Глава 5 Анания и Сапфира (1–10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11–16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17–33). Мудрый совет Гамалиила (34–39). Первые раны за имя Христово (40–42) Деян.5:1 .  Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, про­дав име­ние, «Продав имение», греч. επλησε κτμα, правильнее слав.: «продаде село» – продал село (по 8-му стиху – село – τ χωρον, т.е. землю, местечко, поле). Деян.5:2 .  утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть при­нес и по­ложил к ногам Апостолов. «Утаил из цены», и само по себе «утаение» истины составляло неблаговидный поступок. Но здесь оно являлось еще более преступным, потому что Анания говорил, что принес все, что было выручено им за землю. Это было не только выражением постыдного своекорыстия, но и намеренною сознательною ложью и лицемерием. Обманывая все христианское общество с Апостолами во главе, они хотели представиться столь же самоотверженными в пользу неимущих, как и другие, а на самом деле не были таковыми: служили двум господам, а хотели казаться служащими одному. Таким образом, вместо правдивости и искренности тут являются в святое общество христианское два наиболее противных ему качества – фарисейское лицемерие и Иудино сребролюбие. Деян.5:3 .  Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? «Петр сказал», узнав об этой лжи и лицемерии не от кого-либо другого, а от Духа Святого, исполнявшего его. «Для чего ты допустил сатане?», греч. δι τ επλρωσεν ο σατανς τν καρδαν σου ψεσασθα σε, точнее слав.: «почто исполни сатана сердце твое солгати». Таким образом, более точно и лучше было бы выразить красоту подлинника так: «почто исполнил сатана сердце твое (чтобы) солгать Духу Святому и утаить от цены села»? В поступке Анании Петр раскрывает дело сатаны – «отца лжи» ( Иоан. 8, 44 .) и исконного врага Духу Святому и делу Мессии, почему и предупреждает вторжение этого столь опасного зла столь решительною и строгою мерою. Возможно, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявились в Анании и Сапфире не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла пустило давно в них свои корни и только теперь принесло свои пагубные плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.27:4 .  Отправив­шись оттуда, мы при­плыли в Кипр, по причине про­тивных ветров, «Приплыли в Кипр» – см. к Деян.4 и пар. Это совершилось, по-видимому, вопреки первоначальному намерению плавателей ( Деян.27:2 ) «по причине противных ветров», отклонивших корабль от принятого направления. Деян.27:5 .  и, пере­плыв море про­тив Киликии и Памфилии, при­были в Миры Ликийские. «Переплыв море против Киликии и Памфилии...» – (см. прим. к Деян.11 и Деян.13:13 ), следовательно, не заходя в их приморские города, «прибыли в Миры Ликийские» – цветущий тогда город в Малоазийской провинции Ликии, верстах в 4 от моря, на реке судоходной до самого города. Здесь найден был сотником александрийский корабль, плывший в Италию, на который пересадили узников и конвой. Вероятно, это был тоже купеческий корабль, очень большого размера, везший груз пшеницы ( Деян.27:38 ) и, кроме того, до 276 человек народа ( Деян.27:37 ). Почему этот корабль, плывший из Александрии в Италию, настолько уклонился от прямого пути, очутившись в Малой Азии, неизвестно: может быть, был загнан противными ветрами, может быть, торговыми делами, сдачей или приемкой грузов и т. п. Деян.27:7 .  Медлен­но плавая многие дни и едва по­ровняв­шись с Книдом, по причине небла­го­приятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. Деян.27:8 .  Пробрав­шись же с трудом мимо него, при­были к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. От Мир Ликийских до «Книда» – города в Малоазийской провинции Карий, на полуострове Книдии, при благоприятных условиях плавания, можно было доплыть в один день, равно как и от Книда до известного большого острова «Крита». Но корабль плыл эти расстояния «медленно, многие дни», задерживаемый неблагоприятными ветрами. «При Салмоне» – мыс на восточном берегу Крита. «Хорошие Пристани близ города Ласея» – на южном берегу Крита. Здесь была бухта, хорошо защищенная от северо-западных ветров, затруднявших плавание корабля и заставлявших его спуститься под заслон от них Крита, чтобы южнее его и плыть далее. Но здесь, в усугубление прежней, выступила новая беда – не менее сильные и противные юго-западные ветры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма пятнадцатая Аллилуия, 105. 609 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вечна милость Его! 2 Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? 3 610 Блаженны те, кто хранит закон и творит правду во всякое время. 4 Помяни нас, Господи, окажи благоволение народу Твоему, даруй нам спасение, 5 Да узришь Ты благоденствие избранников Твоих, возвеселишься веселием народа твоего, возрадуешься о достоянии Твоем. 6 611 Согрешили мы подобно отцам нашим, творили беззакония и неправду; 7 612 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих и оскорбили Тебя, входя в Чермное море. 8 613 Но спас их Господь во славу имени Своего, являя силу Свою; 9 614 И повелел Чермному морю, и иссякли воды его, и вел Он их в бездне морской, словно в пустыне. 10 И спас Он их от руки ненавистников, избавил их от руки врагов. 11 Покрыла вода гонителей их; ни один из них не уцелел. 12 И поверил народ слову Его, и воспел хвалу Ему. 13 615 Но скоро позабыли они деяния Его, не стали ждать повелений Его; 14 И восхотели они мясной пищи в пустыне безводной, и стали искушать Бога. 15 И Он исполнил прошения их и насытил их. 16 616 И прогневали они Моисея в стане своем, Аарона, священника Господня. 17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла в сборище Авирона; 18 И возгорелся огонь в сборище их, пламя попалило грешников. 19 617 И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола; 20 Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву. 21 И позабыли Бога, спасающего их, сотворившего великие дела в Египте, 22 Чудеса на земле Хамовой, грозное деяние в море Чермном. 23 И Господь готов был истребить их, но Моисей, избранник Его, предстал пред Ним в сокрушении и молил Его отвратить гнев Свой и не погубить их. 24 618 И недостойны стали они земли обетованной. Не дали веры слову Его; 25 619 И возроптали в шатрах своих, не послушали гласа Господня. 26 620 И занес Он руку свою на них, чтобы покарать их в пустыне,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим» (Быт. 32:1—2). Написано же, что «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). И еще: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11). Подлинно Господь наш Иисус Христос спасает всех любящих Его; чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. 1. Достоин удивления образ жизни святых у тех, которые решились жить наилучшим образом; слава же их жительства выше всякого слова. И для желающих вести благочестивую жизнь может быть хорошим образцом тот, который разнообразно изъясняет, каким образом должно прямо устремляться к тому, что подобает и что угодно Богу. Я же полагаю, а лучше сказать, само слово богодухновенного Писания утверждает, что нам должно, правильно созерцая исход жизни святых древнейших, подражать вере их и идти по следам присущей им добродетели. Ибо странно было бы, когда бы те, которые были сведущи в искусствах царских, имели для себя наставниками в сем деле людей, прежде их живших и тщательно старались ревновать тем, кои изучили это дело в точности, а между тем мы сами, для которых и целью служит совершение добродетели, не направляли взора ума своего на то, чтобы воспроизводить в себе добрые деяния древнейших и из них избирать такие, чрез которые всякий мог бы быть особенно славен пред Богом и сам бы мог соделать ум свой сведущим в святом житии. Отнюдь не менее других добрый пример представляет нам в себе божественный Иаков, который проходил безукоризненный, сколько было возможно, и приличествующий тогдашнему времени путь жития, имея помощником и управителем пути всяческих Бога, Который иногда с пользой допускал его и до трудов (потому что без подвига никто не может приобрести себе славу в добродетели), но за то после упражнений (в добродетели) венчал его радостью и как бы некоего из сильнейших борцов удостоивал великих наград. Ибо не говори в себе: зачем не без труда дарует Бог святым радость? Это значило бы оставлять их без упражнения и тем не менее давать им награду за добродетель; лучше же сказать, делать плодом не испытанного еще направления воли их благоволение и славные и достойные удивления благодеяния к ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4—6). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22). От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1–10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви [ 399 ]. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения. ГЛАВА Х О ДЕВЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1. ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь. Слово «церковь (εκκλησα)» происходит от глагола εκκαλω, что значит «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пт. 2, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Как же стяжать терпение? Нужно привыкать терпеть, стараться не роптать, и, конечно, просить у Бога помощи. Если будем просить у Бога неотступно, то будет с нами по слову Христову: «Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» ( Мф. 7:11 ). А терпение и есть высшее благо. Прошение о терпении угодно Господу, и Бог поможет каждому христианину, взывающему к Нему под тяжестью креста своего. Но просят помощи и злые люди, идущие путем греховным. Им Бог терпения не даст: это значило бы облегчать их темную, греховную жизнь. Им не даст, а добрым христианам, которые идут смиренно путем Христовым, Господь поможет, ведь, по слову апостола, «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы все могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). Наше горе – ничто по сравнению с тем, что претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. Поэтому нам надо много терпеть, ища утешения и «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр. 12:2–9 ). Вот чем надо укрепляться, откуда можно без конца черпать терпение. Взирайте почаще на святой Крест, Спасителя, распятого на нем, и молитесь вместе со святым Ефремом Сириным : «Господи и Владыко живота моего, дух терпения даруй ми, рабу Твоему. Аминь». 8. Бог есть любовь «Господи и Владыко живота моего! Дух любви даруй ми, рабу Твоему!» Мы просим о любви, которая есть исполнение всего закона, ибо если не имеем любви, то по слову святого апостола Павла мы «медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор. 13:1 ). Даже если у нас есть «дар пророчества», великие звания и вера, переставляющая горы, но нет любви – мы ничто. Величайшим примером любви для нас является Господь наш Иисус Христос. То, что Он говорил и совершал во дни своей земной жизни, а затем явил на Голгофе,– есть непрестанная проповедь о любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Может быть они видели и слышали, что Павел узник, – тем понятнее их суждение. Под именем Суда (Δκη – Iustitia) у греков разумелась богиня, мстящая за преступления людям, дочь верховного Юпитера. – Не потерпел никакого вреда: это – без сомнения, чудо, совершившееся с великим апостолом во исполнение обетования Господа ( Мк.16:18 ): будут брать змей верующие в Христа безвредно. – Переменили мысли и говорили, что он бог: т.е. по их языческому представлению – принявший на себя образ человека один из богов (ср. 14, 11 и прим.), ибо они видели действие необычайное, превосходящее силы человека, и догадывались, что человек простой не может сделать того, что сделал Павел. – Ныне нет ядовитых змей на Мальте; у туземцев есть предание или поверье, что с тех пор, как апостол Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость, – предание, свидетельствующее о пребывании Павла на этом именно острове и именно при тех обстоятельствах, о которых говорится здесь. 7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас, и три дня дружелюбно угощал. 8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился, и возложив на него руки свои, исцелил его. 9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. 10. И оказывали нам много почести, и при отъезде снабдили нужным. Начальника острова: буквально – первого на острове человека. Первым называется Публий, без сомнения, не по роду своему или богатству, ибо в этом смысле первым был бы его отец, который был еще жив. Посему надо полагать, что первым он называется по должности, занимаемой им на острове, вероятно, он был легат претора сицилийского, к провинции которого принадлежала Мальта, управлявший островом. – Принял нас: не всех спасшихся от кораблекрушения, но – нас в тесном значении слова, т.е. Павла и его спутников – Луку, дееписателя, и Аристарха ( Деян.27:1–2 ); на это ясно указывает ст. 10, так как всем 276 людям не за что было оказывать особенные многие почести, и невероятно, чтобы всех снабдили нужным на дорогу островитяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Может быть сам дееписатель привел эти слова по греческому переводу, но вероятно, что и евнух читал книгу в этом же переводе, а не в подлиннике, так как между евреями, обитавшими в Египте и в окрестных странах Африки, этот перевод был сильно распространен и заменял место подлинника, да и сделан он был именно для этой замены, так как египетские евреи говорили по-гречески. Приведенное место из книги пророка как церковь иудейская, так и первохристианская, единогласно признавали относящимся к Мессии (ср. Мф.8:17 ; Мк.15:28 ; Ин.12:38 и д. 1Пет.2:22 и д.), который изображается здесь как страдалец под именем Раба или Отрока Иеговы (см. прим к Мф.12:18 ). Вольные страдания Его не за свои грехи, а за грехи всего мира изображаются здесь в очень трогательных чертах: как овца веден был Он на заклание (при жертвоприношении), и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст своих (для жалобы или порицания или чего-либо подобного). В уничижении Его (в страданиях, причиненных Ему врагами Его) суд Его (суд Божий над Ним, которому Он должен был подвергнуться не за свои грехи) совершился. Но род (γενεν) Его кто разъяснит (современное Ему поколение, так уничижившее Его и предавшее Его смерти, нравственную порчу и извращенность этого поколения кто изобразит)? Ибо вземлется от земли жизнь Его (это поколение дошло до того, что умертвило Его – Мессию своего – неизобразимое извращение религиозно-нравственного смысла и настроения духовного!). Впрочем, выражение: род Его кто разъяснит, не без основания понимается некоторыми в смысле неизъяснимого вечного происхождения Мессии от Бога, как единородного Сына Божия, от вечности рождаемого (ср. Феофил.), хотя это объяснение и не совсем согласно с употреблением слова γενε (ср. Мф.11:16 ). 34. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать:о ком пророк сое говорит? о себе ли, или о ком другом? 35. Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. 36. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.12:28 . –   Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов. Это место, записанное у Луки, читается так: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов» ( Лк.11:20 ). Это тот перст, который исповедуют и волхвы, творившие чудеса перед Моисеем и Аароном, когда они говорили: «Это перст Божий» ( Исх.8:19 ); это тот перст, которым написаны каменные скрижали (доски) на горе Синае ( Втор.9 ). Итак, хотя рука Божия есть Сын, а перст Божий есть Дух Святый, но сущность Отца и Сына и Святого Духа одна, и пусть не соблазняет тебя неравенство членов, когда единство тела научает [вас]. То конечно достигло до вас Царствие Божие. Этими словами Он обозначает или Самого Себя, о Котором в другом месте написано: «Царствие Божие внутри вас есть» ( Лк.17:21 ) и «стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ); или же, может быть, то Царство, которое проповедовали Иоанн и Сам Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Есть еще Третье Царство Священного Писания , которое отъемлется у иудеев и дается народу, приносящему плоды его ( Мф.21:43 ). Мф.12:29 .  Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его Или каким образом кто-нибудь может войти в дом сильного и похитить сосуды его, если не свяжет прежде сильного, а потом уже разграбит дом его. – Мы не должны быть беззаботными: что противник наш силен, это доказывают также победные клики [его]. Дом его – это весь мир, лежащий во зле ( Ин.5:19 ), что зависит не от качества (dignitate) Творца, но от великих преступлений врага. Сосудами его некогда были и мы. Сильный [ныне] связан и прикован к преисподней и попран ногой Господней, и по сокрушении престолов жестокого властителя пленение его было пленено. Мф.12:31 .  Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится (spiritus autem, blasphemiae non remittetur) человекам. Да не подумает кто-либо, что это слово относится к еретикам и раскольникам (хотя, конечно, может быть и так понимаемо); на основании связи речи и дальнейших слов оно должно быть относимо к дьяволу , потому что деяния Спасителя не могут быть сравниваемы с деяниями веельзевула: он желает держать души людей в плену, а Господь – освобождать их; он проповедует идолов, а Господь – познание единого Бога; он влечет к порокам, а Господь призывает к добродетелям. Посему, каким образом может быть согласие между теми, которые по делам своим разделены, [или: различны]?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Наиболее явно, если говорить о своеобразных чтениях древнегреческого перевода Библии, вера в воскресение из мертвых представлена в книге Иова. Свидетельство этого памятника ценно прежде всего тем, что интересующие нас фрагменты хорошо прочитываются в более широком контексте, позволяя предположить наличие разночтений уже в еврейском оригинале. При чем если более достоверным считается более связный текст, то Септуагинта вправе претендовать здесь на историческое первенство. Рассмотрим вначале 14-ю главу, которая представляет собой законченный в смысловом отношении отрывок, воспроизводящий речь самого Иова: Иов 14 LXX 1 Человек, рожденный женою, недолговечен, и гнев пребывает на нем 1160 ; 2 или он подобен цветку, который зацвел и опал; он убегает как тень и не стоит на месте. 3 Но не его ли Ты сделал предметом рассмотрения 1161 и заставил предстать на суд пред Тобою? 4 Ибо кто тот, который чист будет от скверны? 1162 Никто, если даже один день проживет на земле 1163 ; но и месяцы его исчислены Тобою, срок Ты положил ему, и не преступит [предела]. 6 Отступи от него, чтобы он мог передохнуть и счесть свою жизнь благом, как наемник. 7 Ведь и дереву есть надежда: если срубят его, зацветет опять, ибо отросток его сохранится; 8 если же состарится в земле корень его, или на камне иссякнет ствол его, 9 то зацветет [снова] под влиянием воды, даст побеги посаженное вновь. 10 А человек умерший отошел, пал, и больше нет его 1164 . 11 Со временем оскудевает море, опустелая река пересыхает: 12 человек же, уснув, не встанет, пока не будет небо сошвено 1165 ,ø и не пробудятся [все] от сна своего, † 13 О, если бы во аде Ты сохранил меня, скрыл бы меня, пока не пройдет гнев Твой: назначь мне время, когда Ты вспомнишь обо мне. 14 Ведь если умрет человек, окончив дни жизни своей, жив будет 1166 ; я потерплю, пока вновь не стану быть 1167 . 15 После этого Ты призовешь меня, и я послушаюсь Тебя; Ты же созданий рук Твоих не отвергни. 16 Но Ты исчислил мои деяния, ни один из грехов моих не пройдет мимо Тебя: 17 Ты запечатал мои беззакония в мешке, отметил все то, что я преступил невольно. 18 øПоистине, и гора расседаясь рассядется, и скала сдвинется с места своего; 19 воды стирают камни, воды покрывают доверха высоты земли: так и ожидание человека Ты губишь.† 20 Отринул его до конца, и он отошел: с изменившимся лицом отпустил его. 21 Много ли сыновей у него, не ведает, мало ли их стало, не знает: 22 но телеса его болели, душа его саму себя оплакивала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010