" Я Вам приведу в пример святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым... Врачи и лекарства благословлены Богом на пользу людям. " Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Екатерина Панкина 24 ноября 2009, 20:26 Нужная, своевременная статья, помогающая понять многие болезни и проблемы современного общества. Искренне поразили некоторые комментарии к интервью. Впечатление, что те, кто оставил негативные, а местами грубые комментарии, не знакомы с работами преп. Феофана Затворника, который почитал психологию за большую помощницу в деле прихода человека в храм Божий. Может быть стоит почитать его труды, чтобы безаппелиационно не рассуждать о том, о чём имеем мало понятия? Вот, к примеру здесь: http://seminar.msdm.ru/Home/Poucheniya2.htm Или здесь: Не нужно рассуждать о том, чего не знаете или знаете мало, дабы не прослыть невеждами. Многим людям, встречающимся на моём жизненном пути работа с православным психологом помогла прийти в храм Божий, воцерковиться, примириться с родными, создать семью, обрести истинный смысл жизни в Православии. Многим (в том числе и мне) мешали психологические проблемы и элементарное неведение в вопросах психологии. Хотелось бы поддержать благое начинание сайта в опубликовании интервью с православным психологом. Как показали некоторые комментарии, это особенно актуально в наше время, раз столько людей понятия не имеет о пользе психологии для ищущего веры человека. Т.Н. 24 ноября 2009, 17:44 Вызывает недоумение сама постановка вопроса: " Священник и психолог: противостояние или альянс " . Также в предисловии написано, что автор пытается решить " вопрос о разграничении «сфер» священника и психолога в духовной жизни православного христианина " . Значит всё-таки в духовной жизни. Но насколько известно, врачам (если только психологи вообще - врачи) не дано право духовного руководства, они могут лечить только тело. К духовной же жизни христиан имеют сакральную власть и право прикасаться только люди, облечённые духовным саном. Или, признанные всем православным людом, и имеющими благословение на это, духовные подвижники. Даже св. Отцы остерегались давать советы людям, прежде усердно не помолившись, и давали советы не из себя, а ссылались на опыт ранних св. Отцов. А у " православного " психолога, если он - православный воцерковлённый человек, никакого противостояния со священноначалием Церкви быть не может, может быть только " альянс " , причём в работе прежде всего над своими собственными духовными проблемами. Так как сам психолог - тоже грешный потомок Адама. Сама постановка вопроса ставит священника и психолога в один ряд по воздействию на духовную жизнь людей. Со стороны автора - это явный перебор. Смирение - добродетель, необходимая всем, в том числе и психологам.

http://pravoslavie.ru/32719.html

В этих случаях прежде всего нужна помощь психологическая. Ее может оказать психолог, еще лучше, если это делает психолог православный, а еще лучше – священник, обладающий необходимыми психологическими знаниями и навыками. Часть нашего духовенства это понимает, но немало таких, кто отрицает любую возможность любого применения психологических методов в душепопечении. «Какое отношение к духовной жизни имеет отношение психолог? Очевидно, никакого. Ведь наука – это одно, а духовность – совершенно другое; то – земное, а это – небесное. Путь ко спасению лежит через исполнение заповедей Божиих и наставлений святых отцов, а не через психоторенинги», - такова или примерно такова аргументация против. Все предельно ясно – исполняй и спасайся. Но действительно ли все так предельно и так  очевидно? Позволю сделать небольшой историко-психологический экскурс. В 1895 году увидело свет фундаментальное творение святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Здесь в стройную систему сведено все, о чем человек «... ищущий спасения... должен иметь основательное познание... чего требует от него вера и как следует ему жить и действовать как христианину».  Разумеется, на основании Священного Писания и святых отцов-аскетов. Предмет христианского нравоучения, - пишет святитель, - составляет то, что Бог сделал для спасения человека и «что  должен делать сам человек, чтобы улучить спасение». И далее утверждает: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов подвижников». В это же время появляются замечательные и детально проработанные книги В.А. Снегирева и В. Несмелова, где система современных им психологических знаний строится в соответствии с принципами православной аскетики. Позднее Г.И. Челпанов применяет методы практической психологии для исследования духовных аспектов жизни души, а прот. Василий Зеньковский исследует духовно-аскетическое содержание психологических феноменов (таких, как сознание, самосознание, личность). На тех же принципах строит диалог в практической психологии, решает семейные и межличностные проблемы Татьяна Флоренская. Отдельно необходимо упомянуть наших современников, крупнейших российских ученых-психологов  Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, Ф.Е Василюка, Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцову, которые много и серьезно трудятся в области христианской психологии, в том числе и над решением практических вопросов духовной жизни православных прихожан. С другой стороны, авторитетнейший архипастырь, митрополит Антоний Сурожский говорит и пишет о психологических проблемах человека. В частности, в своей замечательной статье «О самопознании».

http://e-vestnik.ru/db/dushepopechenie_s...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Дионисий Свечников, психолог Наталья Ярасова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 9  голосов:  4.7 из  5) Протоиерей Дионисий Свечников и психолог Наталья Ярасова для «Азбуки супружества» Жизнь каждый день испытывает нас на прочность. Дома, в школе, на работе, в транспорте, магазинах мы сталкиваемся с неприятными ситуациями. И каждый раз нам приходится делать выбор: стерпеть или сорваться, «психануть» – расплакаться, выругаться, покричать, поскандалить или даже ударить. Иногда этот выбор приводит к решению – уйти или остаться. Определяется этот выбор нашим воспитанием, нашими представлениями о чувстве собственного достоинства и о том, как мы должны поступать в сложных ситуациях. Многое зависит от стойкости нашей нервной системы: усталость и довлеющий стресс лишают нас выдержки. Множество разных факторов определяют то, как мы относимся к раздражающему воздействию на наши «личностные границы» и как долго мы готовы терпеть их нарушение. Для верующего человека вопрос терпения требует осмысления с позиции православной веры. Как поступать, когда тебя обижают, унижают, всячески зажимают? Церковь учит, что терпение обид, даже незаслуженных, для христианина является добродетелью. Но на бытовом уровне зачастую внешнее сдерживание себя, подавление эмоций вовсе не означает того самого христианского терпения, находящегося в тесной связи со смирением и прощением. Не выдав ответной реакции, человек нередко остаётся во власти гнева и злопамятства. Терпит порой до возникновения неврозов и депрессий, или даже до развития необратимых болезней и травм. Терпение, которое должно, казалось бы, сохранять здоровье и отношения между людьми, давать ощущение мира и покоя в душе, становится разрушающим личность фактором. Так правда ли, что христианин должен всё терпеть? О терпении протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП.

http://azbyka.ru/semya/o-terpenii/

Еще раз подчеркну, что понятие бессознательного пришло в нашу жизнь, в жизнь нашего мира в IV веке нашей эры, благодаря Евагрию Понтиискому. Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Тема нашей беседы сегодня одновременно для меня очень важная и сложная, потому что речь идет о понятии греха в христианской психологии. Строго говоря, если убрать прилагательное «христианская» и рассмотреть проблему греха в психологии, то будет три грубо говоря позиции психологов к этой теме. Первая часть психологов, психотерапевтов вообще понятие греха отрицают, постольку поскольку – это духовная категория и для светских психологов такого понятия просто нет. Вторая большая массивная часть моих коллег будет полагать, что это скорее всего, есть такой термин в психологии – сублимация – то есть некие желания, подавленные нравственным, или идейным уровнем в человеке. Грех – это некий тормоз в проявлении потребностей, желаний и аффектов. То есть вы чувствуете, что здесь тоже есть некий негативный подтекст. И только те мои коллеги, которые разделяют такую нравственную позицию и конечно же духовную позицию. Те, кого мы называем христианские психологи, христианские психотерапевты, или духовно ориентированные психологи, такие психологи, как те, кто занимаются логотерапией, то есть последователи Виктора Франкла, например. Для них это очень важное понятие, хотя, строго говоря – это не психологическое слово, не психологическое понятие. А дело в том, что, если мы говорим о понятии «грех», мы говорим об уровне человека, который называется духовный уровень. Этот уровень, которым занимаются священники, это уровень, который ведет нас в церковь, который ведет нас к Богу, и строго говоря, этим не занимается психолог. А чем же занимается психологпсихикой, психологией человека, которая очень плотно подходит к понятию «души», то есть психолог занимается душевной сферой. Есть ли связь между духовным и душевным – любой христианин знает, что человек состоит грубо, говоря из трех уровней. Есть уровень физический, биологический, мы можем сказать. Есть уровень душевный – наши эмоции, наши мысли, часто наши поступки, которые порождаются нашими мыслями и эмоциями. Есть уровень духовный, нравственный, человеческий, человеческих устремлений, человеческих смыслов и ценностей. Так вершина человеческого бытия, которая устремлена к Богу. В том случае, конечно, если мы верующие люди. У человека неверующего – это тоже может быть вполне работающий уровень – это уровень нравственности, уровень ценностей, это уровень понятия добра и зла. И получатся, что эти уровни не разделимы, они сопоставимы и соотнесены. Должны быть соотнесены.

http://academy.foma.ru/tag/ponyatie-greh...

Так вот, после того, как ты признался себе: всё это происходит со мной только потому что я хочу, чтобы мне было больно – нужно будет уточнить: это делает та часть меня, которая желает мне зла. Разумеется, если ты готов признать боль – злом. Если тебе всё ещё хочется называть это любовью, придётся мучиться дальше. Только когда ты дойдёшь до этой точки и будешь полон решимости всё закончить, психолог или священник – тут уж твой выбор – смогут тебе помочь. Психолог прежде всего расковыряет твои отношения с близкими, с отцом и матерью, обстоятельства, при которых ты рос, будет искать корни твоего невроза, чтобы показать их тебе и объяснить, как их выкорчевать. «Вот они, — скажет психолог. – Давай, тащи». Священник коснётся, в общем-то, тех же материй – но на другом уровне. Будет говорить с тобой о грехе. Разбираться вместе с тобой, где и как ты себе напакостил – и сделал уязвимым злу. Источник зла он вынесет вовне – назовёт это бесами, происками дьявола, который охотится за каждым из нас. Если коротко, ключевое различие между научным и церковным подходом сводится, в сущности, к тому, что наука помещает источник зла внутрь человека (подсознание, бессознательное), а церковь объективирует его и помещает вовне. Главное – захотеть избавиться от одержимости и вернуть себе утраченную волю. Это всё, что я хотел сказать об одержимости женщиной. Почти всё. Ещё несколько слов. Бесы или неврозы – по мне, не суть важно. Но, знаете, эти утончённые мальчики, эти начитавшиеся книжек хрупкие возвышенные существа – чрезвычайно благодатная почва для страшной напасти, как бы она ни называлась. Любовь между мужчиной и женщиной – даже не взаимную – они научились воспринимать как безусловное, абсолютное благо. Научились жаждать сильного, предельного чувства как спасения, видеть в нём возвращённый Эдем, искупление всему. И когда такое чувство с ними приключается, готовы сражаться насмерть. Какие-то заграничные учёные недавно доказали: мы плачем одинаково и от горя, и от сильной радости потому, что мозг не умеет отличать «по знаку» слишком сильные эмоциональные импульсы — ему что горе, что радость…

http://pravmir.ru/oderzhimost-zhenshhino...

— Страшно! — выдохнула из себя Даша. — Страшно, конечно! — вздохнул отец Флавиан. — Ещё страшнее, когда происходит подмена истинной жизни в Боге её внешней, формальной стороной! — Это как? — недоуменно поднял брови Сергей. — Поясните, батюшка! — Дьявол — это опытный «психолог» с многотысячелетним опытом «работы» с человеком, весь жизненный опыт которого ограничен семью десятками лет или чуть большим сроком. Если бы Бог, по милости Своей, не держал дьявола «на коротком поводке», допуская ему искушать человека только в пределах возможности искушаемого своей свободной волей отвергнуть и победить это искушение, то не смог бы спастись от гибели ни один человек! И этот «рогатый психолог», видя склонности человека, предлагает ему такие именно искушения, которые наиболее соответствуют желаниям его сердца. Например, если человек склонен любить покой и комфорт, то дьявол и искушает его ленью и раздражением ко всему, что его комфорту и покою препятствует. И не будет настраивать такого человека на «трудоголизм». Если человек имеет склонность к плотским удовольствиям — чревоугодию, блуду, пьянству — дьявол будет стараться развивать в нём именно эти пороки, а не чрезмерное постничество, чванливость своим целомудрием или трезвенничеством. Если же он видит, что человек тянется к доброму и светлому, отвергает явные пороки и ищет Бога, дьявол подсовывает ему такую модель религиозной жизни, которая не только не соединит этого человека с Господом, но, напротив, ввергнет его в гарантированную погибель! Ищущему Бога человеку, дьявол как бы говорит: «Хочешь найти Бога — иди сюда!» — и подсовывает ему неисчислимое множество религиозных заблуждений, ведущих в сектантство, язычество или откровенный демонизм. Чего стоит только один сатанинский лозунг: «Бог должен быть в душе, а в Церковь ходить не надо!» Это при том, что Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»! Если же человек всё-таки находит путь к православию, воцерковляется и начинает учиться строить свои отношения с Господом на основе двухтысячелетней церковной традиции, то «рогатый психолог» и здесь не дремлет! У него на выбор множество вариантов путей ложного благочестия, идя которыми, человек становится полной противоположностью тому идеалу христианина, к которому его призывает Сам Христос!

http://azbyka.ru/fiction/rusak/

Возможно, недоверие к словосочетанию " православный психолог " происходить из-за выработанного представления о психологе, как специалисте анализирующем поступки, мысли (жизнь) клиента и дающего рекомендации по преодолению вызванных ими проблем. Иными словами, православный психолог может ассоциироваться с кем-то кто руководит, наставляет человека, помогает человеку прийти к Богу, с кем-то вроде духовника, или духовного наставника. Если работа православного психолога заключается в духовном руководстве, то это прямая подмена одной из главнейших функции священства. Как итог, выскажу уверенность, в том, что обращение к православному психологу, предпочтительней визита к психологу-атеисту, тут и спорить нечего. А если во время этого обращения, православный психолог, расскажет о несостоятельности светской психологии, приведет примеры простоты и ясности мыслей Святых отцов и на прямую отправит человека В Церковь к священнику, то это и просто прекрасно. Ангела-Хранителя! Спаси Господи! Приношу извинения, если мои мысли прозвучали осуждающе. и вышли за рамки рассуждения Ольга 3 декабря 2009, 23:48 Уважаемая Елена, вы написали: " Наверное все же я не сторонник православной психологии, как профессии, но, для самообразования, для того, чтобы научиться доносить свои взгляды до мирских людей это очень-очень интересно. " А кто же поможет вам самообразовываться, разобраться в хаотичном огромном море современной психологии, отделить ядовитое и опасное для души от полезного, если не будет профессиональных грамотных православных психологов? Елена 2 декабря 2009, 00:11 Не совсем согласна с тем, что к психологу обращаются многие. Может быть, это справедливо для Москвы?... Среди моих знакомых единицы обращавшихся к психологу, но очень многие верующие, и, слава Богу, все больше и больше становится таких людей. Радует, что в последнее время о вере много говорят знаменитые, сильные люди, спортсмены, например Федор Емельяненко, чемпион мира по боям без правил, он живет в нашем городе. Это очень помогает мне воспитывать сына-подростка в православной вере.

http://pravoslavie.ru/30225.html

И только те мои коллеги, которые разделяют такую нравственную позицию и конечно же духовную позицию. Те, кого мы называем христианские психологи, христианские психотерапевты, или духовно ориентированные психологи, такие психологи, как те, кто занимаются логотерапией, то есть последователи Виктора Франкла, например. Для них это очень важное понятие, хотя, строго говоря – это не психологическое слово, не психологическое понятие. А дело в том, что, если мы говорим о понятии «грех», мы говорим об уровне человека, который называется духовный уровень. Этот уровень, которым занимаются священники, это уровень, который ведет нас в церковь, который ведет нас к Богу, и строго говоря, этим не занимается психолог. А чем же занимается психологпсихикой, психологией человека, которая очень плотно подходит к понятию «души», то есть психолог занимается душевной сферой. Есть ли связь между духовным и душевным – любой христианин знает, что человек состоит грубо, говоря из трех уровней. Есть уровень физический, биологический, мы можем сказать. Есть уровень душевный – наши эмоции, наши мысли, часто наши поступки, которые порождаются нашими мыслями и эмоциями. Есть уровень духовный, нравственный, человеческий, человеческих устремлений, человеческих смыслов и ценностей. Так вершина человеческого бытия, которая устремлена к Богу. В том случае, конечно, если мы верующие люди. У человека неверующего – это тоже может быть вполне работающий уровень – это уровень нравственности, уровень ценностей, это уровень понятия добра и зла. И получатся, что эти уровни не разделимы, они сопоставимы и соотнесены. Должны быть соотнесены. Но очень часто происходит следующее – человек приходит в церковь и независимо от того, есть у него проблемы на психологическом уровне, или их нет, он считает, что психология не важна, не нужна и он ее отвергает, отвергая большую часть себя самого, то есть по сути дела перепрыгивая психологический уровень. Часто из этого вырастает такое понятие, как невротическая религиозность. А именно использование церкви в своих целях, ну конечно, если проблем нет, то человеку удается быть глубоко верующим религиозным человеком, если мы рассмотрим просто светскую ситуацию, то мы тоже увидим, не только негативную картину. Человек может быть нравственным, может быть он не ходит в церковь, но находится на пути к храму, но он, в общем, нравственный человек и понятия добра и зла четко разделяет. А может быть наоборот. Может быть понятие нравственности им трактуется, как нечто совершенно постороннее.

http://academy.foma.ru/category/psiholog...

– Люди приходят с горем в церковь. Но по адресу ли они обращаются? Ведь одно дело горе, и совсем другое – поиск Бога. Как здесь разобраться, границы полномочий священника? – Провести жесткую и однозначную границу между душевным, духовным и даже телесным всегда затруднительно. Психосоматика – это душевное или телесное? В горе и утрате в равной степени есть и душевный, и духовный аспект. Действительно, часто к священнику идут, как к психологу, который поможет осознать и пережить. Поэтому границу можно провести так: сопереживать, утешать, поддерживать может и психолог, и священник, и каждый из нас. Но продуктивнее работать совместно. В Москве достаточное количество приходов, в которых тандем священник-психолог уже реализован. Немало есть священников, которые осознают границу, оказывают человеку помощь в вопросах духовных, осуществляя душепопечение, но с психологическими проблемами отправляют к психологу. В горе есть аспект переживания, а есть аспект смысла. И последнее – это духовный аспект. Если мы говорим о человеке верующем, то помощь в осознании смысла, переживание горя с опорой на ту надежду и упование, которое дает нам вера – это больше к священнику. А вот непосредственная помощь в переживании, в работе горя, в переходе с этапа на этап, в проработке чувства вины, в канализировании агрессии на этапе обвинений – это работа психолога. Практикующий психолог умеет эмоции разряжать, умеет их направить, умеет вытащить человека из отчаяния, а иногда даже послужить громоотводом в негативных эмоциях. Я семь лет ратую за то, чтобы практическую психологию преподавали в семинарии, чтобы каждый будущий священник знал хотя бы азы практической психологии и психотерапии. Это было бы для священников одним из самых полезных знаний. Но пока на уровне церкви это не так, то границу я бы провела следующим образом: с вопросами о смысле и претензиями к Богу  – идите к священнику. С переживанием горя и чувствами отчаяния, безнадежности и вины – к психологу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyashhennik-i-gore/

Дмитрий Собриевский 14 июля 2020, 20:42 Замечательная статья! С одной стороны отец Димитрий предлагает понять, что данный вопрос не может обсуждаться с мipoм, но что это внутренний вопрос Церкви. Но с другой - что обсуждается он ради мipa. Лично для меня эта статья могла бы быть точкой в данном вопросе, но батюшка, по сути, дает повод предположить о возможности переименования катехизаторов (в широком смысле слова) в православных психологов. Если это ради " смягчения " дискусси, то можно постараться это предложение осмыслить. Но в этом процессе осмысливания будет смущать введение в " правовое поле " термина " психолог " . Мне трудно дается осмысление таких вопросов, не тот ум... Наталья 14 июля 2020, 20:05 Такое ощущение, что кроме прп.Паисия сейчас не издается (или не читается?) никакая другая аскетическая литература. Кирилл 14 июля 2020, 18:18 Батюшка, спасибо Вам! Мне добавить нечего даже если бы и очень захотел. Благослови Вас Господь! Екатерина М. 14 июля 2020, 16:38 Батюшка, дорогой, спасибо Вам! Спаси Вас Господь! Прекрасная статья! Просто слезы наворачиваются, как радостно слышать истинные, добрые слова. Слава Богу! Денис 14 июля 2020, 14:59 " Однако одно дело – знать падшего человека с его страстями, а другое дело – оказать ему реальную помощь, освободив от уз греха " пишет автор. Однако не от каждого греха можно освободиться, порою страсти слишком сильны. Так в Японии стирание родителями виртуального домашнего питомца тамагочи порою приводило к тому, что ребёнок убивал их и/или себя. В таком случае православный психолог поможет пациенту сжиться со грехом, а может и вовсе убедит его в том, что это не грех. Тем более, что действительно не всегда можно провести чёткую грань между греховной страстью и банальным недостатком. Да и нет на Земле совершенных людей. Денис 14 июля 2020, 14:46 Есть таинство исповеди, а есть искусство духовной беседы, которым хорошо владеющие священники в явном дефиците. Так как духовное и душевное в человеке тесно переплетены, то на приходе полезен православный психолог или хотя бы православный священник знающий азы психологической помощи.

http://pravoslavie.ru/132594.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010