IX, ст. 109, 111. Вдове записанного в цеховой управе мастера дозволяется продолжать мужнино ремесло; в случае нужды цеховой старшина и старшинские товарищи должны определить к ней и к детям попечителя или дать подмастерья, коему платеж производится от вдовьих или сиротских дел; по прошествии года, если она объявит, что желает продолжать ремесло, дозволяется ей иметь подмастерьев и учеников. Уст. о Промышл., изд. 1893 г., ст. 400, 401. Ср. еще там же, ст. 420. § 14. Отношения супругов по имуществу. – Германское начало общения имуществ в браке и римская система приданого. – Особое имущество жены. – Разнообразные системы западных законодательств. – Раздел имуществ по прекращении брака. – Ограничения брачных договоров и сделок между супругами. – Английский закон об отношениях супругов по имуществу Нравственное понятие о браке предполагает единство, общение целой жизни и всех ее отношений. С этим согласно – с нравственной точки зрения – требование, чтобы супруги смотрели на свое имущество, как на общее. Такое понятие об имущественном общении супругов приняло у некоторых народов юридическую форму, именно у народов германского происхождения. У германцев издревле утвердилось понятие, что муж есть природный опекун своей жены, как глава брака и семьи, и в этом качестве держит за собой женино имущество, как принесенное в брак, так и вновь приобретенное. Ему принадлежит неограниченное право распоряжаться ее движимостью; недвижимостью он управляет и пользуется, а отчуждает ее по соглашению с женой и ближайшими ее наследниками. Жена не может распоряжаться имуществом без согласия мужа, но муж в распоряжении своим имуществом не требует согласия жены. Муж платит из женина имущества долги ее, до брака сделанные, а она без его согласия не входит в новые долги. Все доходы, откуда бы ни шли, собираются к мужу; для всех расходов он доставляет средства. Затем жене принадлежит непосредственное заведование домашним хозяйством. По прекращении брака соединенные имущества мужа и жены разделяются, причем муж не отвечает за все, по распоряжению его отчужденное из женина имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Мардохей сурово принял ответ своей приемной дочери. Ужели Есфирь думает, что Бог возвел ее на царский трон для собственного счастья? Пусть она разуверится в этом. Давая власть своей твари, Бог делает ее Своим орудием самоотвержения и преданности. Если царица откажется помочь своим братьям, Иегова найдет другое средство для их избавления и Он поразит государыню, которая, не желая подвергнуть опасности свою жизнь, изменнически отклонила от себя честь их спасения. Есфирь понимает предстоящее ей дело. Пусть ее соотечественники помолятся о ней! Царица заповедует им трехдневный пост. Этот пост она будет соблюдать сама с своими женщинами. Усмиривши таким образом мятежную плоть, она будет в состоянии и силе принести какую угодно жертву. Одетая в одежду скорби, с головой покрытой пеплом, царица на молитве. От нее одной зависит ее решимость; ей нужно бороться против собственной слабости и один Бог может поддержать ее в этой внутренней борьбе. «Если погибнуть мне, то погибну» 401 , говорила она. Да, погибель ее зависела от нее самой. Она могла отклонить ее, стоило только забыть своей народ, предаться всецело своим новым обязанностям, упояться ласками царя и льстивым почитанием народа. Но она вспоминает о миссии, которую Иегова дал детям Израиля. Что сделается с этой миссией, если не будет народа, который должен был ее выполнить? Погибель Есфири в ее руках, говорит она… Но будущее религиозной идеи также зависит от нее. Она жертвует собою. Да облегчит Бог ее скорби, которые сжимают ее сердце! Да внушит Он ей речи, которые бы склонили царя, этого гордого льва! Тот, Кто видит все, знает, что она не опьянела от царских почестей; Он знает, что ее корона ей в тягость, что она носит ее с скорбью перед миром, а в уединении она ее бросает. Да умилосердится над нею Господь! Да спасет Он народ, которого Он есть единственная надежда; и пусть рука, которая послужит к избавлению Израиля, не дрожит в этот час опасности! Есфирь оставляет свои траурные одежды, заменяет их украшениями царицы, приказывает сопутствовать себе двум служанкам. Одна несет шлейф ее богатого платья, другая поддерживает ее. Она подходит под северный портик, поддерживаемый двумя рядами колонн, за которыми тронная зала 402 . Ксеркс восседал на царском троне. Если представим царя Персии с тиарой на голове, одетого в Мидийское платье с волнистыми складками, покрытого золотом и драгоценными камнями, тогда мы поймем впечатление, которое должен производить его величественный вид на его подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

400 и московского собора 1551 г.; результатом деятельности последнего был Стоглав, содержащий указания на достаточно свежую, хотя и бессознательную память о древних языческих обычаях 401 . Составленный Феофаном Прокоповичем и изданный от имени Петра 1 «Духовный Регламент» также должен быть отнесен к разряду канонических произведений; в нем есть обличение суеверий, но о древнем язычестве не упоминается.   «Вопрошаение Кириково» – собрание ответов на вопросы новгородских духовников Кирика, Саввы и Ильи, полученных ими от разных лиц, преимущественно от епископов Нифонта (1129–1156 гг.). «Вопрошания Кирика» показывают, что наше духовенство ревностно старалось провести христианские принципы во все, даже мелкие случаи жизни. Нас не должна удивлять мелочность предписаний новгородских духовников своим духовным детям: старое язычество еще жило в сознании народа, а все старое было грешным, бесовским. Необходимо было строить жизнь на новых христианских началах. Обыденная жизнь состоит из мелочей, а потому необходимо было их касаться 403 . В некоторых вопросах слышится отголосок языческой старины. Изрекается грозное порицание крающим роду и рожанице хлебы, сыр и мед 404 , порицаются открыто живущие с наложницами 405 . Был языческий обычай привораживанья: жены омывали свое тело водою и давали пить эту воду охладевшим к ним мужьям 406 . Во время болезни женщины носили детей к волхвам. За это налагалась епитимия от 6 до 3 недель, смотря по возрасту согрешивших: молодые женщины подвергались меньшему наказанию 407 . – Обыкновенно говорят, что «вопрошания» Кирика показывают еще чисто младенческое понимание веры в народе, который обращал внимание только на букву и внешнюю форму, на разные мелочи, которые только и были доступны для его разумения 408 . Конечно, в вопросах Кирика не мало наивности и мелочей. Зато в ответах Нифонта видно истинное понимание христианства. Для правильной оценки вопросов Кирика необходимо принять во внимание, что Кирик был духовником. Духовническая практика и побуждала его обращаться к Нифонту с недоуменными вопросами. В значительной степени в вопросах Кирика, Саввы и Ильи отразились взгляды русских людей 11 века; но в общем, как возникшие под влиянием епитимийных традиций востока, а может быть и запада, вопросы Кирика, вероятно, отражают состояние епитимийной литературы в 10–11 веках. В вопросах Кирика в большинстве случаев упоминается о таких грехах, какие вообще встречаются в исповедных вопросах; чтобы согласиться с этим, стоит только просмотреть 3-й том Тайной исповеди Алмазова. То, что приписывается в «вопрошаниях» личности Кирика или двух других духовников, то, вероятно, в большинстве случаев должно быть поставлено в зависимость от материала, который был под руками Кирика. Мы при этом предполагаем, что «вопрошания», именно в своих сомнительных местах, находятся под влиянием «плохих номоканунцев», конечно, занесенных к нам первоначально из Греции или с Балканского полуострова, на который они попали из той же Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1212 По действующей ныне системе часто проходят целые месяцы до назначения лиц состава епископского викариата и вступления их в исполнение своих обязанностей. Примечание автора. 1213 При этом о епископских дикастериях, о проповедниках, о духовных лицах, о достоинствах и других свойствах, требуемых для управления церковью преосв. Герман обещает поговорить в другой раз. Примеч. переводчика. 1215 Установившиеся тогда добрые отношения между учеником и наставником продлились и на последующее время, когда К.П. Дубронравин пришел из Москвы в Петербург, а П.А. Преображенский туда же отправился учиться в Академию. 1216 Об этом с удовольствием вспоминал сам М. Н. Катков на юбилее редакции «Православного Обозрения» в 1895 году. 1219 Эти слова Писания послужили девизом журнала „Православное Обозрение“ с самого начала его издания. 1220 См. Правосл. Обозр. 1885:1, 401–439. Самое юбилейное торжество имело тогда Петра Алексеевича Преображенского своим средоточием. 1224 См. Собрание мнений и отзыв. м. Филар. V, 34 и дал. 43 и дал. Москва, 1887–1888; – Письм м. Филар. к Высоч. Особ. и др. лиц. 199, Тверь, 1888 и др. Главный обвинения сыпались со стороны желчного редактора „Домашней Беседы“ В. И. Аскоченского (†1879). 1225 Письма м. Филар. к архиеписк. Алексию, стр. 212. Москва, 1883; срав. Душеп. Чтен. 1885:1, 122, и др. 1227 Достаточно сказать, что после того, как П. А. Преображенский остался единственным редактором-издателем журнала, он лишился супруги, при целой куче малолетних детей, и несмотря на это тяжкое лишение, и не смотря на заботы о детях, без всякой субсидии, он продолжал издание даже и при неблагоприятных в материальном отношении условиях, не жалея свои средств на это издание. 1229 В этом труде только «Пастырь» Ерма переводил (с латинского) о. К. С. Озеров; предисловие же к «Пастырю», равно как перевод введения и примечания ко всем остальным писаниям мужей Апостольских принадлежат исключительно П. А. Преображенскому. 1231 Перевод сочинения св. Ипполита остался неоконченным и потому не вошел в это издание. Важность этого издания и духовная потребность так велика, что большей части томов его, особенно начальных, уже трудно найти в продаже, а сочинения св. Иустина философа П. П. Преображенский , уже пред кончиною своей, должен был выпустить вторым изданием, хотя его денежные средства были таковы, что после его кончины едва ли что остается его детям в наследство. Между прочим эти труды были приложением к делу его семинарских занятий по философии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большею же частью, еще из древности, право давать имя новопросвящаемому зависело от родителей, т. е., когда крестили, их детей. С утверждением христианства это бывало в большинстве случаев. В подтверждение этого обычая у Магтепе приводится несколько примеров из практики древней церкви Запада 395 . Но родители иногда злоупотребляли этим, не давали своим детям имен святых, или старались давать им имена своих предков – дедов, и прадедов, или имена замечательных мужей древности. Такой обычай осуждал еще Златоуст, когда убеждал своих слушателей, чтобы они не без разбора и случайно, какие придется, давали имена своим детям, и не имена дедов и прадедов, или замечательных мужей, но имена святых людей, которые прославились добродетелями, дабы по их примеру и дети стремились к добродетели 396 . Право давать имена своим детям при принятии ими возрождения окончательно утвердилось за родителями уже в VII веке 397 . Говоря о принятии имели в древней церкви, нельзя пропустить, наконец, еще и следующий факт. Когда институт оглашенных был, так сказать, в силе или в полном развитии, принимаемое имя при приближении праздника, в который преподавалось крещение, объявлялось им всенародно в храме. В писаниях отцов и учителей церкви мы встречаем не мало свидетельств. Об этом, напр., свидетельствуют Григорий Нисский 398 , Кирилл Иерусалимский 399 , IV Карфагенский Собор 400 , Августин 401 . Но в какое время, по отношению к крещению, объявлялось это имя, свидетельства не говорят точно и определенно и не мало разноречат. В церкви Африканской этот акт совершался, пред преподаванием Символа по крайней мере, недели за две, или за три – пред крещением 402 ; в церкви Римской по одним свидетельствам – в 4-й день третьей недели четыредесятницы 403 , а по другим данным, позднего времени, во второй день той же недели 404 . В Греческой же церкви это делалось за 40 дней до крещения, или даже ранее. «Ты вошел (в храм), говорит Кирилл Иерусалимский оглашенному – «допущен и имя твое записано... много тебе дано времени для исправления, сорок дней имееш для покаяния» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Расцвет мон-ря начался с XVIII в. В 1713 г. К. м. приобрел у Кипрского архиеп. Иакова II за 1500 гроссов обитель арх. Михаила ( Архангелу мон-рь ) в Лакатамии и она стала монастырским подворьем. Григорович-Барский, гостивший в К. м. в 1727 и 1735 гг., называет его первым среди кипрских обителей «славою и честию, и богатством» ( Григорович-Барский. 1886. С. 266). Если в 1727 г. обитель «процветает и иноци всякое доволство имуть» и «нужди и дани великой от агарян не имат» ( Он же. 1885. С. 401, 403-404), то в 1735 г. он отмечает, что «паче всех искушений Агарянских и пакостей претерпевают, обаче помощию Пресвятия Богородицы вся побеждают» ( Он же. 1886. С. 270). В 30-х гг. XVIII в. К. м. находился в тяжелом экономическом положении и был обременен большим долгом ( Θιλππου. 1975. Σ. 274). По Кипру совершались крестные ходы с чудотворной иконой для сбора средств. Посланные за милостыней в Александрию, Смирну, Ларису, Этолию, на острова Родос, Кос и Эвбея монахи собрали значительную сумму денег. В 1727 и 1735 гг. Григорович-Барский упоминает более 100 монахов, из к-рых 20 жили в самом мон-ре, а остальные на подворьях, «трудящеся... в земледелии и древосаждении, и в пасении овец и козлищ» ( Григорович-Барский. 1885. С. 403; 1886. С. 266). По словам автора, насельники К. м. были добродетельными, смиренными, благоговейными и радушно принимали странников ( Он же. 1885. С. 402). В 1738 г. Р. Покок писал, что в обители проживало 70 монахов. Ефрем Афинянин преподает детям и взрослым. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. Ефрем Афинянин преподает детям и взрослым. Роспись галереи Киккского мон-ря. Художники братья М. и Г. Морошан. 1989 г. В сер. XVIII в. К. м. установил тесные связи с Дунайскими княжествами. В 1748 г. молдав. господарь Константин Маврокордат пожаловал К. м. хрисовул, согласно которому обитель ежегодно получала денежную помощь в размере 50 гроссов. Такую же сумму назначил выплачивать К. м. в 1749 г. господарь Валахии Григоре II Гика ( Θεοχαρδης. 2010. Σ. 113-115; Περδκης. 2010. Σ. 364-368, 376-377). Эти документы были подтверждены в 1750 г. молдав. господарем Константином Раковицэ, а в 1754 г. Матеем Гикой и его сыновьями Григоре, Георге и Николае.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Чиновн. прин. инов.). Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставляется священнику, последний нарекает его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для сего имя святого, память коего чтится в день чтения молитвы новорождённому, или в восьмой день по его рождении, также в день рождения, в день крещения 401 , или ближайший к тому день (см. Ц.Вед. 1908, 6; подр. см. 1906, 35). В предупреждение искажения простым народом имён трудных для произношения, священник не должен давать таковых; требуется также давать разные, а не одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, в предупреждение возможности смешения таких лиц и даже злоупотреблений в отправлении общественных обязанностей (Практ. Рук., 171 стр.; сн. 3 прим. к 956 стр. печатного оригинала). Томской Дух. Кон. в 1902 г. было предписано приходским священникам к исполнению: не давать при крещении детям имён, в простом быту не употребляемых или искажаемых, и что вообще имена крещаемым должны быть даваемы с согласия родителей, а не по произволу священников, которые за несоблюдение означенного распоряжения будут подлежать ответственности 402 (см. Ц.Вед. 1903, 34). Но, само собою разумеется, если родители пожелают, чтобы младенцу было дано имя, которого нет в числе святых Православной Церкви, то, как бы ни были настойчивы требования родителей, такое имя не может быть наречено священником 403 (Ц.В. 1908, 19). – В «инструкции для правильного ведения и проверки метрических книг», данной Пермским еп. начальством местному духовенству, было предписано, чтобы при рассмотрении метрических книг, было обращено внимание, между прочим, и на то, не даются ли младенцам низших классов народа имена трудно произносимые, не обычные (см. Рук. д.с.п. 1885, 34; сн. Ц.Вед. 1895, 20). В виду часто повторяющихся случаев наименования в метрических книгах 404 мужским именем лиц женского пола 405 , Таврической Дух. Кон. в 1886 г. было предписано (см. Рук. д.с.п. 1886, 47) местному духовенству, чтобы оно строго следило за точностью и правильностью имён, даваемых при крещении 406 , и избегало ошибок (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В CM (в христианско-этической интерпретации) имеются общефилософские (например, περσπαστος 395 ) и стоические (например, πρληψσις 396 ) термины. Из области стоической космологии взяты слова σκληρτης, λεπττης, παλτης 397 . Макарий проводит четкое различие между разными видами смешения, характерное для физики стоиков (μξις, παρθεσις или просто κρσις; κρσις δι’ λων; σγχυσις) 398 . Он использует стоические термины προφορικς λγος 399 и πθεια 400 , что затем – в середине V в., когда в христианстве стоицизм пошел на убыль и начала возрастать роль неоплатонической философии 401 , – было поставлено ему в вину (согласно тезисам Иоанна Дамаскина 402 ). Точно так же в пунктах Дамаскина упоминается стоический terminus technicus πρ τεχνικν 403 , не встречающийся в CM. Особо следует остановиться на концепции Пс.-Макария о телесности души. Душа по сравнению с Божественной природой телесна, хотя материя ее тонка 404 . Это мнение разделялось и такими ранними александрийцами, как Климент 405 и Ориген 406 , несмотря на их платонизм, не говоря уже о св. Иустине, св. Иринее, Тертуллиане и даже прп. Иоанне Кассиане 407 . Подобная концепция восходит к стоицизму с его утверждениями, что ψυχ, как πρ и πνεμα, есть σμα λεπτομερς. 408 . По-видимому, именно с этим «материальным» представлением души следует связывать как частые слова Пс.-Макария о том, что душа человека сотворена по образу Божьему 409 , так и мнение, что душа была создана до творения тела 410 («философумены», согласные с платоническим христианством и, возможно, по этой причине не поставленные в строку Макарию соборными определениями IV-V вв.). Правда, не исключено, что Макарий придерживался и стоической теории «традукционизма», то есть передачи души от родителей детям 411 . Соединение души с телом 412 и Святым Духом 413 напоминает κρσις δι’ δλων стоиков. Возможно, представление о проникновении πνευμα в весь космос явилось философским обоснованием постоянных параллелей и сравнений между земным и небесным мирами – своеобразной и самой пленяющей чертой стиля CM.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

7200 г. мая в 3 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви во имя Архангела Михаила в серпуховской уезд в село Шатово под росписку той же церкви попа Алексея (Патр. пр. кп. 138, л. 29). 135 г. по писцовым книгам серпуховскаго уезда, в Окологородном стану находилась за Федором Григорьевым сыном Шишкиным, по вотчинной грамоте 130 года, что ему дано во 125 году, старинная ево вотчина, за царя Васильево московское осадное сиденье, сельцо Шатово на речке на Ухменке. Во 155 г. Федорова вотчина Шишкина досталась его сыну Алексею; у него были дети Федоръ, Иван и Анна, которые владели в 7175 - 7207 гг. по разделенным записям вотчинами после смерти их отца; кроме того за Федором Алексеевым находилось во владении приданая вотчина его жены Аксиньи Алферьевой дочери Иснинскаго в Тарусском, Калужском и Темниковском уездах. 1702 г. после Федора Алек. Шишкина имение перешло к его детям Ивану, Матвею и Григорью (Вотч. Колл. дела стар. л. по гор Алексину, кн. 3, 37). 1705 г. в селе Шатове на речке Сукманке при церкви Архангела Михаила дворы: попа Ивана Алексеева и дьякона Сергея Мартинова. В том же селе вотчина за Алексеем Ивановым и Иваном Федоровым Шишкиными 2 двора вотчинников их и 22 дв. крестьян (Переп. кн. 10331). 1737 года августа 18 числа дан указ о строении церкви вдове Анне Алексеевой дочери подполковника Григорьевой жены Федорова сына Шишкина, по ея прошению, велено в серпуховском уезде, в вотчине ее, в селе Шатове, вместо ветхой деревянной церкви, на том же церковном месте построить вновь деревянную ж церковь во имя Всемилостиваго Спаса нерукотвореннаго образа с приделом Архангела Михаила; пошлин 20 с четвертью коп. взято (Патр. пр. кн. 401, л. 37). 1738 года мая в 25 день указ Синод. Каз. пр. о священии церкви Владычня монастыря, что при городе Серпухове, игумену Иоанну, по челобитью вдовы Анны Алексеевой дочери, полковника Григорьевской жены Шишкина, велено в серпуховском уезде в вотчине ее, в селе Шатове, вместо ветхой Архангельской церкви, построенную церковь во имя Всемилостиваго Спаса нерукотвореннаго образа с приделом Архангела Михаила освятить ему игумену Иоанну, на выданных из синодальнаго дому освященных антиминсах (кн. 416, л. 8).

http://sobory.ru/article/?object=07309

—152— распутья, опытно знать их, и знать, как они отклоняются. А для сего надобно стоять на некоторой высоте, с коей можно было бы обозревать и все пути и всех идущих, и того между ними, кто вверился“ (399). „Когда кто сам не уврачевавшись других врачевать хочет, тогда и врач, и врачуемый в прелесть пагубную впадают, и увеличивают свою проказу взаимно, а не врачуются, подобно, как если слепец слепца поведёт, то оба в яму впадут“ (401 стр.). По мнению преосвящ. Феофана, много мешает делу успешного прохождения служения благовествования современный церковный строй. „Будь неладен тот, пишет святитель, кто разъединил и разбил древний добрый союз членов церкви, так вожделенный для блага нашего. О соединении всех Господу помолимся. Чего у нас нет? Одно из величайших зол – полицейская и приказническая форма в делах церковных. Она всех охватила и всех закалила северным холодом, и жизнь замерла. Присмотритесь: у нас нет отцов в церкви... а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцов не течёт к детям свет и тепло – и дети стоят спиной к отцам“ (403 стр.). К великому моему прискорбию, я не имею возможности познакомить читателей с остальной частью сочинения, написанной с таким же тщанием и искусством, как и первая. За свой труд автор заслуживает искомой им степени вполне“. 39 . Заслуженного ординарного профессора Митрофана Муретова о сочинении студента Старокадомского Григория на тему: „Учение Апостола Павла о браке и девстве в VII главе 1-го послания к Коринфянам“: „Посвящённая последовательному и подробному истолкованию VII главы 1-го послания к Коринфянам, работа исполнена на основании тщательного изучения иностранных и русских пособий, свидетельствует о хорошей подготовке к пользованию современным филологическим аппаратом научного экзегеса, обнаруживает во многих случаях проницательность и тонкость экзегетического анализа, при постоянной основательности соображений и строгом православии взглядов, написана языком кратким и отчётливым, почему и заслуживает полного одобрения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010