10–11. Как Иудеи, так и язычники не законом Моисея спасаются, но благодатию Христовой ( Ин.1:17 ). 14–15, 28–29. Должно верить беспрекословно решению Церковного Собора, утверждающего постановления свои Божественным Писанием ( Мф.2:4, 5 сл.). 19–20. Обрядовый отечественный закон может иметь ограничение по народам, но не закон совести, как всеобщий закон общежития. 21. Сохранение книг Свящ. Писания в целости, без всякого повреждения, есть дело Промысла Божия о спасении нашем. 26. Кто отвергается самого себя по любви к Господу, тот во всяком случае предает душу свою за Него. 28. Священное Писание написано по внушению Духа Святаго ( 2Пет.1:21 – 2Тим.3:16 ); нам должно оному верить, если понимаем его правильно, и в том уверены. 32. Кто имеет в себе Духа Божия, тот многое может говорить в наставление и утверждение других в вере ( Иак.3:1, 2 сл.). Гл. 16. Ст. 1. Брак Христиан с иноверными, Церковью не возбраняется, только дети должны быть воспитаны по вере отца – Христианина. 3. Для Иудеев будь как Иудей, дабы приобрести Иудеев; для неимеющих закона язычников, будь как язычник – без закона, не будучи впрочем без закона Божия; для слабых будь как слабый ( Мф.9:14–17 сл. – 11:19 сл.), дабы приобрести слабых; для всех будь все, дабы всячески спасти кого-нибудь ( 1Кор.9:20–22 ). 4. Апостольские постановления ( Деян.15:29 ), суть такие определения, которые прямо имеют свое основание в Слове Божием, или же из оного извлечены ( Деян.15:28 ). Апостолы, как распространители Веры Христовой, преимущественно ( Деян.2:2–4 ) пред другими имели в себе Духа Святаго и чувствовали внушения Его ( 1Кор.7:40 ; Ин.14:26 ); посему извлечения их из Писания, как объяснения оного, так верны, как верно Слово Божие: такие мысли Церковь должна несомненно ( 1Кор.7:40 ) принять для себя за уставы, и определить ими другие свои постановления. 5. Если внутренняя церковь облечена во внешнюю и видима, то может иметь и счет; невидимая же церковь известна только Единому Богу. 6–7. Внимай откровениям, которые Бог посылает тебе в видениях ( Деян.16:9 ), для твоего блага, или для славы Своей ( Деян.16:9 ), и умудряйся в них, чтобы не быть противником Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Петре, упоминается и ап. Павел (7. 58; 8. 1-3; 9. 1-30; 11. 25-30), а в Деян 13-28, где описывается служение ап. Павла, говорится и о Петре (15. 1-35). Они оба проповедуют как иудеям, так и язычникам (8. 14-25; 10. 1-11. 1-18; 13. 5, 14, 44; 14. 1; 17. 1; 18. 4 и др.), оба ведомы Св. Духом, совершают чудеса исцеления и воскрешения (9. 36-43 и 20. 9-12), противостоят колдунам (8. 9-24 и 13. 6-12), только они возлагают руки при Крещении (8. 14-17 и 19. 1-6), язычники хотят им поклоняться как богам (10. 25-26 и 14. 13-15), они выступают за проповедь Христа язычникам (11. 1-18 и 21. 15-40), их арестовывают во время иудейского праздника (12. 4-7 и 21. 16-28), они чудесным образом спасаются из тюрьмы (12. 6-11 и 16. 24-26), плодом их деятельности является успешное распространение Слова Божия (12. 24 и 28. 30-31). Содержание Д. с. а. начинаются обращением к Феофилу и подведением итогов евангельского повествования (1. 1-3). Далее говорится о последнем явлении Иисуса Христа ученикам и Его Вознесении (1. 4-11). В Деян 1. 6 возникает тема «восстановления Царства», а затем раскрывается божественный план спасения (1. 7-8). Увидев восшествие Спасителя на небеса, к-рое сопровождалось явлением ангелов (1. 10-11), ученики возвратились в Иерусалим (1. 12-14). Следующий большой раздел связан с проповедью и чудесами, совершенными апостолами в Иерусалиме (1. 15-8. 3). На место отпавшего Иуды по жребию избирается Матфий (1. 15-26). Далее повествуется о Сошествии Св. Духа на апостолов в день празднования Пятидесятницы (2. 1-13), к-рое явилось исполнением евангельских пророчеств (ср.: Лк 3. 16; 11. 13; 24. 49; Деян 1. 4-5). Разрешая недоумения толпы, наблюдавшей за апостолами в этот момент, ап. Петр обращается к собравшимся паломникам и жителям Иерусалима с проповедью, в к-рой толкует Свящ. Писание (Иоиль 2. 28-32) и благовествует о Христе, в результате чего 3 тыс. чел. принимают Крещение (Деян 2. 14-41). Далее описывается общинная жизнь первых христиан и их собрания для «преломления хлеба» (2.

http://pravenc.ru/text/171799.html

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

151. Апок 2, 9; 3, 9. 152. Апок 4, 8–11. 153. Апок 1, 6. 154. Апок 5, 13. 155. Апок 1, 7; 22, 20; 19:1, 4. 156. Апок 1, 4–7; 4, 8–11; 7, 10–12; 11, 15–19; 12, 10–12; 15:3, 4; 19, 1–7; 21:3, 4. 157. Апок 15, 3. 158. Апок 1, 3. 159. Смирнов Ф. (еп. Христофор). Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи. Труды Киев. Дух. Ак. 1874, 10, 116–117. 160. 1 Кор 16, 8. Деян 20, 16. 161. Кол 2, 16; ср. Гал 4, 8–11; Рим 14, 5–6. 162. Евр 4, 4–9. Здесь апостол доказывает, что евреи не имели настоящей субботы, почему Бог еще определяет некоторый день, в чем можно видеть намек на воскресение. 163. 1 Кор 16:1, 2. 164. Деян 20:7, 8. 165. Ин. 19, 31 ср. Лев 23, 15. Смирнов Д. Празднование воскресного дня. (Его история и значение). Киев 1893, стр. 59. Едва ли с автором можно смотреть и на собрание учеников в 8-й день после первого явления им воскресшего Спасителя, как на чествование этого дня (стр. 57). Но справедливо замечание автора, что о практике празднования воскресного дня при апостолах может говорить та тщательность, с которою в Евангелиях, и даже в ев. Матфея, предназначавшемся иудео-христианам, обозначено отношение последних событий в жизни Спасителя к дням недели (стр. 61). 166. Евсевий. Церк. ист. III, 27. 167. Смирнов Д., 60–61. 168. Мк 16, 2; Лк 24, 1. Деян 20, 7; 1 Кор 16, 2. 169. Апок 1, 10. 170. 1 Кор 5, 7–8. 171. Ин. 19, 4; 18, 28. Ср. 13, 1. 172. Деян 13, 2. 173. Сократ, Церк. история V, 22. 1. Клим. Ал. Строматы 1, 20. 2. Евс. Церк. ист. III, 25. 3. Афанасий Великий. Празднич. посл. Попов К. Учение 12 ап. 6–8. 4. Соколов, Агапы 25–26. 5. Schanz M. Geschichte der röm. Lieratur bis Iustinian, Münch. 1892, II, 386. Ранее относили это письмо к 103–105 г. или 107 г. Смирнов Ф. Богослужение христианское со времени апостолов до IV b. Киев, 1876, стр. 40. 6. Plinii Caecilii Secundi epistolarum Libri X, Petropoli 1774 ep. 97 (по др. изд. Письмо 96-е). Подлинность этой переписки в XVIII b. была заподозрена Гиббоном и Земмлером, и в последнее время Aubé (последним нерешительно). Большинство ученых не разделяют этого сомнения, в том числе авторитетные по этому вопросу C. Neumann, (Die römische Staat und die allgemeine Kirche, Leipz. 1890) и F. Arnold (Studien zur Geschichte der Plinianischen Christenverfolgung, Königsb. 1887), Болотов В. Лекции по истории древней церкви, Хр. чт. 1908, 5, 66.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Церковь есть в домирном Совете Божием предопределенное ( Еф.1:4 , – 3:9–12, – Рим.8:28–30 ср. Евр.12:13 , – 11:40) собрание (ккλησα, но не общество), превечно избранных (избрание – кλητο, кλητο кα кλεкτο ка πιστο Откр.17:14 и, кроме указанных выше ср. Рим.1:16–7 , – 1Кор.1:1–2, 24–27 , – 7:15–17, – Гал.1:6–15 , – Иак.2:5 , – 1Пет.1:15 , – Иуд.1 , – Мф.2:16 , – 22:14, – Мк.13:20 , – в частности избрание апостолов и верующих Христом Лк.13 , – Ин.6:70 др.) в общение Сына ( 1Кор.1:9 ), т. е. или в один новый народ Божий на место ветхого Израиля ( Мф.2:6 , – Рим.9:25–26 , – 2Кор.6:16 , – Тит.2:14 , – Евр.8:8–12 , – 13:12, – 1Пет.2:9–10 , – Откр.21:3 др), – или в одно стадо с одним Пастырем во главе ( Ин.10:11 сл. 21:15 сл, – Евр.13:20 , – 1Пет.2:25 , – Откр.7:17 , – 12:5, – 19:14 ср. Деян.20:28 ), – или в одно живое, стройное и непоколебимое здание – храм, крепость-столп, город, дом-жилище 18 – из живых камней, с краеугольным Камнем в главе угла и основе – Богочеловеком Спасителем стройно слагающихся и возрастающих в святый храм о Господе и жилище Божие Духом ( 2Кор.6:16 , – Еф.2:19–22 , – 1Пет.2:5–6 , – 1Тим.3:15–16 , – Мф.16:18 , – Ин. 2:19–21 ), – или же в один стройно сочлененный организм живого тела Христова, (в коем глава – Богочеловек, тело – Церковь , а верующие – отдельные члены тела) в постоянном единении и действенном взаимодействии Богочеловеческой Главы с Своим телом и его членами стройно, постепенно и соборно-возрастающий в любви, в меру возраста полноты Христа, наполняющего все во всем, доколе Спаситель – Богочеловек вообразится во всех ( Гал.4:19 ), низложит всех врагов своих и последнего из них – смерть, настанет вечная жизнь и совершенство, когда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, и Бог будет все во всем 19 . Отсюда видим, сколь несостоятельно утверждение, что Церковь может быть только видимая. He говоря уже о гносеологической неверности его (ни один предмет не может быть только ощущаем, но он должен быть умопостигаем), оно не приемлемо и по существу, онтологически. Как тело каждого члена Церкви в своих внешних органах и видимых движениях нераздельно объединено с духовным началом, так и внешне-ощутимая сторона (организация, богослужение, история) церковного тела проявляет невидимую действенность его Богочеловеческой Главы и участие в жизни Церкви ее невидимых, но с нею нераздельных членов не только новозаветных, но и ветхозаветных ( Церковь первородных на небесах, молитвы праведников, достигших совершенства: Евр.12:22–24 , ср. Ин.8:56 , а также участие ангелов в церковной жизни Откр.2:1 др. 1Кор.4:9 , – 6:3, – 11:10, – 1Тим.3:16 и др.). Таким образом, не должно быть речи ни о Церкви только видимой, ни о Церкви только невидимой, равно как нельзя и разделять Церковь воинствующую и торжествующую: Церковь есть единый и нераздельный организм спасаемых людей, находящийся под началом и проявляющий действенность Спасителя –Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Из Апостолов Пасхальной седмицы записаны зачала лишь первых трех дней, но в ином, сравнительно с армянскими лекционариями, объеме: Деян. 1:1–8 , Деян. 2:22–28 , Деян. 2:29–36 . После этого прямо следует Апостол Вознесения и чтения 50-цы: Ис. 25:1–12 , Иоил. 2:28–3:8 и Деян. 2:1–21 . Для Рождества Христова из древних паримий сохранились только 1, 2, 4 ( Мих. 5:2–5 ), 5, 6-я и 7-я объединеныв одно чтение и расширены – Ис. 8:8–11:16 , Апостол навечерия – наш ( Евр. 1:1–1:2 ), на самый праздник апостольские чтения – Гал. 3:24–4:7 и Иак. 1:1–12 . На Крещение чтения – Быт. 1:1–3:24 , Ион. 1:1–4:11 , Ис. 43:15–21 , Ис. 35:1–10 , Ис. 40:1–8 , Ис. 44:2–7 и древний Апостол Рождества ( Тит. 2:11–15 ), на освящение воды – Ис. 2:1–6 и наш Апостол 1Кор. 10:1–4 . Из памятей святых лекционарий указывает лишь – св. Василия В., но положенный для него Апостол – имеет в виду праздник Обрезания: Рим. 3:19–4:12 Из годичного круга апостольских воскресных чтений лекционарий содержит зачала лишь для 16 недель, т. е., несколько меньше половины требующегося количества (за исключением недель 40-цы и 50-цы). Подобно описанному выше кругу евангельских чтений и здесь в основу принято рядовое чтение Апостола, начинавшееся в Иерусалиме, как и в Константинополе, с недели Пасхи, но заканчивавшееся (отчасти в соответствии с Евангелием) несколько раньше – перед Рождеством. Зачала в лекционарии идут в следующем порядке: I – Puм. 5:1–5; II – Puм. 6:3–11; III – Puм. 8:2–11; IV – Puм. 9:30–10:10; V – 2Kop. 5:14–6:2; VI – Eф. 1:17–2:3; VII – Eф. 2:4–10; VIII – Eф. 2:13–22; IX – Еф. 3:14–21; Х – Фuлun. 2:5–11; XI – Фuлun. 4:4–9; XII – Koл. 1:12–20; XIII – Koл. 2:8–15; XIV – Ebp. 2:11–18; XV – Ebp. 9:11–15; XVI – Евр. 10:19–25 . Неделя перед Рождеством Христовым имеет особое зачало – Рим. 1:1–7 . Таким образом синайский евангелистарий и лекционарий гж. Льюис представляют иерусалимскую систему чтений почти уже сформировавшеюся в основных чертах. Проследить дальнейшую судьбу иерусалимских чтений за неизвестностью нужных для этого источников пока невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Мертвии о Христе воскреснут первее ( 1Сол.4:16 ). Воскресение есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душой в той личности человеческой, какая некогда была в здешней жизни. Григорий Нисский пишет: «Чтó иное есть воскресение, как не совершенное восстановление в прежнее состояние» ( Григорий Нисский . Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, беседа 1). Иисус Христос в ясных словах возвещает воскресение. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. И изыдут сотворшии благая в воскресение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:28–29 ; сл. Ин.6:40 ; Мф.10:28, 12:41–42, 22:29–32 ). В своем собственном воскресении Он даровал залог воскресения всех. Апостолы указывают на воскресение тел как на следствие воскресения Христа, а на воскресение Христово как на основание общего воскресения. Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:12–19 ; Деян.4:2, 17:18, 32 ; Евр.6:2 ; 2Тим.2:18–19 ). Воскреснут все люди от Адама до того, который умрет последний ( 1Кор.15:20 ). Воскреснут люди всех веков и вероисповеданий, не только добрые, но и злые ( Деян.24:15 ). Те, которых второе пришествие Иисуса Христа застанет живыми, не умрут, но изменятся, т. е. тела их получат вдруг вид подобный прочим телам воскресшим ( 1Кор.15:51 ; Ин.5:29 ). Ветхозаветные несомненно ожидали воскресения мертвых. Так, например, Иов ( Иов.19:25 ), Давид ( Пс.15:8–11 ; сл. Деян.2:25–32 ), Мария, сестра Лазаря ( Ин.11:24 ). Сам Спаситель доказательства воскресения мертвых заимствует из Ветхозаветных книг Св. писания ( Мф.22:31 ; сл. Исх.3:6 ; Дан.12:2 ; Ис.26:19 ; Евр.11:15–16 ). Вера Церкви в воскресение мертвых выражается в Символе веры , в сказаниях о страданиях мучеников, в постановлениях вселенских и поместных соборов и в учении отцов Церкви. Отцы Церкви воскресение мертвых признают основанием учения об уповании, а отвержение оного дьявольским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Служение Духа Святого как Утешителя во всей полноте началось в день Пятидесятницы, после вознесения Иисуса (Деян 2:1—4). Иоанн Креститель предсказывал, что Иисус будет крестить в Духе (или Духом, как в Синодальном переводе, Мк 1:8, Ин 1:33), согласно ветхозаветному обетованию об излиянии Духа Божьего в последние дни (Иер 31:31—34, Иоиль 2:28—32). Это обетование повторил также Иисус (Деян 1:4—5). День Пятидесятницы ознаменовал начало завершающей эры мировой истории, которая продлится до второго пришествия Христа.    Для всех, кто пришел к вере в день Пятидесятницы и после него, принятие Духа в полноте новозаветного благословения стало одним из аспектов их обращения и нового рождения (Деян 2:38, Рим 8:9, 1 Кор 12:13). Все способности, необходимые для служения, которые позже проявляются в жизни христианина, должны рассматриваться как вытекающие из этого первоначального крещения Духом, соединяющего грешника с воскресшим Христом. Миссия Церкви в мире     Слово «миссия» (лат) буквально означает «посылание». Слова, которые произнес Иисус, обращаясь к Своим первым ученикам, а в их лице и ко всем Своим будущим последователям, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20:21 ср. Ин 17:18), все еще остаются в силе. Вселенская церковь и, следовательно, каждая поместная община и каждый христианин в ней посланы в мир для исполнения совершенно определенной и ясно изложенной задачи.    Эта задача имеет два аспекта. Первый и главный, это свидетельствование о Евангелии по всему миру, приобретение новых учеников и основание новых церквей (Мф 24:14, Мф 28:19—20, Мк 13:10, Лк 24:47—48). Церковь повсюду проповедует Иисуса Христа как воплотившегося Бога Господа и Спасителя и провозглашает Божье приглашение обрести жизнь через покаяние и веру (Мф 22:1—10, Лк 14:16—24). Образцом исполнения этой основной задачи является служение апостола Павла, основателя церквей и благовестника, возвещавшего благую весть всему миру, насколько позволяли ему силы и обстоятельства (Рим 1:14—29, 1 Кор 9:19—23, Кол 1:28—29). Второй аспект все христиане и, следовательно вся земная церковь призваны к делам милосердия и сострадания, бескорыстной любви к ближним, с сочувствием и щедростью откликающейся на всякую человеческую нужду (Мф 25:34—40, Лк 10:25—37, Рим 12:20—21). Сострадание было тем внутренним аспектом любви к ближним, который заставлял Иисуса исцелять больных, кормить голодных и учить невежественных (Мф 15:32, Мф 20:34, Мк 1:41, Лк 10:1), и те, кто стал во Христе новой тварью, должны следовать Его примеру. Совершая дела милосердия, христиане исполняют вторую великую заповедь, а также соучаствуют в том, что Спаситель превращает грешников в людей, любящих Бога и своих ближних (Мф 5:16 ср. 1 Пет 2:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010