Хлысты отделившись от общения с церковью и потерявши религиозную точку опоры, подобно древним нечестивцам в религиозном отношении «ощупью ходят во тьме без света и шатаются как пьяные» ( Иов.12:25 ). Правда, они составляют из себя известное религиозное общество, но это последнее не имеет характера церкви, а представляет из себя самочинное сборище, о котором пророк Исаия говорит так: «Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? Всех их унесет ветер, развеет дуновение...» ( Ис.57:13 ). Есть хлысты, которые не чуждаются и православной церкви, но эта их принадлежность только наружная и лицемерная, прибавляющая новый грех к беззакониям их. «Вы приносите на жертвенник мой нечистый хлеб, – говорить Бог устами пророка Малахии, – а говорите, чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите, трапеза Господня не стоит уважения» ( Мал.1:7 ). Называя себя последователями первенствующих христиан, хлысты из-за страха наказания всячески скрывают свою принадлежность к секте, забывая, что первенствующие христиане с радостью шли па мучения за веру. «Но Павел сказал, что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Причина последнего заключается в том, что хлыстовский бог и христос живет на земле вместе со своими последователями; небесного же Господа они не представляют настолько ясно, чтобы с радостью стремиться к соединению с Ним. Эти земные боги хлыстов, хотя сами «и уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того о чем говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим.16:7 ). Являются главными вероучителями (почти единственными) хлыстов, слова их принимаются без критики, им воздаются чуть не божеские почести, кружащие хлыстовским главарям головы настолько, что они сами под час серьезно воображают себя богами, забывая «что смертному не должно думать высокомерно быть равным Богу» ( 2Мак.9:12 ). Хлыстовскому христу, обыкновенно, сопутствует богородица. Так называется женщина, имеющая более или менее важное значение в хлыстовском собрании или корабле. В этом случае, обоготворяя какую-нибудь, часто непотребную женщину, и забывая об истинной Богоматери, хлысты безмерно оскорбляют Царицу небесную, Которая Сама благоволила сказать: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

И так, утешьтесь, святая братия, в терпении и скорбях ждущи блаженного упоевания и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ): понеже приобщаетеся Христовым страстям, радуйтеся, да и в явление славы Его возрадуются веселящиеся ( 1Пет. 4:13 ). – Прийдет скоро: – да возбудятся же беспечные и слабые, которые, подобно девам юродивым, дремлют, не заботясь о том, что светильник веры их угасает от недостатка елея любви и добрых дел! Оттрясите греховный сон от вежд ваших и уготовьтесь в сретение Господу! – Прийдет внезапно: – да убоятся пришествия Его те, которые, подобно рабу лукавому, говорят в сердце своем: медлит господин мой прийти, и начинают бить клевреты своя, есть же и пить с пьяницами ( Мф. 24:48–49 ). Нет, возлюбленный собрат, не медлит Господь обетования, якоже некие медление мнят, но долготерпит на нас, никто не погибнет, но да все в покаяние прийдут ( 2Пет. 3:9 ). – Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око ( Апок. 1:7 ); и блажен, кто в совести своей бестрепетно может сказать: ей, гряди Господи Иисусе! ( Апок. 22:20 ) Аминь. Слово в Неделю 7-ю по Пасхе Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века! ( Мф. 28:20 ) Такое утешительное обетование оставил Господь наш Иисус Христос Божественным ученикам своим, возносясь от них на небо: И возвратишася Апостолы с горы Елеонской во Иерусалим с радостью великой ( Лк. 24:32 ). И эта великая радость была неотъемлемой участью всей их жизни, несмотря на то, что их окружали тысячи врагов и гонителей, им угрожали тысячи опасностей и смертей. Ибо всегда и везде пребывал с ними Сам Господь. Петра и Иоанна бьют на сборище Иудейском; а они идяху, радуются, от лица собора, так за имя Господа Иисуса сподобились бесчестие принять ( Деян. 5:41 ). Павла заключают в темницу и узы; а он говорит: радуюсь во страданиях моих ( Кол. 2:24 ). От чего? От того, что с ним и в нем Сам Господь: живу не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Но это божественное обетование, данное Св. Апостолам, составлявшее утешение и радость всей их жизни, принадлежит, братья, и нам, последним ученикам Христовым; ибо, по слову Самого Господа, простирается на все дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство — для внешнего взгляда ученики Христовы составляют небольшую группу людей, слабую и беспомощную перед лицом опасности (ср. Мф 10:16: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; Деян 20:28–29; 1 Пет 5:2–3), призыв отбросить страх см., например, в 1:13,30; 5:10; в ВЗ — Быт 50:21; Тов 4:21. Ветхозаветный прототип образа стада и пастыря можно усмотреть в Зах 13:7. Те, кто решил во всем доверять Богу и живет надеждой на Его Царство, получают заповедь нового отношения к земному богатству: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Сокровище ( qhsaurTj) неоскудевающее означает или содержимое небесных вместилищ неветшающих, или то же, что и вместилища, то есть ‘сокровищница’. О том, что раздавать милостыню означает запасать себе богатое сокровище, см. Тов 4:7–11; Сир 29:11–16. Пришествие Сына Человеческого (12:35–48) Освободившись от бремени чрезмерных забот о мирском благополучии через веру в отеческое Божие попечение и надежду на наступление Царства, ученики не должны поддаваться искушениям самонадеянности и лени, но разумно использовать время своей земной жизни для служения Богу и быть всечасно готовыми встретить пришествие Сына Человеческого. Поучение иллюстрируется двумя притчами. В первой из них сказано, что рабов, которых господин, придя, найдет бодрствующими, ожидает невероятная награда, о которой они не могли мечтать: сам господин станет служить им. Вторая притча содержит предупреждение тем, кто не готов к приходу Сына Человеческого: их постигнет ущерб, как хозяина дома, который не подозревал о приходе вора. На вопрос Петра, к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Иисус отвечает, что Его слова обращены в первую очередь к тем из учеников, кто наделен пастырской ответственностью за других: они подобны домоправителю, которого господин поставил над слугами своими, и их награда или осуждение зависят от того, насколько добросовестно они исполняют его волю. По мнению Иеремиаса, притчи были обращены к народу и к противникам Иисуса, и их первоначальный смысл — призыв к покаянию перед скорым наступлением эсхатологической катастрофы.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Изменение воли Божией, явно засвидетельствованное в исцелении болящих, происходит либо вследствие покаянной веры самого больного во Христа Спасителя, либо вследствие веры ближних, движимых любовью к болящему и ходатайствующих пред Богом об исцелении больного (см. Мф.8:8, 15:28 ; Мк.2:3, 5 ). Надлежит, однако, вспомнить, что много «было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» ( Лк.4:27 ). Сам Спаситель, посетив город Назарет, «дивился неверию» его жителей, «и не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5, 6 ). 144 Нам неведомо, кого именно и когда воля Божия определяет на перенесение неисцельной болезни и последующую смерть. Христиане веруют во всемогущество Бога, Спасителя нашего. «Невозможное человекам возможно Богу» ( Лк.18:27 ). И тогда – то есть при наличии веры в Бога – мое сострадательное участие в положении больного (а значит и моя любовь к больному), делает действенной мою молитву о нем пред Богом. Но молитва без поста тяжела бывает и приземиста. Пост ослабляет узы, коими плоть покоряет и прикрепляет к себе дух; посему во время поста духу удобнее возвышаться горе в молитве. Молитва без поста – удел совершенных 145 , всецело покоривших своему духу плоть свою, то есть – распявших «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Нам же, грешным, чтобы возносить дух горе, чтобы молиться духом, надлежит усилием воли обуздывать притязания плоти, смирять свою плоть постом и подвигами телесными (коленопреклонениями на молитве, бодрствованиями, посещениями больных, трудами для ближних, паломничеством и т.п.), дабы она не чинила препятствий нашей молитве и благочестивым занятиям. Нет такой крепости, которая не сокрушилась бы от молитвы и поста верующего христианина: «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ). В Евангелии мы имеем ряд указаний, в которых прямо раскрывается связь недугов телесных и духовных с действием сатаны (напр., «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана» – Лк.13:16 ; «Вошел же сатана в Иуду» – Лк.22:3 ; Ин.13:27 ; «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» – Деян.5:3 ) (48, 173). Можно допустить, что бесы очеловечиваются человеческими страстями и похотями, которые они сами же разжигают, и таким образом получается известное взаимное развращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

е. от Духа, не может войти в Царство Божие». Существует и другое толкование этого стиха: «Никодим никак не мог понять намек на еще не существующее таинство. Трудно допустить, что Иисус говорил так, что Его слова не могли быть поняты» 36 . Таким образом здесь вообще речь не идет о крещении. «Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Богословы что в этом стихе благодатность крещения отрицается, оно спасает только как «обещание Богу». «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). Под «баней возрождения» богословы понимают очищение и прощение грехов, а не крещение. Таким же образом толкуются и другие отрывки из Священного Писания о крещении. 2. 3. 6. 2. Крещение младенцев Возникновение Радикальной Реформации в шестнадцатом веке и распространение баптистских общин в Англии в семнадцатом веке ознаменовано отрицанием традиционной практики крещения младенцев. Богословы Радикальной Реформации считают, что в Новом Завете нет ясных указаний на крещение младенцев, и такая практика появилась в Церкви где-то в III-IV веке. В настоящее время существует два противоположных мнения на крещение младенцев. Первое предполагает крещение младенцев, и последователи этого учения называются «педобаптистами». Согласно второму, крестить младенцев нельзя – это «баптисты». Этот богословский термин, характеризующей общины Радикальной Реформации вне зависимости от деноминации. Рассмотрим некоторые тексты, которые приводят в защиту педобаптизма и их толкование «баптистами». Мф. 19:13–15 , Мк. 10:13–16 , Лк. 18:15–17 . В этих отрывках говорится о том что апостолы не разрешали приносить ко Христу младенцев. Это принесение детей и означает крещение младенцев. «Баптисты» отвергают такое толкование и говорят, что «в этих отрывках крещение не упоминается» 37 . Деян. 11:14, 10:48, 16:15, 31–34, 18:8 1Кор. 1:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

б) Св. Писание свидетельствует, затем, что без крещения все люди, в том числе, значит, и младенцы, нечисты по рождению ( 1Кор. 7:14 ), так как заражены прародительским грехом. «Кто, – говорит прав. Иов, – родится чистым от нечистого? Ни один». ( Иов. 14:4 ); «и как человеку быть правым пред Богом и как быть чистым рожденному женщиною?» (–25:4) А св. царь Давид, родившийся от благочестивых родителей, исповедал о се6е: «вот, я в беззаконии зачат и во грехах родила меня мать моя» ( Псал. 50:7 , ср. 3Езд. 7:48 ). Еще яснее учит ап. Павел: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ) и стали «по природе чадами гнева» ( Еф.2:3 ). Будучи нечистыми и чадами гнева, младенцы без крещения не могут облечься во Христа и войти в Его царство, потому что в это царство «не войдет ничто нечистое» ( Откр. 21:27 ) и Сам Спаситель сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3: 5 ). Между тем, Господь призывал младенцев к Себе и, когда ученики не допускали до Него приносящих детей, то «вознегодовал» на них и сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:13–16 ; Лк. 18:15–16 , Мф. 19:13–15 ). Поэтому их непременно следует очистить от греховной скверны и открыть дверь в Царствие Божие, а это возможно сделать лишь через крещение, так как только в крещении человек омывается, освящается и оправдывается «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ; Деян. 2:38; 22:16 ). в) Наконец, слово Божие свидетельствует, что крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, почему ап. Павел прямо называет его «обрезаниемъ нерукотворенным» ( Кол. 2:11 –12 ). Обрезание же ветхозаветное совершалось над людьми разных возрастов, в том числе и над младенцами в восьмой день после их рождения ( Быт. 17:12 ; Лк. 2:21 ). Оно служило печатью или знаком их завета с Богом ( Быт. 17:11 ; ср. Рим. 4:11 ). Поэтому как необрезанные не были в завете с Богом, так и некрещенные не входят в единение с Господом, не делаются членами Церкви Его и спастись не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Язычникам надлежит услышать слово Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать прежде вас» (Злат.). Что такое действие их не самовольное и не несообразное с божественным планом спасения мира, в доказательство сего апостолы указывают на повеление Господа (Бога), изреченное еще чрез пророка Исаию ( Ис.49:6 ). В означенном месте речь Божия обращена к Рабу Иеговы – Мессии (см. прим. к Мф.12:18 и д. и Деян.3:13 ), и говорится, что Он будет, по своем явлении на земле, светом для язычников, т.е. что учением Его и о Нем просветятся не только иудеи, но и язычники (см. прим. к Мф.4:13–16 ), и что Он будет во спасение до края земли, т.е. верой в Него могут достигать спасения не только иудеи, но по всей земле до краев ее живущие люди, язычники (ср. Феофил. и Злат.). Это ясное определение Божие, которого однако же иудеи, читающие пророков каждую субботу, не понимают правильно, апостолы считают заповедью им Божией, так как всякое определение Божие есть заповедь (в обширном смысле) человеку к исполнению. Апостолы не ссылаются здесь на заповедь самого Господа Иисуса – учить все народы ( Мф.28:19 ), потому что для неверующих иудеев указание это не имело бы силы, тогда как указание на слово пророческое могло иметь для них полную силу. Нет сомнения, что после такого решительного слова к неверовавшим иудеям апостолы оставили их синагогу. 48. Язычники, слыша сие, радовались и прославляли слово Господне, и веровали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49. И слово Господне распространялось по всей стране. 50. Но Иудеи, подстрекнув набожных женщин, и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву, и изгнали их из своих пределов. 51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. 52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого. Следствием деятельности Павла и Варнавы в Антиохии писидийской было расположение к проповеди евангельской язычников и ожесточение иудеев. – Язычники, собравшиеся слушать слово Божие из уст Павла (ст. 44), вместе с которыми разумеются, вероятно, и прозелиты, слыша сие, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 13. Одежды Иисуса Христа и св. Апостолов. Причастие под видом хлеба и вина и св. миро Во дни Господа Иисуса Христа и апостолов многие чтили одежды, которые носил Господь и которые употребляли ученики Его; ибо через них изливалась на верующих чудотворная сила благодатная, проявлявшаяся в исцелении разных болезней. Кровоточивая жена, страдавшая двенадцать лет от болезни и все имение свое издержавшая на врачей без пользы, как только коснулась с верою одежды Спасителя, исцелилась от болезни ( Мф.9 ; Мк.5 ; Лк.8:43–48 ). Св. евангелист Марк повествует, что «куда ни приходил, Господь, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» ( Мк.6:56 ). Св. евангелист Лука повествует, что «Бог творил немало чудес руками Павла, в Ефесе, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11,12 ). Если совершались великие чудеса через рукотворенные предметы, именно через одежды Спасителя и апостолов и почитание этих вещей не есть идолопоклонство; то почему Господь Бог не может совершать подобные чудеса через святые иконы Его и святых своих? Мы уже говорили, что Сын Божий принял на Себя образ агнца в откровении св. Иоанну Богослову и высшие небесные силы поклонялись этому Агнцу; говорили о явлении Духа Святого в виде голубя. Но мы имеем более. Сын Божий не только является нам, но и вселяется в нас весь всецело и Божеским и человеческим естествами в пречистых Тайнах под видом хлеба и вина и мы воздаем Ему под этими видами Божеское поклонение, что иудей, на основании второй заповеди, может сочесть за идолопоклонство. Равно и Дух Святой вселяется в нас через святое миро в таинстве Миропомазания. Итак, Господь Бог многоразлично и многообразно открывался и открывается людям через видимый мир и не только открывается, но и освящает нам и вселяется в нас через предметы видимого мира (через св. миро и Св. Дары). Почему же противны некоторым даже из христиан св. иконы? Потому что противны они врагу Божию, тех христиан обольстившему. И он сделал то, что отвергающие св. иконы отвергаются законного священства, а через то и спасающей благодати Святого Духа в таинствах. Читать далее Источник: Православное учение о почитании святых икон/[Соч.] Д-ра Богословия, Сергия, еп. Могилевского и Мстиславского. - Могилев на Днепре : Скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887. - 138, V с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010