Закрыть itemscope itemtype="" > Лепта чистой жизни 12.07.2010 401 Время на чтение 17 минут Епископ Кампанский Мефодий (Кульман) - один из тех людей, благодаря которым сохранялась и укреплялась православная вера в среде русской эмиграции. В России в 2000 году издана книга его глубоких и непривычно лаконичных проповедей, свидетельствующих о том, что их автор - глубокий молитвенник и истинный пастырь Христов. О жизни владыки Мефодия и об одном из главных дел его жизни - возобновлении православного паломничества на Святую Землю в начале 1950-х годов - рассказывает его духовная дочь игумения Ольга (Слезкина), ныне настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция). - Матушка, как Вы познакомились с Владыкой Мефодием? - Владыка Мефодий был моим духовным отцом 40 лет - такое бывает нечасто. Мы познакомились в 1931 году в лагере Русского студенческого христианского движения (РСХД). Эти летние лагеря играли очень важную роль в сохранении православной веры, русской культуры и родного языка для русских детей, ведь в эмиграции мы оказались в католической и протестантской среде. Я ездила туда несколько лет подряд, и однажды нам сказали, что приедет новопостриженный иеромонах Мефодий. А в лагере было много девушек, я еще подумала: «Странно, что молодого монаха посылают в такой лагерь». Когда он приехал, мы в особой палатке устроили храм. После его освящения отец Мефодий начал освящение палаток, в которых мы жили. И мне это очень запомнилось. Я сразу обратила внимание, как этот священник сосредоточенно молился. Он не только кропил палатку, каждую кровать в ней святой водой, но останавливался и долго молился. На меня это произвело очень большое впечатление. Вот мое первое воспоминание об отце Мефодии. Потом ему сказали, что каждый день после утренних молитв нужно кратко что-то говорить - несколько слов детям, не более двух-трех минут. И он - послушный - кратко говорил, и это у него осталось на всю жизнь! Поэтому, видите, даже когда он уже был епископом и выпустил книгу, то все равно его проповеди остались краткими и очень содержательными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

221 Отец Афоний (Вишняков) – монах Троице-Сергиевой Лавры, расписывавший коробочки, брошки в духе федоскинской миниатюры. Отец Афоний по просьбе о. Павла и по его проекту оформил портрет П.Г. Сапарова – украсил и вставил в рамку («Детям моим», с. 401). 222 Буюкли Всеволод Иванович (1873–1921) – русский пианист, известный интерпретатор творчества А.Н. Скрябина. Рубинштейн Николай Григорьевич (1835–1881) – русский пианист, дирижер, организатор Московской консерватории. 223 Имеется в виду художник С.В. Иванов, по предположению о. Павла Флоренского – предок его по отцовской линии (род Ивановых, см.: «Генеалогические исследования», «Детям моим», с. 367–372). 224 Генрих VIII (1491–1547) – английский король с 1509 г. Карл II (1630–1685) – английский король с 1660 г., из династии Стюартов. 225 Письмо Кирилла (1933.Х.21): «... Съездил я хорошо, поездкой доволен – интересный народ узбеки...Привез мамочке луковицы горных растений и семян. Приобрел кое-какие познания в геологии россыпей, точнее, по обращению со шлихами – тяжелыми минеральными остатками. Зимой буду работать в 2-х местах – по палеонтологии и минералогии в Таджикской экспедиции... В институте учусь... За маму ты не беспокойся, мы уладимся, только вот без тебя скучно и пусто очень... Целую тебя крепко, дорогой папочка, не беспокойся о нас, пожалуйста, и устраивайся как можно лучше. Пиши почаще. Еще раз целую. Кира». 226 Речь идет о книгах: Самойлов Я.В. Биолиты. Л., 1929; Вернадский В.И. Биосфера. Л.,1926; Вернадский В.И. История минералов земной коры. Т.2: История природных вод. Л., 1933. 227 Статья «Измерение формы», написанная в соавторстве с Я.Я. Ханом, опубликована не была. Рукопись сохранилась без одного листа. Методику удалось реконструировать и использовать. «Сорена» – см. примеч. 4 к письму от 1933Х13–14, с. 37. 228 Флоренский П.А. Скважность.//Техническая энциклопедия под редакцией Л.К. Мартенса. Т. 21. М.: «Советская энциклопедия». 1933. С. 73–113. 229 Василий и Кирилл работали в Таджикско-Памирской экспедиции, Василий – в районе реки Варзоб, а Кирилл – в Фергане.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

857 282: во всем противницы Христу являвшеся. 401: во всем ему противник Христу ему являющуся. 345: во всем послушни являющеся. 150: во всем противные Христу ему являющуся. 858 401: горделивии, высоцы, богатии, славнии, Христовым рабом славнии (282: лютии) в страшливии (282: стравливи). 150, 282, 401: слова «полками» нет. 860 489: читается: «до того бы, отцы и братие, посмеяние, но в чувстве никакими не написали». Правильно читается: 150, 710, 282, 401. 875 401, 150: не бывает. Здесь эти списки кончаются. Но списку 282 здесь следует: Да аще вы, отцы святии и братия, пишете к нам, грешным, о том, еже нецыи у вас на Тюмени льют кресты новым переводом с голубками: и мы о том новом переводе впервые и слышим, не токмо видети. Аще бо кто паче святых отец притворяет во образе Божим или в Кресте животворящем надписание украшения ради, на таковых от святых отец положено проклятие. Аще и не исповедуют Духу Святому от Сына исходити; а таковому новому воображению последуют, еже быти на Кресте Духу во образе голубине превыше Лица Сыновня. Того мы доднесь не видали, ниже слыхали, и свидетельства святых отец нигде не положено о том, еже бы воображать голубя на Кресте превыше Лица Сыновня. 880 Здесь одна строка выскоблена, очертания первого из выскобленных слов, как будто, обличают слово священники или священноиноки. 896 По изданию 1700 года: «В 3-ю по Пасхе слово Кирилла епископа о снятии тела Христова со креста и о мироносицах от сказания евангельского и похвала Иосифу». См. л. об. 663. 897 Текст Соборника: «Како не иму веры? Яко Царь укоряем, и титла вопиет, тварь свидетельствует; яже чту написанная, знаю вещми, и глаголю: Господи помяни мя во царствии Твоем. О, разбойниче, Петру помошниче, иудеом обличителю» (М. 1700). 899 В Синодике поминается: «Павла, епископа Коломенского – в Новеграде сожжен в лето 7164, апреля 3 дня» (Ркп. библ. П. И. Щукина, 150: Яцимирский – Опись, вып. 1, стр. 239). 900 Известие диакона Феодора: VI, 256 – «Виноград» Денисова, гл. I. – «Церковная история» Павла Белокриницкого, ч. III, стр. 49, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Отыскав источник последних канонов карфагенского собора, мы естественно должны возвратиться к началу нашего исследования, чтобы подвести итог сказанному и изложить общий его результат. Содержащиеся в книге правил «правила св. поместного карфагенского собора» если несправедливо называть канонами карфагенского собора, бывшего в 419 г. в царствование императоров Гонория и Феодосия из 217 епископов, то имеются все основания заключать, что названный собор дал им тот состав, в котором они дошли до нас с именем правил карфагенского собора. В издании этих правил принимали ближайшее участие вообще соборы, бывшие во времена Аврелия, архиепископа карфагенского, и под его председательством, и в особенности соборы иппонийский 393 г., карфагенский 28 августа 397 г., карфагенский 16 или 17 июня 401 г., карфагенский 13 сентября 401 г., мелевитский 27 августа 402 г., карфагенский 25 августа 403 г., карфагенский в июне 404 г., карфагенский 23 августа 405 г., кареагенский 13 июля 407 г., 14 июля 409 и 410 г., карфагенский 1 мая 418 г. и карфагенский 419 г. К этим соборам времен Аврелия следует причислить два собора, бывших при его предшественниках Грате 345–348 г. и в особенности Генефлие 390 г. карфагенских епископах. Распределяя по этим источникам каждое в отдельности из правил карфагенского собора, мы, в виду добытых нами результатов, должны изобразить это таким образом: правило 1 принадлежит карфагенскому собору 419 г. первому его заседанию 25 мая; прав. 2–4 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; прав. 5 карфаг. собору при Грате 345–348 г.; прав. 6–13 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; при чем в правилах этого собора имена присутствовавших на нем епископов заменены именами бывших на соборе 419 г.; прав. 14–33 иппонийскому собору 393 г.; прав. 34–36 карфаг. собору 13 сентября 401 г.; прав. 37 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 39 – 42 карфаг. 419 г. 1 его засед. 25 мая; прав. 43 карфаг. 28 августа 397 г.; прав. 44–57 иппонскому собору 393 г.; прав. 58–67 кареаг. 28 августа 397 г.; прав. 68–76 карфаг. 16 или 17 июля 401 г.; прав. 77–96 карфаг. 13 сентября 401 г.; прав. 97–101 мелевитскому 27 августа 402 г.; прав. 102–103 карфаг. 25 августа 403 г.; прав. 104 карфаг. в июне 404 г.; прав. 105 карфаг. 23 августа 405 г.; прав. 106–120 карфаг. 13 июня 407 г.; прав. 121 – карфагенск. 14 июля 409 г.; прав. 122 – карфаг. июня 410 г.; прав. 123–141 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 142–147 карфаг. 419 г. 2 его заседанию 30 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Блажен, кто чист и неукоризненно жительствует в сем достоинстве» (2,398). Но иное постигает вступающего в него недостойно – он сам себе собирает «огнь и смерть» (2,401), готовит «кромешнюю тьму и суд без милости» (2, 400). «Чистый Бог не благоволит к приявшим рукоположение по высокомерию» (2,400). Преподобный призывает почтить имеющих сан священства как друзей «благого Бога», как ходатаев «за нас и мир» (2,399–400). Если нам и неизвестно, достоин ли иерей носимого сана, не подобает, по заповеди Спасителя, презирать его. «Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин» (2,400). Обращает Преподобный своё слово и прямо к священнослужителю: «Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотой, и праведностью, и Божественной мудростью, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам, нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким, как Моисей. Заблудшегося возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное» (2,401). «Слава Единородному! Слава Единому Благому, Который сообщает священство ученикам Своим чрез новый святой завет Свой, чтоб и они показали пример в возложении рук своих на достойных!» (2, 399).                     21. «О том, как монаху быть совершенным» (2,401–424). Служит ответом на просьбы иноков «сделать что-нибудь полезное для монастырей» (2, 401–402). «Если призван на совет, – учит святой Ефрем, – будь благосклонен, как отец. Подавая совет, не произноси решительно приговора, потому что не знаешь тайн Божиих... Учи, чтоб самому научиться, и доставишь пользу слушателям. Под сомненьем рассуждай о том, чего не знаешь; если и ошибешься, не потерпишь вреда. Соглашайся лучше умереть, нежели поддаться зависти...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Духовное влияние отца Сергия на друзей и учащуюся молодежь очень глубоко. Его облик и воздействие ярко запечатлены в воспоминаниях его почитателей и тех одаренных студентов, которые впоследствии внесли свой посильный вклад в православное богословие и пастырское служение. 19. Воспоминания о протоиерее С. Булгакове, характеризующие его личность Среди почитателей и друзей отца Сергия прежде всего следует упомянуть профессора Л.А. Зандера (1893–1964), человека высокой духовной и философской культуры, который до самых тонкостей постиг и изложил все его творчество как целостную богословскую систему в двух фундаментальных томах под заглавием «Бог и мир» (401). «В течение двадцати лет, – пишет Л. А. Зандер, – мне было дано жить и работать в свете мудрости и вдохновений о. Сергия. Это лучшее время моей жизни было увенчано единственным и редким счастьем: возможностью писать о любимом учителе еще при его жизни, беседовать с ним по поводу написанного, слушать его собственные слова о моем труде, полные смирения и любви...» (401, с. 7). «Ничто не поражает в о. Сергии так сильно и глубоко, как слияние воедино двух стихий: священства, связанного со всем богатством церковного прошлого, и пророчества, устремленного к грядущему. Но этот порыв ввысь, эта ненасытность его духа в принятии Божества сообщает всему его творчеству силу огненного потока, сжигающего сердца и увлекающего за собой к своему первоисточнику – Богу» (401, с. 18). «Церковный характер мысли о. Сергия мы должны определить как «церковность изнутри»: он церковен не потому, что хочет быть в согласии с тем или иным признанным, или утвержденным учением, но потому, что любит Христа, потому, что Церковь для него – высшая Реальность, Правда и Красота» (401, с. 21). Н.С. Арсеньев (1888–1977) – профессор православного факультета Варшавского университета (с 1926 по 1938 г.) – делится такими воспоминаниями: «В о. Сергии Булгакове было большое горение духовное и большая сила веры, и этим своим пламенем духовным он часто зажигал души других... Его горящий интерес к великому обетованию о преображении твари через подвиг Христов я высоко ценю и чту... Он многим указал путь ко Христу; у многих раскрыл глаза на действие Слова Божия в мире и истории. Имя его займет почетное место в истории русской духовной жизни и духовной культуры как ревностного и пламенного служителя и проповедника Воплощенного Слова» (398).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

И любовь к детям не должна затмевать любовь к Богу. Более того, Бог – источник всякой любви, в т. ч. к детям. Материнская любовь к детям есть отсвет той любви, которую испытывает к каждому из Своих Творений Отец наш Небесный. Истинная любовь к детям состоит в том, чтобы любить их не только как «своих кровинушек», но и как творения Божии. Если рассматривать заботу как форму проявления любви, то можно сказать: Богу мы служим, исполняем Его волю. О детях мы заботимся, проявляем свою волю. Бог – наш Воспитатель, в отношении детей мы являемся воспитателями. Итак, мы – объект заботы Бога, а дети – объект нашей заботы. Любовь к Богу позволяет матери истинно, по-настоящему любить своих детей не слепой, эгоистичной, а подлинной любовью, заботясь не только об их земном благополучии, но и об их участи в вечности. Такая любовь не прекращается даже со смертью ( 1Кор.13:8 ). Примеры из жизни святых иллюстрируют образцы высшей любви. Один из наиболее ярких – житие святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святая София дала нам образ истинной любви к детям, воспитав их в вере, благодаря чему они унаследовали вечную блаженную жизнь в Царстве Христа. Здесь нет разделения любви на любовь к Богу и детям, одна любовь включает другую. Как понять слова Христа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф.10:37 )? Здесь, в частности, речь идёт о том, что любовь к родителям не должна затмевать любовь к Богу. По мысли блж. Августина , человек, любящий Бога и родителей, мог бы ответить им на призыв «люби нас» таким образом: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нём, но я не буду с вами без Него». Речь в данном наставлении идёт также и об искажённой иерархии ценностей, искажённой любви. Авторитет родственников, плоти и крови, не должен быть выше авторитета Бога, а любовь к человеку не должна превращать его в идола или кумира. Итак, следует отличать то чувство, которое мы ложно принимаем за любовь, от подлинной любви. Любовь к Богу и любовь к детям, родителям, супругу или супруге не следует рассматривать как конкурирующие формы любви: любовь к Богу не исключает, но, напротив, даже предполагает любовь к детям, родителям или между супругами (предполагает любовь к ближним вообще). Формы родительской и супружеской любви используются в Священном Писании для символической иллюстрации любви Бога к человеку. Бог нередко именуется Отцом, а союз Бога с человеком обозначается под образом обручения и брака.

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/k...

ПОВТОРЕНИЕ: Покажите детям картинки, на которых изображены библейские герои (Иосиф, Моисей, Самуил, Давид и Соломон). Раздайте картинки детям, дайте им время внимательно рассмотреть их и попросите рассказать историю из жизни этих героев. Похвалите детей и наградите небольшими призами. РАСКРАСКА: Раздайте детям раскраску «Соломон и царица Савская». Покажите готовый образец, чтобы детям было легче разукрашивать. ПОДЕЛКА: Сделайте с детьми поделку «Корона Соломона». Вам понадобятся помощники, чтобы сделать поделку. Попросите старших детей помочь Вам. Попросите кого-нибудь из детей рассказать о Соломоне, когда они закончат поделки. ОКОНЧАНИЕ: Закончите занятие короткой молитвой и спойте песню. Урок 25. Раздел: Дети в Библии. Иосия МОЛИТВА: «Господь, мы благодарим Тебя за Иосию, у которого мы можем учиться. Мы хотим любить Тебя и служить Тебе. Помоги нам, пожалуйста, всегда любить Твое Слово – Библию. Спасибо Тебе за все. Во имя Иисуса. Аминь». ЗОЛОТОЙ СТИХ: Сделайте несколько маленьких «библий»: небольшой бумажный прямоугольник сложить пополам, на внешней стороне написать «БИБЛИЯ» и разукрасить в темный цвет; на внутренней стороне напишите одно из слов золотого стиха («Мы теперь дети Божии», 1 Иоанна 3:2 ). Попросите детей найти в комнате несколько «библий», которые «случайно потерялись». Когда дети найдут их, положите в правильной последовательности и прочитайте золотой стих. Объясните детям, что эти слова записаны в Библии и это слова Бога. Поэтому мы называем этот стих золотым – он очень важен для нас. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: МАЛЕНЬКИЙ ЦАРЬ Иосии было всего восемь лет, когда он стал царем. (Покажите детям на пальцах, сколько лет было Иосии, и попросите их показать Вам восемь пальчиков.) Он очень любил Господа и старался жить так, чтобы радовать Бога. Когда Иосия стал постарше, он решил отремонтировать храм Бога. Священник, убирая в храме, нашел книгу закона. (Можно показать детям эту ситуацию: Вы наводите порядок или подметаете пол, как вдруг обнаруживаете книгу и очень удивляетесь.) Книгу закона принесли царю Иосии, и когда ему прочитали, то он очень расстроился и даже разорвал на себе одежду. Он опечалился, потому что не знал раньше Божьих законов и поэтому не соблюдал их. С этого времени царь начал сам изучать закон (покажите детям Библию) и учил заповедям Бога весь народ. Господь любил Иосию и помогал ему во всем.

http://azbyka.ru/deti/50-urokov-dlya-zan...

– 650– специальным вопросам (напр. против пьянства) и общего назначения (числом – 9) (стр. 144–164). Оценивая эти поучения со стороны отношения их к целям автора, мы не можем согласиться с тем, чтобы все они могли дониматься свидетельствами об учительной энергии иль авторов, как духовников. Особенно это надо сказать относительно посланий, вызванных специальными поводами. Таковы послания Корнилия инока к сыну его попу Ивану, хотящему вторым браком сочетатися (V), послание духовника к оставившему его сыну (VI), а также послания – Георгия Черноризца, Иакова Черноризца к ростовскому князю Даниилу Константиновичу и Кирилла Белозерского к можайскому князю Андрею Димитриевичу, хотя эти три последние (и особенно третье из них) не чужды и общего нравоучения. Сюда же надо отнести и послания Иосифа Волоколамского о епитимиях детям духовными, также отчасти вызванных специальными просьбами. Все они, как обязанные своим появлением внешней необходимости, свидетельствуют только о начитанности и литературных склонностях их авторов. Имеющим действительное отношение к предмету речи, автора можно считать только – «наказание отца духовного к детям о пьянстве» (III), хотя оно и вызвано поведением отдельного духовного чада, и особенно «поучение отца духовного к детям духовным» (VIII, стр. 154–157) и затем чуждые личного характера – «поучение некоего старца к детям духовным» (IX), «поучение и беседа отца духовного к детям духовным от словес Иоанна Златоустог о и от правил святых отец» (X), «поучение детям в пост идущим» и «поучение новобрачными детям» (XI–XII). При этом, однако, последнее поучение решительно нет оснований связывать именно с духовническим учительством. Что касается до «поучения св. отец к детям душевным» (VII), то оно – пастырское обличение не только по адресу духовных детей, но и их наставников – духовников. При рассматриваемом обозрении духовнических поучений и посланий, автор только вскользь (стр. 161) касается поучений в чинах исповеди – пред исповедью и по исповеди. Если он и останавливает свое внимание на некоторых из них (при речи о поучениях VIII, IX и XI–XII,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010