По мнению газеты «Таймс», Тид является человеком, который, возможно, изменил наше представление о христианстве. Но мы пока еще должны ждать. 633 В конце XIX в. сторонники так называемой отрицательной критики текста Нового Завета, как, например, рационалист Ф.К.Баур, не признавали историчности Евангелия от Луки и книги Деяний святых апостолов. Они считали оба эти труда апостола Луки самыми слабыми в Новом Завете. Их утверждения послужили поводом для более тщательного изучения этих важных книг, в результате чего выявили, что святой Лука был превосходным историком. Этому в значительной мере способствовала и археология, доказавшая, что исторические, географические, топографические реалии, а также политическая атмосфера, наполняющая обе книги Луки, особенно Деяния святых апостолов, обусловлены четким и великолепным знанием событий I века. Так, сэр У. М. Рамсей, в трудах которого полностью опровергаются утверждения Баура и его «школы», особенно высоко оценивает историческое чутье Луки, характеризуя его как «первоклассного историка среди других историков». 634 Изучающий Евангелие от Луки без особого труда может констатировать, что автор стремится расположить события, о которых повествует, в одной исторической плоскости, а также пытается заключить их в определенные исторические рамки. Так, он пишет, что священник Захария получил известие от ангела, в соответствии с которым у него должен был появиться сын в дни Ирода, царя Иудейского (Лк, 1. 5), и что в дни кесаря Августа вышло повеление сделать перепись по всей земле, и что эта перепись была первая в правление Квириния Сириею ( Лк. 2, 1 ). Еще он пишет, что Креститель начал свою проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе ( Лк. 3, 1–2 ). Эти сведения богодухновенного евангелиста были своего рода вызовом историкам и археологам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27,1 ). Библия не делает различия между «белым» и «черным» оккультизмом. Но в то же время говориться в Писании о трех основных видах колдовства, как разновидности ритуального сатанизма: -гадатели и прорицатели; -волшебники и чародей; -некроманты (вызыватели мертвых) Во всех случаях: гадатели, прорицатели, волшебники, чародей и вызыватели мертвых являлись преступниками против Закона Божия и в некоторых случаях заслуживали и смертной казни. Но самое страшное наказание для колдунов ожидает их в Вечности. В Книги Откровения сказано: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Отк.22:14–15 ). Для чародеев и равно для прибегающих к их демоническим услугам будет закрыт доступ к древу жизни и граду святых. Запятнавшие себя подобным языческим, бесовским человекоубийством нуждаются в истинном раскаянии. В Книги Деяния Святых Апостолов говориться о проповеди апостола Павла в Ефесе, где ко Христу обратилось и множество чародеев, последователей зла. Эти люди сотворили достойный плод покаяния, сказано: «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Дея.19:19–20). Оккультные, сатанинские и колдовские книги совершенно необходимо предавать огню. Их нельзя продать, или передать другим. Уничтожение в огне с одной стороны напоминает нам о вечной участи для нераскаявшихся сатанистов, чародеев и оккультистов, с другой спасает других людей от пагубного влияния этих книг. В Библии есть разные символы существовавших и существующих форм правления. Для современной реальности наших дней угадываются следующие символы- знаки: апоколептический знак- коммунистической идеологий: «зверь багряный» ( Отк.17:3 ); -фашизма (как крайней формы национализма): «дракон»; -знак демократической формы управления: «лжепророк» ( Откр. 16, 13; 19,20; 20, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

И тогда стали уже приходить к нему многие, осмеливались даже приходить иные и страждущие. Всякому, приходящему к нему, иноку давал он постоянно такую заповедь: «веруй в Господа и люби Его, храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий, и как написано в Притчах, не прельщайся насыщение чрева (Прит. 24, 15), бегай тщеславия, молись непрестанно, пой псалмы перед сном и после сна, тверди заповеди, данные тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя имела ревность святых образцом для себя». Особливо же советовал Антоний непрестанно размышлять об Апостольском изречении: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), и думать, что сказано это вообще относительно ко всякой заповеди, чтобы не заходило солнце не только в гневе, но и в другом грехе нанием. Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас ни солнце за дневной проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление. А чтобы соблюсти себя от этого, хорошо — выслушать и сохранять Апостольское слово. Ибо сказано: себя истязуйте, себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Поэтому, пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если же не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадетю, и ближнего не осуждает, и себя не почитает праведным, дондеже, как сказал блаженный Апостол Павел, приидет Господь (1 Кор. 4, 5), испытующий тайное. Нередко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем этого мы, однако же Господь видит все. Посему, суд предоставив Господу, будем сострадательны друг к другу, станем носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), и истязывать самих себя, и, в чем мы недостаточны, постараемся то восполнять. А к ограждению себя от греха будем соблюдать еще последующее. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщать это друг другу; и будьте уверены, что стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что–либо худое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни [ 36 ], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [ 37 ] Святой Крискент [ 38 ], о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии [ 39 ], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне [ 40 ], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна [ 41 ]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор.1:19), был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса [ 42 ], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет [ 43 ], о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене [ 44 ]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии [ 45 ]. Скончался в мире [ 46 ]. Святой Стахий [ 47 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе [ 48 ]церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Деян.4:32–35 .   У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. В словах «было одно сердце и одна душа» «сердце» и " душа» означают одно и то же. «С великою силою свидетельствовали о воскресении». Лука выставляет апостолов как людей, которым поручено что-то, и говорит как бы об обязанности – вот что значит «свидетельствовали». «Не было между ними никого нуждающегося». Потому «благодать великая», что не было ни одного бедного, то есть не было ни одного нуждающегося, вследствие особенной щедрости отдававших свое имущество, потому что отдавали не часть, чтобы другую часть удержать у себя, а всё; и всё отдавали не как свое, а как бы не свое; и все уверовавшие питались как бы от одного дома. «Продавая, приносили цену проданного». Это свидетельствует о великом достоинстве и великом благочестии приносивших, потому что не дерзали даже отдавать в руки, но «полагали к ногам Апостолов» и делали их господами и распорядителями над приносимым, чтобы издерживаться как бы не из своего, а как бы из общего. А это и дававших избавляло от тщеславия, и получавшим представляло двоякую радость – облегчение бедности и освобождение от стыда. Деян.4:36–37 .   Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою , что значит «сын утешения», левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. Мне кажется, «Иосия» – это не то лицо, которое упоминается вместе с Матфием (см. Деян. 1, 23 ), потому что тот называется и Иустом, а этот Варнавой, что значит «сын утешения». Кажется также мне, что этот Иосия получил такое название за свою добродетель. Каким же образом он был и левитом, и кипрянином? Это потому, что закон был уже нарушаем и левиты переселялись в чужие страны и там извлекали себе выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

37 так как у него была земля, продав, принес деньги и положил к ногам апостолов. Глава 5 1 А некий муж, по имени Анания, с Сапфирой, женой своей, продал имение, 2 и часть цены утаил с ведома и жены; и принеся некую долю, положил у ног апостолов, 3 Но Петр сказал: Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли? 4 Оставаясь непроданной, не твоей ли она оставалась? И вырученное продажей не в твоей ли власти было? Как это положил ты в сердце своем такое дело? Не людям ты солгал, но Богу. 5 При этих словах Анания упал и испустил дух. И нашел страх великий на всех слышавших. 6 И молодые, встав, приготовили его к погребению, и, вынося, похоронили. 7 И было, часа через три: вошла и жена его, не знавшая о происшедшем. 8 И обратился к ней Петр: скажи мне: за столько ли вы продали землю? и она сказала: да, за столько. 9 И Петр к ней: что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот ноги похоронивших мужа твоего в дверях, и они вынесут тебя. 10 И упала она тотчас к ногам его и испустила дух. Войдя же, юноши нашли ее мертвой, и, вынеся, похоронили около мужа ее. 11 И нашел страх великий на всю церковь и на всех слышавших об этом. 12 Руками же апостолов совершались многие знамения и чудеса в народе. И были все единодушно в притворе Соломоновом. 13 Из прочих же никто не осмеливался примыкать к ним. Но их прославлял народ. 14 И всё больше прибавлялось верующих в Господа, множество мужчин и женщин, 15 так что и на улицы выносили больных и клали на носилках и кроватях, чтобы, когда Петр проходил, хотя бы тень его осенила кого-нибудь из них. 16 Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые исцелялись все. 17 Тогда поднялся первосвященник, и все, кто были с ним из толка саддукейского, исполнились ревности, 18 и наложили на апостолов руки и посадили их в общую тюрьму. 19 Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: 20 идите, станьте и говорите в храме народу все слова жизни этой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Деян.4:4 .  Многие же из слушав­ших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. «Около пяти тысяч мужей» ( ανδρν) – кроме, как видится, жен и детей. Число обращенных на этот раз превзошло даже первый успех дня Пятидесятницы, очевидно – потому, что, кроме силы апостольского слова и величия чуда, и сам народ уже более являлся предрасположенным к вере во Христа всем поведением верующих, вызывавших народные симпатии, и необычайными действиями Апостолов. Хорошо объясняет успех проповеди апостольской св. Златоуста: «уверовали около пяти тысяч»... Что это значит? Разве они видели Апостолов во славе? Не видели ли, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу Божию? Ведь и тем, которые уверовали, надлежало бы сделаться от этого немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и затронула их душу». Деян.4:5 .  На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старей­шины, и книжники, Деян.4:6 .  и Ан­на первосвящен­ник, и Каиафа, и Иоан­н, и Александр, и про­чие из рода первосвящен­нического; Из перечисления собравшихся во Иерусалиме видно, что это было полное собрание Синедриона – в том же самом составе, как и при суде над Иисусом Христом (Анна. Каиафа). «Иоанн и Александр и прочие» – неизвестные из истории члены рода первосвященнического, имевшие, по-видимому, тогда большую силу в Синедрионе. Деян.4:7 .  и, по­ставив их по­среди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Едва ли члены Синедриона не знали, «каким именем» и «какою силою» Апостолы совершили чудо, приведшее их на высший суд. Если же они задают все-таки такой вопрос, то или для того, чтобы на собственном сознании Апостолов основать обвинение их в богохульстве, или же – по толкованию Златоуста – «они предполагали, что Апостолы, убоясь множества, отрекутся, и думали, что они этим все исправят». Деян.4:8 .  Тогда Петр, исполнив­шись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старей­шины Израиль­ские! «Исполнив­шись Духа Святаго» – особым образом, для защиты правого дела, согласно обетованию Христову ( Матф. 10:19–20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.3:6 .  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. «Что имею, даю тебе». Еще до совершения чуда Апостол имеет полную уверенность в его совершении Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мрк. 16, 18 ; Лук. 9, 1 , Иоан. 14, 12 и др.) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею, даю». «Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо. Деян.3:7 .  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и коле­ни, «Взяв его за правую руку, поднял». К слову Апостол присоединяет и внешнее действие, как некогда поступал и Сам Господь. Деян.3:8 .  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. «Ходя и скача» – выражение восторженно-радостного настроения души исцеленного. Деян.3:9 .  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; «И весь народ», т.е. собравшийся и собиравшийся во дворах храма, «видел его», т.е. уже не хромым, а здоровым и веселым. Деян.3:11 .  И как исцелен­ный хромой не отходил от Петра и Иоан­на, то весь народ в изумле­нии сбежал­ся к ним в при­твор, называемый Соломонов. «Притвор, называемый Соломонов» – обширная крытая галерея, чрез которую и вели в храм красные ворота. Здесь столпился народ после того, как с быстротою молнии пронеслась весть о чуде, лучшею проверкою которого служил всем так хорошо известный бывший хромой, восторженно прославлявший Бога, не отходя от Апостолов. Деян.3:12 .  Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израиль­ские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благо­честием сделали то, что он ходит? В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на Апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?... Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию»... (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.18:4 .  Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. «Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия ( Ин.4:25–59 ). Из дальнейшего ( Деян.18:6 ) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов ( «противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа ( Деян.18:9–10 , ср. 1Кор.14:9, 18 ). Деян.18:5 .  А когда при­шли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел по­нуждаем был духом свиде­тель­ство­вать Иудеям, что Иисус есть Христос. «Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. Деян.17:14 . «Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев. Деян.18:6 .  Но как они про­тивились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. «Отрясши одежды свои...» – то же, что «оттрясти» прах от ног своих ( Деян.13:51 ) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. «Кровь ваша на главах ваших...» ( Мф. 23:35, 14:25 ) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью. «Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным ( Рим.1:32, 6:16, 21, 23, 7:5–10, 13 и др.). «Отныне иду к язычникам...» – ср. Деян.13:46 . Деян.18:7 .  И по­шел оттуда, и при­шел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось с его правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти ( Рим. 11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Златоуст). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 ), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин., Янв. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что значит «исполнились зависти?» Это значит, что они были возбуждены, взволнованы тем, что говорили. Теперь нападают на апостолов с большим ожесточением, но не тотчас начинают судить их, думая, что общественная стража сильнее поразит их. Посмотри, пожалуйста, как слагается жизнь апостолов. Сначала – печаль по причине вознесения Христова, потом – радость по причине сошествия Святаго Духа; снова – печаль от людей, ругавшихся над ними, и снова радость – от умножения верующих и от знамения (чуда); далее – опять печаль вследствие заключения Петра и Иоанна (см. Деян. 4, 3 ), и опять – радость вследствие оправдания; наконец теперь от блеска при явлении Ангела в темнице и знамений – радость, а от первосвященника и от тех, что схватили их, – печаль. Да, их жизнь, можно сказать, такова, какова жизнь всех, живущих по Богу. «Ангел Господень ночью отворил двери темницы». Ангел вывел их и на радость им, и на пользу иудеев. Деян.5:26–32 .  Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. После этого следовало бояться Бога, охранявшего апостолов, как птенцов, от рук их. И двойное укрепление темницы, то есть и печать, и люди, и вообще все достаточно было, чтобы убедить, что случившееся было действием силы Божественной. А они говорят: «Не запретили ли мы вам..?» Что же, если вы и запретили? Вот если бы и апостолы согласились тогда с вами и решили повиноваться вам, то теперешние ваши требования были бы справедливы; если же они сказали тогда, что не будут повиноваться, то какой смысл в ваших теперешних требованиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010