Скорби о том, что отец твой был в заблуждении, – эта скорбь может быть полезна ему. А детям твоим говори: Бог есть отец всем, Бог – без начала и не создан, все подчинено воле Его. Если этому научишься, о Император Антонин, и с тобой дети твои: передашь им в наследство сокровища, которые не погибают, спасешь душу твою и души детей твоих от того, что случится со всеми обитателями земли на праведном суде. 392 Анастасий Синаит сохранил драгоценное место из третьей книги Мелитоновой о воплощении Христовом (περι σαρκωσεως Χρις), писанной, как говорит он, против Маркиона. Здесь св. Мелитон учит: «Для не лишённых смысла не нужно тем, чт творил Христос после крещения, доказывать действительность, чуждую прозрачности (αληθες και αφανταςον) души и тела Его и одинаковость человеческого естества Его с нашим. Дела Христовы после крещения и, особенно, чудеса показывали и доказывали миру, что во плоти Его сокрыто Божество. Будучи Богом и вместе человеком совершенными Он явил нам два свои естества, Божество – чудесами, совершенными в три года после крещения, а человечество – в те 30 лет, когда немощь плоти скрывала знамения Божества Его, хотя Он был истинным Богом предвечным». 393 Вот как учили учители 2 века о Христе Иисусе, когда говорили они не пред язычниками! Не без значения слова Мелитона для евангельской истории; особенно же важны они для догматического учения. Ими обличаются и Арий и Несторий и Евтихий! Не даром писал Евсевий: «кто не знает сочинений Иринея и Мелитона, в которых они проповедуют, что Христос есть Бог и вместе человек»? 394 Не сомневаемся, что он имел в виду преимущественно приведенные слова Мелитона. С именем Св. Мелитона известно еще сочинение: о взятии или прехождении блаженной Марии Матери Божьей. 395 Она встречается и в славянских рукописях. Но это сочинение без сомнения не принадлежит Св. Мелитону сардийскому , знаменитому пастырю 2 века. Составитель сей книги худо знал о времени Мелитона, если выставлял Св. Мелитона сардийского современником Ал. Иоанна и других Апостолов. Впрочем это не препятствует признать сведения об успении Богоматери, помещенные в этом сочинении, за достоверные. Они согласны с другими памятниками древности и книга писана именно с тем, чтобы исправить лживую повесть о том же Левкия. 396 § 46. Дионисий, Коринфский Епископ Современником Св. Мелитона был Св. Дионисий, украшавший коринфскую церковь в сане пастыря ее. 397 Вступив на кафедру в 171 г. 398 , он «вдохновенную свою деятельность простирал щедро не только на подчиненных ему, но и на посторонних, стараясь быть полезным для всех». 399 По словам Иеронима славные подвиги его относились ко временам М. Аврелия и Коммода 400 ; он скончался мученически ок. 182 г. 401

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своей книге «Путь моей жизни» (400, с. 572–602) посвящает обширный раздел экуменическому движению. Он интересно повествует и о своих паломнических путешествиях (например, в Лурд), и об экуменических контактах с выдающимися представителями инославных Церквей, например, с епископом Нью-Йоркским Брептом, англиканским епископом Турским Фриром (Вальтером) и особенно с известным примасом Бельгии – кардиналом Мерсье, «смиренным подвижником с подлинным величием духа», посвятившим всю жизнь подвигам любви и милосердия по отношению к жертвам первой мировой войны и открывшим свое христианское сердце обездоленным русским детям и молодежи. В своих воспоминаниях митрополит Евлогий уделяет большое внимание своему участию – вместе с отцом Сергием Булгаковым и другими профессорами Богословского института в Париже, во всемирных экуменических конференциях в Лозанне в 1927 г., в Оксфорде и Эдинбурге в 1937 г. С особой любовью и очень подробно характеризует он выступления протоиерея Сергия Булгакова и его многолетнюю, неутомимую и самоотверженную борьбу за признание почитания Божией Матери и святых представителями протестантских Церквей. Наконец, следует упомянуть главу «Экуменические писания» в книге Л. А. Зандера «Бог и мир» (401, с. 159–173), в которой он приводит список 36 экуменических трудов протоиерея Сергия Булгакова и раскрывает значение его выступлений на Всемирной Лозаннской конференции в 1927 г. и на съездах Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Протоиерей Сергий Булгаков обосновался в Париже с твердым намерением не только преподавать догматическое богословие в Православном Богословском институте и осуществлять свое литургическое служение и богословское творчество, по одновременно трудиться над реализацией своей идеи об экуменическом, вселенском Православии, которая зародилась в его душе в храме Святой Софии в Константинополе. В Париже он явился одним из наиболее ярких и вдохновенных инициаторов экуменической работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

36(45)). В 35(44)-м прав. говорится о необходимости родительской опеки клириков над своими детьми; примечательно, что в правиле речь идет и о детях епископов,- а это свидетельствует о том, что в кон. IV - нач. V в. в африкан. Церкви были женатые епископы (правило Гиппонского Собора 393); о женах епископов упоминается и в 25(34)-м прав. (правило Карфагенского Собора 401). О каноническом послушании епископу всех духовных лиц, от пресвитера и ниже,- прав. 31(40). Духовным лицам запрещается заниматься мирскими делами, связанными с откупом, с «бесчестным и презрительным занятием», наживаться на ссуде денег или вещей (правила 5(5), 16(19, 21), 32(41)). Крещение Тяжелобольных, которые не могут отвечать за себя, не должно крестить, поскольку необходимо, чтобы крещение воспринималось осознанно, с личным убеждением. Однако крещение все-таки возможно, но только в том случае, если «по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию» (прав. 45 (54)). В отношении крещения младенцев, о к-рых неизвестно, крещены они или нет, Собор предписывает крестить каждого ребенка, чтобы они не лишились «очищения сею святынею» (прав. 72(83)); 57(68)-е прав. постановляет крещенных в младенчестве донатистами и по возрастании пришедших в православную Церковь принимать «возложением руки»; прежние «заблуждения» не должны быть препятствием для такого лица при принятии его в клир - однако правило утверждает, что полноту таинство имеет тогда, когда оно совершается в правосл. Церкви. Евхаристия 37(46)-м прав. определяется, что вещества, приносимые в церковь для таинства Евхаристии,- это хлеб и вино, разбавленное водой; для таинства Евхаристии не должно приноситься ничего другого. В определенный день к алтарю приносили, «как таинственное знамение младенцев», мед и молоко. В древней Церкви существовал обычай, по к-рому новокрещеным как возродившимся во Христе детям давали мед и молоко (ср.: 1 Петр 2. 2). Молоко и мед приносили ко дню Воскресения Христова, когда в основном совершалось Крещение, возлагали их на престол рядом с хлебом и вином; их освящали вместе, после чего давали новокрещеным вместо причастия.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

556 РГБ. Ф.387, карт.4, ед. хр.1, л.7. 557 Шмелёв Ив . Рассказы. Т.2. М., 1917. С. 14-15. 558 Архив А.М.Горького. 559 Горький М. Собр. соч. в 30-ти тт. Т.29. М., 1955. С. 110. 560 См. Коробка Н . И.С.Шмелёв: критический этюд.— Вестник Европы. 1914. С. 350. 561 Куприн А.И. Собр. соч. в 9-ти тт. Т.5. С. 198. 562 Шмелёв Ив . Рассказы. Т.2. С. 40. 563 Русская литература. 1966. С. 187. 564 Шмелёв И.С . Рваный барин. М.-Пг., 1923. С. 43. 565 РГАЛИ. Ф.44, оп.1, ед. хр.242. 566 РГБ. Ф.387, карт.9, ед. хр.3, л.9. 567 См. Черников А.П. Творчество И.С.Шмелёва (1895-1917): диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 1974. 568 Шмелёв Ив . Рассказы. Т.5. С. 104. 569 Шмелёв И.С . К светлой цели. М.-Пг., 1923. С. 62. 570 РГБ. Ф.387, карт.9, ед. хр.24. 571 РГБ. Ф.387, карт.9, ед. хр.12. 572 Русская литература. 1966. С. 187. 573 РГАЛИ. Ф.66, оп.1, ед. хр.1044 (1), л.75. 574 РГБ. Ф.387, карт.9, ед. хр.1, л.1-2. 575 Шмелёв Ив . Рассказы. Т.4. С. 226-227. 576 Цит. по: Черников А.П. Проза И.С.Шмелёва. С. 186. 577 Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 397. 578 Там же. С. 401 579 Литературное наследство. Т.84. Кн.2. С. 281. 580 Ильин И.А . Т.6. Кн.2. С. 113-114. 581 Сорокина Ольга. Московиана. М., 1994. С. 308-310. 582 Черников А.П. Цит. соч. С. 278. 583 Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 390. 584 Ильин И.А . Т.6. Кн.2. С. 133-134. 585 Там же. С. 124. 586 Толковая Библия. Т.3 (9). Пб., 1912. С. 155-156 587 Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 384-385. 588 Сорокина Ольга. Цит. соч. С. 283. 589 Ильин И.А . Т.6. Кн.2. С. 127. 590 Там же. Кн.1. С. 394-396. 591 Там же. С. 116. 592 Там же. С. 140. 593 Христианство и русская литература. СПб., 1994. С. 365-366. 594 Никон, игумен. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 7-8. 595 Христианство и русская литература. С. 387. 596 Киприан, архимандрит, проф.. Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 172. 597 Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 365.   КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ   История всемирной литературы. Т.8. М., 1994. История русской литературы. Т.4. Л., 1983.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К храму человек должен относиться как к месту особого присутствия Божия и стоять в нём с таким же благоговейным страхом, как перед лицом Самого Бога. «В церкви предстоите, со страхом Божием, – говорил еп. Лука, – не молви речи, но ни мысли, но моли Бога всею мыслью, да отдаст ти Бог грехи» 401 . «С чистою совестью придем в Божию церковь , – проповедывал св. еп. Туровский Кирилл, – и страхом в ней стояще просим от него отпуста грехов и вечныя жизни...» 402 . Ещё яснее учил об этом неизвестный «отец»: « Церковь же разумей небо суще, олтарь же престол Вышняго... Темже в церкви яко на небеси со страхом стой, и яко пред очима Самого исходя» 403 . С искренним почтением должно относиться и к служителям церкви. Они служат посредниками в молитвах наших к Богу, а потому мы должны с любовью принимать от них благословение, как благословение именем Божиим, и по возможности снабжать их всем необходимым. «Чтите от всего сердца иереа Божиа, чтите и слоугы церковныя» 404 , – учил своих слушателей, еп. Лука. Мономах писал своим детям: «Епископы, и попы и игумены, с любовью взимайте от них благословенье, и не устраняйтеся от них, и по силе любите и набдите, да приимите от них молитву от Бога» 405 . Митр. Кирилл I давал такие наставления по этому поводу: «чтите попы и дьяконы яко служителя Божыя» 406 . «Попы же белци честите достойно и дьяконы акы слуги Божия: ти бо за вы молитвы творят к Богу по вся дни. Ащели поимете черьнца в свой дом или иного причетника и хощете их честити, то боле трею чаш не нудите его, но дайте ему волю, да же ся и сам напьет да сам за то и отвещает. А вам не надо бе грех его,.. не лзе слуг Божиих до сорома упоити, но с поклоном отпустити и благословение вземше от него» 407 , «...разумей... служителя же ангелы Божия» 408 . С таким же почтением советовал митр. Кирилл I относиться и к монастырям и монахам, как это отчасти мы и видели сейчас: «Монастыри же чада любите, то бо суть сынове святых... И к ним (инокам) припадати, и к тем святым местом приходити, и от тех благословения просите, и тех в домы своя вводите благословения деля...» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Литургические творения св. Иоанна Златоуста Устав Божественной службы (проскомидия) 17. 20. 25. 29. 47. 49. 53. 59. 63. 68. 70. 72. 73. 74. 76. Литургия св. Златоуста 3. 18. 20. 26. 29. 34. 36. 45. 50. 54. 6о. 63. 68. 71. 72. 74. 76. 78. Предисловие Типику св. И. Златоуста 212 Толкование его службы 45. 129. Последование о причащении святой воды 67. Последование над обуреваемым от духов нечистых 111. О причащении 245. Молитвы св. И. Златоуста 72. 138. 167. 171. 172. 267. 276. 309. 317. 323. 326. Послание св. И. Златоуста, к Кириаку (249); – к Олимпиаде (250). Сочинения св. И. Златоуста Из книги о девстве (178). Слова о священстве с оглавлением 261–263. Из книги о священстве (244). Есть в рукописях и множество небольших статей и выписок из сочинений св. И. Златоуста. А именно: О создании Адамове и како прият душу и о страсти Спасове 291, 269. – О Адаме, яко прежде снести ему от древа разумнаго ведяше кое зло, кое ли добро 276, 291. – Чесо ради древо разумно добру и злу наречеся и како разумеется еже: со мною будеши в рай 276, 292. – О Господе нашем И. Христе (256). – О Давиде и о Сауле и о незлобоименстве 291. – О Божественном Филогоне (173). – О лжепророках (237). – Внегда вне церкви обретеся Евтропий 293, 428. – Палея св. И. Зл. (90). – Житие Павла Исповедника (401). Оглашение к хотящим крещатися 290. – О покаянии и умилении и о Рааве блуднице 292. – О покаянии (3). – Феодору мниху испадшему о покаянии 555. 560. 173. – О необходимости исповеди (173). – О посте и о миловании нищих (261). – О посте (501). – О воздержании (305) – О милостыне 4. 216. – О убогих и богатых и о милостыне (231). – О божественных тайнах (516). – Како подобает с верою приходити в церковь (231). – О глаголании в церкви 4. – О молитве 31. 33. 37. 42. 43. (172) – О умилении души (485, 490). – О суетном житии и о пользе душевной и о умилении (261) 155. – О чистительстве 275. – О суетном житии 746 (501). – О воздаянии комуждо по делам его 175. – О терпении и благохвалении (519). – О смиряющихся (52). – О хранении тайны (196) – О законе церковном (18). – О пьянстве (244, 489) – О отпущающих жены (211). – Поучение игумену 371 (181, 182). – Правила духовного учения 361, (34). – Наказание попом (74) – Наказание духовным детям 149. Заповеди (14). – Повесть душеполезна (135). – О святей службе (65) – О приносимой фимиаме 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Радомско. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1909 и 1912. Год утраты:1925 (снесена) Архитектор:П.А. Феддерс Адрес: Польша, Лодзинское воеводство, Повят-Радомщаньский, Радомско, пересечение сегодняшних улиц Gabryiela Нарутович и Бугай Координаты: 51.072565, 19.449432 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая православная церковь в этом городе была построена весной 1894 года. Она располагалась в здании казармы. В 1909 году началось строительство новой кирпичной церкви на пересечении нынешних улиц Гавриила Нарутовича и Бугая. Проект храма в византийском стиле разработал архитектор Петр Александрович Феддерс. Церковь возведена из корвнинского кирпича. Снаружи здание украшено карнизами, пилястрами, колоннами из шидловецкого песчаника. Церковь огорожена металлическим забором на каменном фундаменте. Торжественно освящена церковь 28 декабря 1912 года. Иконостас был сделан из окрашенного дуба в московской мастерской Витальева и Солонова. После 1918 года церковь была приобретена польско-американским Комитетом по оказанию помощи детям и преобразована в кухню и комнаты для детского питания. Затем она исполняла роли военной церкви. В 1925 году городские власти приняли решение о ее сносе. Источники: сайт " Православные церкви на старых открытках " С. Н. Кондаков. " Юбилейный справочник Императорской Академии художеств " . 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 401. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40498

Соч. Григорьева стр. III и пр. Напр. А. А. Э. I, 4. А. А. Э. т. I, 9. См. Чт. О. И. и Др. ч. l. N 1. отд. IV, стр. 3. год I. Котошихина гл. XI, ст. 6. См. «Роспись 170 году, какова взята из Монастырского Приказа за дьячею приписью, сколько за всеми монастыри крестьянских дворов и пр.» в Записках Отделения Русской и Славянской Археологии Р. Арх. Общ. стр. 401—422. В этой росписи помещены вотчины патриаршей области, архиерейских домов и патриарших монастырей. О суде сместном см. в пространной редакции св. Владимира, в списке Ист. Р. Ц. арх. Макария т. 1. пр. 210,—в грамоте В. Кн. Василия Дмитриевича подробно, отпечат. в А. А. Э. т. 1. 9,—еще в грамотах А. А. Э. т. 1. 5. 17. 18. 19. 21. 23. 31. 34. 35 и мн. др. «Яз князь велики пожаловал тебя Вышегородом с волостями и с путями и в селы в вотчину и в удел, как было за князем за Михайлом, опричь тех сел, которые есмь подавал монастырям и боярам и детям боярским, a на тех селах суд и дань твоя по земле (Собр. Госуд. гр. т. 1. 97. 106. 110.) Еще: «И те земли к Дмитрову., и тем монастырем и бояром и детем боярским те свои земли ведати по старине, а данью и судом тем землям тянути к Дмитрову» (Там же. I, 138. 139). Г. Чичерин так представляет в «Опытах по ист. русского пр.» стр. 84. «иерархическую лестницу землевладельцев» (государственное устройство) России в XIV и XV вв. и ранее. «Сверху был князь—верховный землевладелец (Государь), затем боярин, имевший право суда и дани (наместник волостель), за тем монастырь, распоряжавшимся землею, как собственностью и проч. Указание «лестницы», по нашему, верно; но мы не можем согласиться со взглядами г. Чичерина на значение и устройство юридического быта древней России, как чисто вотчинного и не имеющего ничего государственного и общественного в тесном значении этих слов. По крайней мере Церкви никак нельзя приписывать значения в древней России, исключительно вотчинного: она устрояла жизнь Веры, жизнь церковную, жизнь общественную, гражданскую и государственную. См. статью Вл. Милютина 1861. кн. 1. стр. 397 — 398 также 1859 г. кн. IV. стр. 66. 67, в чт. О. И. и Др. Русский Вестник 1857г. 2 в ст. «Очерк церковной администрации в древней России».

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

Молитва внушает любовь к врагам, а любовь к врагам внушает молитву: «А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов» (с. 400). Жалость и сострадание, которые мы испытываем к врагам, осознавая, что они удалены от Бога, лишены божественных благ и идут к погибели, понуждают молиться за них, просить, чтобы они избежали зла в земной жизни и уготованного мучения в будущей. Жалость и сострадание вызывают потребность молить Бога о том, чтобы наши враги раскаялись, оставили злое, познали Бога и получили спасение. «Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь» (с. 401). «Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад» (с. 401–402), «Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога или противятся Ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь – больше, чем за себя – чтобы все покаялись и познали Господа» (с. 376); «Господи, все народы – создание рук Твоих, обрати их от вражды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь» (с. 303). В сострадании врагам сильно и осознание собственной греховности, понимания, что сам хуже всех, и это чувство раскаяния в сочетании с молитвой о врагах вызывает слезы (см. с. 303, 387), свидетельствующие о глубине молитвы, ее искренности и о том, что вызвана она любовью подлинной и непритворной. III. Основания любви к врагам Любовь к врагам заповедана Христом Спасителем (см.: Мф. 5:44 ; Лк. 6:27–35 ) (см. с. 343, 400–401). Такова воля Божия, и Богу угодно, чтобы мы исполняли ее (с. 376, 400, 491); этого достаточно, чтобы обосновать необходимость любви к врагам. Господь Сам дает нам пример такой любви, и мы должны стараться подражать Ему. Любовь, благость и милосердие, которые, согласно заповеди, проявляет Бог по отношению к творящим зло, является главным обоснованием любви к врагам: Но вы любите врагов ваших, и благотворите... и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:35–36 ). К такой любви, которую равно и безусловно проявляет Бог ко всем людям (добрым и злым, праведным и грешным, друзьям и врагам) и вообще ко всему творению, призывает Христос: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. ...Итак будьте совершенны, как со вершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:44–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Далее, развивая идеи Б.П. Вышеславцева 319-320] и высказывая свои собственные предположения, мы формулируем художественную работу в Русской литературе – метод, воплощение творческой возможности художника в действительность текста, как воскрешение. Когда апостол Павел говорит: «не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51), он говорит о воскрешении. Но «воскрешенный» (измененный) должен наследовать и некоторую неизменную часть, свое индивидуальное «я». Этим «неизменным» (константой) в человеке является душа – вдухновение Духа Жизни во плоть. Душа – универсальна, ибо вдухновение – Одно, и « Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6). Поэтому «Нет в мире разных душ» («В горах» – «Поэзия темна, в словах не выразима…», 12 февраля 1916 года) (1, 401). В то же время душа индивидуальна, как индивидуальный опыт («Сын ошибок трудных») индивидуальной жизни. За эти «ошибки» воскрешенный и даст ответ на Страшном Суде, то есть «опыт» будет сохранен, наследован воскрешенным. Тот же «порядок» воскрешения, предполагаем мы, и в художественном произведении: воскрешенная посредством творческого воображения реальная действительность, воплощенная в текст, сохраняет Дух Жизни (Божественное), тем самым и обеспечивается правдивость художественного. В Логике Художественной сохраняется («закон сохранения» – по аналогии с физикой, мы готовы сформулировать и доказать данную закономерность как Первый закон Русской литературы) Божественная Логика устроения реального мира, реальной действительности. Тем самым, читателю открыта возможность постигать не только замысел (своего рода – индивидуальный «опыт») автора – художественную идею произведения, но и Замысел (Промысл) Творца о Мире, о Бытии. – Поэтому, «и времени в нем нет!» (1, 401). Поясним. Выше мы представили некоторые из тех художественных оснований, которые осуществляются в «Чаше жизни». То есть некоторое из того, что видел, знал, понимал, пытался выразить писатель Бунин.

http://bogoslov.ru/article/4030604

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010