10 У Джиотто в фреске ц. Madonna dell’Arena в Падуе; Venturi, ib. fig. 265. Tik- kanen Der malerische Styl Giottós, 1874, p. 11–12. См. также рисунок одного «клейма» в сборной иконе XIV века Национ. Галл. Корсини в Риме, по фот. Алинари 27442 (рис. 6). 11 См икону «Рождества» XV в. в колл. Стербини, над. Муньосом в L " art byz. à l " exposition de Grottaferrata, 1906, fig. 18. Проф. Тикканен указывает мотив «Поклонения» Б. М. у Таддео Гадди во Флор. Акад. и Никколо Семитеколо в Венец. Академии 16. На иконе Венец. Акад. 21 с поддельною надписью имени мастера Стефана Пьевана di S. Aguese 1381 г. См. Landedeo Testi, Storia della pittura veneziana, 1909, fig. p. 121 p. 165–6, 305–6. Мотив встречается в мин. франц. Часословов 1317 г. и XIV в. 12 Л. Никольского. «Исторический очерк афонской стенной живописи». Иконописный Сборник I. Изд. Выс. учр. Ком. попеч. о русск. иконописи 1907. Список фотографий на стр. 121–2, 89 п 114. Того же автора «Афонские стенописцы». Икон. Сборник II, стр. 147. В Афонских росписях должны находиться и несравненно более ранние изображения Рождества того же типа, но пока не воспроизведенные в снимках. 13 Σπλαιον хаι σω εις το δεξιν μρος Θεοτκος γονατιστ хαι βνουσα τον Χριςτον ς βρφος σπαργανωμνον и пр. Manuel d " iconographie chrétienne publ. par. A. Papadopoulo-Kerameus, 1909, p, 86. 14 Η. П. Лихачева. «Материалы», табл. 122 и 123, 216 и 217. Ср. также переод иконы «Рожд. Х-ва», изд. В. И. Успенского. «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова», 1898, табл. 76. 16 Особенно характерным является, напр., зачисление лучших икон греко-итальянской школы в разряд «примитивов» флорентийской или сиенской школы. Укажем напр., на икону Б. М. с Младенцем (типа Владимирской Б. М.) в Сиене, в галл. Сарачени, изд. в соч. Вентури, рис. 30, стр. 39. (см. ниже рис. 81). 17 Ср. подобные же греческ. иконы «Праздников», в Италии много-тябельные иконы в Галл. Нац. Рима, Музее Пизы, Гроссето (Тоскана), Триеста и пр. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Максимин процарствовал 6 лет 389 . Будучи пастухом и после этого став солдатом, а затем и стратигом Александрии, он был поставлен народом и сенатом в императоры за мужество и рассудительность. 3. После этого он был тайком заколот Максимом и Бальбином 390 , найдя конец, достойный своего нечестивого ума: из неприязни к Александру, высоко ценившему и почитавшему христиан, Максимин начал гонение на христиан. 78. Галл и Волусиан Галл и Волусиан процарствовали 2 года и 8 месяцев 408 . Случился в их дни мор, прошедший от Эфиопии до Запада, и никакой город не остался непричастен этой пагубе. Продержался же он 15 лет, начинаясь с поздней осени и заканчиваясь с восходом Пса. Передавалась эта болезнь и через одежду, и от простого взгляда. А скифы, переправившись через Истр, разорили весь Запад и Италию, Восток и Асию и почти захватили Илион и Кизик. 2. Были же убиты Галл и Волусиан солдатами, и провозглашен был императором Эмилиан. При Галле и Волусиане возникла ересь Савелия. 79. Эмилиан Эмилиан процарствовал 4 месяца 409 . Командовал он войсками в Мисии, имея также африканскую армию. Сразившись вместе с ними со скифами и победив их, он вознесся от счастья и поднял мятеж 410 . 2. Он также был убит солдатами. 81. Клавдий Клавдий процарствовал один год 416 . Он был дедом Констанция, отца Константина Великого 417 . 2. При нем скифы, переправившись 418 , двинулись к Афинам, захватили их и, собрав все книги, хотели сжечь. Но кто-то разумный из них воспрепятствовал им, сказав: «Занимаясь этим, римляне пренебрегают военным делом». 3. Возведя на царство Аврелиана, он умирает от болезни 419 . (Квинтилл, брат Клавдия, провозглашенный императором, проживший несколько дней и не сделавший ничего достойного упоминания, когда понял, что Аврелиан собирается захватить власть над римлянами, лишает себя жизни: врач вскрыл ему вену на руке, пока тот, лишившись сил, не скончался.) 420 82. Аврелиан Аврелиан процарствовал 6 лет 421 . Он был убит солдатами между Гераклеей и Византием, в так называемой Новой Крепости 422 , и был похоронен там. 2. Некий Аврелиан, который был у него соглядатаем и сообщал ему всё, что случилось и было сказано, однажды был обвинен им в какой-то провинности; испугавшись и подражая руке императора, он составил список вельмож, якобы приговоренных к смерти, – они, испугавшись, убили того.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избиение принцев императорского дома – Первые годы жизни Юлиана – Юлиан император – Язычество при Констанции – Открытое исповедание Юлианом язычества – Восстановление им язычества – Меры Юлиана против христианства – Попытка восстановить храм Иерусалимский – Смерть Юлиана 1. Немедленно после смерти Константина Великого , солдаты в Константинополе произвели убиение принцев его дома (337 г.). За исключением его трех сыновей, из которых два находились в отдалении, а Констанций, по предположению, даже будто бы науськивал убийц 1019 ,– единственно оставшимися в живых членами императорского семейства были два сына сводного брата покойного императора Юлия Констанция, который сам был одной из жертв. Галл был пощажен вследствие того, что его болезненное телосложение, по-видимому, устраняло всякое предположение о будущей опасности с его стороны; его сводный брат, Юлиан, которому было только шесть лет от роду, будто бы был спасен и скрыт в церкви Марком, епископом Аретусийским 1020 . Первоначально воспитание этих братьев находилось под надзором Евсевия Никомидийского, который находился в отдаленном родстве с матерью младшего принца 1021 . Когда Юлиан достиг пятнадцатилетнего возраста, они были удалены в Макеллы, близ Кесарии в Каппадокии (346 г.). Там они жили во дворце древних каппадокийских царей и пользовались приличным их положению обращением, хотя и содержались в отчуждении, которое походило на тюремное заключение. Они были воспитываемы в строгом соблюдении религиозных обрядов, были даже допущены к должности чтецов и участвовали при богослужении в церкви 1022 . Спустя пять лет, проведенных так молодыми принцами, внимание Констанция было особенно обращено на них ввиду того обстоятельства, что убиение Констанса сделало их единственными наследниками в императорском семействе. Галл был назначен кесарем, женат на вдовой дочери Константина Великого и поселен на жительство в Антиохии, а его брату было позволено учиться в Константинополе. Но так как популярность, которую стал приобретать там Юлиан, возбудила ревнивость императора, то ему скоро было приказано удалиться в Никомидию (351 г.), где он, стараясь обезоружить подозрение Констанция, обрил себе голову и жил на подобие монаха 1023 . В конце 354 года, Галл, обнаруживавший буйность и не способность к своему новому высокому положению, устранен был от управления и по приказу Констанция предан смерти 1024 . В то же самое время Юлиан был вызван из Ионии ко двору в Милан, где он и задержан был в поднадзорном состоянии в течение семи месяцев. Но наконец, благодаря влиянию императрицы Евсевии, которая постоянно относилась к нему с дружелюбием 1025 , он получил позволение посещать школы в Афинах 1026 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В войсках ходил слух, что виновником гибели Деция был ле­гат Нижней Мезии Требониан Галл, который вступил в тайный сговор с готами и заманил императора в ловушку, в болотистую местность, стратегически невыгодную для римлян, рекомендовав ему неверный маршрут. Этот слух едва ли был основательным. Большая часть армии ему не верила, и после гибели Деция импе­ратором был провозглашен именно он, Галл, считавшийся тогда самым способным полководцем Рима. Своим соправителем он поставил собственного сына Волусиана. Сенат, получив известие о смерти Деция, назначил августом его сына Валенса Гостиллия, но конфликта между Галлом и сенатом удалось избежать: сенат утвердил императором Галла, а тот, в свою очередь, признал со­правителем, помимо собственного сына, также и Гостиллия, ко­торый однако вскоре скончался от чумы, продолжавшей свирепст­вовать на просторах империи. «Тогда заразный мор, – как пишет Иордан, – обезобразил лицо всего земного круга; особенно он опустошил Александрию и другие города по всему Египту» (Иор­дан, цит. изд., с. 81). Положение в Дунайских провинциях складывалось для Ри­ма катастрофически. Там не оставалось боеспособных частей. Готы грабили провинции, не встречая сопротивления. Перегово­ры с варварами стали неизбежными, и Галлу удалось заключить с ними мир, по которому они ушли из пределов империи с бога­той добычей, получив обещание регулярной выплаты им подар­ков, иначе говоря, дани, которой Рим и раньше уже откупался от опасных врагов. Император отправился в столицу, назначив на­местником Нижней Мезии выходца из Мавритании Марка Эми­лия Эмилиана и поставив его во главе дунайских войск, которые тот сумел переукомплектовать, пополнить новобранцами и осно­вательно обучить военному делу. В правление Требониана Галла христиане пользовались отно­сительной безопасностью, поэтому, вероятно, христианский пи­сатель Иордан высоко оценил Галла вместе с его сыном и сопра­вителем: «Императоры Галл и Волузиан, хотя и пробыли у власти какие-нибудь два года, после чего покинули сей мир, тем не ме­нее за это двухлетие, что они здесь находились, повсюду водво­рили мир, повсюду правили милостиво. Одно только ставилось в упрек их фортуне, а именно – всеобщий мор, но и то лишь со стороны непонимающих и клеветников, привыкших рвать злоб­ным клыком чужую жизнь» (Иордан, цит. изд., с. 81–82).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1. Услыхав об участи Монция и Домициана, Констанций воспылал гневом и вызвал Галла к себе 1169 . Галл, очевидно, догадывался, что вызов сей не сулит ему ничего доброго, но, опасаясь, как бы его отказ не стал причиной гражданской войны, не посмел ослушаться. Константина отправилась раньше него, стремясь сама увидеться с братом и просить его за мужа. Но лишь только достигла она Вифинии, как одновременно и путь ее, и жизнь были прерваны внезапной смертью 1170 . Событие это повергло Галла в еще больший трепет, но первоначального своего намерения он не изменил 1171 . В пути его сопровождал в числе прочих и Феофил Индиец. По прибытии Галла в Норику 1172 , из Медиолана, города, где в то время пребывал Констанций, к нему был послан военачальник Барбатион 1173 . Ему-то и было велено лишить Галла багряницы и отправить в изгнание на некий остров близ Далмации 1174 . Но присутствующий при сем Феофил не позволил, чтобы этот приказ был приведен в исполнение. Ибо в ту пору, когда Галл стал цезарем и когда Констанций с Галлом поклялись во взаимной дружбе и торжественно уверили, что в будущем не станут злоумышлять друг против друга, сам он был между ними посредником и утвердил обоюдное их согласие. Однако, получив известие о противодействии Феофила, Констанций повелел и его отправить в изгнание, а Галла в платье простолюдина под стражей доставить на остров. Тем временем евнух Евсевий 1175 , выслуживший себе звание препозита 1176 , и его сообщники не переставали восстанавливать Констанция против Галла, страшась, как бы Констанций, или вспомнив о клятве, или побуждаемый кровным родством, не возвратил бы цезаря из изгнания, а избегнувший опасности Галл не погубил бы тем злее самих злодеев. И вот в результате их козней к Галлу подсылают убийц 1177 . Однако убийство еще не свершилось, когда Констанций, почувствовав раскаяние, послал других предотвратить его. Но приспешники Евсевия склонили их не появляться на острове и не разглашать императорского приказа об отмене смертного приговора Галлу до тех пор, пока его жизнь не прервется от меча. И свершилось все так, как было ими задумано. Вот почему впоследствии взошедший на престол Юлиан покарал смертью Евсевия и его сообщников за незаконное убийство брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 344 г. обоим братьям было указано жить в замке Macellum близ Кесарии Каппадокийской. Хотя условия жизни соответствовали высокому положению молодых людей, но Юлиан жалуется на недостаток общества, на постоянные стеснения свободы и на тайный надзор. Вероятно, к этому периоду нужно относить начатки вражды Юлиана к христианской вере. В этом положении братья оставались около 6 лет. Между тем бездетного Констанция весьма озабочивала мысль о преемнике. Т. к. из прямого потомства Константина в живых оставались лишь два двоюродных брата Констанция, Галл и Юлиан, то император в 350 г. решился призвать к власти Галла. Вызвав его из замка Macellum, Констанций дал ему сан цесаря и назначил для его пребывания Антиохию. Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и на дороге убит в 354 г. Теперь снова выступил вопрос о преемстве власти. По настояниям императрицы Евсевии, которая действовала в этом отношении вопреки планам придворной партии, Констанций решился возвратить Юлиану то положение, на какое он имел права по рождению. Уже назначение Галла цесарем должно было благоприятно отозваться на судьбе Юлиана. Ему позволено было жить в Константинополе, и лишь широкий круг знакомства, какой скоро составился здесь вокруг Юлиана, побудил императора дать ему другое место для жизни и продолжения образования, именно город Никомидию. Здесь учил знаменитый ритор Либаний, которого, однако, Юлиану запрещено было слушать. Но здесь в период от 350 по 354 г. произошел с Юлианом тот нравственный переворот, который долго подготовлялся и который привел его к отрицанию христианства, получившего у него наименование галилейской секты. Чтение сочинений Либания, в особенности же знакомство и дружба с философами Максимом (из Ефеса) и Едесием произвели на Юлиана решительное и глубокое влияние. Названные философы соединяли с неоплатоновскими идеями мечтательность, извращенный идеализм. В тесном кругу друзей Юлиана осмеивали легенду о галилеянине и подготовляли молодого принца к реформаторской миссии в области религии. В год смерти Галла Юлиан был уже вполне сложившимся молодым человеком, ему было тогда 23 года. Приглашенный в Милан по смерти Галла, он хотя и не вошел в расположение императора, но все же получил свободу посетить Афины (355). Здесь Юлиан был в центре тогдашней культурной и умственной жизни, где в одно и то же время с Юлианом проходили курс наук великие деятели Церкви, Василий Великий и Григорий Нисский. Юлиан вынес из Афин знакомство со столпами древней падавшей культуры, великий жрец элевзинских мистерий признал его достойным высших степеней, что обозначало уже полный разрыв с христианством и возвращение к «отеческой религии», как часто выражался Юлиан.

http://sedmitza.ru/lib/text/442739/

1.2.Воздействие Божией благодати на человеческую волю. Для спасения человеку необходима Божественная благодать, которая творит его заново по образу Божию (Руфин, XVIII.19) 15 . Без нее человек не может умереть для греха и жить для Бога, поскольку он не может получить обратно ту свободу, которую он свободно погубил, если только его не освободит Христос (Отв. Викент., 5). Как же воздействует благодать на человеческую волю? — Согласно Просперу, благодатью Христовой человеческая воля освобождается от рабства греху и восстанавливается в своем прежнем статусе. В том, кто начинает желать блага и стремится удаляться от беззаконий и заблуждений, все это производит благодать Божия (Пр. Собес., IX.1; IV.2). Всякое движение доброй воли у человека создается вдохновением разлитой Святым Духом любви (Пр. Собес., X.3; XII.4). Божиим даром является то, чтобы человек и правильно мыслил, и отвращал свои стопы от лжи и несправедливости. Сама вера есть дар Божий, тогда как неверие не относится к Божественному установлению (Отв. Галл., II.14; Отв. Ген., 1–3,5). Впрочем, Проспер не исключает участия в этом процессе и человеческой воли: “Если вера бывает только от дара Божия и воли человека, то неверие бывает только от воли человека” (Отв. Галл., II.5). Так или иначе, действие Божественной благодати на испорченную первородным грехом человеческую волю таково, что с ее помощью человеческая воля укрепляется (Пр. Собес., XVIII.3); воздействуя на волю, сила благодати не упраздняет ее, но делает так, чтобы она становилась “из злой — доброй, из испорченной — правильной; и то, что само по себе темно, стало бы светом о Господе; то, что мертво, оживотворилось бы; то, что было повержено, восстало бы; и то, что было потеряно, нашлось бы. Все это во всех спасаемых людях производит благодать Спасителя” (Пр. Собес., VIII.3; VI.8) 16 . Другими словами, благодать Божия не устраняет, а взращивает человеческое произволение и от заблуждения призывает и направляет его на путь истинный, чтобы то, что благодаря своей свободе было превратным, действием Духа Божиего стало бы правильным (Отв. Галл., II.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

– Бежать нельзя? – Тише, тише!.. Что ты!.. Страх школьника выразился в ленивых чертах Галла. – Нет, конечно! Я теперь, как рыба на удочке; он тащит потихоньку, так, чтобы леса не порвалась: ведь цезарь, какой ни на есть, все-таки довольно тяжел. Но знаю – с крючка не сорвись – рано или поздно вытащит!.. Вижу, как не видеть, что западня, и все-таки лезу в нее, сам лезу от страха. Все эти шесть лет, да и раньше, с тех пор, как помню себя, я жил в страхе. Довольно! Погулял, пошалил и довольно. – Брат, он зарежет меня, как повар куренка. Но раньше замучит хитростями, ласками. Уж лучше бы резал скорей! ..Вдруг глаза его вспыхнули. – А ведь если бы она здесь была, сейчас, со мною, что ты думаешь, брат, ведь она спасла бы меня, наверное, спасла бы! Вот почему говорю я – это была удивительная, необыкновенная женщина!.. Трибун Скудило, войдя в триклиниум, с подобострастным поклоном объявил, что завтра, в честь прибытия цезаря, в ипподроме Константинополя назначены скачки, в которых будет участвовать знаменитый наездник Коракс. Галл обрадовался, как ребенок. Велел приготовить лавровый венок, чтобы, в случае победы, собственноручно венчать перед народом любимца своего, Коракса. Начались рассказы о лошадях, о скачках, о ловкости наездников. Галл много пил; от недавнего страха его не было следа; он смеялся откровенным и легкомысленным смехом, как смеются здоровые люди, у которых совесть покойна. Только в последнюю минуту прощания крепко обнял Юлиана и заплакал; голубые глаза его беспомощно заморгали. – Дай тебе Бог, дай тебе Бог!.. – бормотал он, впадая в чрезмерную чувствительность, может быть, от вина. – Знаю, ты один меня любил – ты и Константина… И шепнул Юлиану на ухо: – Ты будешь счастливее, чем я: ты умеешь притворяться. Я всегда завидовал… Ну, дай тебе Бог!.. Юлиану стало жаль его. Он понимал, что брату уже «не сорваться с удочки» Констанция. На следующий день, под тою же стражей, Галл выехал из Константинополя. Недалеко от городских ворот встретился ему вновь назначенный в Армению квестор Тавр. Тавр, придворный выскочка, нагло посмотрел на цезаря и не поклонился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Ave caesar imperator! Morituri te salutant! Привет тебе, цезарь, император! Идущие на смерть приветствуют тебя! (лат.)    После чего они быстро рассыпались по арене, занимая каждый свое место. Им предстояло сражаться целыми отрядами, но сперва наиболее знаменитым бойцам было дозволено сразиться попарно — в таких поединках выявлялись сила, ловкость и отвага. И вот из рядов галлов выступил боец, хорошо известный любителям под именем Ланиона, то есть «Мясника», победитель во многих играх. В высоком шлеме и в панцире, прикрывавшем спереди и сзади его могучий торс, он в ярком свете на желтой арене походил на огромного блестящего жука. Ему навстречу вышел не менее известный ретиарий Календион.    Среди зрителей послышались возгласы:    — Пятьсот сестерциев на галла!    — Пятьсот на Календиона!    — Клянусь Геркулесом, тысяча!    — Две тысячи!    Галл между тем, дойдя до середины арены, стал пятиться, выставив меч острием вперед и с наклоненной головой напряженно наблюдая через отверстия в забрале за противником, а тот, легкий ретиарий, с изящной, достойной резца ваятеля фигурой, совершенно нагой, только в набедренной повязке, быстро кружил вокруг тяжеловесного соперника, ловко размахивая сетью, то опуская, то поднимая трезубец и распевая песенку сетеносцев: Не тебя ищу, а рыбу, Что ж ты убегаешь, галл?    Но галл и не думал убегать, он, сделав несколько шагов, остановился и лишь слегка повертывался из стороны в сторону, чтобы противник все время был перед ним. В его фигуре и уродливо огромной голове было теперь что-то жуткое. Зрители понимали, что это тяжелое, закованное в медь тело готовится к внезапному броску, который может решить исход поединка. А сетеносец тем временем то подбегал к нему, то отскакивал, так быстро размахивая своими трезубыми вилами, что глаз с трудом мог уследить за ними. Несколько раз слышались удары трезубца о щит, но галл даже не покачнулся, что говорило о его огромной силе. Все его внимание, казалось, было сосредоточено не на трезубце, а на сети, непрестанно кружившей над его головою, как зловещая птица. Затаив дыхание, зрители следили за искусной игрой гладиаторов. Наконец, улучив момент, Ланион ринулся на противника, но тот с таким же проворством проскользнул под его мечом и поднятой рукой, затем выпрямился и закинул сеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

1997. P. 25-26): согласно грамоте, К. и его преемники получили в собственность землю в радиусе 4 миль от церкви. После основания мон-ря Бобий к К. прибыл св. Евстасий, передавший учителю просьбу кор. Хлотаря II вернуться в Галлию: король одержал верх над противниками, поэтому К. мог спокойно жить в Луксовии. Однако святой решил остаться в Италии; он передал франкскому королю письменные наставления и попросил его оказывать покровительство насельникам Луксовия. Почтительно приняв письмо К., король подарил монахам земельные владения и установил ежегодную выплату из казны в пользу обители. По преданию, св. Галлу, жившему в Алеманнии, было открыто, что его учитель умирает, и Галл послал в Бобий диакона, чтобы выяснить, так ли это. Насельники мон-ря поведали диакону, что незадолго до кончины К. велел передать Галлу письмо и свой посох (baculum, cambutta) в знак прощения. Переночевав в мон-ре, диакон поспешил обратно и за 8 дней достиг своей обители. Прочитав письмо, Галл заплакал, созвал монахов и немедленно совершил мессу (об этом сообщается в сохранившемся фрагменте древнейшего Жития Галла, составленного во 2-й пол. VIII в.- Vita Galli vetustissima//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 251-252). После кончины К., при св. Евстасии (612-629) и св. Вальдеберте (629-670), аббатах Луксовия, и св. Аттале (615-626/7) и св. Бертульфе, аббатах Бобия, между обоими мон-рями поддерживались тесные отношения. С разрешения настоятелей монахи могли переходить из одной обители в другую. Так, мон. Бертульф, ученик св. Евстасия, перешел из Луксовия в Бобий по приглашению аббата Атталы и впосл. стал его преемником ( Ionas. Vita Columbani. II 23). В этот период среди насельников мон-ря Бобий преобладали выходцы из франк. Галлии, особенно из Бургундии и Алеманнии ( Zironi. 2004. P. 44-46). Вскоре после кончины К. его духовное наследие стало предметом острых разногласий. По свидетельству Ионы, в мон-ре Бобий произошли волнения, вызванные строгими порядками, которые поддерживал Аттала. Осуждая мятежников, агиограф тем не менее признавал, что аббату пришлось пойти на уступки; с его разрешения некоторые монахи стали вести отшельническую жизнь (alii locum heremi...

http://pravenc.ru/text/1841808.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010