Любезны читателю! в сей книге дивные нам дела божия показаны. Сего ради подобает нам писания прочитати со вниманием, прося всемогущаго Бога о помощи, да нам по своей благости дарствует не токмо читати, но и разумевати глаголемая». За этим предисловием следует оглавление той и другой части. В первой части указано 67 глав, во второй 40 глав (впрочем две главы 29 и 30 в рукописи пропущены). Во второй части помещены те вопросы, которые в латинском подлиннике составляют содержание третьей книги. По этому списку мы ниже печатаем весь Луцидариус вполне. 1 Сборник Отделения Русского языка и словесности Императ. Академии Наук, том XVII, 1-й. 2 В индексах упомянуты апокрифические евангелия Иакова, Варнавы, Фомы, Матфея, евангелие детства (Детства Христова), евангелие Никодима или Акты Пилата. 3 Впрочем евангелие Фомы известно только в сербской редакции, в русской же редакции оно не встречается в славянских рукописях. 6 Смотр. Обзор хронографов русской редакции А. Попова . Вып. 1, стр. 127–128; 129–132; 134–138. Вып. 2, стр. 78–79; 80–82; 126–127; 259. – Все указанные статьи напечатаны ниже по хронографу XVI в. Солов. библиотеки, 51. 7 Leben Jesu nach den Apocryphen von Rud. Hofmann. Leipzig 1851 г.; Etudes sur les Evangiles apocryphes par Mich. Nicolas. Paris 1866 г.; Жизнь Иисуса Христа по Евангелиям и народным преданиям К. Скворцова . Киев 1876; Об апокрифических Евангелиях статья из Фреппеля. Труды Киев. Акад. 1861 г., декабрь; Об апокрифических Евангелиях свящ. Альбова. Христ. Чтен. 1871–72 гг.; Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях св. апостолов свящ. И. Смирнова. Правосл. Обозр. 1873 г., апрель. – Шульца: Die Legenden vom Leben der Jungfrau Maria und ihre Darstellungen in der bildenden Kunst des Mittelalters. Leipzig. 1881. Ленера: Die Marienverehrung in den ersten Jahrhunderten. Stuttgart 1881. Содержание обоих сочинений подробно изложено в статье: Сказания о житии пресв. Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве. А. Кирпичникова. Журн. М. Н. Пр. 1883 г., ч. 298. 8 Не все из перечисленных далее сочинений можно назвать чисто апокрифическими сочинениями; в некоторых из них есть истинные предания, принятые в церковном учении; но, в то же время, вместе с истинными преданиями в них находится много и разных апокрифических и легендарных подробностей. 9 Напечатано: у Фабриция, tom. II, 66–126; у Тило, 1, 159–273; у Тишендорфа: Evangelia apocrypha, 1–49. 11 Сказание Афродитиана в русской редакции по списку XIII в. напечатано г. Тихонравовым в Пам. отречен., литер. 11, 1–4, потом Стояном Новаковичем в Starine, кн. X, стр. 74–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1й песни 1го канона Успения). У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием. Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский – 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский – 25й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х. Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов//ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary//Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы)//Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии//Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых/Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999. Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Барсов М. В. Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон./Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Скабалланович М. Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915–1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

39. И когда они рассказывали им все, что видели, явились три человека, выходящие из гроба, и двое поддерживали третьего, а за ними следовал крест. 40. Головы этих двоих доставали до небес, но голова того, которого они вели, была превыше небес. 41. И услышали они голос с неба, воскликнувший: «Проповедал ли Ты тем, кто спит?» 42. И слышен был ответ с креста: «Да». В заключение скажем, что, если сравнить предыдущие, весьма употребительные апокрифические евангелия (и расходящиеся с ними образцы из Наг–Хаммади; см. гл. IV. 1, 4), то можно оценить разницу между характером канонических Евангелий и почти банальным содержанием большинства апокрифов II и III веков. Хотя некоторые из них претендовали на апостольское авторство, а два канонических Евангелия не носили апостольских имен (из числа 12), эти четыре, и только они, покоились на прочном основании. Причина, возможно, в том, что именно их признали достоверными, причем достоверными в двух смыслах. Во–первых, события, о которых в них рассказывается, повсеместно оценивались как подлинные; во–вторых, толкование этих событий было признано истинно апостольским. Даже Евангелие от Петра и Евангелие от Фомы, сохраняющие следы независимого предания, и богословски и исторически малосостоятельны перед лицом четырех повествований, которые только и признаны каноническими 396 . II. Апокрифические Деяния Из–за того что в канонических Деяниях упомянута миссионерская деятельность только немногих апостолов, авторы II и последующих веков считали нужным составлять другие Деяния 397 , повествующие о делах, совершенных, по преданию, другими апостолами. К ним относятся: Деяния Андрея, Деяния Фомы, Деяния Филиппа, Деяния Андрея и Матфея, Деяния Варфоломея, Деяния Фаддея, Деяния Варнавы и др. Некоторых авторов вдохновляли имена даже тех апостолов, которые упоминаются в канонических Деяниях, только речь идет о других их делах. Таковы, например, Деяния Павла, Деяния Иоанна и Деяния Петра. Эти несколько Деяний, содержание которых практически не имеет исторических оснований, в некотором отношении напоминают греко–римские романы того времени, в которых обычные непристойности заменены нравоучениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

634 См.: Haenchen Е. The Acts of the Apostles. P.732; Conzelmann Н. Acts of the Apostles. P.228; Jewett R. A Chronology of Paul " s Life, P.15. 635 См.: Longenecker R.N. Acts. P.368; Rapske В.М, The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.191; Witherington B. The Acts of the Apostles. P. 618– 620: Schnabel F.J. Acts. P.1076. 636 Cm.: Rapske В.М. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.322–323; TaIbert Ch.H. Reading Acts. P.230. 640 Гай Юлий Квадрат Басс был назначен Траяном на должность консула-суффекта в 105 году. В 107–112 годах был наместником в Галатии и Каппадокии, затем в Сирии. 643 См.: Tajra H. W. The Trial of St.Paul. P.196: Макрей Дж. Жизнь ιι учение апостола Павла. С.284–290. 644 Иероним. О знаменитых мужах 5 (PL.23. Col.615). Рус. пер.: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. 646 Cm.: Keener C.S. Acts. Vol.1 P.3761. Не позднее IV пека появилась апокрифическая переписка между Павлом и Сенекой. Она была известна блаженному Иерониму (О знаменитых мужах 12//PL.23. Col.629) и блаженному Августину (Послание 133, 14. PL.33. 639). По одному на предположений, это сочинение было написано в качестве упражнения учеником, которому преподаватель риторики поручил сравнить учения Сенеки и Павла и изложить их основные пункты в виде воображаемой переписки (Harding М. Disputed and Undisputed Letters of Paul. P.144), 655 Ritter S. Il frammento muratoriano. P.258. Доминирующая в научной литературе датировка этого памятника – конец II века. В последнее время обсуждается более поздняя датировка век). 656 А именно в «Деяниях Петра» и «Деяниях Ксантиппы, Поликсены и Ревекки». В апокрифических «Деяниях Павла» путешествие и Испанию не упоминается. См.: Tajra H.W. The Marmyrdom of St.Paul. P.115–116. 657 См., в частности: Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова 17, 26 (PG.33. Рус. пер.: С.7–352; Иоанн Златоуст . Беседы на Второе послание к Тимофею 10. 3 (PG.62. Col.659). Рус. пер.: С.832; Беседы на Послание к Евреям. Предисловие 1 (PG.63. Col.11). Рус. пер.: С,7; Беседы об апостоле Павле 7 (PG.50. Col.512). Рус. пер.: С. 555; Толкование на Послание к Римлянам 29. 3; 30, 1 (PG.60. Рус. пер.: С.829, 835; Епифаний Кипрский . Панарион 27, 6 (GCS.25. S.309).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лук. 1, 1.2, — Как многие предпринимали повествовать о Христе, что известно между ними по преданию от самовидцев исперва, также точно без призвания и руководства Духа Святого многие из первенствующих христиан записывали тогда по различным побуждениям, сказания о служении апостолов по воскресении Господа. Из частных апокрифических записей апостольского времени образовались впоследствии Деяния: Петра и Павла, Павла и Феклы, Андрея и Матфея, Иоанна, Филиппа, Варфоломея. Фаддея, Фомы, Деяния всех апостолов Авдия, некоего Левкия Харина и проч. (Гэр.1, 211-212). Критического какого-либо исследования апокрифических записей ап. Лука в книгах своих не делает; он только противопоставляет им положительную верную историю, после исследования или поверки того, что говорит устное предание о проповеданном самовидцами исперва и о самых самовидцах. В предисловии книги Деяний ап. Лука не повторяет мысли предисловия Евангелия своего или потому, что последнее он относил вместе и ко второй части труда; или потому, что в книге Деяний рассказывается много о таких событиях, которых очевидцем был сам Лука, как ближайший сотрудник апостола Павла, так что в истории Павловых путешествий приходилось писать: мы решили отправиться: мы прибыли и проч. (Деян.16, 10-17; 20, 5-15; 21, 1-17; 27, 1; 28, 16) и читатели, знавшие апостола Луку, не нуждались уже в особенном уверении его, после евангельского предисловия. Феофил — Лук. 1,3. Феофил, которому назначалась прежде всего книга «Деяний»; равно как и Евангелие от Луки, был христианин (Лук.1, 4) из язычников, именитый (державный — Лук. 1,3) гражданин Антиохии, родины апостола Луки. Существует предание, что Феофил в доме своем имел церковь для Антиохийских христиан. Из того, что Лука не делает никаких географических пояснений местностей Италии, упоминаемых в Деяниях (28, 12-13, 15), а местности палестинские и греческие объясняет (1, 12; 16, 12; 27, 8, 12. Ср. Лук. 1, 26; 4, 31; 24, 13), должно заключать, что Феофил не жил в Палестине и Греции, а с Италией был хорошо знаком; так что, вероятно, он был каким-нибудь начальником в Антиохии, присланным из Рима, по заведенному тогда порядку римского правления на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И все же сопоставление различных «изводов » и версий иной раз позволяет если и не реконструировать их древний текст 79 , то составить о нем верное представление. Именно таким путем в XX в. исследователями была в основных чертах восстановлена фабула одного из древнейших памятников апостолиады«Деяний апостола Иоанна», о существовании которых упоминали уже христианские авторы II в. Если же говорить об исторической ценности апокрифических сказаний, имея в виду реальные судьбы учеников Иисуса, то и в этом случае из-под наслоений фольклорного вымысла порой проглядывают такие события, которые по многим признакам выглядят как исторические факты. Надеюсь, читатель убедится в этом, познакомившись с главой «Забытый апостол», где мы попытаемся выяснить, действительно ли апостол Варфоломей проповедовал в Индии. Интенсивное изучение древней апостолиады началось в середине прошлого столетия. Переведенная с тех пор на основные европейские языки, она послужила сюжетным источником многих произведений искусства. Вспомним хотя бы знаменитый роман Г.Сенкевича «Quo vadis?» («Камо грядеши?»). А вот на русском языке из полусотни сохранившихся памятников до недавнего времени были опубликованы только два: «Деяния Павла и Феклы» и сирийская версия «Деяний Иуды Фомы». Изданная в 1997 г. и не раз нами упоминавшаяся книга Е.Н.Мещерской лишь отчасти восполняет этот пробел, поскольку содержит переводы только сирийских апокрифов, которые отличаются от греко-римских христианских писаний рядом специфических черт. С учетом этого хотелось бы представить данный пласт раннехристианской литературы с разных сторон, – отразив региональное, жанровое, стилистическое и социально-психологическое его многообразие. В переводах была сделана попытка передать поэтическое звучание древних тестов, лишившись которого, они были бы интересны лишь узкому кругу специалистов по истории древней Церкви. 66 Примером этого могут служить «Метаморфозы» Апулея. Подвергнув в первых десяти книгах романа веру в магию и колдовство жесточайшему осмеянию, в одиннадцатой автор благоговейно рассказывает о чудесах истинного божества. 67 Своеобразной реакцией на завышавшуюся ранее оценку роли гностиков в создании апокрифических деяний стало теперь полное отрицание их причастности к формированию апостолиады. В последние годы эти взгляды нашли отражение и в отечественной историографии. (См.: Мещерская Ε. Η. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 21.) Между тем, в некоторых деяниях следы их гностического происхождения присутствуют даже после тщательного ортодоксального редактирования. См., например, V главу «Истории Филиппа, апостола и евангелиста». 68 Католические историки настаивают на истинности этого факта, православные же и протестантские авторы относятся к их утверждениям скептически. См., напр.: Поснов М. Э. Указ. соч. С. 72.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Популярная тема апокрифов - девство И. Б.: о нем говорят «Вопросы Варфоломея» (2. 3; 2. 14), «Деяния Иоанна» (113), «Легенда о Симоне и Феонии» (5). Панегирик И. Б. девству, восходящий к «Деяниям Иоанна» (113), приводится в апокрифическом «Послании Тита» (13. 11-38) (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 1160-1162). Об И. Б. речь идет в «Откровении Ездры» (1. 19), где Бог говорит Ездре: «Я хочу, чтобы ты был у Меня, как Павел и Иоанн» (Ibid. 1997. P. 559). В апокрифических «Деяниях Фомы» (1) И. Б. стоит на 4-м месте в списке апостолов; в «Послании апостолов» (2) - на 1-м (Ibid. P. 365; о списках апостолов с И. Б. на 1-м месте см.: Hills. 1990. P. 87-88). В списке благословляемых апостолов в «Книге воскресения Варфоломея» (18. 7) И. Б. стоит на 3-м месте, после Андрея и Иакова (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. P. 542). В «Книге петуха» (3. 13) Иисус Христос омывает И. Б. ноги 3-му, после Петра и Иакова (Ibid. 2005. P. 165). Некоторые рукописи указывают на И. Б. как на автора «Евангелия о Рождестве Марии и детстве Спасителя», обычно приписываемого Матфею (Ibid. 1997. Vol. 1. P. 107). В «Учении Аддая» (88) в своей последней речи Аддай приводит следующий список библейских книг для чтения в Церкви: «Закон, Пророки и Евангелие… Послания Павла, которые Симон Петр послал нам из Рима, Деяния двенадцати апостолов, которые Иоанн Зеведеев нам послал из Эфеса», по-видимому, И. Б. здесь приписываются канонические Деяния св. апостолов. Именем И. Б. надписаны 2 греч. апокрифических Откровения (CANT, N 331-332) и одно коптское (CANT, N 333). На латинском Западе Ап. Иоанн Богослов сходит в могилу. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 68) Ап. Иоанн Богослов сходит в могилу. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 68) Из лат. авторов сведения об И. Б. первым привел Тертуллиан . По его свидетельству, апостол был девственником ( Tertull. De monog. XVII 1), основал ряд Церквей в Асии ( Idem. Adv. Marcion. IV 5. 2 - автор выражается неопределенно), назначил сщмч.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Сообщение о вознесении, которое мы находим в Деяниях, просто и непосредственно. В нем нет попыток приукрасить его или описать ощущения лицезревших его. Следует заметить, что выражение «на небо» (ες τν ορανν) используется в этом коротком рассказе не менее четырех раз 229 . Вхождение Христа в небо является центральным пунктом сообщения о вознесении. Ни ученики, ни другие свидетели не видели самого момента Его вхождения на небеса – им помешало облако, которое «скрыло Его из глаз их» ( Деян.1:9 ). Как и в случае воскресения, когда Бог воздвиг Христа из гробницы, само вхождение воскресшего Христа на небо не смог увидеть никто. И, так же как при воскресении, при вознесении Бог оправдывает достоинство Христа, объявляет Его невинным, безгрешным, и принимает Его прославленное тело 230 . Вознесение соединяет небо и землю. Воскресший Христос возносит с Собой на небо и человеческую природу, воспринятую в воплощении, а теперь полностью преображенную ( Еф. 2:6 ). «Мы, казавшиеся недостойными земли, теперь возносимся на небеса», – говорит св. Иоанн Златоуст . «Мы, бывшие недостойными земного господства, подняты в Царство горнее, вознеслись выше облаков, пришли, чтобы занять престол Царя». Процитировав эти слова Златоуста, Георгий Флоровский добавляет, что Своим Вознесением «Господь не только открыл человеку вход на небеса, не только явился пред лице Божие нас ради и нашего ради спасения, но подобным же образом «переместил человека» в горние обители» 231 . Пятидесятница станет последним знамением принятия Христа и свидетельством Его Воскресения и прославления. Если в наших канонических книгах мы не находим описания самого момента вхождения Христа в небо, то в апокрифических писаниях второго века мы встречаем их трижды. В Послании апостолов оно сопровождается громом, молнией и землетрясением, а апостолы слышат голоса множества ангелов, говорящих: «Собери нас, о священник, в свете славы», а затем Христос говорит: «Идите с миром». Апокалипсис Петра делает акцент на реакции видевших вознесение – и учеников, и ангелов. Вознесение Исаии описывает вхождение Христа в небо в форме пророческого видения в процессе путешествия Исаии через семь небес и детально раскрывает восхождение Христа через каждый уровень небес 232 . Во всех трех сообщениях речь идет о самом моменте вознесения физического тела Христа, причем авторы этих апокрифических произведений не смогли избежать искушения превзойти при описании этих событий границы имеющихся свидетельств. Автор Деяний, с другой стороны, в своем сдержанном повествовании намеренно сопротивляется этому соблазну.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Подобным же образом выражается и блаженный иероним в письме, которое, впрочем, не всеми считается подлинно ему принадлежащим: «Леуций, написавший деяния апостолов, о делах, которые совершены были чрез них Господом, говорил правду, но относительно учения многое солгал» 205 . Таким образом, являлась настоятельная потребность в исправленных и очищенных изданиях еретических книг, в которых бы все, что казалось вредным и соблазнительным для слуха правоверных, было устранено и вычеркнуто заботливою рукою. Так поступил тот неизвестный составитель апостольской истории, которая читается в двух средневековых кодексах ВольФенбюттельской библиотеки. Во главе издания стоит письмо псевдо-Мелитона, епископа Лаодикийского, где излагается сейчас указанный взгляд па «деяния» апостолов иоанна, Андрея и Фомы, сочиненные некоторым Леуцием. Он говорил правду о деяниях апостольских и ложь относительно их учения; именно он заставляет апостолов учить, что существуют два начала, а это отвергается церковию 206 . В предисловии к деяниям апостола Андрея в тех же кодексах неизвестный автор сообщает нам, что кроме Священного Писания , кроме канонических апостольских деяний, в его руках были отдельные сказания о каждом апостоле. В частности, он нашел книгу о деяниях апостола Андрея, которая вследствие своего многословия (то есть, ради речей, влагаемых в уста апостола и содержащих еретические мнения), иными осуждается, как апокрифическая; поэтому он нашел нужным сократить ее, извлекая только то, что относилось к Фактам и чудесным действиям апостолов, и опуская остальное. Таким образом, он надеялся и доставить удовольствие читателям, и устранить основания порицателей 207 . Подобный прием, усвоенный и многими другими средневековыми писателями, не только очень прост, но и мог казаться совершенно правильным. Предполагалось, что еретики не могли всего выдумать, что существовали некогда вполне православные книги, в которых все назидательные истории уже были изложены совершенно безукоризненно, что существовали деяния и хождения апостолов, описанные или самими апостолами, или их учениками, которые потом подверглись искажению и злонамеренной порче со стороны еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Согласно Деян.20:35 , Апостол Павел в своей речи в Милете к пресвитерам, призванным к нему из Ефеса, между прочим, говорит: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надо поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Итак, вот совершенно категорически приписанные Спасителю Ап. Павлом слова, которых мы не найдем ни у одного из евангелистов. Это – ясный пример хотя и «внеевангельских», но, тем не менее, совершенно несомненных слов Иисуса Христа. То же самое – и из области фактов Его земной жизни и деятельности. Тот же Ап. Павел в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор.15:7 ) свидетельствует о явлении воскресшего Христа Его родственнику («брату») по плоти, Апостолу Иакову. Об этом явлении-факте, казалось бы, первостепенной важности – мы из нашего Четвероевангелия опять-таки ничего не знаем. – Наконец, имеются и целые повествования о событиях и речах из жизни Спасителя, о которых мы узнаем только из внеевангельского новозаветного канона. Таков, например, весь рассказ о вознесении Господнем с предшествовавшей ему беседой Спасителя с Его учениками, который мы находим не в Евангелии, а в Деяниях Апостолов. Вывод из всего сказанного достаточно ясен и несомненен: евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали в своих евангельских повествованиях далеко не все, что им и их современникам было известно о событиях жизни Христа Спасителя и Его речах, а только то, что они считали особенно важным по плану их повествований, т. е. важным для каждого из евангелистов с той специальной точки зрения, которая его особенно интересовала и которая была положена в основу каждого из четырех Евангелий. Все остальное сохранялось – и сохранилось – в устном предании или, может быть, в каких-либо других древнейших, к сожалению, не дошедших до нас памятниках самой ранней христианской письменности. 22 Современники – ученики Христовы и первые после них поколения христиан (в частности, например, Апостол Павел) – знали об Иисусе Христе во всяком случае несравненно больше, чем это знаем мы по Евангелию. 23 Мало того, если судить по словам св. Папия, епископа Иерапольского в II веке (около 140–150 г.), ученика учеников Христовых и друга св. Поликарпа Смирнского , то первые поколения христиан как будто даже предпочитали устное живое предание об Иисусе Христе различным записям («Евангелиям») о Его словах и деяниях. 24 Отсюда – громадная важность Церковного Предания, столь категорически засвидетельствованная Ап. Павлом, 25 – и столь легкомысленно отвергнутая Лютером, – как раз также и в области «Agrapha». Это-то ортодоксальное предание, очень рано зафиксированное рядом выдающихся Отцов и Учителей Церкви, и служит главнейшим источником наших сведений о внеевангельских изречениях Спасителя, – без всякого отношения (подчеркнем это еще раз!) к каким бы то ни было «апокрифическим» писаниям. I. Первоисточники, сохранившие незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010