Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человече ского и пить Крови Его " (Ин. 6, 53), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор (113, 520). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших. Бескровную Жертву, совершающу юся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостро ительства Его, не называл " образом " Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: " если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6, 53; 56); и еще: " приимите, ядите: сие есть Тело Мое " (Мф. 26, 26), но Он не сказал: " приимите, ядите образ Тела Моего " Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, " образом " , но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино " вместообразными " , но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Деяния VII Вселенского Собора (113, 521).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В письме святого Василия, отправленном к Юлиану отступнику, говорится: «исповедую нашу непорочную христианскую веру так, как мы наследовали ее от Бога, и верую во единого Бога вседержителя, Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого; в этих трех Лицах покланяюсь и воздаю честь единому Богу; исповедую также и домостроительство воплощения Сына Божия; святую Марию, родившую Его по плоти, исповедую Богородицею. Приемлю и святых апостолов, пророков и мучеников, которые возносят молитвы к Богу (и верую), что по их ходатайству человеколюбивый Бог изливает Свое милосердие на меня и дарует оставление грехов. Поэтому почитаю и изображения их на иконах и открыто покланяюсь им; потому что это предано святыми апостолами и не должно быть воспрещаемо. Поэтому во всех церквах своих мы изображаем историю их“. Из его же беседы на день святых сорока мучеников: „оказанные в бранях доблести нередко изображали и историописатели и живописцы, одни украшая их словом, а другие начертывая на картинах; а сим те и другие многих возбудили к мужеству. Что повествовательное слово передает чрез слух, то живопись показывает молча чрез подражание“ 130 . Из беседы святого Иоанна, архиепископа константинопольского, златоустого, на притчу о семени: „если бы ты наругался над императорскою одеждою, то тем самым не сделал ли бы ты оскорбления тому, кто надевает ее? Разве ты не знаешь, что если кто-либо бесчестит императорское изображение, то тем самым причиняет оскорбление самому императору, самому первообразу и его сану? Разве не знаешь, что кто злословит изображение, состоящее из дерева и красок, тот судится не за то, что дерзко отнесся к предмету неодушевленному, но за то, что он восстал против императора? Он нанес двойное оскорбление императору». И опять из беседы того же отца на пятый день Пасхи: «Все сотворено ради славы Божией и нашей пользы: облака для того, чтобы производить дождь; земля для того, чтобы приносить плоды; море служит мореплавателям и не чувствует зависти. Все служит человеку или, лучше сказать, образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

2, 4) (Духовное слово) питает лучше хлеба, исцеляет лучше лекарств, выжигает сильнее огня; не причиняя боли, оно останавливает течение дурных мыслей... ( 37, 497 ). Как искра, когда коснется дров, зажигает их, делает новым источником пламени и, таким образом, простирается дальше и дальше, так и проповедь. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 485 ). «Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» ( Лк. 14, 21 ). Итак, домовладыка разгневался на иудейских вельмож за то, что они презрели Его великую вечерю, и на место их позвал больных и отверженных, лежавших на улицах и в переулках, то есть тех, которые в иудейском народе считались немощными, до того времени имели ум хромающий, помраченный великой тьмой, но которые вскоре, по вере во Христа, сделались здоровыми и крепкими. Приняв в себя Божественный свет, они научились ходить по стезям правым. А что весьма многие из простого иудейского народа уверовали, это всякий может узнать, если прочтет Деяния святых апостолов. Там видим, как от проповеди Петра сперва уверовали три тысячи, потом пять тысяч и снова великое множество. Святитель Кирилл Александрийский ( 116, 172–173 ). «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею... и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» ( Мф. 28, 16–17 ). Это, мне кажется, было то последнее явление Иисуса Христа в Галилее, когда Он послал их с повелением крестить. Если же некоторые усомнились, то и в этом случае подивись их (евангелистов. – Ред.) Любви к истине: они не скрывали своих погрешностей, даже случившихся в последние дни. Итак, что Он сказал, явившись им? «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). Опять говорит с ними по-человечески, поскольку они не приняли еще Духа Святого, Который бы сделал их возвышеннее. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19–20 ). Здесь Он говорит об учении и заповедях, но ничего не упоминает об иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет Петра за его отречение и никого из прочих за бегство, а только повелевает возвестить по всей вселенной учение, которое вверил им вместе с заповедью о крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27,1 ). Библия не делает различия между «белым» и «черным» оккультизмом. Но в то же время говорится в Писании о трех основных видах колдовства, как разновидности ритуального сатанизма: гадатели и прорицатели; волшебники и чародеи; некроманты (вызыватели мертвых) Во всех случаях гадатели, прорицатели, волшебники, чародеи и вызыватели мертвых являлись преступниками против Закона Божия и в некоторых случаях заслуживали и смертной казни. Но самое страшное наказание для колдунов ожидает их в Вечности. В Книге Откровения сказано: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Отк. 22, 14–15 ). Для чародеев и равно для прибегающих к их демоническим услугам будет закрыт доступ к древу жизни и граду святых. Запятнавшие себя подобным языческим, бесовским человекоубийством нуждаются в истинном раскаянии. В Книге Деяния Святых Апостолов говорится о проповеди апостола Павла в Ефесе, где ко Христу обратилось и множество чародеев, последователей зла. Эти люди сотворили достойный плод покаяния. Сказано: «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Дея. 19, 19–20). Оккультные, сатанинские и колдовские книги совершенно необходимо предавать огню. Их нельзя продать, или передать другим. Уничтожение в огне, с одной стороны, напоминает нам о вечной участи для нераскаявшихся сатанистов, чародеев и оккультистов, с другой – спасает других людей от пагубного влияния этих книг. В Библии есть разные символы существовавших и существующих форм правления. Для современной реальности наших дней угадываются следующие символы-знаки: апокалиптический знак

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сектант : Конечно, Божия благодать! Православный : Правильно. Благодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил». Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Известно о Христе, что «…просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» ( Мф.14:36 ). Также плат и пояс ап. Павла исцелял болезни и изгонял злых духов. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Даже тень проходящего ап. Петра источала благодать: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ). Сектант : Чудеса, которые творили апостолы, не повторяются в наши дни. Век апостолов прошел. Православный : Единственная книга Нового Завета, в конце которой нет слова «аминь» – это книга «Деяния святых апостолов». История Церкви Божией не кончается на апостолах. Чудеса совершались до них и после них, и это очевидно. Но вернемся к вопросу о иконопочитании. Как вам кажется, кто создал первую икону? Сектант : Я думаю, что этот вопрос никакого отношения к Библии не имеет. Православный : Вы серьезно ошибаетесь. Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона (образ) Господа Бога. Ведь в Писании сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» ( Быт.1:26 ). Слово «образ» по-гречески икона (икона) – означает образ, который указывает на первообраз (слово икона встречается в Септуагинте 24 раза). Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости. Сам Христос являлся иконой (образом) Бога Отца. Он свидетельствовал о себе: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Ап. Павел говорит о Христе, что Он – есть «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

                 -Батюшка, а как можно объяснить, что сам предмет в этом действе попытаемся наделить особой святостью? Если накладывать четки на мощи святых, на святые места какие-то.                  -Ну, вот давайте вспомним известное место. Это книга «Деяния святых апостолов» (Деян 19, 11-12):  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь, казалось бы, все понятно. Вот есть святой, есть его благословляющие руки, которые творят чудеса. Но смотрите что дальше : так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь уже ситуация без участия Павла. Но присутствуют его платки, опоясания. И здесь как подсказывается: с тела его. То - есть то, что соприкасалось со святым человеком. И у этих людей прекращаются болезни, злые духи выходят из этих людей. Вот здесь мы видим прецедент, когда действие от святого идет не на прямую, а опосредственно. 11 стих говорит, что   руками Павла творилось немало чудес, а 12 стих 19 главы книги «Деяний» говорит об  опосредованном воздействии платков и поясов, которые соприкасаются с ним. И результат удивительный  - не только исцеление, но и даже злые духи шарахались от этих людей, к которым  эти платки и пояса прилагались.                     -Батюшка, я сейчас понял эту ситуацию, когда в Киеве-Печерской лавре пребывали Дары Волхвов, которые мы там охраняли. И я сейчас понял, для чего многие люди несли с собой пакеты. Они шли с пакетами, в которых были детские носочки, женские платочки, полотенца. Мы сначала удивлялись, зачем с сумками заходить в храм. И женщины просили приложить их. А теперь понял, в чем было дело.                  -Это забота о детях. Вот, кстати, когда родился будущий царь Иван Васильевич Грозный, его отец великий князь Московский Василий III, он младенца привез в Троице-Сергиеву лавру и положил прямо на раку с мощами, чтобы преподобный Сергий благословил этого младенца. Вот такое представление было у наших предковИ чем ближе младенец оказывается к святыне -  тем более удачно могла состояться его судьба, его жизнь как православного христианина.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-vseros...

Что касается самого совета Иакова подчиниться требованиям законам Моисеева, то он не может показаться странным, так как свобода от закона Моисеева предоставля­лась только эллинам или язычникам и не простиралась на иудеев. И сам Павел говорит о себе: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев» ( 1Кор.9:20 ). И его постоянные путешествия в Иерусалим на праздники, обрезание Тимофея после Иерусалимского собора показывают, что апостолы вообще, и даже Павел, не считали себя свободными от исполнения закона Моисеева, пока он не отменен Самим Законодателем. Только прекращение существо­вания храма и священства указала на прекращение обязательного исполнения закона. При взятии Павла под стражу тысяченачальник допрашивал его, не он ли тот египтянин, который незадолго пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыне 4000 разбойников (sicarius собственно – тайный убийца, вооруженный кинжалом, кинжальщик). Иосиф Флавий (Древн. 20, 8, 6; Иудейская война 2, 13, 5) упоминает о явлении этого египтянина, рассказывая, что он со своими приверженцами взошел на гору Елеонскую, обещая показать им, как стены Иерусалима падут по одному его слову; но правитель Феликс разбил его шайку, убив 400 человек и захватив до 200 человек. Сам возмутитель бежал в пустынь. По словам Флавия, у египтянина было до 30.000, а тысяченачальник говорит только о четырех тысячах, очевидно, о тех, которые были на Елеонской горе. При появлении Павла начальник стражи, вероятно, сначала подумал, что это возвратился тот египтянин и потому спросил: не ты ли тот египтянин? Рассказ Флафия вполне подтверждает действительность рассказанного в книге Деяний события. 2 . Апостола Павла схватили как нарушителя отеческих законов, проповедующего против народа иудейского и закона и святого храма ( Деян.21:26 ). В опровержение сего апостол, говоря по-еврейски, сказал о своем происхождении от евреев, о своем воспитании в Иерусалиме у ног Гамалиила, члена синедриона, знаменитого учителя и хранителя веры, известного всем в Иерусалиме, указал на свою предшествующую жизнь, небезизвестную даже первосвященнику, от которого он имел и письма к живущим в Дамаске, куда он отправился было для преследования исповедующих имя Христово; но тут-то на пути к Дамаску он видел Господа, призвавшего его к Себе и стал христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Деян.7:31 .  Мо­исей, увидев, дивил­ся виде­нию; а когда подходил рас­смотреть, был к нему глас Го­с­по­день: В подлиннике прямо не говорится об удивлении Моисея, что, однако, совершенно естественно в его положении. Деян.7:32 .  Я Бог отцов тво­их, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Мо­исей, объятый трепетом, не смел смотреть. Деян.7:33 .  И сказал ему Го­с­по­дь: сними обувь с ног тво­их, ибо место, на котором ты сто­ишь, есть земля святая. Повеление снять обувь с ног, по книге Исхода, ( Исх.3:4–6 ), предшествовало приводимым у Стефана словам Иеговы о том, что Он – Бог отцов, тогда как у Стефана о нем замечается уже после приведения упомянутых слов. Это различие, однако, не существенное. Наименование Иеговы как «Бога отцов» должно было уверить Моисея, что посылает его тот же Бог, Который так явно руководил праотцов еврейского народа. «Сними обувь». На востоке доселе в храм и др. священные места входят с босыми ногами, в знак глубокого унижения пред Богом, а также в предостережение того, чтобы не внести пыли и нечистоты на обуви в место священное. По сказанию раввинов, и священники в Святилище храма Иерусалимского совершали свое служение с босыми ногами. Цель этого упоминания хорошо объясняет Златоуста: «храма нет и однако – это место свято от явления и действия Христова. Оно даже чудеснее места во Святом Святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом». Деян.7:34 .  Я вижу при­тесне­ние народа Моего в Египте, и слы­шу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я по­шлю тебя в Египет. «Я вижу», греч. ιδν εδον – видя видел – усиленное выражение, означающее внимательное и сочувственное воззрение Бога на страдания Своего народа, который – по премудрым планам Божиим – не мог быть освобожден от этого угнетения ранее предопределенного времени (срв. Быт.15:16 ). «Низшел» с неба, где престол Божий ( Ис.66:1 ; Матф.5:34 ; Быт.11:7, 18:21 ). «Пошлю тебя в Египет..». для выведения оттуда страждущего народа ( Исх.210 ). «Посмотри, как Стефан показывает, что Бог руководил их и благодеяниями, и наказаниями, и чудесами, а они остались теми же... (Златоуст)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если они имели на земле сострадание к людям, непрестанное желание им спасения и молитву за нас к Богу, здесь слышали и принимали просьбы о молитвах, знали человеческие нужды и деяния, даже сокровенные и тайные, и могли помогать людям данными им от Бога благодатными силами и своими молитвами пред Богом, то ни одно из этих свойств они не могли потерять, «выйдя из тела и водворившись у Господа». Напротив, если, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» и «отчасти знаем», то когда «настанет совершенное, то тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:9–10 ). Святые имеют на небе полноту благодатных дарований и ведения, и всегда готовы на помощь, и имеют на это больше возможностей, чем имели на земле. Что все на земле приобретенное остается с человеком и по смерти его с его душею и служит залогом его будущей судьбы и самого блаженства Рая, видно из того несомненного факта Слова Божия, что земная жизнь есть подготовка к Царству Божию. Каждый получит соответственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Что посеет человек, то и пожнет... сеющий в духе, от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ). «Мы перешли из смерти в жизни, – говорит апостол, – потому что любим братьев». Всякий любящий брата уже имеет жизнь вечную, в нем пребывающую, уже вкушает блаженство будущего века ( 1Ин.3:14–15 ). Отсюда «Царство Божие внутрь нас есть» ( Лк.17:21 ). Таким образом, деятельная любовь внедренная в души святых здесь на земле, пребывает с ними вечно на небесах. Многоразличные благодатные дарования святых нужны исключительно для Церкви земной. И коль скоро святые, «выйдя из тела и водворившись у Господа» ( 2Кор.5:8 ), не могли потерять и лишиться этих дарований, то они продолжают их иметь исключительно на пользу Церкви земной, то есть они ей неизменно помогают этими же дарами своими. Доколе существует Церковь земная, святые не могут остаться без забот о ней и их дарования имеют смысл только в этом. Церковь земная и Небесная Мы видим, что Церковь , во всем Ее земном и небесном составе, есть подлинно живое тело Христово, и только в том случае оно и есть тело, когда все члены Ее, небесные и земные, находятся в полноте взаимной связи и живого сочувствия и содействия друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Какой же был повод? Некто Филимон, один из почтенных и благородных мужей, — а что он был муж почтенный, это видно из того, что весь дом его был верным и настолько верным, что называется даже церковью, как говорит (Павел), когда пишет: « и домашней твоей церкви! » (Флм. ст. 2), также свидетельствует о великом его послушании и о том, что им « успокоены сердца святых » (ст. 7), и заповедует в том же послании приготовить для себя гостиницу (ст. 22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых, — этот почтенный муж имел раба Онисима. Онисим, украв что–то у господина своего, убежал; а что он действительно украл, о том, послушай, как говорит (Павел): « Если же он чем обидел тебя, или должен, я заплачу » (ст. 18, 19). Потом, придя к Павлу в Рим, найдя его в темнице и будучи оглашен от него учением, он принял там крещение; а что он принял там дар крещения, видно из слов: « которого родил я в узах моих » (ст. 10). Поэтому Павел пишет послание, в котором препоручает его господину, чтобы тот во всем простил его и принял, как уже возрожденного. Некоторые говорят, что не нужно присоединять это послание (к канону священных книг), так как оно касается маловажного дела, только одного человека; но пусть узнают высказывающие такое неодобрение, что сами они достойны многих укоризн. Не только такие малые послания и написанные о таких обыкновенных предметах следовало принять (в канон); но желательно, чтобы кто–нибудь в состоянии был рассказать нам полную, историю апостолов, чтобы не только, о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено все, что они делали! Но многие не знают происходящей отсюда пользы, и потому высказывают неодобрение. Если мы, взирая только на места, где они сидели, или были связаны, на места бездушные, часто обращаемся к ним мыслью, представляем их добродетели, пробуждаемся от своей беспечности и становимся более ревностными, то тем более было бы так, если бы мы слышали их слова и другие их деяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010