Апостолы Павел и Варнава, проходя по малоазийским городам: Листре, Иконии и Антиохии, и утверждая учеников своих в вере, поставляли им пресвитеров для каждой церкви чрез священное руковозложение, как это видно из Деяний Апостольских: рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали ( Деян.14:23 ). Поставивши Тита епископом критским, апостол Павел потом писал, что Тит не только должен был заступать его место, но и сделать то, чего сам Апостол не успел исполнить. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Тот же Апостол к ефесскому епископу Тимофею писал, с каким уважением должно относиться к пресвитерам: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17–18 ). Эти слова свои Апостол подтверждает свидетельством Писания как ветхозаветного ( Втор.25:4 ), так и новозаветного ( Мф.10:10 ). Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим.5:19 ; Втор.19:15 ). Обязанности пресвитеров состояли в научении народа ( 1Тим.5:17–18 ), в совершении таинств ( Иак.5:14 ) в зависимости от епископа ( 1Тим.5:19–20 ) и пасении стада Божия ( Тит.1:5 ; 1Пет.5:1, 2 ; Деян.20:18, 11:30 ). Первая и высшая иерархическая степень епископская получила своё происхождение тоже во времена апостольские. Епископы имели своею обязанностью назидать свою паству евангельским учением и примером своей жизни ( 1Тим.4:12 ), совершать священнодействия, необходимые для спасения человека, или таинства ( Мф.28:19–20 ; 1Кор.4:1 ), рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов, судить и награждать их, и управлять церковью ( 1Тим.3:1–15, 4:14, 5:17–22 ; Тит.1:5 ). Богоучрежденность епископского чина и его отличие от пресвитерского и диаконского можно видеть из Деяний и Посланий апостольских и Писаний мужей и учеников апостольских. В Деяниях апостольских рассказывается, что в антиохийской церкви было несколько богодухновенных учителей и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архидиакон первомученик Стефан «исполненный веры и Духа Святого» ( Деян.6:5 ) и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, «проповедовал им Христа» ( Деян.8:5 ). (Диаконство в теперешней иерархии не дает права самостоятельного церковного проповедания и, в этом отношении, приближается к мирянству.) При этом, «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Господа Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» ( Деян.8:12 ). Здесь и крещение совершается без участия апостолов, т. е. иерархии (в отношении самостоятельного совершения таинства, диаконство и ныне не отличается от мирян), иными словами, оно совершается мирянами, что соответствует и теперешней практике, по которой в случае отсутствия священника миряне могут и крестить, и, наоборот, само апостольство не соединялось необходимо с совершением крещения, по крайней мере по свидетельству ап. Павла: «Господь послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор.1:17 ). Напротив, низведение Духа Святого, соответствующее уже тайнодействию, не могло быть совершено Филиппом, но потребовало прибытия апостолов Петра и Иоанна ( Деян.8:14–17 ). Далее идет рассказ о том, как Филипп же вразумил и затем крестил евнуха царицы Кандакии ( Деян.8:26–38 ), причем, сошел на него и Дух Святой, однако помимо (возложения рук Филиппа); и после этого Филипп, «благовествовал всем городам» ( Деян.8:40 ). Далее говорится в Деяниях Апостолов о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа» ( Деян.11: 19–20 ). Уже на основании этих примеров видно, что даже во время пребывания на земле св. апостолов, проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана. Но этот же факт проходит решительно чрез всю церковную историю до наших дней. Миссия христианская не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина, который говорит о себе: «верую и исповедую», а тем самым, и проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Беседа 1 1Тим.1:1–2 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Величие апостольского звания. – Где вера, там не нужно исследования. – Против верования в рок и судьбу. 1. Звание апостола было великим, высоким и досточтимым; и мы видим, что Павел везде предварительно указывает на основания этого своего звания, (желая показать), что он не восхищает себе чести, но получил ее и обладает ею по необходимости. Когда он называет себя «званным» ( Рим.1:1 ), и когда говорит: «волею Божьею» ( 1Кор.1:1 ), и опять в другом месте: «это необходимая обязанность моя " ( 1Кор.9:16 ), и когда говорит: «для которого я поставлен» ( 1Тим.2:7 ), – всем этим устраняет (всякую мысль) о любочестии и гордости. Ведь как тот, кто до­могается чести, которая не дана ему от Бога, подлежит стро­жайшему осуждению, так и тот, кто отстраняет от себя и отвергает ее, подлежит другого рода обвинениям – в непослушании и непокорности. Поэтому Павел и теперь, в начале послания к Тимофею, говорить о том же в таких словах: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога» Он не сказал здесь: Павел призванный, но: по повелению. Чтобы Тимофей по человеческой немощи не подумал, что (апостол) го­ворит с ним так же, как и с прочими учениками, он таким образом и начал (свое послание). Где же Бог дал ему это повеление? В Деяниях Апостольских находим, что Дух (Божий) говорил: «отделите Мне Варнаву и Савла» ( Деян.13:2 ). И везде в своих посланиях Павел прибавляет к (сво­ему имени) имя апостола, научая слушателя не думать, что ска­занное им есть слово человеческое, – потому что посланник ни­чего не говорит от своего лица; следовательно, назвав себя посланником, он тотчас обращает мысль слушателя к Тому, Кто его послал. Вот почему он во всех посланиях ставит это имя напереди, делая через это достоверным свое слово, – и (здесь) говорит так: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В первые века христианства к вере обращались многие из язычников, в частности римские воины. По обычаям своего времени они носили короткие стрижки, как это было принято у римлян, и имели бритые подбородки. Мы знаем, что святой Иоанн Воин и другие угодники Божии того времени изображены на иконах безбородыми. Почему? Потому что они не отступали от светских обычаев своего времени, но главное – скромность и приличие в одежде – сохраняли неизменным. Апостол Павел в своих посланиях, рассуждая о том, как должны выглядеть христиане, в частности женщины, говорит: Женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову 69 . Даже женщина, которая обладает даром пророчества, то есть имеет необыкновенную благодать, о которой никто из нас и мечтать не должен, потому что это, по словам самого апостола Павла, высочайший дар, – даже такая женщина если пророчествует с непокрытой головой, то постыжает свою голову. Апостол Петр говорит, что женщина должна украшаться не многоценными ризами, не плетением волос, но пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа 70 . В наше время весьма многие женщины, даже верующие, стригутся. А во времена апостола Павла это считалось необыкновенным позором. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов 71 . Итак, видите, покрытая голова женщины – это знак для ангелов. Говорить, что это пустяк, значит спорить со Священным Писанием, спорить с апостолом Павлом. Нужно сделать оговорку о том, что слова апостола: Если муж растит волосы, то это бесчестье для него – нельзя понимать буквально. Речь идет не о длинных волосах вообще, какие носят, например, современные священники и монахи. Ведь и сам апостол Павел, как говорится в Деяниях, остриг волосы в Кенхреях по обету. То есть прежде он их отрастил, дав временно обет назорейства, а потом остриг. Как знаток закона, он не мог не знать, что назорей обязан во время своего назорейства не стричься. И конечно же, он знал, что и Спаситель, и Иоанн Креститель были назореями и носили длинные волосы. Но в чем тогда апостол Павел обличает греков? В том, что они, отращивая волосы,брея подбородки или имитируя юношеский пушок, старались выглядеть женоподобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В следующей своей проповеди Петр в притворе Соломоновом говорит о том же другими словами и с другими примерами и цитатами из Писания. «Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». На суде у первосвященников Каиафы и Анны, которые были виновниками суда над Христом, Петр снова свидетельствует о Воскресении Христовом. Проповеди апостола Павла тоже свидетельствуют о Воскресении Христа. Апостол Павел в ареопаге, помните, в Деяниях в 17 главе? Греки слушают его до тех пор, пока он не начинает говорить о Воскресении Христовом. Они машут руками и говорят, что послушают его в другой раз. Они не понимали, зачем человеку воскресать. В другом месте апостол Павел, излагая суть Евангельской проповеди, представляет нам краткий символ веры, свой, Павлов. «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам». Как же апостол напомнит в нескольких словах Евангелие, всю благую весть? Он говорит, что первоначально преподал, что и сам принял. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе, потом двенадцати; Потом явился более ежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; Потом явился Иакову, также всем. Апостолам». Послание к Коринфянам представляет гимн телесному воскресению из мертвых и Воскресению Христову. Целая глава посвящена Воскресению, такой богословский трактат с приведением даже доказательств, почему именно так будет. Конечно, апостол опирается на факт Воскресения Христа, потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, а если воскрес, то и наше воскресение возможно. Тут действует принцип – один за всех и все за одного. Христос – Предтеча, Тот, Кто проходит первым, а за ним идут другие. В апостольских посланиях мы видим разнообразные свидетельства о Воскресении Христа. Ценность апостолов была в том, что они были свидетелями. Христос явился не всем после Своей смерти и Воскресения, но апостолам и ближайшим ученикам, которые должны были стать свидетелями.

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Ведь как тот, кто домогается чести, которая не дана ему от Бога, подлежит строжайшему осуждению, так и тот, кто отстраняет от себя и отвергает ее, подлежит другого рода обвинениям — в непослушании и непокорности. Поэтому Павел и теперь, в начале послания к Тимофею, говорит о том же в таких словах: « Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога » Он не сказал здесь: Павел призванный, но: по повелению . Чтобы Тимофей по человеческой немощи не подумал, что (апостол) говорит с ним так же, как и с прочими учениками, он таким образом и начал (свое послание). Где же Бог дал ему это повеление? В Деяниях Апостольских находим, что Дух (Божий) говорил: « отделите Мне Варнаву и Савла » (Деян. 13:2). И везде в своих посланиях Павел прибавляет к (своему имени) имя апостола, научая слушателя не думать, что сказанное им есть слово человеческое, — потому что посланник ничего не говорит от своего лица; следовательно, назвав себя посланником, он тотчас обращает мысль слушателя к Тому, Кто его послал. Вот почему он во всех посланиях ставит это имя напереди, делая через это достоверным свое слово, — и (здесь) говорит так: « Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа ». Между тем нигде не видно, чтобы давал ему повеление Отец, а повсюду с ним говорит Христос. Что именно говорит? « Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам » (Деян. 22:21), и еще: « тебе должно предстать пред кесаря » (27:24). Но то, что заповедует ему Сын, он называет вместе и повелением Отца, подобно как и повеление Духа именует повелением Сына. Так например, — он послан был от Духа и избран был Духом, между тем говорит, что это было повеление Бога. Итак, что же? Не унижается ли власть Сына тем, что Его апостол был послан по повелению Отца? Нисколько: смотри, как он представляет эту власть в равной степени принадлежащею Им. Сказав: по повелению Бога Спаса нашего , он прибавил: и Господа Иисуса Христа упования нашего . Смотри, как правильно он дает им эти наименования. Так и Псалмопевец употребляет такое выражение, говоря об Отце: « упование всех концов земли » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иез. 37, 7–8 ). И Апостол, зная, что мы восстанем с телами, научил нас, говоря: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Не заблуждайся, телá наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими навеки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве» Небесном ( Мф. 13, 43 ), изъявляя чрез то славу тел святых. Поясню сие примером: бывает, что простой человек входит к царю, а царь делает его военачальником, и он выходит славным. Но не тот же ли он человек? Изменился ли он телом? Также если кто, служивший диаконом, вдруг (то есть не быв долго пресвитером) будет рукоположен во епископа, он тотчас же делается славным. То же самое будет и здесь. Да почему же и не так? Разве люди, находящиеся еще в сем теле, не бывают богоносцами? Как же Моисей видел Господа, и прежде него Авраам, и Иаков, также и Стефан, о котором повествуется в Деяниях апостольских, и другие? Разве они были бестелесные? Так будет и во время воскресения. Эти же самые телá восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными. Потому-то и Апостол о тело человеческом пишет: «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15, 43–44 ). И говорит так потому, что многие из святых не только неизвестны людям как святые, но еще и презренны в глазах их; когда же там получат славу, как бы хиротонию, то всем будет явно, что они духовны; потому Апостол и говорит: «сеется тело душевное» перед людьми, «восстает тело духовное», славное, и все удивятся тому. Словá же Апостола: «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп. 3, 21 ), сказаны потому, что Господь сделает телá наши световидными, подобными Своему телу, как сказал апостол Иоанн: «будем подобны Ему» ( 1Ин. 3, 2 ). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, будут Его «сынами и дщерями» ( 2Кор. 6, 18 ), сынами Света (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Когда он называет себя  званным (Рим.1:1), и когда говорит: " волею Божьею " (1 Кор.1:1), и опять в другом месте: " это необходимая [обязанность] моя " (1 Кор.9:16), и когда говорит: " для которого я поставлен " (1 Тим.2:7), – всем этим устраняет (всякую мысль) о любочестии и гордости. Ведь как тот, кто до­могается чести, которая не дана ему от Бога, подлежит стро­жайшему осуждению, так и тот, кто отстраняет от себя и отвергает ее, подлежит другого рода обвинениям – в непослушании и непокорности. Поэтому Павел и теперь, в начале послания к Тимофею, говорить о том же в таких словах: " Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога " Он не сказал здесь: Павел  призванный, но: по повелению. Чтобы Тимофей по человеческой немощи не подумал, что (апостол) го­ворит с ним так же, как и с прочими учениками, он таким образом и начал (свое послание). Где же Бог даль ему это повеление? В Деяниях Апостольских  находим, что Дух (Божий) говорил: " отделите Мне Варнаву и Савла " (Деян.13:2). И везде в своих посланиях Павел прибавляет к (сво­ему имени) имя апостола, научая слушателя не думать, что ска­занное им есть слово человеческое, – потому что посланник ни­чего не говорить от своего лица; следовательно, назвав себя посланником, он тотчас обращает мысль слушателя к Тому, Кто его послал. Вот почему он во всех посланиях ставит это имя напереди, делая через это достоверным свое слово, – и (здесь) говорит так: " Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа " . Между тем нигде не видно, чтобы давал ему повеление Отец, а повсюду с ним говорит Христос. Что именно говорит? " Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам " (Деян.22:21), и еще: " тебе должно предстать пред кесаря " (27:24). Но то, что заповедует ему Сын, он называет вместе и повелением Отца, подобно как и повеление Духа именует повелением Сына. Так например, – он послан был от Духа и избран был Духом, между тем говорит, что это было повеление Бога. Итак, что же? Не унижается ли власть Сына теме, что Его апостол был послан по повелению Отца? Ни­сколько: смотри, как он представляет эту власть в равной степени принадлежащею Им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян.18:24–25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите [ 97 ], и еще поздние был епископом Кесарии [ 98 ]. Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф.6:21–22). И снова, во втором посланий к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2 Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена [ 99 ]. Святой Епафродит [ 100 ]упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке [ 101 ]. Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2 Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской [ 102 ]. Окончил жизнь в мире [ 103 ]. Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии [ 104 ], где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину [ 105 ]при царе Адриане [ 106 ]. Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12:25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии [ 107 ]. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие [ 108 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потому и продолжает: «Которого поставил наследником всего». Здесь он указывает на воплощение (Христово), по­добно как и Давид во втором псалме говорит: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» ( Псал. 2:8 ). Теперь уже не Иаков – часть Господня, и не Израиль – наследие Его, но все. Что значит: «Которого поставил наследником всего»? Т.е. сделал Его Господом всех, как и в Деяниях сказал Петр: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» ( Деян.2:36 ). Название же «наследник» (апостол) употребляет для того, чтобы выразить два понятия: истинность сыновства и неотъемлемость господства Его. «Наследником всего», т.е. всего мира. Затем он опять обращает речь к прежде бывшему: «чрез Которого и веки сотворил». 2. Где те, которые говорят: было (время), когда (Его) не было? Далее (апостол) постепенно изрекает о Нем гораздо важнейшее этого: " Сей, – говорит, – будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» ( Евр. 1:3, 4 ). О, мудрость апостольская! Или лучше ска­зать, нужно удивляться здесь не мудрости Павла, но благодати Духа, потому что он изрек это не от собственного разума, и не от себя произнес такую премудрость, – как ожидать этого от скобели, от кожи, от мастерской? – но от божественной силы такие изречения. Подлинно, такие мысли произошли не от его разума, который прежде был так мал и бессилен, что нисколько не превосходил (разума) простолюдинов, – как ожи­дать иного от преданного заботам о купле и кожах? – но от благодати Духа, которая, чрез кого хочет, чрез того и являет свою силу. Подобно тому, как если кто хочет возвести малое дитя на какое-нибудь высокое место, достигающее до самой вы­соты небесной, то делает это постепенно и мало-помалу возводит его с низших ступеней на высшие; потом, когда, поставив его вверху и приказав посмотреть вниз, увидит, что оно смущается, страшится и чувствует головокружение, то берет его и опять низводит на место более низкое, доставляя ему возможность отдохнуть; а после, когда оно отдохнет, опять возводит, и затем опять низводит, – так точно поступает и блаженный Павел и с евреями, и везде, научившись этому от своего Учителя. Ведь и сам (Христос) поступал так же, то возводя слушателей на высоту, то низводя их, и не допу­ская их долго оставаться на одной и той же степени. Посмотри же, как здесь (апостол), проведши слушателей чрез несколько ступеней и поставив их на самой высоте благочестия, прежде нежели они смутились и почувствовали головокружение, опять низводит их ниже и дает отдохнуть: «говорил, – продолжает, – нам в Сыне», и потом: «Которого поставил наследником всего». Имя «Сына» есть общее (имя); но когда разумеется истинный (Сын Божий), то оно выше всех; как бы то ни было, здесь (апостол) внушает и доказывает, что Он – высок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010