а) Веровать во Иисуса Христа значит веровать, что Иисус Христос в самом деле есть Сын Бога Отца и истинный Бог ( Иоан. 3, 16 ), – веровать, что Он пришел на землю и сделался человеком для того, чтобы сделать нас чадами Божиими (1 Иоан, 3, 1), – веровать, что всякое Его слово есть слово Божие, все Его дела – дела Божии, и все, сделанные Им распоряжения для нашего спасения, – распоряжения Божии ( Иоан. 12, 49, 50 ), – веровать, что его жизнь есть пример святой жизни, которому нам должно последовать (Иоан, 13,15); а Его смерть – источник нашего спасения ( 1Петр. 2, 24 ), – веровать, что Он воскрес из мертвых, вознесся на небеса, сидит одесную Бога, Своего Отца, и там готовит место для нас, Своих братьев ( Римл. 8, 34 . Иоан. 14, 2, 3 ), – веровать, что Он опять придет на землю воскресить всех умерших, будет всех их судить, и всех истинно верующих в Него возьмет в уготованное Им для всех место, – в вечное блаженство ( Матф. 25, 31–46 ), – веровать, что нам должно любить Бога больше всего, а потом любить всех людей, как возлюбил нас Господь ( Иоан. 13, 34 ), доброжелательствовать им, по возможности помогать нуждающимся из них, молиться за них, искренно прощать врагов ( Матф. 5, 44 ), повиноваться начальству (Гимл. 13, 1), в самих себе истреблять все худыя расположения ( Галат. 5, 24 ), свое тело содержать в воздержании и чистоте, а душею и сердцем жить, на небесах (1 Коринф. 6, 15 – 17), – веровать не только тому, чему учил Иисус Христос Сам, но и тому, чему учили Его св. апостолы, и чему Он учит нас посредством Своей святой церкви ( Деян. 1, 8 ; Ефес. 4, 11–14 ), – веровать во Иисуса Христа так несомненно, как бы своими глазами видим Его рождающимся, поучающим, преображающимся на Фаворе, мучимым в дому Ирода и Пилата, умирающим на кресте, воскресающим, возносящимся на небеса и сидящим одесную Отца, – веровать, что Он, как обещал ( Матф. 28, 20 ), пребывает всегда с нами, и посему несомненно полагать, что когда, например, мы входим в церковь , Он там находится лично; когда мы молимся Ему, молимся Ему лично; когда благодарим. Его, благодарим Его лично; когда дома садимся принимать пищу, Он садится вместе с нами и преломляет нам хлеб; когда производим какую-нибудь, по нашему состоянию, работу, Он Сам сидит с нами и помогает нам, – веровать, что всякий раз, когда мы решаемся на какой-либо грех, Он стоит перед нами и говорит как бы так: «Я пролил Свою кровь за ваши души; а вы хотите столь дорого искупленную душу осквернить грехом и продать ее врагу диаволу в ад! Одумайтесь!» – веровать, что Он есть наша единственная опора, наш единственный Спаситель и в жизни и при смерти и в вечности! |
Вопрос: Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Мыслью о Первом пришествии Мессии проникнуто ветхозаветное Писание. О Втором пришествии псалмопевец предвозвещает: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:3-6). В конце книги св. пророка Исаии также говорится о Втором пришествии Господа: Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою (Ис.66:18). Двумя веками позже св. пророк Даниил писал об откровении, которое было дано ему: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13-14). Один из последних ветхозаветных пророков Захария (VI век до Р.Х.) говорит о конце времен и явлении Судии: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет И Господь будет Царем над всею землею (Зах.14:6-7,9). Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, как Судии живых и мертвых, будет в последний день мира. Он Сам сказал Своим ученикам: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27). Позже Он открыл подробности Своего пришествия (Мф.25:31-46). Когда Господь вознесся на Небо к Богу Отцу, ангелы возвестили апостолам: И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11). Св. апостол Иуда в Соборном послании приводит пророчество Еноха, седьмого от Адама: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14-15). Другие св. апостолы часто напоминали людям о Втором пришествии: 1Ин.2:28; Тит.2:12-13. |
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филипп Филипп («любитель лошадей»): 1) сын ⇒ Ирода Великого и Мариамны, первый муж ⇒ Иродиады ( Мф. 14:3 ; Мк. 6:17 ; Лк. 3:19 ) и отец ⇒ Саломии (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за сводного брата Ф. ⇒ Ирода Антипу, страстно в нее влюбленного; 2) сын Ирода Великого и Клеопатры, четвертовластник (тетрарх). Вместе со сводными братьями Архелаем и Иродом Антипой Ф. воспитывался в Риме. При разделе царства после смерти отца он унаследовал Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду – области, лежащие сев.-вост. Геннисаретского озера и юж. Дамаска. Позднее Тиберий добавил к владениям Ф. Итурею. В Лк. 3:1 Ф. назван властителем этих областей. Он управлял ими с 4 по 34 гг. по Р.Х. Женой Ф. была Саломия, дочь Иродиады (от первого брака с его сводным братом, тоже Филиппом). Ф. расширил город Панею у истока Иордана и в честь имп. (кесаря) Тиберия переименовал его в Кесарию; впоследствии этот город стали называть Кесарией Филипповой ( Мф. 16:13 ), чтобы отличить его от Кесарии, располож. на морском побережье. кроме того, Ф. повысил статус селения Вифсаиды до города, который в честь дочери Августа и жены Тиберия был назван Ливией. Бесспорно, Ф. был лучшим правителем из своего рода, он правил гуманно и справедливо, проявляя подлинную заботу о своих подданных. Период его правления был продолжит. и мирным. У Ф. не было наследников, и поэтому после его смерти его царство было объединено с провинцией Сирией. В 37 г. имп. Калигула передал бывшие владения Ф. ⇒ Ироду Агриппе I. 3) ап. Ф., который, так же как Петр и Андрей, был родом из Вифсаиды ( Ин. 1:43–45 ). Иисус призвал его в ученики в Иудее. Ф. привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) ( Ин. 1:46 ). Известны лишь некоторые обстоят-ва жизни Ф. Иисус испытывал его вопросом перед тем, как совершить первое чудо насыщения народа ( Ин. 6:5–7 ). К Ф. обращались говорившие по-гречески иудеи, которые хотели видеть Иисуса ( Ин. 12:20 ). В Ин. 14:8–10 сообщается, что Ф. не понял слов Иисуса и попросил Его показать ученикам Отца. Имя Ф. встречается во всех списках апостолов, причем, за искл. Деян. 1:13 , оно стоит рядом с именем Варфоломея, т.е. Нафанаила ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:14 ); |
Ин.4:46 . же паки въ кану претвори2 в0ду въ «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Деяния апостолов Деян.2:13, 15 . о даре языков апостолам же pyraющecz глаг0лаху, и3сп0лнени суть. не бо2, вы2 непщуете, cju суть, бо часъ днЕ «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (( γλεκους)) . ...они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА К римлянам Рим.14:21 . Добро2 не нижЕ пи1ти ни немже братъ тв0й npemыkaemcz и3ли2 и3ли2 и3знемогаетъ. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». К эфесянам Еф.5:18 . не въ немже блудъ: но паче дх7омъ «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». К Тимофею 1-е 1Тим.3:8 . такожде чи6стымъ (или: ч_естнымъ) , не дbozзы6чhымъ, не мн0гу внимающымъ, не «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы». 1Тим.5:23 . КтомУ не njй воды2, но мaлw стомаха ради mboerw2 и3 частыхъ твои1хъ heдyrwbъ. «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». К Титу Тит.2:3 . старицамъ такожде во столВпнымъ, не клевети1вымъ, не мн0гу порабощ_еннымъ, «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру». ОТКРОВЕНИЕ Иоанна Богослова Откр.6:6 . «И когда Он снял третью печать» слншахъ гласъ посредЭ четнрехъ жив0тныхъ пшени1цы за динарь и3 три2 мВры kчмehz за динарь: и3 и3 не вреди2. «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Откр.14:8–10 . и4нъ а4гг7лъ и4де, rлar0лz: падЕ, падЕ вавтлНнъ градъ занЕ t cboerw2 напои2 вс‰ кзнки. а4гг7лъ и4де, rлar0лz гласомъ вели1кимъ: и4же а4ще кто2 и3 и3 на челЭ своемъ и3ли2 на руцЭ своей, и3 т0й и4мать пи1ти t нерастворена (или: нерастворена) въ чаши и3 будетъ мученъ пгнемъ и3 жупеломъ пред8 а4гг7лы ст7нми и3 пред8 а4гнцемъ: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем». |
Скачать epub pdf 22. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Тайны нашего спасения «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?.. Паси овец Моих» ( Ин. 21:17 ). У многих из нас, братия и сестры, могли возникать вопросы, почему из всех апостолов первоверховными называются только двое, причём один из них не был даже учеником Христовым? Особые качества, очевидно, этих двух выделили их в первоверховные апостолы. Но каковы же эти качества? Этими качествами явились их пламенная любовь и преданность Богу и своему апостольскому служению. Любовь и преданность Богу апостол Пётр проявил ещё в дни земной жизни Спасителя. Он один из первых оставил святого Иоанна Крестителя и последовал за Христом. Один из первых он исповедовал Его Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ). Он так любил Христа, что всегда готов был быть с Ним. Так он дважды бросался в море, чтобы только быть около Христа, переживать непосредственное общение с Ним ( Мф. 14:28–29 , Ин. 21:7 ). И Христос отвечал ему ответной любовью и особо приближал его к Себе наряду с Иоанном и Иаковом. Он брал его на гору Фавор, где преобразился, в Гефсиманский сад, где в страшных внутренних борениях молился Небесному Отцу. Это его Христос назвал камнем, на котором Он создаст Церковь Свою и дарует ему (Петру) ключи Царства Небесного ( Мф. 16:17–19 ). И, однако, братия и сестры, пока Христос был на земле и непосредственно общался с апостолами, они, в том числе и Пётр, ещё не брали целиком Христа в свою душу, не готовы были жертвенно служить Ему. Этим объясняется, что апостол Пётр в критическую минуту даже отрёкся от Христа ( Ин. 18:18 ), а в момент смерти Его апостолы впали в уныние и готовы были покинуть Его и рассеяться ( Мк. 14:50 ). Отношение к Христу резко изменилось в их психологии (душе), когда Христос по воскресению являлся им, открывая тайны Царствия Божия ( Лк. 24:46 ), а по вознесению послал им Утешителя, наставившего их на всякую истину и возвестившего будущее ( Ин. 16:13 ), а главное – сообщившего им дары Святого Духа. Только с этого момента, со дня Пятидесятницы апостолы взяли Христа, – Божию силу и премудрость, – в своё сердце, слились с Ним и тем обрели в себе дар благовестия, пророчества, языков, чудотворений, величайшей жертвенности и мужества. Только с этого момента апостол Пётр всецело нашёл себя во Христе и стал камнем для созидания Царства Христова ( Мф. 16:18 ) и проникся жертвенной любовью, к Христу, и Его пастве ( Ин. 21:17 ). С этого момента он и стал первоверховным, т. е. стал руководителем (вместе с апостолами Иоанном и Иаковом) апостольской группы и Христовой Церкви. Это мы видели из его поведения в день сошествия Святого Духа, когда он разъяснил народу смысл сошествия Святого Духа и крестил около трёх тысяч уверовавших во Христа ( Деян. 2:41 ). Это событие явилось первым камнем, положенным в здание организующейся с этого момента Церкви Христовой. |
Азы Православия. Об устройстве храма Первым храмом Божиим на земле была скиния. Затем построен был Соломоном храм Иерусалимский. По разрушении его Навуходоносором, царем Вавилонским, создан был второй Иерусалимский храм, который дожил до времен Господа Иисуса Христа и разрушен был в 70-м году по Рождестве Христовом. В Новом Завете горница, в которой Господь наш Иисус Христос совершил с Своими учениками Тайную Вечерю и установил таинство причащения, была первою христианскою церковью. По сошествии Святого Духа на апостолов, апостолы, ученики Христовы — мужи и жены — также собирались в горницу. Там единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1:13-14) И преломляли хлеб (Деян. 20:8, 11), Т.е. совершали евхаристию. Когда же число христиан увеличилось, они совершали евхаристию в горницах других домов. Горница, куда они собирались, без сомнения, отличалась внешним благолепием, как та горница, в которой Господь преподал Своим ученикам Тело Свое и Кровь, которая была «велия, постлана» (Мк. 14:15). При существовании же Иерусалимского храма ученики Христовы каждый день единодушно пребывали и в храме (Деян. 2:46), но преломляли хлеб по домам (Деян. 2:46). Когда возникли гонения на христиан от язычников и невозможно было совершать евхаристию в домах, тогда христиане совершали богослужение в катакомбах, в подземельях. Там скрывались от гонителей, там погребали умерших, там устроили церкви. По прекращении гонений при императоре Константине Великом стали строить церкви и на поверхности земли. Православный христианский храм становится храмом Божиим тогда, когда он бывает освящен архиереем; когда же сам архиерей не освящает его, тогда в нем при иерейском освящении бывает положен освященный архиереем антиминс. Таким образом, храм Божий есть особое, посвященное Богу здание, в котором кроме других служб совершается божественная литургия, и для совершения которой находится на престоле антиминс, освященный архиереем. В храме собираются верующие для возношения общих молитв Господу (Лк. 19:46) и для получения благодати Божией чрез таинства. |
Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Головна / Церква й / Церква й культура Храм як образ людини для друку 24 2019 р. 10:40 23 апреля 2019 года в Московском архитектурном институте состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с педагогами и студентами вуза. В Красном зале института митрополит Иларион выступил с лекцией «Храм как образ мира и человека». Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры! Мне очень приятно иметь возможность встретиться с вами в этот день, который на церковном языке именуется Великим Вторником. Каждый день этой недели, предшествующей празднику Воскресения Христова, называется Великим, потому что в течение всей недели мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. С вами как будущими архитекторами я хотел бы сегодня поговорить о богословских основах церковного храмоздательства. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах Отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Храм и храмоздательство в Византии У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (Мр. 14:15; Лк. 22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (Деян. 1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений позднеконстантиновской эпохи. |
Храм как образ мира и человека 24 апреля 2019 г. 10:40 23 апреля 2019 года в Московском архитектурном институте состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с педагогами и студентами вуза. В Красном зале института митрополит Иларион выступил с лекцией «Храм как образ мира и человека». Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры! Мне очень приятно иметь возможность встретиться с вами в этот день, который на церковном языке именуется Великим Вторником. Каждый день этой недели, предшествующей празднику Воскресения Христова, называется Великим, потому что в течение всей недели мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. С вами как будущими архитекторами я хотел бы сегодня поговорить о богословских основах церковного храмоздательства. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах Отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Храм и храмоздательство в Византии У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (Мр. 14:15; Лк. 22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (Деян. 1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений позднеконстантиновской эпохи. В период с I по III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. Катакомбы представляли собой длинные коридоры, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах высекались церкви прямоугольной формы. Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений. |
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Сербского Павла HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с сербского Андрея Шестакова Пасхальное послание Святейшего Патриарха Сербского Павла Крест Христов и Воскресение Его, дорогие наши духовные чада, представляют собой существо нашей жизни, нашей веры и нашей надежды. В них был и остается смысл нашего рождения, жизни и смерти. По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, бессмысленна и жизнь наша. / ПАВЕЛ По милости Божией Православный Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский, со всеми архиереями Сербской Православной Церкви, священству, монашествующим и всем сыновьям и дочерям нашей Святой Церкви: благодать, милость и мир от Бога Отца, и господа Нашего Иисуса Христа, и Духа Святого, с радостным пасхальным приветствием ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Братья и сестры о Господе, Распятом и Воскресшем, дорогие наши духовные чада, Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному ...как поклонялись Ему на протяжении веков и как и ныне покланяются Ему, миллионы учеников Его. Чем мы, христиане, отличаемся от других людей? Именно тем, что поклоняемся Кресту Его и славим святое Его Воскресение. Крест Христов и Его Воскресение, дорогие наши духовные чада, представляют собой существо нашей жизни, нашей веры и нашей надежды. В них был и остается смысл нашего рождения, жизни и смерти. По слову святого апостола Павла, если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, бессмысленна и жизнь наша. (ср. 1. Кор 15,14–19). Через Его Крест и Распятие нам открывается и даруется неизреченная Тайна божественной любви. Нам открывается Бог как вечная истинная любовь, как любовь, которая жертвует собой ради других, ради людей и народов, ради всего мира. Больше таковой любви нет, и не может быть. Христос, Сын Божий, является нам на Кресте как Бог, который не только призывает к любви, но показывает любовь на деле, жертвуя Собой ради других без остатка. Голгофская жертва Христа есть откровение великой тайны самопожертвования божественной любви, которой Бог обнимает и милует все существа, все творения. В природе любви, и обычной любви земной, даровать радость и рождать новую жизнь. Земная любовь такова, потому что она является отражением любви божественной, которая сотворила целый свет и вдохнула свое дыхание в творения и существа. Насколько любовь на земле, между людьми, подобна любви божественной, настолько она истинна и глубока. И нет больше и истинней той любви, когда кто-то жертвует своей жизнью ради ближних своих. Такова была любовь всех Его последователей. Поэтому только те люди и народы, которые живут этой крестовоскресной любовью могут считать себя духовно живыми и достойны жизни вечной.(ср. Деян. 13,46). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ СОТНИК [греч. Κορνλιος; лат. Cornelius] (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.). Наиболее ранние сведения о святом содержатся в Деяниях святых апостолов (Деян 10. 1-48), где представлено его неполное имя: родовое имя (nomen) Cornelius, принадлежащее патрицианской рим. семье и с I в. до Р. Х. широко вошедшее в употребление в империи. Он назван в Деян. 10.1 «командующим сотней» (κατοντρχης), что соответствует рим. воинской должности «центурион» (сотник). К. С. служил во 2-й Италийской когорте (Cohors II Militaria ltalica Civium Romanorum Voluntariorum - ок. 69 г. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) - вспомогательной единице рим. армии в пров. Сирия, расквартированной в Кесарии Палестинской (Приморской), которая была в то время рим. колонией (Caesarea Maritima). В когорте под начальством К. С. служили добровольцы из рим. граждан (основную массу гарнизона составляли сирийцы, греки и самаряне), ее численность в тот период, вероятно, была ок. 500-600 чел. ( Fitzmyer. 1998. P. 449; Левинская. 2008. С. 123-141). Сщмч. Корнилий Сотник. Роспись нартекса ц. св. Апостолов в Пече. 1561 г. Сщмч. Корнилий Сотник. Роспись нартекса ц. св. Апостолов в Пече. 1561 г. Однажды, когда К. С. по обыкновению совершал молитву в 9-м часу (т. е. в 3-й час дня - время регулярной молитвы для иудеев - ср.: Деян 3. 1), ему явился ангел Божий и велел послать людей в Иоппию (ок. 50 км от Кесарии) за ап. Петром для принятия слов спасения; К. С. в точности исполнил его повеление (Деян 10. 3-8). Ап. Петр пришел к К. С. после полученного от Бога видения - сосуда с нечистыми животными (Деян 10. 9-16). Встретив ап. Петра у порога дома, К. С., несмотря на свой чин, почтительно склонился перед ним до земли. Едва ап. Петр закончил проповедь, на К. С., его друзей и родственников сошел Св. Дух (Деян 10. 44-46) и все в доме, получив дар Св. Духа, стали говорить на разных языках (ср.: Деян 2. 4 сл.). К. С. и его домочадцы были крещены ап. Петром (Деян 10. 47, 48). Апостол пробыл в доме неск. дней, при этом он ел со всем семейством К. С. за одним столом. Впосл. ап. Петр обосновал перед Иерусалимской Церковью законность крещения К. С., поскольку нек-рые упрекали апостола за общение с необрезанными (Деян 11. 1-18). |
| |