедан и который они приняли раньше составления его послания; в-третьих, то, что св. Павел усвояет особенную важность этому пункту, так что прямо заявляет, что если Христос не воскрес, то проповедь его тщетна и вера учеников напрасна. Эту важность христиане так живо чувствовали, что не только посвятили воспоминанию воскресения самый торжественный из своих праздников, но и пожелали, чтобы день седмичного покоя каждую неделю возбуждал это великое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Израильтяне и их начальники предали И. Христа на смерть по неведению. Таково убеждение ап. Петра ( Деян.3:17 ). После этого было бы весьма естественно встретить в евангелии Петровом слова Распятого: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». Но они читаются в евангелии от Луки (23:34). Вообще история страданий Христовых если и не представляет важных препятствий к отождествлению евангелия Петрова с евангелием от Марка, то во всяком случае не представляет данных и в пользу этого отождествления. Д. Деян.10:40 . «Сего (Иисуса) Бог воскресил в третий день, и дал ему являться (δωκεν ατν μφανη γενσθαι text. rec.=сделаться явным) 41. не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (οτινες συνεφγομεν κα συνεπομεν ατφ μετ τ ναστηναι ατν κ νεκρν). Весь вопрос относительно точного смысла этого слова заключается в том, к какому предложению следует отнести слова: «по воскресении Его». Если отнести их к предложению: «дал Ему являться», то слова: «которые ели и пили с Ним» будут иметь тот же смысл, что и Деян.1:21 ; если же отнести слова: «по воскресении Его» к непосредственно предшествующему предложению,– что представляется более естественным, – то слова «которые пили и ели с Ним» будут иметь значение одного из тех «многих верных доказательств» ( Деян.1:3 ), которыми Воскресший удостоверил действительность Своего воскресения. Подобные 1106 описываемому ап. Петром факты упоминаются в Лк.24:41–43 и Ин.21:12–15 , но евангелие от Марка о них умалчивает. Вообще нельзя категорически утверждать ни того, что ев. Марка согласно, ни того, что оно не согласно в данном пункте с проповедью ап. Петра. Е. 42. «И Он велел наи проповедывать людям, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых». Если это повеление Господь дал, – как, по-видимому, следует заключить из контекста,– по воскресении Своем из мертвых, то оно (повеление) опущено во всех евангелиях. Ж. 1Пет.3:22 . (Иисус Христос), «восшедши на небо, пребывает одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Осмотр города ап. Павлом произвёл на него тяжёлое впечатление. Он, по слову Дееписателя, «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» 50 , и начал проповедывать слово Божие в иудейской синагоге и на площадях, рассуждая с философами эпикурейской и стоической школы. Одни смеялись над ним, называя его «суесловом», т. е. пустословом, другие пожелали познакомиться с его учением. И вот мы видим апостола в Афинском ареопаге среди сонма старейшин города, представителей философских школ и риторов 51 . Пред этим сонмом ап. Павел произнёс речь, исполненную глубины мысли и подлинного красноречия. Во вступлении апостол ознакомил слушателей с темой своей речи – проповедь об истинном Боге – и похвалил афинян за их набожность. «Афиняне! – так начал речь апостол. – По всему вижу, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: Неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:22–23 ). – И затем апостол перешёл к раскрытию понятия о Боге, как Первопричине всего существующего, существе личном, абсолютном и всесовершенном, исходя из рассматривания природы, общества человеческого и совести каждого человека. «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и всё. От одной крови он произвёл весь род человеческий...» ( Деян.17:24–25 ). Из такого понятия о Боге с неизбежностью следует, во-первых, стремление человека к Богу и «искание» Его, до чего возвысились и некоторые представители языческой мысли; во-вторых, должны отпасть все неправильные понятия язычества о Божестве, находящем выражение в золоте, серебре или камне, т. е. получившем «образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Озарив светом естественного разума нелепость идолослужения и бесславие их почитателей, апостол перешёл к раскрытию величия откровенной христианской религии в лице «предопределённого (Богом) Мужа (Христа Спасителя)» ( Деян.17:31 ), воскресшего из мёртвых и Своим воскресением давшего залог воскресения всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Итак, не ослабевай в своем усердии, не делайся леностнее, а, напротив, примись за дело еще с большею ревностью; и хотя бы диавол тысячи раз прерывал тебя, никогда не отставай. Так и апостолы, когда проповедывали, подвергаясь бичеваниям и постоянно обитая в темницах, не только после освобождения от опасностей, но и во время самых опасностей еще с большим усердием возвещали проповедь истины. Так, например, Павел в самой темнице, в самых узах оглашал и совершал таинства, равно как и в судилище делал то же самое. И посмотри, чем эта святая душа похваляется: узами, страданиями, цепями, язвами. " По влечению Духа " , - говорит, - " иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня " (Деян. 20:22-23). Зачем же ты идешь, если узы и скорби ждут тебя? Для того самого и иду, чтобы быть связанным ради Христа, чтобы умереть ради Него: я готов не только быть связанным, но и умереть за имя Господа моего. Что же это? Ты не стыдишься, не боишься пройти вселенную в качестве узника? Не боишься, что кто-нибудь обвинит Бога твоего в безсилии, что из-за этого кто-нибудь не придет к тебе? Не таковы, говорит, мои узы: я умею блистать и в царских чертогах: " так что узы мои " , - говорит, - " сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие " (Флп. 1:13-14). Видишь ли силу скорее уз, нежели воскрешения мертвых? Заключен был он в узы в Риме, и привлек еще более многочисленных последователей; заключен был в узы в Иерусалиме, и, проповедуя в узах, поразил царя и привел в страх правителя, так как, " пришел в страх " , отпустил его (Деян. 24:25). В узах плыл он, и избавил от крушения, и удержал бурю; в узах на него напал страшный зверь (Деян. 28:3), и упал, не причинив ему никакого вреда. И смотри, как то же самое происходило везде и в других случаях. Подвергнут он был бичеванию, и бичеванию сильному: " дав " , - говорится, - ему " много ударов " , и был связан, и тоже очень крепко: " ввергнул " , - говорится, - его " во внутреннюю темницу " (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010