Беседа о Воскресении Христовом Скачать epub pdf Небо и земля и преисподняя возрадовались радостию великою зело в день оный, в который Иисус Христос смерть поправ, воскресе тридневен, и живот даровал миру. На небеси возрадовались Ангелы о человеческом спасении, на земли человецы – о своем восстановлении в первобытное их достоинство, а в преисподних возрадовались праведные о своем освобождении от уз, их там связывавших. Церковь Христова, вспоминая ежелетно в день святой Пасхи о причинах такового всемирного торжества, воспевает радости и веселия преисполненные песни: вкупе же читает по древнейшему преданию святых отец от сего дня до Пятидесятницы и книгу Деяний Апостольских. Деяньями же Святых Апостол именуется книга сия потому, что содержит в себе их дела, проповедь и чудотворения (Злат. слов. яко не безбед. слушат.): а писатель оныя есть Апостол и Евангелист Лука, который написал первее Евангелие, потом сии Деяния Апостольские, и оба сии послания послал к Феофилу. Книга сия поистине есть Богодухновенная, как и Евангелие им писанное. Богоглаголивый Лука, повествуя в ней о делах святых Апостол, описывает исполнение обетований Иисуса Христа, и событие Его предречений. Здесь читаем обстоятельное описание сошествия с небеси пресвятого Духа Спасителем обещанного ( Ин.15:26 ): здесь видим от совершенной любви происшедшее единство души и сердца веровавших ( Деян.4:32 ), по сим словам молитвы Господней: «да будут едино, яко Мы едино есмы» ( Ин.17:22 ), видим Божественных Апостолов, по предсказанию учителя их и Господа предаваемых на сонмы и соборища ( Мф.10:17 ), поносимых, камением побиваемых и претерпевающих мученическую смерть ( Деян.5:40 , 7и др.); видим их путешествования, подвиги, ревность, бедствования, страдания, добродетели, чудеса и все то, что предрек о них Сам пославый их Господь ( Лк.21:12 ). Правильность речений, приятность слова, высота мыслей, чистота слога и краткость в описании нужных во всяком деле обстоятельств, все сие не только доказывает, что книга сия точно есть списание духовитийственного Луки, но и веселит и приводит в умиление сердце всякого читающего или слушающего оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Преподобный Максим Грек (+ 1556) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 янв. в день преставления, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых Прп. Максим Грек родился в знатной семье в Эпире, в Греции. В миру его звали Михаил Тиволис. Он получил высшее образование в Венеции и Флоренции, где был близок ко многим выдающимся людям своего времени, — между прочим, к флорентийскому проповеднику Савонароле, борцу за чистоту нравов, и присутствовал при его мученической кончине. По возвращении на родину он поступил в монастырь Ватопед на горе Афонской и принял там постриг. В 1518 г. вел. князь Василий III Иоаннович просил афонских старцев прислать ему ученого инока для приведения в порядок его библиотеки и для ученых трудов. Выбор старцев пал на Максима. Приехав в Москву, он нашел великокняжескую библиотеку в большом беспорядке, но был поражен ее богатством. Он окружил себя молодыми переводчиками, и работа началась: были переведены Толковая Псалтирь, Деяния святых апостолов, Властарь (собрание церковных постановлений) и некоторые творения Иоанна Златоустого; было начато исправление богослужебных книг; кроме того, прп. Максим писал и полемические сочинения. Он создал себе много друзей, но еще более врагов: во-первых, тем, что примкнул к сторонникам покойного Нила Сорского (+ 7 мая 1503), бывшего противником монастырского землевладения; во-вторых, тем, что обличил порчу нравов русского народа и высшего, главным образом придворного, общества, и, наконец, тем, что вместе с Восточными Патриархами и лучшими русскими людьми осудил развод вел. князя с его кроткой, богобоязненной супругой вел. княгиней Соломонией из рода Сабуровых (в иночестве Софией; память ее 16 дек). Вел. князь «встречи», то есть возражения себе, не терпел. Нашли ошибки, допущенные прп. Максимом при исправлении богослужебных книг (по недостаточному знанию им русского языка), и осудили его как еретика.

http://sedmitza.ru/lib/text/436829/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОРИТЕТ в вопросах веры [лат. auctoritas - власть, влияние], добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости. Понятие «А.», не имеющее аналогов в древнегреч. языке, исторически сформировалось в лат. патристике и средневек. западноевроп. науке, основу к-рой составила рим. правовая традиция. Вероучительный А. Свящ. Писания признается христианами всех конфессий (разногласия возникают в отношении к канону ). Вместе с А. Свящ. Писания правосл. и католич. Церкви признают А. Свящ. Предания: деяния Вселенских Соборов, творения святых отцов , канонические установления, литургику , иконографию , благочестивые обычаи и др.,- ибо в Свящ. Предании различным образом выражается Полнота Истины. В догматах Церковь сформулировала вероучительную истину, к-рая на протяжении более чем тысячелетия остается непререкаемым А. для верующих. Канонические установления, составившие основу действующего в Церкви права, признаются всеми Церквами. Со времени, когда сложился канонический корпус (883), Церковь не добавила в него ни одного нового канона и ни одного не исключила; свидетельством высокого А. священных правил служит то, что Вселенский VII Собор поставил их в ряд со Свящ. Писанием (VII Всел. 2). Признанным А. в Церкви является А. святых отцов, воспринявших христ. веру от апостолов и сохранивших ее для последующих поколений христиан. «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди» (Синодик в Неделю Православия). Вопрос о границах Свящ. Предания, а следов., о его А., и в частности об А. святоотеческого наследия, рассматривался на состоявшейся 7-9 февр. 2000 г. в Москве Богословской конференции РПЦ «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». «Предание есть всегдашнее и всеобщее церковное сознание,- отметил в докладе «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия» митр. Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет,- и Церковь ублажает святых отцов как верных выразителей этого сознания, подлинных свидетелей Веры Церкви. Вот почему столь важной в православном богословии и вероучении является ссылка на авторитет отцов, утверждение о том, что подлинное богословие есть богословие святоотеческое. Это рассуждение можно привести и иначе: если мы не следуем святым отцам, то мы выпадаем из Предания, мы покидаем Церковь».

http://pravenc.ru/text/81016.html

Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняе­мые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечело­веческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира...» Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту ис­тину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они явля­ются солью земли (Мф. 5,13). Своей духовной силой и крепостью свя­тые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и стро­гой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь. О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой про­рок Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Пер­вой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апос­тол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых тво­рений в области агиографии было житие преподобного Антония Вели­кого, написанное святителем Афанасием Великим. Протоиерей Иоанн Восторгов, всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архи­ерейском Соборе в августе 2000 г.

http://pravoslavie.ru/5955.html

II. «История» и история Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов К предыдущей статье В предисловии к своему главному сочинению Беда писал, что он руководствуется «истинным законом истории» (uera lex historiae). Представления об этом законе он заимствовал у римских историков, прежде всего у Тацита, который писал: «Я считаю главнейшей обязанностью анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в Однако в отличие от сочинений Тацита или Светония «История» представляет собой не просто галерею добрых и злых деяний; согласно христианской концепции линейной истории она выстраивает эти деяния в единую цепь, ведущую к конечной цели-спасению человечества во Христе. Этому принципу подчинена и модель сочинения Беды. Многие ученые отмечали двойную парадигму «Истории»; с одной стороны, она опиралась на «всемирные хроники» Павла Орозия, Проспера Аквитанского и Евсевия Кесарийского, с другой-на «Церковную историю» того же Евсевия. Этот труд епископа Кесарии представлял собой историю христианской церкви со времен апостолов до IV в.-ее распространение по Римской империи, несмотря на гонения и казни, борьбу с ересями и последовательность сменявших друг друга епископов. Беда, знавший «Церковную историю» в латинском переводе Руфина, попытался сделать в отношении английской церкви то же, что Евсевий сделал для церкви вселенской. Не случайно он писал комментарии к «Деяниям апостолов» параллельно с Для него, как и для Евсевия, история церкви была лишь продолжением апостольской проповеди, поэтому он осуждал или просто не замечал то, что противоречило примеру апостолов-стяжание церковью богатств, равнодушное или небрежное отношение ее служителей к пастырскому долгу. Следует отметить, что «История» находится не только на пересечении двух жанров (хроники и церковной истории), но и на рубеже двух периодов истории церкви. Первый период закончился на Западе в VIII-IX вв.; это была эпоха утверждения веры, связанная с деятельностью святых отшельников и отважных миссионеров, не боявшихся мученического венца и даже стремившихся к нему. Ее сменила другая эпоха-время укрепления власти Рима, организации и унификации церковного управления и церковной доктрины, когда святых сменили администраторы и «князья церкви». Беда видел тех и других, но его симпатии принадлежали первым. Отсюда его прохладное, хотя и уважительное отношение к прославленным устроителям английской церкви-Теодору и Вилфриду. Также и в «Истории аббатов» едва заметные оттенки дают понять, что он предпочитал энергичному Бенедикту кроткого Кеолфрита. С восхищением он пишет о деяниях святого Кутберта или о строгости жизни ирландских монахов (хотя они и придерживались «неправильной» Пасхи).

http://sedmitza.ru/lib/text/440466/

Деяния святых апостолов Книга Деяний святых апостолов имеет особенную важность при споре со штундистами о том, которое общество есть истинно-церковное и являет собою установленную Христом Церковь , штундистское ли общество, или общество Церкви Православной. Очевидно, что то общество есть истинно-церковное, которое во всем сообразно Церкви, бывшей по вознесении Господа на небо, управляемой апостолами, руководимой Св. Духом, сошедшим на них в день Пятидесятницы. С Божией помощью надеемся показать, что этою сообразностию отличается святая Православная Церковь . Деян.1:5 . Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех. На основании этого мнимо-духовные штундисты отвергают нужду водного крещения. Они говорят, что водное крещение Христом отменено, как установление Иоанново, а не Христово. Но отменено то крещение, которое не было таинство, а было лишь водное погружение, как выражение сердечного покаяния; установлено же крещение водою и Духом ( Иоан. 3:5 ). Штундисты скажут, что крещение не по мнозех днех есть, конечно, сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы, а при этом воды не было. Но сошествие Св. Духа хотя и называется здесь крещением, однако, кроме того, оно было и вторым таинством (миропомазанием), сообщением благодатного дара, нужного всем христианам (ср. гл. 2, 38 и 8, 14–17), было и четвертым таинством (священством), поставлением апостолов на их служение и сообщением потребных для него даров (вы приимете силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете ми свидетели, 1:8); а второе и четвертое таинства и теперь совершаются без воды. Если же и крещение в первый раз (в день Пятидесятницы) совершилось без воды, то причина сего понятна; кто же мог тогда совершить крещение водою, когда и сами апостолы еще не были крещены? или, подобно рассуждая, кто мог возложить на них руки, если еще никто из людей не принял благодатного Дара? Первое не так бывает, как второе или дальнейшее, по исключительности обстоятельств, по той причине, что это именно первое. Что потом при крещении употреблялась апостолами вода, об этом, конечно, никто спорить не станет (см. 8, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поучение Патриарха Никона священному чину и причетникам Приводится по изданию: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, «Искусство-СПб», 2003. Приложение 5. С.372-375 В начале февраля 1654 г. в Москве прошло заседание Освященного собора, на котором было принято решение об изменении некоторых церковных обрядов. Вскоре после этого по приходским церквям была разослана память патриарха Никона с указанием, как следует класть поклоны во время божественной литургии. Об этой памяти впоследствии писал в своем Житии протопоп Аввакум: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны...» Однако сам текст этого источника до сих пор не был известен исследователям. В древлехранилище Государственного Исторического музея, в собрании графа А. С. Уварова, нам удалось обнаружить любопытный документ, который в описи значится как «Поучение патриарха Никона священному чину и причетникам». В описании фонда, составленном архимандритом Леонидом, документ значится под номером 1543 (312) (750) (см.: Архимандрит Леонид. Систематическое описание рукописей графа А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. Отд. IV). Он написан четким почерком, в столбец, на двух склееных сставах. Судя по орфографии, это современный оригиналу список. В документе не проставлена дата, но присутствие в нем поучения о поклонах наводит на мысль, что источник мог появиться в канцелярии патриарших приказов примерно в то же время, что и изложение соборного деяния 1654 г. На наш взгляд, его можно с достаточно большой долей вероятности отождествить с пресловутой памятью Никона. С.В.Лобачев Текст Февраль 1654 г. Никон божиею милостию патриарх московский и веса Русии сыном [сво]им архимаритом и игуменом, протопопом и всем священником и дияконом и причетником.

http://sedmitza.ru/lib/text/443604/

Вера и добродетель суть желанные Давидом златые крилы, коими всякий человек возвышаясь, достигает до небесных селений, и входит в покой вечного Царствия и блаженства. Всечтимая Церковь Христова, пекущаяся всегда о спасении нашем, проповедует днесь православную веру, ублажая благочестивых и православных, и подвергая проклятию злочестивых и неправоверных: да и во все дни четыредесятницы проповедует о добродетели, посте, молитве, покаянии, исправлении, и обращении к Богу. А дабы утвердить нас во благочестии, и охотными соделать к подвижничеству в добродетели, то представляет днесь бывших до закона и в законе святых мужей дивные и великие деяния, кои Богодухновенный Павел в послании своем к Евреям писал. Сии чудодействия способны поистине и довольны к тому, чтобы утвердить веру, и произвести в нас ревность к добродетельным делам. Ибо кто не утверждается в вере, слыша, что Святые силою веры победили могущественные Царства, судили народом со всякою правдою, получили то, что обещевал им Бог, заградили уста львов, угасили силу огненную, избежали смертной опасности, исцелились от немощей, явились сильными во бранех, победили полчища вражии и умерших воздвигли из мертвых. Чье сердце, слыша сие, не согревается от огня оного веры, о котором Спаситель наш рек: « огня приидох воврещи, и что хощу, аще уже возгореся »? ( Лк.12:49 ) Кто слыша, что для получения жизни вечной иные из Святых умерли будучи жестоко биемы, другие мужественно претерпели поругания, сечения, узы, темницы, каменометания, пилою трения, многоразличные искушения, и смерть от меча, что также ходили всюду одеты в овечьих и козьих кожах, претерпевая недостатки, различные скорби и всякую тесноту, бегая как заблуждшие по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным: кто слыша сие и рассуждая, что они были люди, как и мы, не соделывается отсюда готовым к тому, чтобы претерпеть малую какую тесноту за добродетель для получения вечного Царствия? Ежели единое чтение сих примеров просвещает и наставляет, то кольми паче толкование оных, коим изъясняются и показуются содержащиеся в оных мысли. Почему кто обратит все внимание свое к выслушанию сего толкования, тот получит особенное просвещение и наставление ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Как самостоятельная наука К. сложилась в средние века на стыке нравственного богословия, пастырского богословия и канонического права. Первоначально К. находила опору в дисциплинарных правилах древней Церкви: в Правилах святых апостолов, в правилах Вселенских и Поместных Соборов, в правилах св. отцов, в частности святителей Петра I, еп. Александрийского , Василия Великого , Григория , еп. Нисского, в древних пенитенциалиях свт. Феодора Кентерберийского , прп. Колумбана , св. Беды Достопочтенного , Ионы Орлеанского, в к-рых указывались сроки епитимии в зависимости от тяжести содеянных грехов. Становление К. тесно связано с развитием схоластического спекулятивного метода и базируется на интеллектуальной культуре средневек. схоластики, на технике виртуозного анализа гипотетических ситуаций. Большое значение для развития К. имели труды Ансельма Кентерберийского , Петра Абеляра , Альберта Великого , Иоанна Дунса Скота и, наконец, самого авторитетного из схоластов - Фомы Аквинского . Своей целью К. ставила детальный анализ греховных деяний, в к-ром учитывались всевозможные варианты греха, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства, выявлялись комбинации более тяжких и менее тяжких согрешений, определялась ответственность за деяния, в которых формальное прегрешение (напр., обман ради предотвращения тяжелого преступления) представляло собой меньшее зло, чем бездействие, которое могло повлечь более тяжкие последствия. Казуисты тщательно разрабатывали классификацию грехов, разделяя их на смертные и простительные, большие и малые, намеренные и ненамеренные. В построениях и анализе казуистов широко применялись юридические приемы, в частности разложение целостного явления на его составные элементы, квалификация рассматриваемого явления по степеням и категориям: напр., учение о 3 степенях нужды, 3 разрядах потребностей и 2 категориях средств. Результаты изысканий казуистов излагались в сводах, к-рые обыкновенно назывались «суммами» (summae). Подобные суммы, часто в сокращенном изложении, служили практическими пособиями для духовников, вытеснившими древние пенитенциалии, поскольку они, с одной стороны, превосходили пенитенциалии своей детализацией, а с другой, как правило, оправдывали применение более мягких санкций. Исключительно важное значение в казуистических построениях имела доктрина католической схоластики о сверхдолжных заслугах Иисуса Христа и святых, опираясь на которую духовническая практика средневековья применяла индульгенции . Самое широкое распространение получила «Сумма» испан. доминиканца Раймунда Пеньяфортского († 1275). Видными казуистами были также Анджело Карлети из Клавазио († 1495) и Сильвестр Приериас (1456-1523). К. разрабатывалась по преимуществу в доминиканском и во францисканском орденах, на которые Папским престолом возлагалась особая ответственность за исповедную практику.

http://pravenc.ru/text/1319882.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010