Посему, игумены, познав грозящую вам ответственность за учеников, наблюдая бодрствующим оком разума за словесным стадом Господним, будьте как Иаков – сожигаемые дневным жаром и ночным холодом, и да отступит сон от очей ваших, чтобы не была уловлена зверями ни одна из овец. Смотрите, чтобы вам не услышать: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их. Ибо пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли ( Иез. 34:10, 8 ). И через Иеремию:пастыри, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея… се, Аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших ( Иер. 23:1–2 ). Посему это служение [есть служение] мужа совершенного, благонравного и подвижника. Так что следует знать, как предводительствовать братством по Писанию, которое говорит: Старейшину 161 ли тя поставиша, не возносися… попецыся сими и тако сяди, и всю потребу твою сотворив, возлязи ( Сир. 32:1–2 ). Говорит же и Гедеон тремстам соратникам: смотрите на меня и делайте то же ( Суд. 7:17 ). Так же и Авимелех, беря тяжелый груз дров и возлагая себе на плечи, говорит народу, который с ним:делайте и вы то же, что я ( Суд. 9:48 ). И об Иосифе – Псалмопевец: Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе и старцы его умудрити ( Пс. 104:21–22 ). И Павел: вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе, для чего я и тружусь и подвизаюсь ( Кол. 1:28–29 ). И Тимофею: занимайся чтением, наставлением, учением, занимайся сим постоянно ( 1Тим. 4:13, 16 ). И к ефесянам: Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И еще: Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых ( Деян. 20:31, 33–35 ). Посему и игумен [Col. 1780] да будет образцом для паствы во всякой праведности и святом поведении, живя преподобно и праведно, соблюдая, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала ( Флп. 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С. ), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети. Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести. Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати. Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

http://pravoslavie.ru/90815.html

Очевидно, что лексема «мощи» ввиду явного несоответствия ее внутренней формы соответствующим греческим и латинским аналогам, образована в результате ментализации. Следует поставить вопрос о ее причинах. Если мы попытаемся буквально перевести термин «мощи» на греческий язык, то получим «δυνμεις» — множественное число от «δναμις» (букв. «сила»). Слово «δναμις» многозначно: это и «сила», и «мощь», и «возможность», и «энергия». В Септуагинте (повсеместно используемом в Средневековье древнегреческом переводе Ветхого Завета) наиболее часто «δναμις» во множественном числе означает «военные силы» (38 из 48 случаев), в трех случаях — «силы небесные». Но в тексте Нового Завета из 21 употребления δυνμεις только три относятся к «небесным силам», в остальных случаях «δυνμεις» означают чудотворения или чудеса: «Тогда начал Он укорять грады, в которых более всего явились его силы (δυνμεις, т.е. чудеса — прим. В.В. ) за то, что они не покаялись» (Мф. 11:20). Эти силы (или чудеса) так или иначе связаны с телом и исходят из тела Христа или апостолов. Еще в Евангелии от Луки говорится, что «сила от Него исходила, и исцелялись». В Деяниях апостолов присутствует еще более показательный пример с «δναμις» во множественном числе: «Бог же творил немало чудес (δυνμεις) руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12–13). Представление о том, что в останках святых пребывает Божественная сила, которая совершает чудеса и, в частности, отгоняет демонов, для православного сознания является нормативным. Приведем пример из проповедей свт. Иоанна Златоуста: «И можно видеть многих бесноватых, ходящих среди пустынь и могил. Оттуда же, где выкопаны кости мучеников, они бегут как от огня и невыносимого мучения, проповедуя громким голосом внутреннюю бичующую их силу (δναμιν)». Следовательно можно предположить, что благодаря укорененному в православном предании представлению о силе, пребывающей в останках святых, в Кирилло-Мефодиевской традиции они были переосмыслены как «мощи», носители Божественной мощи или энергии.

http://pravoslavie.ru/93567.html

Христос имеет «сидеть одесную Бога», доколе положить врагов своих в подножие ног своих. Но это не указывает на ограниченный предел времени, за которым царствование Христа должно прекратиться. Если Ему надлежит царствовать и Он, действительно царствовал во все время продолжения борьбы Его со врагами, то уже ничто не может быть препятствием царствовать Ему, когда все враги Его будут покорены и даже истреблены. Таким образом, пророческое слово доколи, указывает здесь именно на непрерывность действия до известного предела, хотя самое действие не исключается этим словом и за этим пределом (как это видно по употреблению сего слова в других местах Св. Писания: Быт.28:1 ; Втор.7:24 ; 2Цар.6:23 ; Мф.1:25–1 ; Тим.4:13). 2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. Чтобы победить врагов и положить их в подножие ног своих, нужно иметь власть и силу. Посему Господь – Иегова сказал Господу – Адонаи: «Жезл силы пошлет тебе Господь с Сиона». – Жезл или скипетр, который обыкновенно держали цари в руке своей, особенно при торжественных шествиях, издревле служит символом их власти, а крепкий – железный жезл был символом сильной власти, победоносной ( Пс.2:2 ). Такой-то жезл или такую именно власть и даст Господь-Иегова Господу-Адонаи. Пошлет Господь эту власть с Сиона, т. е. с того места, где Его храм, в котором Его видимый трон – Ковчег Завета, откуда Он являлся как царь своего народа, откуда и великий Первосвященник своего народа, Аарон получил свой «процветающий жезл», как символ его архиерейской процветающей и плодоносной – благодетельной власти. – И господствуй посреде врагов Твоих, – если среди всех, то и над всеми одинаково властно, – так что именно все враги будут «положены в подножие ног» царя – победителя: и уже никто из них не возможет препятствовать распространенно царства Мессии по всем пределам земли. Основание царству Христа Спасители действительно положено на Сионе: ибо здесь Он совершил Свой подвиг искупления мира и вместе одержал победу над смертью и диаволом. А по воскресении Своем, Он здесь же сказал Апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крести их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». И св. Павел, Апостол языков, свидетельствует, что действительно по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Мк.16:20 ; ср. Лк.24:46–48 ; Деян.1 :ст. Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Более того, Писание говорит о том, что Бог предопределяет конкретных людей к спасению, и что их обращение есть результат этого предопределения. Например, в книге Деяний Апостольских сказано: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» ( Деян.13:48 ). А у Пророка верность некоторых израильтян среди всеобщего отступления приписывается избранию Божию: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Эта мысль очень важна и для Святого Апостола Павла, который постоянно говорит о предопределении верующих к спасению: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29,30 ), «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Еф.1:4,5 ). Это вызывает еще один вопрос – если Бог предопределил наше обращение, является ли оно свободным? Неудачные попытки решения вопроса Существуют различные попытки согласовать свободу человека и Божий промысл. Иногда люди просто отрицают одно ради другого. Одно течение мысли (дошедшее до своего логического завершения в крайнем кальвинизме) подчеркивает Божие владычество, доходя до отрицания человеческой свободы. Бог от создания мира предопределил, кто будет призван Его непреодолимой благодатью и обретет спасение, а кто будет лишен благодати и погибнет в своих грехах. Когда критики такой позиции обращают внимание на то, что осужденные в таком случае с самого начала были лишены всякой возможности спастись, им отвечают, что Бог не обязан спасать вообще кого бы то ни было – если государь, по своей суверенной воле, из десяти пойманных злодеев, убийц и мятежников решает, по каким-то своим непостижимым соображениям, помиловать двоих, а остальных восьмерых оставить на смерть, то у оставленных нет причин жаловаться на несправедливость – они потерпят справедливое наказание за свои преступления, в то время как двое получат ничем не заслуженную ими милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Одни делали упор на наказании за наши грехи, которое добровольно принял на Себя Христос и тем самым избавил нас от вины; другие – на том обстоятельстве, что Он принял на Себя нашу человеческую природу и тем самым позволил нам приблизиться к природе божественной. Эти два объяснения иногда еще называют “юридической” и “органической” теориями спасения. На самом деле они описывают две стороны одного и того же явления, и до тех пор, пока ни одна из них не абсолютизируется, они обе правы. В самом деле, чтобы примириться с Богом и ближним, нам сначала нужно получить прощение, а затем преобразиться. Билет забронирован? Но гораздо важнее для нас другой вопрос – а кто, собственно, был спасен? И на него Библия дает, на первый взгляд, разные ответы. Некоторые выражения звучат так, что Христос по воле Божьей спас все человечество. Например: “…это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” ( 1Тим.2:3-6 ). Или: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” ( 2Пет.3:9 ). Но есть и другие цитаты, из которых можно заключить, что Христос спас лишь некоторых, тех, кто изначально был предназначен ко спасению, тогда как всех остальных людей ждет вечная гибель. Например: “Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни” ( Деян.13:48 ). Или: “…помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: “За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?” А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “Зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” ( Рим.9:16-21 ).

http://azbyka.ru/dveri-ada-zaperty-iznut...

В этом случае, скажем словами этого же Апостола: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). И потому «имеющий сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Следовательно, пока на земле есть христианские народы, исповедующие воистину, что Христос есть Сын Божий, до тех пор об умалении Царства Божия на земле и речи быть не может. Частные падения в Церкви врачуются средствами самой же Церкви. Судить о состоянии Царства Божия на земле по этим частным падениям незаконно, и подлежит даже величайшему сомнению – справедливо ли иметь решительный суд даже о частной падающей воле? «Ты кто еси судяй чуждему рабу? – говорит Апостол Павел. – Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» ( Рим.14:4 ). Воля человеческая есть больная воля, и не в том ли обнаруживается наибольшая сила жизни Церкви, и благоухающий цвет ее, и высокое достоинство ее, и слава ее, и торжество ее, что она, имея объектом своим больную волю человека, творит ее наивозможно здоровою, настолько здоровою, что нравственный идеал христианства остается для нее свойственным, родным и собственным? «Не здоровые имеют нужду во враче, – говорит Иисус Христос, – но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31 ), и Церковь христианская, верная своему призванию, в духе и силе своего Верховного Вождя и Божественного Главы, не святых только и праведных блюдет в ограде своей, но и падших, обращающихся к ней, возводит в святость и непорочность. Пример обращения Закхея-мытаря ( Лк.19:5–9 ), образ евангельской грешницы, облившей ноги Иисуса Христа слезами, отиравшей их своими волосами, целовавшей и намощавшей их драгоценным миром ( Лк.7:37–48 ), история обращения Савла, дышащего «угрозами и убийством» ( Деян. 9:1–18 ), даже образ разбойника, исповедавшего Иисуса Христа Господом с креста своего ( Лк.23:42 ), живы до сегодняшнего дня в Церкви Христовой, и это явление, несомненно, свидетельствует собой об особенной и чрезвычайной жизненности Церкви Божией на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Если неведение это происходит по собственной воле, по небрежности и нерадению людей о приобретении истинного нравственного познания, по пристрастию к духу времени, то находящиеся в нем весьма виновны перед судом правды Божией. Но не без вины и те, кто, не отвергая христианской нравственности в душе, не учатся ей сами и детей своих не наставляют истинам благочестия христианского. Предостерегая верующих от этого неведения, ап. Павел говорит: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деян.17: 30 ). «Не безопасно, – говорит св. Василий Великий , – грешить и по неведению " ( Лук. 12: 47–48 ) 722 . В состоянии нравственной беспечности (securitas, то есть свобода от всякой заботы или тревоги) человек, не имея ни любви к добру, ни страха наказания за грехи, не хочет углубиться в самого себя и узнать, как повелевает жить закон Божий и согласны ли с ним дела его, а спокойно продолжает жить, как жил, не заботясь о своем нравственном усовершенствовании. Это есть состояние естественного человека, состояние язычества, в котором люди живут «без закона» ( Рим.7: 9 ). Ап. Павел сравнивает такое состояние с состоянием сна: «Встань спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Ефес. 5: 14 ; ср. Рим.13: 11–12 ). В таком состоянии находились люди перед потопом, когда они «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» ( Мф.24: 37–39 ). Такое состояние переживали люди и во дни Лота: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» ( Лк.17: 28–29 ). В таком же состоянии, по словам Спасителя, будут находиться люди перед вторым Его пришествием ( Мф.24: 37–39 ; Лк.17: 26–29 ), так что «когда будут говорить: мир и безопасность; тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5: 2–3). «Сообразно с веком сим» ( Рим.12: 2 ), они будут жить в полной беспечности, пока не застигнет их страшный переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божьим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так:          «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ). Что касается места из второго послания к Коринфянам (гл. 6:16–48), то дальнейшее чтение его само достаточно опровергает заблуждение сектантов. Говоря: «вы храм Бога живого», св. Апостол поясняет: «как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). Слова «вселюсь в них» относятся к Израильскому народу, к ветхозаветным людям, которых, Апостол, очевидно, тоже называет «храмами», однако и у них был свой вещественный рукотворенный храм в Иерусалиме. Следовательно, как ветхозаветные, так и новозаветные люди, называются в Писании «храмами» в смысле духовном, чем вовсе не отрицается возможность и необходимость существования у них храмов рукотворенных. Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божьими», то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» ( Ефес. 2:22 ) и «домом» ( Евр. 3:6 ), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью» и «светом»: «Вы соль земли» ... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель ( Мф. 5:13–14 ); но кто же из сектантов, на основании этих слов откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами», отвергать рукотворенные храмы. 2) Излишне, говорят сектанты, строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). 2) Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010