Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Из сих обстоятельств очевидно, что послание к филиппийцам написано в Риме. То же можно заключать из ясных указаний в самом послании, а именно, а ) писатель в сем послании трижды упоминает об одержащих его узах за Христа ( Фил. 1:7, 13, 16 ); б ) говорил, что сии узы его послужили к славе Евангелия, так – что оно сделалось известным всей претории ( Фил. 1:13 ), в ) приветствует филиппийцев от лица уверовавших придворных Кесаря ( Фил. 4:22 ). Таким образом поскольку в послании к филиппийцам Апостол изображает свое состояние точно так, как оно изображено в конце последней главы книги Деяний ( Деян.30:31 ; сн. Фил. 1:12, 13 ) и поскольку он надеется скоро получить свободу и увидаться с филиппийцами ( Филип. 2:24 ), то, очевидно, это послание написано в Риме под конец первых уз, около 62 года по Р. Х. § 119. Отличительный характер, содержание и разделение Послание к филиппийцам, в отличие от прочих посланий Апостола Павла, может быть названо благодарственным. «Видно, что он пишет к ним с особенным почтением и нигде не употребляет ничего укорительного говорит святой Златоуст (Бесед. 1 на пос. к Филип, стр. 5). Обрадованный усердием филиппийцев и преспеянием их в вере. Апостол изъявляет им живейшую любовь свою; рассказывает об успехах проповеди Евангелия; просить продлить его радость постоянством в вере, единодушием и неусыпным бодрствованием среди соблазнов, распространяемых проповедниками иудейства; хвалить благочестивую щедрость филиппийцев и молить Бога о даровании им всякого блага. Порядок изложения мыслей в послании к филиппийцам есть следующий. После краткого приветствия (1:1, 2) Апостол выражает филиппийцам свою благодарность за участие в Евангелии и свою искреннюю любовь к ним (1:3–11), которая побуждает его сообщить им все подробности о себе, Желательно мне, говорит Апостол, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к успеху Евангелия; ибо узы мои возбудили многих к проповеданию оного. Не все, правда, проповедуют с хорошим намерением (некоторые для того, чтобы навести большую печаль узам моим); но какая мне до того нужда? Для меня дорого одно, чтобы был проповедуем Христос, чтобы возвеличился Христос жизнью ли или смертью моей: мне бо еже жити Христос и еже умрети приобретение есть; впрочем я верно знаю что останусь в живых для вашего успеха и радости в вере, когда вторично приду к вам (1:12–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Что я знаю о житии апостола Павла… Житие — имеется в виду образ жизни. Он пишет про себя: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; 26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор 11:25–29). «Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор 12:15). «1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; 2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян 18:1–3)». Что можно извлечь отсюда? — апостол Павел любил не только Бога, но и людей — он постоянно занимался людьми, заботился о церквах — например, собирая пожертвования для Иерусалимской общины; — он не хотел брать денег с людей, которым проповедовал Христа, поэтому зарабатывал на жизнь своими руками, делая палатки; — из-за проповеди ему часто приходилось страдать от гонений, причем дело доходило до физических наказаний; — ради Христа он жил «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Не все были были готовы последовать апостолу в таком тяжелом образе жизни, о чем апостол и говорит с горечью в послании к Филлипийцам: «Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (Фил 2:21). Однако Тимофей не таков. «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною» (Фил 2:19–23). Он искренне печется и об апостоле Павле, и о членах церквей, которые Павел основал. Поэтому его жизнь не менее беспокойна, чем у апостола — Павел постоянно посылает его то к одной общине, то к другой, жизнь Тимофея проходит в путешествиях. Точно так же Тимофей следует апостолу и в расположении — для него так же важна проповедь и забота о церквях, как и для Павла.

http://bible.predanie.ru/pervaya-podgoto...

Вопр. Сколько есть лиц в божестве? Отвечаю. В едином Божием существе три лица, свойствами своими по самой вещи, то есть, не по нашему только умствованию, различенные, единосущны и единсвечны, Отец, Сын и Святой Дух, из которых всякое есть истинный и вечный Бог. Сие из явственных Священного писания доводится мест: бытия ( Быт.1:26 ) «Сотворим человека» и пр., псалом ( Пс.32:6 ) «Словом Господним» и пр., ( Мф.27:19 ), ( 1Ин.5:7 ) «Трие суть» и пр., ( Еф.2:18 ). Сие ж самое доводится из светлого откровения, которое показалось при крещении Христовом ( Мф.3:16 ), и на Фаворе ( Мф.17:5 ), других доводов премногих не воспоминаю. Сия Троица лиц никаким подобием точно не может представиться. Можно несколько показать в солнце, которое состоя в самом себе имеет свет, от которого света с теплотою происходит сияние; хотя свет и сияние то ж, что и самое солнце. Или и душа будучи сама в себе имеет ум и волю; и хотя ум и воля несколько разнствуют от души, только самою вещью ничто иное, как душа. Вопр. Чем доводится, что всякое С. Троицы лицо совершенный Бог? Отвеч. Что первое лицо Отец есть Бог, то никто не усомнится, разве кто совсем Бога не признает. А что Сын есть Бог, то явно говорится в С. Писании ( Ин.1:1 ), ( Евр.1:10 ), ( Фил.2:6 ), ( Ин.20:28 ): «Господь мой и Бог мой», ( Рим.11:5 ) и пр. Здесь надобно вспомнить то, что ходатаю надобно, чтоб был Бог, как мы учили. А что и Дух Святой есть Бог: ( Мф.28 ; Деян.5:3 ; 2Кор.3:17 ). Но более о сем, как дойдем до второго и восьмого члена. Вопр. Что убо есть Бог Отец? Отвеч. Есть первое лицо в Божестве, которое предвечно родило Сына, созидающее, сохраняющее и управляющее вся. Вопр. Что есть Бог Сын? Отвеч. Есть второе лицо Божества предвечно от Отца рожденное, которое принявши естество человеческое Христом искупителем и ходатаем нашим сотворися. Вопр. Что есть Дух Святой? Отвеч. Есть третье лицо Божества, предвечно от Отца происходящее, которое нас отраждает и освящает чрез слово и тайны. О сих двух после пространнее в своем месте. Три убо лица в Божестве не суть три бога, как например три человека называются Петр, Иаков, Иоанн; понеже лица Божественные одно числом имеют существо, а мы видом.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

особенности епископского служения И з того, что Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви,» помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» (Иак. 5:14). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:19). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою,» — учил ап. Павел (1 Фес. 5:12-13). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор 12:12). Она — община чад Божиих, “род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет 2:9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14). Духовная родина всех христиан — не земной, но “вышний” Иерусалим (Гал 4:26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян 2:3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил 2:10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф 8:20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Ин 4:21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев” (Ин 4:22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф 22:16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — “Еврей от Евреев” (Фил 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян 22:25–29).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Народу израильскому была дана Богом в удел земля обетованная. Выйдя из Египта, этот народ пошел в Ханаан, землю своих предков, и, по повелению Божию, завоевал ее. С сего момента земля Ханаанская стала землей Израильской, а ее столица — Иерусалим — приобрела значение главного духовного и политического центра богоизбранного народа. Народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и языком молитвы. Более того, древнееврейский был языком Откровения, ибо на нем говорил с народом израильским Сам Бог. В эпоху перед пришествием Христа, когда жители Иудеи говорили на арамейском, а в ранг государственного языка был возведен греческий, к еврейскому продолжали относиться как к святому языку, на котором совершалось богослужение в храме. Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25–29).

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

b. По учению Евангелия, это — люди одной с нами плоти и крови (Деян. 17:26 ), наши братья по природе и особенно по благодати (Гал. 3:28; Мф. 23:8; Фил. 1:14 ), которые молятся одному с нами Отцу (Мф. 6:9 ), состоят под властью одного с нами Господа и Судьи (Ефес. 6:9 ), и которых внешнее ничтожество не делает ничтожными перед Богом (Рим. 2:10–11 ). б) По отношению к нам ? а. Слуги — видимые виновники нашего внешнего довольства; их беспокойства доставляют нам покой; их труды — изобилие; их усердие — порядок и чистоту в доме; их пот — прохладу, и проч. b. Нередко невидимые виновники благословений, посылаемых свыше на наш дом и семейство. Примеры: Иосиф в Египте, Иаков в доме Лавана. 2. Как господа должны обращаться со слугами? а) Как с людьми, созданными по образу Божьему и имеющими право на свободу, на известную честь и уважение, на награду за труды (Сир. 7:22–23; 1Кор. 9:9; Мф. 10:10; Лев. 19:13 ). б) Как с меньшими братьями о Христе и детьми , о которых они должны заботиться с отеческой попечительностью и любовью (Фил. 3:17 ), в болезнях телесных оказывать им деятельную помощь, по примеру Капернаумского сотника; в болезнях духовных вести их к небесному Врачу, научая их и словом и примером искать царства Божьего и правды его. “Как кадильница благоуханием наполняет воздух и услаждает чувство обоняния всех предстоящих, так благочестивый господин или госпожа служит в наставление и спасение всем тем, которые около них обитают.” Смирение составляет необходимую добродетель для всех христиан “ Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой! ” (ст.8). Какое искреннее и глубокое смирение выражается в этих словах капернаумского сотника! Смирением отличались все великие праведники: Моисей (Числ. 12:3 ), Давид (Псал. 21:7 ), Петр (Лук. 5:8 ), Павел (1Кор. 15:8–10 ); смирение составляет черту святых ангелов (Апок. 22:8–9 ); смирением должны украшаться и мы. 1. Без смирения невозможно спастись. Эта добродетель, по замечанию святого Амвросия Медиоланского , есть то же для христианской жизни, что основание для здания. Как архитектор глубоко роет землю, где нужно положить первый камень: так христианин, который хочет созидать дело своего спасения на прочном основании, должен непременно основывать его на смирении. Оно также важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

16:18). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под «камнем» правое Петрово исповедание Господа: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа (Мф. 26:69—74) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал. 2:12—18)! Но что самое главное — это учение Апостола Павла: Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11); Христос является краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе (Еф. 2:20—21); и все пили из духовного камня; камень же был Христос (1 Кор. 10:4). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя «камнем», на котором Христос создал Церковь, а учил: Вы приступили к Нему (Христу), камню живому… ибо сказано в Писании: «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится» (Ис. 28:16). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется «Главою Церкви», а Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви (Кол. 1:18), ибо сам Бог поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:22).    Папа Лев XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим «главенство» пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме. Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом «языков», а не иудеев, и притом чрез его учеников. По крайней мере, апостольское служение Апостола Павла в Риме вне всякого сомнения (Деян. 28:15; Рим. 1:9; 15:15; 16 гл. и Фил. 1:13). На апостольском Соборе в Иерусалиме по вопросу, волновавшему все Церкви, — об обязательности для христиан из язычников обрезания и Моисеева закона, председательствовал Апостол Иаков, а не Апостол Петр, и тот же Апостол Иаков произнес заключительную речь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010