В целом жизнь первохристианской общины проходила в веселии и простоте сердца (см. Деян. 2, 47). Вовне благодатная жизнь первохристиан-ской общины выражалась в чудесах и знамениях. Одним из этих знамений было знаменитое исцеление хромого у Красных дверей, описанное в книге Деяний. Согласно этому описанию, апостолы Петр и Иоанн как-то раз отправились в Иерусалимский храм помолиться. Недалеко от дверей храма, называемых Красными, они встретили нищего, просящего милостыню. Этот человек от рождения не мог ходить – в Деяниях он называется хромым, но чем он страдал на самом деле неизвестно. Его каждый день приносили к дверям храма, дабы он, прося милостыню, заработал себе на пропитание. У апостолов этот человек также просил милостыни. Но ни у Петра, ни у Иоанна никаких денег не было. Поэтому на просьбу о милостыни они отозвались достаточно странным образом – попросив нищего посмотреть на них. Когда же нищий внимательно взглянул на апостолов, Петр, взяв его за руку, сказал: Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6), и затем, поддерживая его за руку, помог встать. Внезапно, вопреки всему, человек сорока лет от рождения, лишенный возможности ходить, не только встал, но начал ходить и, как говорится в Деяниях, скакать. Вместе с апостолами исцеленный вошел в храм и они вознесли молитву благодарения Богу. Чудо исцеление привлекло внимание всех бывших в храме. Народ собирался в притвор Соломонов, где находились апостолы и исцеленный. Видя множество народа, апостол Петр произносит следующую проповедь: Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вот и здесь под именем Давида изречено пророчество о Христе, поскольку когда это пророчество было изречено, Давид, царь Израильский, уже прежде почил, а Господу Иисусу предстояло в будущем воплотиться из его семени, поэтому Он пророчески и назывался Давидом. Однако кажется, что апостол Павел привел такое свидетельство в Деяниях Апостолов, которое невозможно соотнести ни с кем другим, кроме царя Давида, преемника Саула. Ибо он среди прочего говорит: «Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:21—22). Но поскольку далее он прибавил: «Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян.13:23), то вышесказанным он дал понять, что это свидетельство лучше понимать как относящееся скорее к Господу Иисусу, Который действительно исполнил «все хотения» Бога Отца, чем к царю Давиду. Ведь хотя согласно приведенному выше рассуждению можно сказать, что, поскольку благодаря благочестивому покаянию, ему были отпущены и не вменены грехи, он вполне заслуженно был «найден по сердцу Господу», однако как он мог исполнить «все хотения» Господа? И хотя он весьма превосходно восхваляется, когда в Писании рассказывается о его временах и деяниях, тем не менее известно, что он не разрушил «высоты», на которых приносил жертвы народ Божий вопреки заповеди Божией, ибо Бог повелел приносить Себе жертвы только в скинии свидетельства (хотя на тех же самых высотах приносились жертвы Тому же Богу), а разрушил эти высоты впоследствии царь Езекия, происшедший от семени того же Давида, чем заслужил себе великую похвалу (4 Цар.18:1—8). 3аключение    Итак, я, как смог, ответил на твои вопросы. Однако если ты нашел или сможешь найти относительно обсуждаемых нами вопросов что-либо лучшее, то мы будем тебе очень благодарны, если ты сообщишь нам об этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело Одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:4–13 ). II В «Деяниях» повествуется, что первые христиане Иерусалима сложили свои имущества в одно общее имущество: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто и ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было никого между ними нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданную и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду». ( Деян.4:32, 34–35 ). Но значение этого церковно-исторического эпизода, на который любят указывать социалисты в подтверждение своей доктрины, очень преувеличивается. Прежде всего, не все церковные историки согласны между собой в понимании приведённых слов. Так Мосгейм (Mosheim) полагает, что приведённых слов не следует понимать буквально, что они просто обозначают то, что первые христиане такую имели любовь друг к другу, что каждый из них готов был лишиться всего своего имущества, чтобы помочь своему брату, как и теперь, например, говорят, что у истинных друзей всё общее 16 . Бержье (Bergier) заметив, что Мосгейм, кажется, ясно доказал, что общность имуществ между первыми христианами Иерусалима не должна быть понимаема буквально, присовокупляет: «в конце первого века св. Варнава, в конце второго века Иустин и Лукиан, в третьем веке Климент Александрийский , Тертуллиан , Ориген Киприан, в четвёртом веке Арнобий и Лактанций писали ещё, что у христиан все имущества были общие, но, конечно, и вопроса не может быть о том, что здесь речь идёт об общении имуществ не в буквальном смысле» 17 . Наконец, высказывается и такое мнение, что начинающаяся Церковь Христова слагалась из христиан двух классов: одни, которые исполняли общие христианские обязанности и могли владеть имуществом, под условием уделять часть из них бедным братьям, другие, как например, Апостолы, а впоследствии киновиты, предавались особым подвигам более совершенной жизни и давали обеты полной нестяжательности, благодаря чему никто из них ничего не имел своего, а всё у них было общее. Это и были в собственном смысле ученики Христовы. Анания и Сапфира принадлежали к первому классу христиан, как и большинство христиан Иерусалима. Желая быть принятыми в общество «учеников», они дали обет коммунизма, но нарушив этот обет, они были наказаны Богом ( Деян.5:1–16 ) 18 . Приведённой гипотезе нельзя отказать в остроумии; но, к сожалению, она не имеет для себя основания ни в Евангелии, ни в Деяниях, ни у св. отцов и находится в явном противоречии с буквальным текстом книги Деяний (XX, 36)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Далее ревнителей молитвы Иисусовой Варлаам обвинял в согласии с Богомилами, потому что они подобно этим еретикам, кроме молитвы Господней отвергающим другие молитвы, употребляют будто бы одну только Иисусову молитву, а другие признают излишними. Притом вместо того, чтобы вместе со всеми православными христианами в молитве Иисусовой говорить: Боже наш, афонские монахи говорят: Сыне Божий. Это изменение Боже наш на Сыне Божий сделано так же, говорил Варлаам, в подражание богомилам, которые Иисуса Христа называют только Сыном Божиим 26 . На все это мы встречаем такой ответ в соборных деяниях: «Таковы неплодные речи Варлаама. Но они противоречат свидетельству основания веры, верховного апостола Петра, и тому ублажению, которого Петр сподобился от Господа. Петр сказал Ему: Ты Христос, Сын Бога живаго. Господь же ответствовал ему: Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ( Мф.16:16–17 ). И в Символе веры мы говорим: веруем во единаго Бога Отца Вседержителя и в Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Не Богом ли мы исповедуем Христа, когда говорим, что веруем в Сына Божия?» Далее в доказательство, что в писаниях древних отцов нет ничего несогласного с учением о молитве Иисусовой и употреблением её на Афоне, приводятся свидетельства Златоуста и Диадоха (указанные выше). Вслед за этим в деяниях соборных говорится: «Монахи настаивали на том, что согласно с учением богоносных отцов эта молитва искони была занятием усладительным и божественным, и вместе желали привести другие свидетельства о сем из писаний свято-отеческих, как например изречение Иоанна Лествичника : «память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда ощутишь пользу безмолвия» . Но монахам не дал продолжать блаженной памяти государь. Он сказал: пусть кто-нибудь из зловерных когда и говорил это (т. е. в молитве Иисусовой называл Христа Сыном Божиим в неправом смысле), это не может служить обвинением против нас, если в добром смысле употребляем то, о чем они превратно мыслили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Естественно, что святой дух, действующая сила Иеговы, сам по себе не мог ни » говорить», ни ,,посылать» кого- либо. Тот, кто пользовался святым духом для руководства делами, явно был Христос». (Сторожевая Башня, 01.01.1988 г., стр. 9). Довольно прямо говорится о Святом Духе, как о личности в Деяниях: «что ты солгал [ψευσασθαι] Духу Святому» ( Деян.5:3 , ПЕК). Здесь используется слово ψευδομαι – лгать, обманывать, говорить ложь/неправду, вводить в заблуждение. Естественный смысл этого слова, это обманывать кого-либо, то есть личность. Нечто неодушевленное невозможно как-либо вводить в заблуждение, и слово ψευδομαι в Новом Завете никогда образно не употребляется по отношению к неодушевленным объектам. Лгать можно только кому-то, и в контексте происходит буквальный обман Самого Бога – Святого Духа, а вовсе не образный обман безликой силы Бога: " Ты солгал [εψευσω] не человекам, а Богу». ( Деян.5:4 ); «невозможно Богу солгать [ψευσασθαι]» ( Евр.6:18 , ПЕК). Святое Писание неоднократно засвидетельствовало о Духе Святом как о божественной личности. Если бы Свидетели Иеговы были правы, то апостолы могли бы употреблять более ясные и недвусмысленные формулировки. Например, вместо: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». ( Мф.10:20 ); «ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». ( Мк.13:11 ), совершенно ясно по учению Сторожевой Башни написать: «Отец ваш через Святого Духа будет говорить в вас». Свидетели Иеговы не могут различить, что в одних используемых ими местах Библии говорится о дарах, деяниях и сущности Святого Духа. А в других, игнорируемых или образно понимаемых ими стихах говорится о личностных проявлениях Святого Духа. На основании одной части Писания нельзя исключать другую, но их необходимо дополнять и соединять. Святой Дух действует как индивидуальная личность, хотя и вместе с Отцом и Сыном: «хорошо Дух Святый сказал [ελαλησεν – говорить, рассказывать, беседовать, возвещать] отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите». ( Деян.28:25,26 ). Пророчество Даниила, остерегайтесь подделок!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

И вся эта пестрая в языковом отношении толпа была привлечена «шумом с неба» и собралась у дома, где произошло сошествие Святого Духа на апостолов, и, как написано в Деяниях 2:6, «каждый слышал их говорящих его наречием»,“а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (2:13). Есть ли здесь противоречие? Думается, что нет. Представьте: огромная толпа, всеобщее смятение, взволнованные апостолы, по вдохновению Святого Духа говорящие на неизвестных им языках. Одни удивляются тайне Божией, другие, может быть не расслышавшие в этом общем смятении своего языка, пытаются объяснить чудо по своему разумению – каждому по вере. Не повторяется ли это каждый раз, когда происходит чудо – и по золе Божией опровергаются наши представления о законах природы? Нет сомнения, что именно святоотеческая традиция понимания глоссолалии точно соответствует описанию в Деяниях, хотя, безусловно, много остается вопросов, на которые ответов нет. Понимали ли апостолы то, что говорили по наитию Святого Духа? Было ли это чудо говорения или слышания, т.е. апостолы говорили на одном, родном своем языке, а собравшийся народ слышал их каждый на своем наречии? Таким вопросом задавался уже св. Григорий Богослов , но склонялся к первому толкованию. В одних ли формах проявлялась глоссолалия апостолов и коринфских христиан? Святоотеческая традиция склонна считать эти явления одной природы, хотя, если вчитаться в I Коринфянам можно увидеть некоторые новые черты. Апостол говорит, что одни одарены «даром языков», другие – даром «истолкования языков» ( 1Кор.12:10 ); «если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй» (14:27); «кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (14:2). Можно предположить, что дар говорения на незнакомом языке в общине одноязычной становится лишенным внутреннего смысла и требует помощи для восприятия. Возможно, возвращаясь к вопросу св. Григория Богослова о чуде говорения или слышания, чудо Пятидесятницы имело и ту и другую форму, а позднее у коринфян проявилась двояко – дар говорения и дар истолкования.

http://azbyka.ru/govorenie-yazykami

Иуда.    Иуда, брат Иакова, оставил небольшое послание, вошедшее в ряд семи соборных, но поскольку в нем цитируется апокрифическая книга Еноха, оно многими отвергается. Тем не менее в силу своего возраста и полезности оно стало авторитетным и вошло в число священных текстов. Павел.    Павел, прежде называвшийся Савлом, апостол, не входящий в число двенадцати, происходил из рода Вениаминова из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Таре. Посланный в Иерусалим изучать закон [Моисеев], он обучался у Гамалиила, очень просвещенного человека, которого упоминает Лука. После участия в убиении мученика Стефана Савл, заручившись письмом первосвященника, отправился в Дамаск, чтобы там преследовать христиан, но по дороге туда чудесным образом, как это описано в Деяниях Апостолов, был обращен в веру и из гонителя преобразился в избранника Божьего. Так как первым, кто поверил в его проповеди и обратился в христианскую веру, был проконсул Кипра Сергий Павел, он взял его имя и после того, как к нему присоединился Варнава, прошел множество городов и вернулся в Иерусалим, где Петр, Иаков и Иоанн поставили его апостолом у язычников.    Полный рассказ о жизни Павла приводится в Деяниях Апостолов, я же скажу только, что через двадцать пять лет после Страстей Господних, т. е. во второй год правления Нерона, во времена, когда Фет, прокуратор Иудеи, правил после Феликса, его послали в Рим, где оставили на два года под надзором. Там он ежедневно спорил с иудеями о пришествии Христа. Следует сказать, что поначалу, когда власть Нерона еще не утвердилась, а его порок еще не проявился до такой степени, как это описывается в истории, Нерон отпустил Павла и Евангелие Христа могло проповедоваться на Западе. Как он сам пишет во Втором послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей», ясно подразумевая под львом жестокого Нерона. И сразу после этого: «Господь избавил меня из львиных челюстей», и снова коротко: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства». Поскольку Павел поистине чувствовал внутренне, что его мученичество приближалось, в том же послании он возгласил: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иуда. Иуда, брат Иакова, оставил небольшое послание, вошедшее в ряд семи соборных, но поскольку в нем цитируется апокрифическая книга Еноха, оно многими отвергается. Тем не менее в силу своего возраста и полезности оно стало авторитетным и вошло в число священных текстов. Павел. Павел, прежде называвшийся Савлом, апостол, не входящий в число двенадцати, происходил из рода Вениаминова из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Таре. Посланный в Иерусалим изучать закон [Моисеев], он обучался у Гамалиила, очень просвещенного человека, которого упоминает Лука. После участия в убиении мученика Стефана Савл, заручившись письмом первосвященника, отправился в Дамаск, чтобы там преследовать христиан, но по дороге туда чудесным образом, как это описано в Деяниях Апостолов, был обращен в веру и из гонителя преобразился в избранника Божьего. Так как первым, кто поверил в его проповеди и обратился в христианскую веру, был проконсул Кипра Сергий Павел, он взял его имя и после того, как к нему присоединился Варнава, прошел множество городов и вернулся в Иерусалим, где Петр, Иаков и Иоанн поставили его апостолом у язычников. Полный рассказ о жизни Павла приводится в Деяниях Апостолов, я же скажу только, что через двадцать пять лет после Страстей Господних, т. е. во второй год правления Нерона, во времена, когда Фет, прокуратор Иудеи, правил после Феликса, его послали в Рим, где оставили на два года под надзором. Там он ежедневно спорил с иудеями о пришествии Христа. Следует сказать, что поначалу, когда власть Нерона еще не утвердилась, а его порок еще не проявился до такой степени, как это описывается в истории, Нерон отпустил Павла и Евангелие Христа могло проповедоваться на Западе. Как он сам пишет во Втором послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей», ясно подразумевая под львом жестокого Нерона. И сразу после этого: «Господь избавил меня из львиных челюстей», и снова коротко: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства». Поскольку Павел поистине чувствовал внутренне, что его мученичество приближалось, в том же послании он возгласил: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Как умалить их силу? Решено было играть на понижение. Первая идея: доказать, что никакого коммунизма в Иерусалимской общине не было. А действительно – Мария, мать Иоанна Марка имела в Иерусалиме собственный дом. Значит, не все продавали собственность! А значит, скорее всего, апостолы просто устроили складчину, «кассу взаимопомощи», с помощью которой организовывались агапы. Так думают многие богословы официальной школы, например прот. Николай Стеллецкий, а прот. Петр Альбицкий вообще отрицает, что у первохристиан был коммунизм, впрочем как и священномученик о. Иоанн Восторгов, известный специалист по критике социализма. Однако все это опровергается текстами Деяний. Оказывается дом Марии использовался общиной для общих собраний (и потому продавать его не имело смысла), а само повествование в Деяниях изобильно наполнено словами «все», «всякий», «каждый», которые убедительно говорят о полном единодушии общинников в вопросе об общей собственности: «Все же верующие были вместе и имели все общее», «И продавали имения и всякую собственность и разделяли ее всем, смотря по нужде каждого», «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее», «Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного», «И каждому давалось, в чем кто имел нужду», «в ежедневном раздаянии потребностей» и пр. Ну что ж, если не удается поколебать общность имуществ, то можно попробовать выставить их как неудачу, дискредитирующую идею обобществления. Вот что пишет известный философ Иван Ильин, кстати, ярый апологет частной собственности: " Первые христиане попытались достигнуть " социальности " пос­редством своего рода добровольной складчины и жертвенно распредели­тельной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и не­кая элементарная форма непринудительной негосударственной имущест­венной общности - наталкивается у людей на недостаток самоотрече­ния, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апос­тольских (4,34-37; 5,1-11) эта неудача описывается с великим объек­тивизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удавалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской " соци­альности " был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религи­озно-нравственный - неудавшийся.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010